leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Органы ОРД получают доступ к геолокации во внесудебном порядке – первое чтение

Органы ОРД получают доступ к геолокации во внесудебном порядке – первое чтение – Валерий Гартунг В законопроекте ни слова о поиске людей, только право правоохранительных органов получать информацию о любом человеке в том числе и не пропавшем – Сергей Иванов Мы зря ломаем копья и так получают
9. 546865-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части уточнения сведений, передаваемых оператором связи)
Документ внесли 12.09.18 Члены СФ В.И.Матвиенко, Л.Н.Бокова, И.А.Гехт, А.А.Клишас, А.А.Турчак; Депутаты ГД Т.В.Касаева, П.О.Толстой, С.Н.Коткин, Е.А.Митина (ЕР) .
Представила депутат Татьяна Касаева.
Член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Максим Кудрявцев.
Законопроектом предлагается:
1) Разделить сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи:
- к сведениям об абонентах отнести: ФИО абонента физического лица либо индивидуального предпринимателя, наименование (фирменное наименование) абонента – юр. лица, ФИО пользователя услугами связи абонента – юр. лица либо индивидуального предпринимателя, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование;
- к сведениям об оказываемых абонентам услугах отнести: сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в т.ч. о соединениях, трафике и платежах абонента, а также сведения о месте нахождения радиоэлектронных средств оператора связи, с помощью которых осуществляется подключение пользовательского оборудования абонента к сети подвижной радиотелефонной связи, и положении пользовательского оборудования абонента относительно радиоэлектронных средств;
2) Закрепить, что предоставление третьим лицам сведений об абонентах - физических лицах или пользователях услугами связи абонента - юр. лица либо индивидуального предпринимателя и оказываемых им услугах связи может осуществляться только с их согласия, выраженного посредством совершения действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление, в т.ч. с использованием сети «Интернет», а также федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Требования к форме и порядку предоставления такого согласия будут устанавливаться Минкомсвязью России;
3) Наделить органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, правом без судебного решения на основании мотивированного постановления одного из руководителей такого органа получать у оператора подвижной радиотелефонной связи сведения о месте нахождения радиоэлектронных средств оператора связи, с помощью которых осуществляется подключение пользовательского оборудования абонента к сети подвижной радиотелефонной связи, и положении пользовательского оборудования абонента относительно радиоэлектронных средств.
Первое чтение 307 0 4 15:32

Стенограмма обсуждения
9-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Татьяна Викторовна Касаева.
Касаева Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23 августа 2017 года, в котором предусмотрена подготовка положений о мерах по обеспечению оперативного поиска пропавших людей, путем определения местоположения принадлежащих им мобильных устройств на основе геолокационных данных.
По данным МВД, в России ежегодно в розыск объявляется около 60 тысяч человек.
До тысячи человек ежегодно погибает в лесу или иных труднодоступных местах. Порядка 90 процентов пропавших в момент исчезновения имеют при себе мобильный телефон, и он остаётся включенным в течение двух-трёх дней с момента начала поиска.
Законопроект вносит изменения в статью 53 Закона "О связи" и устанавливает следующие новеллы. Определяет механизм оперативного поиска пропавших людей путём определения местоположения принадлежащих им мобильных устройств на основе геолокационных данных. Во-вторых, успех поиска пропавших людей зависит от своевременности принимаемых оперативно-розыскных мер. Эффективным способом такового является поиск с помощью оперативно-розыскных мероприятий по нахождению абонента с помощью подвижной радиотелефонной ... сети.
Особенность законопроекта в том, что законопроект предоставляет право органам, которые ведут оперативно-розыскную деятельность, без судебного разрешения с помощью определённой процедуры операторам связи предоставлять определённый запрос, а те получают обязанность как раз вот эти сведения о нахождении абонента, о месте его последнего звонка представлять.
Необходимо отметить, что законопроект был внесён без учёта вступившего в силу федерального закона от 2 августа 2019 года, который уже предполагает поиск пропавших несовершеннолетних, был подготовлен Ириной Анатольевной Яровой. Поэтому мы видим, что от комитета авторам имеется ряд замечаний. Но, на наш взгляд и на взгляд комитета эти замечания на концепцию законопроекта не влияют, поэтому мы, если Государственная Дума поддержит законопроект концептуально в первом чтении, обязуемся эти технические замечания устранить.
Хочется напомнить, что законопроект имеет своей целью сохранить главное право человека — право на жизнь и использовать для этого все законные, легальные методы и дать органам внутренних дел право на оперативную реакцию на вот такие нестандартные ситуации.
Уважаемые коллеги, от авторов законопроекта прошу данную инициативу поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Татьяна Викторовна.
С содокладом выступает Максим Георгиевич Кудрявцев.
Кудрявцев М. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня в этом зале мы рассматриваем важный и значимый законопроект, который касается поиска пропавших людей.
Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи законопроект рассмотрел. Данный законопроект был внесён группой членов Совета Федерации и группой депутатов Государственной Думы, нашими коллегами.
Инициаторы законопроекта предлагают внести изменения сразу в два федеральных закона - это статья 53 Федерального закона "О связи" и статья 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Суть изменений в следующем. Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, без решения суда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения о месте нахождения радиоэлектронных средств оператора связи, с помощью которых осуществляется подключение пользовательского оборудования абонента к сети подвижной радиотелефонной связи и положений пользовательского оборудования относительно радиоэлектронных средств.
Юридическим языком текст законопроекта звучит так, как я сказал выше. Если перевести на более обывательский язык, то ситуация следующая: в пояснительной записке авторов законопроекта абсолютно справедливо и объективно приводятся цифры по гражданам Российской Федерации, которые ежегодно теряются - это десятки тысяч человек, причём отдельная часть этой категории находится в розыске и отдельная часть погибает.
Особо уязвимой категорией являются дети, больные люди, люди старшего поколения, пенсионного возраста. И если учесть наши огромные расстояния и сложные климатические условия особенно в зимний период, то крайне важно оказать им помощь в первые часы, так называемые "золотые".
С другой стороны, у каждого из нас есть мобильный телефон, на лицевой стороне этого устройства есть такие деления, которые показывают уровень мощности базовой станции. Мобильный телефон видит сразу несколько базовых станций и по техническим каналам связи определяет, где самая устойчивая качественная связь и закрепляет за собой какую-то базовую станцию. Эта информация уходит на контроллер и на коммутатор мобильного оператора, то есть, на ядро сети.
Дополнительно скажу, что на базовой станции есть направленная антенна, так называемые сектора, так вот ваш мобильный телефон закрепляется не только за базовой станцией, но и за конкретным сектором. Таким образом, на коммутаторе есть в режиме онлайн информация, к какой базовой станции в данный момент вы прикреплены и в каком направлении, и эта информация может быть крайне полезной при поиске пропавших людей.
Скажу еще дополнительно, что заряженный телефон может находиться полностью сутки или более на связи и, если даже потерявшийся человек ни разу не звонил по телефону, но он был включен, его можно таким образом отследить.
К законопроекту есть замечания, они отражены в заключении комитета, данные замечания могут быть устранены путем внесения соответствующих поправок. Также сообщу, что Правительство Российской Федерации законопроект поддержало, равно, как и он поддержан двумя профильными комитетами-соисполнителями — это Комитет по безопасности и противодействию коррупции и Комитет по финансовому рынку.
На основании вышеизложенного, комитет по связи поддерживает законопроект и рекомендует депутатам принять его в первом чтении.
Благодарю.
Председательствует Заместитель Председателя Государственной Думы И. В. Лебедев
Председательствующий. Спасибо, Максим Георгиевич. Есть желающие задать вопросы? Есть. Включите запись, пожалуйста. Покажите список. Иванов Максим Анатольевич. Иванов М. А. Спасибо.
Максим Георгиевич, у меня вопрос. А кто будет вообще контролировать предоставление третьим лицам наличие согласия и какую ответственность будут нести сотовые операторы в случае, если это согласие будет либо подделано, либо его не будет, и будет предоставляться? Я не говорю про оперативно-розыскную деятельность, я говорю про предоставление третьим лицам.
Спасибо.
Кудрявцев М. Г. В действующем законодательстве предоставление третьим лицам без согласия абонента запрещено.
В предложенной редакции авторы предлагают следующий алгоритм. При поиске пропавших людей по определённой процедуре, установленной Правительством Российской Федерации, органы, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью, вправе запрашивать информацию по месту положения пропавшего абонента у сотового оператора.
Председательствующий. Ющенко Александр Андреевич.
Ющенко А. А., фракция КПРФ.
Максим Георгиевич, один вопрос. С учётом того, что у нас зачастую принятые законы интерпретируются, так или иначе, разными правоохранительными органами по-своему, где гарантия того, что этот законопроект, закон, точнее, будет использоваться именно для того, чтобы найти пропавших без вести, а не просто граждан, которые будут, так или иначе, интересы правоохранительным органам? Спасибо.
Кудрявцев М. Г. Александр Андреевич, спасибо за вопрос.
На самом деле авторы законопроекта ничего принципиально нового не вносят. Я напомню вам о существовании статьи 64 Федерального закона "О связи", где чётко прописано, какие данные оператор должен хранить, в каком порядке и каким образом он их предоставляет организациям, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью.
В данном законопроекте и лишь конкретизируется конкретный случай, где органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, даётся дополнительный механизм по поиску пропавших людей, запрашивать такую информацию без решения суда.
Председательствующий. Брыкин Николай Гаврилович.
Брыкин Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Игорь Владимирович.
У меня вопрос к докладчику. Максим Георгиевич, смотрите, вот наделить органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность с правом без судебного решения. Вот закон об ОРД, там чётко прописано, какие права имеет, и когда нарушаются конституционные права гражданина. А почему должно судебное решение?
В данном случае я вижу угрозу, то, что в этом случае будет злоупотребление, и будут проводить всевозможные факты установления заказа, и я как-то вот опасаюсь этого момента. Вот поясните, пожалуйста.
Кудрявцев М. Г. Да, в действующем законодательстве конкретно порядок прописан, этот механизм работает, поэтому за его нарушение предусмотрена ответственность. Ну и вот авторы пусть продолжат тоже.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Спасибо.
Вострецов Сергей Алексеевич.
Вострецов С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Да, Максим Георгиевич, цифры, конечно, вы назвали, пугающие, десятки тысяч людей, за каждым конкретным случаем это, конечно, стоят судьбы людей, это большая трагедия для семьи, для близких. А что, сейчас есть какая-то проблема? То есть что-то мешает в нашем законодательстве поиску этих людей оперативному для органов, то есть отслеживать по связи? В чём конкретная проблема на сегодня состоит?
Кудрявцев М. Г. Цифры действительно впечатляющие, большие и крупные, они настораживают. В пояснительной записке авторов приводится, 120 тысяч граждан теряется каждый год, и порядка тысячи из них погибает. Поэтому механизм востребования данных такой есть. Мы не так давно принимали закон в отношении несовершеннолетних, который существенно эту процедуру упрощает. В данном конкретном случае авторы предлагают, вот в таких случаях пропавших людей, применять процедуру без решения суда. То есть это упрощённая процедура, которая может в самый "золотой час", учитывая нашу климатику, наши расстояния получить оперативные данные по определённому алгоритму, который чётко прописан правительством, и за его нарушение действующим законодательством уже предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
Председательствующий. Спасибо.
Боярский Сергей Михайлович.
Боярский С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Я хочу сказать, что комитет, конечно же, поддержал, идея правильная. Главное, я повторю мысли своих коллег, чтобы не было злоупотреблений. Мы, к сожалению, сталкиваемся с фактами злоупотреблений в самых разных проявлениях. И нужно, наверное, подумать об ужесточении контроля за такими действиями и ответственности в случае, если они будут использованы не по назначению. Это скорее реплика, чем вопрос. Но если есть желание у авторов, я бы хотел послушать их предложения.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Ну, может быть с заключительным словом... Пожалуйста, можно сейчас, Максим Георгиевич.
Кудрявцев М. Г. Да, мы разделяем вашу озабоченность, комитет подробно концепцию законопроекта рассмотрел. В ходе дискуссии были высказаны замечания, есть замечания со стороны правительства. Поэтому мы полностью поддерживаем тезис о том, что создание возможностей должно быть таким, чтобы эта возможность была без вреда. То есть ещё очень концептуально мы будем просматривать законопроект, смотреть поправки. И поэтому всех приглашаем для совместной работы и обсуждения.
Председательствующий. Спасибо.
Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
У меня к представителю комитета вопрос. Вы в своём заключении прописали, что, скажем так, проблемы.
которые пытаются решить этим законопроектом, они уже урегулированы в действующем законодательстве, когда касается вопроса: поиск людей. В редакции, предложенной авторами, там ни слова о поиске людей. Там просто безусловное право оперативных служб получать информацию о любом гражданине, который даже не потерялся никуда. Вот вы объясните, зачем это-то делать?
Кудрявцев М. Г. Если внимательно почитать текст законопроекта, то там четко прописано, что алгоритм получения таких сведений будет определяться Правительством Российской Федерации. Поэтому на этапе подготовки законопроекта необходимо этот документ отследить, я с вами полностью согласен, и в действующей редакции нет возможности получать вот такие оперативные данные по геолокации абонента без решения суда.
Единственное исключение, это мы приняли законопроект Яровой, о котором сегодня говорилось, там такая процедура есть, она технически реализуется немножко по-другому, но в первые двое суток поиска есть возможность получить оперативно данные по геолокации несовершеннолетних, я акцентирую на этом внимание.
Здесь же авторы расширяют спектр и предлагают не только по несовершеннолетним, но и по всем категориям граждан, которые потерялись. Ну а в дальнейшем, ещё раз повторюсь, приглашаем всех на площадку комитета со своими предложениями для подготовки законопроекта ко второму чтению.
Председательствующий. Докладчику, Татьяне Викторовне Касаевой, включите микрофон.
Касаева Т. В. Спасибо, Иван Иванович. Позвольте, я тоже Валерию Карловичу отвечу.
Не могу согласиться с тезисом о том, что вообще ни слова в законопроекте нет о поиске людей. Это не так. Мы носим изменения в статью 8 закона об оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с которой получение указанных сведений будет осуществляться без судебного решения, это действительно так, но на основании мотивирующего постановления одного из руководителей органов, осуществляющих ОРД, оперативно-розыскную деятельность. И в основании всего этого мы показываем часть вторую статьи 7 закона об оперативно-розыскной деятельности. Если вы эту норму открываете, вы как раз увидите: поиск пропавших без вести людей.
Спасибо за вопрос.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления. Спасибо, Максим Георгиевич. Покажите список.
Березуцкий Юрий Николаевич. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступление.
Березуцкий Ю. Н., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Я благодарен коллегам за то, что мы с вами последовательно делаем абсолютно правильные и логически обоснованные шаги, и рассматриваем сегодня этот законопроект после того, как подписанный Президентом Российской Федерации на ту же тему Федеральный закон 311-ФЗ "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", который позволит использовать данную геолокацию в розыске пропавших детей.
Законопроект, если коротко обобщить то, о чём говорим, уточняет понимание сведений, передаваемых оператором связи. Они должны позволить идентифицировать абонента или его конечное оборудование, то есть здесь мы эти моменты должны видеть.
Второе. Законопроект прописывает процедуру использования сведений о месте нахождения абонентов в сети подвижной радиотелефонной связи. Конечно, странно, что пока ещё на сегодняшний момент не урегулирован должным образом порядок оперативного получения таких сведений от правоохранительных органов, ну, мы идём впереди, проявляем эту инициативу.
Нельзя же считать оптимальным процедуру обращения в суд в чрезвычайных ситуациях за разрешением использовать сведения о месте нахождения абонента в сети подвижной радиотелефонной связи. Это парадокс, который не укладывается в понятия здравого смысла.
Ну, и наконец, третье, вокруг, собственно говоря, чего и возникла дискуссия, что законопроект закрепляет порядок выражения согласия абонента на передачу третьим лицам сведений о себе способом, однозначно который идентифицирует объект и позволяет достоверно установить его выявление.
Да, можно ещё, конечно, поспорить, и нужно поспорить на площадке комитета про особенности выполнения организацией оперативно-розыскной деятельности. Надо говорить о том, что требования к форме и порядку предоставления такого согласия будут устанавливаться в том числе и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Но предмет спора по вот этому направлению, по третьему, он не должен застилать нам глаза, главная цель данного законопроекта - это спасение жизни людей.
Я думаю, что, коллеги, сделаем мы сегодня с вами совершенно обоснованный следующий логически обоснованный шаг - поддержим данный законопроект. Дискуссию надо продолжать, она имеет место быть.
И фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает представленный на обсуждение законопроект и просит депутатов Государственной Думы проголосовать за него в первом чтении.
Благодарю вас.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Николаевич. Рыжак Николай Иванович, пожалуйста.
Николай Иванович, от фракции? От фракции поставьте, пожалуйста. Рыжак Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Ну почему у нас такая реакция вполне обоснованная с элементами озабоченности? Потому что любое решение, когда мы принимаем и наделяем органы внесудебными полномочиями, у нас совершенно очевидно всплывают многие памятные нам времена. Это действительно так.
Поэтому вот мне кажется, что вот этот законопроект должен обсуждаться с обязательным присутствием представителей наших фискальных служб, правоохранительных органов, потому что он действительно напрямую затрагивает права, и их права на проведение оперативно-розыскной деятельности, права граждан на защиту и так далее. Вот я удивлен, почему их нет.
Поэтому мне кажется, что профильному комитету необходимо в процессе доработки законопроекта обязательно осуществлять это в контакте с заинтересованными органами.
Теперь вот Татьяна Викторовна совершенно справедливо ответила моему коллеге, у нас во фракции действительно была определенная полемика, определенные озабоченности.
Вот мотивированное постановление органа, который должен вести розыск, вот здесь должна быть приведена максимально доступная информация относительно оснований для проведения вот этих функций по розыску.
Почему? Потому что не всегда орган оперативно сам реагирует. И если мы говорим, что нет контроля, контроль должен быть, поэтому в этом мотивированном постановлении обязательно четко должно быть сформулировано, когда была получена первичная информация, какие основания легли в основу подготовки этого документа, кто уполномочил, откуда эта информация, насколько своевременно сам орган принял решение о вынесении подобного постановления. И вот этот документ тоже надлежит нам обязательно проконтролировать. Не исключено, что проволочки порой сопровождают и деятельность наших правоохранительных органов. То есть это должно тоже ложиться как элемент контроля.
Ну и второе. Конечно, каждый из нас понимает, что любая секунда, любая минута, она при подобных решениях очень дорога, поэтому я думаю, что необходимость поддержать концепцию, она, конечно, обоснованная, это надо делать, но мы видим те многие технические и принципиальные вопросы, которые всё-таки высказали мои коллеги, и Максим Георгиевич, конечно, достойно отвечал, но согласился с тем, что законопроект надо, конечно, заинтересованно доработать.
А то, что он выходит за рамки поиска пропавших детей, это очевидно. Он, конечно же, распространяется и на другие факты, когда мы наделяем наши органы вот этими, я бы сказал, действительно внесудебными полномочиями, но здесь все должно быть оправдано и мотивировано. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Николай Иванович.
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
Гартунг В. К. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги! Николай Иванович позицию фракции изложил, мне здесь добавить нечего. Мы поддержим в первом чтении, но если ко второму чтению действительно будут сняты наши вопросы, опасения, то тогда можно и дальше его поддерживать.
Но обращаю внимание, вы, отвечая на мой вопрос, сказали, что статья 8 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" как раз идет... речь идет о пропавших людях. Нет, неправда, статья 8 - это условия проведения ОРМ. Я не поленился, посмотрел закон.
А вот статья 7, где ссылка на обоснование, пункт 4, здесь речь идет о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов. Это можно по-разному трактовать неопознанный труп где-то нашелся, а вдруг запрашивают информацию о каком-то здравствующем лице и все по закону, обоснование есть, обращаю ваше внимание. Дьявол, он в деталях.
Поэтому просьба как бы всё-таки ко второму чтению доработать текст закона, чтобы он не давал более широких полномочий, чем запрашиваемые для поиска пропавших людей.
Комитет в своем заключении указал, что па самом деле, если речь идет о пропавших людях, да, если речь идет о детях, то, собственно говоря, это уже было урегулировано законом, который только что вступил в силу. Возьмите, распространите его и добавьте одно слово, не только несовершеннолетних, но и совершеннолетних, или "несовершеннолетних" слово уберите и всё. И на всех людей будет распространяться. Зачем тогда такие широкие полномочия давать? Я не понимаю. Потому что вот эта норма, я ее буквально прочитал сейчас, она применяться может к любому человеку.
Поэтому, коллеги, я сильно удивлюсь, если в такой редакции он пройдет и правоохранительные органы не будут его применять в полном объеме. То есть они так и будут его применять, дескать, ну, вот где-то труп же обнаружили, давайте-ка мы поищем геолокацию, где у нас те или иные граждане находились в тот момент. Очень интересно. Без судебного решения. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович. Иванов Сергей Владимирович с места, включите микрофон. Иванов С. В., фракция ЛДПР.
Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, то есть здесь как бы две вещи в этом законопроекте.
С одной стороны, как правильно сказал докладчик, жизнь - самое дорогое. Но с другой стороны, у пас, ведь никто не отменял гарантию неприкосновенности личной жизни. И именно в этом и кроется вопрос. Ну, поверьте мне, что мы сейчас зря копья ломаем по двум причинам.
Во-первых, в соответствии с положениями о содействии оперативно-розыскными мероприятиями операторы связи и так оказывают подобные услуги и сообщают в случае поступления запроса о том, куда заходил человек, что он смочрел, на каком сайте был и так далее. Это первое.
Второй момент. Что касается детей, я полностью согласен. Любой нормальный родитель, если, не дай бог, его чадо не вернулось с прогулки или ещё откуда, тут же начинает бить во все колокола. Когда у нас объявляют человека пропавшим без вести, то есть человек может два, три, четыре дня не находиться дома, будут считать, что он туда пошёл, сюда пошёл и только после этого могут обратиться в соответствующие органы, когда батарейка телефона давным-давно уже перестанет вырабатывать электроэнергию, и это абсолютно ни чему не поможет.
И третий момент. Я боюсь, что здесь как бы мы, так скажем, не поставили всех наших граждан в очень неудобное положение, потому что статьёй 1 этого законопроекта операторам связи вменяется в обязанность при заключении договора об обслуживании у граждан брать согласие о том, что их данные персональные будут без их согласия предоставляться третьим лицам, а в случае отказа такого согласия с ними договор заключаться на обслуживание связи не будет, и это очень, кстати, неплохое... вернее, очень плохое свойство. Поэтому ко второму чтению, наверное, здесь можно будет добавить только одно, что операторы связи в случае получения такого запроса от соответствующих органов обязаны будут незамедлительно поставить в известность то самое лицо, про которое эта информация как раз и запрашивается. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Владимирович.
Татьяна Викторовна будете выступать?
Депутату Касаевой включите микрофон, пожалуйста.
Заключительное слово докладчика.
Касаева Т. В. Спасибо, Иван Иванович.
Спасибо, уважаемые коллеги, за такую дискуссию, потому что, поверьте мне, готовя законопроект, мы тоже много спорили и понимали, что вопрос личных данных, он касается каждого из нас.
Мне очень хочется сказать спасибо Николаю Ивановичу Рыжаку, потому что он всё-таки помог мне дать в пояснении, что такое "мотивированное постановление", что не телефонный звонок, а в установленной форме запрос должностного лица.
Что касается тезисов Валерия Карловича, давайте всё-таки ещё раз посмотрим статью 7 закона об ОРД и пункт 2 подпункт 4, звучит именно так: "о лицах без вести пропавших, и об обнаружении трупов". Это немножко разные составы, в том числе правоотношений ...
Поэтому давайте не будем эти понятия подменять, мы о совсем разных вещах говорим.
Коллеги, говоря о безопасности, о безопасной передаче вот этих самых данных, мы как-то забываем, что в современном законодательстве уже существуют санкции, которые наступают в случае, если должностное лицо или уполномоченное лицо нарушило чьи-то права как раз в указанной сфере, я хочу о них напомнить.
Вот есть, например, у нас Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", там есть статья 17, которая так и звучит: "Ответственность за правонарушение в сфере информации, информационных технологий и защиты информации".
И пункт 1 этой статьи нам говорит, что нарушения требований настоящего федерального закона, а там как раз всё об информации, влечёт за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Если мы будем говорить об Уголовном кодексе Российской Федерации, что там есть статья 138: "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных или иных сообщений".
И пункт 2 этой статьи напоминает нам, что деяние, совершённое лицом с использованием своего служебного положения в этой части, для лица наступает ответственность в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, в размере заработной платы или иного дохода за период от года до двух лет, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до четырёх лет, либо арестом на срок до четырёх месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет.
Мы в санкцию изменения не вносим, ибо потому что меры ответственности за правонарушения в этой сфере уже законом предусмотрены.
Если говорить о Кодексе об административных правонарушениях, то, например, есть такая норма, статья закона 13.11: "Нарушение законодательства в области персональных данных", там целый перечень санкций. Вот, например, пункт 3 говорит, что невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных, обязанности, наступает ответственность и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 700 до 1500 рублей, на должностных лиц от 3 тысяч до 6, на индивидуальных предпринимателей от 5 до 10 тысяч, на юрлиц от 15 до 30 тысяч рублей и так далее. То есть законодательство санкции уже определенные содержит.
Вместе с тем, коллеги, нельзя не сказать, что нормы аналогичные уже действуют, что существует механизм поиска несовершеннолетних лиц уже сейчас. Но здесь мы должны все-таки с вами понимать, что сейчас действует норма, где необходимо разрешение родителей или законных представителей, которые могут быть не всегда рядом, а действия должны быть оперативные и очень быстрые.
Вместе с тем нельзя не согласиться с вашими замечаниями, я думаю, мы с коллективом авторов обязательно учтем их ко второму чтению. А концепцию законопроекта я прошу поддержать, ведь главное для нас с вами конституционное право наших граждан - право на жизнь.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Татьяна Викторовна. Максим Георгиевич, депутату Кудрявцеву включите микрофон, заключительное слово содокладчика. Кудрявцев М. Г. Очень кратко.
Хотел бы всех коллег поблагодарить за продуктивную дискуссию, ждем ваши предложения поправок на площадке комитета. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, обсуждение завершено.
Ставлю законопроект на голосование.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 32 мин. 12 сек.)
Проголосовало за 307 чел 68,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось
.4 чел 0,9 %
Голосовало 311 чел.
Не голосовало 139 чел 30,9 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments