leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 09.10.19 правительственный час Виталий Мутко – часть 1

Стенограмма пленарное заседание ГД 09.10.19 правительственный час Виталий Мутко – часть 1
Коллеги, переходим ко 2-му вопросу - "правительственный час". Тема: "О мерах Правительства Российской Федерации по реализации национального проекта "Жилье и городская среда" в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
С информацией выступит заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виталий Леонтьевич Мутко.
Уважаемые коллеги, Виталий Леонтьевич перед сегодняшним заседанием провел встречу со всеми политическими фракциями. Необходимо отдать ему должное, он очень активно работает с парламентом. Думаю, что мы это все оцениваем, и сегодня есть возможность обсудить многие вопросы непосредственно в Зале пленарного заседания с участием Виталия Леонтьевича. Пожалуйста, Виталий Леонтьевич.
Подготовиться аудитору Счётной палаты Светлане Юрьевне Орловой. Мутко В. Л., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
Спасибо большое.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты! Майским указом президента, как вы знаете, поставлен ряд национальных целей в области социального, экономического, технологического развития нашей страны. Правительством разработан и реализуется единый план по их достижению.
Одна из важнейших задач - это обеспечение улучшения жилищных условий не менее чем 5 миллионов семей ежегодно с 2024 года. Конечно, это такая амбициозная, серьезная и большая задача, и её выполнение, конечно же, зависит от многих факторов - и от реализации других национальных проектов, в целом от общеэкономической ситуации, увязано с другими национальными целями, в частности, с доходами граждан, обеспечением темпов экономического роста, демографической ситуацией.
Основным инструментом является это проект "Жилье и городская среда". Это комплексный документ, который разработан Министерством строительства и с участием всех федеральных ведомств, с участием профессионального сообщества, всех наших профессиональных ассоциаций, и, естественно, он направлен на достижение указанных целей. Во-первых, это объём жилищного строительства должен вырасти к 2024 году до 120 миллионов квадратных метров. Напомню, что мы в прошлом году с вами ввели 75,3 миллиона, это практически в 1,6 раза. При этом до 50 миллионов жилья должно строиться с использованием средств ипотечного кредитования, а это ипотека должна опуститься ниже 8 процентов. Напомню, что в 2018 году это было всего 16,3 миллиона квадратных метров. Для этого ставится тоже очень серьёзная задача.
Во-вторых, объём непригодного для проживания жилого фонда должен устойчиво сокращаться. Мы должны выйти к 2024 году на темпы опережающего расселения и предложить постоянно действующий механизм расселения аварийного фонда.
И четвёртое, мы должны построить не просто 120 миллионов, должны построить 120 миллионов квадратных метров в современной комфортной благоустроенной среде.
Более того, паспортом проекта предусмотрена новая цель - это тысяча 114 городов, как минимум 50 процентов городов должны улучшить свой индекс качества не менее чем на 30 процентов.
Уважаемые коллеги, начало реализации проекта, конечно, совпало с очень серьёзной по масштабу и по значимости реформой жилищного строительства. Вы знаете, что мы, по сути дела, меняем систему финансирования жилищного строительства. Уходим от долевого строительства, переходим к проектному финансированию. Главная цель, которая поставлена, это, безусловно, защитить вложения граждан.
Вячеслав Викторович, в мае в 2017 году вы проводили здесь многочасовые парламентские слушания и все, многие депутаты присутствовали. Вы помните накал, который здесь был, когда стало понятно, что прежняя система граждан, строительства жилья с привлечением долевого строительства, я напомню, она была с 2004 года, и по 2019 год было привлечено около 13 триллионов рублей граждан, построено почти 500 миллионов квадратных метров жилой площади. Это масштабное было строительство. Но, к сожалению, все меры по защите вложений граждан, они не срабатывали, страхование не сработало.
И мы получили сегодня очень большую проблему, когда более 300 тысяч семей и более там, уже под 400 миллиардов рублей, деньги граждан, были не защищены. И, к сожалению, люди не получили жильё.
Поэтому нам потребовалось существенное решение, и принято было политическим руководством страны такое решение, перейти на новую модель.
Для этого потребовалось существенное изменение законодательства в Российской Федерации, изменение сегодня нормативное базы Центрального банка.
И я хотел бы, прежде всего, отметить, что эту работу проводило, очень серьёзную работу проводило Министерство строительства Российской Федерации совместно с Минфином, с отраслевыми ведомствами, с регионами, с сообществами профессиональными, эта работа была по подготовке нормативной базы большая.
Вы помните, проведён был специальный Государственный совет в Казани с участием главы государства. Председатель правительства провёл всероссийское совещание с участием представителей регионов и из профессионального сообщества.
И, естественно, я не могу не отметить огромный вклад и отраслевых комитетов, депутатов, потому что нам приходилось очень большую работу провести, чтобы оперативно принять все необходимые решения.
Это такое был совместный труд. И я ещё раз хотел, пользуясь случаем, вас за это поблагодарить.
Центральным банком России было принято серьёзное решение по изменению нормативной базы, увеличению количества банков, потому что мы исходили из того, что на начало этой реформы все 80 процентов застройщиков никогда не работали с проектным финансированием.
Структура финансирования мы, вот видите на слайде, структура финансирования выглядит таким образом, что из 3,7 триллиона рублей всего сегодня 1 триллион — это деньги 600 миллиардов банков и 400, собственно, застройщиков. И если бы мы с вами приняли решение одномоментного перехода, наверное, это можно было делать, но потребовался бы год, наверное, на прохождение проектных комитетов и прочее. Мы просто остановили бы стройку. Поэтому было принято решение о поэтапном переходе на проектное финансирование.
Хотел бы также отметить, что правительством принято было решение о воссоздании или это, скажем, выведении на рынки профессионально нового игрока, нового банка. Мы считаем, его называем строительным банком "ДОМ.РФ".
Мы приняли решение докапитализации этого банка сперва на 40 миллиардов рублей, в этом году ещё на 20 миллиардов. Мы хотим сделать всё, чтобы уже в ближайшие годы этот банк мог кредитовать, до триллиона рублей вкладывать в стройку. Сегодня он за эти годы уже стал третьим игроком на этом рынке.
По новым проектам, с 1 июля застройщики получают кредиты от банков, а средства граждан попадают на специальные, защищенные Агентством страховых вкладов счета-эскроу. Законодательством предусмотрен плавный переход.
И я хотел бы отметить сегодня и доложить вам, что в целом, мы считаем, что переход состоялся, нам удалось решить. Первая задача была не просто перейти на новую модель финансирования, но, скажем так, критично не остановить строительство, не дать, большого всплеска цен не допустить и обеспечить защиту прав граждан.
И, конечно, я не могу не сказать, что сегодня ситуация непростая в отрасли - это не так легко даётся. Но в целом хотел бы вам доложить, что на сегодняшний день из 117,5 миллиона квадратных метров жилья, сейчас в стройке, а на начало перехода это было 134 миллиона, вот из 117 миллионов, 72 миллиона квадратных метров будут достраиваться по старым правилам.
Мы дали возможность перехода плавного, когда в строке готовность не менее 30 процентов и где 10 процентов ДДУ в этом проекте, дали возможность, при комплексном освоении территории понизили планку до 15 процентов. И ещё сделали одно решение для так называемых "системообразующих компаний", которые в стройке не более 4 миллионов квадратных метров и не менее пяти регионов вовлечены в это дело.
И сегодня вот 72 миллиона достраивается но старым правилам, 20 миллионов метров квадратных уже реализуются по проектному финансированию, с использованием эскроу-счетов. И этот процент будет ежедневно меняться.
Сегодня по этим проектам уже строится жильё, где-то привлечено около 800 миллиардов рублей проектного финансирования, открыто более 15 тысяч счетов-эскроу, девять проектов в этом месяце завершены по полному циклу, где раскрыты 315 счетов где-то на 511 миллионов рублей.
Оставшиеся проекты - это 25,4 миллиона, они будут завершаться или за счёт собственных средств.
Или на 1 октября они предъявят субъектам Российской Федерации свою готовность до 30 процентов.
В целом по нашим прогнозам мы исходим из того, что в районе 1 процента застройщиков вызывают у нас тревогу. Это где-то 3-5 миллионов квадратных метров. Мы должны с субъектами их довести просто вручную эти объекты с механизмом, если нужно, поручительства института развития нашего "ДОМ.РФ" по проектному финансированию.
Вот это хотелось бы самое главное доложить.
Согласно экспертным оценкам, в Российской Федерации нуждаются в улучшении жилищных условий где-то половина наших граждан. Наша задача превратить эту потребность в платежеспособный спрос.
Основным рыночным механизмом, конечно же, является стимулирование ипотечного кредитования. Целевые показатели ипотеки, которые на этот год, 8,9 процента, вот в последний месяц мы начинаем их достигать.
Сейчас основные игроки банки, банковские институты поставили уже ставку 8,9-10, по собственным проектам 7,3 для зарплатных клиентов. Но самое главное, мы видим, что такое снижение на 1 процент ставки увеличивает спрос на 20-30 процентов.
Поэтому всё здесь, конечно, взаимоувязано.
Правительством принят совместно с парламентом ряд отдельных социальных... поддержка ряда социальных категорий, прежде это семей с детьми, это сегодня те, где стимулируются ставки, это вычет 450 тысяч рублей. Вы это хорошо знаете. И мы работаем над документом о снижении ставки по ипотеке на Дальнем Востоке до 2 процентов.
Конечно, доступность ипотеки это не только процентные ставки, и сегодня 1-2 процента это сегодня создание цивилизованного рынка ценных бумаг.
И правительство приняло специальный план действий, мы считаем, что на рынок в ближайшее время будут выпущены ипотечные облигации с поручительством профильного института развития. В перспективе он обеспечит привлечение до 7 триллионов денег и, на наш взгляд, позволит снизить в такой среднесрочной перспективе ставку на 1-1,5 процента. Такая программа запущена.
Конечно же, ипотека это не единственный инструмент, и мы это понимаем, потому что сегодня главное это спрос и цена квадратного метра. Всего это себестоимость строительства здесь, ну, 1,3 где-то от стоимости квадратного метра.
Конечно же, нам нужно будет принимать ряд очень много серьёзных решений: инфраструктурное ограничение, регуляторика, подключение к социальным сетям, конечно же, и развитие других форм жилья. Прежде всего, это арендное жильё, которое у нас сегодня с вами не востребовано.
По разным подсчётам, около 100 миллионов квадратных метров сегодня в аренде, и очень многие арендаторы его сдают, естественно, это индивидуальные и жители нашей страны, и, естественно, неконкурентная среда, арендное жильё.
Наш институт развития сегодня занимается этим проектом. Мы реализуем их сейчас в шести субъектах Российской Федерации. Необходимо будет решать вопросы некоммерческого сегмента арендного жилья, это придётся задействовать бюджетный ресурс. Эту работу, конечно, мы будем, коллеги, продолжать.
Безусловно, задача по достижению 120 миллионов, она должна решаться ещё рядом других механизмов, который погружен в национальный проект. Прежде всего, это, конечно же, создание и подготовка земельных участков, инженерной инфраструктуры, социальной инфраструктуры. Сегодня это сдерживающий фактор, потому что многие субъекты не имеют плановых территорий, которые подготовлены к жилью. И новый механизм не позволяет это строить за деньги граждан.
Поэтому, конечно, исключительное значение имеет программа, которую мы погрузили в национальный проект, так называемая, программа "Стимул", когда мы направляем деньги на стимулирование жилищного строительства в субъектах Российской Федерации. В этом году это 22,5 миллиарда рублей, 42 субъекта в этой программе участвуют. С поддержкой этой программы будет построено и введено в строй 8 миллионов квадратных метров жилья. Но это не просто жильё, здесь, в этих микрорайонах, будет построено около 50 школ, 22 детских сада, и одна поликлиника, и где-то около 640 километров дорог.
Понимая, что ключевым вопросом будет инфраструктура, мы приняли решение расширить этот проект, добавили туда разрешение использовать деньги на подготовку инфраструктуры инженерной уже: коммуникаций, сетей, эта тоже работа будет проведена.
Конечно, мы ещё внесли и ряд других изменений, связанных с изъятием земель. Мы предполагаем в ближайшее время до 22 тысяч гектаров с потенциальной возможностью на 65 миллионов квадратных метров ввести в оборот. Это, вы видите, заседает специальная комиссия, изымаем земельные участки целевым образом на строительство жилья, передаём в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, мы внесли в Думу проект закона, который, я знаю, и критикуется. Надеюсь, что мы его с вами доработаем, так называемые "курты", когда речь идет об изъятии, упрощенный механизм изъятия земель муниципалитета. Вы видите, что в субъектах Российской Федерации десятки земельных участков, зданий, которые десятилетиями отданы в аренду и никак не используются. Вот этот закон, он вызывает резонанс, но мы хотели бы с вами здесь его в этом году завершить.
Следующая, конечно, это задача, связанная сегодня с налогообложением отрасли. Здесь мы приняли ряд решений об изъятии из НДС, когда застройщик передает муниципалитету безвозмездно социальную инфраструктуру, 80 процентов ему будут вычеты. Но я считаю, что здесь ещё ряд решений нам придется принимать.
Конечно же, ключевым фактором абсолютно, который может нас двинуть, это, конечно, индивидуальное жилищное строительство. Опыт Белгородской области, Липецкой области говорит о том, что до 70 процентов жилья можно вводить. Пока в паспорте и проекте у нас 80 - многоквартирное жилье, 40 - это индивидуальное. Конечно, это мало. Эта может пирамида быть перевернута. Но нам нужно принять специальную программу, не декларативную, чтобы главных два ключа здесь. Это, конечно, что 1 процент всего из ипотечного кредитования, вот в прошлом году 1,5 миллиона, 1 процент только на ИЖС. Нет закладных, нет возможности залоговых обязательств. Нет инженерно-подготовленных территорий.
Вот мы хотим в следующем году принять специальную программу индивидуального жилищного строительства, понятную, ясную, вместе с парламентом ее объяснить, ее запустить. В этом году мы выделили около 140 миллионов на эксперимент в Липецкой области, и посмотрим, как он сработает, и уже в следующем году предложим вам такую программу.
Отдельная тема — переселение граждан из непригодного аварийного фонда. Здесь программа вам понятна, известна. Парламент ее очень жестко контролировал. И я хочу сказать по этой программе, что мы практически завершили, осталось восемь субъектов Российской Федерации, которые не выполнили предыдущую программу. В следующем году, в этом году они будут все завершены, останется только Тыва и Крым, которые мы в следующем году завершим.
А новый вызов, он, конечно, более такой масштабный, поэтому эта программа сегодня, по нашим показателям мы выполнили этот год, мы уже расселили на 1 октября 190 тысяч квадратных метров, 11 тысяч семей. Это наш показатель был намного ниже. Но в следующий год нам нужно будет темп набирать.
Вы знаете, что нам нужно будет расселить до 10 миллионов квадратных метров к 2024 году, и не просто расселить, а построить комфортное жилье.
Дальше ряд моментов, связанных уже с комфортной городской средой. Безусловно, коллеги, мы исходим из того, что ... повышение среды, уменьшить города с неблагоприятной средой, но не просто, нам нужно построить вообще совершенно новый подход. И вот мы во фракциях эту тему обсуждали. Мы, значит, серьезные деньги начали выделять на городскую среду, почти более 40 миллиардов рублей.
Мы приняли решение, создали 36 показателей комфортной среды. Мы довели их до субъектов. Передаем деньги с губернатором. И хотим, чтобы город стал сбивкой таких всех национальных проектов. Это и экологичность, безопасность, это не только сегодня, это транспортные возможности.
Рассматривает правительство такой вопрос, из Фонда национального благосостояния, не исключаю, что будет принято решение добавить сюда ресурсы на модернизацию городского транспорта, который будет решать, как минимум, в 40 городах мы планируем такую программу возможно со следующего года.
Поэтому, конечно, комфортная городская среда - это не просто двор, о котором мы обсуждали на фракциях, это сегодня общественные пространства, зеленые насаждения, это умный город, это аварийный фонд, это дороги, это сегодня городской..., доступность социальной инфраструктуры. Вот это всё в 16 показателях.
Мы в ноябре месяце оттестируем все наши, значит, города, 1114, и публично покажем в каком состоянии.
По нашим прогнозам, только 10 процентов городов сегодня соответствуют таким жестким критериям. И здесь предстоит огромная-огромная работа.
Ну и конечно же, для развития городов, не создавая новые проблемы, чтобы через 50 лет кто-то там у нас придумал новую программу благоустройства, правительство разработало стандарт комплексного развития территории. Это сложный документ. Пока это рекомендательный стандарт. Когда мы видим, что люди строят в полях дома без социальной инфраструктуры, без дорог, вот этот стандарт, который разработан, он пока рекомендательный, для его реализации потребуется принятие до 150 нормативных актов. Мы хотим его с 2021 года сделать обязательным, и естественно, чтобы больше никто не строил без социальной инфраструктуры, без доступной комфортной среды новые микрорайоны.
Поэтому это, конечно, тоже серьезная и амбициозная задача.
Масштабное строительство, конечно, без кадров невозможно, мы будем готовить архитекторов, этот проект будет продолжаться, и надеюсь, что мы здесь вместе с вами изменим вообще подходы вообще к проектированию.
Не могу не отметить, что, естественно, правительство в рамках нацпроекта будет поддерживать Всероссийский конкурс малых и исторических поселений. Когда нам задают вопрос, мы всегда говорим, что здесь у нас есть возможность вместе с вами в районе 5 миллиардов рублей направлять на исторические поселения и малые города. Конечно, этих денег недостаточно, они не закрывают всех потребностей, но мы видим, что какая активность среди субъектов, 77 субъектов в этом году были на конкурсе, 80 проектов выиграли. Поэтому это тоже масштабный проект.
Уважаемые коллеги, в этом году мы совершили, мне кажется, самое трудное, но необходимое - перевели отрасль на новый формат, создали задел к новому.
Фонд защиты прав дольщиков выступил гарантом всех проектов, которые строились до 1 июля. Все страховые компании мы убрали. У нас теперь есть фонд, который должен решать вопросы.
По этой системе мы уже достроили... достраиваем так называемые дома по "Urban Group", запускаем программу достройки всех проблемных домов, в этом году 39 субъектов в эту программу попали, 16 миллиардов рублей правительство выделило.
Мы запустили единую информационную систему.
Мы видим определённые и изменения снижения ставок новых жилых районов с качественной средой.
Ну и, естественно, конечно, предстоит огромная совместная работа.
Поэтому я хотел бы от всей души вас поблагодарить за совместную работу, за вопросы, которые направлены.
Ну и хотел бы сказать, что в этом году мы планируем, что ввод жилья будет на уровне 75-80 миллионов квадратных метров. Таким образом, может быть, мы где-то не дойдём до тех целевых показателей — 88 миллионов, но мы не позволим упасть рынку и введём.
И второе, конечно, я хотел бы ещё раз вас поблагодарить за то, что мы вот и во фракциях наметили очень большие планы по реализации жилищного строительства, как, думаю, что одного из главных драйверов нашей экономики.
Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Виталий Леонтьевич. Уважаемые коллеги, давайте поблагодарим заместителя председателя правительства.
(Аплодисменты.)
Вы видите, насколько действительно у нас с вами стал развиваться диалог, вопросов огромное количество, но нам самое главное, чтобы нас слышали, и мы могли искать пути решения проблем, которые перед нами ставят граждане нашей страны.
Слово предоставляется аудитору Счётной палаты Светлане Юрьевне Орловой.
Подготовиться заместителю председателя Комитета по контролю и Регламенту Наталье Васильевне Костенко.
Затем Галина Петровна Хованская и Евгений Сергеевич Москвичев.
Орлова С. Ю., аудитор Счетной палаты Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, Виталий Леонтьевич, уважаемые коллеги, национальный проект "Жилье и городская среда" непосредственно затрагивает интересы большинства граждан нашей страны. Кроме того, он оказывает влияние и на нацпроект "Демография".
Сейчас по экспертным оценкам, в улучшении своих жилищных условий нуждается около половины россиян. Это реальная надежда людей на приобретение, исходя из имеющихся у них, как правило, небольших доходов, благоустроенной квартиры, это строительство своего личного дома или переселение из аварийного жилья, а также желание жить в комфортной городской среде.
По вопросам реализации нацпроекта за истекшие девять месяцев 2019 года Счётная палата отмечает следующее, во-первых, паспортом проекта достижения, заложенных в нем показателей, предусмотрено только при устойчивом росте реальных доходов граждан, обеспечение темпов экономического роста выше мировых, порядка 3,5 или 4 процента в год, инфляции, не превышающей 4 процента.
Пока, как следует из данных Росстата, в заданных рамках удается удержать только один показатель - инфляцию 2,5 с начала года. Экономический рост за первое полугодие составил менее одного процента - 0,9, реальные денежные доходы граждан сократились на 1,3 и продолжается падение.
Такие тенденции могут создать риски достижения запланированных показателей нацпроекта.
Во-вторых, на 1 октября текущего года кассовое исполнение в целом по нацпроекту "Жилье и городская среда" составило не более 58 миллиардов рублей или порядка 59 процентов запланированного объема бюджетных ассигнований. Общую сумму объема, вы знаете, 99,2. Однако непосредственно в регионы поступило только 34 процента указанного объема, это 33,6 миллиарда рублей. Так из перечисленных в Фонд ЖКХ субсидий 35,4 миллиарда рублей регионам на реализацию программ "переселение из аварийного жилья" в виде аванса перечислено только 30 процентов - 10,6 миллиарда рублей.
По программам формирования комфортной городской среды исполнение составляет порядка 14 миллиардов рублей, или 33 процента запланированного показателя. Из 8,5 тысячи дворов и 5 тысяч общественных пространств работы завершены только по 4,8 тысячи дворов и 1,8 тысячи пространств, это составляет 57 процентов и 36 соответственно. Таким образом, складывается ситуация, когда значительная часть работ по благоустройству будет завершена в неблагоприятный погодный период — после 1 ноября 2019 года. На это надо обратить внимание, об этих рисках говорил и Виталий Леонтьевич, и правительство сегодня здесь контролирует ситуацию.
Аналогичная ситуация складывается с субсидиями на стимулирование программ жилищного строительства. Здесь освоение средств составляет около 42 процентов, а речь идет в том числе и об обустройстве строящегося жилья объектами инженерной инфраструктуры. При этом напомню, что ключевой вопрос для регионов сегодня - это использование стимулирующих механизмов, включая частно-государственное партнерство, направленных на исключение из стоимости строительства жилья затрат на инфраструктуру. Однако в рамках формирования бюджета 2020-2022 годов предложения Минстроя о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на эти цели не поддержаны Минфином.
В-третьих, согласно паспорту нацпроекта, в 2019 году планируется ввести порядка 88 миллионов квадратных метров жилья, из них многоэтажное строительство около 55 миллионов, или около 63 процентов. Так, согласно опубликованным застройщиками проектным декларациям, в 2019 году планируется ввести порядка 4,7 тысячи многоквартирных домов общей площадью 33,6 квадратных метров, или 61 процент запланированного объема.
Помимо прочих факторов на снижение объемов жилья в значительной степени, как отметил Виталий Леонтьевич, повлиял переход с 1 июля текущего года на механизм проектного финансирования строительства, так называемые эскроу-счета. Счётная палата проинформировала руководство страны о том, что новый механизм может повлечь банкротство, уход с рынка порядка двух тысяч или около третьи от общего числа застройщиков. Этот процесс в основном затрагивает малые, средние региональные строительные компании, осуществляющие строительство жилья в небольших объёмах. Банкротство застройщика приводит в свою очередь к дополнительным рискам значительного увеличения общего количества недостроенных многоквартирных домов и числа так называемых обманутых дольщиков.
Счётная палата вместе с Госдумой продолжит мониторинг ситуации в складывающейся ситуации.
В-четвертых, согласно паспорту нацпроекта в качестве основного инструмента улучшения жилищных условий определено приобретение гражданами жилья с использованием ипотеки. Виталий Леонтьевич очень детально об этом сейчас сказал. Так в 2019 году жильё с помощью ипотеки должны приобрести 1,6 миллиона граждан, при этом ставка по кредиту не должна превышать 8-9. Сейчас она, ставка, составляет порядка 10 процентов годовых. Следует также отметить меры, которые поддержал Президент России Владимир Владимирович Путин, это, конечно, и ипотека дальневосточникам, семьям, где рождается третий ребёнок и другие категории. Однако в целом наметилась тенденция замедления количества предоставляемых гражданам ипотечных кредитов. По данным Банка России за восемь месяцев текущего года выдано 788 тысяч ипотечных кредитов или в среднем около 99 тысяч кредитов ежемесячно. Для выполнения установленного в 2019 году показателя за оставшиеся четыре месяца необходимо выдать 193 тысяч ипотечных кредитов, ежемесячно это почти в два раза больше, чем сейчас.
Счётная палата отмечает, что полагаться только на такой инструмент как ипотека нельзя. Это обусловлено тем, что возможность приобрести жильё посредством ипотеки имеется только у 30 процентов наших граждан. Кроме того, как уже сказано выше, возможности приобретения жилья гражданами ограничены крайне низким уровнем дохода и как следствие - высоким уровнем закредитованности, так только за 2018 год её уровень увеличился на 5 процентов и составил в среднем по стране 28 процентов.
Завершая своё" выступление, хочу сказать, что считаем целесообразным предложить правительству проанализировать предварительные результаты перехода строительной отрасли на механизм проектного финансирования, то, что сейчас они и делают, и сказал об этом Виталий Леонтьевич, так называемые, счета эскроу, а также выработать меры, направленные на минимизацию негативных последствий такого перехода, включая поддержку небольших строительных компаний на региональном уровне.
Рассмотреть вопрос о заключении с регионами соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета, как минимум, на трёхлетний период реализации федеральных проектов, в том числе и "Городской среды". Сейчас, вы знаете, это только один год. Здесь бы тоже могли быть очень хорошие бы результаты.
О проработке и включении в состав нацпроекта дополнительных мероприятий, направленных на повышение доступности жилья за счёт снижения стоимости его строительства. Речь идёт о более эффективном вовлечении в оборот находящихся в федеральной собственности и неиспользуемых земельных участков, и исключении из затрат застройщиков расходов на обустройство инженерной инфраструктуры, а также применении новых типов конструктивных, экономически эффективных решений при строительстве жилья.
Кроме того, с учётом решений, уже принятых Советом Федерации, Государственной Думой, полагаем целесообразным при обсуждении проекта 2020-2022 годов рассмотреть вопрос о выделении в рамках нацпроекта дополнительных средств для обеспечения жильём таких наиболее социально незащищённых категорий граждан как дети-сироты, инвалиды, молодые семья.
И, пользуясь случаем, хочу, Вячеслав Викторович, поблагодарить депутатов Государственной Думы, вчера на трёхсторонней комиссии они поддержали всё, что касается детей-сирот. Спасибо большое. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Светлана Юрьевна, за ваше выступление, спасибо.
Уважаемые коллеги, переходим к следующему выступлению. Слово предоставляется Наталье Васильевне Костенко, заместителю председателя Комитета по контролю и Регламенту. Подготовиться Галине Петровне Хованской.
Костенко Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги! Уважаемый Виталий Леонтьевич!
Наш комитет в рамках парламентского контроля над реализацией постановления Госдумы по итогам "правительственного часа" с Министром Владимиром Якушевым попытался глубоко вникнуть в проблемы отрасли. И теперь мы точно знаем, почему Владимир Путин сделал такой нетривиальный выбор при определении кандидатуры вице-премьера, ответственного за нацпроект "Жильё и городская среда". Потому что задача тут стоит не менее амбициозная, чем при проведении зимней Олимпиады в летнем курорте Сочи или Чемпионата мира по футболу в России.
По сути, коллеги, в рамках нацпроекта мы должны сочетать несочетаемое: обеспечить доступным жильём огромное количество семей и при этом поднять стоимость квадратного метра, вывести из отрасли десятки недобросовестных застройщиков и при этом не потерять объёмы ввода жилья, выполнить государственную задачу по расселению как можно большего количества граждан из аварийного жилья и при этом использовать в том числе негосударственные источники.
В связи с этим комитетом проведена в этом году большая работа и обсуждение по реализации нацпроекта со всеми заинтересованными участниками и нами выявлено множество серьёзнейших рисков неисполнения задач президента, которые были направлены в том числе в правительство. Ну, например, мы должны обеспечить доступным жильём семьи со средним достатком, при этом запланированный рост стоимости квадратного метра на первичном рынке по нацпроекту к 2024 году составит 20 процентов.
Понятно, что связано это с необходимостью пересмотра действующих нормативно-технических документов и повышением качества стройки. Но если мы пересмотрим эти нормативы только к 2022 году, как это планируется в нацпроекте, большинство домов будет построено по старым нормативам, а повышение стоимости квадратного метра состоится, но его съедят банки в виде скрытых проектов, процентов на пользование строительных кредитов.
Вот, например, эксперты одного из регионов посчитали нам, что при строительстве девятиэтажки за полтора года, при средней процентной ставке 12,5 процента - это с отсрочкой оплаты процентов, реальная сумма с учётом всех комиссий, которую заплатит банку строитель, составит 40 процентов годовых.
Между тем мы понимаем, что совершенствование нормативки стройки, безусловно, необходимо, поскольку нагромождение норм и сегодня влияет на рост себестоимости жилья, также, впрочем, как и нерешенные вопросы с инфраструктурой.
Есть и другая проблема - темпы строительства. Как прозвучало, 80 строительных проектов получили возможность достроиться по старым правилам, и мы слышим с вами оптимистичные цифры о росте объема ежемесячного ввода жилья на 11,4 процента, в сравнении с 2018 годом.
Но, если мы с вами посмотрим такую же статистику за 2017 год, то увидим, что идет не прирост, а падение на 7,8 процента. А что дальше? Где гарантия, что оставшиеся 20 процентов смогут достроиться по новым правилам?
Банки неохотно финансируют стройку, и цифры в 15 тысяч счетов эскроу открытых, если честно, не впечатляют. В переводе на дома (задумайтесь) это два 90-квартирных дома на регион.
Коллеги, в целом по нацпроекту хочу сказать, что ряд важных задач на сегодняшний день не решено. Не заработал механизм независимой гарантии "ДОМ.РФ", который как раз и мог подстелить соломки для тех 20 процентов, о которых мы говорим.
Не достигнут показатель по среднему уровню процентной ставки по ипотеке, сегодня это 10 и 25, а должно быть 8 и 9.
И самое важное, что до сих пор не внесен законопроект, устанавливающий новый механизм переселения граждан из аварийного жилья.
Госдума рекомендовала Минстрою заняться вопросом переселения граждан из блокированной застройки, но Минстрой против, потому что относит эти дома к категории индивидуальных жилых домов. Мы с этим не согласны, поскольку это по сути бараки, которые строились для рабочих БАМа, для поднятия целины и для добычи полезных ископаемых. Я особенно отмечу, что строились они государством, как временное жилье. Можно добавить?
Председательствующий. Сколько необходимо времени? Костенко Н. В. Минуту.
Председательствующий. Добавьте минуту.
Костенко Н. В. Поэтому как бы мы не хотели, это государственное жилье, возведенное под государственные задачи, и расселение его является государственным обязательством.
Коллеги, это всего лишь 4 процента из общего фонда аварийного жилья на 1 января 2017 года. И было бы правильно не отфутболивать этих людей, а найти подходящий механизм для решения их проблем.
В целом по исполнению постановления Госдумы отмечу, что на сегодняшний момент оно исполнено лишь на 20 процентов.
При этом если бы правительство внимательно относилось к рекомендациям Госдумы, и, я думаю, мы в этом сегодня убедимся, большинство вопросов, вообще бы, сегодня не прозвучало от коллег.
Виталий Леонтьевич, депутаты находятся на постоянной связи с людьми и регионами, и нас не устраивают просто отчёты, которые присылаются на сотнях страниц, как правило, накануне мероприятий. Нам нужен диалог и совместная работа над общенациональными задачами, как сказал президент, неведомственными. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Наталья Васильевна.
Слово предоставляется председателю Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галине Петровне Хованской. Подготовиться Евгению Сергеевичу Москвичеву, пожалуйста.
Хованская Г. П., председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, уважаемые участники сегодняшнего обсуждения!
Я хочу поговорить немножко о стратегии развития жилищного фонда в Российской Федерации.
Вот слайд, который вы видите, показывает о том, что у нас более 90 процентов жилищного фонда находится в собственности граждан и юридических лиц. В муниципальной собственности осталось 4,7 процента, в государственной — 2,8.
Коллеги, дисбаланс, он просто налицо, да, виден по картинке. Но для сравнения, в среднем по Евросоюзу 71 процент граждан живёт в своём жилье, 71 процент. Меньше всего собственников в Германии и в Швейцарии: 46 и 43
процента. Считается, что владение недвижимостью (и мы так тоже считаем) ограничивают мобильность граждан - невозможно переехать в другой регион, где есть работа.
В Берлине лишь 15 процентов собственников, а остальное всё наем, который у них называется аренда.
Совершенно очевидно, нарушен баланс между жилищным фондом собственности и жилищным фондом пользования. Это не только наша проблема, просто она у нас более ярко выражена. Значит, от недостатка жилья для пользования страдают граждане, что отмечается в Женевской хартии ООН "Об устойчивом жилищном хозяйстве". Поэтому нужно восстановить баланс между собственностью и пользованием жильем, что поможет публичной власти выполнять свои обязательства перед гражданами.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments