leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

СФ одобрил закон об исполнении федерального бюджета за 2018 год 152 1 1

СФ одобрил закон об исполнении федерального бюджета за 2018 год 152 1 1
4. 762700-7 СФ одобрил закон «Об исполнении федерального бюджета за 2018 год»
Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Андреевич Журавлев. Доходы 19 трлн Профицит 2,7 трлн Скачки цен на нефть особенно в четвертом квартале Urals 70 это заставило ЦБ повысить ключевую ставку Инфляция выше целевой показатель инфляции. Самое высокое неисполнение расходов Остатки на счетах госкорпораций 140 млрд и тем не менее им продолжают предоставлять средства. Мы решили изменить работу с госпрограммами по паспортам в течение года Региональные бюджеты профицит полтриллиона, ожидался дефицит Долг сократился Будем стараться сблизить позиции правительства и Счетной палаты.
Валентина Матвиенко. Вопросов к Журавлеву нет видимо хорошо доложил.
Министр финансов Антон Силуанов. Постараюсь тоже хорошо доложить чтобы не было вопросов.
Матвиенко. Этот номер у вас не пройдет.
Силуанов. Экономика выросла на 2,3%, зарплата 8,5%, реально располагаемые доходы 1,1%. Мы выполнили задачи по повышению зарплаты бюджетной сферы и переселения из аварийного жилья. Не удалось рост производительности труда и инвестиций. Не так привлекали регионы как требуется. Госдолг сократился 70 регионов с проицитом, 17 год 38 произошло оздоровление.
Вопросы
Василий Иконников 450 млрд предусмотреть замещение кредитов
Силуанов. Бюджетные кредиты использовали как антикризисную меру. Для текущих целей есть кредиты казначейства. Если есть кассовые разрывы, казначейство всегда помогает.
Вячеслав Наговицын. Обеспечение сирот жильем. Очередь растет
Силуанов. В правительстве подготовлен план решения проблемы. Для обеспечения жильем льготников требуется около триллиона. Можно говорить о социальном жилье, кредитов по ипотеке.
Матвиенко. По итогам парламентских слушаний рекомендовали подключиться Возможен социальный найм до подхода очереди. За два-три года закрыть эту тему.
Светлана Горячева. Из года в год слышим не исполняются госпрограммы. И мы знаем причину. Деньги не должны поступать в конце года.
Силуанов. Возможность использования денег возникает 1 января. До 15 февраля должны заключаться соглашения по субсидиям. По трансфертам вообще сроков нет.
Владимир Кравченко. Вы говорите произошло оздоровление, но нагрузка по софинансированию возрастает до 50%.
Силуанов. Нагрузка растет не могу согласиться. Объем собственных налоговых доходов рост 11%. Растут и доходы и новые обязательства. Софинансирование были 70:30, стало 95:5. Однако не во всем и на круг получается 80:20
Александр Михайлов. Пришли новые руководители.
Силуанов. Договорились о переносе остатков на следующий год. Это хорошо, но дисциплина снижается
Валерий Рязанский. У нас готов проект закона по орфанным заболеваниям. Может быть ускорено?
Силуанов. Источники нужно найти. 10 млрд руб. на следующий год. Давайте поправками ко второму чтению примем решение.
Матвиенко. Они действительно дорогостоящие потому что дороже жизни ничего нет. Нельзя оставлять людей без лекарств. Продолжение их жизни.
Зампред Счетной палаты Галина Изотова. Реально располагаемые доходы населения выросли, но незначительно. Доходы выросли 18,7% ВВП. Неисполнение составило 778,3 млрд руб. 358 млдр переходящие остатки. Напомнить о финансовой дисциплины. В ФАИПы включено объектов пбез проектно-сметной документации на 339 млрд Исполнение самое низкое 81,8% Не введен 181 объект 45%. 2,44 трлн руб. трансферты. Объем госдолга действительно сократился, в 16 регионах вырос.
Василий Иконников. Ситуация регионов некритическая но она сковывает и является непосильной ношей. 8 регионов не имеет долга. 23 региона долг до 23%. Средняя доля кредитов 49,5%. Орловская Тамбовская Пензенская области Якутия. Регионы на сто процентов обеспеченные бюджетными кредитами высокие лоббистские возможности.
Матвиенко. Как могут попадать в ФАИПы объекты без проектно-сметной документации? Обманывают государство. В центре Кисловодска стоит 10 лет разрушается. Я председателем горисполкома работала, если б я не ввела к 1 сентября школу или детский сад. Кого сняли с работы, объявили выговор, привлекли к ответственности? Мы провели активно обсуждение
152 1 1

Стенограмма пленарное заседание 466 СФ 09.10. 19
Ровно по регламенту, по времени мы переходим к рассмотрению четвертого вопроса – о Федеральном законе "Об исполнении федерального бюджета за 2018 год".
В нашем заседании принимают участие Татьяна Геннадьевна Нестеренко, первый заместитель Министра финансов Российской Федерации, Юрий Иванович Зубарев, статс-секретарь – заместитель Министра финансов Российской Федерации, а также Азер Муталим оглы Талыбов, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.
Предлагается, коллеги, следующий порядок рассмотрения данного вопроса: выступления председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации и заместителя Председателя Счетной палаты – до пяти минут каждому выступающему, далее – вопросы к докладчикам, приглашенным лицам, выступления членов Совета Федерации. Нет у вас возражений? Нет. Принимается.
Слово для доклада предоставляется председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николаю Андреевичу Журавлёву.
Пожалуйста, Николай Андреевич.
Н.А. Журавлёв, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Костромской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Мы подробно на заседании комитета в понедельник рассмотрели Федеральный закон "Об исполнении федерального бюджета за 2018 год". Счетная палата подтвердила достоверность предоставленного нам отчета об исполнении федерального бюджета. Прежде всего, коротко об основных параметрах исполненного бюджета.
В 2018 году доходы составили почти 19,5 триллиона, расходы – 16,7. Бюджет был исполнен с профицитом в 2,7 трлн рублей. Несмотря на увеличенный объем бюджетных ассигнований, в 2018 году отмечается самый низкий уровень исполнения расходов за последние 10 лет. Общий объем неисполненных назначений составил 778 миллионов, 75 процентов составляют неиспользованные бюджетные ассигнования. По 13 главным распорядителям расходы исполнены на низком уровне – менее 90 процентов. Отмечается низкий уровень исполнения расходов на реализацию ФАИП – почти 82 процента от предусмотренного объема.
Исполнение бюджета происходило в условиях достаточно резких скачков цен на нефть, особенно в четвертом квартале. В среднем за 2018 год мировая цена на нефть марки Urals составила почти 70 долларов за баррель, и это позволило правительству увеличить Фонд национального благосостояния до 4 трлн рублей.
Показатели инфляции оказались выше целевого ориентира в 4 процента и составили 4,3 процента, что вынуждало Центральный банк повышать ключевую ставку. Это, в свою очередь, отрицательно сказалось на стоимости кредитов и помешало росту инвестиций, которые выросли всего на 4,3 процента.
Хочу напомнить, что 2018 год был первым годом, когда правительством во исполнение поставленных президентом задач были утверждены национальные проекты, реализация которых началась в 2019 году.
В своем заключении комитет указывает на то, что у нас еще остаются существенные резервы как по доходам, так и по эффективности расходов. Большие объемы средств не используются в течение года. Мы надеемся, что правительство обратит на это внимание и предложит новые формы работы над сокращением остатков и увеличением собираемости доходов.
Мы предлагаем пересмотреть подход к организации работы с государственными программами и начать работу с их паспортами и показателями в течение года. Если финансирование госпрограмм увеличивается, а их содержательные показатели не меняются, это должно говорить о недостаточной связи между эффективностью исполнения госпрограмм и объемами их финансирования.
Также отмечаем, что объем временно свободных средств государственных корпораций составил 140 млрд рублей. Несмотря на это бюджет, как и в прошлые годы, продолжает предоставлять им средства. Об этом мы, в частности, говорили и на прошедших в пятницу парламентских слушаниях по бюджету.
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации впервые за 10 лет были исполнены с профицитом больше чем на 0,5 трлн рублей, хотя первоначально прогнозировался дефицит в 50 миллиардов. В 2018 году 70 субъектов исполнили свой бюджет с профицитом, хотя в 2017 году таких было лишь 38, а 15 субъектов – с дефицитом, тогда как в 2017-м было 47. Госдолг субъектов сократился в 2018 году на 4,7 процента. Несмотря на это он остается достаточно значительным и на конец 2018 года составил 2 206 млрд рублей.
На парламентских слушаниях мы также отмечали необходимость анализа структуры этого долга по разному уровню этого долга.
Расходы по межбюджетным трансфертам исполнены на уровне менее 90 процентов у восьми главных распорядителей, а это, соответственно, риск неисполнения в полном объеме межбюджетных трансфертов регионов, так как наибольший объем межбюджетных трансфертов перечисляется регионам, как мы знаем, в четвертом квартале.
Необходимо также обратить внимание и на длительные сроки проведения конкурсных процедур и позднее заключение госконтрактов.
В заключение хочу сказать о той работе, которую ведут правительство и Счетная палата по инициативе Совета Федерации, по переносу рассмотрения вопроса об исполнении бюджета на более ранний период. Пока, к сожалению, конкретных результатов нет. И мы считаем, что информация о результатах исполнения бюджета в первую очередь нужна для того, чтобы использовать ее при бюджетном планировании в рамках нового бюджетного цикла. Поэтому в ближайшее время мы эту работу продолжим и в том числе на площадке Совета Федерации будем стараться сблизить позиции правительства и Счетной палаты. (Микрофон отключен.)
В целом комитет предлагает одобрить данный федеральный закон. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Николай Андреевич.
Коллеги, записавшиеся на вопросы, наверняка это вопросы к Антону Германовичу Силуанову или есть вопросы к Журавлёву? К Журавлёву нет вопросов ни у кого? Нет. Спасибо.
Видите, наверное, хорошо доложили, Николай Андреевич. Присаживайтесь.
Коллеги, позвольте предоставить слово Антону Германовичу Силуанову, Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – Министру финансов Российской Федерации.
Пожалуйста, Антон Германович, Вам слово.
А.Г. Силуанов. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Постараюсь тоже хорошо доложить, чтобы не было вопросов.
Председательствующий. Вот этот номер у Вас точно сегодня не пройдет, Антон Германович. (Оживление в зале.)
А.Г. Силуанов. Хорошо.
Когда мы рассматриваем отчет, то всегда подводим итоги и сравниваем с теми целями и задачами, какие мы формулировали на год, по которому мы рассматриваем отчет. 2018 год – какие цели и задачи? Повышение темпов роста и повышение роста благосостояния были нашими основными задачами. В общем-то, это базовые задачи, но тем не менее это ключевые цели, исходя из которых зависят и благосостояние наших граждан, и оценка нашей работы.
За прошлый год экономика выросла на 2,3 процента, рост реальных заработных плат составил 8,5 процента, реальные денежные доходы – 1,1. Это первое.
Второе. Действительно, за прошлый год наконец нам удалось стабилизировать бюджет, мы вышли на такое состояние, когда бюджет не зависит, ну, в меньшей степени, будем так говорить, практически не зависит от внешних факторов, включая санкционные режимы и цены на энергоресурсы. Мы начали пополнять Фонд национального благосостояния в прошлом году. Мы действительно многое сделали с точки зрения и структурных решений. В два раза повышен МРОТ, число бедных сократилось у нас на 500 тысяч человек. Во всяком случае, много что было сделано.
Прошлый год – это год, когда мы подводили итоги реализации майских указов 2012 года, которые явились основанием для выработки национальных проектов на предстоящий шестилетний период. Так вот, то, что ставилось нам в качестве задачи… Мы выполнили задачу по обеспечению темпов роста заработных плат в бюджетной сфере, мы выполнили задачу по переселению граждан из аварийного жилья. Сложные задачи были. К сожалению, нам не удалось выполнить цели, поставленные в области экономики: не обеспечен рост инвестиций, производительности труда и так далее. Почему? Вот надо это проанализировать.
В первую очередь, конечно, мы видим, что наши задачи, вот эти цели не были структурированы по проектным принципам. И исходя из этого, мы выработали новый подход – национальные проекты, которые реализуются начиная уже с текущего года. Это первый вывод и первое решение на основании тех итогов, которые мы сегодня рассматриваем.
И второе. Конечно, мы не так вовлекали регионы, как требовалось. Потому что основные задачи в области социального развития, инвестиций, конечно, решаются на уровне субъектов Российской Федерации. И вот сейчас, когда мы реализуем национальные проекты, мы гораздо плотнее стали работать с субъектами Российской Федерации, гораздо теснее и более четче стали определять им целевые показатели, по которым мы вместе работаем – федеральный центр и субъекты Российской Федерации.
И изменили подход в распределении финансовой помощи на те задачи, которые мы решаем. Снижен уровень софинансирования. Сейчас мы приняли решение о том, что будем раньше доводить ассигнования до субъектов Российской Федерации. Во всяком случае, много изменилось, и много выводов мы сделали исходя из того, что происходило в 2018 году и за предыдущие шесть лет.
Если говорить о региональных финансах, то действительно за 2018 год они продолжали свое оздоровление. И, действительно, было сказано о том, что государственный долг сократился в номинальном выражении, а если посмотреть к объему собственной доходной базы субъектов, то, если помните, в критические времена долг доходил до 36,5 процента от объема налоговых и неналоговых доходов. Так вот, в прошлом году он сократился до 25 процентов, а в этом году снижение происходит еще больше, еще дальше. То есть задачи по снижению долговой нагрузки, снижению рисков исполнения бюджетов мы выполнили.
Действительно, субъекты исполнили бюджет с профицитом за 2018 год – 70 регионов (а за 2017 год – 38). Долг сократился в 66 субъектах Российской Федерации.
Поэтому, уважаемые члены Совета Федерации, оздоровление произошло и в бюджетах субъектов Российской Федерации… (микрофон отключен) …и выводы, которые мы сделали…
Председательствующий. Включите микрофон, пожалуйста.
А.Г. Силуанов. Выводы по итогам 2018 года, которые мы сделали, использованы и внедрены уже при новых подходах к бюджетному планированию на предстоящую трехлетку. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Антон Германович. Вопросов не избежать, их много.
Пожалуйста, начинаем.
Василий Николаевич Иконников.
В.Н. Иконников, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области.
Уважаемый Антон Германович! В 2018 году регионы затратили на обслуживание государственного долга 111 млрд рублей. Если мы сложим несколько факторов, которые влияют на устойчивость региональных бюджетов, и будем их учитывать – это сам долг и затраты на его обслуживание, плюс сверхплановые расходы по софинансированию некоторых нацпроектов, которые достигают у ряда регионов 40 процентов, плюс затраты по так называемым нефинансируемым мандатам… Не пора ли с 2020 года возобновить замещение банковских кредитов субъектов Российской Федерации на бюджетные в размере 405 млрд рублей, предусмотрев эти ресурсы в трехлетнем бюджете 2020–2022 годов? За четыре года вложенные средства окупятся с лихвой. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Антон Германович.
А.Г. Силуанов. Спасибо.
Да, действительно, процентные расходы остаются еще высокими, в первую очередь это процентные расходы по кредитам коммерческих банков. Мы с вами приняли решение о реструктуризации, и сейчас, в ходе рассмотрения бюджета на предстоящую трехлетку, готовы и дальше продолжать работать над облегчением долгового бремени в части обязательств перед федеральным бюджетом.
Вы говорите: давайте возобновим бюджетные кредиты. Но мы этот инструмент использовали как антикризисную меру. И, помните, сначала у нас объем бюджетных кредитов составлял 20–30 миллиардов в год, потом где-то 100–200–300 миллиардов в год. И потом, мы видим, большой объем в том числе и бюджетных кредитов приводит и к большой закредитованности субъектов Российской Федерации. Несмотря на то что проценты низкие, платить долг все равно нужно – пришлось реструктурировать. Боюсь, что сейчас мы можем опять в такую же ситуацию попасть. И мы говорим о том, что для текущих целей у нас есть кредиты казначейства, которые предоставляются в течение финансового года. Если есть кассовые разрывы, казначейство всегда помогает.
Поэтому говорить о таком масштабном возобновлении бюджетного кредитования я, честно говоря, сейчас не стал бы, не та ситуация, не критическая ситуация в субъектах с точки зрения долга. Наоборот, она выправляется. И мы договаривались о том, что этот инструмент как антикризисный… Может быть, давайте будем иметь его в виду, но пользоваться им сейчас пока, мне кажется, нет необходимости. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Вячеслав Владимирович Наговицын, пожалуйста.
В.В. Наговицын, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия.
Уважаемый Антон Германович! В 2013 году Советом Федерации был рассмотрен вопрос об обеспечении детей-сирот жильем.
Было обращение в правительство с просьбой разработать меры, мероприятия по ликвидации накопившейся очереди из детей, права которых на это жилье уже возникли.
К сожалению, сегодня мы видим, что ежегодно очередь возрастает. Хотя правительство принимает определенные меры, но тем не менее они пока не очень эффективны. Какие меры принимаются сегодня правительством для ликвидации уже сложившейся очереди и создания системы, при которой эта очередь не создавалась бы, а дети, права которых возникают, сразу же получали бы это жилье?
А.Г. Силуанов. Спасибо за вопрос. Мы, правда, его рассматривали, когда у нас были парламентские слушания по бюджету. Я отвечал, что в правительстве подготовлен план по работе над решением этой проблемы.
Проблема действительно очень серьезная. Для того чтобы решить проблему обеспечения жильем людей, которые переселяются с Крайнего Севера, детей-сирот, целого ряда тех льготников, которые имеют право на получение жилья, требуется более 1 трлн рублей. Поэтому здесь нужно определять первоочередность обеспечения жильем соответствующих категорий граждан, в том числе и детей-сирот, говорить об изменении механизма обеспечения. В первую очередь, на наш взгляд, можно говорить и о социальном жилье, можно говорить и о возможности предоставления субсидий по ипотеке, если есть возможность такая – привлечения ипотечных кредитов.
Во всяком случае, правительство подготовило "дорожную карту" по работе над решением этого вопроса. Будем двигаться в рамках этих наших планов. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Мы по итогам парламентских слушаний поручили Комитету по социальной политике, Рязанского Валерия Владимировича, с участием других комитетов вместе с правительством подключиться к этой "дорожной карте" и выработать механизмы обеспечения… Временно – может быть, социальный наем, до подхода очереди. Без увеличения финансирования из федерального центра все равно не обойтись, но нужно системное решение, иначе мы никогда из этой ямы не выйдем.
Антон Германович, Вы хорошо понимаете, что дети-сироты и так обижены судьбой, они жили без родителей, они всю жизнь прожили в детском доме, и они самые незащищенные. Они выходят во взрослую жизнь – и куда? Это очень чувствительная тема для субъектов. Давайте мы найдем такие системные решения, чтобы в ближайшие два-три года эту тему закрыть по регионам. Спасибо за понимание.
Светлана Петровна Горячева, пожалуйста.
С.П. Горячева, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Приморского края.
Большое спасибо.
Уважаемый Антон Германович! Из года в год мы слышим, что не выполняются госпрограммы, и всем же ведь известна причина, почему не выполняются, – это заформализованность и позднее поступление в субъекты Федерации средств. Об этом сказано и в докладе нашего головного комитета. Скажите, пожалуйста, наработали ли вы – и какие конкретно – меры, чтобы регионы перестали быть заложниками этой политики? Деньги не должны поступать в ноябре, в декабре, в конце года. Спасибо.
А.Г. Силуанов. Спасибо, Светлана Петровна.
Уважаемые члены Совета Федерации! Вопрос действительно острый. Какие решения мы по нему приняли? Я тоже докладывал об этом на парламентских слушаниях.
В первую очередь возможность использования денег возникает с 1 января очередного финансового года. Вопрос в порядках, соглашениях, определении направлений использования этих ресурсов.
Договорились (и вчера председатель правительства дал поручение) о том, чтобы все порядки, все соглашения с субъектами Российской Федерации заключались не уже в финансовом году, на который предусмотрены соответствующие ассигнования… А у нас такой срок по решению правительства предусмотрен – до 15 февраля. До 15 февраля должны заключаться соглашения по субсидиям только с субъектами Российской Федерации. По иным межбюджетным трансфертам вообще сроков нет. Поэтому поручение такое: все соглашения и порядки принять и заключить до начала финансового года.
Поэтому право использования ресурсов возникает с 1 января, все основания для использования будут приняты до 1 января. Поэтому в следующем году, надеюсь, ситуация улучшится. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Владимир Казимирович Кравченко, пожалуйста.
В.К. Кравченко, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Антон Германович! Вы сказали, что в 2018 году произошло оздоровление финансов. Но в текущем году мы видим, что нагрузка на региональные бюджеты возрастает, в том числе из-за того, что нарушается пропорция при финансировании национальных проектов. По разным регионам доходит до 50 процентов. Видите ли Вы эти риски с учетом того, что дотации на сбалансированность региональных бюджетов, опять же по мнению экспертов, от 9 до 14 процентов в текущем году будут сокращены? И не получится ли так, что в следующем году нужно будет опять принимать меры по оздоровлению финансов? Спасибо.
А.Г. Силуанов. Спасибо за вопрос.
Нагрузка растет. В принципе здесь не могу согласиться, потому что, если мы посмотрим ход исполнения бюджетов текущего года, общий объем собственных налоговых доходов вырос на 11 процентов за период с начала года. Если мы посмотрим общий объем бюджетов в текущем году, то это порядка 13–14 трлн рублей, это с учетом межбюджетных трансфертов. И примерно на 1 трлн рублей, чуть меньше 1 трлн рублей, доходы субъектов Российской Федерации ежегодно прирастают. Поэтому в целом растут и доходы, и растут и новые обязательства субъектов Российской Федерации. Поэтому, когда мы принимали решение по национальным проектам, уровень софинансирования был изменен: раньше было 70 на 30, сейчас 95 на 5. Но я с Вами согласен, что при 95 на 5 в целом по субъектам Российской Федерации расходы на проектно-сметную документацию, расходы на обустройство, подведение сетей не входят в эти 95 процентов. Поэтому это ложится на плечи субъектов Российской Федерации. Иногда доходит дело, когда брать на круг все расходы, – получается 80 на 20. Поэтому, конечно, мы отслеживаем эту ситуацию, и у нас есть еще ресурсы на поддержку регионов в виде дотаций на сбалансированность в текущем году. И мы с вами будем рассматривать их распределение, помогать тем регионам, которым не хватает собственных средств, для того чтобы в первую очередь выполнить социальные обязательства, ну и, конечно, национальные проекты.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Николаевич Михайлов, пожалуйста.
А.Н. Михайлов, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Курской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Антон Германович! Во-первых, хотел бы поблагодарить за обстоятельную информацию, которая сделана по сегодняшнему вопросу.
Ну а вопрос… отчасти коллега Горячева Светлана Петровна его затронула, тем не менее хотел бы, чтобы Вы поконкретнее все-таки на него ответили, прояснив ситуацию. Сегодня еще достаточно большое количество средств бюджета (имеются в виду те, которые выделяются из федерального бюджета для регионов по программам, по объектам, где участвует федеральный бюджет) затем по разным причинам возвращается снова в Минфин. Делается ли анализ причин этого явления? Какие меры предполагается принять? Сегодня, может быть, ситуация еще усугубляется и чем? Что пришло достаточно много новых руководителей… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Завершайте, пожалуйста, Александр Николаевич.
А.Н. Михайлов. Спасибо, Валентина Ивановна. Завершаю.
…пришло достаточно большое количество новых руководителей регионов, руководителей финансовых блоков в этих регионах. Может, здесь какая-то причина? Может, учебу их организовывать надо или Минфину и правительству требовать более жесткого исполнения? Пожалуйста, ответьте на этот вопрос.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, ответ.
А.Г. Силуанов. Спасибо за вопрос.
Уважаемый Александр Николаевич! Мы программы сейчас будем переводить на ту же самую систему, по которой реализуются и национальные проекты, то есть на проектный подход. Это справедливо. Потому что действительно остаются неиспользованные остатки, остаются невыполненные, невыбранные объемы, соответственно не выполняются те задачи, которые ставятся в программах. Анализ такой ведется. Что будем делать?
Первое – переводить принцип финансирования госпрограмм на проектный, я уже сказал.
Второе. Мы на следующий год договорились о том, что неиспользованные трансферты или дотации в этом году могут переходить на следующий год. Но эта мера тоже не совсем, может быть, эффективная. Почему? Потому что мы должны заставлять наших распределителей средств задействовать все возможности, для того чтобы ресурсы, которые выделены в текущем году, должны пойти в дело на те цели, на которые они предусмотрены.
И когда мы говорим о том, что есть возможность переноса, – с одной стороны, это хорошо (деньги не теряются), но, с другой стороны, дисциплина снижается. Поэтому здесь нужно найти золотую середину. И, безусловно, мы говорим о том, чтобы просто изменить принципы и подходы к финансированию госпрограмм аналогично нацпроекту: жестче спрашивать, ставить цели и, соответственно, контролировать ход их реализации. Этим направлением будем заниматься и занимаемся.
Председательствующий. Спасибо.
Валерий Владимирович Рязанский, пожалуйста.
В.В. Рязанский, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области.
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемый Антон Германович, прошу прощения, может быть, за назойливость, но хотел бы уточнить. У нас готов проект закона по орфанным заболеваниям. Ну, понятно, что без внесения изменений мы не сможем эту тему отредактировать. Скажите, пожалуйста, рассмотрение вами этой нашей просьбы может быть ускорено?
А.Г. Силуанов. Мы сейчас начали готовить предложения по возможным уточнениям проекта бюджета ко второму чтению. Только так можно решить этот вопрос. Давайте вместе с вами посмотрим, источники же нужно найти. По вашим предложениям это чуть больше 10 млрд рублей на следующий год. Дорогостоящее мероприятие. Давайте вместе посмотрим, где эти деньги можно изыскать, и тогда ко второму чтению примем решение.
Думаю, что по каким-то орфанным заболеваниям, может быть, не слишком дорогостоящим, мы можем принять решение, а более серьезный шаг сделать уже при подготовке бюджета на очередной финансовый год. Но все равно нужно рассмотреть возможности ресурсного обеспечения. Готовы работать, как и было поручение ваше, отработаем вместе с соответствующими министерствами в правительстве.
Председательствующий. Антон Германович, они действительно дорогостоящие в том смысле, что дороже жизни ничего нет. А эти лекарства – это спасение жизни людей, продолжение их жизни. Поэтому действительно они дорого стоят с точки зрения нравственной, а финансовую сторону мы должны решить и средства найти. Нельзя оставлять людей без лекарств, для них эти лекарства – продолжение их жизни. Спасибо.
Антон Германович, Вы ответили блистательно на все вопросы. Спасибо большое, присаживайтесь.
А сейчас слово для выступления я предоставляю Галине Сергеевне Изотовой, заместителю Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
Галина Сергеевна, пожалуйста, Вам слово.
Г.С. Изотова. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Счетная палата представляет заключение об исполнении бюджета за 2018 год. Сразу подчеркну, Счетная палата установила, что отчет об исполнении федерального бюджета за 2018 год по доходам, расходам и источникам финансирования является достоверным, и это главный вывод, который мы, как аудиторы, должны сделать.
Отчетный год был успешным по темпам экономического роста. За последние несколько лет он составил впервые 2,3 процента ВВП. Реально располагаемые денежные доходы населения в 2018 году выросли впервые с 2013 года, хотя прирост был незначительным. Благодаря усилиям Правительства Российской Федерации на протяжении трех лет (включая 2018 год) происходит снижение ненефтегазового дефицита бюджета с 9,1 процента ВВП до 6,1 процента, что обеспечивает устойчивость бюджетной, финансовой политики России и всей российской экономики.
В отчетном году доходы федерального бюджета выросли и составили 18,7 процента ВВП, чего не было с 2012 года.
Есть уже ставшие традиционными проблемы с неисполнением расходной части бюджета. Неисполнение расходов составило 778,3 млрд рублей, то есть 0,7 процента. Это заставляет напомнить о необходимости соблюдения дисциплины в вопросах исполнения бюджета.
Продолжается рост объемов перенесенных остатков по оплате заключенных контрактов на закупки. Объем переноса по уже заключенным контрактам на конец отчетного года составил 357 млрд рублей. Это своеобразный рекорд, так как на конец 2017 года эта сумма составляла 275.
Важный аспект, который в центре внимания Счетной палаты, – это оценка результативности и эффективности государственных программ.
Новая методика, принятая Правительством Российской Федерации, по мнению Счетной палаты, содержит недостатки и требует доработки в целях обеспечения получения объективной информации о состоянии дел с программами и национальными проектами.
Традиционная проблема – это включение в ФАИП объектов, не обеспеченных утвержденной проектной документацией, положительным заключением госэкспертизы, а также при отсутствии необходимых нормативных актов. На 1 января отчетного года было в ФАИП включено 339 млрд рублей на финансирование объектов, которые не были обеспечены необходимой документацией. Уровень исполнения оказался за отчетный год самым низким за 15 лет и составил 81,8 процента. В результате не введен в эксплуатацию 181 объект (это 45 процентов).
В силу очевидной необходимости наведения порядка Счетная палата разработала программу действий. Мы опубликовали таблицу мониторинга незавершенных объектов, их исполнение не только по федеральному бюджету, но и в разрезе субъектов Российской Федерации. Коллеги, вы можете эту панель мониторинга увидеть на нашем сайте и найти информацию практически по каждому региону. На это я хотела бы обратить особое внимание.
Традиционно хотелось бы уделить немного внимания и региональному аспекту. По итогам отчетного года, как уже отмечалось, межбюджетные трансферты исполнены на 97,2 процента в объеме 2 044 млрд рублей. Объем неисполнения все-таки составил 58 миллиардов. Объем госдолга действительно сократился на 4,7 процента. При этом объем государственного долга в 16 субъектах, к сожалению, вырос. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Галина Сергеевна, за Ваше выступление. Благодарю. Присаживайтесь, пожалуйста.
Василий Николаевич Иконников, Вам слово.
В.Н. Иконников. Уважаемые коллеги! Мы постоянно обращаем внимание правительства на то, что сохраняются риски в обеспечении устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов, связанные с существенным объемом долговых обязательств.
Хотел бы обратить внимание правительства на то, что действительно ситуация, согласен, некритическая для регионов, но она существенно спутывает, сковывает развитие субъектов и является непосильной ношей все-таки.
Если мы посмотрим внимательно на структуру распределения бюджетных кредитов по регионам, то мы увидим там очень интересную картину: некритическая ситуация для восьми регионов, которые вообще не имеют коммерческого долга и на 100 процентов кредитуются из федерального бюджета. Это регионы с достаточно хорошими экономическим потенциалом и доходной базой. Плюс еще 10 регионов, которые получают бюджетные кредиты от 90 до 100 процентов. А если мы посмотрим в конец списка, то мы увидим 23 региона, которые имеют бюджеты от 3,5 процента до 49,5 процента в общем долге коммерческого… в общем, долгов.
Средний уровень, средняя доля бюджетных кредитов составляет 49,5 процента. Так вот, эти 23 региона находятся ниже этой черты, и это не самые сильные регионы. Здесь Тамбовская, Псковская, Орловская, Курганская, Пензенская области, Саха (Якутия), которая имеет 3,5 процента обеспечение бюджетными кредитами.
Вот это заложенное неравенство, я считаю, правительству необходимо начинать выравнивать. Мы радуемся за те регионы, которые имеют 100-процентное обеспечение бюджетными кредитами. Значит, лоббистские возможности этих регионов достаточно сильные, но задача федерального центра и парламента в том числе вместе с правительством – отвечать за сбалансированность региональных бюджетов.
А в этой ситуации, которую мы наблюдаем, мы не видим вот этой четкой балансировки. И поэтому правительству необходимо обратить на это самое серьезное внимание. Спасибо.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/6855833.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments