leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Парижское соглашение: экономико-правовые аспекты влияния на ТЭК - окончание

В Думе ищут способы нивелировать вред Парижского соглашения, однако Медведев поручил Минэку с обратной задачей: заставить Россию платить за США хотя Россия и так перевыполняет обязательства
Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный провел в зале 137 круглый стол «Парижское соглашение: экономико-правовые аспекты влияния на ТЭК»

окончание, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/6818634.html

Защитными мерами для энергоёмких экспортоориентированных отраслей промышленности ИПЕМ предлагает рассмотреть возможность целесообразности предоставления льготных ставок, отсрочки ввода системы платежей. Защита таких секторов позволяет не только защитить интересы национальной экономики, но и предотвратить перенос энергоёмких производств в страны с более мягким регулированием выбросов парниковых газов.
Для эффективного проведения политики в области климата ИПЕМ предлагает установить обязательство по целевому расходованию средств собранных с эмитентов парниковых газов на проекты по сокращению выбросов парниковых газов, в том числе путём проведения конкурсных процедур.
Как уже упоминалось ранее, существует широкий арсенал «мягких мер» -более целесообразных с социально-экономической точки зрения, учитывающих реальные возможности и интересы российской экономики. Именно реализация подобных мер с учётом специфики российских условий представляется приоритетной в настоящее время.
Важным инструментом российской политики по реализации целей Парижского соглашения должно стать отечественное лесное хозяйство. На территории России расположено 20% мировой площади лесов, а российская тайга является одним из основных поглотителей С02 в мире. Однако действующие международные и национальные методики не учитывают это поглощение в достаточной мере.
Развитие лесного хозяйства наряду с разработкой и признанием на международном уровне отечественных методик, обеспечивающих адекватный учет поглощающей способности российских лесов, позволит кардинально усилить позиции России на международных переговорах по климату, с запасом гарантировать выполнение нашей страной обязательств по Соглашению по климату и снизить риски «углеродного протекционизма» в отношении российской экономики.
Все участники «круглого стола» отмечают, что важным элементом защиты национальных интересов является комплексное участие Российской Федерации в деятельности рабочих органов РКИК ООН и Парижского соглашения по климату. Представляется целесообразным обеспечить максимально широкое участие российских экспертов в деятельности всех рабочих органов в рамках РКИК ООН и активизировать деятельность делегации Российской Федерации в рамках ключевых международных мероприятий, обеспечив формирование позиции по ключевым вопросам на уровне Правительства Российской Федерации. К таким вопросам можно отнести принятие национальных обязательств по сокращению эмиссии парниковых газов с учетом приоритета задач социально-экономического развития и ключевой роли российских лесов в поглощении парниковых газов; разработку механизмов сотрудничества стран с целью снижения эмиссии и увеличения поглощения парниковых газов; согласование на международном уровне Стратегии, отражающей реальный лидирующий вклад нашей страны в достижение глобальных целей подписанного Соглашения РКИК ООН информации о выбросах и поглощении парниковых газов, является важным инструментом снижения рисков и неопределённости при реализации Соглашения.
Участие в этой работе представителей других стран, в особенности азиатских, позволяет им эффективно отстаивать национальные интересы своих стран. Так, расширение российской делегации и полноценная работа российского павильона позволят:
1. Уменьшить риски принятия невыгодных для России методик и решений в рамках международных мероприятий.
2. Активнее демонстрировать роль России в борьбе с изменениями климата.
3. Создавать больше возможностей для альянсов и договоренностей со странами, имеющими схожее положение, связанное с реализацией Соглашения, для продвижения общих интересов.
При этом Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации считает важным усилить международное позиционирование Российской Федерации как климатически ответственной страны, дав соответствующие поручения ответственным органам исполнительной власти – Минэкономразвития России и МИД России.
Огромным потенциалом сокращения выбросов характеризуются меры по повышению энергоэффективности. С 1990 года по 2017 год благодаря повышению эффективности в энергетике удалось снизить эмиссию парниковых газов на 43% на фоне роста генерации электроэнергии.
В настоящее время в стране реализуется государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на период 2011-2020 гг. Программой предполагается сокращение выбросов парниковых газов на 390-410 млн тонн С02 к 2020 году по отношению к базовому сценарию развития. Рентабельными мерами в рамках программы считаются: развитие ко генерации, повышение энергоэффективности оборудования и производства, улучшение теплоизоляции зданий и тепловых сетей, а также ужесточение регламентирующих их строительных норм; внедрение счетчиков тепла и термостатов; модернизация систем отопления, вентиляции и кондиционирования (в том числе развитие методов управления этими системами), модернизация сетей электроснабжения, а также ужесточение регламентирующих их установку норм. Ожидается, что возврат вложенного в данную программу капитала произойдет достаточно быстро: экономия на приобретение энергоресурсов за период 2011-2020 гг. должна составить 26,5 трлн руб.
Учитывая необходимость пересмотра определяемого на национальном уровне вклада по сокращению выбросов парниковых газов страны каждые пять лет в сторону его ужесточения согласно пункту 3 статьи 4 Соглашения, по мере исчерпания применения наименее затратных мер по смягчению воздействия изменения климата, финансовые затраты на их выполнение будут возрастать, что может сказаться на экономике России. В этой связи целесообразно проводить своевременную актуализацию разработанной стратегии низкоуглеродного развития.
Как отмечают участники «круглого стола» среди мер, принимаемых Россией по регулированию выбросов парниковых газов и сохранению экологического благополучия, одним из приоритетных направлений должно стать содействие развитию деятельности по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов в рамках реализации двух- и многосторонних проектов, возможность заключения которых предусмотрена статьей 6 Соглашения. Для этого необходимо разработать соответствующую систему государственного мониторинга, отчетности и верификации данных по выбросам парниковых газов на уровне отдельных предприятий.
Создание данной системы позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, она позволит более точно разрабатывать условия регулирования выбросов парниковых газов. Во-вторых, с её помощью станет возможным тестирование различных схем регулирования выбросов в имитационном режиме (опыт апробации схем регулирования выбросов в имитационном режиме успешно реализован в Китае). В-третьих, она позволит защитить интересы российских экспортёров в случае ввода зарубежными странами импортных сборов, привязанных к «углеродному следу» ввозимой продукции.
Национальная политика в области парниковых газов должна включать не только меры ограничения выбросов, но и меры стимулирования поглощения С02. Поглощение С02 вносит существенный вклад в российский баланс парниковых газов: в 2017 году поглощение составило 578 млн тонн С02 (27 % от выбросов парниковых газов без учета поглощения). Однако в период с 2010 года объем поглощения сократился на 20%, что делает актуальным принятие мер в сфере лесного хозяйства, в том числе в части инвентаризации лесов и авиалесоохраны.
Существенное снижение абсолютных значений выбросов парниковых газов можно достигнуть за счет замещения генерации на основе ископаемого топлива низкоуглеродными генерирующими мощностями (ВИЭ, атомная энергия, газ, гидроэнергетика), а также за счет распространения альтернативного топлива на транспорте - газ и топливные элементы.
В тоже время, по мнению ИПЕМ, национальная политика России в области климата должна применять географически дифференцированный подход.
Различные регионы России существенно различаются по экономически обоснованному потенциалу сокращения выбросов парниковых газов. Во-первых, эффективное развитие ВИЭ-генерации возможно только в отдельных, преимущественно южных и приморских регионах. Во-вторых, переход теплоэнергетики с угольного и газовое топливо является обоснованным не для всей территории страны, в том числе с учетом ограниченного распространения Единой системы газоснабжения.
Подобные условия делают актуальным дифференцированный подход к декарбонизации экономики. В частности, апробацию и внедрение относительно радикальных мер регулирования выбросов парниковых газов целесообразно осуществлять в «пилотных зонах», где природные условия выгодны для развития ВИЭ-генерации, а стоимость ископаемого топлива высока (например, некоторые южные регионы России).
Напротив, в регионах с низким потенциалом развития ВИЭ-генерации и отсутствием централизованного газоснабжения целесообразно применять наиболее мягкие методы стимулирования декарбонизации, поскольку радикальные меры в таких регионах приведут лишь к росту стоимости энергии, падению уровня жизни населения и сокращению промышленного производства.
На основании вышесказанного участники «круглого стола» рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
1. Ускорить разработку сбалансированного проекта Стратегии долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.
2. При рассмотрении проекта федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов в Российской Федерации и внесении изменений в другие законодательные акты» исключить из него ограничительные меры для развития российской экономики.
3. Провести инвентаризацию всех государственных управленческих решений, которые ведут к сокращению выбросов парниковых газов, оценку их эффективности и результатов (фактических и прогнозных) с возможностью последующей корректировки.
4. Предусмотреть при формировании национальной политики в области парниковых газов не только меры ограничения выбросов, но и меры стимулирования поглощения С02.
5. Рассмотреть возможность создания системы государственного мониторинга, отчетности и верификации данных по выбросам парниковых газов на уровне регионов и отдельных предприятий с учетом передовых международных практик.
6. Провести актуализацию информации о реализации субъектами Российской Федерации полномочий в области инвентаризации источников выбросов парниковых газов.
7. Рассмотреть возможность дифференциального подхода к применению мер регулирования выбросов парниковых газов с учетом социально-экономического развития региона и их географического расположения.
Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
1. Продолжить работу по выполнению национальных обязательств Российской Федерации в рамках Рамочной конвенции по изменению климата ООН.
2. Разработать и внести в Правительство Российской Федерации предложения по комплексу мер, направленных на повышение достоверности данных государственного лесного реестра, основанных на инвентаризации лесного фонда Российской Федерации, с целью корректировки и актуализации или разработки новой методики расчета поглощающей способности парниковых газов российскими лесами.
3. Предусмотреть мероприятия по расширению и защите лесного фонда.
Министерству энергетики Российской Федерации:
1. Ускорить разработку Энергетической стратегии России на период до 203S года, с учетом задачи снижения показателей выбросов парниковых газов.
2. Обеспечить высокое исполнение всех показателей (индикаторов) по государственной программе «Энергоэффективность и развитие энергетики» в части ТЭК.
3. Рассмотреть возможность стимулирования развития ко генерации тепло- и электроэнергии за счет модернизации существующих мощностей ТЭЦ, замещения неэффективных и неэкологичных котельных.
Министерству экономического развития Российской Федерации:
1. Ускорить подготовку проекта федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Обеспечить эффективное выполнение государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».
Министерству иностранных дел Российской Федерации:
1. Обеспечить максимально широкое участие российской делегации в деятельности всех рабочих органов в рамках РКИК ООН.
2. Способствовать продвижению на международной арене таких методологий учета баланса парниковых газов, которые в полной мере будут учитывать поглощающую способность российских лесов, проводимую модернизацию оборудования нефтегазовой отрасли и иные не учитываемые в настоящее время специфические российские факторы.
3. Рассмотреть вопрос о формировании предложений по смягчению национальных климатических обязательств России, включая переход от абсолютных к относительным показателям.
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Комитету Государственной Думы по энергетике осуществлять контроль за ходом реализации мероприятий, направленных на достижение целей Парижского соглашения.
2. Комитету Государственной Думы по энергетике принять активное участие в работе над проектом федерального закона Минэкономразвития «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Экспертному совету при Комитете Государственной Думы по энергетике продолжить работу по подготовке предложений по совершенствованию законодательства в области сокращения выбросов парниковых газов в ТЭК.
Ссылки
1 Киотский протокол - международное соглашение, дополнительного документа к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, принятого в декабре 1997 года в Японии.
2 Расчеты экспертов ИЗ EY К заседанию рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Энергетика» 16 сентября 2019 года.
3. По данным Международного энергетического агентства.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments