leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Законопроект первого чтения о ящиках для сбора пожертвований

Законопроект первого чтения о ящиках для сбора пожертвований – Наталья Костенко На благотворительность 120 млрд куда направлены сложно
18. 441707-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (в части введения понятия и видов ящиков для сбора пожертвований)
Документ внесли 13.04.18 Депутаты ГД Н.В.Костенко, Т.О.Алексеева, Н.Р.Будуев, Е.В.Бондаренко, В.И.Синяговский, С.Ю.Бидонько, Д.В.Ламейкин, Т.В.Соломатина, Е.В.Ревенко, М.Б.Терентьев и др. (ЕР); новая редакция от 19.04.19.
Представила депутат Наталья Костенко.
Член комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Максим Иванов.
Законопроектом предлагается дополнить ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» положениями, регулирующими использование ящиков для сбора пожертвований (при этом данные положения не будут распространяться на отношения по сбору пожертвований с участием религиозных организаций):
- ящик для сбора пожертвований – любая емкость для сбора пожертвований (за исключением безналичных денежных средств), право использования которой принадлежит исключительно некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности. Ящик для сбора пожертвований может быть стационарным либо переносным;
- размещение стационарного ящика осуществляется на основании договора, заключаемого между собственником помещения или уполномоченным им лицом, либо лицом, обладающим иным правом на пользование помещением (если законом или договором не предусмотрен запрет на заключение такого договора), и НКО, которой принадлежит ящик;
- без заключения указанного договора допускается установка и использование ящиков НКО, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, несколькими такими организациями или их объединениями в месте и во время проведения публичного или иного мероприятия, либо организованного такими организациями в благотворительных целях, либо организованного иным лицом при условии получения письменного разрешения от организатора такого мероприятия на установку и использование стационарных ящиков для сбора пожертвований;
- использование переносных ящиков для сбора пожертвований допускается исключительно в месте проведения соответствующего мероприятия и во время его проведения при наличии у лица, непосредственно использующего ящик, документа организатора мероприятия, подтверждающего право использования указанного ящика;
- НКО, использующая ящик для сбора пожертвований, должна иметь положение о программе или иной акт, в рамках которого будет проводиться сбор пожертвований, и публиковать отчет об использовании собранных пожертвований (в т.ч., на сайте организации в сети «Интернет»);
- при использовании ящика для сбора пожертвований НКО обязана: объявить о цели пожертвования, разместив данную информации на ящике для сбора пожертвований; указать свое наименование и адрес; указать доменное имя и (или) сетевой адрес сайта организации в сети «Интернет» (при наличии сайта); указывать на сайте организации в сети «Интернет» информацию о местах размещения ящиков для сбора пожертвований (при наличии сайта). НКО вправе обеспечить возможность ознакомления с указанной информацией с использованием мобильных устройств;
- требования к ящикам для сбора пожертвований, порядок их установки и использования, а также порядок извлечения из ящиков собранного имущества определяются Правительством РФ;
- ящик для сбора пожертвований не может быть оборудован автоматическими устройствами для приема денежных средств, осуществления расчетов, на которые распространяется ФЗ «О национальной платежной системе» и ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г.
Первое чтение 335 2 1 15:40

Стенограмма обсуждения
18-й пункт. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".
Доклад Натальи Васильевны Костенко, пожалуйста.
Нет докладчика, да? Давайте тогда... С места. А, нет? Пожалуйста, да. Пожалуйста.
Костенко Н. В., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ". Извините, коллеги.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги. Первое, что хотелось бы сказать в начале моего выступления это что данный законопроект - это предмет совместной и, к сожалению, многолетней уже работы депутатов Государственной Думы и представителей благотворительных организаций нашей страны, в том числе объединенных под эгидой "Форума доноров".
Глобальная цель нашей инициативы — это повышение прозрачности благотворительной деятельности в стране в целом и доверие к ней граждан в частности. Наш законопроект - это важный шаг, нацеленный на снижение возможности обмана граждан в благотворительной сфере.
Он предлагает урегулировать проблему сбора наличных пожертвований посредством благотворительных ящиков. На сегодняшний момент это самый популярный, но и самый непрозрачный способ сбора благотворительных средств в нашей стране. По данным исследований частных пожертвований в России Фонда поддержки и развития филантропии "КАФ", на цели благотворительности в России, например, в 2017 году было потрачено 120 миллиардов рублей, при этом почти треть из них была собрана с помощью ящиков для сбора пожертвований.
Различные исследования говорят о том, что россияне предпочитают совершать небольшие пожертвования (от 500 до 2 тысяч рублей) и, что называется, по велению души, то есть на улицах, в супермаркетах, особенно если это не требует от них заполнения каких-либо бумаг, то есть через ящики для пожертвований. А вот проследить, сколько было собрано средств, и куда потом были направлены эти средства, сейчас крайне сложно. Таким образом из сферы благотворительности выводятся миллиарды рублей, которые ждут нуждающиеся люди.
От мошенников страдают и сами благотворители, поскольку распространены практики, когда на улицах выступают мошенники, прикрываясь именем знаменитых фондов, и они не только деньги собирают под их имя, но и привлекают волонтеров. Сделать с ними сейчас фактически ничего невозможно, особенно если они используют название фонда или его символику не полностью, а частично.
По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики, несмотря на наметившийся рост доверия граждан к благотворительным организациям в России, только 11 процентов респондентов безоговорочно верят благотворительным организациям и только 8 процентов считают, что они действительно действуют бескорыстно. Задача же увеличения числа благотворительных организаций, повышения доверия к ним граждан и расширения объёмов благотворительных пожертвований поставлена президентом Владимиром Путиным ещё в 2008 году в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года и Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. Собственно, в этих целях мы сегодня и действуем с вами.
Что мы предлагаем. Первое. Запретить сбор средств посредством ящиков для пожертвований для НКО, не имеющих по уставу права заниматься благотворительной деятельностью. Такие организации смогут устанавливать стационарные ящики, только заключив договор с собственником помещения, например, магазина. Без договора любая ёмкость для денег будет считаться незаконной, если только она не находится в помещении самой НКО.
Второе. Ограничить сбор пожертвований вне помещения. Законопроектом разрешается временно размещать ящик, например, на городском празднике, имея только письменное разрешение организатора мероприятия, или публичном уличном мероприятии самой благотворительной организации.
Третье. Ввести процедуру выемки денег из ящиков с участием сторонних наблюдателей. Это могут быть представитель владельца помещения, арендатор или организатор мероприятия, где располагается ящик.
Конкретный регламент выявки средств должно разработать правительство, по нашей логике, но тут также можно опираться на сложившуюся практику и опыт благотворительных организаций.
Ещё раз подчеркну, что каждое положение законопроекта неоднократно обсуждалось с благотворительными организациями и опирается не только на мнения добросовестных участников благотворительной сферы, но и на практику, которую они сформировали на добровольных началах в борьбе с лжеблаготворителями.
И мы сегодня с вами, если вы поддержите, придадим этим нововведениям силу закона.
По данным КАФ, за 2017 год благотворительные пожертвования совершили 53 процента населения, но при этом 59 процентов из этих граждан заявили о готовности жертвовать больше, если точно будут знать, на что будут потрачены средства.
Таким образом, разрыв между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности и числом граждан, реально ведущих такую деятельность, а также рост объёмов благотворительных пожертвований напрямую связан с низким уровнем доверия граждан к благотворительным организациям и непрозрачностью их деятельности.
Коллеги, давайте поможем нашим добросовестным благотворительным организациям и задействуем тот резерв добрых сердец наших граждан, которые сейчас не полностью работают ввиду высокого уровня недоверия граждан к данной сфере и из-за её непрозрачности.
Прошу поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Максима Анатольевича Иванова. Пожалуйста.
Иванов М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на создание прозрачного правового механизма получения благотворительными организациями наличных денежных средств от жертвователей и на исключение мошенничества в этой сфере.
Вместе с тем при доработке законопроекта ко второму чтению необходимо уточнить положение об установке использования стационарных ящиков для сбора пожертвования, в местах проведения публичных мероприятий определить порядок и сроки публикации отчёта об использовании собранных пожертвований и ряд других положений.
С учётом вышеизложенного комитет предлагает принять законопроект в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите запись на вопросы. Покажите список. Шперов Павел Валентинович.
Шперов П. В. У меня вопрос к Наталье Васильевне. Скажите пожалуйста, а вот будет ли распространяться действие данного закона, если они будет принят на сбор денег, допустим, религиозными организациями?
Я думаю, что вы часто видели, приезжая особенно в сельскую местность, когда в магазинах стоят ящики для сбора пожертвований на храм, будет ли это, скажем так, урегулировано?
Также часто бывают инициативы опять же, в первую очередь это видно в сельской местности, когда собирают, допустим, на лечение ребёнка или ещё какого-нибудь местного жителя. И это исключительно местная инициатива, и люди, которые собирают данные средства, в принципе, известны, и, в принципе, легко контролируемые, будет ли распространяться на данные случаи? Спасибо.
Костенко Н. В. Нет, на религиозные организации наш законопроект не распространяется, потому что мы вносим изменения в законодательство, касающееся некоммерческих организаций и работы благотворительных организаций, официально работающих общественных организаций.
Председательствующий. Шеин Олег Васильевич.
IIICIIII О. В. Я хотел спросить авторов законопроекта. Когда мы принимаем любой закон, мы исходим из того, что есть некие внешние импульсы ... обращения наших избирателей. А скажите, пожалуйста, а можно ознакомиться у авторов или в комитете с этими обращениями, с письмами, чтобы мы понимали, что, действительно, граждане России об этом просят и эта инициатива родилась не из кабинета, а снизу от общества? Мы же говорим про общественные вопросы и механизмы коммуникации. Спасибо.
Костенко Н. В. Ну я уже сказала, что данная инициатива - это инициатива, высказанная сообществом профессиональным, которое работает в сфере благотворительных организаций. Данная инициатива неоднократно обсуждалась на различных площадках, в том числе в Государственной Думе с участием большого количества представителей благотворительных организаций и причём не только крупных фондов, но и мелких из различных регионов.
И, кроме того, данный законопроект обсуждался, собственно, на площадках самих благотворительных организаций, таких как "Благосфера", "Форум доноров", специальный форум проводит газета "Ведомости" ежегодно по развитию законодательства и вообще сфер благотворительности в Российской Федерации. То есть, я считаю, что этого достаточно. На всех площадках инициатива была поддержана.
Председательствующий. Центральная трибуна, пожалуйста.
Иванов М. А. Да, безусловно, с такими обращениями можно ознакомиться и у нас в комитете. Более того, данная инициатива была согласована всеми ведущими конфессиями нашей страны. Спасибо.
Председательствующий. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ.
Спасибо.
Максим Анатольевич, так вы всё-таки уточните, касается это религиозных организаций, нет. И, второе, какова ответственность за невыполнение требований закона, и кто будет за этим следить. Просто вы понимаете, с нашей точки зрения, вы просто принимаете закон, который невозможно выполнить. Сколько ящиков, на каком мероприятии, какая организация, кто это будет принимать решение? И какой формы, и при каких обстоятельствах вскрывать, и куда передавать? В законе, по-моему, этого нет.
Иванов М. А. Можно, да, отвечать?
Председательствующий. Да, пожалуйста.
Иванов М. А. Религиозных организаций, безусловно, это не касается. Это касается только некоммерческих организаций. Что касается того, кто будет за этим следить? Если вы читали текст законопроекта, там четко прописано, что все вот эти ящики, на них должна будет находиться информация, кто размещает, кто эти ящики установил, какая некоммерческая организация, и она должна в течение какого-то времени отчитаться.
В случае если этого не будет, наверное, это мошенники, и тогда наши правоохранительные органы будут возбуждать дела по 159-й статье (там части разные) по мошенничеству. И те, кто этим занимается, некоммерческие организации, те, безусловно, будут нести ответственность в соответствии с нашим уголовным законом. Спасибо.
Председательствующий. Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В., фракция ЛДПР.
Спасибо большое, Александр Дмитриевич.
Я хочу всё-таки спросить и у комитета, и у авторов, мы же слышали, Вячеслав Викторович выступал на открытии сессии и говорил, что нужно поменьше принимать законопроектов, где мы даём возможность правительству определять применение.
Вот у вас пункт пятый говорит о том, что "требования к ящикам для сбора пожертвований, порядок их установки, использования определяются Правительством Российской Федерации". Ну вот сейчас дадим мы им волю, они кружку запретят использовать для сбора пожертвований, шапку запретят использовать, установят технические условия для изготовления этих ящиков.
Пу что это такое, коллеги? О чем вы думали, когда вносили такой законопроект?
Иванов М. А. Сергей Владимирович, безусловно, комитет, и, в том числе, в своём решении указан ряд вопросов, которые необходимо доработать, но ко второму чтению, наверное, мы и, возможно, и к этому вопросу вернёмся, и проработаем более детально для того, чтобы минимизировать вмешательства извне. Спасибо.
Председательствующий. Костенко Наталья Васильевна. Пожалуйста, по ведению.
Костенко Н. В. Во-первых, я хотела предыдущему выступающему отметить, что к нашему законопроекту мы разработали поправки в КоАП, которые, в том числе, прописывают ответственность для тех, кто незаконно использует ящиками. Да?
То есть и понятно, что полномочия за отслеживанием ситуации по сбору средств там возлагаются на МВД, поэтому будем дальше работать для того, чтобы эти поправки работали и, в том числе, был инструмент реализации нашего закона, потому что не ко всем можно приписать 159-ю статью, она всё-таки достаточно серьёзная, а некоторые вещи могут быть просто из-за халатности или неосторожности, в том числе, организаций благотворительных.
Что касается предложений по 100 процентов внесению всех норм в закон, мне кажется, это излишне, и в принципе некоммерческие организации согласны с тем, что правительство разработает порядок, в том числе, с их участием, и мы будем им в этом помогать, но всё внедрять в закон это бессмысленно.
Понимаете? Тем более, допустим, порядок инкассации, условно говоря, выемки денег из благотворительных... вписывать в закон - это слишком излишне и не соответствует концепции законопроекта.
И этот порядок уже разработан, как я уже сказала, добросовестными организациями на добровольной основе ими применяется, поэтому я считаю, что правительству не составит труда взять этот порядок и узаконить его.
Поэтому надо тоже здравым умом подходить к каким-то вещам и даже в этой благой цели. Да?
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Заключительное слово? Нет. Содокладчик?
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 41 мин. 02 сек.)
Проголосовало за 335 чел 74,4 %
Проголосовало против 2 чел 0,4 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 338 чел.
Не голосовало 112 чел 24,9 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments