leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Максим Орешкин рассказал СФ о среднесрочных тенденциях и прогнозе социально-экономического развития

Максим Орешкин рассказал СФ о среднесрочных тенденциях и прогнозе социально-экономического развития - начало
5. 11:00-12:00 «Правительственный час»
О среднесрочных тенденциях и прогнозе социально-экономического развития РФ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов рассказал Министр экономического развития РФ Максим Станиславович Орешкин
Постановление 151 0 0

Стенограмма пленарное заседание 425 СФ 25.09.19 правительственный час Максим Орешкин
Переходим к пятому вопросу – "правительственного часа" – "О среднесрочных тенденциях и прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Коллеги, вы знаете, что мы традиционно до рассмотрения федерального бюджета всегда слушаем доклад министра экономического развития о прогнозе, на базе которого строится трехлетний бюджет.
Предлагается Максиму Станиславовичу Орешкину, министру, дать время до 15 минут, далее послушать аудитора Счетной палаты Андрея Виленовича Перчяна (до пяти минут), ну и традиционно обсуждение. Нет возражений? Нет.
По данному вопросу в заседании участвуют: Савва Витальевич Шипов, статс-секретарь – заместитель министра; Полина Васильевна Бадасен, заместитель министра; Сергей Сергеевич Галкин, заместитель министра; Вадим Александрович Живулин, заместитель министра; Оксана Валерьевна Тарасенко, заместитель министра; Андрей Виленович Перчян, аудитор Счетной палаты, и Юдаева Ксения Валентиновна, первый заместитель Председателя Центрального банка. Так что будете адресовать вопросы либо министру, либо членам его команды.
Слово предоставляется Министру экономического развития Российской Федерации Максиму Станиславовичу Орешкину.
Прошу Вас. Подлизываетесь, Максим Станиславович?
М.С. Орешкин. Нет, просто очень хотел поздравить Вас с переизбранием.
Председательствующий. Спасибо огромное.
М.С. Орешкин. У нас во главе Совета Федерации сохраняется очень сильная политическая фигура, но не просто сильная политическая фигура, но и очень красивая, уверенная в себе женщина.
Председательствующий. Спасибо. Максим Станиславович, благодарю Вас. (Аплодисменты.) Спасибо большое.
Пожалуйста, Вам слово.
М.С. Орешкин. Спасибо большое.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! В первой половине этого года у нас председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев принял решение о создании механизма кураторства министрами и вице-премьерами над 10 регионами с непростым социально-экономическим положением.
В мае я отправился в Республику Тыва – регион, который, по официальной статистике 2017 года, демонстрировал самый низкий в стране уровень денежных доходов. Мы детально проработали проблематику региона, проанализировали возможности развития. И вывод, к которому мы пришли, очень простой и очевидный: непростое социально-экономическое положение региона не является данностью и неизбежностью, а является, скорее, нашей недоработкой, неспособностью раскрыть потенциал, который есть у республики.
Эта логика верна и для всей нашей страны. Логика определяет и ключевую задачу, которая стоит перед нами, – задачу раскрыть потенциал нашей экономики.
Как вы знаете, цикл экономического роста в России длится уже третий год подряд. Мы растем со средним темпом около 2 процентов. Это, с одной стороны, соответствует темпам роста за предыдущие 10 лет, но при этом очевидно, что такие темпы не могут считаться достаточными. Цель, которая перед нами поставлена, на которую мы должны выйти, – это рост на уровне не менее 3 процентов к 2021 году.
Сейчас министерством по поручению президента подготовлен план дополнительных мер по повышению темпов роста. И на основных элементах этого плана я хотел бы сегодня остановиться. Главная задача плана – добиться ускоренного темпа роста инвестиционной активности, роста спроса на труд и, как следствие, обеспечения устойчивого повышения доходов населения.
Первый и, как мне кажется, ключевой раздел этого плана направлен как раз на раскрытие инвестиционного потенциала регионов. Что для этого необходимо сделать? Сформировать единое понимание инвестиционных перспектив регионов и сконцентрировать на них организационные и финансовые возможности.
Если смотреть на бюджетную ситуацию в регионах, то за последние годы здесь она кардинально изменилась. По итогам прошлого года общий баланс региональных бюджетов превысил 0,5 трлн рублей. По итогам первых семи месяцев мы имеем улучшение ситуации еще на 200 млрд рублей. Региональный долг устойчиво снижается. На первый взгляд ситуация выглядит благоприятно, однако мы полностью перекрыли кислород для повестки развития, для поддержки инвестиционной активности. Скажу очевидную вещь, о которой несколько подзабыли в последние годы. Если мы не инвестируем, то и развитию экономики взяться не откуда. Оно не может случиться само по себе.
Что мы предлагаем сделать для изменения ситуации? Во-первых, мы предлагаем пойти на такое умное снижение налога на прибыль – то есть создать условия для повсеместного введения инвестиционной налоговой льготы. Этот инструмент уже реализован в рамках Налогового кодекса. И напомню, что он предполагает снижение платежей по налогу на прибыль для компаний, которые реализуют инвестиционные программы.
Второе направление – это необходимость увеличить инфраструктурные расходы в регионах.
Как вы все прекрасно знаете, реализация таких проектов всегда становится не только фактором стимулирования экономики и строительной отрасли в краткосрочном периоде, но и, что важнее, открывает возможности для реализации бо?льшего объема частных инвестиционных проектов в будущем.
Мы предлагаем в целях стимулирования инвестиционного и инфраструктурного развития увеличивать дефициты региональных бюджетов. Но, что самое важное и самое главное, при этом на федеральном уровне мы предлагаем одновременно сформировать механизмы обеспечения финансовой устойчивости региональных бюджетов. Это бремя дополнительных инвестиционных расходов не должно ложиться полностью на региональные бюджеты. Сейчас такие предложения у нас обсуждаются в правительстве, и, я надеюсь, скоро они станут публичными.
Поддержку инвестиционному развитию важно осуществлять не только на уровнях Федерации и регионов, но и на уровне муниципалитетов. И здесь есть очень хорошие, успешные практики. Например, на прошлой неделе я был в Великом Новгороде, где обсуждали очень удачную практику – когда часть региональных налогов от вновь создаваемых бизнесов напрямую направляется в бюджеты муниципалитетов. Это, с одной стороны, дает муниципальным бюджетам средства для развития, а с другой – устанавливает правильные стимулы для деятельности муниципалитетов, для поддержки создания новых бизнесов.
Что важно на региональном уровне? Не просто предоставлять льготы и наращивать инфраструктурные расходы, но и важно очень правильно организовывать этот процесс. Мы говорим сейчас о необходимости создания так называемых инвестиционных планов развития с конкретными отраслевыми приоритетами, конкретными реализуемыми инвестиционными проектами. Важно также, чтобы создавались механизмы сопровождения проектов (это задача региональных властей в первую очередь), которые бы избавляли такие проекты от бюрократической волокиты.
Такую работу – работу по подготовке таких инвестиционных планов развития – в этом году мы уже проделали в пилотном режиме с рядом регионов. Что очень важно? Такая работа ведет к более тесному контакту руководства регионов с деловым сообществом и подсказывает те нормативные решения, которые нужны, чтобы снять барьеры для реализации проектов. Например, мы очень активно работали с Пермским краем – у нас Максим Решетников возглавляет рабочую группу Государственного совета по направлению "Экономика и финансы", и как раз на Пермском крае мы ряд таких подходов обкатывали. И во время этой работы в выяснении перспектив инвестиций в лесную отрасль коллеги поставили вопрос об изменении уровня регулирования – федерального на региональный – в вопросе определения порядка использования региональных автомобильных дорог.
В чем у нас сейчас проблема? Сейчас эти нормативы установлены на федеральном уровне, и регионы, которые отвечают за качество этих региональных дорог, не могут их подстроить под нужды бизнеса и под климатические условия именно своего региона. Мое твердое убеждение – что нам в целом надо двигаться в сторону увеличения гибкости регионов в принятии решений, увеличения их полномочий, снятия большего количества вопросов, которые на самом деле не всегда нужно рассматривать на федеральном уровне. Потому что именно на региональном уровне реализуется подавляющий объем инвестиционных проектов, именно главы субъектов и должны быть лидерами инвестиционной активности. И понятно, что перед главами должна стоять не только цель, но у них должны быть достаточные и необходимые полномочия, чтобы эту цель достигать.
Сейчас мы предлагаем сделать формирование таких инвестиционных планов развития как минимум пятилетними. Очевидно, что наше министерство готово здесь выступать партнером по созданию и реализации таких планов, оказывать всю необходимую поддержку на федеральном уровне. Мне кажется, что здесь тоже может быть очень важная роль у Совета Федерации.
Валентина Ивановна, я предлагаю сделать такие планы регионального развития одним из элементов постоянного рассмотрения в рамках работы Совета Федерации. Мы вчера на заседании комитета этот вопрос обсуждали, и такая инициатива была поддержана. Что очень важно? Чтобы помимо какой-то поддержки, которая необходима, на федеральном уровне происходил еще горизонтальный обмен лучшими практиками, теми наработками, которые есть в регионе, а лучшей площадки для этого, чем Совет Федерации, придумать сложно.
Второй раздел плана по ускорению роста посвящен необходимому условию роста инвестиционной активности – повышению доверия предпринимательского сообщества к государству.
И Вы, кстати, сегодня (я слушал Ваше выступление) тоже этому уделили очень большое внимание.
Что мы имеем сейчас? Это постоянные изменения регулирования, непредсказуемость тарифной динамики, неэффективная система контроля (надзора), недоверие к правоохранительной и судебной системам. Все это – факторы, которые подавляют инвестиционную активность.
Правительство сейчас подготовило ряд законодательных решений, предполагающих обеспечение стабильности регулирования, от налогового до технического, для реализуемых инвестиционных проектов, а также стабильность и предсказуемость решений по тарифам.
Одной из ключевых реформ в части формирования качественного инвестиционного климата является проведение реформы контроля и надзора. Как вы знаете, к 2021 году предполагается перейти на новые принципы работы контрольно-надзорных органов, которые основаны на риск-ориентированном подходе и предупреждении, а не на наказании. Также предполагается обновить всю систему обязательных требований с применением так называемого механизма регуляторной гильотины.
Но на самом деле мы не ждем 2021 года, здесь уже идет активная работа. В начале сентября было принято решение об опережающей работе гильотины в части актов Советского Союза. В течение ближайших четырех месяцев под переработку попадет 20 тысяч таких актов.
При этом дополнительно в отдельных сферах, например в общественном питании, мы планируем уже на базе разработанных новых стандартов… Мы создали так называемую белую книгу, то есть те требования, которые, по мнению министерства, по мнению бизнеса, являются необходимыми для обеспечения безопасности и не содержат каких-то избыточных положений. Так вот, эта книга для сферы общественного питания создана, и мы сейчас будем проводить пилотную апробацию этого регулирования в ряде российских городов, таких как Москва, Казань и Калининград.
Работу по совершенствованию государственного надзора мы ведем в тесном взаимодействии с сенаторами. За последние два года в 17 регионах провели 14 рабочих заседаний временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного и муниципального контроля. Возглавляет сейчас эту работу Андрей Викторович Кутепов.
Большое спасибо коллегам-сенаторам, лично Андрею Викторовичу. Надеемся на дальнейшее развитие этого формата содержательной работы.
В этом году в правительстве также активно заработал механизм трансформации делового климата. Он помогает по уже отработанной процедуре снимать административные барьеры, которые есть как для бизнеса, так и для регионов, которые приводят к дополнительным издержкам, которые на самом деле не являются необходимыми. Коллеги из Совета Федерации тоже активно присоединились к этой работе. Больше им за это спасибо.
Одним из результатов, одним из показателей этой работы может стать дальнейшее продвижение России в рейтинге Doing Business, на которое мы в этом году рассчитываем.
Третье направление плана, на котором я также хотел бы сегодня остановиться, – это увеличение доступности источников финансирования. Здесь речь идет о формировании новых механизмов долгосрочных сбережений, расширении возможностей по инвестированию средств в ипотечные ценные бумаги, что будет способствовать развитию ипотеки, а также формированию новых механизмов коллективного инвестирования для обеспечения перетока ресурсов из сырьевых секторов экономики в наиболее перспективные отрасли.
Кроме того, мы считаем необходимым проведение структурной кредитной политики, которая будет способствовать перераспределению кредитного предложения от необеспеченного потребительского кредитования в пользу корпоративного и ипотечного.
Сейчас с точки зрения макроэкономики в рамках бюджетной политики мы добились минимизации дефицита, что в совокупности с падением инфляции ниже целевого уровня в 4 процента, которое мы ожидаем в октябре, открывает пространство для действий в денежно-кредитной политике.
Я остановился только на трех ключевых разделах плана. Там еще целый ряд разделов, которые предполагают работу, например, на рынке труда по снижению структурной безработицы и цифровизации трудовых взаимоотношений.
Очень важное направление (и здесь тоже идет активная работа с Советом Федерации) – по повестке цифрового и технологического развития, в том числе в части формирования законодательных рамок и активного внедрения новых технологических решений, в том числе по таким областям, как искусственный интеллект. Эта работа не была бы возможной без тесного взаимодействия с Советом по развитию цифровой экономики при Совете Федерации.
Спасибо Андрею Анатольевичу Турчаку за то, что у нас работает такая площадка для диалога и поиска верных регуляторных решений.
Отмечу, что ряд ключевых законопроектов по цифровой повестке внесен членами Совета Федерации.
В плане еще целый набор мер, и мы уверены, что исполнения представленного плана, который содержит в себе конкретные действия, соответствующие показатели и ответственных, будет достаточно для достижения целевых темпов роста в 3 процента.
В завершение выступления я хотел бы вновь вернуться к Республике Тыва. Те шесть месяцев, которые мы сейчас отработали, привели к формированию плана конкретных действий, которые будут снимать инфраструктурные ограничения, способствовать реализации крупных инвестиционных проектов. Мы знаем, что это за инвестиционные проекты, какие у них сроки реализации, как они будут обеспечены финансированием. Мы понимаем, как создать условия для развития малого и среднего бизнеса, в том числе решить проблемы с дорогой электроэнергией, нехваткой площадок для развития.
И, как вы знаете, в рамках реализации указа президента № 193 правительство серьезно уменьшило количество показателей эффективности, по которым оцениваются регионы, – теперь их всего лишь 15 вместо 80. Начиная с текущего года среди лучших 50 регионов будут распределяться 50 млрд рублей. В течение ближайшего месяца такое распределение произойдет. Но я уверен, что Тува, которая по итогам 2018 года и первой половины 2019 года заняла в этом списке 43-е место, благодаря реализуемым мероприятиям будет двигаться вверх.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы, если мы сможем раскрыть потенциал каждого российского региона, то мы, очевидно, добьемся раскрытия потенциала всей нашей страны. И в этом случае даже самые амбициозные цели национального развития будут достигнуты.
Спасибо большое за внимание. Готов буду потом ответить на вопросы.
Председательствующий. Спасибо, Максим Станиславович. Искренне говорю: очень содержательный и интересный доклад, с региональным разрезом. Мы получили очень много интересной, важной информации. И благодарю Вас за такую серьезную подготовку.
Переходим к вопросам. Коллеги, напоминаю: регламент – одна минута на вопрос. Просьба кратко задавать вопросы и кратко отвечать.
18 человек хотят задать Вам вопросы.
Людмила Борисовна Нарусова, пожалуйста.
Л.Б. Нарусова. Я хочу Вас прежде всего поблагодарить за то внимание, которое Вы уделяете Республике Тыва. В кои-то веки ведущего министра правительство назначило куратором этого дотационного региона. И за это короткое время Вы, по-моему, уже дважды были в республике. Вы действительно за это с энтузиазмом взялись. И я Вам желаю, чтобы этот энтузиазм не ослаб, понимая объем Вашей работы.
И хочу высказать пожелание чаще взаимодействовать и с сенаторами от республики, и с депутатами, потому что мы, общаясь с людьми в республике, знаем, как отзываются ваши предложения, ваши постановления в реальной жизни. Поэтому вот такая коммуникация была бы очень желательна. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Ольга Федоровна Ковитиди, пожалуйста.
О.Ф. Ковитиди, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Крым.
Спасибо.
Основные интеграционные процессы в Республике Крым окончены, и они касаются экономики, финансовой системы, правовой. Искренняя благодарность Совету Федерации, Валентина Ивановна, Вам. Мы, крымчане, очень благодарны. И тем не менее сегодня идет следующий этап – этап развития. И здесь, конечно же, нам необходимо обеспечение так называемыми длинными деньгами, о чем говорит регулятор.
Проблемы, которые касаются страны и Крыма, как неотъемлемого субъекта Федерации, – конечно, это и западные санкции, это рецессия, это отсутствие макроэкономических условий. И тем не менее сегодня мы говорим о том, что стимулирование реализации инвестиционных проектов путем разработки дополнительных механизмов могло бы иметь место. У нас есть конкретные предложения о том, как обеспечить эти длинные деньги.
Я хочу попросить Вас, для того чтобы мы в полной мере обеспечили выполнение майских указов… Вы знаете о том, что исполнение национальных проектов невозможно сегодня без этих длинных денег. 8 миллиардов, о которых говорит президент, мы не найдем, если сами хорошо не подумаем. Я предлагаю Вам провести… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Ваше время завершилось. Сформулируйте вопрос.
О.Ф. Ковитиди. Спасибо.
Считаете ли Вы возможным собраться совместно с субъектом, для того чтобы изучить те предложения, которые нами подготовлены для решения этого вопроса? Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста.
М.С. Орешкин. Спасибо большое за вопрос. Вы абсолютно правильно говорите о той проблеме, которая есть в Крыму. И на самом деле мы очень активно по этому направлению работаем.
Как вы знаете, в рамках нацпроекта по малому и среднему предпринимательству, где у нас есть меры по обеспечению финансирования, мы Крыму уделили отдельное внимание. Мы выделили дополнительно 1 млрд рублей (чуть меньше) на микрофинансовые организации. И сейчас еще дополнительно на 1 млрд рублей докапитализирована вновь создаваемая региональная лизинговая компания, которая будет предоставлять средства предпринимателям-крымчанам: под 6 процентов – лизинг отечественного оборудования и под 8 процентов – лизинг иностранного оборудования.
С удовольствием еще раз встречусь. Если есть какие-то другие предложения, готовы их рассматривать, потому что проблема с доступом к финансированию в Крыму из-за неразвитости банковской системы очевидна и понята. Поэтому здесь мы готовы действовать и дальше.
Председательствующий. Спасибо.
Максим Геннадьевич Кавджарадзе, пожалуйста.
М.Г. Кавджарадзе, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Липецкой области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Максим Станиславович! Ежемесячно разоряются сотни, тысячи предприятий малого и среднего бизнеса. В основном это происходит из-за монополий, которые поглощают наши предприятия как в сельскохозяйственном секторе, так и в секторе машиностроения, тем самым навязывая нам свою политику. Как Вы считаете, нужно ли разукрупнять их, поддерживать малый и средний бизнес? И также, как Вы считаете, нужен ли орган, который будет все-таки заниматься предбанкротным состоянием предприятий? Спасибо.
М.С. Орешкин. Есть несколько вопросов. Первое, что нужно делать (это то, что мы сейчас делаем в рамках нацпроекта по малому и среднему предпринимательству). Мы стараемся обеспечить условия доступа к производственным площадкам, к финансированию для малых и средних предприятий, сравнимые с крупным бизнесом. Малые и средние предприятия гораздо более динамичны, они гораздо быстрее реагируют на изменяющуюся ситуацию. Поэтому при создании равных условий они будут способны конкурировать в том числе с крупными агломератами.
Отдельный вопрос – это банкротство. Еще в 2017 году в первом чтении в Госдуме был принят законопроект, который вводит специальные реабилитационные процедуры, для того чтобы мы не разоряли предприятия, как это часто, к сожалению, бывает, а для того чтобы предприятия могли, попав в непростую ситуацию, из нее выходить. Вот вчера как раз у нас было совещание в правительстве, где мы окончательно одобрили те подходы, и, надеюсь, сейчас такой законопроект будет принят.
Мы в целом сейчас очень многое делаем для того, чтобы реформировать всю процедуру банкротства, сделать ее более прозрачной, сделать так, чтобы арбитражные управляющие, которые назначаются на эту процедуру, назначались не крупнейшим кредитором с целью разорить предприятие, а назначались независимым образом, для того чтобы дать возможность предприятию выйти из непростой ситуации.
Поэтому здесь целый пакет законопроектов, которые сейчас либо уже прошли первое чтение, либо сейчас будут вноситься в парламент. Будем надеяться, что вы нас тоже поддержите в этих инициативах.
Председательствующий. Спасибо.
Андрей Анатольевич Турчак, пожалуйста.
А.А. Турчак, заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Псковской области.
Максим Станиславович, спасибо за содержательный доклад.
Вы упомянули нашу совместную работу – министерства и совета по цифровой экономике. Действительно, мы активно работаем. Многие наши предложения учитываются, в том числе в рамках формирования и исполнения нацпроекта "Цифровая экономика".
У меня конкретный вопрос о законопроекте об экспериментальных режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации, так называемая регуляторная песочница. Ранее планировалось, что он будет внесен в весеннюю сессию. Внесение было отложено. Я знаю, что министерство сейчас работает над этим вопросом. Когда законопроект будет внесен? И, если необходима какая-то помощь, поддержка наших экспертов, членов совета, мы готовы в самое ближайшее время собраться. И мы активно работаем с Саввой Витальевичем Шиповым. Хотелось бы, чтобы этот законопроект был как можно быстрее внесен.
М.С. Орешкин. Поддержка здесь абсолютно необходима. Поэтому просим, чтобы вы подключились к этому вопросу. Есть у нас сейчас определенные разногласия с администрацией президента, потому что действительно этот законопроект носит очень инновационный характер. Де-факто мы из единого правового поля делаем определенные исключения, но которые просто необходимы для того, чтобы тестировать новые законодательные, новые административные решения в части применения новых технологий. Вот тот же искусственный интеллект, все, что связано с большими данными, с обработкой больших данных, – здесь еще такое во многом неизведанное пространство с точки зрения нормативно-правового поля.
Поэтому законопроект готов, готов к внесению, но есть те разногласия, которые… Большая просьба к вам присоединиться и помочь их преодолеть.
Председательствующий. Спасибо.
Тогда, Андрей Анатольевич, надо с профильным комитетом активно включиться в эту работу.
Спасибо.
Иван Николаевич Абрамов, пожалуйста.
И.Н. Абрамов, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Амурской области.
Уважаемый Максим Станиславович! Вы в своем докладе говорите о том, что необходимо увеличивать инвестиции. Однако за последний год, если я не ошибаюсь, у нас отток капитала за рубеж уже составил 67 млрд долларов. Мы приняли ряд мер. Третий этап – у нас идет амнистия капиталов. Но цифры несоизмеримы.
По Вашему мнению, как Вы оцениваете результаты амнистии? И все-таки каковы основные причины, по Вашему мнению, ухода средств и капитала из Российской Федерации?
М.С. Орешкин. Я бы разделил этот вопрос на две части. Не все так страшно с точки зрения общих цифр. Например, значительная доля той цифры, которую Вы назвали, – 67 миллиардов – связана с тем, что наши, например, нефтяные и другие сырьевые компании получили больший объем выручки из-за выросших цен и направили его на погашение своей задолженности. Это тоже в статистике Центрального банка учитывается как отток капитала. Но Вы абсолютно справедливо говорите о том, что другая часть этого оттока – это то, что мы потеряли, и то, что не стало инвестициями внутри нашей страны, а стало инвестициями вовне.
Я в своем докладе останавливался, я считаю, что ключевой здесь вопрос – это наличие доверия предпринимателей к государству и власти. Это касается и регулирования, это касается и работы контрольно-надзорных органов, это касается в том числе и работы правоохранительной и судебной систем. Без доверия инвестиций и притока капитала в том объеме, в котором мы хотим, не будет.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Федорович Лисовский, пожалуйста.
С.Ф. Лисовский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Курганской области.
Спасибо большое, Валентина Ивановна.
Уважаемый Максим Станиславович! Мы с Вами обсуждали эту тему, и я возвращаюсь к обороту пестицидов в нашей стране. Вы знаете, восемь лет назад эти полномочия были распределены от Россельхознадзора между тремя ведомствами, но практика восьми лет показывает, что, к сожалению, контроль снизился, а по ряду секторов экономики практически отсутствует. Последняя такая яркая ситуация произошла, связанная с гибелью пчел, когда были распределены пестициды и никто об этом не знал. И это происходит повсеместно. Позиция вашего ведомства на сегодня какая?
М.С. Орешкин. Позиция очень простая. Мы сейчас ведем совместную работу с Россельхознадзором и думаем, как правильно структурировать эти полномочия, чтобы негативных эффектов… Понятно, что это касается не только пестицидов, у нас много отраслей экономики, где есть фальсификат, где есть некачественная продукция. По отдельным направлениям мы очень плотно работаем с Минпромторгом в этой части. Здесь с Россельхознадзором у нас как раз на ближайшее время запланирована совместная встреча, где мы выработаем общие подходы, и будем двигаться вперед.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Николаевич Михайлов.
А.Н. Михайлов, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Курской области.
Спасибо.
Уважаемый Михаил Станиславович! За информацию Вам спасибо, как говорили коллеги, а вопрос вот в чем.
Скажите, пожалуйста, ведь в повестке у нас вопрос в преддверии принятия бюджета на очередной год и на три последующих года. Все-таки часто идут разночтения, даже и сегодня то, что было в информации (я послушал), и то, что сегодня часто идет из министерства, – цифры, как говорят, пляшут. Поэтому скажите, пожалуйста, существует ли уже, на Ваш взгляд, готовый четкий все-таки прогноз социально-экономического развития на 2020 год? Готовы ли вы работать здесь с Минфином и с парламентом, а также с регионами и так далее, чтобы обеспечить четкое развитие отраслей экономики и в целом экономики страны в свете той задачи, которая ставится руководством страны перед нами всеми?
М.С. Орешкин. Прогноз готов, на базе него уже построен проект бюджета, который одобрен правительством. Но прогноз прогнозом, а важно, что нужно делать, для того чтобы те цифры, которые есть в целевом сценарии (это 2 процента роста в следующем году, это 3 процента с 2021 года)… что нужно конкретно сделать, кто и что должен сделать в какие сроки, для того чтобы этого достичь. И здесь важна работа как на федеральном уровне, на региональном и (то, о чем я говорил в своем выступлении) в том числе и на муниципальном. Поэтому есть план, который будет скоро обсуждаться у президента, в рамках которого мы будем работать, есть работа с регионами. Я считаю, что история с инвестиционными планами развития – это тот документ, который должен быть в каждом регионе, каждый регион должен понимать, какие у него перспективы роста инвестиций на ближайшие пять лет, какие основные проекты будут реализовываться и что нужно сделать, для того чтобы эти проекты стали реальностью. По всем этим направлениям мы и с регионами, и с нашими коллегами по правительству, и, конечно же, с парламентом будем очень активно работать.
Председательствующий. Спасибо.
Ирина Валерьевна Рукавишникова, пожалуйста.
И.В. Рукавишникова, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Ростовской области.
Спасибо.
Уважаемый Максим Станиславович! По предложению Совета Федерации при единодушной поддержке всех субъектов Российской Федерации Министерство юстиции начало разработку правового портала скорой правовой помощи и правового просвещения. Это совершенно новый ресурс, который предполагает объединить все регионы и дать возможность пользователям получать не только бесплатные онлайн-консультации, но и конструировать документы, обращаться в государственные органы, и что самое важное – круглосуточно, бесплатно и экстерриториально. По предварительным данным, на создание этого ресурса требуется порядка 440 млн рублей в расчете на три года.
Считаете ли Вы возможным включить мероприятия по созданию данного портала в национальный проект "Цифровая экономика", что было бы очень уместно? Спасибо.
М.С. Орешкин. Первое, что я скажу: правовая и финансовая грамотность – это вообще залог успешного развития государства, потому что отсутствие финансовой грамотности, отсутствие правовой грамотности, к сожалению, приводит к принятию неправильных решений, к трудным жизненным ситуациям для многих людей в нашей стране. Поэтому обеспечение такой грамотности, создание инструментов по ее обеспечению – это крайне важная история.
Что касается "Цифровой экономики", то я переадресую этот вопрос Константину Носкову, который отвечает за этот проект. И, насколько я знаю, скоро в Совете Федерации будет Антон Германович Силуанов докладывать по бюджету, ему тоже можно будет задать этот вопрос.
Председательствующий. Спасибо.
Олег Владимирович Цепкин, пожалуйста.
О.В. Цепкин, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Максим Станиславович! Вопрос в части малого и среднего бизнеса. Поддерживает ли Министерство экономического развития идею создания единого информационного федерального портала для поддержки малого и среднего бизнеса, информационного портала, который бы способствовал взаимодействию с органами власти и взаимодействию с потенциальными и действующими инвесторами? Спасибо.
М.С. Орешкин. Здесь главное не создать новый какой-то портал, а создать понятную процедуру взаимодействия бизнеса. Здесь, о чем я говорил, очень важна работа регионов, потому что бо?льшая часть проблем инвестиционных проектов (получение разрешений, земельных участков, подключение к коммуникациям) – это все-таки региональные вопросы.
Но очевидно, что часть этих вопросов выходит за пределы региональных полномочий. Здесь нужна поддержка на федеральном уровне. Неправильно делать, чтобы все эти запросы шли через федеральный уровень и возвращались обратно в регион, но создать механизм поддержки таких региональных институтов я считаю абсолютно необходимым, и сейчас мы над этим работаем.
Председательствующий. Спасибо.
Максим Станиславович, многие сенаторы не только задают вопросы, но в вопросах есть предложения. У меня просьба к Вам по итогам "правительственного часа" дать поручение у себя в министерстве распоряжением, чтобы проработали более тщательно предложения и высказались определенно: годится это предложение, будем делать, ответственный – такой-то, сроки такие, или не годится, потому что… Чтобы было понятно и был конкретный результат нашего диалога с Вами. Благодарю Вас.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/6812961.html
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 13:07: Ольга Любимова обиделась на Владимира Бекетова за упрек в поддержке Минкультом антироссийских фильмо https://t.co/jTnIVMNihq…

  • Мои твиты

    Пн, 14:16: ОНФ предлагает сделать техосмотр добровольным и добавить к тарифным факторам ОСАГО https://t.co/OeGGnsbymA Пн, 14:34: Сергей…

  • Мои твиты

    Вс, 17:15: Андрей Исаев: Избиратели ждут, что депутаты зафиксируют обязательства, взятые перед выборами https://t.co/OKzdR9rqhL Пн,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments