leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Исключение обязанности по размещению сведений о закупках в рамках ГОЗ – первое чтение

Исключение обязанности по размещению сведений о закупках в рамках ГОЗ – первое чтение – Гартунг если примем без поправок, убьет конкуренцию – Онищенко У нас есть основания обвинить США в накоплении биологического оружия – Александр Шерин Лидер экспорта вооружений США 37 млрд долл., РФ 14 в два-десять раз дешевле, но США свое навязывает. У нас уникальное и среди кого проводить торги? Стратегически верное решение закрыть все эти торги
11. 711277-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в части исключения обязанности по размещению сведений о закупках в рамках государственного оборонного заказа)
Документ внесли 16.05.19 Депутаты ГД В.В.Гутенев, А.А.Максимов, С.В.Чижов, И.В.Сапко, И.М.Гусева, Г.Г.Онищенко, М.П.Беспалова, У.М.Умаханов, А.Н.Козловский, М.А.Чернышев, А.Н.Красноштанов, П.О.Толстой, Д.Б.Кравченко, Г.А.Карлов, Н.В.Говорин и др. (ЕР).
Представил депутат Владимир Гутенев.
Член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский.
Законопроектом предлагается предусмотреть возможность осуществления закупок закрытым способом в рамках выполнения государственного оборонного заказа в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, а также разработки, производства и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры, а также неразмещение информации о таких закупках в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Первое чтение 377 0 1 16:01

Стенограмма обсуждения
11-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Докладывает Владимир Владимирович Гутенев.
Гутенев В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона 711 277-7 "О внесении изменений в закон "О закупках товаров, работ, услуг" (в части исключения обязанности по размещению сведений о закупках в рамках государственного оборонного заказа). Законопроектом предлагается исключить обязанность со стороны исполнителей ГОЗа по размещению в единой информационной системе госзакупок в открытом доступе сведений о закупках, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружений и военной техники, а также разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры. Это связано с тем, что исполнители ГОЗа, как правило, являются компанией с государственным участием. И для выполнения гособоронзаказа осуществляют закупочную деятельность в соответствии с 223-им федеральным законом. И в соответствии с 223-им федеральным законом предусмотрен запрет на размещение в сети "Интернет" сведений о закупках, составляющих государственную тайну.
Вместе с тем, не все закупки в рамках ГОЗа непосредственно содержат сведения, составляющие государственную тайну. У исполнителей государственного оборонного заказа при размещении заказов на закупки комплектующих по 223-му федеральному закону, в рамках "юбки" кооперации гриф "секретности" отсутствует. При этом размещение в открытом доступе совокупных сведений о закупках при исполнении государственных контрактов, то есть по сути составных элементов технического задания может повлечь при определённом уровне анализа открытых источников раскрытие секретной информации.
Ситуация усугубляется тем, что государственные контракты в сфере ГОЗ имеют идентификатор, который необходимо указывать при закупке по всей кооперации. То есть в принципе можно чётко определить даже не саму продукцию, а количество этой продукции, которая изготавливается.
Также следует отметить, что в конце прошлого года были приняты изменения в закон "О гособоронзаказе", которыми была исключена обязанность государственных заказчиков по размещению в единой информационной системе государственных закупок документов по разработке, утверждению и ведению планов закупок, а также планов-графиков закупок в рамке ГОЗ, которые были предусмотрены 44 Федеральным законом. Как раз данный проект федерального закона и является его продолжением.
Ну, кроме того, надо упомянуть, что законопроект направлен на реализацию поручений президента по диверсификации Оборонно-промышленного комплекса.
Учитывая действия международных санкций в отношении предприятий ОПК, раскрытие сведений о закупках исполнительной ГОЗ фактически означает разглашение в открытом доступе информации о взаимодействии поставщиков с лицом, включенным в санкционные списки, что, конечно, повлечет за собой негативные последствия.
По законопроекту получено положительное заключение Правительства Российской Федерации, Главного правового управления Президента Российской Федерации.
Коллеги, прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович.
С содокладом от Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству выступит Александр Николаевич Козловский.
Козловский А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, в настоящее время в 223 Федеральном законе предусмотрено, что закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка, осуществляемая закрытым способом, проводится, в том числе, в случае если сведения о такой закупке составляют государственную тайну.
Законопроектом предлагается распространить данную норму и на закупки, проводимые в рамках гособоронзаказа относительно заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружений, военной и специальной техники, а также разработки производства и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры.
Также предлагается исключить обязанность таких заказчиков размещать сведения в единой системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, предлагаемое законопроектом ограничение круга лиц, обладающих сведениями о закупках, осуществляемых в рамках гособоронзаказа, позволит сделать более безопасным выполнение организациями ОГГК государственного оборонного заказа. Вместе с тем комитет отмечает, что отдельные положения законопроекта требуют дополнительного обсуждения и доработки при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Комитет Государственной Думы по экологической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Александр Николаевич.
Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Шеремет Михаил Сергеевич.
Шеремет М. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович!
Вопрос к докладчику. Уважаемый Владимир Владимирович, каким образом при осуществлении закупок закрытым способом в рамках выполнения государственного оборонного заказа будет обеспечиваться эффективность расходования бюджетных средств? Спасибо.
Председательствующий. Депутату Гутенёву включите микрофон. Пожалуйста.
Гутенев В. В. Дело в том, что существует установленная рентабельность, которая в рамках ГОЗа, коллеги, в этом году вообще, откровенно говоря, стремится к нулю, поскольку не был компенсирован НДС, увеличение НДС. И поэтому данный законопроект к эффективности использования бюджетных средств в рамках гособоронзаказа, на мой взгляд, не имеет прямого отношения.
Председательствующий. Спасибо.
Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, а вот требования Министерства обороны об окрашивании средств гособоронзаказа и система как они секретностью координируются, если всё можно проследить по банковским проводкам? Спасибо.
Председательствующий. Депутату Гутенёву включите микрофон.
Гутенев В. В. Ну, вы знаете, я считаю, что касается банковских проводок, то в системе гособоронзаказа участвуют специально уполномоченные банки, и разработанная система сопровождения контрактов, в том числе и присвоения уникальных кодов, на мой взгляд, полностью исключает техническую возможность эти сведения использовать, за исключением тех, которые в открытом доступе.
И поэтому тот законопроект, который мы с коллегами сегодня предлагаем вашему вниманию, как раз и должен исключить возможность ... поставщиков, то есть когда секретных сведений не содержится, но тем не менее их аналитический анализ может дать дополнительную чувствительную информацию, которая будет использована в рамках санкционных мер, вот таким образом мы и пытаемся купировать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. У меня к Александру Николаевичу Козловскому.
Вот комитет поддержал, при этом сказал, что есть замечания. Во-первых, что это за замечания ?
И второй вопрос. А каким образом конкурентные процедуры будут все-таки проводиться? То есть мы конкуренцию при закупках каким образом обеспечим, если мы полностью уберем из открытого доступа информацию об организуемых закупках? Спасибо.
Председательствующий. Центральную трибуну включите, пожалуйста.
Козловский А. Н. Ну то, что касается гособоронзаказа, то Владимир Владимирович уже пояснил, каким образом это будет организовано.
Что касается замечаний, то они чисто касаются еще раз возможности все-таки обсудить, каким образом, действительно, как вы сказали, оставить конкуренцию и выделить какие-то моменты, которые не требуют вот сокрытия этой информации.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович.
От фракции, Валерий Карлович? От фракции поставьте, пожалуйста.
Гартунг В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, закон очень короткий, но чрезвычайно важный. И если мы вот в буквальном смысле его примем без поправок, то он фактически убьет всю конкуренцию в оборонном комплексе и похоронит надежды на выполнение задания, которое дал президент ВПК по диверсификации, потому что если будет убита конкуренция, то продукция ВПК будет просто неконкурентоспособна на гражданских рынках.
Конечно, это не единственная проблема, которая препятствует диверсификации ВПК, и, пожалуй, самой, более важной задачей является изменение режима ценообразования ВПК. Владимир Владимирович сказал уже об этом, что сегодня рентабельность выполнения госзаказов в ВПК стремится к нулю, и с этим что-то нужно делать. И, к сожалению, путь, когда мы просто закрываем конкуренцию и, скажем так, даем возможности внутри вот этих цепочек как-то зарабатывать, это не тот путь, потому что фактически за все будет платить государство, то есть граждане, то есть налогоплательщики.
Да, безусловно, в рамках международных санкций нам нужно обезопасить поставщиков ВПК, чтобы у нас, скажем так, мы не только лишались зарубежных поставщиков, которых мы сейчас лишаемся из-за боязни попасть под американские санкции, но ещё и можем лишиться российских поставщиков.
Да, проблема есть, мы согласны с тем, что нужно в первом чтении этот закон поддержать. Я сегодня... Я сейчас позицию фракции высказываю. Но вместе с тем нужно подумать во втором чтении, каким образом всё-таки ограничить применение этой нормы, чтобы всё-таки конкуренция среди поставщиков второго, третьего уровня, она существовала.
Может быть, не всю информацию размещать в открытом доступе, которая... убрать ту информацию, которая могла бы идентифицировать конечного получателя, Владимир Владимирович об этом сказал, что можно по вторичной информации, проанализировав её, понять вообще размеры гособоронзаказа. Да, действительно, какие-то, может быть, сведения скрыть, но полностью закрывать информацию о размещении этих заказов нельзя. Ещё раз хочу сказать, мы полностью убьем конкуренцию, и мы в конечном итоге отменим эту норму, мы обязаны будем снова вернуться.
Мы это уже проходили, когда вся цепочка поставщиков в гособоронзаказе была вне конкуренции, у нас, скажем так, просто космические цены были на обычную автомобильную технику, которая и в гражданском исполнении, и в военном исполнении мало, чем отличалась. Отличие у нее было только одно -трехкратное по цене. Вот если мы хотим к этому прийти, то, наверное, давайте мы все закроем.
Поэтому еще раз хочу сказать, действительно проблема есть. В первом чтении мы поддержим этот законопроект. Но во втором чтении нужно его действие ограничить и всё-таки оставить место для конкуренции, потому что, еще раз повторю, если мы будем исключать полностью конкуренцию, мы никогда не диверсифицируем наш ВПК и задачу, поставленную президентом, мы не выполним. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович.
Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста.
Онищенко Г. Г. Спасибо, Иван Иванович. Глубокоуважаемые коллеги, практика и методология сохранения государственной тайны предусматривает такое понятие, как раскрытие государственной тайны по совокупности сведений. Я бы всем сомневающимся рекомендовал прочитать очень одну специфическую статью, которую мы сделали с Министерством обороны нашей страны, где проанализировали вес открытые публикации, открытые публикации в доступе содержащихся научных статей в привязке к конкретным военным специалистам, работающим в тех или иных институтах, занимающихся биологической безопасностью.
И по совокупности этого анализа, а он вышел в этом году, у нас есть все основания обвинить Соединенные Штаты Америки в нарушении конвенции о разработке и накоплении биологического и токсинного оружия, которую они подписали в 1972 году. Вот это очень яркий пример, когда вот такая совокупность данных раскрывает всё.
А здесь и того хуже, здесь до грамма можно посчитать все составляющие тех изделий, которые работают на нашу оборону. Поэтому все сомнения относительно там закрытости и отсутствия конкуренции с лихвой перекрываются тем, что не надо сегодня ни содержать разведданные, просто анализировать всю ту информацию, которая есть, а тем более в привязке к конкретным закупкам.
Поэтому этот закон очень важен, очень нужен и отстаёт по своей актуальности, по меньшей мере, лет на 10. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Геннадий Григорьевич.
Ветлужских Андрей Леонидович.
Ветлужских А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При рассмотрении этого закона мы действительно ставим на весы два момента. С одной стороны, это безопасность и непопадание наших предприятий под санкции, а на этих предприятиях работают люди. А с другой стороны, это снижение себестоимости через технологию публичной информации и конкурентности.
Понятно, что для нашей страны, особенно с учётом санкций и необходимости сохранения и предприятий, и рабочих мест, перевешивает больше важность сохранения государственной тайны и сохранения наших предприятий. А обеспечение снижения себестоимости действительно может решаться не только путём публичного опубликования информации. Это и путём чёткого контроля ценообразования и путём обеспечения внутренней конкуренции через предложения различным предприятиям, производящим те или иные комплектующие, внутри государственного заказа или иными приказами и нормативными актами Министерства обороны.
С учётом вышеизложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает предложенный законопроект.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Леонидович. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. От фракции выступление. Шерин А. Н., фракция ЛДПР.
Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит данную законодательную инициативу, так как это ложится в канву нашей идеологии, об этом неоднократно мы говорили с трибуны Государственной Думы, и мною также направлялись неоднократно депутатские запросы в различные профильные министерства и ведомства с просьбой рассмотреть вопрос о закрытии данных статей расходов данных вопросов, связанные с гособоронзаказом.
А теперь, уважаемые коллеги, по порядку. Те, кто опасается того, что якобы отсутствие конкурентности из-за того, что мы закроем в закрытые торги гособоронзаказ, хотел бы вам привести печальную статистику, что, несмотря на то, что сегодня это проводится открыто, большинство предприятий в Российской Федерации всё равно, к сожалению, закрываются, то есть это не приводит к наличию так называемой "конкуренции", которая приводит к сохранению рабочих мест на предприятиях, увы.
Что не скажешь о предприятиях военно-промышленного комплекса, вот эти предприятия стабильно получают государственный оборонный заказ и, благодаря этому, эти предприятия получают и прибыль, и сохраняют рабочие места.
Второй вопрос, касаемый конкуренции. Мы, уважаемые коллеги, не то, что конкурируем внутри Российской Федерации, мы конкурируем на международном рынке. Вот приведу вам цифры за 2018 год. На первом месте по экспорту вооружения у нас сегодня стоят США - это более 37 миллиардов долларов, на втором месте Российская Федерация, с объёмом 14,5 миллиарда долларов США.
То есть наша продукция конкурентоспособна по сравнению с продукцией, которую производят в Соединённых Штатах Америки, по некоторым показателям в два раза дешевле наша продукция, по некоторым видам продукции в десять раз дешевле.
Несмотря на это, Соединённые Штаты Америки лидируют по объёму продаж, не потому что наша продукция хуже по качеству, а потому что они её навязывают своим так называемым "партнёрам".
Вдумайтесь в цифру: только в 2017 году только Саудовская Аравия закупила у США военной техники на 110 миллиардов долларов, только одно государство. При этом ещё раз повторю: США в 2018 году продают вооружений и техники на сумму 37 миллиардов долларов.
Так вот наши уникальные предприятия являются обладателями уникальных технологий в штучном варианте, то есть, есть предприятие, которое в единственном числе производят ту или иную продукцию, мы не будем её раскрывать.
Существуют, конечно, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, которые получают соответствующий заказ, но, сделав новое открытие в области военно-промышленного комплекса, эту продукцию может изготовить только одно предприятие, которое является государственным. И проводить торги среди кого? Мы проводим торги, обозначая на открытых аукционах практически нашим конкурентам, нашим стратегическим врагам, какую продукцию, в каком объёме мы планируем создавать? Естественно существует намерение проводить эти торги на закрытой площадке, на которой будут зарегистрированы те предприятия, которые потенциально способны эту продукцию производить.
По сути дела, заказывать те или иные ракетные комплексы, которые производит одно предприятие для того, чтобы создать эти ракеты, мы вынуждены заказывать комплектующие в других предприятиях, но, исходя из того, что денежные средства ограничены именно на этот гособоронзаказ и как вы коллеги, уже сказали, они окрашены, то комплектующие будут заказывать на смежных предприятиях именно в том объеме, который необходимо для того, чтобы дать конечную продукцию. И не раскрывая количество ракет, которые мы хотим построить, грубо говоря, в 2020 году, по комплектующим, как уже коллега говорил, можно вычислить, какое количество ракет мы будем поставлять, а соответственно, а какое количество подразделений мы будем перевооружать.
Поэтому это абсолютно верное стратегически грамотное решение закрыть все эти торги на закрытую площадку для того, чтобы, в том числе, не подставлять наших потенциальных партнеров, которые боятся санкций.
Вот здесь коллега говорил по поводу связи на территории Крыма, Севастополь, но наши сотовые операторы и наши банковские сети боятся санкций и на нашей же собственной территории не открывают соответственно структурных подразделений, так чего же мы хотим от наших зарубежных партнеров.
Поэтому, закрыв все эти торги естественно очень много закрытых статей, о которых мы с вами не знаем и эти вопросы все равно контролируются, чтобы эти деньги тратились по назначению, эти деньги тратились с большим эффектом.
Поэтому я считаю, что в этом плане конкуренция ни в коем случае не нарушится, потому что наш самый главный конкурент это по продаже вооружения США и мы же не можем на международный рынок продавать то же самое военное имущество или технику по цене, которая будет, грубо говоря, дешевле, нежели та цена, по которой мы эту технику и вооружение поставляем на внутренний рынок. Поэтому в этом плане мы уже конкурируем и предприятия, которые мы закрываем, таким образом, мы дадим возможность без каких-либо обходных путей, тех, кто пытается преодолеть санкционные барьеры, напрямую на закрытой площадке поставлять нам комплектующие, тем самым мы, наоборот, добьёмся снижения стоимости и конечной продукции.
Поэтому, уважаемые коллеги, я прошу вас без каких-либо опасений поддержать этот законопроект, фракция ЛДПР его поддержит. Мы должны закрыть все наши стратегические закупки, чтобы наши конкуренты этого не знали. Таким образом, мы сохраним и рабочие места, и мы сможем более эффективно использовать те денежные средства, которые будут запланированы по Гособоронзаказу, и поверьте мне, что существует огромное количество структурных подразделений, которые очень бдительно и внимательно следят за тем, чтобы эти деньги тратились эффективно и по прямому назначению.
ЛДПР выступает за укрепление обороноспособности страны, за сохранение рабочих мест на предприятиях военно-промышленного комплекса и за неразглашение государственной тайны в области Гособоронзаказа. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Александр Николаевич.
Коллеги, мы завершим рассмотрение этого вопроса, и у нас проект поручения ещё есть одно. Хорошо.
Заключительное слово. Владимир Владимирович Гутенев, пожалуйста.
Гутенев В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Искренне благодарю за содержательный диалог, который был, и особая благодарность Шерину Александру Николаевичу за глубокое понимание ситуации.
Действительно есть такое понятие, как "единственный поставщик", и проводить конкурентные торги там, где комплектующие никто, кроме этого единственного поставщика поставить не может, несколько наивно.
Кроме того, действительно целый ряд структур, в том числе и Финансовое управление Министерства обороны, и Росфинмониторинг, и другие, очень пристально следят за тем, насколько эффективно расходуются бюджетные средства.
Но мне понятна и озабоченность Валерия Карловича, который говорит, что конкуренция приводит к снижению издержек, и там, где мы можем, мы конкурентную среду должны оставлять. Именно поэтому законопроект, который изначально касался ГОЗа в целом, то есть, все закупки в рамках Гособоронзаказа, был нами, авторами, трансформирован в несколько другое, в ограниченные закупки. И сейчас в "теле" законопроекта речь идёт о том, что в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт и сервисное обслуживание военной и специальной техники. То есть, речь идёт о достаточно узкой части. Мы не касаемся там ни вещевого, ни пищевого довольствия, ни всех остальных вещей, где должна быть конкурентная среда.
А там, где необходим режим секретности, я очень рад, что наши коллеги из ЛДПР и других фракций разделяют нашу тревогу, необходимо эту секретность соблюсти.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович.
Александр Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик не будет выступать? Коллеги, обсуждение завершено.
Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования.
Покажите результаты голосования.
Результаты голосования (16 час. 01 мин. 07 сек.)
Проголосовало за 377 чел 83,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 378 чел.
Не голосовало 72 чел 16,0 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments