leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 26.09.19 обсуждение закона об исполнении бюджета-2018 - часть 2

Стенограмма пленарное заседание ГД 26.09.19 обсуждение закона об исполнении бюджета-2018 - часть 2

По ведению, пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Мы согласны, но, вероятно, Андрей Михайлович не все данные выдал. Вот вы возьмите, у нас есть по 2019 году три цифры, у нас же в бюджете трёхлетки он начался с бюджета 2017 года, потом были цифры 2018-м году по 2019-й и есть сейчас. Вот хотелось бы попросить комитет, чтобы он наложил ещё и вот эти три цифры, он будет ещё нагляднее.
Ну и плюс вот здесь Алексей Леонидович говорил о том, что они в Интернете выложили все, но я что-то 14 тысяч строек недостроенных там не увидел, может быть, он уточнит, на каком, в общем-то, ресурсе это есть, чтобы можно было более внимательно...
Председательствующий. Коллеги, у нас есть возможность задать вопросы и Алексею Леонидовичу, поэтому, давайте, в рамках нашей договорённости и Регламента начнём обсуждение вопроса с тем, чтобы потом послушать и Алексея Леонидовича по перечню строек, о которых вы говорите.
Коллеги, в соответствии с порядком обсуждения вопрос от фракции КПРФ. Пожалуйста, Вера Анатольевна Ганзя.
Подготовиться Пайкину Борису Романовичу.
Ганзя В. А., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Антон Германович, в 2018 году на 3 процента населения приходилось около 90 процентов всех финансовых активов, более 90 процентов срочных вкладов, около 90 процентов наличных сбережений, а вот на 20 процентов самого бедного населения приходилось, 6, 4 и 3 процента соответственно.
Прогноз роста доходов населения был в Минэкономразвития более 3 процентов, но по факту получили 0,1 процента, то есть, по сути дела, никакого роста доходов населения нет, а доля обязательных платежей в доходах достигла максимального значения — это порядка 1 2 процентов.
Если мы позиционируем нашу страну, как социальное государство, а население продолжает беднеть при неуклонном росте доходов сверхбогатых людей, то вообще это должно свидетельствовать о серьёзных проблемах в нашей экономической межбюджетной налоговой политике. Так у меня... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста.
Ганзя В. А. Спасибо.
У меня вопрос. Скажите, пожалуйста, почему вы всё-таки следуете именно этому курсу в течение стольких лет, который приводит к настоящему обнищанию населения в нашей стране? Спасибо.
Силуанов А. Г. Уважаемая Вера Анатольевна! Уважаемые депутаты!
Мы не следуем курсам, которые ведут к обнищанию населения, наоборот, те усилия, которые мы принимаем и в текущем году, и в планах на предстоящую трёхлетку, наоборот, они направлены на то, чтобы население жило лучше, доходы были выше и качество жизни было достойным.
Поэтому предусматривается для того, чтобы снизить дифференциацию в уровне доходов населения, несколько мер.
Первая базовая. Это, конечно, рост экономики. Потому что от того, насколько наша экономика будет расти более высокими темпами, будут получать доходы и наши граждане, которые имеют более низкие уровни доходов. Это базовое условие.
Второе. Это программы по поддержке отдельных категорий наших граждан и мы принимали целый ряд программ, особенно те семьи, которые имеют детей, которые нуждаются в государственной поддержке, мы изменили критерии нуждаемости с полутора МРОТ, до двух МРОТ и теперь два ПМ, два прожиточных минимума у нас теперь является основным критерием нуждаемости при осуществлении таких программ. МРОТ тоже довели до прожиточного минимума.
Целый ряд шагов сделан для того, чтобы количество людей, живущих ниже уровня бедности, было меньше и за прошлый год таких людей сократилось на 500 тысяч.
Поэтому наша задача, она прослеживается во всех наших документах, проектах бюджета, действиях, шагах улучшить жизнь населения, повысив уровень благосостояния.
Председательствующий. Пожалуйста, Пайкин Борис Романович.
Подготовиться Кармазиной Раисе Васильевне.
Пайкин Борис Романоиич, фракция ЛДПР. Уважаемый Антон Германович!
По-прежнему одной из важнейших проблем остается неэффективность расходования бюджетных средств. Примером такой неэффективности является реализация федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП).
Уровень реализации ФАИП по итогам 2018 года является самым низким за последние 15 лет, мы это уже услышали в докладе. Общий объем незавершенного строительства составляет более 2-х триллионов рублей, это 13 тысяч объектов незавершенного строительства, из которых более чем по трем строительство не начиналось, а по двум тысячам приостановлено.
Основными причинами такого низкого исполнения является включение в данную программу объектов, по которым нет утвержденной проектной документации, поздние сроки проведения конкурсных процедур, высокое авансирование по контрактам, что создает поле для коррупции и неиспользования подрядчиками обязанностей по госконтрактам. И эти причины из года в год перетекают.
Два вопроса. Какие дополнительные меры планирует принимать правительство, чтобы обеспечить эффективное использование выделяемых на ФАИП средств? (Микрофон отключён.)
Силуанов А. Г. Вопрос понятен.
Уважаемый Борис Романович! Уважаемые депутаты! Действительно проблема ФАИПа, о которой говорил Алексей Леонидович, которую вы затронули, существует, есть такая проблема. Как решается? Решается в первую очередь таким образом, что мы включаем в бюджет те проекты, которые имеют все необходимые основания для начала финансирования: проектно-сметная документация, необходимые экспертизы. Для того чтобы не было такого, что включили деньги, потом еще полгода, а то и год готовятся документы, и, соответственно, деньги не осваиваются, остатки переходят. Вот принцип такой - включение в бюджет инвестиционных объектов, имеющих все основания для начала строительства. Первое.
Второе. Жестче сейчас будем подходить и к остаткам переходящим.
Почему, потому что многие действительно торопятся еще в ходе исполнения бюджета активнее заниматься торгами, активнее заниматься началом строительства, готовить процедуры, подгонять подрядчиков и так далее. Что для этого делать? Чтобы остатки переходили в минимальных случаях, с тем чтобы если ассигнования не освоены, спрос соответствующего министерства и распределителя бюджетных средств, и эти деньги нужно будет тогда уже решать, куда девать — на эти же цели или, может быть, перераспределить из-за неэффективности их использования.
Следующее — процедуры. Мы упростили процедуры закупочные, что тоже должно сократить и сократило время и соответственно, значит, неэффективность использования бюджетных средств.
Ну, и вводим новые инструменты контроля за инвестиционной программой, такие как казначейский аккредитив, когда не деньги ходят, а есть обязательства. Выполнены работы — заплатили. Но деньги не выходят из государственной казны. Поэтому меры принимаются и, значит, контроль будет улучшен. Спасибо.
Предселательсгвующий. Пожалуйста, Кармазина Раиса Васильевна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Тумусову Федоту Семёновичу.
Кармазина Р. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Сегодня не просто мы утверждаем дебет с кредитом и сальдо, а мы утверждаем жизнь, которую мы прожили за 2018 год. И когда мы принимали бюджет, здесь в креслах у нас сидели профильные министры, и на тс вопросы, которые сегодня возникают, отвечает Антон Германович. У нас претензий по отражению достоверности отчёта нет никакой, и мы уверены, что мы проголосуем. И вопрос я хотела задать вице-премьеру, но хочу задать его Андрею Михайловичу, потому что он очень хороший дал анализ по поводу госпрограмм.
Значит, половина, исходя из оценок Счётной палаты, половина госпрограмм не дотягивают по выполнению, ну, не выше средней, одна треть вообще никак не оцениваются, потому что нет реально проверяемых показателей. Значит, даже министр экономики Орешкин говорит о госпрограммах, что госпрограммы — это болото, а мы с вами в 2019 году погрузили туда национальные проекты... (Микрофон отключён.) Председательствующий. Добавьте время.
Кармазина Р. В. За девять месяцев они исполнены, национальные проекты, всего на около 48 процентов. Значит, Андрей Михайлович, у меня к вам вопрос, как вы считаете, как переработать эти госпрограммы, чтобы они перестали быть просто еще одним разрезом статей расходов, и что нужно сделать, чтобы государственные программы стали отражением государственной политики соответствующей отрасли. Потому что мы тоже, наверное, должны быть ответственны, когда принимаем эти программы и национальные проекты. Пожалуйста, ответьте.
Макаров А. М. Спасибо. Спасибо за вопрос.
Проблема, ведь вы обозначили абсолютно справедливо. Вот как можно требовать что-то от программы, если то, как говорит Счётная палата, это справедливо, мы подтверждаем это, по 14 госпрограммам вообще нет каких-то показателей, имеющих фактическое значение?
Вот Министерство экономического развития оценивает их как высоко, хорошо выполненные. Счетная палата говорит — ребята, мы оценить не можем. Кто прав? Наверное, всё-таки права Счётная палата, потому что никаких показателей нет.
У нас с вами бюджетной росписью, заметьте, это не законом о бюджете, а бюджетной росписью по предложениям министерств и ведомств было распределено в 2018 году 760 миллиардов рублей. И вот то, что я говорил об этом, они были все изменены без изменения каких бы то ни было показателей. То есть министерства и ведомства выбивают деньги, а подо что они их выбивают - непонятно. Потому что показателей не имеется.
Но, Раиса Васильевна, вы абсолютно справедливо сказали - наверное, мы должны предъявить здесь претензии и к самим себе. Все государственные программы-изменения приходили в Государственную Думу. В лучшем случае мы получали от профильных комитетов письма, что замечания по госпрограммам направлены в Министерства и ведомства. У нас с вами есть право выносить это на парламентские слушания, мы знаем эффект парламентских слушаний Государственной Думы. У нас есть право высказывать замечания, которые должны быть рассмотрены на правительстве. Мы пока этим механизмом, к сожалению, не пользуемся. Вот на самом деле возможность рассмотрения бюджета 2019 года, когда идет первый гол реализации национальных проектов и следующей трехлетки, это вопросы о том, как мы сами будем запускать вот этот механизм, в том числе, влияя на формирование эффективности государственных программ.
Мне кажется, в данном случае, вот сейчас мы ведем совместную работу и со Счётной палатой, и с Министерством финансов. Очень важно, чтобы здесь Государственная Дума не просто высказала свое мнение, но чтобы это мнение рассматривалось на правительстве, насколько я знаю, и председатель правительства эту позицию полностью поддерживал. Мы, к сожалению, пока полностью своих возможностей не используем.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, мы не только полностью своих возможностей не используем, но мы не используем возможность обсуждать такой крайне важный вопрос, как отчет об исполнении бюджета.
Посмотрите, в зале, какое количество депутатов отсутствует. Вот те, кто эти вопросы понимает, что важные, они все здесь. Причем, невзирая на то, что давно в Государственной Думе, они понимают, что это очень важно для страны, для избирательного округа, для регионов. Поэтому у нас отношение такое. А дальше мы будем опять говорить о бюджете следующего года и трехлетке, а потом все бросим. А на самом деле сегодняшний разговор, он, может быть, даже более важный, чем завтрашний, когда будем обсуждать бюджет на 2020, 2021 и 2022-й годы. Потому что сейчас можно посмотреть и исправить массу ошибок.
И первый из вопросов, о чем правильно было бы сказать, это вопрос перечисления денег в регионы. Это вопрос бюджетной дисциплины. Это вопрос использования бюджетного рубля. Это реально вопрос вопросов. У нас с вами в 2000 году, когда в Государственную Думу приходил Алексей Леонидович Кудрин, бюджет был 1 триллион, сейчас он 20 триллионов. Нам необходимо обсуждать не количественные, а качественные показатели. О чем президент говорит? Чтобы рубль доходил до человека на решение проблем. А у нас с вами полугодие первое, посмотрите по объемам перечислений.
Поэтому, если мы хотим конкретно решать вопросы и влиять, давайте сегодня по окончании обсуждения примем решение. Насколько я знаю, министр финансов, первый заместитель председателя правительства поддерживает его, чтобы до конца года все профильные министерства готовили свою нормативную базу, чтобы деньги в регионы приходили в январе, чтобы они дальше приходили в районы, чтобы с марта начиналась работа. У нас, если только на месяц эта работа сокращается, посмотрите, какие издержки. А деньги приходят, вот Москвичев здесь, на дороги в августе. У нас по 44-ФЗ с вами нормативы, самые продолжительные (60 дней) конкурсы длятся.
В августе деньги пришли, прибавьте две вот этих вот месячных нормы, что получится? 60 дней, октябрь. А в октябре, Раиса Васильевна, что у вас в Красноярске? Снег идет. Вот вам и эффективность тех средств, которые мы с вами обсуждаем количественными показателями.
Коллеги, об этом надо говорить сегодня и послушать Макарова в отношении показателей, которые подгоняют, не обеспечивая объективности и независимости тех ведомств и органов, которые здесь выступают. Поэтому, коллеги, в рамках обсуждения этого вопроса можно многие вопросы решить, задачи и целей достигнуть.
Об этом речь идет, и надо в первую очередь с себя спросить. Вот такого полупустого зала, хотя это не считается сейчас, что он полупустой, давно не видно было. Где те, кто собирается избираться? Обсуждение этого вопроса сегодня - это вопрос выборов завтра. Либо уже посчитали, что можно не ходить, потому что не изберут, либо не думают то, что это будет влиять в первую очередь. Так или не так? Так. Вот об этом речь идет, и об этом надо говорить, поэтому мы отсюда должны выйти с решениями.
В январе деньги должны поступать в регионы, в муниципалитеты, с марта работа должна начинаться и контроль, потому что контроль со стороны Счётной палаты крайне необходим. Когда денег мало, они и так на виду, а когда их много, соблазнов много, поэтому роль Счётной палаты возрастает, и оценка Счётной палаты, которая здесь прозвучала, играет все более важное значение, об этом надо говорить.
Отдать должное министерству, что оно всегда идет навстречу и в диалоге, но дело в том, что и министерству надо помогать, не все от министерства зависит. Бюджет большой и заслуга министерства, а вот эффективное расходование - это уже не вопрос к министерству, поэтому, коллеги, давайте мы подумаем о том, какие решения будут приняты.
Давайте подумаем о том, чтобы вместе с правительством выйти на предложение, которое правильно было бы синхронно формализовать, приняв решение по изменению законов, которые обязали бы профильные министерства готовить нормативную базу. У нас это одна из ключевых проблем, когда мы говорим о законах прямого действия и работе профильных министерств.
А те, кто сегодня отсутствуют, пускай депутаты тоже понимают, что люди смотрят, прямая трансляция, оценят избиратели. Вот сегодняшний один день, он значит, может быть, больше, чем полгода присутствия в этом зале.
Пожалуйста, Тумусов Федот Семенович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Тумусов Ф. С. Спасибо.
Уважаемый Антон Германович, вот в общей благостной картине исполнения бюджета, мягко говоря, некрасиво смотрится невыполнение бюджета по статье "Развитие здравоохранения", о невыполнении по таким важным статьям, как "Совершенствование на оказание медицинской помощи", "Совершенствование развития и внедрения инновационных методов диагностики, профилактики и лечения", "Информационные технологии" и особенно вопиюще вот выглядит такая цифра, как вот на развитие ядерной медицины, лучевой терапии исполнение всего 47 процентов, оказание финансовой помощи субъектам Федерации по здравоохранению всего 70 процентов.
Скажите, пожалуйста, в чем причина неисполнения вот этих строк в бюджете здравоохранения и какие меры будут приниматься вами и правительством для того, чтобы в этом году и в будущем таких провалов не было? Вот суммы-то в разы возрастают, и это хорошо. Спасибо.
Силуанов А. Г. Уважаемый Федот Семенович, уважаемые депутаты. Если говорить про здравоохранение и то неисполнение по сравнению с планом, о котором вы говорите, то это не касается лекарственного обеспечения, оказания медицинских услуг, они исполнены в полном объеме.
Речь идет о тех же самых стройках, о которых был предыдущий вопрос, о ФАИПах, по сути дела, и в основном, наверное, это вот вы говорили, это действительно Димитровград, который там, значит, стройка, в том числе и самого медицинского центра.
Сейчас дополнительные ресурсы выделяются на жильё, жилищное строительство. И эти деньги, которые не были потрачены в 2018 году, они выделяются в текущем году, в текущем году будут, значит, эти средства использованы и объект будет сдан.
Председательствующий. Следующий вопрос фракция КПРФ, Корниенко Алексей Викторович.
Корниенко А. В., фракция КПРФ.
Уважаемый Антон Германович, по информации Счётной палаты в прошлом году сложился самый низкий уровень исполнения федерального бюджета за последние 10 лет. Объём неисполненных обязательств бюджетных составил 778 миллиардов рублей, о чём говорил Алексей Леонидович... здесь.
В первом полугодии текущего года мы видим ту же самую тенденцию. При этом в прошлом году объём поступления доходов превысил 506 миллиардов рублей, размер профицита в этом году будет также больше, нежели в прошлом году. И эта ситуация складывается на фоне недостаточности финансирования и обеспечения государством обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан. В частности, речь идёт о 190 тысячах семей, выезжающих из районов Крайнего Север, и 270 тысячах детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
Вопрос. Почему правительство не рассматривает вопрос об увеличении бюджетных ассигнований на реализацию полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жильём?
Спасибо.
Силуанов А. Г. Уважаемый Алексей Викторович, уважаемые депутаты! Действительно увеличение остатков связано с тем, что мы прекратили выдавать авансы. Раньше эти остатки уходили в авансы, из бюджетной системы их не видно было, они оседали на счетах в банках, на счетах учреждений, предприятий, и, казалось бы, шло исполнение. Но, по сути дела, исполнения не было, поэтому мы сейчас прекратили авансирование и сейчас более жёстко будем относиться и к остаткам, и к использованию этих остатков. Потому что если это не делать, то остатки будут расти, и они растут последние годы, действительно.
Поэтому ваш вопрос был следующий: надо увеличивать ассигнования на исполнение обязательств таких, как приобретение жилья для детей-сирот, для тех категорий, которые требуют государственной поддержки.
Действительно, это большая проблема, потому что у нас есть обязательство государства, первое — это субъектовое обязательство по детям-сиротам, деньги выделяются в небольших объёмах. Мы из федерального бюджета около 7 миллиардов, в целом чуть больше 30 миллиардов рублей на эти цели идут, но требуется 500.
Поэтому, конечно, за раз этот вопрос не решишь. Здесь нужно определить приоритеты, кому всё-таки в первую очередь мы будем предоставлять ресурсы и обеспечивать наши обязательства? И такие планы, у нас программа действий предусмотрена по решению этого вопроса: соответствующий профильный вице-премьер — Татьяна Алексеевна Голикова приняла соответствующую "дорожную карту" по урегулированию этого вопроса.
В этой "дорожной карте" предусмотрено в первую очередь определение тех категорий: инвентаризация всех граждан, которым предусматривается такая помощь, определение приоритетов среди этих категорий граждан и удовлетворение этих приоритетов в первоочередном порядке.
Такие планы в правительстве утверждены, по ним будем работать. Спасибо.
Председательствующий. Антон Германович, вопрос, на самом деле, не только непростой, но и требующий решения безотлагательного, потому что у нас практически во всех регионах есть большое количество судебных решений, стоимость которых десятки миллиардов по обеспечению жильём детей-сирот.
И в этой связи было бы правильно всё-таки выработать предложение, потому что мы из года в год откладываем эти решения, у регионов средств на это нет. Мы отмалчиваемся, мы говорим о том, что можно это взять и перенести там на следующий год, как-то там по-другому обсудить решение этого вопроса, но давайте откровенно скажем: регионы не решат эту проблему самостоятельно.
Регионы, у которых бюджет-донор, да, имеют резервы для решения этих проблем, а регионы-реципиенты, откуда они решат? Они же с вами на соглашении, вы им прописываете всё. Поэтому либо мы должны выработать решение по этому вопросу, каким оно будет, зависит от нас, но его откладывать вновь в долгий ящик нельзя, потому что это касается десятков тысяч детей-сирот. Неправильно это.
Коллеги, давайте мы вот по таким сложным вопросам договоримся с Минфином, Минфин, опять-таки подчёркиваю, нас слышит, создадим рабочие группы и постараемся до рассмотрения бюджета на следующий год выйти с предложениями. (Аплодисменты.)
Вот мы с вами приезжаем в регионы, к нам же подходят дети-сироты, они уже многие стали сами папами и мамами, и говорят: государство свой мандат будет выполнять? А когда им начинаем говорить: вот здесь вот регион должен, а вот здесь мы софинансирование, в их понимании государство - это и федеральная власть, и региональная, и местная, они в этом правы. Поэтому нам досталось с вами рассматривать вот этот вопрос.
Антон Германович, давайте просто вместе здесь возьмём на себя ответственность с пониманием того, что мы можем сделать, что не можем, но бегать от него - самое плохое. А?
Силуанов А. Г. Абсолютно согласен с таким подходом. Действительно, предложение о создании рабочей группы поддерживаем. Рассмотрение тех наработок, которые есть в правительстве, готовы в рамках этой рабочей группы отработать, да, вместе. Если будут ещё предложения, конечно, вместе выработаем план действий по решению проблем.
Председательствующий. Да. И потом возьмём, соберёмся, решение, если согласуем все вместе, мы с ним выйдем и скажем: вот такие шаги единственно возможные. А какие это шаги будут приняты, мы уже с вами сами определим.
Коллеги, договорились? Договорились.
Переходим к следующему вопросу. Фракция ЛДПР. Диденко Алексей Николаевич. Подготовиться Гетта.
Диденко А. Н. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемый Антон Германович, но немного о муниципалитетах. На самом деле в настоящий момент две трети муниципалитетов являются непросто дотационными, а высоко дотационными. В этой связи на них бюджетным законодательством налагается очень серьезное и существенное ограничение в части запрета на финансирование расходных обязательств в социальной сфере, от этого напрямую зависит благополучие наших граждан и уровень их жизни. Мы прекрасно понимаем, что это полномочия регионов, но и правительство не может оставаться в стороне.
В этой связи хотелось бы услышать ответ на вопрос. Что правительство уже сделало по исполнению бюджета за 2018 год в этом направлении и какие меры планирует предпринять?
Спасибо.
Силуанов А. Г. Уважаемый Алексей Николаевич! Уважаемые депутаты!
Действительно вопросы муниципального уровня и финансового обеспечения полномочий регулируются со стороны субъекта Российской Федерации, мы взаимодействуем с федеральным уровнем, непосредственно с регионами, а регионы уже дальше взаимодействуют с муниципалитетами по обеспечению их полномочий.
Как, какие меры принимаются?
В первую очередь, мы реализуем дополнительные национальные проекты, они касаются как регионального уровня, так и муниципального. Первое.
Второе. Мы выделяем дополнительные ресурсы на заработные платы, они касаются как федерального, так и регионального уровня. Некоторые субъекты Российской Федерации для снижения, что называется издержек и для того, чтобы повысить управляемость, для того, чтобы больше возможностей было у граждан, которые проживают в тех или иных муниципалитетах, в первую очередь, сельских поселениях, проводят реорганизационные мероприятия, укрупняя сельские поселения, наверное, это правильно в отдельных случаях. И это приводит к тому, что возможности в таких муниципалитетах повышаются для обеспечения социальных нужд.
Ну и, наверное, что еще нужно сказать, что значительная часть полномочий по социальной сфере в последние годы переданы на региональный уровень и именно там теперь эти полномочия находятся.
Поэтому здесь вопрос комплексный, мы его решаем через непосредственно взаимодействие с регионами для того, чтобы они уже дальше настраивали возможности муниципалитетов. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Гстта Антон Александрович.
Подготовиться Николаеву Олегу Алексеевичу.
Гетта А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемый Антон Германович! Сейчас все активно говорят о национальных целях и реализации национальных проектов, и как-то отошло на второй план выполнение майских указов 2012 года. Между тем, 2018 год был предельным по достижению показателей. В 2018 году и в целом было направлено достаточное количество средств на реализацию указов — 850 миллиардов было направлено в 2018 году, практически полное их было освоение, 99,8 процента. Однако эти средства хоть и позволили решить ряд экономических задач, социальных задач, как в том числе доведение средней заработной платы работников учреждений социальной сферы, науки до средней заработной платы в соответствующем регионе. Но, однако, даже эти задачи выполнены не полностью. И как указывает Счётная палата, в отдельных регионах не достигнуты показатели всё по той же средней заработной плате педагогических работников дошкольных учреждений, среднего и младшего медицинского персонала, социальных работников. Вместе с тем, экономические показатели полностью не выполнены. (Микрофон отключён.) Председательствующий. Добавьте, пожалуйста.
Гетта А. А. Буквально в связи с этим вопрос: как правительство предполагает поддерживать достигнутые социальные показатели, пока экономика еще не разогнана реализацией национальных проектов? Спасибо.
Силуанов А. Г. Уважаемый Антон Александрович! Уважаемые депутаты! Действительно у нас задача в том, чтобы поддержать соответствующее соотношение — соотношение между средними заработными платами по региону и соответствующими уровнями оплаты труда работников бюджетной сферы. На эти цели и в федеральном бюджете для федерального уровня бюджетников, и в региональных бюджетах предусматриваются необходимые ресурсы. В основном средняя заработная плата растет где-то на 6-7 процентов ежегодно, исходя из того, что растут доходы по регионам, и, соответственно, на эту же сумму растут и доходы работников бюджетной сферы.
Вы действительно затронули вопрос о том, что в отдельных учреждениях есть различия в уровне оплаты труда по одним и тем же категориям работников бюджетной сферы. У кого-то, предположим, больше 100 процентов, у кого-то меньше 100 процентов, но, как говорят, в среднем температура по больнице одинаковая и соответствует тем уровням, на которые мы ориентируемся.
Здесь вопрос заключается в следующем, в том, что нам, наверное, нужно совершенствовать систему оплаты труда и больше в структуре оплаты труда увеличивать базовую часть, фиксированную часть, с тем чтобы уровни оплаты труда были в меньшей степени дифференцированы. Да, конечно, должны быть отдельные надбавки, отдельное материальное стимулирование категорий работников, но оно не должно приводить к таким перекосам, а решить это можно вот через изменение структуры оплаты труда. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Николаев Олег Алексеевич. Подготовиться Смолину.
Николаев О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Уважаемый Антон Германович, вот с 2016 года в России действует утилизационный сбор на самоходные машины и спецтехнику. Это послужило хорошей мерой поддержки отечественного производителя в данном сегменте экономики и стимулирования инвестиций в локализацию в отечественной промышленности со стороны иностранных производителей.
Но в настоящий момент имеет место быть, что производители агрегатов, имеющие так называемую значимость инфраструктурной безопасности для этих машин, к примеру, вот Чебоксарский тракторный завод является единственным производителем трансмиссии для такого рода техники в нашей стране и испытывает очень серьёзное давление со стороны зарубежных производителей.
В связи с этим у меня вопрос из двух составляющих. Сможете ли вы назвать бюджетный эффект от действия нормы по утилизационному сбору и как вы смотрите на предложение распространить утилизационный сбор на агрегаты, имеющие значимость для инфраструктурной безопасности? Спасибо.
Силуанов А. Г. Уважаемый Олег Алексеевич, уважаемые депутаты!
Действительно мы ввели утилизационный сбор, в следующем году его еще тоже индексируем, увеличиваем, с тем чтобы изыскать ресурсы, и в принципе мы эти ресурсы передаём предприятиям в виде субсидий, поддерживаем отрасли, поддерживаем отрасли нашей экономики.
Вопрос об эффекте, хочу сказать, что да, конечно, эта мера сработала, знаю, что многие предприятия, знаю, что за счёт ресурсов утилизационного сбора многие предприятия смогли модернизировать свои производства, с одной стороны.
С другой стороны, мы действительно таким образом, как сказать, не то что поддерживаем, укрепляем нашу промышленность.
Вопрос о распространении утильсбора на иные, вот вы сказали – на агрегаты. На агрегаты. Давайте мы поработаем в рабочем порядке. Мы с Министерством промышленности этот вопрос отработаем. Надо посмотреть, всё-таки как он будет влиять на конечную продукцию и так далее. Отработаем и вам представим нашу позицию в письменном виде. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич, фракция КПРФ. Подготовиться Торощину.
Смолин О. Н. В продолжение доклада Андрея Михайловича Макарова хочу спросить. Уважаемый Алексей Леонидович, после недавней дискуссии между президентом и министром экономики возникает вопрос о достоверности статистики, на основе которой рассчитывается бюджет. Напомню, министр утверждал, что инфляция снижается ниже официальных показателей, а президент заметил, что это ЦБ подкручивает статистику.
Вопрос. С кем согласна Счётная палата - инфляция действительно снижается или статистику подкручивает ЦБ, или Минэкономразвития, или всё вместе? Как оценивает Счётная палата инфляцию общую, то есть средний рост цен, и социальную, то есть рост цен на товары первой необходимости? И почему, несмотря на профицитный бюджет, доходы граждан не растут?
Спасибо.
Кудрин А. Л. Уважаемые депутаты, мне задано сразу несколько вопросов.
Первое. Я считаю статистику по инфляции достоверной. Вопрос, который прозвучал на днях о том, что Центральный банк подкручивает. Имеется в виду, не статистику, не цифры. Имеется в виду, что у Центрального банка есть инструменты, механизмы. Это мандат Центрального банка влиять на инфляцию. В этом смысле, когда инфляция снижается, то это действительно влияние и применение инструментов Центрального банка. Поэтому я это воспринял как то, что инструменты так были задействованы, что инфляция пошла ниже, или прогнозируется, что она станет ниже таргетированного уровня 4 процента. Я в этом смысле понял, а не в смысле недостоверности тех показателей, которые применяются.
Если говорить о социальной, как вы назвали, инфляции, то есть по товарам первой необходимости, то надо сейчас посмотреть, у меня под рукой сейчас этого нет, этих цифр. Зачастую она растет быстрее, чем общая средняя инфляция. В этом смысле на эту группу товаров нужно обращать внимание, и поддержку социально незащищенных слоев населения, скорее, ориентировать по такой инфляции, которая по товарам первой необходимости, а не по средней. Но, повторяю, такие меры нужно продумывать и видеть, что, да, вот эта i~pynna товаров может идти по другой кривой.
Если говорить о жизненном уровне и реальных доходах населения, то, конечно, они зависят и от роста экономики, потому что тогда это связано с ростом и реальных доходов населения, то есть ростом зарплаты, в первую очередь. Но нужно видеть и по тем социально незащищенным группам, по которым зарплата, то есть доходы больше зависят от бюджетных выплат.
Сразу хочу сказать, что, благодаря ранее принятому закону о пенсиях, скажем так вкратце, еще раньше, не сейчас, а много лет назад, у нас пенсионеры не попадают в число бедных, поскольку им всегда есть доплата до прожиточного минимума пенсионера. То есть пенсионеры у нас выведены из группы бедных раз и навсегда и, слава богу. В этой связи у нас реальные доходы падают у других групп населения, не пенсионеров, как правило. Но, если допустим, в семье много людей, но доходы ограничены, тогда в расчете на душу населения, по подушевому доходу, конечно, может уменьшаться. Это, включая и пенсионеров, и детей, и родителей. (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Добавьте время, пожалуйста.
Кудрин А. Л. Я завершил. В этом смысле, конечно, вот в таких случаях могут снижаться реальные доходы.
Но один ич пунктов по снижению реальных доходов — это рост платежей населения по кредитам и по ипотеке. Это увеличивает расходы и тем самым уменьшает чистые доходы граждан, это уже отмечалось раньше в обзорах. Соответственно, профицит бюджета — это то, что не тратится государством. В этом смысле он ничем не может помочь в снижении реальных доходов населения. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Торощин Игорь Андреевич, фракция ЛДПР.
Подготовиться Бугере Михаилу Евгеньевичу.
Торощин И. А., фракция ЛДПР.
Спасибо, Вячеслав Викторович.
У меня вопрос к Антону Германовичу.
Скажите, пожалуйста, вот по состоянию на 1 января 2018 года объем средств ФНБ на счетах Банка России в рублевом эквиваленте составлял 2,2 триллиона рублей. В течение 2018 года дополнительные нефтегазовые доходы в объеме 4,3 триллиона рублей не были использованы на финансирование расходов федерального бюджета и были зачислены на счета ФНБ в Банке России в июле 2019 года. С учетом прогнозируемых дополнительных нефтегазовых доходов текущего года в размере более 3 триллионов рублей к завершению 2019 года накопленные средства ФНБ на счетах в Банке России и дополнительные нефтегазовые доходы превысят 7 процентов ВВП и составят около 9 процентов ВВП, или 10 триллионов рублей.
Учитывая актуальность темы размещения средств ФНБ после достижения их порогового значения (7 процентов ВВП), когда начнется публичное обсуждение, где будут размещены средства ФНБ? И возможно ли ускорить процедуру зачисления дополнительных нефтегазовых доходов на счета ФНБ в Банке России, чтобы эти средства начинали работать как можно быстрее? Спасибо.
Силуанов А. Г. Спасибо, уважаемый Игорь Андреевич.
Уважаемые депутаты, действительно, в следующем году мы превысим планку 7 процентов, ожидаем, что это превышение составит от 1,5 до 2 триллионов рублей. Мы предлагаем часть этих средств уже направлять на инвестиционные проекты, на возвратные проекты (порядка 15—20 процентов от этой суммы) и направлять таким образом, чтобы эти средства за собой приносили синергетический эффект, то есть на 1 рубль средств ФНБ привлекать 4-5 рублей частных инвестиций, и именно в таком формате, при таком подходе мы полагаем целесообразным в следующем году начинать инвестирование средств в экономику.
Поэтому обсуждение публичное началось. В правительстве готовится соответствующий проект решения. Мы готовы к обсуждению этого документа. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ваш вопрос, Бугера Михаил Евгеньевич. Подготовиться Гартунгу. Бугера М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемый Антон Германович, в отчете есть обнадеживающие цифры.
Первая из них это то, что профицит региональных бюджетов составил полтриллиона рублей.
Вторая то, что долг региональных бюджетов сократился в целом на 5 процентов, но это, как вы правильно заметили, отвечая на один из вопросов, средняя температура по палате. Это цифры в целом по стране, а между регионами наблюдается большая дифференциация.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments