leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Об автоматизированной проверке информации о нотариальном документе ...

Об автоматизированной проверке информации о нотариальном документе с использованием машиночитаемой маркировки с механизмом исправления технических ошибок – первое чтение
10. 750699-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате» (в части оптимизации нотариальной деятельности, повышения востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях развития цифрового общества)
Документ внесло правительство 10.07.19.
Представил замминистра юстиции Денис Новак.
Член комитета по государственному строительству и законодательству Виктор Пинский.
Законопроектом предусматривается:
- обеспечение возможности автоматизированной проверки информации о нотариальном документе с использованием машиночитаемой маркировки, размещенной на документе (что не будет являться разглашением сведений о совершении нотариального действия). Закрепляется перечень информации, которая должна содержаться в машиночитаемой маркировке, размещенной на нотариальном документе. Порядок представления информации о нотариальном документе и формат ее размещения на документе с использованием машиночитаемой маркировки будет определяться Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой по согласованию с Минкомсвязь России;
- введение возможности удостоверения сделки двумя и более нотариусами, если в совершении такой сделки участвуют два и более лица без их совместного присутствия;
- формирование правил взаимодействия единой информационной системы нотариата (далее – ЕИС) с иными информационными системами; установление права нотариуса при отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или при наличии сомнений в личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий его личность, устанавливать личность гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, посредством единой биометрической системы;
- обеспечение возможности представления сведений об открытии наследственного дела с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- расширение перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов;
- уточнение порядка совершения нотариусом отдельных нотариальных действий;
- установление порядка исправления нотариусом технической ошибки, не изменяющей правовое содержание нотариально оформленного документа на бумажном носителе. Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, внесения в них сведений, в т.ч. порядок исправления допущенных в таких реестрах технических ошибок будет устанавливаться Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой;
- введение возможности совершения нотариальных действий в электронной форме удаленно, то есть без личной явки обратившегося лица к нотариусу: свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, принятие в депозит денежных средств, взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника по исполнительной надписи нотариуса, а также депонирование нотариусом безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг, обеспечение доказательств в виде осмотра сайта в «Интернет» и выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества. Обязательным условием возможного совершения таких действий будет являться отсутствие требований к установлению волеизъявления обратившегося лица при совершении нотариального действия.
ФЗ вступает в силу в силу по истечении 365 дней со дня его официального опубликования, за исключением положений для которых устанавливается иной срок их вступления в силу.
Первое чтение 402 0 0 14:03

Стенограмма обсуждения
10-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".
Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра юстиции Денис Васильевич Новак.
Пожалуйста.
Новак Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра юстиции Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Проект федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" разработан во исполнение пункта 1.14 паспорта плана мероприятий по направлению "Нормативное регулирование национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утверждённого Президиум Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года.
Законопроект устанавливает возможность ряда новых видов нотариальных действий и возможности, которые сделают нотариальную помощь более доступной и удобной для граждан с применением информационных технологий.
В частности, устанавливается возможность удалённого обращения лиц за совершением некоторых нотариальных действий, таких как: свидетельствование о верности перевода; передача документов физических и юридических лиц; принятие в депозит безналичных денежных сумм и бездокументарных ценных бумаг; взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника, действия нотариуса по обеспечению доказательств, в том числе, в виде осмотра информации, находящейся в сети "Интернет"; выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества. За совершение таких нотариальных действий граждане смогут обращаться через сеть "Интернет", в том числе, с использованием Единого портала государственных услуг.
Второе важное нововведение — это установление возможности участия в удостоверении сделки двух и более нотариусов, нотариальные конторы которых расположены в разных местах. Это позволит исключить или сократить возможные затраты сторон в тех случаях, когда необходимо по законодательству сделку удостоверять в форме единого документа, подписанного обеими сторонами, как это предусмотрено Гражданским кодексом для сделок с недвижимостью.
Законопроект предусматривает, что такой единый документ может быть сформирован в единой информационной системе нотариата в виде электронного документа, а стороны, каждый приходит к своему нотариусу и устанавливается каждым нотариусом волеизъявление этих сторон, их личность и содержание сделки формируется непосредственно в единой информационной системе и подписывается, как сторонами, каждой у своего нотариуса, так и в дальнейшем усиленными квалифицированными подписями нотариусов в единой электронной системе. Такой документ электронный будет отвечать требованиям, предъявляемым Гражданским кодексом, в том числе к форме сделок с недвижимостью.
Третье важное нововведение. Это вопрос проверки информации о нотариальном документе. Уже сейчас функционируют в единой информационной системе нотариата такие сервисы, как возможность проверки актуальности и достоверности нотариально удостоверенных доверенностей.
Предполагается упростить инструментарий такой проверки помещением в нотариальном документе машиночитаемой маркировки. Она будет выглядеть, например, как QR-код, который можно будет считать и получить здесь же информацию о том, кто являлся нотариусом, какой нотариальный округ и кто был заявителем по данному документу. Это исключит возможность подделки и подлога нотариальных документов, потому что можно будет через информационную систему сразу удостовериться в подлинности.
И, наконец, еще одно нововведение. Это допущение возможности нотариусу, при личной явке к нему заявителя, устанавливать его личность не с помощью документа, удостоверяющего личность, а путем обращения к единой биометрической системе, если гражданин перед этим поместил свои персональные данные, биометрические данные в единую информационную систему, которая создана в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и защите информации. Данные положения являются важным шагом для реализации целей национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Уважаемые депутаты, прошу поддержать законопроект.
Председательствующий. Спасибо, Денис Васильевич. Присаживайтесь.
С содокладом от Комитета по государственному строительству и законодательству выступит Виктор Витальевич Пинский, пожалуйста.
Пинский В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Мы видим, что нотариат идёт в ногу со временем, адаптируется к новым реалиям, к современной жизни, которая у нас очень тесно связана с электронными технологиями, результатом чего является закон, который мы сегодня рассматриваем.
Уже сейчас успешно работают бесплатные электронные сервисы нотариата. Например, можно проверить, не находится ли движимое имущество в залоге, не отменена ли доверенность, ещё можно узнать у какого нотариуса открыто наследственное дело.
По оценкам нотариусов, сервисом проверки доверенностей в 2018 году воспользовались полтора миллиона человек, более восьми миллионов проверили на предмет залога движимое имущество, реестром наследственных дел воспользовались 800 тысяч человек.
Ежегодно увеличивается спрос на те услуги, которые оказывает нотариат с применением цифровых технологий. Это подача в электронном виде документов через нотариуса в регистрационные и налоговые органы для регистрации права собственности, перевод бумажного документа в электронный вид с сохранением его юридической силы и другие.
Закон, который внесло правительство, должен вывести электронный нотариат на новый уровень, и мы думаем, что это будет своего рода вторая улучшенная версия электронного нотариата. И это очень важно сейчас, когда развивается Интернет, когда информация может как мгновенно появиться, так и мгновенно исчезнуть.
Вместе с тем с точки зрения комитета необходимо соблюсти баланс между развитием электронных услуг нотариата и защитой персональных данных, биометрических данных граждан, а также другой конфиденциальной информации, которая попадает в электронные базы. То есть необходимо тщательно проработать защиту этих данных так, чтобы не допустить их утечку третьим лицам.
Поэтому, по мнению комитета, дополнительного обсуждения требует порядок дистанционной идентификации лиц при совершении нотариальных действий, а также механизм защиты единой информационной системы нотариата, принимая во внимание совершение в этой системе удалённых сделок.
Необходимо дополнительно проработать правила совершения в электронной форме удалённой исполнительной надписи нотариуса во избежании незаконных действий по списанию денежных средств.
Некоторые положения законопроекта нам необходимо согласовать с действующим законодательством о защите персональных данных и противодействии легализации и отмыванию доходов.
Эти замечания можно будет устранить ко второму чтению. Комитет их, все эти замечания учитывает и знает.
Ответственный комитет-соисполнитель (по финансовому рынку) концепцию данного законопроекта поддерживает, поэтому комитет... У Правового управления концептуальных замечаний к данному проекту закона не имеется, поэтому комитет просит вас поддержать в первом чтении данный законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Виктор Витальевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Иванов Николай Николаевич.
Иванов Н. Н., фракция КПРФ.
Спасибо.
У меня вопрос к Денису Васильевичу. Я считаю, что законопроект абсолютно своевременный и необходимый. Более того, 22 ноября на сессии Межпарламентской Ассамблеи СНГ я докладываю этот закон об электронном нотариате от имени Российской Федерации.
Но вот в этом законе, который я буду докладывать, более широко представлен электронный нотариат при трансграничном информационном обмене. Когда мы получим этот модельный закон в России, кто будет разрабатывать наше национальное законодательство: Минюст или Минсвязи? Спасибо.
Новак Д. В. Николай Николаевич, спасибо.
Безусловно, Минюст участвует в разработке межгосударственных актов, в том числе модельных законов, и в данном случае сфера нотариата относится к компетенции, в которой Минюст отвечает за государственную политику и нормативно-правовое регулирование в этой сфере, но, безусловно, и компетенция Минкомсвязи здесь тоже имеется, что видно в том числе и из нашего законопроекта, где некоторые подзаконные акты будут приниматься по согласованию с ним. Поэтому здесь, я думаю, будет совместная работа и участие в подготовке вот этих важных актов.
Председательствующий. Спасибо.
Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
У меня вопрос к представителю правительства.
Уважаемый Денис Васильевич, безусловно, цифровизация и возможность дистанционной работы, совершения нотариальных действий это всё закономерно, это всё соответствует, как говорится, сегодняшним условиям.
А у меня вопрос, касающийся такой темы, которая, очевидно, всегда может быть актуальна - и до цифровизации, и во время цифровизации.
Отражает ли как-то законопроект тему технической ошибки? И если да, то что нового в этом плане вносится? Спасибо.
Новак Д. В. Спасибо, Николай Иванович.
Да, действительно законопроект в том числе содержит более подробные положения, регулирующие порядок исправления технических ошибок. Поэтому в этой сфере мы заполняем те пробелы, которые существовали в Основах законодательства о нотариате, подробно регулируем этот вопрос в законопроекте.
Председательствующий. Спасибо.
Шперов Павел Валентинович.
Шперов П. В., фракция ЛДПР.
Спасибо.
Уважаемый Денис Васильевич, основной проблемой для ряда категорий граждан является доступность совершения нотариальных действий и услуг:
некоторые юридические действия не могут быть совершены без участия нотариуса, что обязательно предусмотрено, например, в Гражданском кодексе.
Введение новых цифровых услуг повлечёт затраты на обновление материально-технической базы нотариата, затраты на специальное программное обеспечение, затраты на обеспечение безопасности, что немаловажно в настоящее время.
И вот таким образом вопрос возникает. А не повлечёт ли введение новых правил увеличения тарифных ставок на услуги нотариата и не сделает их менее доступными для населения? Спасибо.
Новак Д. В. Павел Валентинович, спасибо.
Действительно, нотариат является таким уникальным институтом, правовым институтом в нашей стране, который полностью, несмотря на то, что на него возложены публично-правовые функции, полностью находится на самофинансировании. И в том числе это финансирование, оно происходит за счёт тех взносов, которые нотариусы осуществляют на нужды, содержание Единой информационной системы нотариата, оператором которой является Федеральная нотариальная палата.
Но вопрос о доступности данных услуг для населения, он сейчас... и возможные вопросы по поводу изменения того тарифа и платы за услуги правового и технического характера, которые сейчас предусматриваются как составные части платы за нотариальную помощь, урегулированы сегодня Основами законодательства о нотариате и предусматривают ежегодную публикацию Федеральной нотариальной палатой вот тех предельных показателей, за которые не может выходить плата за услуги правового и технического характера, которые являются основным в настоящее время регулятором суммы общей платы за оказание нотариальных услуг.
Поэтому в данном случае при расчёте этих предельных показателей, которые устанавливаются для каждого субъекта Российской Федерации, Федеральная нотариальная палата основывается на тех экономических данных и статистических данных, которые имеются в субъекте. Безусловно, Федеральная нотариальная палата должна при этом, в том числе, руководствоваться и тем, чтобы не становились менее доступными такие услуги для граждан. Поэтому в данном случае регулирование законодательством предусмотрено и произвольного увеличения таких ставок при оказании такого рода нотариальной помощи не должно произойти.
Председательствующий. Спасибо.
Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б. Благодарю.
У меня вопрос к представителю Правительства России.
Уважаемый Денис Васильевич, данным проектом федерального закона предлагается также возможность совершать нотариальные действия в электронной форме удалённо без личной явки обратившегося.
Уточните, пожалуйста, а какова степень готовности нотариусов относительно этих и других предлагаемых новелл и насколько такие инициативы согласуются с вопросами, как защиты персональных данных, так и в целом с защитой прав и законных интересов обратившегося? Спасибо. Новак Д. В. Спасибо, Анатолий Борисович.
Безусловно, это был один из самых важных вопросов, который прорабатывался в рамках подготовки законопроекта.
Что касается готовности нотариусов к осуществлению нотариальных действий удалённо, то уже некоторые нотариальные действия сейчас нотариусами удалённо совершаются. Это регистрация уведомлений о залоге движимого имущества, которая ведётся в Единой информационной системе нотариата. Поэтому расширение круга действий, совершаемых удалённо, оно уже основано, в том числе, на той практике, которая имеется в нотариальном сообществе.
Что касается защиты, безусловно, развитие информационных технологий показывает, что в Интернет-среде, естественно, увеличиваются и риски, связанные с совершением юридически значимых действий гражданами без офлайн-присутствия при совершении тех или иных юридически значимых действий.
Именно поэтому законопроект дает возможность удаленного совершения действий только для тех случаев, когда нет необходимости нотариусу проверять соответствие воли стороны и волеизъявления. То есть нотариальное удостоверение сделок, где именно это и происходит, законопроектом не допускается. Речь идет только о тех нотариальных действиях, которые не являются удостоверением сделок, а лишь в данном случае представляют из себя некие другие формы нотариальных услуг, такие как свидетельствование верности перевода, свидетельствование верности осмотренной нотариусом страницы в Интернете и так далее. Поэтому в данном случае надежность нотариата при удостоверении сделок будет обеспечиваться личной явкой стороны к нотариусу.
Председательствующий. Спасибо. Лебедев Игорь Владимирович.
Лебедев И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.
Спасибо большое, Иван Иванович.
У меня два вопроса к представителю правительства.
Уважаемый Денис Васильевич!
Первый вопрос. Мы с вами прекрасно понимаем, что если какой-либо документ завтра попадает в сеть "Интернет" либо загружен в какую-либо базу, то послезавтра он может стать достоянием третьих лиц. У нас в Москве можно сейчас купить любую базу с любыми данными, а значит, и сохранность базы нотариусов тоже может быть под угрозой. В связи с чем вопрос: кто и как будет обеспечивать эту безопасность, и какова будет ответственность этой структуры в случае, если база попадет в руки третьих лиц?
И второй короткий вопрос. При совершении сделок дистанционно нотариусу необходимо провести идентификацию личности гражданина, а в соответствии с российским законодательством у нотариусов нет доступа к базе биометрических данных. Как это будет проводиться?
Новак Д. В. Игорь Владимирович, спасибо.
По первому вопросу. Основы законодательства о нотариате сейчас предусматривают, что оператором Единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. Безусловно, Федеральная нотариальная палата обеспечивает надлежащий уровень защиты тех в том числе персональных данных, которые содержатся в единой информационной системе. Более того, кроме общих требований к защите персональных данных, в данном случае эти сведения находятся также и под усиленной защитой положением законодательства о нотариате, о нотариальной тайне.
Но, моделируя ситуацию, при которой все-таки произойдёт нарушение, то в данном случае Федеральная нотариальная палата, как любой оператор, который обрабатывает персональные данные, будет нести ответственность как в соответствии с законодательством, которое устанавливает ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных, так и гражданско-правовую ответственность в соответствии с Гражданским кодексом за причинение вреда. Но на сегодня нам не известны случаи, когда происходило бы нарушение требований к безопасности персональных данных именно в связи с использованием Единой информационной системы нотариата.
Что касается второго вопроса, я здесь немного уточню, что в данном случае речь... еще раз подчеркну, возможность использовать Единую биометрическую систему, она предусмотрена не для случаев удалённого обращения к нотариусу, а только для случаев личной явки, потому что в данном случае это будет заменой документа, удостоверяющего личность.
Что касается права нотариуса на доступ к данным Единой биометрической системы, сейчас закон об информации и защите... информационных технологиях и защите информации в статье 14.1 предусматривает, что используют данные Единой биометрической системы государственные органы, банки и организации в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Имеется в виду, что другие федеральные законы, они как раз и предусматривают право других лиц, прямо не упомянутых здесь, на использование этих сведений. Но согласны с тем, что, может быть, для уточнения потребуется в данном случае прямое указание на нотариусов, как тех, кто могут обращаться к этим данным и готовы поработать с этим дальше.
Председательствующий. Спасибо.
Шерин Александр Николаевич.
Шерин А. Н., фракция ЛДПР.
Денис Васильевич, я бы хотел, чтобы вы как для обывателя объяснили, вот касаемо людей старшего возраста сделки с недвижимостью, вот эти добавления, изменения в закон не позволят ли людям, которые имеют там доверенность от какого-то пожилого человека, совершить какую-то сделку против его воли, в результате чего он может лишиться своего имущества, там жилища? Вот этот вопрос поподробнее, пожалуйста, раскройте.
Новак Д. В. Спасибо, Александр Николаевич.
Ну мы полагаем, что, с одной стороны, надо иметь в виду, что у нас сегодня нет обязательного требования к совершению сделок с недвижимостью, большинства сделок с недвижимостью в нотариальной форме.
А, с другой стороны, мы полагаем, что именно обращение к нотариусу за помощью при совершении сделки и позволит обеспечить наибольшую надежность и обеспечить защиту прав и законных интересов сторон сделок, в том числе тех, кто относится к социально уязвимым категориям. Поэтому нотариус, конечно, в силу своих обязанностей, возложенных на него законом, он должен досконально убедиться в том, что в данном случае, если приходит для совершения сделки представитель, что доверенность представляет собой актуальное и достоверное полномочие, а также что воля лица на совершение соответствующих сделок и на передачу таких полномочий, она действительно была выражена.
Поэтому мы полагаем, что как раз именно при обращении к нотариусу, в том числе и с использованием вот этих новых технологий, обеспечивается максимальная надежность в защите этих социально уязвимых категорий граждан.
Председательствующий. Спасибо, Денис Васильевич. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Тогда я ставлю законопроект на голосование.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 03 мин. 36 сек.)
Проголосовало за 402 чел 89,3 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 402 чел.
Не голосовало 48 чел 10,7 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments