leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

СФ принял постановление о национальной системе защиты прав потребителей

СФ принял постановление о национальной системе защиты прав потребителей
23. СФ без обсуждения принял постановление «О национальной системе защиты прав потребителей»
Председатель комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Степанович Тимченко
Постановление в целом 154 0 0

Из стенограммы 467-го пленарного заседания СФ 23.10.19
Двадцать третий вопрос – о проекте постановления Совета Федерации "О национальной системе защиты прав потребителей" – докладывает Вячеслав Степанович Тимченко. Пожалуйста.
В.С. Тимченко. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Комитет по Регламенту и организации парламентской деятельности доработал проект постановления "О национальной системе защиты прав потребителей", принятый за основу на прошлом заседании Совета Федерации по итогам проведения "правительственного часа". Проект подготовлен с учетом предложений, высказанных в ходе проведения "правительственного часа", а также предложений, поступивших от профильных комитетов и членов Совета Федерации.
Особые слова благодарности хочу выразить полномочному представителю Правительства Российской Федерации Яцкину Андрею Владимировичу за активную работу по доработке постановления, а также коллегам, возглавляющим профильные комитеты, – Майорову Алексею Петровичу, Журавлёву Николаю Андреевичу, Рязанскому Валерию Владимировичу.
Предлагается данное постановление принять в целом.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, вопросы? Замечания? Все ли согласны?
Кто за то, чтобы принять постановление Совета Федерации "О национальной системе защиты прав потребителей" (документ № 508) в целом? Идет голосование.
Результаты голосования (12 час. 04 мин. 52 сек.)
За 154 чел. 90,6%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 154 чел.
Не голосовало 16 чел.
Решение: принято
Решение принято.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ О национальной системе защиты прав потребителей
Заслушав информацию руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о национальной системе защиты прав потребителей, Совет Федерации Федерального Собрания РФ отмечает следующее.
Законом РФ «О защите прав потребителей» определены органы федерального, регионального и муниципального уровней, которые во взаимодействии с общественными объединениями потребителей формируют национальную систему защиты прав потребителей.
Документами, устанавливающими государственную политику РФ в области защиты прав потребителей, являются Стратегия государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 года № 1837-р, и план мероприятий по реализации Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2018 года № 481-р.
В РФ сформирована многоуровневая национальная система защиты прав потребителей.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор).
В целях защиты прав потребителей Роспотребнадзором создана сеть консультационных центров и пунктов, которые оказывают бесплатную помощь потребителям.
Важное место в рамках национальной системы защиты прав потребителей занимают органы государственной власти субъектов РФ.
Стратегией государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года предусмотрена разработка региональных программ по защите прав потребителей во всех субъектах РФ. В настоящее время такие программные документы утверждены и реализуются в 83 субъектах РФ.
Мероприятия по защите прав потребителей на муниципальном уровне осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Особую роль в национальной системе защиты прав потребителей призваны играть общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), являющиеся ее важнейшим составным и одновременно связующим элементом.
Для решения вопросов защиты прав потребителей на международном уровне по инициативе Роспотребнадзора созданы консультативные органы по защите прав потребителей государств – участников Содружества Независимых Государств, а также государств – членов Евразийского экономического союза.
В Договоре о Евразийском экономическом союзе указанные вопросы регулируются разделом XII «Защита прав потребителей» и приложением № 13 к Договору (Протокол о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей).
В целом национальная система защиты прав потребителей позволяет гарантировать надлежащий уровень защиты потребительских прав граждан, выполняет цели и задачи государственной политики в указанной области.
Вместе с тем для потребительского рынка остается актуальной задача противодействия недобросовестным практикам, связанным в том числе с реализацией фальсифицированной продукции.
Не решены вопросы защиты прав социально уязвимых категорий потребителей, а также потребителей в сфере электронной торговли, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в частности, отсутствует правовая основа для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров.
Важную роль играет своевременное проведение актуализации, гармонизации и последующей кодификации законодательства РФ о защите прав потребителей.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания РФ постановляет:
1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о национальной системе защиты прав потребителей.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания РФ ускорить принятие следующих проектов федеральных законов:
№ 456502-7 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за несоблюдение запрета на оборот в РФ отдельных категорий товаров»;
№ 654742-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения ионизирующего излучения при проведении специальной обработки сельскохозяйственной продукции»;
№ 674572-7 «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях»;
№ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных»;
№ 797249-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части совершенствования правового регулирования вопросов обеспечения качества пищевой продукции».
3. Рекомендовать Правительству РФ:
1) ускорить рассмотрение и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ следующих проектов федеральных законов:
«О внесении изменений в статью 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в части установления запрета для продавца (исполнителя) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня условий договоров, ущемляющих права потребителей (недопустимых и несправедливых условий), и перечня недобросовестных практик на потребительских рынках)»;
«О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер административной ответственности за понуждение потребителя к предоставлению персональных данных»;
«О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров»;
«О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции»;
2) учесть при разработке проекта нового Кодекса РФ об административных правонарушениях все аспекты защиты прав потребителей, в том числе при проникновении на потребительский рынок фальсифицированной пищевой продукции;
3) рассмотреть вопрос об увеличении числа контрольных закупок в целях повышения собираемости налогов и доли расчетов с использованием электронных средств платежа при приобретении товаров (работ, услуг) у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг потребителям, а также выявления фактов непринятия электронных средств платежа при осуществлении расчетов за товары, работы и услуги;
4) рассмотреть возможность:
разработки проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» в части усиления контроля за оборотом фальсифицированной и контрафактной упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, в торговых сетях;
внесения изменений в распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р в части введения группы товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, – «Воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ» по результатам анализа учтенных объемов производства и потребления минеральной воды, проведенного до 31 декабря 2019 года;
принятия постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации вод (включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ)»;
введения процедуры государственной регистрации для всех видов упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду;
формирования базы данных эталонных образцов и системы идентификации всех видов упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, а также обязательной актуализации указанной базы данных;
определения порядка предоставления и хранения эталонных образцов упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, для создания банка эталонных образцов продукции, в том числе образцов воды с использованием географического указания в наименовании питьевой воды;
подготовки справочной информации по действующим скважинам для добычи минеральных вод, объему добываемой воды, поступающей на потребительский рынок, а также по объему импорта питьевой воды, включая природную минеральную воду, в Российскую Федерацию в разрезе стран-импортеров;
создания реестра производителей, осуществляющих розлив и бутилирование питьевой воды, включая природную минеральную воду (с указанием в том числе объема и ассортимента выпускаемой продукции), по субъектам РФ и определения федерального органа исполнительной власти, ответственного за ведение реестра;
составления балансов производства и потребления питьевой воды, включая природную минеральную воду, в целях определения объемов производства и потребления фальсифицированной и контрафактной продукции;
организации комплексных проверок потребительского рынка упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, на наличие фальсифицированной и контрафактной продукции, проводимых Роспотребнадзором совместно с Министерством внутренних дел РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Федеральной антимонопольной службой, Следственным комитетом РФ в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля»;
разработки методических инструкций и рекомендаций по выявлению в сельскохозяйственной и пищевой продукции генно-инженерно-модифицированных организмов, полученных с использованием современных методов редактирования генома;
разработки «дорожной карты» по совершенствованию контроля за наличием генно-инженерно-модифицированных организмов в семенах сельскохозяйственных культур при их ввозе на территорию РФ и использовании на посев при проведении агротехнологических работ с учетом взаимодействия Роспотребнадзора и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в части применения лабораторной базы;
5) проработать вопрос о целесообразности проведения мониторинга посевов сельскохозяйственных культур на наличие генно-инженерно-модифицированных организмов;
6) подготовить изменения в соответствующие технические регламенты Таможенного союза в части включения показателя содержания глицидиловых эфиров жирных кислот в пересчете на глицидол в том числе в растительных маслах, установленного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 августа 2019 года № 132.
4. Обратиться к Евразийской экономической комиссии с предложением рассмотреть возможность внесения изменений:
1)в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP ТС 021/2011) в части включения определения ионизирующего излучения как инновационной технологии обработки пищевой и сельскохозяйственной продукции;
2) в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP ТС 021/2011)
и технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (TP ЕАЭС 044/2017) в части введения обязательной оценки соответствия в форме государственной регистрации всех видов упакованной питьевой воды;
3) в технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (TP ЕАЭС 044/2017) в части допустимых норм и уровней содержания:
марганца в составе лечебно-столовых и лечебных природных минеральных вод;
природных радионуклидов в составе столовых, лечебно-столовых, лечебных природных минеральных вод;
фторидов в составе столовых природных минеральных вод;
4) в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (TP ТС 022/2011) и технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (TP ЕАЭС 044/2017) в части установления требований к маркировке пищевой продукции, в том числе питьевой воды (включая природную минеральную воду), касающихся размера шрифта, который наносится на потребительскую упаковку и (или)
этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.
5. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли РФ совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии рассмотреть возможность:
1) разработки национальных стандартов природной минеральной воды, используемой в целях обеспечения деятельности санаторно-курортных организаций;
2) актуализации национальных стандартов, характеризующих основные физико-химические, микробиологические и органолептические свойства и иные приемлемые критерии идентификации для питьевой воды, включая природную минеральную воду, и приведение их в соответствие с требованиями технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (TP ЕАЭС 044/2017).
6. Рекомендовать Роспотребнадзору:
1) организовать мониторинг эффективности реализации региональных программ по защите прав потребителей в целях выявления и распространения лучших практик;
2) продолжить работу:
по совершенствованию практики организации и осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, консультирования и информирования потребителей, а также по обобщению практики участия в судебной защите прав потребителей;
по развитию государственной информационной системы в сфере защиты прав потребителей, включая создание мобильного приложения указанной системы, в целях предоставления потребителям новых информационных сервисов;
3) проработать дополнительно меры по противодействию распространению фальсифицированной продукции, прежде всего используя систему маркировки товаров средствами идентификации, в том числе электронными;
4) разработать предложения по маркировке средствами идентификации детской игровой продукции в целях обеспечения ее безопасности;
5)увеличить в два раза к 1 января 2021 года количество лабораторий, оснащенных современным оборудованием, в целях увеличения объемов и скорости проводимых лабораторных исследований пищевой продукции, в том числе по определению наличия токсичных веществ и их элементного состава (включая незаявленные вещества), а также расширить возможности лабораторной базы по проведению многоэлементного анализа различных видов пищевой продукции и проб объектов внешней среды;
6) подготовить предложения, направленные на:
повышение контроля за организацией питания обучающихся в образовательных организациях;
совершенствование нормативно-правового регулирования порядка государственной регистрации предприятий, производящих пищевую продукцию;
7) проработать вопрос о возможности обеспечения прослеживаемости пальмового масла при производстве, обороте и перемещении молочной продукции по территории РФ в рамках действия автоматизированной информационной системы «Меркурий».
7. Рекомендовать Роспотребнадзору совместно с Евразийской экономической комиссией продолжить проработку общих подходов к обеспечению защиты прав и интересов потребителей государств – членов Евразийского экономического союза.
8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ:
1) обеспечить комплексную реализацию региональных программ по защите прав потребителей;
2) провести анализ и оценку эффективности реализации региональных программ по защите прав потребителей;
3) оказывать содействие органам местного самоуправления в принятии и реализации муниципальных программ по защите прав потребителей;
4) внедрять лучшие практики регионального государственного контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей;
5) внедрять дополнительные профессиональные программы для подготовки специалистов многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по вопросам защиты прав потребителей;
6) повысить эффективность работы соответствующих комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах РФ в целях обеспечения защиты потребителей от проникновения на потребительский рынок фальсифицированной продукции.
9. Предложить Правительству РФ проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания РФ в период осенней сессии 2020 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
10. Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности проинформировать палату в период осенней сессии 2020 года о реализации настоящего постановления.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.
12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments