leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание 466 СФ 09.10. 19 правительственный час Анна Попова - начало

Стенограмма пленарное заседание 466 СФ 09.10. 19 правительственный час руководитель Роспотребнадзора Анна Попова - начало
Коллеги, переходим к рассмотрению вопроса "правительственного часа" – "О национальной системе защиты прав потребителей".
Предлагается традиционный порядок, если вы не возражаете: выступление руководителя федеральной службы, затем – заместителя Председателя Счетной палаты и вопросы, обсуждение. Традиционный порядок.
Коллеги, нет возражений против такого порядка? Нет. Принимается.
Слово предоставляется руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анне Юрьевне Поповой.
Я забыла сказать: регламент, Анна Юрьевна, – 15 минут для доклада. Благодарю Вас.
Пожалуйста, Вам слово.
А.Ю. Попова. Спасибо.
Глубокоуважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Во-первых, позвольте поблагодарить за возможность выступить в рамках "правительственного часа" в верхней палате Федерального Собрания и доложить о том, какие результаты сегодня достигнуты в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации.
В мае 2018 года в указе Президента Российской Федерации определены главные цели и задачи по сохранению здоровья и увеличению продолжительности жизни, улучшению качества жизни. Одним из важных составляющих качества жизни остается должный уровень защиты прав потребителей.
За прошедшие практически три десятилетия, с 1992 года, года принятия Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в нашей стране произошел многократный рост потребления товаров и услуг – в номинальном выражении более чем в 500 раз. За этот период накоплен значительный опыт защиты прав потребителей как властными органами, так и гражданским обществом. Но и сегодня закон о защите прав потребителей является одним из наиболее востребованных законодательных актов, постоянно развивается и актуализируется.
С 2005 года при непосредственном участии Роспотребнадзора были подготовлены 29 изменений, уточняющих нормы закона о защите прав потребителей, а также более 50 изменений в другие законодательные акты в связи с возникновением целого ряда новых услуг, продуктов, сервисов на потребительском рынке. Это и мобильная телефонная связь, телевизионное и радиовещание, транспортные, медицинские, финансовые, страховые, туристские, гостиничные и образовательные услуги. В соответствии с законом в России выстроена многоуровневая национальная система защиты прав потребителей, включающая федеральный, региональный, муниципальный уровни.
Особую роль в национальной системе призваны играть общественные объединения потребителей, являющиеся ее важнейшим составным и одновременно связующим элементом.
На 1 января 2019 года в реестрах зарегистрированных некоммерческих организаций было 1656 общественных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов потребителей. На федеральном уровне Роспотребнадзор, как специальный орган, уполномоченный на защиту прав потребителей, формирует государственную политику в этой сфере, оказывает существенную помощь потребителям в судебной форме защиты. Так, подано более 23 тысячи исков в защиту неопределенного круга лиц, почти 22 тысячи – в защиту конкретных потребителей. В судах дано более 93 тысяч заключений по делам о защите прав потребителей. Только в прошедшем году наши специалисты участвовали в 17 тысячах судебных заседаний, то есть в каждом 15-м судебном разбирательстве по делам о защите прав потребителей. Годом ранее этот показатель составлял 1:20. И как следствие растущей потребительской грамотности – ежегодно растет и сумма возмещения потребителям по судебным искам, связанным с защитой их прав. В 2012 году было чуть больше 12 миллиардов, в 2014 году – 26, а в 2018 году было возвращено было 32 млрд рублей. За годы действия закона, признаваемого мировым экспертным сообществом одним из лучших, сменилось не только целое поколение потребителей, но изменились модели потребления, появились принципиально новые виды товаров и услуг.
Прежде всего, с наступлением цифровой эпохи и развитием электронной коммерции возникают новые риски для потребителей. Покупатель далеко не всегда понимает, кто является продавцом, каким требованиям соответствует товар, который он покупает в сети Интернет, на каких условиях заключается сделка. По-новому с развитием технологий воспринимается потребителем и проблема использования его личной информации. Сегодня нередко встречаются примеры принуждения к передаче таких сведений продавцу или использованию услуг под угрозой отказа от соответствующей сделки.
Чтобы отвечать новым вызовам, созданная национальная система защиты прав потребителей требует постоянных развития и модернизации. Системный перечень поручений Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по итогам заседания президиума Госсовета в апреле 2017 года определил цели, задачи и приоритеты дальнейшего развития, закрепленные в принятой Правительством Российской Федерации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года и плане по ее реализации. Предусмотрена кодификация всей нормативной базы в этой сфере и принятие 12 законов.
На сегодняшний день уже разработаны и действуют закон об агрегаторах, закон о групповом иске, закон о контрольной закупке. Еще двумя новыми принятыми законами расширены полномочия органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей. Принят в первом чтении Государственной Думой законопроект об установлении административной ответственности за нарушение прав социально уязвимых категорий потребителей. Разработаны и находятся в стадии согласования законопроекты об онлайн-урегулировании споров, о перечне недопустимых условий договоров, о запрете на понуждение потребителей к представлению персональных данных под угрозой отказа в продаже товаров или оказании услуг. Утверждены концепция кодификации законодательства о защите прав потребителей и концепция поэтапного создания и развития новой цифровой платформы для потребителей на базе государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) и мобильного приложения для потребителей.
Важнейшим элементом государственной политики в области защиты прав потребителей является возможность прямого диалога. Мы считаем это очень важным. Сегодня для потребителей в Роспотребнадзоре открыты все каналы связи – это и личный прием в 640 консультационных пунктах во всех регионах страны, с жалобой можно обратиться по "горячей линии" по телефону, можно обратиться с электронным обращением (таких жалоб сегодня в общей структуре более 80 процентов). Только в 2018 году мы рассмотрели более миллиона обращений граждан. Для примера: в 1996 году таких обращений было рассмотрено в 60 раз меньше. Стабильно растет число жалоб на нарушение прав потребителей в сфере услуг, доля которых в прошедшем году составила 58 процентов.
С целью распространения актуальной и достоверной информации для потребителей эффективно работает государственный информационный ресурс в области защиты прав потребителей, на котором размещено более 92 тысяч информационных материалов и зарегистрировано около 3 миллионов посещений.
Учитывая, что почти половина всех потребителей пользуются интернетом, мы ставим и решаем задачу его дальнейшего развития и создания специальной платформы, ключевым принципом работы которой должен стать принцип "одного окна". Задачу обеспечения соблюдения прав и интересов потребителей на региональном уровне призваны решать принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующие региональные программы. Новый импульс эта работа получила в 2017 году.
Хочу отметить, что в начале 2000-х годов региональные программы по защите прав потребителей были приняты лишь в 10 субъектах Российской Федерации, в 2016 – в 20 субъектах. В настоящее время программные документы утверждены и реализуются в 83 субъектах Российской Федерации. Мероприятия региональных программ нацелены на постоянное системное развитие обеспечения прав потребителей в регионах.
С целью координации работы по защите прав потребителей на региональном уровне в 82 субъектах Российской Федерации при высших должностных лицах субъектов образованы координационно-совещательные органы. Вместе с тем, несмотря на имеющийся у органов местного самоуправления несомненный потенциал, защита прав потребителей для большинства из них по-прежнему остается в большей степени исключением из правил, чем общепринятой, системной практикой.
В 2013 году самостоятельные отделы по защите прав потребителей в органах местного самоуправления существовали только в 22 субъектах Российской Федерации, а в 2017 – всего в 16. При этом по вопросам, так или иначе связанным с защитой прав потребителей, в органы местного самоуправления стабильно поступает довольно большое количество обращений граждан – более 300 тысяч в год. Реализация органами местного самоуправления установленных прав в целях защиты прав потребителей достаточно значима для населения, следовательно, необходимо развитие этого уровня системы для обеспечения оперативной защиты интересов потребителей по месту жительства.
Еще один важный шаг в деле защиты прав потребителей – изменения в закон от марта этого года, определившие возможность принимать обращения и консультировать потребителей по вопросам защиты их прав в многофункциональных центрах и федеральными органами исполнительной власти, и органами государственных внебюджетных фондов, государственной власти субъектов и местного самоуправления. В основу этой инициативы лег пилотный проект Роспотребнадзора, в котором в 2017–2018 годах приняло участие более 130 многофункциональных центров.
Безусловно, достигнуть высокого уровня защищенности российских потребителей позволит только совместная деятельность всех звеньев национальной системы защиты прав при условии реализации намеченных в региональных программах мероприятий и активном вовлечении муниципального уровня.
Я хочу отметить, что 42 процента всех обращений потребителей касается сферы розничной торговли, в том числе проблем с качеством, безопасностью, маркировкой товаров. По данным опроса, в России 40 процентов респондентов всегда читают информацию на этикетке перед покупкой, при этом показатель этот выше, чем в Европе (в Европе он составляет чуть больше 30 процентов). Российские потребители совершают покупки более обдуманно. Время безудержного шопинга прошло, тренд нового поколения покупателей – покупать реже, но качественные товары. И вопрос качества продуктов питания наиболее актуален сегодня.
В целях создания условий для повышения качества пищевой продукции как важнейшей составляющей укрепления здоровья, увеличения продолжительности и повышения качества жизни населения Российской Федерации утверждена и реализуется Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года. И важно отметить, что значимой вехой в совершенствовании нормативной базы и государственного регулирования в сфере обеспечения качества пищевой продукции и качественного питания школьников стало внесение в Государственную Думу законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
И я хочу поблагодарить Валентину Ивановну Матвиенко. По инициативе именно Валентины Ивановны два года назад началась работа в этом направлении, и сегодня законопроект живет.
Наши специалисты принимали активное участие в работе над законопроектом вместе с сенаторами и депутатами. Законопроектом предусмотрены актуализация понятийного аппарата, новое определение качества пищевой продукции, уточнены вопросы контроля и надзора, маркировки идентификационными знаками, предложены нормы, направленные на противодействие обороту фальсифицированных пищевых продуктов.
Особое значение имеет проведенная на площадке Совета Федерации работа по формированию законодательных основ обеспечения детей качественным и безопасным питанием, горячим питанием обучающихся по образовательным программам начального общего образования.
Задачи защиты прав потребителей невозможно решать или решить раз и навсегда каким-то одним способом, они тесно связаны с развитием экономики, появлением новых товаров и услуг, изменением законодательства. Мы ставим перед собой задачу прогнозировать будущие риски и своевременно на них реагировать, поддерживать доверие граждан и предоставлять защиту каждому обратившемуся потребителю.
И в заключение я хотела бы поблагодарить за постоянное внимание к нашим темам. Вместе с этим позвольте доложить, что из рекомендованных постановлением Совета Федерации Федерального Собрания по итогам "правительственного часа" в мае 2016 года к разработке и принятию 12 законопроектов нами разработаны и уже приняты в виде федеральных законов восемь и четыре находятся в стадии высокой степени готовности.
Естественно, в своем вступительном слове я не коснулась многих направлений деятельности в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия. По многим аспектам были подготовлены письменные ответы на поступившие от членов Совета Федерации вопросы. Я готова отреагировать на дополнительные вопросы, комментарии и замечания. Спасибо вам большое.
Председательствующий. Спасибо, Анна Юрьевна, за содержательный доклад. Благодарю Вас.
Переходим к вопросам.
Сергей Владимирович Белоусов, пожалуйста.
С.В. Белоусов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края.
Спасибо.
Два маленьких вопроса.
В качестве маркировки изготовители все чаще используют прием нанесения меток "эко", "био" и "органик" даже на товары, не имеющие отношения к натуральным. С 1 января 2020 года вступает в силу закон, регулирующий правила производства и маркировки экологически чистых продуктов, который запретит ставить обозначение "органик" на продукцию, не соответствующую установленным требованиям. Также ведется работа по знаку, Вы знаете.
По каким показателям Роспотребнадзором в целях защиты прав потребителей будет отслеживаться такая продукция в рамках осуществления контрольно-надзорных мероприятий? И как нормы закона будут применены к продуктам импортного производства, находящимся в обороте на территории Российской Федерации и имеющим в маркировке слово "органик" или его производные?
И второй вопрос – по "Светофору", проекту добровольной маркировки. По вашей инициативе в октябре предполагалось ввести специальный ГОСТ… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Завершайте, пожалуйста, Сергей Владимирович.
С.В. Белоусов. Но Росстандарт посчитал введение такого стандарта преждевременным. Будет ли продолжаться эта работа? Спасибо.
А.Ю. Попова. Спасибо большое, уважаемый Сергей Владимирович. Крайне важные вопросы.
Первое, по органической продукции. Вы, безусловно, участник долгого процесса прохождения и принятия закона об органической продукции. И мы считаем большим шагом вперед то, что он сегодня есть. И требования к маркировке будут ровно такие, какие записаны в законе и какие записаны сегодня в требованиях к продукции.
Но что я хочу сказать? Сегодня мы работаем вместе с Минсельхозом над тем, какие должны быть особенности, если они будут (или если их не будет), и какое право есть у производителя, с тем чтобы наносить эту маркировку.
Но я хочу еще раз вернуться к тому законопроекту, который находится сегодня в Государственной Думе, который вносит изменения в Федеральный закон № 29 "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Там очень важные вещи: там впервые вводится определение здорового питания, полноценного питания, питания спортивного и так далее. И, исходя из этих положений, которых до сегодняшнего дня нет в нашей нормативной базе, можно развивать в дальнейшем наши требования по качеству, потому что "органик" – это как раз требования к качеству.
И второй вопрос по "Светофору". Спасибо Вам большое за то, что Вы внимательно относитесь к этой инициативе, она крайне важна для нас. Она движется, мы запустили ее больше года назад. У нас сегодня в участниках, добровольных участниках, – производители молочной продукции, производители мороженого, к нам присоединяются производители сладких напитков, которые готовы красным маркировать свою продукцию. И я думаю, что в течение месяца мы доработаем все технические вопросы и выйдем с этим к обществу. Люди должны знать об опасностях, которые есть в этой продукции. Не значит, что красное – это вредное, а желтое – не очень вредное. Это значит, что человек должен вдумчиво отнестись к количеству потребляемой продукции, которая может нанести вред здоровью.
Да, сегодня ГОСТа нет, мы, собственно, и не настаиваем на том, чтобы он был. Сегодня есть добровольная система маркировки – система "Светофор". Есть методические рекомендации, разработанные вместе с академией наук, о том, как наносить эту маркировку, в каких случаях она должна быть нанесена. И это дело движется. Но если вы нас поддержите, мы будем очень признательны, считаем, что это правильное направление в обеспечении здоровья населения. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Анна Юрьевна.
Павел Владимирович Тараканов, пожалуйста.
П.В. Тараканов, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Тюменской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Анна Юрьевна! По итогам визитов в субъекты к нам поступило предложение с целью защиты прав потребителей и здоровья граждан, борьбы с появлением и распространением фальсифицированных товаров молочной промышленности страны распространить действие системы "Меркурий" на пальмовое масло. Считаете ли Вы это актуальным? И каково Ваше отношение к этому предложению?
А.Ю. Попова. Вы знаете, мы готовы рассмотреть это предложение, если оно есть, вместе с коллегами, которые ведут эту систему, потому что есть плюсы и есть определенные вопросы. Я думаю, что это вопрос для обсуждения на сегодня. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Игорь Николаевич Каграманян, пожалуйста.
И.Н. Каграманян, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ярославской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Анна Юрьевна! Прежде всего спасибо за содержательный доклад. Вы в нем уделили значительное внимание организации питания в части качества и безопасности в образовательных организациях. Эта тема находится постоянно в поле зрения Совета Федерации.
В этой связи хотелось бы привлечь внимание к контролю за организаторами питания в образовательных организациях. Ежегодно увеличивается количество образовательных организаций, в которых эти услуги переданы на аутсорсинг. И это в принципе тенденция современная, это сам по себе неплохой процесс. Но при этом число проверок, проводимых территориальными органами Роспотребнадзора в отношении таких предприятий, с 2008 года снизилось почти в пять раз. Мы понимаем, что это происходит на фоне внедрения риск-ориентированной модели, которая внедряется Роспотребнадзором, одним из первых федеральных ведомств.
Вместе с тем вопрос такого рода. Планируете ли вы внесение изменений в законодательство в части увеличения кратности проверок организаторов питания в образовательных организациях? Спасибо.
А.Ю. Попова. Спасибо большое, Игорь Николаевич. Важнейшая тема (и сегодня об этом уже говорили) – здоровье детей и питание детей (это все, безусловно, связано) в школах. И Вы абсолютно правы: да, у нас 47 процентов школ (и эта цифра растет) сегодня работают на аутсорсинге. Когда мы приходим проверять одно юридическое лицо (среднее образовательное учреждение), мы находим там другое юридическое лицо (оказывающее услуги по питанию детей) и не можем сразу, немедленно начать эту проверку – мы вынуждены идти в прокуратуру и объяснять.
Мы вносим изменения в законодательство. На площадке Правительства Российской Федерации сегодня и проект изменений в федеральный закон № 44. Он счастливо совпал с темой, которую внесли и в Совете Федерации сенаторы, и депутаты. Поэтому мы сейчас будем, наверное, объединять этот законопроект, который будет изменять порядок заказа и обеспечения этой услуги – питания в школах.
И очень важная тема – это контрольно-надзорные изменения. Я хочу сказать, что в новом проекте закона о контроле и надзоре, который в высокой степени готовности сегодня (уже практически закончено обсуждение на площадке аппарата правительства), все наши предложения, которые позволяют нам подойти с риск-ориентированным надзором к тем объектам, которые больший риск имеют, для более частного контроля и к тем объектам, которые не имеют такого риска, к более редкому, все там учтено. Поэтому мы очень надеемся на быстрейшее его принятие.
И что касается (то, о чем Вы тоже сказали) регулирования и ответственности. Я бы хотела сказать еще, что на площадке аппарата правительства разрабатывается и новый Кодекс об административных правонарушениях. На сегодняшний день в той части проекта, которую мы видим, учтены и практически все наши предложения.
Я бы хотела обратить внимание еще и на то, что говорила Валентина Ивановна на встрече с Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым в феврале, – на несоответствие сумм штрафов. Если у нас это от 3 до 30 тысяч, то в Германии, например, за нарушение сроков годности предусмотрен штраф в размере не менее 15 тыс. евро. И он имеет такую профилактическую цель. Это то, что мы сегодня прорабатываем, то, что мы сегодня проговариваем, что сумма штрафа должна быть не карательной, а в первую очередь профилактической. Вот если вы нас поддержите в этом, я думаю, что и тот вопрос, о котором мы с вами сегодня говорим, тоже будет разрешен. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Игорь Николаевич, просьба к Вам, к Комитету по социальной политике, другим, кто работают с этим законом, обратить на внимание эти вопросы.
Мы помним случай, когда было серьезное отравление в школе детей. Начали разбираться: конкурс выиграла фирма, которая в двухкомнатной квартире зарегистрирована, которая не имеет ни производства по изготовлению детской еды, ни штата, ни кадров – ничего. "Рога и копыта" выиграли. Кого-то со стороны непонятного привлекали, хотя они несут ответственность. Вот надо поставить преграды, чтобы это не было допустимо впредь при проведении конкурсов. Все, что касается детского питания, должно идти под особым грифом.
Спасибо.
Сергей Николаевич Лукин, пожалуйста.
С.Н. Лукин, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Воронежской области.
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемая Анна Юрьевна! У меня следующий вопрос. В последнее время в сфере жилищного строительства распространилась практика злоупотребления правом со стороны потребителя. Причем активную роль в этом процессе играют юридические компании, заинтересованные именно в судебном разрешении спора о взыскании денежной компенсации. Суммы иска зачастую многократно превышают реальную стоимость устранения строительных дефектов. Суды, как правило, встают на сторону потребителя. Досудебные вопросы, которые урегулировали бы отношения между потребителем и застройщиком, практически отсутствуют, так как основная цель – получить денежную компенсацию, во много раз превышающую стоимость устранения дефектов.
Ведь мы знаем, что аналогичные меры противодействия такого рода злоупотреблениям существуют в директиве Европейского парламента и Совета Европейского союза, которые предоставляют право потребовать от продавца ремонт либо замену товара и только после этого, если требование не будет выполнено, потребовать возврата денег или уменьшения выкупной стоимости со штрафными санкциями.
Не пора ли нам пересмотреть нормы, которые оградят добросовестных застройщиков от такого рода диверсий со стороны юридических компаний? Спасибо.
А.Ю. Попова. Спасибо большое.
Именно сегодня в прессе появилась информация на эту тему, такая расширенная. Она обсуждается.
Вопросы потребительского экстремизма – очень известная тема. Она известна и в Европе, известна и в Соединенных Штатах. И мы знаем примеры, когда врачи уезжали из одного из штатов совсем ровно потому, что юридические компании предъявляли такие иски, что становилось невозможно там работать.
Но вопрос потребительского экстремизма в нашей стране – мне кажется, это пока очень громкая фраза. Из того, что видим мы, потребитель чаще всего бывает стороной уязвленной, уязвимой. И потребитель – как правило, физическое лицо.
Но, если есть необходимость (а таких обращений от строительных компаний или от каких-то других юридических лиц в наш адрес не было) внести изменения в нормативную базу, подкрепив свое обращение достаточными аргументами, мы, безусловно, готовы это посмотреть и вместе поработать. Я не знаю, если нужно, может быть, рабочая группа или вы возьметесь. Мы готовы вместе с вами посмотреть, насколько серьезно сегодня стоит вопрос, и, если нужно, вносить изменения в законодательство. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Николай Андреевич Журавлёв, пожалуйста.
Н.А. Журавлёв. Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Анна Юрьевна! В последнее время мы видим следующую проблему: перестали принимать в сетях, ресторанах, магазинах банковские карты. Ну, скажем так, не перестали, но существенно участились случаи нарушений. Понятно, что это комплексный вопрос. В меньшей степени это стоимость эквайринга, в большей – наверное, это какие-то изменения в налогообложении малого бизнеса, которые заставляют бизнес уходить в тень, но факт есть факт. Мы направляли запрос вам, вы ответили, что доля таких нарушений несущественна, роста нет, вы в этом проблемы не видите. Но мы-то все по магазинам и по ресторанам ходим и видим эту проблему.
Я хотел бы спросить Вас: может быть, здесь проблема в мониторинге? Может быть, есть проблема с контрольными закупками? Может быть, есть проблема с ответственностью, с повторностью ответственности за эти нарушения? Вот как Вы видите эту проблему? Это в Ваших полномочиях. Как Вы планируете ее решать? Спасибо.
А.Ю. Попова. Спасибо большое. Я приветствую этот вопрос, Николай Андреевич, потому что это на самом деле болезненная тема.
Мы отвечали вам, что в наших данных нет этих цифр. Наши данные построены на наших контрольных проверках. Наши проверки, как правило, идут с уведомлением.
То, о чем Вы сказали… Контрольная закупка – очень мощный инструмент, которым вы нас вооружили с начала этого года, и мы начали с ним работать. Я хочу сказать, что при контрольной закупке мы обнаруживаем нарушения почти в 90 процентах случаев, почти всегда. И нарушения эти, знаете, на грани уголовных, мы передаем в следственные органы достаточно часто.
Что касается непринятия безналичного расчета в той или иной организации, тема известная, понятная, проблема, безусловно, есть, и мы от нее не отказываемся и не можем отказаться. Мы сейчас ведем очень тесный диалог с Банком России и готовим совместное письмо, потому что нужно вносить изменения в постановление, которое утвердило положение о контрольной закупке, Вы абсолютно правы. Там сегодня можно провести контрольную закупку, только если есть обращение, только по жалобе.
Мы говорим о том, что нужно проводить контрольную закупку как мониторинговое мероприятие, никого ни о чем не предупреждая и не дожидаясь жалоб, с профилактической целью. Это первое.
И второе. Нужно вносить изменения еще и в части того, кто может быть участником контрольной закупки. Если на примере МВД, то там контрольную закупку может проводить лицо привлеченное. У нас в положении написано, что только государственный гражданский служащий. Мы отработали больше девяти месяцев, и я хочу сказать, что на черном рынке, в интернете ходят черные списки наших сотрудников с именами, фамилиями и отчествами, чтобы предупредить тех, кому нужно представлять ту же карточку с фамилией, о том, что это, значит, у вас контрольная закупка. Поэтому, Вы абсолютно правы, нужно это менять, мы это видим, мы такие предложения уже внесли в правительство и вместе с Банком России готовим еще один формат, для того чтобы эту ситуацию поправить. Здесь такой выход мы нашли, и мы его будем реализовывать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Вячеславович Калашников, пожалуйста.
С.В. Калашников, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Брянской области.
Большое спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Анна Юрьевна! Замена ГОСТов техническими регламентами – безусловно, правильная мера, но не предполагаете ли Вы, что для пищевых продуктов необходим все-таки какой-то особый регламент, который бы ограничивал возможности производителя? Это первый вопрос.
Второй вопрос, очень конкретный. Объясните, пожалуйста, такую ситуацию: почему для промышленных изделий установлен минимальный шрифт (если я не ошибаюсь, кегль 22), а для информации о продуктах питания минимальный шрифт не установлен? Мало того, я несколько раз направлял Вам соответствующие вопросы и не получил внятных ответов. Не могу ли я сейчас их получить?
А.Ю. Попова. Конечно, Сергей Вячеславович. Спасибо Вам большое.
В части замены ГОСТов я, может быть, не разделю Ваш такой оптимизм, что это было абсолютно правильно. Технические регламенты не заменили, а отменили обязательность ГОСТов, и это та проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся. И система качества, которую нужно восстанавливать, не может быть без элементов обязательного регулирования. Безусловно, это элементы не только национального законодательства, но и наднационального регулирования, и мы работаем здесь с Евразийской экономической комиссией как управляющим элементом союза. Но и здесь очень будем надеяться на вашу поддержку, потому что надо менять не только национальное законодательство, что сегодня происходит… Вот в законопроекте о внесении изменений в Федеральный закон № 29 "О качестве и безопасности пищевых продуктов" есть основы того, о чем Вы сейчас говорите, и я очень надеюсь, что он будет в скорейшем времени принят. И эту систему надо восстанавливать. Ваш большой опыт здесь, конечно, тоже нам пригодится.
Что касается размера шрифта, для пищевых продуктов обязательный размер шрифта указан в техническом регламенте по молочной продукции, но только для молока, только для молочной продукции. Больше в самом деле этого нет.
Здесь несколько элементов мы прорабатывали. В первую очередь, конечно, детская одежда. Нам говорят: "Ну что вы? Как же можно на детский носочек нанести все, что вы хотите?". А мы говорим, что можно и нужно.
Есть требования к маркировке пищевых продуктов, отдельный технический регламент, и туда мы несколько раз пытались (и мы не оставим этих попыток) внести изменения, с тем чтобы пищевые продукты в первую очередь были должным образом промаркированы.
Но здесь в последние годы есть еще один выход – это электронная (цифровая) маркировка и индикация. Он очень удобен для потребителя, на мой взгляд, и очень удобен для контролера. Первый пилот был по шубам, сейчас по табаку начинается, уже входит в фазу нашего реагирования.
Что происходит? Мы подносим обычный телефон, который может считывать, и мы, надзорный орган, на этом телефоне видим всю информацию о товаре, которую мы могли бы получить, если бы мы пришли с контрольной проверкой и запросили вот такую кипу документов. В электронном доступе это сегодня есть.
Я считаю, что это нужно со временем открывать и для потребителя. Тогда будет не только состав, который вынесен на этикетку, но тогда будет точная информация, что этот товар легален, что этот товар доброкачественен, потому что он легален, и что он прошел все элементы подтверждения его соответствия декларации.
Мы очень надеемся, что эта система заработает, потому что наш опыт работы по контролю за маркировкой меховых изделий показал невероятную эффективность этого инструмента. Спасибо.
Председательствующий. Что касается шрифта (Сергей Вячеславович очень правильную тему поднял), коллеги, очки не помогают – нужна лупа с очень большим разрешением. Приходит бабушка в магазин, пожилой человек… Понимаете, кота в мешке покупаем. Зачем тогда вообще это пишут, если это невозможно прочитать?
Поэтому это простая утилитарная вещь, надо с этим разобраться, Анна Юрьевна. Действительно, невозможно, даже с лупой не всегда можно прочесть то, что там пишут. А для чего тогда пишут? Обманывают людей, люди не могут понять, что они покупают на полке. Либо надо заставить магазины ставить, я не знаю, крупные лупы везде на полках. Я не знаю, что-то надо делать с этим. Действительно, очень много жалоб. Как бы написано, но прочитать это невозможно.
Валерий Петрович Усатюк, пожалуйста.
В.П. Усатюк, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Анна Юрьевна! Я не буду повторяться, тоже тот же вопрос по этим шрифтам хотел задать.
Но у меня такое предложение. Валентина Ивановна говорит, что лупы надо ставить. А может быть, чтобы простой рядовой человек мог посмотреть, там установить какие-то экраны или мобильные… чтобы не смартфоном или телефоном, а подошел, показал, и там все проявилось? Потому что действительно это невозможно дальше так терпеть.
Председательствующий. Нет, смартфоны – это хорошо, но не все умеют этим пользоваться. Особенно речь идет о защите пожилых людей, которым трудно разобраться. Поэтому надо какие-то вещи внедрять.
Причем эта тема ведь не вчера возникла, она постоянная. Люди постоянно на это жалуются, а со стороны органов власти никакой реакции нет. Давайте как-то это… Либо вводим жестко в систему, в регламенты (то, о чем говорил Сергей Вячеславович), либо пока создаем какие-то технические средства, чтобы это возможно было прочитать.
Спасибо.
Николай Васильевич Фёдоров.
Н.В. Фёдоров. Уважаемая Анна Юрьевна! Вопрос такой. Может быть, два вопроса.
Существующие сегодня лаборатории Роспотребнадзора позволяют получать объективную оценку возможных генно-инженерных модификаций исследуемых в них пищевых продуктов?
И второй сюжет, связанный с этим. Лаборатории ваших коллег или наших коллег из Россельхознадзора (они все-таки наши коллеги, и мы отвечаем в целом за систему перед гражданами) позволяют обнаружить, по вашей оценке, генную модификацию ввозимых в страну импортных семян, растений, животных, микроорганизмов сельхозназначения? Это наша общая тема и тема общей ответственности. Спасибо.
А.Ю. Попова. Спасибо большое, Николай Васильевич.
Безусловно, это общая тема, потому что наша конечная цель – это здоровье населения Российской Федерации. Тема ГМО такая же острая, такая же непростая.
Я хочу сказать, что, реагируя и на постановление 2016 года, и на целый ряд других поручений, мы переоснастили наши лаборатории.

окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/6856266.html
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments