leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Исключение лицензирования деятельности авиационных работ, достаточно сертификата эксплуатанта

Исключение лицензирования деятельности авиационных работ, достаточно сертификата эксплуатанта – первое чтение – Вера Ганзя Сертификация для маленького самолета как для Боинга стоит 15 млн сертификация 180 млн Не слишком ли жирные аппетиты у Росавиации
9. 634917-7 Госдума в итоге споров приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в части лицензирования деятельности в области авиации»
Документ внесло правительство 29.01.19.
Представил замминистра транспорта Александр Юрчик.
Член комитета по транспорту и строительству Максим Сураев.
Законопроектом предлагается признать утратившими силу положения Воздушного кодекса РФ и ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающие необходимость лицензирования деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов, а также положения Воздушного кодекса РФ, указывающего на возможность лицензирования деятельности по выполнению авиационных работ (поскольку до получения лицензии (которая выдается Росавиацией) заинтересованное лицо должно получить в той же Росавиации сертификат эксплуатанта, который сам по себе является разрешительным документом для осуществления перевозок и фактически подтверждает соответствие эксплуатанта лицензионным требованиям).
Первое чтение 403 0 0 13:41

Стенограмма обсуждения
9-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части лицензирования деятельности в области авиации".
Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра транспорта Российской Федерации Александр Алексеевич Юрчик, пожалуйста.
Юрчик А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра транспорта Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты. На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части лицензирования деятельности в области авиации". Проект был подготовлен Министерством транспорта России в рамках законодательной инициативы.
Статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации и статьей 12 федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности установлена обязательность получения лицензий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для осуществления ими деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов. Исключения составляют случаи, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
Лицензионные требования к соискателям лицензий установлены положением о лицензированной деятельности на перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов. Положение утверждено постановлением правительства в мае 2012 года.
Вместе с тем, действующие лицензионные требования к авиаперевозчикам являются полным дублированием требований федерального закона Воздушного кодекса и обязательных сертификационных требований.
Два из трёх лицензионных требования установлены для перевозок воздушным транспортом и относятся к соблюдению перевозчиком, подчёркиваю, обязательных правил сертификации и общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и груза.
При этом обязательные правила сертификации устанавливают весь комплекс требований к перевозчику, то есть фактически сертификат эксплуатанта является разрешительным документом для осуществления воздунгных перевозок пассажиров и груза.
Обязанность авиаперевозчиков при выполнении воздушных перевозок соблюдать положения общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов установлена статьёй Ю2 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Третьим лицензионным требованием к перевозчику является наличие у него на праве собственности или на ином законном основании достаточного количества воздушных судов для выполнения перевозок по расписанию регулярных перевозок или программе выполнения чартерных перевозок.
При этом как Воздушным кодексом, так и обязательными правилами сертификации установлено, что для получения статуса перевозчика-эксплуатанта гражданин или юридическое лицо обязаны иметь воздушные суда на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании.
Кроме того, обязательными правилами сертификации определено необходимое количество воздушных судов для выполнения регулярных и нерегулярных коммерческих воздушных перевозок, а действующими лицензионными требованиями механизм определения достаточности количества воздушных судов не устанавливается.
Мы провели внимательное изучение с экспертами, с авиационным сообществом, с теми, кому предстоит исполнять эти требования, с профильным комитетом на предмет — не приведёт ли это к снижению уровня требований к перевозчикам в части безопасности перевозок или обслуживания пассажиров и грузов. Пришли к выводу, что не приведёт.
Проект федерального закона поддержан и согласован всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также Федеральным агентством воздушного транспорта.
Таким образом, с учётом наличия избыточности регулирования, дублирующих процедур, а также дополнительной административной и финансовой нагрузки на Федеральное агентство воздушного транспорта и на хозяйствующие субъекты целесообразно отменить лицензионную деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов.
Прошу поддержать проект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Александр Алексеевич, присаживайтесь.
С содокладом от Комитета по транспорту и строительству выступит Максим Викторович Сураев, пожалуйста.
Сураев М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
В принципе Александр Алексеевич очень подробно рассказал суть данных изменений, но подводя итог и говоря простым языком, я могу сказать, что, для того чтобы получить разрешение на перевозку или грузов, или пассажиров, в первую очередь вы должны получить в Росавиации сертификат эксплуатанта. Значит, это предусматривает, что вы должны соответствовать всем абсолютно требованиям, которые изложены в Федеральных авиационных правилах. И вслед за этим вы должны ещё получить так называемую лицензию, то есть это просто дополнительное дублирование, дополнительная нагрузка на тех людей, которые хотят заниматься перевозкой.
Важно отметить, и было изложено докладчиком, что, да, мы всесторонне анализировали, что в первую очередь это не приведет к уменьшению безопасности полетов, это, наверное, самое важное.
Ну и комитет рассмотрел данные изменения, предложения и просит поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Максим Викторович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.
Ганзя В. А. Сразу у меня вопрос к представителю министерства.
Скажите, пожалуйста, вот сертификаты эксплуатанта так по типу воздушных судов, там просто огромная стоимость — десятки, сотни миллионов. Из чего вообще, тем более что это на самолеты как на "Боинги", так и на двухместные маленькие самолеты, вот чем вызвана такая огромная цена?
Спасибо.
Юрчик А. А. Вера Анатольевна, разрешите вам доложить о том, что, во-первых, вся система сертификации в Российской Федерации построена на основе международных стандартов, требований Международной организации гражданской авиации, и нацелена она на проверку соответствия воздушных судов всех типов, будучи то ли российскими, то ли иностранными, на их соответствие требованиям норм лётной годности. А сам этот процесс занимает от года до двух, а то и иногда больше лет и приводит он... тщательность его, тщательность этого процесса очень важна скрупулёзно и подробно.
Вы видите, к чему привели недостаточно проработанные подходы американских коллег к сертификации воздушного судна "Боинга". Поэтому этот процесс проходит десятки, сотни испытаний, проверок в лабораториях, на производстве, в специализированных лабораториях и это трудоёмкий и сложный процесс, занимаются им эксперты лаборатории. Именно с этим связана длительность и стоимость этих процедур. Председательствующий. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. Выборный А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю.
Уважаемый Александр Алексеевич, в своё время, устанавливая действующие правила лицензирования в этой сфере, мы были глубоко убеждены в том, что они необходимы и в том числе с точки зрения усиления контроля и безопасности.
Отсюда вопрос. Скажите пожалуйста, в случае принятия данного проекта федерального закона, соответственно, его реализации, повлияет ли это на самое главное, на обеспечение безопасности авиаперевозок? Спасибо.
Юрчик А. А. Анатолий Борисович, я ещё раз повторю, что мы очень тщательно и внимательно подходим к вопросу безопасности полётов. В авиации, в отличие от многих других видов деятельности и бизнеса, на первом месте всегда стоит не извлечение прибыли, а безопасность.
Поэтому когда мы готовим какие-либо изменения в нормативно-правовую базу и предложения, вам могу с ответственностью заверить, что мы всегда в первую очередь проверяем, не ухудшит ли это ситуацию, не уменьшит ли это безопасность полётов для наших пассажиров?
Поэтому мы совместно с коллегами, с экспертами, с коллегами из профильного комитета, они тоже очень, кстати, внимательно отнеслись к этому и должен вам сказать, что хорошо нас помучили по этому вопросу, мы очень сложно и долго обсуждали детально этот вопрос, пришли к выводу, что это не уменьшит уровень безопасности полётов.
Председательствующий. Спасибо.
Пашин Виталий Львович.
Пашин В. Л., фракция ЛДПР. Спасибо.
Уважаемый Александр Алексеевич, хочу затронуть тему, которая волнует большинство наших граждан.
В нашей стране функционирует такой лоукостер, как "Победа", но, судя по ценам, там порой они не самые низкие. Недавно перелёт из Москвы в Саратов стоил 33 тысячи рублей, а сегодня лоукостер заявил, что цена самолётов, которые возвращаются в Россию из-за рубежа, поднимется на 40 процентов, не совсем это понятно.
Также цены вырастают в 2-3 раза во время праздников. Граждане недовольны. Какая может идти речь о развитии внутренних авиаперелётов, когда вы допускаете такие ситуации?
Хочу сразу предупредить ваш ответ, что это в компетенции ФАС, а именно мы считаем, что именно вы, как профильное министерство, в первую очередь должны отвечать за развитие данной отрасли. Но развития мы не видим, там всё против граждан. Так что вы будете делать в этом направлении? Спасибо.
Юрчик А. А. Виталий Львович, хочу согласиться с вами, что вот эти вопросы, вне всякого сомнения, должны быть в поле зрения не только Федеральной антимонопольной службы, но, в том числе, и Министерства транспорта. И должен вам сказать, что мы как раз во многом, устанавливая правила игры в авиационной отрасли, как раз очень внимательно следим за тем, чтобы авиакомпании не злоупотребляли своим правом устанавливать самостоятельно цены на билеты. Я хочу вам сказать, что это установлено законодательством. Они имеют право устанавливать в соответствии с законом цены на билеты по установленным законом правилам.
Поэтому, конечно же, вмешиваться в ценообразование коммерческих предприятий министерство не может. Но мы обязаны и должны внимательно следить вместе с Федеральной антимонопольной службой для того, чтобы это не проходило здесь, в этой области, злоупотреблений.
Мы услышали тоже сегодня информацию общую о том, что "Победа" собирается увеличивать цены. Мы внимательно изучим эту ситуацию совместно с коллегами из ФАС и обязательно сделаем выводы и проинформируем вас о наших дальнейших действиях.
Председательствующий. Спасибо, Александр Алексеевич. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Присаживайтесь, Александр Алексеевич. Покажите список.
Васильев Александр Николаевич, пожалуйста.
Васильев А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги!
Конечно, вопросов у нас всегда по авиационной отрасли очень много, и понятно, что они не все касаются данного законопроекта, который мы сейчас рассматриваем. Но здесь, безусловно, в поле ведения данного законопроекта вопрос об устранении лишних регуляторных вопросов, связанных с сертификацией.
Поэтому всё, что касается данного законопроекта, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает и рекомендует проголосовать в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Александр Николаевич. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. Ганзя В. А. Уважаемые коллеги!
Весной этого года я побывала на Конгрессе авиации общего назначения. Очень жаль, что мало профессионалов туда пришло, тем более из Росавиации и из Минтранса, да, кстати, и от нашего комитета по транспорту. Жаль, что не было, потому что там вся боль высказана была, на вот этом конгрессе.
Значит, что я могу отметить. Законопроект, который мы сегодня принимаем, действительно устраняет дублирование, потому что лицензия - это довесок к сертификату. Зачем на одно и то же два разрешения? И это совершенно правильно. И, кстати, на том конгрессе авиаторы как раз и говорили об этом, что огромное количество вот этих бюрократических процедур не дают развивать, собственно, малую авиацию.
Давайте теперь посмотрим, что происходит с самой сертификацией. Я не зря сегодня задала вопрос по цене. Давайте возьмем сертификат типового воздушного судна. Там и объем испытаний, и документы — там всё, собственно говоря, одинаковое как для "Боинга", так и для одноместного маленького самолета. Одинаково, следовательно, и цена, она получается тоже одинаковая.
Скажу сразу, когда здесь речь шла о монополии, что Росавиация 37 услуг такого рода оказывает, в том числе и вот по сертификации.
Значит, например, вот некоторые примеры. Есть маленький самолётик Т-5, он одноместный и используют его для сельхозработ. 12 миллионов - цена этого самолёта. Вы знаете, сколько стоит сертификат на самолёт? 170 миллионов. Давайте другой пример я вам приведу. Самолет Ла-8, это самолёт-амфибия, в Самаре его делают, значит, двухмоторный самолётик такой. 15 миллионов стоит этот самолёт, а сертификат стоит 180 миллионов. Коллеги, 180!
Давайте теперь посмотрим на то, что в Канаде вот этот самарский самолёт получил сертификат, а у нас не получил, потому что таких денег просто нет. Не слишком ли, так скажем, жирные аппетиты у нашей Росаваиации, когда она вот таким вот образом ставит цену, для того чтобы выдать вот эту разрешительную бумагу?
Конечно, никто не спорит о том, что должна быть в обязательном порядке безопасность обеспечена, но ведь не такой же ценой это делать. Мы вообще тогда посадим авиацию общего назначения неизвестно куда. Хочу, кстати, сказать, что штрафы за полёты без вот этих разрешительных документов, раньше они были хотя бы там сколько, тысяч пять, сейчас они 50 тысяч, поэтому, естественно, ни один, никто не рискнёт.
Председательствующий. Добавьте время.
Ганзя В. А. Да, я от фракции, поставьте, пожалуйста. Никто не рискнёт вообще это делать, потому что запретительные меры повсюду — справа, слева, поперёк, по диагонали и по кругу — везде запретительные меры. Надо вообще с этим как-то вот заканчивать, а, точнее, просто разбираться.
Так вот в Канаде стоимость вот этого сертификата обошлась вот на этот самолёт в 30 миллионов рублей, у нас 180 миллионов рублей, я уже повторяю эту цифру. Поэтому, естественно, здесь надо пересматривать, смотреть за этим и все-таки регулировать. Если у нас есть антимонопольная служба, ну, пусть регулирует тогда эти вопросы.
Следующий момент, на котором хотела бы остановить внимание, это аэродромы. У нас от советского времени осталось 1 тысяча 300 аэродромов. Сколько у нас работает сегодня? 300. А, знаете, почему? Потому что налоги и аренда точно такая же для вот этих маленьких самолётов, как для "Боингов", то же самое практически. То есть здесь никаких дифференциаций, собственно говоря, нет, а ведь это авиация общего назначения, это же и Минздрав сюда привязан, и туризм сюда привязан, и МЧС сюда привязано. То есть те же самые лесные пожары, когда можно полететь на маленьком самолете и посмотреть точки возгорания, чтобы быстро среагировать. А на чем лететь, когда нет разрешения на полет?
И последнее, о чем хотела сказать — это подготовка кадров. Дело в том, что сегодня мы вспоминаем об этом только тогда, когда случается страшная какая-то беда, и самолет, так как уже у нас были вот такие прискорбные случаи, во-первых. или, во-вторых, когда пилоты своими профессиональными действиями могут спасти жизни пассажиров. Так вот, чтобы стать... Вообще пилот — это штучная профессия, и готовиться надо с самого раннего возраста, чтобы можно было летать. Мы сейчас не защищены ничем, потому что, судя по тому, как сегодня выстроен график работы пилотов, и какую нагрузку они несут, то, извините, они скоро разбегутся как стюардессы, бортпроводники, и у нас будут, как таксисты, работать гастарбайтеры. И какую безопасность мы получим за те миллионы, которые снимают сегодня с маленьких самолетов?
Так вот, у меня есть вот такое вот письмо Омского лётно-технического колледжа гражданской авиации, это филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский авиационный институт гражданской авиации". Так вот, мои дорогие коллеги, здесь есть у меня подписи третьего курса студентов вот этого колледжа. Они должны учиться два года десять месяцев. И они отучились, они получили все теоретические знания. Но они не получили документ об образовании, о том, что они могут летать. Почему? А потому что у них нет налётанных часов, у них нет практики. Почему нет практики? Они должны пройти обучение в объеме 50 часов. На вертолете, например, первоначальное обучение. После сдачи контрольного полета, тогда они только допускаются к прохождению второй части практики. И оставшиеся 40 часов уже на выпускном вертолете они должны летать.
Но что у нас получается? У нас вертолетов и вообще транспортных воздушных средств, у нас просто у этого учреждения нет.
Они все в ремонте, они все старые просто до безобразия. И знаете, сколько ждут студенты вот этого документа вожделенного? Ждут около двух лет, пока они налетают вот эту практику. Так вот надо искать, где решать проблемы. И если мы эти проблемы не решаем, то, естественно, мы никакими полумерами... Закон хороший, тот, что мы сегодня принимаем, но это полумера. И надо сегодня серьезно, серьезно браться за Воздушный кодекс и за авиацию общего назначения и за маленькие вот эти самолеты, которые могут спасти и могут сделать то, что не под силу большим самолетам и всему МЧС, вместе взятым. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Вера Анатольевна.
Александр Алексеевич, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста. Нет необходимости. Максим Викторович? Депутату Сураеву включите микрофон.
Сураев М. В. Уважаемая Вера Анатольевна, да, очень эмоциональное у вас было выступление, но к данному, сегодняшнему законопроекту это, наверное, мало имеет отношения. То, что есть у нас проблемы и в обучении в том числе, и я писал запросы и в Питер, и в Ульяновское училище. Это два училища, которые готовят у нас летчиков, так скажем, гражданской авиации. Я вам могу показать эти ответы. Там написано официально, что все очень хорошо. Я знаю, что эта проблема у нас есть, поэтому давайте совместно решать, давайте совместно, и Минтранс у нас всегда на связи, и Росавиация.
Они готовы с нами коммуницировать. Давайте не обозначать, давайте делать что-то. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Это было заключительное слово. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 41 мин. 18 сек.)
Проголосовало за 403 чел 89,6 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 403 чел.
Не голосовало 47 чел 10,4 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Вера Анатольевна, я точно ничего не нарушил. А полемику после заключительного слова нехорошо делать. Все-таки заключительное слово оно и есть заключительное слово.
11ожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна - по ведению.
Ганзя В. А. Максим Викторович, у меня есть масса ответов из Администрации президента, которые направлены каждому студенту. Они сами каждый написал. Поэтому давайте вместе будем работать и сотрудничать в этом направлении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Но всё-таки, коллеги, это не по ведению. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments