leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 09.10.19 правительственный час Виталий Мутко – часть 4

Стенограмма пленарное заседание ГД 09.10.19 правительственный час Виталий Мутко – часть 4
Вот мы тоже здесь в Думе зачастую спорим в отношении пути, избранного, там, нашими предшественниками, правильный он был или нет. Ведь мы столкнулись с тем, что сейчас огромное количество хрущевок, и та же программа по реновации в Москве, она была порождена из-за того, что решили проблему жилья. Но как? На некоторое время. А сейчас мы должны это всё расхлебывать. Огромные издержки несем. Дома, которые построили по проекту инженера Лагутенко, они были рассчитаны, там, на два десятка лет, простояли 70, стали сыпаться. Это для нас огромная проблема. Мы не должны повторять ошибки тех, кто был перед нами. Они просто чреваты и заканчиваются проблемно.
Я говорю о том, что вы меня просили, подходя сюда, сказать. Поэтому вот всё это передаю.
Виталий Леонтьевич, пожалуйста. Поддерживает, Геннадий Андреевич. Вот, видите?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Как, Геннадий Андреевич? Из зала. Бог создал Землю, остальное строители.
Председательствующий. Вас поддерживает Геннадий Андреевич Зюганов.
А теперь выступления, коллеги.
Фракция КПРФ - Авдеев Михаил Юрьевич.
Подготовиться фракции ЛДПР - Торощину Игорю Андреевичу.
Авдеев М. Ю., фракция КПРФ.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Виталий Леонтьевич, коллеги!
Мы второй раз за этот год рассматриваем отчёт правительства о реализации национального проекта "Жильё и городская среда" в рамках исполнения указа президента.
Исторический опыт нашей страны показывает, что в трудные периоды нашего развития мы могли концентрировать свои силы и ресурсы, чтобы идти к намеченной цели. И сегодня нам нужно идти тем же путём. Всё, что мы делаем, мы должны делать не во имя достижения каких-то призрачных целей, а для наших граждан, обеспечить их доступным и комфортным жильём, работой, досугом, возможностью развиваться, возрождать малые города и строить индивидуальные дома для молодых специалистов в сельской местности. А для реализации небольших строительных проектов, по мнению многих экспертов на сегодня, как нельзя лучше подходит современная система проектного финансирования.
Объёмы финансирования национального проекта спланированы и предусмотрены, но главное — как эти средства эффективно освоить с максимальным результатом, чтобы, как сказал президент, люди уже в этом году, а не где-то в далеком будущем, увидели результат.
Нельзя не отметить, что самые пессимистичные прогнозы на ситуацию в строительной отрасли в этом году не оправдались, видна положительная динамика по вводу жилья, и более половины введённого жилья, больше половины, индивидуальные жилые дома.
По прогнозам Центрального банка в более длительной перспективе распространение новой модели финансового жилищного строительства будет одним из самых важных факторов развития отрасли.
По цифрам мы с вами видим, что жители России в очередной раз проголосовали за малоэтажную Россию, а не за небоскрёбы. Нужно больше внимания уделять этому сегменту.
Реализация национального проекта "Жильё и городская среда" невозможна без качественной законодательной базы, её правового и нормативно-технического обеспечения, мониторинга правоприменения и исполнения принятых решений в единой системе на всех уровнях государственной власти: федеральном, региональном, но самое главное с активной позицией муниципальной администрации.
Нам необходим системный подход к формированию градостроительной политики в Российской Федерации. Мы все помним задачи, поставленные в майском указе, где для достижения формирования общей стратегии национальных проектов огромное внимание уделялось совершенству института градостроительной политики. Те изменения в законодательство, которые к этому моменту приняты, делают достаточно понятным подход к формированию территорий. Но эффект от указанных законодательных инициатив будет достигнут только при условии принятия в кратчайшие сроки подзаконных правовых актов, обеспечивающих открытую систему правоприменения градостроительного законодательства на региональном и муниципальном уровне.
Перейдя на новую модель жилищного строительства, переложив риски и ответственность на финансовые институты и застройщиков, мы должны не обременять отрасль и не сокращать объемы строительства.
Хотел бы обозначить ряд моментов законодательного обеспечения, на которые необходимо в кратчайшие сроки обратить внимание и принять меры.
Первое. Нам нужно в кратчайшие сроки привести нормативно-правовую базу, которая определяется подзаконными актами, в том числе постановлениями правительства, приказами министерства и так далее в соответствие с современными требованиями. Мы должны четко понимать схему территориального планирования, то, о чем сейчас говорим, генпланы территорий. Так как на это необходимы средства, зачастую территории ссылаются, не делая ничего, на то, что просто отсутствуют деньги.
Мы предлагаем предусмотреть эти деньги и, может быть, даже в рамках рассматриваемого бюджета. Все это должно быть в цифровом виде, чтобы достаточно было просто кликнуть мышкой в компьютере и на карте, и можно было увидеть, что, где, когда планируется, какие школы, сады, инженерные сети, что и где, как подготовлено.
Необходимо оптимизировать систему и качества подготовки документов территориального планирования на муниципальном уровне. До настоящего времени не упразднена двойная система определения землепользования и назначения категорий земельного ресурса. Параметры функциональных зон в документах необходимо дополнить характеристиками состояния жилищного фонда, используя данные государственной информационной системы ЖКХ. Постоянно мониторить актуализацию стратегических документов территориального планирования.
Второе. Отрасль сейчас переходит на систему цифровой регистрации. Считаем необходимо расширять механизм, так называемой, электронной регистрации при осуществлении регистрационных сделок с недвижимостью, особенно при регистрации вновь возводимых жилых многоквартирных домов.
Третье. Мы приветствуем усиление роли "ДОМ.РФ" в вовлечении в оборот новых земельных участков. Проблема отрасли сегодня во многом в том, что нет вовлеченных участков, строителям зачастую просто негде строить. Отсюда уплотнение застройки и транспортная недоступность. Повсюду необходимо ввести, на наш взгляд, нормы РНТП. Это как раз то, о чем Вячеслав Викторович сейчас говорил, те нормы, которые на уровне региональных властей предусматривают невозможным строительство того или иного жилого комплекса или микрорайона без определения поэтапного введения социальной инфраструктуры и обеспечения инженерной. Либо это за счет инвестора, и проект включает такую нагрузку в себя, либо это должен быть договор такой, как мы принимали ДРЗТ - договор развития застроенных территорий, где участвуют оба участника - и региональная власть, и застройщик.
Четвертое. Необходимо стимулировать строительство в регионах, не уплотнять две столицы. У нас есть ряд регионов на сегодняшний день, где цена квадратного метра примерно 30-35 тысяч. Это зачастую себестоимость или даже убыток, и люди в этом регионе не имеют нормального дохода. Здесь нужно отдать должное правительству по Дальнему Востоку, например, и по кредитной ставке для многодетных семей. Но эти меры мы поддерживаем, считаем их недостаточными, предлагаем распространить их на другие социальные категории граждан.
Ну и что касается организации строительного процесса. Мы сейчас действительно сделали огромный шаг в сторону прозрачности строительного бизнеса, однако многие меры отчетности, подлежащей обязательному раскрытию застройщиками, считаем избыточными, так как проверку застройщика при выдаче проектного финансирования осуществляет банк, который представляет собой самого строгого проверяющего. Мы знаем, что все аккредитованные Центральным банком банки имеют специалистов, которые буквально живут на стройке и контролируют каждый кирпич. Всё это требует от застройщика набора в штат сотрудников, которые должны на непрерывной основе заниматься только раскрытием информации под угрозой штрафных санкций, приостановки госрегистрации и ДДУ. Давайте освобождать строителей от этого дублирования. Мы снимаем одни административные барьеры и возводим другие. Понятно желание некоторых регионов контролировать процесс строительства, может быть, это иногда оправдано, но давайте будем контролировать, а не заставлять застройщиков сдавать отчеты в десять разных инстанций.
Здесь бы хотел упомянуть о ЗОС. В настоящее время девелопер должен получать заключение о соответствии застройщика проектной декларации, но если новостройка возводится на средства уполномоченного банка, а деньги дольщиков защищены на эскроу-счетах, то требование о получении ЗОС становится избыточным и тормозит выдачу кредитов, поскольку банки рассматривают данный документ... (Микрофон отключён.) Председательствующий. Добавьте минуту.
Авдеев М. Ю. Считаем разумным предложить отмену заключения о соответствии в случаях, когда строительство ведётся за счёт проектного финансирования эскроу-счетов, чтобы не дублировать дополнительные функции.
А также буквально секунду, хочу действительно отметить действительно глубокую погружённость сегодняшнего строительного блока правительства по взаимодействию, и те вопросы, которые стояли в июле по переходу на эскроу-счета, на сегодняшний день встречаясь с застройщиками и строительным сообществом, действительно, они полностью разъяснены. Поэтому здесь хочу сказать спасибо.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, по ведению Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В. Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Во-первых, я бы всё-таки попросил не отвлекать Виталия Леонтьевича от выступлений представителей фракций, это первое.
И второе. Вячеслав Викторович, у нас по итогам "правительственного часа" Государственная Дума принимает проект постановления. И я предложил бы вот те вопросы, которые касаются и точечной застройки, и программы комплексного развития территорий, которые вы сейчас поднимали, а Виталий Леонтьевич выражал согласие решить эти вопросы, как раз в этом проекте постановления зафиксировать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Владимирович.
Уважаемые коллеги, не будет возражений поручить профильным комитетам подготовить проект постановления и, соответственно, внести в проект постановления предложения по решению вопросов комплексных застроек, точечного строительства и вместе с профильным министерством и Виталием Леонтьевичем согласовать подходы при внесении соответствующих законодательных инициатив с тем, чтобы до конца года инициировать данные законопроекты. Не будет возражений, коллеги? Нет?
Вы видите, что Виталий Леонтьевич поддерживает, и фракция КПРФ, и теперь уже фракция ЛД1 IP, если ещё присоединится к "ЕДИНОЙ РОССИИ" в своей поддержке "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", тогда будет у нас полный консенсус. Виталий Леонтьевич, вы можете в этом вопросе опереться на консолидированную позицию.
Поддерживаем? Поддерживаем. Спасибо.
Тогда данные вопросы внесём в проект постановления.
Сергей Владимирович, вас поддерживают коллеги по Государственной Думе.
Пожалуйста, фракция ЛДПР, Торощин Игорь Андреевич. Подготовиться Пахомову.
Торощин И. А., фракция ЛДПР. Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Виталий Леонтьевич! Уважаемые коллеги!
Сегодня было много уже сказано и во время выступления заместителя председателя правительства, и в вопросах, и в ответах. И все мы прекрасно следим за национальным проектом. Вот с 1 января он стартанул, свою работу показывает уже. И нам здесь нужно уже провести срез по тем действиям, уже которые сделала исполнительная власть в регионах.
И теперь хочется сказать несколько слов по каждому из федеральных проектов, которые составляют уже национальный проект.
Первое, это ипотека. Во время очередной региональной недели жители Свердловской области, приходившие ко мне на приём, очень позитивно отзывались о планах руководства страны, о предоставлении льготной 2-процентной ставки по ипотечным кредитам.
К сожалению, чувство несправедливости у них вызывает лишь то, что данная льгота предусмотрена исключительно для дальневосточных регионов.
Лично вот моё предложение, рассмотреть возможность установить льготную ставку по ипотечным кредитам как на Дальнем Востоке в каждом из остальных федеральных округов. Взять для примера один-два субъекта, где сегодня складывается самая сложная ситуация с ветхим аварийным жильём, а региональные власти не в состоянии, к сожалению, обеспечить новым жильём переселенцев к темпам близким, хотя бы к среднему темпу переселения по стране.
Как следует из данных Минфина за 2018-2019 годы, три четверти льготных ипотечных кредитов было оформлено всего в трёх банках: Сбербанк, ВТБ и Банк "ДОМ.РФ".
Поэтому довольно легко отследить, что ипотечная ставка банка, в случае повышения ключевой ставки Центрального банка России, изменяется не линейно. И здесь нужно чётко понимать, что сейчас регулятором на рынке является не Минстрой, а Центральный банк.
И на это нужно обязательно обратить внимание при проведении расчётов количества денежных средств, планируемых в качестве субсидий для погашения части процентной ставки, чтобы не получилось так, что программа для льготников действует, а реальных денег в её бюджете на текущий год не осталось уже в июне, в июле месяце.
Второе, это проект "Жильё".
С 1 июля 2019 года вступили в силу поправки в федеральный закон о долевом строительстве, позволяющие гражданам оплачивать покупку нового жилья у застройщика через счета-эскроу.
С одной стороны, всё вроде бы выглядит замечательно, застройщик не пользуется деньгами граждан-участников долевого строительства для выполнения непосредственно проектных и строительных работ, а привлекает только свои средства либо деньги из банковского кредита, а деньги покупателей с эскроу-счетов получают лишь после оформления в собственность первой квартиры.
С другой стороны, застройщик, используя в строительстве дорогие кредитные средства, повышает цену на жильё, плюс обслуживание эскроу на счетах в банке стоит от 12 процентов годовых, что в свою очередь также влияет на стоимость жилья. За все эти гарантии, оплаченные банком в виде процентов, в итоге платят наши граждане.
Таким образом, экспертное сообщество прогнозирует повышение стоимости на рынке первичного жилья от 15 до 20 процентов, что, безусловно, приведёт к снижению спроса на первичное жильё. Это обязательно стоит учесть.
В части текущего года вплоть до 1 июля, опять же средства массовой информации отметили резкое увеличение, чуть ли не в три раза числа заявок от застройщиков в получении разрешений на строительство. Таким образом, компании-застройщики будут ещё какое-то время работать по старой схеме, минуя счета-эскроу, как уже говорили в предыдущих также выступлениях.
Мы можем наблюдать в лучшем случае сохранение динамики, а в худшем — увеличение числа так называемых "обманутых дольщиков". Граждане, зная, что Госдума приняла поправки, но на деле не смогут осуществить своё право.
Следующее, что хотелось бы отметить в положении дел на местах — это местная администрация затрачивает на строительство социального жилья не всю положенную сумму, чаще всего из-за своих корыстных целей. Новостройки оказываются, бывают хуже бараков со своими щелями в стенах и перекрытиях.
По данным социологов, 60 процентов российских семей не удовлетворены своими жилищными условиями, каждая четвёртая семья проживает в домах, находящихся в плохом или в очень плохом состоянии.
Прогрессивная форма объединения граждан для решения вопросов в сфере ЖКХ должны стать жилищные и жилищно-строительные кооперативы, они прекрасно зарекомендовали себя на практике, так как все вопросы решаются общим собранием без участия чиновников, без затрат на содержание административного аппарата, без лазеек для коррупции. Люди, объединившись сами, нанимают строительную фирму, чтобы исключить обман дольщиков.
Вес прозрачно. Вырыли котлован — заплатили деньги, построили первый этаж - заплатили деньги, и так до конца. Сделали последний платеж - получили ключи, и въезжайте в свое уютное гнездышко.
Необходимо исключить также возможность для застройщиков различными способами и ухищрениями, в том числе и коррупционного характера уходить от обременения, как уже Вячеслав Викторович сегодня сказал в своей речи, в виде строительства объектов социальной инфраструктуры, это детских садов, школ, поликлиник, в том числе дорог и также хорошая идея в плане опорного пункта для участкового и его квартиры.
Нужно также безусловно увеличить финансирование строительства социальных объектов из федерального и регионального бюджетов. Если мы развернем массово жилищное строительство, откроем доступ к молодежным кредитам, изменим законодательство и пересмотрим нормы жилплощади, чтобы каждый человек в возрасте, старше 5 лет, имел право на отдельную комнату, мы превратим сильную систему жилищно-коммунального хозяйства в мощный инструмент, направленный на возрождение и модернизацию нашего Отечества.
И здесь не нужно, конечно же, забывать про многодетные семьи, когда губернаторы во многих субъектах выделяют кусок земли для строительства жилого дома, но по факту в местном бюджете не предусмотрены денежные средства элементарно для коммуникаций к этим домам.
По поводу формирования комфортной городской среды хотелось бы сказать следующее.
Во-первых, в рамках проекта считаю возможным системно привлекать к его реализации обучающихся вузов и колледжей архитектурного и строительного профиля. Одним из примеров привлечения студентов, дающих возможность экономить бюджетные средства на проектировании, является привлечение студентов к проектированию и благоустройству дворовых территорий и общественных пространств в рамках выполнения ими курсовых и дипломных работ.
Во-вторых, по мнению ЛДПР, нужно обязательно добавить в состав национального проекта раздел по формированию комфортной сельской среды с целью развития жилищного строительства в сельской местности.
По оценке ЛДПР реальное число граждан нуждающихся в жилье, на 50 процентов выше официального...
Председательствующий. Добавьте минуту времени.
Торощин И. А. Спасибо.
В-третьих, обращаю ваше внимание на огромное количество невостребованного, но уже построенного жилья, особенно это относится к территории Московской области, хотя и в других регионах это тоже присутствует, а всё потому, что темпы развития инфраструктуры отстают от темпов строительства жилья на несколько лет, если не сказать, на несколько десятилетий.
По поводу проекта сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Хочу обратить внимание на попытки местных властей исправить положение путём затягивания процедур признания жилого фонда ветхим и аварийным. Собственно, всё. Спасибо за внимание.
Нам всем необходимо очень конкретно взяться за контроль над исполнением национального проекта, и чтобы все бюджетные денежные средства дошли до наших граждан, и чтобы через 3-4 года наши граждане проживали в комфортных условиях, создавали семьи и рожали детей. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Андреевич.
Слово предоставляется фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Пахомову Сергею Александровичу, подготовиться Хованской Галине Петровне.
Пахомов С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, Виталий Леонтьевич! Мы второй раз в течение года на "правительственном часе" обращаемся к теме реализации национального проекта "Жильё и городская среда".
В целом руководство страны уделяет большое внимание отраслям, участвующим в реализации этого нацпроекта, и мы находимся в постоянном диалоге с Минстроем (по этому вопросу спасибо за это отдельное министру).
Сегодня за два часа в этом зале шёл подробный разговор о нацпроекте, но я всё-таки на некоторых позициях, на некоторых деталях составляющих его четырёх программ, остановлюсь.
Первое. Это ипотека. Сегодня отрасль жилищного строительства находится в процессе больших перемен, и мы должны оказать ей посильную поддержку, в том числе, подумать и над обеспечением возможности спроса.
Текущие экономические механизмы не позволяют пока достичь ставки 8,9 процента по ипотеке. Да, возможен вариант возвращения к программе субсидирования процентной ставки к той программе, которая очень хорошо себя зарекомендовала, как для жителей, так и для стройкомплекса в целом. Но давайте посмотрим на отдачу от решения по двум процентам субсидирования по Владивостоку, и тогда, наверное, может быть, вернёмся к этому вопросу.
Президент в Послании поставил задачу разработать кредитные инструменты поддержки индивидуального жилищного строительства. Пока программы ипотечного кредитования объектов ИЖС нет.
Сегодня уже говорилось об этом много, но я ещё раз повторю, самой стратегии развития ИЖС нет. А она, конечно, очень нужна, и я бы сказал, что в принципе сегодня у нас нет базовых условий для строительства малоэтажного жилья. С одной стороны, мы говорим о том, что у нас страна большая, места достаточно, надо жить по всей ее территории. С другой стороны, делаем все, чтобы плотнее заселялись уже существующие агломерации.
Далее. Ипотека — это хорошо и правильно. Но что с арендным жильем? Жилищные условия, к сожалению, далеко не все могут улучшить через ипотеку. И давайте честно скажем, это не очень зависит от процентной ставки. Есть люди, которые и с гораздо меньшим процентом не смогут это сделать. Как раз один из выходов здесь - арендное жилье. Но на сегодня предпосылок для создания рынка арендного жилья пока нет. Эта задача президентом была поставлена. И ее надо выполнять. Пока существенных движений мы здесь не видим. Это нас очень беспокоит.
Далее. Жилье. Наращивать темпы в строительстве - это правильно. Но сделать это более равномерно невозможно без механизмов поддержки инвестиционно непривлекательных территорий. 120 миллионов надо строить, но новые дома нельзя сажать на старые сети. Об этом тоже говорилось. Отрасли ЖКХ необходима государственная поддержка. И мы говорили об этом здесь в январе, на "правительственном часе" с министром. И очень приятно сегодня фиксировать, что тот разговор не прошел даром. И вы, Виталий Леонтьевич, кстати, поддержали эту идею. За это вам отдельное спасибо. Мы сегодня начали совместную работу с Минстроем над запуском подпрограммы по реконструкции сетей ЖКХ с износом выше 60 процентов. 2020 год уйдет на отработку механизмов, на окончание по аудиту. С 2021 года есть все шансы начать модернизацию инфраструктур.
Далее. Сокращение непригодного для проживания жилья. Задача понятна. Расселять больше, чем признается аварийным. В Госдуму уже поступил законопроект по новым механизмам расселения. Как договаривались, мы принимали участие с самого начального этапа его разработки. Он будет рамочным. И предполагает последующее принятие региональных законопроектов.
Деятельность фонда ЖКХ продлена до 2025 года. Работа была признана всеми эффективной. Наша задача следить, чтобы уровень выделяемых средств сохранялся с каждым последующим финансовым годом.
Расселение жильцов из аварийного жилья, безусловно, важная задача. Однако есть иные категории нуждающихся, их много, и они тоже хотят ощущать себя в нацпроекте. И они, кстати, правы.
Например, 168 тысяч детей-сирот сегодня в очереди. С этих трибун не раз ставился этот вопрос, недавно был очень даже конкретно поднят, поставлен из президиума.
К чему я это говорю? Не все проблемы попали в паспорт нацпроекта, но это не значит, что их не должно быть там по сути. Без ответов на такие вопросы качество реализации нацпроекта не будет полным.
Понятие "стало лучше" измеряется не количеством счастливых людей, вернее измеряется наоборот количеством счастливых людей, а не достижением каких-то конкретных показателей. Об этом забывать не надо.
Формирование комфортной городской среды, не буду подробно останавливаться, но о дворах не могу не сказать.
Виталий Леонтьевич, по сути, почти каждая фракция говорит об этом, и там есть проблема. В программе сместились критерии оценки показателей ее выполнения. Удельный вес дворов стал очень маленьким. Отсюда и проблемы.
Губернаторы ради показателей, я так полагаю, вынуждены сегодня делать более весомые в плане отчетности вещи.
Итак, в целом мы оцениваем ход реализации нацпроекта положительно и готовы продолжать оказывать всю необходимую поддержку вам и вашим коллегам в дальнейшей работе.
Но есть еще один момент, о котором я сегодня не могу не сказать.
Есть национальные проекты, а есть государственная политика в отрасли, и Вы, Виталий Леонтьевич, ее определяете.
Сейчас ведется работа по утверждению правительством стратегии развития отраслей ЖКХ и строительства до 2035 года. Конечно, всем нужно единое понимание векторов развития и приоритетов.
Но на что бы хотел обратить особое внимание. Вот какие бы мы задачи перед собой не ставили, они требуют соответствующих условий для их реализации. И чем более высокотехнологичные и сложные задачи, тем более высокие требуются технологии для их решения - инжиниринг, предпроектное обоснование бюджетных инвестиций, цифровая модель управления жизненными циклами объектов капстроительства, BIM-проектирование, библиотеки проектов и узлов, системы объективного контроля и создания эксплуатации объектов, переход к созданию объектов под ключ с соответствующей системой сертификации ЕРС (контракт) и, в конце концов, переход, конечно, к ресурсному методу ценообразования.
Хотим мы этого или нет, но без полноценного введения в отрасль этих понятий речь не может идти о развитии и даже нормальной текущей работе. Без этого сегодня невозможно планировать и невозможно управлять большими объёмами строительства.
Да и 44-ФЗ никогда не даст ничего построить дешево, качественно и вовремя. И это тоже правда, и давайте уже это зафиксируем.
Уважаемый Виталий Леонтьевич... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте минуту, пожалуйста.
Пахомов С. А. Уважаемый Виталий Леонтьевич, это, конечно, очень глобальные перемены, о которых я чуть выше говорил, и это вопросы вашего уровня и решения. Мы готовы вместе с вами сегодня участвовать в этой непростой работе по необходимой модернизации отрасли, если вы на это решитесь. Строительная отрасль смотрит на вас с надеждой, мы тоже.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Александрович. Особенно завершение у вас абсолютно правильное, и тот посыл, который здесь все фракции высказали, вы ещё раз поддержали от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Мы тоже в надежде, Виталий Леонтьевич, на то, что выйдем на постановляющую часть, и нам удастся описать решение этих вопросов, и дальше уже инициировать в законы.
И вот говоря об этом, во-первых, Виталий Леонтьевич, у вас будет возможность в заключении выступить, потому что те темы, которые поднимают фракции в ходе выступлений, они требуют, возможно, ответа.
Но и у нас есть ещё один вопрос (вот мне мои коллеги напоминают), вопрос, связанный с обманутыми дольщиками. Учитывая, что сегодня ресурсы Фонда поддержки обманутых дольщиков федерального в рамках "ДОМ.РФ" ограничены, мы поднимали тему, связанную со средствами, которые накопились на счетах в саморегулируемых организациях (вы сразу заулыбались), было бы правильно обсудить нам этот вопрос.
Также вопрос, связанный со страховыми компаниями (насколько понимаю, у нас один был страховой случай всего, как ни парадоксально), но также было бы правильно этот вопрос изучить, потому что это ресурсы и возможности, которые необходимо использовать. И когда мы говорим о проблемных банках, которые находятся в процедуре соответствующей, там средства есть также, которые зависли и было бы правильным их окрасить, изучить с тем, чтобы они вернулись обманутым дольщикам или вернулись государству в том случае, если оно компенсирует те расходы, которые понесет.
Вот это также та тема, которая требует дополнительных решений. Если вы не будете возражать, мы попросим рабочую группу, которую создадим сообща, чтобы она этот вопрос наряду с предыдущими двумя вынесла для обсуждения. И затем, возможно, мы внесли бы предложения. Потому что вот, когда мы говорим о саморегулируемой организации, а у нас там, их даже несколько, сегодня где-то, наверное, уже порядка 80 миллиардов на счетах находится, да? А у нас обманутые дольщики, как вообще появились? И как саморегулируемые организации выдавали им разрешения на профессиональный вид деятельности? А сейчас мы один на один оказались с обманутыми дольщиками вместе с вами, а саморегулируемые организации, а где профессиональные сообщества, а где их плечо? А ресурсы-то у них огромные.
А как они собираются этими ресурсами распоряжаться? Почему это неподконтрольно обществу?
Коллеги, есть вопрос? Меня просят озвучить это всё. Виталий Леонтьевич, ответьте нам потом в завершение на предложение подумать об этом. Есть ведь поручение президента, оно не выполняется в этой части. Рассмотреть этот источник, как возможность решения проблем обманутых дольщиков. У нас с вами проблемных домов в Московской области 788, в Москве — 292. Дальше могу перечислять. Мы без вот этих источников вряд ли выйдем на решение. Потому что бюджетные средства в этом году всего 16 миллиардов, а общая проблема на сотни. Сколько? 400? Вот так.
Слово предоставляется Галине Петровне Хованской, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Подготовиться Виталию Леонтьевичу Мутко.
Хованская Г. П. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Виталий Леонтьевич и коллеги! Уважаемые депутаты!
Перейдем от проблем стратегических к проблемам текущим, их гораздо больше.
Итак, президентом поставлена цель — улучшение жилищных условий не менее чем 5 миллионам семей ежегодно. Цифра 120 миллионов заложена в национальном проекте. Очередь нуждающихся составляет 7 миллионов человек. Вот мы сейчас обсуждаем проблему обманутых дольщиков, их сотни, может быть, две сотни тысяч, а здесь обманутые очередники, которых 7 миллионов человек. Вы когда-нибудь об этом задумывались? Сколько из них, из этих 120 миллионов квадратных метров пойдет на решение проблемы этих 7 миллионов обманутых очередников? Очередь движется, я вам говорю страшную фразу, за счет естественной убыли. Строительство социального жилья практически прекратилось, оно идет только в рамках переселения из аварийного жилищного фонда.
К сожалению, мы слышим только об ипотеке, то есть тоже о приобретении жилья в собственность. Я сегодня говорила в начале заседания о том, что надо восстановить институт пользования, найма жилья. Вот в таких условиях, так государство не выполнит свои обязательства перед гражданами, которые десятилетиями стоят в очереди и уходят в мир иной обиженными этим государством.
Как решается эта проблема в Западной Европе? Там тоже есть проблема дефицита социального жилья. Вот, коллеги, я приехала из Женевы и услышала выступление архитектора Парижа.
Он рассказывает, что во Франции принят закон, обязывающий публичную власть строить на своей территории не менее 25 процентов социального жилья даже в депрессивных регионах, где шахты, где уголь и так далее. Что делают с нарушителями? Штрафуют нарушителей во Франции, которые не строят социальное жильё.
Вторая проблема. Она здесь звучит уже у многих выступающих, но я остановлюсь только на огромном количестве жалоб по вопросам переселения из аварийного жилья. Оно, как правило, связано с несправедливым подходом к компенсации за изымаемое жильё. У этих граждан нет выбора между денежным возмещением и предоставлением другого жилья. Заблуждение у Виталия Леонтьевича, что эта решается проблема в 185-ФЗ. Нет этой нормы, она была, она исчезла. И проблема решается, Виталий Леонтьевич, только в судебном порядке (для справки вам).
Значит, участки земельные (вот это тоже сказывается на денежной компенсации) либо не сформированы, либо сформированы по отмостке, как это в Казани происходит. И, естественно, отсутствие стоимости земли влияет на стоимость компенсации. Это все мы прекрасно понимаем. Поэтому мы что предлагаем: не принимать решение о переселении по дому, если участок не стоит на кадастровом учёте. Такая норма есть, но при введении дома в эксплуатацию. А почему при сносе дома такой нормы нет? Надо проблему решить, мы проект внесли, и он находится в комитете у Крашенинникова.
Да, внесён законопроект в Думу. Мы предлагаем, коллеги, провести в ноябре парламентские слушания по проекту, он слишком серьёзный для того, чтобы просто его принимать без обсуждения.
Приглашаем вас, Виталий Леонтьевич, и вас, ... Владимирович, и всех, кто находится сейчас в этой ложе, заинтересован, принять участие в парламентских слушаниях.
Но решая проблему аварийного фонда, необходимо думать о профилактике его возникновения. Как вы понимаете, речь идёт о реновации, которая должна стать стратегическим направлением в будущем, стратегическим направлением в будущем.
Дальше. Проблема, ну только ленивый не говорит, долги по оплате ЖКУ и персональные данные. Составляют они у граждан 750 миллиардов рублей. И в то же время при обращении в суд с 1 октября для взыскания задолженности необходимо предоставлять персональные данные.
Вот нет Иры Яровой, я ей искренне благодарна за то, что мы хотя бы сделали отсрочку для этой нормы на шесть месяцев. Но предполагается, что за это время будет выработан механизм защиты персональных данных.
Коллеги, у нас очень серьёзные сомнения, что это реально по этому поводу. При этом правительство предлагает ещё и повысить стоимость выписок из реестра недвижимости. У нас же постоянно меняются собственники, надо сделать выписки, а они будут очень дорогими.
Считаем, что правильным решением будет принятие уже внесённого законопроекта, кстати, Яровая меня в этом плане поддерживает, в котором предлагается предоставлять персональные данные в суд, если они имеются. Мы сами заинтересованы максимум персональных данных отдать в суд.
Поэтому мы считаем, что в противном случае персональные данные выйдут просто в открытое пространство. Можно поставить крест на законе о защите персональных данных. Кстати, это нас всех касается, коллеги.
Дальше, проблема принятия решений в многоквартирных домах тоже сегодня обсуждалась. Давно решена проблема в домах ЖСК, в уставах которых записана возможность проведения конференции, когда интересы собственников представляет один уполномоченный собственник.
Мы же приняли с вами в первом чтении с горячим обсуждением эту законодательную инициативу. Но почему решение затягивается? В доме, где больше 500 квартир, провести общее собрание, мягко говоря, исключительно сложно, если не говорить ещё более серьёзно.
Дальше. Проблема, которую поставил президент, о снижении уровня бедности. Мы предлагаем снизить финансовую нагрузку на граждан, находящихся на грани нищеты. Мы не только поможем им, но и снизим общий объём... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Минуту добавьте.
Хованская Г. П. Минутку добавьте, я заканчиваю.
Объём задолженности в сфере ЖКХ, так как эти граждане наиболее добросовестные плательщики, они держатся за эту субсидию. Ну как можно было не понимать вот эту вот связку?
Значит, считаем необходимым снизить долю расходов на оплату ЖКУ, как минимум, до 15 процентов. Цена вопроса оказалась меньше, чем мы предполагали, когда обсуждали эту проблему у Дмитрия Анатольевича Медведева, и составляет 29,7 миллиарда.
Проект висит, несмотря на поручение Медведева. Вячеслав Викторович присутствовал на этом обсуждении и очень хорошо эту помнит ситуацию.
Дальше - капремонт. Процесс пошёл капремонта, наметилась тенденция роста спецсчетов многоквартирных домов, уход из общего котла. Торможение перехода на спецсчета связано с опасением сохранности средств и невозможности привлечения льготных кредитов... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте ещё минуту.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments