leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Софинансирование региональных расходов на высокотехнологичную медицинскую помощь вне ОМС

Софинансирование региональных расходов на высокотехнологичную медицинскую помощь вне ОМС за счет федерального бюджета – первое чтение – Алексей Куринный Как рассчитано стимулирование раннего выявления онкологии тысяча рублей?
16. 802510-7 Госдума без обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и статьи 34 и 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
Документ внесло правительство 30.09.19.
Представила председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Стадченко.
Зампред комитета по охране здоровья Наталья Санина.
Законопроектом предлагается:
- изменить источник софинансирования расходов субъектов РФ на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования (ОМС): начиная с 2020 года софинансирование указанных расходов будет осуществляться за счет ассигнований федерального бюджета;
- предусмотреть предоставление в 2020-2022 годах межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов ОМС для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических осмотров населения онкологических заболеваний; порядок и условия предоставления указанных межбюджетных трансфертов, включая определение порядка осуществления денежных выплат и их размера, будут устанавливаться Правительством РФ;
- выделение целевых межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов ОМС на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г.
Первое чтение 405 1 0 16:02

Стенограмма обсуждения
16-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статьи 34 и 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Николаевна Стадченко.
Пожалуйста.
Стадченко Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты!
Проект федерального закона разработан в целях формирования и реализации бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 года и на плановый период 2021-2022 годов.
Законопроектом уточняется источник софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включённой в базовую программу обязательного медицинского страхования, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации за счёт ассигнований федерального бюджета.
Законопроектом также уточняется источник формирования средств нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования в целях ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Порядок и условия предоставления этих межбюджетных трансфертов будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
На 2020 год на эти цели в бюджете фонда предусмотрено 18,3 миллиарда рублей.
Кроме того, законопроектом реализуется поручение Правительства Российской Федерации по устранению с 2020 года порядка осуществления финансового стимулирования медицинских работников за выявление в ходе диспансеризации онкологических заболеваний. На указанные цели в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено 1,2 миллиарда рублей. Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов, включая определение "порядок осуществления денежных выплат" будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Реализация предлагаемых законопроектом решений будет осуществляться в пределах бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и плановый период.
Уважаемые депутаты, прошу поддержать законопроект в первом чтении. Председательствующий. Спасибо, Наталья Николаевна. С содокладом выступит первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Наталья Петровна Санина.
Санина Н. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги. Наталья Николаевна рассказала концепцию данного законопроекта, номер его 802510-7, который вносит изменения в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также в статью 34 и 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Законопроект был рассмотрен нашим комитетом 16 октября и поддержан. Законопроект действительно устанавливает формирование бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и уточняет источник софинансирования расходов на высокотехнологичную медицинскую помощь.
Раньше и, собственно, не раньше, а в этом году это было следующим образом. Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования передавались в наш бюджет федеральный, а потом в виде субсидий регионам нашей страны. Но с 2020 года это прямое финансирование за счет федерального бюджета. Это позволит оставить эти средства в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и использовать на развитие первичной медико-санитарной помощи, а также на обычную специализированную помощь в регионах.
Очень важно, что за годы до 2022 года будет предусматриваться предоставление межбюджетных трансфертов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования с целью денежных выплат стимулирующего характера и будут стимулироваться те доктора, которые во время диспансеризации и профилактического осмотра выявили пациентов с онкологическими •заболеваниями.
Вчера от Правительства Российской Федерации поступили порядки и условия предоставления указанных межбюджетных трансфертов. Там очень подробно расписано, каким образом и в какой сумме будет предоставляться эта стимулирующего характера выплата, каким образом должен наблюдать онколог, каким образом работать человек, который представляет первичное звено.
Конечно, мы в соответствии с указом 204 продолжаем мероприятия по ликвидации кадрового дефицита в первичном звене, и законопроектом предусматривается выделение средств, которые сегодня погружены в субвенцию, но с 2020 года это уже будет целевой межбюджетный трансферт, который легко проконтролировать, каким образом он используется на заполнение вакансий врачей и среднего медицинского персонала.
Значит, данный законопроект прошел рассылку в установленном порядке.
Он поддержан Комитетом по бюджету и налогам, он поддержан Комитетом по социальной политике Совета Федерации. Он не получил замечаний от Счётной палаты. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации не высказало каких-либо замечаний, а Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказало чисто технического характера замечания.
Комитет по охране здоровья очень подробно рассмотрел данный законопроект, высказал свое мнение по поводу вопросов и механизму осуществления стимулирующих выплат, и мы, члены комитета, предлагаем принять этот законопроект в первом чтении и его поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Наталья Петровна.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Наталья Петровна, задержитесь на всякий случай. Или вы с места можете отвечать? Как хотите.
Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Спасибо.
У меня вопрос к Наталье Николаевне Стадченко.
Наталья Николаевна, насколько вы оцениваете эффективность вот такой меры стимулирования медработников для выявления опухолей, как 1 тысяча рублей за один случай? Кто-нибудь просчитывал? Есть какие-то, там я не могу, выкладки, процент роста выявления злокачественных образований и тому подобное?
На основании чего тысяча рублей, почему именно тысяча рублей? И какие работники будут его получать: первичного звена либо узкие специалисты? Как это прогнозируется в ваших актах?
Стадченко Н. Н. Спасибо большое.
Данная норма предусматривает выплаты тысяча рублей в рамках реализации поручения председателя правительства о стимулировании ранней выявляемости онкологии в объёме тысяча рублей.
Как планируется осуществлять выплаты. В первую очередь это участковому терапевту или там педиатру, или это врач общей практики, который в рамках диспансеризации осуществляет и ведёт этого пациента - 500 рублей, и остальные 500 рублей это тем узким специалистам или диагностики с лабораторными исследованиями, из-за которых удалось установить диагноз "онкология".
Председательствующий. Спасибо.
Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Иван Иванович.
Наталья Николаевна, у меня к вам вопрос. Скажите, пожалуйста, вот у нас очень много людей жалуются на отсутствие лекарств для тяжелобольных людей. Контролирует ли фонд организацию обеспечения лекарствами? И почему мы всё-таки так долго не можем решить эту проблему?
Спасибо.
Стадченко Н. Н. Я хотела бы сказать, что система обязательного медицинского страхования подразумевает под собой обеспечение бесплатным лекарством в дневных стационарах и в круглосуточном стационаре. В рамках этой медицинской помощи страховые медицинские организации вместе с территориальными фондами осуществляют контроль за доступностью качества медицинской помощи, в том числе обеспечением лекарством.
Что касается льготного лекарственного обеспечения, это не полномочия Федерального фонда обязательного медицинского страхования и системы ОМС.
Председательствующий. Спасибо. Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ. Благодарю.
Наталья Николаевна, подскажите, пожалуйста, следующее. Законопроект предполагает ряд изменений межбюджетного характера. Вот в текущем году примерно в половине субъектов Российской Федерации имеется дефицит территориальных программ оказания бесплатной медицинской помощи.
Скажите, в предполагаемом вами законопроекте если изменения будут приняты, каким образом это повлияет, уменьшит степень этого дефицита или совсем его ликвидируют?
И второй вопрос в продолжение вопроса Куринного. Скажите, пожалуйста, а какая сумма вот по этим стимулирующим выплатам для выявления онкологических заболеваний всего? Спасибо.
Стадченко Н. Н. Ну первое. Я хотела бы сказать, что система обязательного медицинского страхования финансирует только базовую программу обязательного медицинского страхования. Субъекты Российской Федерации принимают территориальные программы бесплатного оказания медицинской помощи в субъекте Российской Федерации, которые состоят из нескольких составляющих.
Первое. Это полномочия субъектов по финансированию бюджетной части - это туберкулёз, это психиатрия, это ВИЧ/СПИД, наркология - это все социально значимые заболевания. Это не полномочие системы обязательного медицинского страхования, в ней остаётся дефицит и на неё средства ОМС не распространяются.
Что касается ранней выявляемости онкологии, то на сегодняшний день стимулирования ранней выявляемости в этом году нет. А на следующий год, в соответствии с тем, как субъекты Российской Федерации по своей статистике за последние три года спрогнозировали раннюю выявляемость, спланировано в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования миллиард 200.
Председательствующий. Спасибо.
Наталья Петровна, присаживайтесь. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Уважаемые коллеги, фракция поддержит данный законопроект и не потому, что он носит тут отчасти технический характер в виде направления средств на высокотехнологическую медицинскую помощь вне рамок программы ОМС. Это немножко другой механизм. Я напомню, что в этом году мы направляем средства на это ФОМСа, а в следующем году это будут средства уже федерального бюджета. То есть это определённые послабления и определённые дополнительные средства, которые будут оставаться дополнительно. Ну это момент технический так же, как и момент, который связан с выплатами или дополнительными деньгами, которые будут поступать в территориальные фонды на стимулирование для новых специалистов, которые приходят.
Больше всего, конечно, вопросов вызывает новый механизм, предполагаемый механизм стимулирования врачей к выявлению на ранних стадиях онкологических заболеваний. Ни для кого не секрет, что, к большому сожалению, в Российской Федерации порядка половины случаев онкологических заболеваний выявляется уже в поздних стадиях, когда их лечение, естественно, гораздо дороже и менее эффективно, это все прекрасно понимают. И каждый рубль, вложенный на этапе первичной диагностики, он сохраняет или помогает сохранять от 5 до 8 рублей на этапе уже специализированного дорогостоящего лечения в этой же онкологической службе.
Поэтому шаг понятен, непонятно, кто как просчитывал и как принимал данное решение. Сумма вроде небольшая, 1 миллиард 200 миллионов, ну и всё-таки, почему тысяча рублей? Почему по 500 рублей врач первичный и, соответственно, врач узкой специализации, будь то там хирург, будь то там эндокринолог, либо, например, врач лучевой диагностики? Я думаю, здесь, несмотря на наличие уже соответствующего проекта постановления может быть большое количество вопросов справедливости распределения этих самых выплат, достаточности этих самых выплат в размере 500 рублей, гипердиагностики, как варианта, скажем так, или попытки определённым образом улучшить своё материальное положение.
Пишешь: "опухоль под вопросом", запускаешь весь процесс обследования, что будет в итоге, каков механизм — тоже большой вопрос. Поэтому, повторяю, всё это всё-таки надо обсуждать широко со специалистами профильными, всё это надо просчитывать. Хотя бы экспериментально, на мой взгляд, откатать надо было на паре-тройке субъектов, чтобы получить предварительные результаты, а потом уже вот так вот широко внедрять. Но сейчас, если другого варианта нет, если уже есть поручение председателя правительства, есть соответствующие деньги, которые заложены, нам остаётся следить только за результатами. Поэтому обращаю особенное внимание, чтобы нам предоставили, я обращаюсь в данном случае к представителям министерства, предварительные результаты, желательно по итогам полугода реализации данной программы, насколько это действенно, насколько это работает.
Второй момент. Хотелось бы все-таки получить экспертное заключение в части вот самого механизма распределения выплат, как, почему принималось такое решение, на каких этапах для того чтобы предотвратить и конфликты внутренние, которые вполне вероятны и возможны, с одной стороны, а, с другой стороны, действительно оценить эффективно мотивацию достаточно ли это сегодня для нашего медицинского персонала, для наших врачей для того чтобы их мотивировать на нормальную... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте время.
Куринный А. В. Буквально пару слов.
Еще раз повторяю, фракция поддержит законопроект в первом чтении, но отмечает, что динамическое наблюдение за результатами, динамический контроль, в том числе, и парламентский за механизмом реализации доведения вот этих самых средств от Федерального фонда обязательного медицинского страхования до первичной сети это, в том числе, и наша с вами работа.
Большое спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Владимирович. Наталья Николаевна, есть необходимость в заключительном слове? Возражений не было по законопроекту? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 02 мин. 28 сек.)
Проголосовало за 405 чел 90,0 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 406 чел.
Не голосовало 44 чел 9,8 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments