leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Негосударственные пенсии для предпенсионеров – первое чтение

Негосударственные пенсии для предпенсионеров – первое чтение – Только 2% населения умеют пользоваться НПФ – Анатолий Аксаков 35 млн работают с НПФ От обязательности перейдем к добровольности – Алексей Куринный Выведенные и украденные у пенсионеров деньги Пенсии обязанность государства – Петр Толстой Почему нельзя дать гражданам возможность самостоятельно выбирать возраст выхода на пенсию
10. 722163-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» по вопросам назначения негосударственных пенсий»
Документ внесли 31.05.19 Депутаты ГД А.Г.Аксаков, О.А.Николаев (СР), П.О.Толстой, И.Б.Дивинский, Д.С.Скриванов, Л.А.Огуль, А.З.Фаррахов, О.Ю.Баталина, (ЕР), В.А.Агаев (КПРФ), Д.Е.Шилков (ЛДПР).
Представил член комитета по финансовому рынку Дмитрий Скриванов.
Законопроектом предусматривается:
- предоставление права на получение негосударственной пенсии мужчинам, достигшим возраста 60 лет и женщинам, достигшим возраста 55 лет;
- предоставление возможности установления в пенсионных договорах повышенного возраста, дающего право на получение негосударственной пенсии (но не выше возраста, установленного ФЗ «О страховых пенсиях», по достижении которого участники приобретают право на страховую пенсию по старости);
- уточнение перечня пенсионных оснований и порядка обращения за негосударственной пенсией;
- закрепление права на получение негосударственной пенсии до достижения возраста 55 и 60 лет (для женщин и мужчин соответственно) за теми участниками, для которых законодательством о страховых пенсиях, пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, действующим на момент заключения пенсионного договора, предусмотрено право на получение страховой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению до достижения указанного возраста.
Первое чтение 376 0 0 14:38

Стенограмма обсуждения
А сейчас, коллеги, у нас с вами 10-й вопрос нашей повестки из блока законопроектов первого чтения.
О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах по вопросам назначения негосударственных пенсий". Доклад Дмитрия Станиславовича Скриванова. Пожалуйста, Дмитрий Станиславович. Первое чтение.
Скриванов Д. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Предлагаемым законопроектом вносятся изменения в формулировку статьи 10 закона номер 75 "О негосударственных пенсионных фондах". Эта поправка направлена на улучшение финансового положения граждан. С 1 января 2019 года вступил в силу федеральный закон, которым предусматривалось поэтапное увеличение возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости, 65 и 60 лет, мужчины и женщины, соответственно. Эти изменения также влекут одновременное увеличение возраста на негосударственную пенсию.
Таким образом, в связи с принятием федерального закона номер 350 у лиц, выходящих на негосударственную пенсию по договорам, заключенным после 1 января 2019 года, право на получение негосударственных пенсий возникает после 60 и 65 лет. Инициаторы законопроекта предлагают иной формат законодательного регулирования.
Название законопроекта сразу вносит тон рассмотрению этого вопроса. Во-первых, пенсионное, во-вторых, обеспечение. Готовя этот доклад, анализируя опыт других стран, мы видим, что система других стран формировалась либо при сильных профсоюзах, либо с участием людей, поколений, которые понимали примерный возраст своего дожития, это как 55 и 60 лет, 60 и 65 лет для них было уже глубокой старостью. Медицина, социальная среда, войны и многое другое заставляли смотреть на окончание трудовой деятельности, как на пенсию и только. Это было в другом веке и в другой социальной среде.
Сегодня об НПФ (негосударственных пенсионных фондах) мотивированно знают и умеют этим правом распоряжаться 2-3 процента всего населения. Но негосударственные пенсионные фонды и государство накопили большой опыт, который последние несколько лет мы активно воплощаем в законы и можем рассматривать негосударственное пенсионное обеспечение как инвестиции человека и работодателя в дальнейшую жизнь. Возрастные ограничения, которые существуют в государственном пенсионном обеспечении, не могут быть критерием для инвестиций человека в свою жизнь. Предлагается для привлечения к накоплению будущих пенсий в негосударственных пенсионных фондах самозанятых граждан, иностранных граждан, лиц, имеющих иждивенцев, и наёмных работников уточнить пенсионное основание, исключив из условий наличие страхового стажа. Гарантируется также сохранение права на назначение негосударственной пенсии более ранней для женщин и мужчин соответственно в случае, когда у них возникает такое право на получение страховой пенсии.
Вне зависимости от наступления дополнительных оснований мы даём возможность использовать средства в течение трудовой деятельности и быть выгодоприобретателем всех 4,3 триллиона рублей, которые сегодня накоплены в системе негосударственных пенсионных фондов, мотивируя и инициативно включая человека в отношения своих накоплений, мотивируя работодателя, который заинтересован в том, чтобы работник имел обеспеченность в будущем.
Мы способствуем тем самым для заинтересованности населения и заинтересованности работодателя, а это, прежде всего, молодые люди, люди, которые занимаются частным бизнесом, средний класс, в том числе, делать свои сбережения к 55 годам, инвестировать средства, и к 60 годам, женщина — мужчина соответственно. Законодательно вот мы сегодня даём такую возможность.
Рассмотрение этого закона приведет к тому, что будет стимулироваться интерес к инициативной включенности, вовлеченности физических лиц в управление собственными средствами, наращивание финансовой грамотности. Интерес, на мой взгляд, возникает у человека только тогда, когда у человека есть выгода, в данном случае человек получает эту выгоду.
Позиция правительства - поддерживает законопроект, позиция Центрального банка - замечаний и предложений нет, позиция Счётной палаты -замечаний и предложений нет, мнение Государственно-правового управления -есть замечания, которые мы доработаем между первым и вторым чтением.
Комитет рассмотрел данный законопроект и тоже предлагает поддержать его в первом чтении. Спасибо. Готов ответить на вопросы.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков
Председательствующий. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите запись. Покажите список.
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.
Шсин О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
История с пенсионными накоплениями у нас началась 20 лет назад с реформой 2000 года господина Зурабова и, соответственно, сегодня мы можем уже подвести некие финансовые итоги в том числе. Помимо цифры в 4 триллиона, наверное, важно понимать, а сколько же люди, кто участвовал вот в этих процессах, сегодня в среднем получают пенсионных выплат в качестве накопительной компоненты? Я буду признателен, если вы скажите.
Скриванов Д. С. Ее, во-первых, не получают, потому что речь идет о людях все-таки молодого возраста, как я говорил, 1969-й, 1970 год.
Во-вторых, значит, мы не можем пока спрогнозировать тот объем, который будут получать люди реально, потому что нужно просчитать весь тот инвестиционный доход, который накоплен по гражданину, сколько гражданин переходил раз из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, терял ли он инвестиционный доход или не терял, и мы с этой проблемой тоже сейчас работаем.
Я просто хочу сказать, что вот сейчас назвать среднюю цифру невозможно. Сказать какие-то величины от и до тоже достаточно сложно. Поэтому, я думаю, протяжении последних двух лет та законодательная работа, которую мы проделали, она будет способствовать однозначно увеличению средней выплаты пенсий лицам, которые находятся в негосударственных пенсионных фондах.
Председательствующий. Шеремет Михаил Сергеевич. Шеремет М. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Депутат Шеин уже задал, конечно, мой вопрос, но тем не менее хотелось бы понимать всё-таки сумму, которая будет выплачиваться по истечении 60 лет, когда выходит наш гражданин на пенсию.
И хотел бы ещё задать вопрос, предусмотрен ли механизм корреляции пенсии человека с возрастом окончания его трудовой деятельности?
Скриванов Д. С. Ну, про механизм корреляции с возрастом я уже только что объяснил. Значит, человек имеет право заключить договор, и до этого времени это право на основании 350-го закона у него возникало только с 60 лет мужчины и с 65 лет женщины, соответственно, по тем договорам, которые были заключены с 1 января 2019 года. Значит, мы даем это право сейчас для 55 и 60 лет женщинам и мужчинам соответственно.
А по поводу первого вопроса я вам могу сказать так, что очень многое зависит от того, какую заработную плату человек получал, и как вел он себя по отношению к своим накоплениям. Вы помните все программы, которые предусматривало государство, и это были и программы софинансирования на те средства, которые человек откладывал в негосударственные пенсионные фонды, и инвестиционный доход, и переходил или не переходил человек, я уже повторяюсь, но это всё формирует именно тот капитал, которым человек будет распоряжаться после того, как он получит это право распоряжаться этими деньгами.
Я могу сказать больше, что вообще в группе по негосударственным пенсионным фондам и по вот этим средствам есть планы того, что эта тема будет развиваться, и человек, возможно, получит доступ к своим средствам в каких-то крайних обстоятельствах даже, может быть, ранее того возраста, но это будет только на рассмотрение Государственной Думы, соответственно, и на рассмотрение правительства, ранее тех возрастных дат, о которых я только что говорил. Надеюсь, что это будет нами рассмотрено тоже в рамках этого созыва Государственной Думы. Спасибо.
Председательствующий. Иванов Николай Николаевич, пожалуйста.
Иванов Н. Н., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Станиславович, вы совершенно справедливо сказали о том.
что только 2-3 процента населения имеет возможность грамотно обращаться с пенсионными фондами негосударственными. Этим, кстати, пользуются недобросовестные сотрудники, которые путём обмана переводят людей из государственных в негосударственные пенсионные фонды.
Скажите, считаете ли вы возможным предусмотреть в вашей инициативе инструмент, который позволит защищать средства граждан от недобросовестных участников рынка и не допустит новых случаев мошенничества? Может быть, стоит посмотреть и гражданам самим предоставить право распоряжаться заработанными ими деньгами, без участия сторонних частных компаний?
Спасибо.
Скриванов Д. С. Что касается того, чтобы предусмотреть возможность граждан самим распоряжаться собственными средствами. Они и так имеют право сами распоряжаться собственными средствами, но никто не отменял гражданские институты, как то доверенности или доверенных лиц, которые могли бы совершать определённые действия. Но вы совершенно правы в том, что существует на рынке агрессивный маркетинг между негосударственными пенсионными фондами. В рамках этого агрессивного маркетинга мы вскрываем... И об этом недавно говорил президент, и дано было соответствующее поручение Генеральной прокуратуре, Центральный банк по этому поводу много работает, Министерство финансов, рассматриваются несколько вариантов. Первый вариант, это мораторий на переходы, пока мы не подготовим поправку. Поправка, к сожалению, она не получается в один закон, она получается достаточно сложная, с точки зрения структуры, и там требуются изменения, в том числе, подведомственных и ведомственных нормативных актов, благодаря которой человек, переходя из одного негосударственного пенсионного фонда, будет с собой, в том числе, уносить и тот инвестиционный доход, который он заработал.
К сожалению, в прошлом мы знаем, что были случаи мошенничества, когда одна управляющая компания работала на несколько негосударственных пенсионных фондов, и тем самым переводя одного человека из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, она оставляла там инвестиционный доход. Эти цифры
измеряются, к сожалению, миллиардами.
Я могу сказать совершенно точно, что, введя фидуциарную ответственность в прошлом году, введя ещё ряд новелл с помощью правительства, с помощью комитета, вас, уважаемые коллеги, с вашим участием мы движемся к тому, что мы решим и эту проблему в том числе. А эта проблема есть, о ней знаем. И, я думаю, что в ближайшее время мы подготовим блок законов, которые будут, блок поправок законодательных актов, которые будут решать эту проблему.
Председательствующий. Говорин Николай Васильевич.
Говорин Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Дмитрий Станиславович, скажите пожалуйста, являются ли надёжными государственные механизмы контроля вот за деятельностью негосударственных пенсионных фондов сегодня? И надо ли менять в этом смысле законодательство, в том числе будет ли и возможно ли страхование рисков? Спасибо.
Скриванов Д. С. Очень хороший вопрос, большое вам спасибо за этот вопрос.
Я считаю, что, да, за последние несколько лет работы вот всех тех, о ком я сказал и вами, уважаемые коллеги, и Центробанком, и Министерством финансов, и министерством труда, всеми регуляторами была действительно создана там достаточно серьёзная такая законодательная база, которая регулирует уже деятельность негосударственных пенсионных фондов.
Негосударственные пенсионные фонды перешли на стресс-тестирование, во-первых. Во-вторых, они теперь имеют право вкладывать свои средства, только исходя из объёма достаточности капитала и примерного процентного соотношения к этому объёму капиталов в определённые отрасли или сегменты, скажем так, то есть рисковать там деньгами.
Во-вторых, мы завтра будем на рабочей группе рассматривать поправку по поводу того, что по добровольному, так скажем, страхованию уже, по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе будут вводиться права такие, как мы имеем, например, по вкладам в банки, когда АСВ будет в том числе страхователем этих вкладов.
Сегодня же те средства, которые есть у гражданина в негосударственных пенсионных фондах, они полностью защищены государством, на 100 процентов. И существует даже коллизия в законодательстве по поводу того, что это средства всё-таки государственные или негосударственного Пенсионного фонда?
То есть мы понимаем, что управленчески это принадлежит человеку, а юридически это принадлежит государству либо негосударственному Пенсионному фонду, но все средства сегодня защищены полностью государством. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите запись. Покажите список.
Шеин Олег Васильевич. Пожалуйста.
Шеин О. В. Наша фракция поддержит данный законопроект, но хотелось бы несколько вещей сказать в рамках общей дискуссии.
Во-первых, представляется правильным, чтобы истории, связанные с НПФ, всё-таки рассматривал также и в качестве докладчика, у нас был и профильный комитет по труду и социальной политике, потому что большой вопрос всё-таки, что здесь больше, пенсионной части или финансовой. Это первые вещи, о которых хотел сказать в рамках того, кто, наверное, должен быть профильным комитетом.
Вещь вторая. Очевидно, что цифра в 4 триллиона рублей может казаться привлекательной, если только мы не приводим международное сравнение. На самом деле 4 процента ВВП предполагает, что соответствующая сторона не применяет пенсионно-накопительную систему. Это уровень Западной континентальной Европы, где пенсионно-накопительная модель, практически, не применяется. Как справедливо сказал докладчик, там работают модели трёхсторонних соглашений между правительствами, профессиональными союзами и корпорациями, там совершенно другая система.
Пенсионные накопления, как фундамент и основа для получения выплат, - это англосаксонская модель, где эта доля составляет 80-120 процентов к ВВП, то есть для России это было бы 80-120 триллионов рублей. Это не наши параметры и не надо здесь воспринимать пенсионные накопления, как основу.
Следующая вещь. Хочу обратить внимание на то, что по прошлому году, насколько я помню, у нас НПФ показали отрицательную доходность. Наиболее крупным провалом, конечно, оказался НПФ "Открытие" с его замечательным менеджментом. И истории, когда пенсионные фонды аккумулируют там чуть ли до трети, по крайней мере, четверти точно всех полученных доходов на выплаты менеджменту и на некие резервные структуры в рамках этих фондов, она на самом деле достаточно чревата для тех людей, которые работают по линии НПФ.
Нам, очевидно, необходимо достаточно содержательно провести серьезную (я повторю еще раз, здесь должен быть локомотивом Комитет по труду и социальной политике) дискуссию по теме НПФ. Это вторичный инструмент, второстепенный, но тоже существующий в нашей стране, в котором небольшая часть высокооплачиваемых работников Российской Федерации - это не только чиновники и силовики, это авиадиспетчеры и моряки на балтийском направлении, и летчики, они могут воспользоваться, а мы должны сформировать для них соответствующие гарантии.
Спасибо.
Председательствующий. Аксаков Анатолий Геннадьевич.
Аксаков А. Г., председатель Комитета ГД по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, вопросы, связанные с регулированием, в том числе, законодательным регулированием негосударственных пенсионных фондов, мы обычно очень активно обсуждаем вместе с другим профильным комитетом - комитетом по социальной политике. И их мнение, как правило, учитываем при доработке законопроектов, связанных вот с этой темой.
Этот законопроект небольшой, он просто восстанавливает социальную справедливость и позволяет людям, не уйдя ещё на пенсию по старой схеме -по пенсионному возрасту, получать пенсионные накопления. И в этом плане мы считаем, что все депутаты, конечно, должны поддержать этот законопроект.
Что касается проблем, связанных с негосударственными пенсионными фондами, в том числе с доходностью, хотел бы вас проинформировать. Во-первых, там наведен очень серьезный порядок и их количество значительно сократилось, более чем в два раза. И сейчас, в том числе, благодаря нашим решениям введено регулирование этого рынка Центральным банком.
Ну и, в том числе, контролируется доходность фондов. Могу сказать, что по прошлому году доходность была около 4,5 процентов в целом по рынку, это на уровне инфляции. Конечно, лучше бы было повыше. Но по многим фондам доходность превышает 10 процентов, то есть люди, в общем-то, неплохо зарабатывают, некоторые даже 15 процентов обеспечивают.
И надо сказать, что у нас 35 миллионов граждан, дальше больше, которые работают с негосударственными пенсионными фондами. И очевидно, это направление, оно будет развиваться и, слава богу, и будет развиваться более быстрыми темпами благодаря тому, что, во-первых, наведём порядок, а, во-вторых, ну, вот сейчас будут вноситься изменения, я надеюсь, в ближайшее время в законодательство, которые переведут эту систему на добровольную основу, но при этом будут включены стимулирующие меры, которые людей будут заинтересовывать в том, чтобы такие накопления формировать.
То есть от обязательности мы перейдём к добровольности, и это, на мой взгляд, абсолютно правильная и справедливая мера.
Спасибо. Прошу поддержать.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В. Уважаемые коллеги, очень долго только наводится порядок в этой сфере, очень важной и жизненно важной сфере. И опять репутационный ущерб, связанный с различного рода вот этими пенсионными..., негосударственными пенсионными фондами, огромный.
И задавался вопрос: "на какую доплату к пенсии будут рассчитывать вот те люди, которые, вы помните, в обязательном порядке формировали свою накопительную часть?" Пенсионный фонд рассчитал и, кстати, при формировании бюджета, пенсионный фонд ещё на 2019 год нам эту цифру предоставил. Там 800 с "хвостиком", то ли 840 в среднем получается, то ли 850 рублей.
Понятно, что подобные суммы, доплаты, они дискредитируют саму идею накопления в ноль.
Я уже не говорю про то, что сама система вот эта вот с непенсионными фондами, с управляющими компаниями осталась абсолютно без всякого внимания государства.
Кто организовывал эти пенсионные фонды? Крупные финансовые промышленные группы, которые в лучшем случае использовали эти дармовые средства на, скажем так, инвестирование собственной мощности, ну, а в худшем случае элементарно воровали.
И поэтому те десятки миллиардов рублей, которые пропали, это, так, по скромным оценкам, это выведенные и украденные у пенсионеров деньги по большому счёту.
И препятствий нормальных контрольных мероприятий соответствующих Правительство Российской Федерации, да и государство - Российская Федерация в целом никаких на протяжении многих лет не предпринимало. Ладно, с 2014 года теперь это всё изымается уже, скажем так, и не попадает в руки этих организаций, но сумма приличная, которая там крутится сегодня, - 4 триллиона рублей.
Плюс к этому, новый механизм, о котором только что коллега Аксаков заговорил, это вот те 6 процентов, тот ранее называвшийся индивидуальный пенсионный капитал, это новая попытка заставить, убедить людей формировать собственную пенсию за счёт дополнительных отчислений при вот этой картине. Я напомню.
Отчисляли, отчисляли, многие практически по 10 лет, получили в итоге меньше тысячи рублей в среднем. Как это отразится на добровольности или там на вот всём, что с этим связано? Да никак.
Что нужно делать в этих условиях? Спасет ли страхование, о котором говорили? Ну вот по дольщикам была система страхования, я вам напомню, 35 миллиардов собрали страховые организации, положили себе это всё в карман и всё. Ни один дольщик, ну практически ни один дольщик, там единицы, по-моему, не получили никакой компенсации. Здесь попытка переложить ответственность государства на какие-то страховые компании, на вновь формируемые новые структуры частные опять же, на мой взгляд, абсолютно никакого результата не принесут.
Пенсия граждан Российской Федерации — это прежде всего ответственность государства, будущая ответственность. И если человека заставляют, убеждают сегодня в эту систему переходить, государство обязано ему обеспечить: первое — сохранение тех накоплений, которые он делает, ну то, что сейчас делается по минимуму, то есть рубль вложил, рубль получил. Пенсионные фонды могут мудрить как хотят, даже если порядок навели. А второе - государство обязано не менее чем на уровень инфляции обеспечить рост ЭТИХ пенсионных накоплений, чтобы у человека была хотя бы четкая, жесткая уверенность в том, что... Я прошу добавить от фракции. Председательствующий. Добавьте время.
Куринный А. В. Жесткая уверенность в том, что он и свою часть сохранит, которую откладывает, и минимум на уровень инфляции ему государство про гарантирует.
У нас сегодня парадоксальная ситуация, ОФЗ, государственные ценные бумаги, внутренний долг под 6,5 процентов у нас покупают инвесторы, а своим гражданам мы не можем обеспечить 4,5 или 4,2 процента. Поэтому этот механизм, если уж мы выстраиваем или будем выстраивать как перспективный, необходимо закрепить в части государственных гарантий сохранение полной суммы и обязательную индексацию при любом раскладе, как бы ни работал пенсионный фонд негосударственный на уровень инфляции. Сможет негосударственный пенсионный фонд дать больше, 10, 15 процентов, пусть дает, не вопрос. Это уже уровень распределения или уровень определения самого гражданина.
Ну а если обанкротился, пропал, исчез, гарантировать надо не только сумму, непосредственно внесенную, но и, повторяю, минимально уровень инфляции. Только такой механизм позволит что-то такое более-менее адекватное к пенсии человеку заработать.
Спасибо.
Председательствующий. Нилов Ярослав Евгеньевич. Пожалуйста. Нилов Я. Е., председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.
Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Но, комментируя предложение депутата Шеина относительно контроля и более внимательного отношения к деятельности негосударственных пенсионных фондов хотел бы обратить внимание, что данный законопроект касается негосударственных пенсий. И то, что сказал депутат Аксаков относительно нашего постоянного взаимоотношения наших комитетов, я с ним согласен. И хотел бы напомнить, что именно при жесткой конструктивной критике членов комитета по труду удалось нам, когда рассматривали проект закона об установлении нового формата премирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, снизить с 1 процента до 0,75 процента ту ставку, которая позволяет рассчитывать ежегодный объем премий для негосударственных пенсионных фондов.
Что касается данного законопроекта, еще раз обращаю внимание, речь идет о негосударственных пенсиях. Это добровольное дело было гражданина или той компании, где гражданин работал, и это не входит в систему обязательного пенсионного страхования. Это можно сравнить с вкладом, у которого особые условия и особые установленные временные параметры, когда соответствующие средства гражданину будут выплачиваться.
А что касается системы обязательного пенсионного страхования, то мы неоднократно обращали внимание, что необходимо накопительную пенсию вообще вывести из системы обязательного пенсионного страхования и навести порядок в вопросах перехода граждан из одного НПФ в другой. Кстати, так называемые молчуны, кто не выбрал негосударственный пенсионный фонд, средства таких граждан находятся во Внешэкономбанке. Пенсионный фонд России там размещает средства молчунов. И очень многие граждане поддаются агрессивной рекламе, а порой обычным коррупционным схемам или жесткому давлению, когда их заставляют подписывать соответствующие бумаги, и они, переходя из одного НПФ в другой, теряют весь свой инвестдоход из-за того, что они за 5 лет до этого перехода не уведомили Пенсионный фонд России.
Что касается недавних предложений относительно новой накопительной компоненты, то, конечно, это должно быть исключительно добровольное решение гражданина, и это не должно быть элементом системы обязательного пенсионного страхования. Пусть каждый гражданин самостоятельно решает.
Но та дискуссия, которая сегодня развернулась в зале, она показывает, что у нас к НПФам, к сожалению, недоверие. И если два года назад на совещании в Государственной Думе, когда пересматривался формат премирования негосударственных пенсионных фондов, отдельные руководители отдельных крупных НПФ били себя в грудь и кричали, что им нужны гарантии для того, чтобы они могли играть в долгую и вкладывать средства в долгие инвестпроекты, сегодня они находятся за рубежом, в бегах, в отношении них возбуждены уголовные дела. А негосударственные пенсионные фонды вне зависимости от того, как они работают: в минус, в плюс, в ноль всё равно получают премию 0,75 от объёма средства, которыми они распоряжаются. На наш взгляд, это было сделано несправедливо, но большинство... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Толстой Пётр Олегович, пожалуйста.
Толстой П. О., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Когда в этом зале обсуждались параметры пенсионной реформы, я задал вопрос одному из её идеологов: почему нельзя, собственно говоря, предоставить гражданам самим право выбирать возраст выхода на пенсию. У всех разные обстоятельства, кто-то хочет сидеть с внуками, у кого-то наоборот есть желание поработать подольше, и в зависимости от того, когда человек выходит на пенсию, соответственно, величину пенсии менять, вышел на пенсию раньше, она у тебя меньше, вышел позже, она у тебя кратно больше.
Знаете, что мне ответили: у нас правительство, оказывается, не может посчитать и предсказать, как будут себя вести граждане России. И поскольку правительство не может это сделать, то мне кажется, что идея сегодняшнего законопроекта, который мы здесь обсуждаем, она очень и очень в этом смысле полезна, она полезна для граждан, и она полезна для работодателей. Потому что гражданин действительно сам имеет возможность решить, когда ему получать эти выплаты. И если этот закон будет вами поддержан, такая возможность после его подписания президентом, вступления в силу появится у каждого клиента негосударственного пенсионного фонда.
Я согласен с коллегами, которые говорили о проблеме доверия. Но знаете, проблема доверия, она не только по отношению к пенсионным фондам, она существует и по отношению к любым политикам, которые, в том числе, сидят в этом зале. И проблема доверия, проблема репутации - это то, зачем любой и политик, и человек, и даже, страшно сказать, негосударственный пенсионный фонд должен следить очень тщательно для того, чтобы не обмануть доверие тех, кто в него вложился.
Мне кажется, что этот подход, который сегодня мы обсуждали, он является справедливым, он расширяет возможности для граждан России обеспечить себя в преклонном возрасте и, хочу подчеркнуть, он расширяет возможности работодателей, потому что, уважаемые коллеги, не так много осталось стимулов у тех, кто хочет взять людей на работу, особенно на тех территориях, где тяжелые условия жизни, на территориях Крайнего Севера и так далее. А отчисления в негосударственные пенсионные фонды это не только те там 4,6 процента, о которых тут говорили, но это и те отчисления, которые делает работодатель и для него это возможность стимулировать работника продолжать трудиться даже в сложных условиях.
Поэтому, мне кажется, что здесь в этом законопроекте учтены интересы и граждан, и работодателей. И поэтому обращаюсь ко всем вам с просьбой его поддержать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать "за". Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Завершающее слово, пожалуйста.
Скриванов Д. С. Уважаемые коллеги, я хочу сказать, большое спасибо за такое яркое обсуждение этого вопроса, потому что вопрос стоит действительно того.
Значит, вот здесь Куринный Алексей Владимирович говорил о том, что, значит, ОФЗ 800 рублей и недоверие к тому институту и переложение ответственности на человека посредством этого законопроекта.
Вот, мне кажется, что в этом случае мы собираем все в кучу. Значит, негосударственным пенсионным фондам, как было правильно сказано, 20 лет. Вот за 20 лет мы планировали создать институт, а создали, если говорить, ну, как бы какими-то аналогами, мы создали кафедру в лучшем случае.
И вот за последние два года, о чем говорил Ярослав Евгеньевич только, и вот Ярослав Евгеньевич, мы вместе были с ним на том совещании эпохальном, о котором он говорил, значит, мы, собственно говоря, своей нормативной базой и той работой, которую мы проводим в Государственной Думе и с правительством, и с Центробанком во многом, во многом улучшили и администрировали ту систему, которая была создана. Она сегодня является наиболее прозрачной, чем это было там 4 года назад, скажем. 0,75 процентов management fee, да, действительно это те средства, которые они получают, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании получают вне зависимости от результатов управления. Это неправильно и мы об этом сейчас говорим.
Но лаг во времени, который мы... с момента, когда мы ввели это, и до сегодняшнего дня, это ещё слишком небольшое время, для того чтобы проанализировать и сделать определенные выводы.
Теперь, Ярослав Евгеньевич, отвечая на ваш там вот как бы риторический, наверное, вопрос о том, что вот мы встречались с собственниками негосударственных пенсионных фондов. Да, мы встречались, и где они сегодня? Но они сегодня благодаря тому, что мы ввели с вами, собственно говоря, фидуциарную ответственность, и этот законопроект там несколько лет лежал до этого времени в Государственной Думе и не мог пройти через Государственную Думу. Я не знаю, по каким причинам, но мы с вами это сделали, сделали вместе с правительством и вместе с Центробанком.
Поэтому, на мой взгляд, я бы хотел сказать, что тот законопроект, который мы сегодня принимаем, однозначно правильный, мы даем стимулы человеку, мы делаем более привлекательным этот инструмент, негосударственные пенсионные фонды для работника, для работодателя, для человека. Этот закон про человека, во-первых.
Я бы хотел сказать Толстому Петру Олеговичу отдельное спасибо в связи с тем, что это было его предложение в первую очередь сделать вот такие сроки выхода по негосударственным пенсионным фондам выхода, то есть имеется в виду возможность получать эти средства.
И хотел бы сказать огромное спасибо всем вам, коллегам, потому что негосударственные пенсионные фонды, если ими не заниматься и если их не развивать, то я хочу напомнить, что это не только средства на достойную жизнь человека после того, как он решил не работать, это ещё во всем мире и фундамент для экономики, это длинные деньги. Да, пока мы видим, что, к сожалению, эти длинные деньги не заработали, но мы делаем все, для того чтобы эти длинные деньги заработали.
Я думаю, что мы вводим, будем вводить ряд дополнительных мер, которые будут стимулировать негосударственные пенсионные фонды вкладываться в инфраструктурные проекты, в том числе и какие-то там предлагать инвестиционные и налоговые льготы. И если мы это сделаем с вами, если это заработает, то тогда мы сможем говорить о том, что негосударственные пенсионные фонды и для человека, и для государства. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий". Пункт 10.
Включите режим голосования.
11окажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 38 мин. 18 сек.)
Проголосовало за 376 чел 83,6 %
Проголосовало против О чел 0,0 %
Воздержалось О чел 0,0 %
Голосовало 376 чел.
Не голосовало 74 чел 16,4 %
Результат: принято Принимается законопроект.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments