leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 15.10.19 Заявления от фракций Александр Хинштейн Олег Шеин

Стенограмма пленарное заседание ГД 15.10.19 Заявления от фракций Александр Хинштейн Олег Шеин
Председательствующий. Хинштейн Александр Евсеевич, пожалуйста.
Хинштейн А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, выйти на эту трибуну меня заставила чрезвычайная ситуация, которая разворачивается в социальной сфере, а конкретно в российской протезно-ортопедической отрасли.
Фактически речь идёт о беспрецедентной по степени цинизма и наглости коррупционной схеме в лучших традициях залоговых аукционов лихих 90-х.
Прямо сейчас Министром труда и социального развития России готовится масштабная приватизация всей стратегически важной госмонополии по производству протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации для инвалидов. Мало того, что эта работа ведётся келейно, непрозрачно и о намеченной реформе мало кому известно, по всем внешним признакам приватизация готовится в интересах лиц, напрямую аффилированных с руководителями Минтруда. В случае реализации их замыслов именно бизнес-партнёры руководителей Минтруда, а возможно и сами эти чиновники, окажутся ключевыми бенефициарами реформы, заполучив контроль над важнейшей социальной отраслью, а главное — над огромными бюджетными потоками под 30 миллиардов рублей ежегодно.
Я постараюсь за отведённое мне время кратко изложить суть и смысл происходящего, который вполне может привести к утрате госконтроля за протезно-ортопедической отраслью, массовым нарушениям прав инвалидам и, как следствие, резкому росту социального напряжения.
Распоряжением правительства от 8 февраля этого года ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Минтруда (сокращённо -"МосПрОП") включено в программу приватизации федерального имущества.
Что такое "МосПрОП"? Это крупнейшее и старейшее российское предприятие по производству протезов и технических средств реабилитации с сотней филиалов по всей стране.
Ранее предполагалось, что на базе "МосПрОП" создадут акционерную холдинговую компанию "Российская реабилитационная индустрия", впоследствии от этой идеи отказались, по крайней мере, пока, ограничившись созданием акционерного общества на базе "МосПрОП", куда также войдут все остальные государственные унитарные протезно-ортопедические предприятия Минтруда.
Первый шаг к реформе уже сделан.
С 2016 года начата консолидация всех протезно-ортопедических предприятий - 70 ранее самостоятельных предприятий, а также их филиалы присоединены к "МосПрОП". В результате это предприятие превратилось в гиганта-монополиста, где действует 106 филиалов.
Для понимания. Затраты на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации составляют гигантские цифры. Ежегодно их получают более 1 миллиона 600 тысяч инвалидов.
В 2018 году на эти цели из федерального бюджета было потрачено 27 миллиардов рублей, в том числе на протезно-ортопедические изделия почти 11,5 миллиарда. В текущем году эти цифры возросли до 28 28,5 и 11,7 миллиарда соответственно. Тут есть за что побороться.
Принципиально важно, что органы управления акционерного общества будут формироваться по представлению Минтруда. То есть от сегодняшних руководителей отрасли впрямую зависит, кто окажется бенефициаром реформы и возглавит ОАО.
Почти со 100-процентной вероятностью можно предсказать, что директором будущей компании станет нынешний глава ФГУП "МосПрОП", который готовит его приватизацию.
И вот здесь начинается самое интересное. У готовящейся приватизации три основных идеолога и проводника: Григорий Пекарев — замминистра труда, курирующий всю госполитику в сфере инвалидов, директор Департамента Минтруда по делам инвалидов Анна Гусенкова и Олег Бессмертный — директор ФГУП "МосПрОП", на базе которого планируется создание акционерного общества и которое, я уверен, он и возглавит. Берусь утверждать, что все эти люди не просто единомышленники, а подельники. На протяжении многих лет вся эта троица связана общими бизнес-интересами, причем весьма сомнительной направленности.
До прихода на госслужбу Григорий Лекарев активно занимался бизнесом, на своей родине (в Самарской области) являлся учредителем, бенефициаром почти двух десятков коммерческих структур самого разного профиля, сейчас на экране вы видите перечень их, был вице-президентом банка "Солидарность", который с треском впоследствии лопнул.
Как депутат от Самарского региона я хорошо знаю историю успеха Григория Лекарева. Основу его благополучия заложила его мать - один из руководителей Самарской федерации профсоюзов Вера Лекарева. Возможно, в этом зале кто-то её помнит, она была депутатом Госдумы пятого созыва от "СПРАБЕДЛИВОЙ РОССИИ", а до этого возглавляла управление федерации профсоюзных спортивных объектов. И странное дело, ряд таких спортобъектов чудесным образом перешли в собственность или управление фирм Григория Лекарева и других членов этой семьи. Не буду перечислять, примеры такие известны, и в ходе, надеюсь, назначенных проверок мы подробно их изучим.
Ключевую роль в бизнес-структурах Григория Лекарева играла не кто иная, как Анна Гусенкова — нынешний директор Департамента Минтруда по делам инвалидов. Являясь вице-президентом управляющей компании "Реал", она выполняла функцию финансового директора Лекарева, управляя всеми его активами, причем после ухода Лекарева на работу в Минздрав, а затем - в Минтруд, именно на Гусенкову он переписал свои основные активы и компании, для чего была специально учреждена фирма "Спарк".
Вторую по значимости роль в бизнес-империи Григория Лекарева занимал уже знакомый нам Олег Бессмертный. До того как возглавить...
Председательствующий. Александр Евсеевич, можно попросить вас прерваться буквально на полминуты?
Уважаемые коллеги, у нас на гостевом балконе присутствует делегация Совета кантонов Федерального Собрания Швейцарской Конфедерации во главе с Председателем Совета кантонов господином Фурнье. Давайте их поприветствуем.
(Аплодисменты.)
Время восстановите, пожалуйста, Александру Евсеевичу. Пожалуйста, продолжайте. Хинштейн А. Е. Спасибо.
Время, правда, не восстановили, но думаю, что восстановят.
Я говорил о том, что вторую по значимости роль в бизнес-империи Лекарева играл уже знакомый нам Олег Бессмертный, который сегодня возглавляет ФГУП "МосПрОП", а в тот период являлся не менее чем семи фирмах, принадлежащих и аффилированных с Пекаревым, директором. Особенно показательно, что Бессмертный был директором частного охранного предприятия "Самарское", которое охраняло и самого будущего замминистра и его объекты. И эта работа, в отличие от производства протезов, Бессмертному была гораздо ближе, поскольку ранее он служил в милиции, уволился в звании капитана с должности замкомандира роты ППС УВД Кировского района.
А дальше чудны дела твои, Господи. Стоило Лекареву перейти на работу в Минтруд, сначала директором Департамента по делам инвалидов, как его верные соратники последовали за ним, несмотря на полное отсутствие опыта в этой сфере. Финансовый директор Гусенкова, ни дня не работавшая на госслужбе, становится заместителем директора того же департамента, а после назначения Лекарева замминистра занимает его должность. Бывший охранник замминистра Бессмертный по инициативе Лекарева в 2012 году назначается директором ФГУП "Московская фабрика ортопедической обуви", где обкатался, обтесался и даже сумел получить пару патентов. Капитан милиции, ещё вчера знакомый с протезами исключительно по книге "Остров сокровищ", изобрёл, например, коллеги, новый способ изготовления индивидуальной ортопедической колодки с межстелечным слоем, а также первую и единственную в России цифровую технологию непрерывного производства колодок.
Благодаря этой проведённой легализации в 2015 году охранник замминистра возглавил базовое предприятие Минтруда, тот самый "МосПрОП" и оказался у руля грядущей приватизации. Первые результаты работы лекаревской команды уже видны, и они негативны.
По данным Счётной палаты, средняя стоимость одного протезно-ортопедического изделия выросла за последний год почти вдвое, с 14,5 тысячи рублей до 24,5, ровно вдвое возросла и средняя стоимость одной закупки, произведённой "МосПрОП", с 3 до 6 с лишним тысяч рублей.
Весьма примечательно, что в числе крупнейших подрядчиков "МосПрОП" оказались сегодня фирмы, учреждённые самарскими коммерсантами, ранее никакого отношения к отрасли не имеющие.
Проведённая в прошлом году проверка Счётной палаты показала множественные системные нарушения R работе "МосПрОП" и его филиалов: неэффективное использование средств, имущества, грубейшие финансовые злоупотребления. Ряд претензий к работе "МосПрОП" возникли со стороны ФЛС, в августе этого года возбуждено антимонопольное дело о картельном сговоре при закупках ортопедических изделий.
Проверка Счётной палаты констатировала, что в результате проведённого первого этапа реорганизации отрасли доступность помощи для инвалидов значительно снизилась, на ситуацию негативно сказалось упразднение 26 региональных филиалов. В Тыве и в Хакассии протезно-ортопедических предприятий не осталось в принципе, несмотря на огромную территорию и удалённость их от других регионов.
В Счётной палате также обеспокоены предстоящей приватизацией отрасли. В заключении Счётной палаты отмечается недостаточный уровень проработки вопроса о реорганизации ФГУПов и существующих рисках.
И ещё одна цитата из отчёта Счётной палаты: "При отсутствии заинтересованности со стороны уполномоченных органов, эффективной деятельности предприятия, изменения организационно-правовой формы, даже при наличии 100-процентного пакета акций, государство не исключает риски.
Первое. Изменение профиля предприятия и полной утраты его социальной функции.
Второе. Утраты имущества, переданного в уставный капитал акционерного общества, что в свою очередь может привести к полной утрате уникальных производственных баз и мощностей.
Третье. Утраты прав государства на оперативное управление обществом и отсутствие гарантий на сохранение предприятия как таковое". Конец цитаты.
Уважаемые коллеги, совершенно очевидно, что приватизация столь важной чувствительной отрасли как реабилитационная индустрия не может готовиться келейно, в закрытом режиме. Уверен, что большинство в этом зале даже не слышали о грядущем акционировании, хотя оно впрямую касается миллионов российских инвалидов и с будущими проблемами придётся разбираться не чиновникам Минтруда, а нам.
А то, что такие проблемы возникнут, я абсолютно уверен, ибо на кону десятки миллиардов рублей и весь прикуп зависит от людей, чья кристальная честность вызывает большие сомнения.
Вчерашний полусомнительный коммерсант расставил на ключевые участки многомиллиардной госмонополии своих вассалов: финансиста, охранника и теперь эти люди готовят её приватизацию. Считаю, что конфликт интересов, а вместе с ним и все коррупционные предпосылки налицо.
К сожалению, министр труда ничего предосудительного в происходящем не видит. Вчера я разговаривал с Максимом Анатольевичем Топилиным, понимания не нашёл, министр считает, что всё происходящее в рамках закона. А факт назначения охранника его заместителем во главе всей протезно-ортопедической отрасли России - это нормально. Ранее на свой депутатский запрос я получил формальную отписку.
Ситуация настолько тревожная, что требует, по моему убеждению, вмешательства Государственной Думы. Уважаемые коллеги, я прошу поручить Комитету по безопасности и противодействию коррупции детально разобраться в этой беспрецедентной ситуации, изучить документы, заслушать должностных лиц, включая руководство Минтруда. И после того, как эти проверочные мероприятия будут сделаны, нам и можно будет определиться с дальнейшей реакцией Государственной Думы вплоть до парламентского запроса или специального заявления.
Я допускаю, что реформу ортопедической отрасли начинать нужно, но открыто, гласно и с привлечением профессионального и гражданского сообщества. И тем более не руками вчерашних сомнительных коммерсантов и их охранников-изобретателей. В противном случае грядущая реформа станет в полном смысле реформой инвалидной, а её бенефициары сказочно обогатятся в ущерб интересам людей и казны, как это нередко бывало в лихие 90-е.
Допустить этого, коллеги, мы с вами права просто не имеем.
Спасибо за внимание. Я надеюсь на поддержку. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. Шеин О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Ввиду отсутствия в зале Алексея Анатольевича мы услышали очень интересное выступление Александра Евсеевича. Правильное выступление.
Лично я поддерживаю.
Но я поднялся на трибуну, понятно, немножко по другой части. Вот 10 дней назад коллеги из КПРФ это трагическое событие отмечали отдельно. У нас была очередная юбилейная дата событий 1993 года в Москве. Я в тех событиях участвовал, понятно, на стороне парламента. И тот антиконституционный переворот, который был тогда совершён Борисом Ельциным, он, собственно, и лежит в основе всего остального: и бюджетного воровства, и власти олигархов, и положения с низкой заработной платой работающего класса, и вторичной роли парламента по отношению к исполнительной власти.
Тому, кстати, есть текущий пример. В этом году вся страна была поражена мощью и масштабами происходивших пожаров. В марте с этой трибуны я провёл - и я хочу сказать большое спасибо залу — протокольное поручение комитету по природным ресурсам коллеги Николаева о том, чтобы разобраться, почему эти пожары происходят и что с этим необходимо делать.
Мы в этот период вели серию рабочих совещаний, и выяснилось следующее.
Первое — масштаб проблемы возрастает. Если в 2017 году было 72 тысячи степных, ландшафтных и лесных пожаров, в 2018 году - уже порядка 82 тысяч, на 15 процентов больше. Если в 2017 году пожарами было охвачено 1,5 миллиона гектаров в стране, то в 2018 году - 3,2 миллиона, то есть за год в стране сгорело больше территории, чем это было в 2017 году, вдвое больше Следующая вещь.
При этом по данным МЧС в зону этих пожаров или приближенную к ним попало порядка 7,5 тысяч населенных пунктов, то есть более чем в 7 тысячах поселках и сел люди понимали, что к ним приближается огненный фронт, и 500 домов сгорело.
2019 год, по оценкам начальника Центра антистихии МЧС России Александра Ульева в первом квартале текущего (2019) года число пожаров по сравнению с прошлым годом возросло не в два раза, не в три раза, а в 35 раз. А зона, которую они охватили в первом квартале этого года, по сравнению с прошлым годом увеличилась в 170 раз. Такой вот выдался климатический период.
При этом государственные меры абсолютно не эффективны, количество штрафов сократилось почти в три раза. Пять лет назад было штрафов на три миллиарда, в прошлом году — на миллиард 200. Количество предписаний сократилось на 20 процентов, было 21 тысяча предписаний, стало 17 тысяч. То есть существующие системы не дееспособны, не эффективны, когда всё поручено МЧС Российской Федерации.
Отталкиваясь от этой аналитики, я, коллега Грешневиков Анатолий Николаевич и три сенатора - члены партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" внесли в Государственную Думу проект закона о том, что, первое, дать понятие "ландшафтный пожар". Есть понятие "лесной пожар", и там понятно, кто отвечает. А кто отвечает за степные пожары? Фактически ответственной станции нет. И мы предложили ввести соответствующую дефиницию, от неё понятно уже будут и ответственные ведомства.
Второе, мы предложили изымать землю у тех горе-пользователей, у которых полыхает каждый год. Потому что 90 процентов всех пожаров в стране, по оценкам МЧС, проистекает от человека, и львиная доля от методов подсечно-огневого земледелия, которым человек овладел мезолитический период, то есть в эпоху каменного века. И сегодня есть немало людей, которые в социальных сетях делятся между собой советами, что если поджечь сухостой, то в следующем год трава будет зеленей. И это пожар потом уходит и на поселения, и на лесную зону.
В это же время в этом году, здесь хотел бы отдельного внимания в первую очередь коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ". 26 апреля Президент Путин подписал официальный указ по ликвидации пожаров в Забайкальском крае, где Президент Путин указал, что необходимо ввести понятие "ландшафтный пожар" юридически, что необходимо передать долю штрафов органам местного самоуправления.
они ближе к этому всему, чем МЧС, у которых крайне мало инспекторов, что необходимо расширить полномочия государственных лиц, иных инспекторов, чтобы они могли бы выходить за пределы леса, поскольку и сегодня они работают лишь в том случае, когда пожар со степи уже пришёл на лес и горят кромки деревьев, и, наконец, чтобы был определён механизм изъятия земельных участков у тех пользователей, которые нарушают правила пожарной безопасности, и срок Путин поставил до 1 июля.
Наш законопроект с указом президента практически совпал. Это не по причинам какой-то конспирологии, а просто потому, что наш законопроект готовили вместе с коллегами из МЧС, и понятно, они же участвовали и в разработке путинского указа.
Но вот прошло 1 июля, и Правительство Российской Федерации, которому в срок до 1 июля было дано поручение разработать соответствующий законопроект и нормативные акты, их не разработало, и 1 августа не разработало, и 1 сентября, и 1 октября. И 15 октября, на сегодняшний день, никаких подзаконных актов в Правительстве Российской Федерации нет.
Казалось бы, есть законопроект парламентариев, и с этой трибуны я говорил, что мы не держимся за монополию на авторство, и мы будем рады, чтобы среди авторов нашего законопроекта были депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Госдуме Российской Федерации, не говоря уже о коллегах из КПРФ и ЛДПР. Поскольку, если законопроект для его более простого прохождения требует расширения числа соавторов, и если только от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" это недостаточно хорошо, мы будем рады, чтобы это был совместный законопроект.
К нам никто не присоединился, а 10 дней назад законопроект получил отрицательное заключение профильного комитета, коллеги Николаева, в том числе, и не только профильных комитетов. Почему? Что мы сегодня читаем в заключениях?
Первое. Что, оказывается, понятие "ландшафтный пожар" закреплять не нужно. Вот Путин считает, что нужно закреплять, и в его указе об этом написано. Мы предлагаем формулировки, и тоже об этом говорим. Но комитет по природным ресурсам пишет - "Национальный стандарт, ГОСТ 2203 уже содержит понятие "ландшафтный пожар". Вот если мы этот ГОСТ откроем, то мы там прочитаем, что понятие "ландшафтный пожар" раскрывается следующим путём, это пожар, возникший по естественным причинам, то есть, от шаровой молнии, например. А 90 процентов всех пожаров, повторю ещё раз, проистекает по противоестественным причинам, от человека.
И соответственно ГОСТ 2203 никак это понятие не регулирует. Но комитет говорит: регулирует. И комитет говорит: а не важно, что там пишет в указе президент, мы этого делать не будем. И мы читаем такое заключение комитета на сегодняшний день.
Дальше. Мы предлагаем внести изменение в статью 6 Закона "Об обороте земель сельхозназначения" в части возможности изъятия земельных участков при использовании их с нарушением противопожарного законодательства. И в путинском апрельском указе в отношении Забайкалья дается поручение Правительству Российской Федерации, чтобы Правительство Российской Федерации внесло соответствующий законопроект.
А комитет отвечает: нельзя принимать, поскольку не предлагается соответствующих изменений в Земельный кодекс.
Ну, во-первых, в действующем законе "Об обороте земель сельхозназначения" и так написано, что если фермер, сельхозпроизводитель не выполняет законодательство, нарушает правила землепользования, то земля может быть изъята. Мы предлагаем эту норму чуть уточнить и указать в ней отдельно, что это касается, в том числе и нарушения противопожарных правил, и с Земельным кодексом эта норма совершенно спокойно корреспондирует.
Ну, уж если мы хотим и в Земельный кодекс внести дополнительно, ничто не мешает это сделать в рамках второго чтения. Здесь и не такие законы в этом зале принимались.
А нам говорят: нет, не надо. А ведь речь идет не о том, чтобы не внести вовремя азотное удобрение, а о том, когда человек, проще говоря, поджигает регулярно каждую весну свой земельный участок, чтобы освободить его от сухостоя, и все это прекрасно знают, таких случаев по стране хватает, и об этом публично говорят и губернаторы, и муниципальные власти.
Но нет, мы получаем отрицательное заключение комитета.
Мы все хорошо знаем парламентскую процедуру. На дворе середина осени. Сегодня 15 октября. Даже, если правительством, к чему нет никаких предпосылок, законопроект будет внесен сегодня, а на сайтах правительства нет никаких проектов, которые в предварительном порядке можно было посмотреть, единственное ведомство, которое отработало свой элемент, это МЧС, ни Минфин, ни Минэкономразвития никаких текстов на своих сайтах не разместили проектов вообще.
Но даже если, к примеру, завтра соответствующий законопроект будет правительством внесен, то до конца года, по понятным причинам он принят не будет, поскольку это текст двойного ведения, включая рассылку по субъектам Федерации и учет их мнений.
ГОЧС соответственно не успеет разработать противопожарные мероприятия под весну, соответственно в этих условиях никаких рекомендаций землепользователям принято не будет, не будут отработаны механизмы, не будут даны полномочия лесным инспекторам отработать за пределами, собственно, лесов, и мы войдем в новый сезон с горящей страной, от южных морей до Полярного круга в буквальном смысле этого слова. И ответственность за это несет уже не правительство, которое упустило сроки и нарушило поручения президента, а та партия, которая, очевидно, считает парламент придатком исполнительной власти, который не готов к самостоятельной законодательной работе, и который, невзирая на все мантры, игнорирует даже прямой указ президента, поскольку он адресован не в Государственную Думу, а в иное ведомство, на Краснопресненскую набережную. Вопрос по этому закону сегодня находится в повестке дня, и мы, естественно, требуем его принятия. Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо.
По ведению Жириновский Владимир Вольфович. Пожалуйста.
Олег Васильевич, вы произнесли фразу, что никто не поддержал вас. Вы обращайтесь к нам, мы с удовольствием поддержим ваш проект закона. Просто обращения не было. Мы же не знаем, что вы подготовили. Всегда подходите к депутату Деньгину, мы дадим необходимое количество подписей.
И для сведения. Просто мы ещё вторую справку распространили в зале, связанную с Украиной, чтобы были всем понятны причины того, что там сегодня происходит, на Украине.
Председательствующий. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments