leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Счетная палата указала на недостатки системы господдержки отечественного кинематографа

Счетная палата указала на недостатки системы господдержки отечественного кинематографа
http://audit.gov.ru/press_center/news/38841
8 Октября 2019 г.
С 2016 года кинематограф стал одним из приоритетов бюджетных расходов и включен в Стратегию культурной политики до 2030 года. Однако четких ориентиров и направления развития на средне- и дальнесрочную перспективу отрасль с тех пор так и не получила. Как показала проверка Счетной палаты*, стратегических документов федерального уровня до сих пор нет, а указанные в Стратегии задачи недостаточны. «Фактически достижение среднесрочных целей Стратегии в области кинематографии оценивается одним целевым показателем – «доля фильмов российского производства в общем объеме». В данной связи представляется целесообразным разработать стратегический документ федерального уровня в области кинематографии, позволяющий, в частности, дать комплексную оценку состояния отечественной киноотрасли», – заявил на Коллегии аудитор Михаил Мень.
Он также дал ряд рекомендаций по составлению нового документа. В частности, в нем необходимо прописать механизмы по привлечению внебюджетных средств и внимания зарубежных зрителей и прокатчиков. «Стратегия предусматривает продвижение международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, в том числе посредством продвижения российских фильмов и сериалов. При этом в проверяемый период количество иностранных зрителей, посмотревших российские картины за рубежом, по имеющимся данным, снизилось почти на 15% – до 8 млн человек. Это свидетельствует о недостаточно эффективной государственной поддержке проката отечественных фильмов за рубежом», – отметил аудитор.
Всего с 2017 года объем субсидии федерального бюджета на производство и прокат картин составил 22,8 млрд рублей. Львиная доля из них – 78,6% или 17,9 млрд рублей – пошла на производство национальных фильмов. Отбор заявок на поддержку производства фильмов проводили экспертные советы, созданные Министерством культуры. Счетная палата предлагает министерству пересмотреть данный механизм, так как в нынешнем виде он недостаточно прозрачен. «В состав экспертных советов входили представители киносообщества, являющиеся при этом крупнейшими получателями субсидий, что создает риски финансирования из бюджета аффилированных проектов», – констатировал аудитор.
Кроме того, в механизме отбора заявок Минкульта не предусмотрен анализ ключевых критериев, влияющих на качество отбора. «Например, министерство не учитывает успешность предыдущих работ заявителя в прокате или показе. Таким образом, механизм поддержки производства фильмов, когда результаты показа созданных картин не влияют ни на исполнение соглашения на предоставление субсидий, ни на получение средств поддержки в дальнейшем, создает риски неэффективного использования средств федерального бюджета», – пояснил Михаил Мень.
В целом же Счетная палата высоко оценивает потенциал роста российского рынка кинопоказа. В 2018 году на него приходилось 2,5% от мирового рынка – это 200 млн зрителей. Доля национального кино выросла более чем в полтора раза с 2012 года и теперь составляет 28,9%. По мнению контрольного ведомства, чтобы закрепить результат и выйти на указанную в Стратегии цель – 30% российских фильмов в отечественном прокате к 2030 году – нужно перенять успешную практику других стран. «Успешный опыт Франции, в которой доля национального кино в 2018 году составила 39,5%, основан на обязательном перераспределении отчислений всех участников рынка на поддержку отечественного кинематографа. При этом Минкультуры механизм перераспределения отчислений в целях привлечения в киноотрасль внебюджетного финансирования не выработан», – отметил аудитор.
В Министерстве с выводами Счетной палаты согласны и готовы исправить недостатки. «Действительно, для нас важнейшим показателем являются зрители и сбор средств, но мы будем думать в рамках разработки стратегического документа и по другим показателям. Что касается экспертов – был явочный порядок уведомления, эксперты не голосовали, если были заинтересованы в проекте. Фонд кино и Министерство культуры четко за этим следят, но благодаря замечаниям, сделанным в ходе проверки, мы, конечно, изменим систему протоколирования, чтобы уже никаких вопросов не возникало», – сообщил присутствовавший на Коллегии заместитель министра культуры Павел Степанов.
Справочная информация:
* «Проверка целевого и эффективного использования в 2017 – 2018 годах
и истекшем периоде 2019 года средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности, направленных на государственную поддержку производства, проката и показа отечественной кинопродукции и анимационной отрасли»
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments