leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Стенограмма пленарное заседание ГД 23.10.19 законопроект о бюджете-2020 в первом чтении – часть 1

Стенограмма пленарное заседание ГД 23.10.19 законопроект о бюджете-2020 в первом чтении – часть 1
СТЕНОГРАММА двести сорок восьмого заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Здание Государственной Думы. Большой зал. 23 октября 2019 г. Ю часов. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин
Председательствующий. Добрый день, уважаемые коллеги!
Приступаем к работе. Просьба зарегистрироваться.
Включите, пожалуйста, режим регистрации.
Коллеги, идёт регистрация, просьба зарегистрироваться.
Покажите, пожалуйста, результаты регистрации.
Результаты регистрации (10 час. 01 мин. 41 сек.)
Присутствует 419 чел 93,1 %
Отсутствует 31 чел 6,9 %
Всего депутатов 450 чел.
Не зарегистрировано 31 чел 6,9 %
Результат: кворум есть В зале присутствует 419 депутатов. Кворум есть. Пожалуйста, Ольга Викторовна Савастьянова.
Савастьянова О. В., председатель Комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! По уважительной причине на сегодняшнем пленарном заседании отсутствует 26 депутатов, присутствовать в течение дня будет 424. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, нам необходимо принять проект порядка работы за основу.
Просьба включить режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (10 час. 02 мин. 54 сек.)
Проголосовало за 409 чел 90,9 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 409 чел.
Не голосовало 41 чел 9,1 %
Результат: принято Принимается единогласно проект порядка работы на сегодняшний день.
Какие будут замечания? Нет.
Ставится на голосование порядок работы на сегодняшний день в целом. Включите, пожалуйста, режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (10 час. 03 мин. 31 сек.)
Проголосовало за 411 чел 91,3 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 411 чел.
Не голосовало 39 чел 8,7 %
Результат: принято
Порядок работы на сегодняшний день принимается единогласно.
Уважаемые коллеги, мы с вами договаривались сегодняшний день посвятить полностью рассмотрению проекта закона о бюджете на следующий год и последующие два года, рассмотрению вопросов бюджетов внебюджетных фондов, а также бюджетообразующего закона. Исходим из того, что день сегодня полностью отведён именно под эти задачи, поэтому будем обсуждать эти важные законы.
Ну и начнём, конечно, с проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2020-й и на плановый период 2021-2022 годов". Коллеги, мы на рассмотрение закона о бюджете пригласили Антона Германовича Силуанова, он является к тому же официальным представителем Правительства Российской Федерации Первый заместитель Председателя Правительства -министр финансов.
Также на рассмотрение бюджета приглашён Председатель Счётной палаты Российской Федерации Алексей Леонидович Кудрин.
И Антон Германович, и Алексей Леонидович присутствуют, причём Минфин в полном составе. Мы видим первого заместителя — Нестеренко Татьяну Геннадьевну, в прошлом нашу коллегу. Андрей Михайлович Макаров готов. И у нас есть содокладчик — Сергей Александрович Жигарев.
Коллеги, нет возражений? Приступим к рассмотрению законопроекта о бюджете на 2020, 2021 и 2022 годы? Нет возражений? Нет.
Слово предоставляется для доклада Антону Германовичу Силуанову. Пожалуйста, Антон Германович.
Силуаиов А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации- Министр финансов Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!
Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение проект федерального бюджета на предстоящие три года. Федеральный бюджет, как мы говорим, является инструментом реализации той политики, которую проводит государство.
Цели политики, национальные цели определены указом президента от мая прошлого года, и эти цели позволяют и направлены на решение вопросов по обеспечению устойчивых темпов экономического роста, роста реальных доходов населения, снижения бедности, повышения доступности и качества ключевых услуг государства в области здравоохранения, образования, подготовка современной инфраструктуры — всё то, что необходимо для улучшения жизни наших граждан, для повышения доходов, и всё это основывается на более высоких темпах экономического роста. Поэтому все эти приоритеты нашли отражение в проекте документа, который мы сегодня с вами рассматриваем.
Сначала хотел бы остановиться на ключевых вопросах бюджетно-налоговой политики. Бюджет предусматривает стимулирующую роль бюджетной политики. Почему? За счет чего? За счет того, что больше ресурсов перераспределяется через бюджетную систему. И мы говорим, что на 2019 год... на 2020 год в отличие от 2019-го и 2018-го наибольший объем средств, которые перераспределяются через бюджетную систему, сконцентрирован именно в проекте бюджета на следующий год: 35,1 процента валового внутреннего продукта перераспределяется через государственный бюджет. Здесь и бюджеты государственных внебюджетных фондов, и бюджеты субъектов Российской Федерации. Это на 2,3 пункта больше ВВП, чем два года назад, то есть государство сконцентрировало необходимые ресурсы для выполнения ключевых национальных целей, о которых мы говорили.
И главное, хочу тоже заметить, что всё это делается без нарушения принципа устойчивости бюджета. Если раньше мы увеличивали расходы и всегда думали, а что будет с ценами на нефть, как будет выполняться бюджет, хватит ли нам доходов в следующем году, то на предстоящую трехлетку у нас таких проблем нет. Почему? Потому что бюджет составлен при базовой цене на нефть - это 42 доллара за баррель, то есть мы застрахованы от различных негативных сценариев развития событий на рынке нефти. Бюджет составлен с учётом того, что мы накопили необходимый объём резерва в Фонде национального благосостояния, больше 7 процентов ВВП в следующем году уже будет. И поэтому у нас сбалансированный бюджет, профицит бюджета на предстоящие три года небольшой, в пределах 1 процента ВВП, от 0,2 процента — в 2022 году и 0,8 процента — в 2020 году. То есть у нас устойчивая бюджетная конструкция, и эта устойчивая бюджетная конструкция позволяет нам выполнять все те обязательства, которые мы предусмотрели на предстоящую трёхлетку. Хочу сказать следующее, о том, что бюджет, который мы сегодня рассматриваем, предусматривает увеличение каждый год расходов более чем на триллион рублей. Такого раньше не было. Ещё раз повторюсь, что это абсолютно обеспеченные ресурсами дополнительные расходы.
И что важно тоже, что выстроенная бюджетная конструкция позволяет и субъектам Российской Федерации наращивать свои бюджетные обязательства. Порядка 800 миллиардов рублей каждый год увеличивают возможности бюджетных трат субъекта Российской Федерации, тоже очень важно то, что мы создали для них дополнительную доходную базу. И на предстоящие годы мы начинаем уже передавать субъектам Российской Федерации дополнительные средства от акциза на нефтепродукты, которые пойдут в дорожные фонды, которые пойдут на строительство необходимой инфраструктуры, в том числе для развития бизнеса.
Всё это говорит о том, что мы, имеем возможность наращивать свой бюджетный потенциал, имеем возможность всё это сделать в условиях устойчивого бюджета, и самое главное — нам определить приоритеты, самое главное - выстроить чёткую систему целеполагания и обеспечить решение тех задач, которые мы ставим перед собой. Какие это приоритеты? Ну, конечно, как мы говорили, это национальные цели развития и реализация их через национальные проекты.
Хочу сказать, что на национальные проекты в следующем году направляется 2 триллиона рублей. Это на 200 миллиардов больше, чем в текущем году, и в последующие годы примерно рост 200 миллиардов рублей и в 2022 году общий объём расходов на национальный проект составит 2,7 триллиона рублей, то есть возрастает по сравнению с 2020 годом более чем на 700 миллиардов рублей.
Речь идёт в первую очередь, конечно, о таких приоритетах, как развитие инфраструктуры, социальная сфера, повышение качества жизни граждан. Если посмотреть структуру расходов вот в связи с дополнительными возможностями, которые мы имеем на следующие годы, то большая часть расходов, конечно, в социальную сферу. 36,3 процента всех расходов -социальные расходы. И эта доля в бюджете следующего года увеличивается на 8,4 процента по сравнению с текущим годом.
Важно также, что и растёт доля расходов, направляемых на национальную экономику, в инфраструктуру 16,6 процента, рост на 2 процента.
Если посмотреть структуру наших приоритетов по социальным статьям, конечно, это здравоохранение, потому что здравоохранение - это одно из основных условий достижения большей продолжительности жизни. Это одно из основных условий для того, чтобы мы могли бороться и предотвращать заболевания, которые приводят, к сожалению, к смертельным исходам.
Какие это приоритеты в здравоохранении. Конечно, это те, которые влияют на продолжительность жизни - это те задачи, которые не были ещё решены в предыдущие годы: онкология, сердечно-сосудистые заболевания, да и самое главное, что это первичная медицинская помощь.
Большие средства предусмотрены по первинке в первую очередь для того, чтобы на ранних стадиях заболеваний их выявлять, их гораздо проще будет лечить. И людям не нужно будет обращаться уже на последних стадиях сложных заболеваний в клиники и иметь сложные медикаментозные лечения, всё это должно выявляться на первичном звене и на эту цель предусмотрены дополнительные средства в трёхлетнем бюджете.
Конечно, здесь, как мы уже говорили, это и увеличение продолжительности лечения людей с заболеваниями онкологии, это и оснащение новым оборудованием онкологических центров, сердечно-сосудистых центров, все то, от чего зависит здоровье наших граждан.
Лекарственное обеспечение. В следующем году впервые мы предусматриваем дополнительные ресурсы на лекарственное обеспечение тех людей, которые получили серьезные заболевания, которые имели серьезные заболевания в области сердечно-сосудистых и инфарктных заболеваний. У нас предусмотрены дополнительные ресурсы впервые на терапию в течение года 14,5 миллиарда рублей, на год только предусмотрено. Мы предусматриваем полностью за счет государства лекарственное обеспечение таких людей. Потому что, что происходило? Инфаркт или инсульт — нет лечения, потом нет терапии, опять возвращение к той же самой болезни. Поэтому дополнительные ресурсы предусмотрены на эти цели, лекарственное обеспечение на жизненно важные и необходимые, значит, лекарственные средства также предусмотрено в необходимом объеме, дополнительные средства на вакцинацию и так далее.
Второе направление социальных расходов - социальная политика. В 2020 году по этому направлению будет выделяться около 140 миллиардов рублей. На что, в первую очередь? Это на те решения, которые приняты были президентом в ходе прямой линии Послания - это стимулирование рождаемости, поддержка семей с детьми и обеспечение устойчивого роста доходов населения именно этих категорий, потому что основные семьи, основные наши категории бедных людей это семьи с детьми и именно им в бюджете предусмотрена дополнительная поддержка. На что? В первую очередь, получение ежемесячных денежных выплат в связи с рождением первого и второго ребенка посредством уточнения критериев нуждаемости. Мы уточнили критерий нуждаемости с полутора до двукратного уровня прожиточного минимума. Увеличение пособий на ребенка в возрасте от 1,5 до 3-х лет, это и льготная ипотека тем семьям, которые имеют детей и хотят приобрести себе новое жилье, шестипроцентная льготная ипотека. Это и компенсация, вычет точнее семьям, имеющим трёх и более детей, ипотечный кредит в сумме 450 тысяч рублей. То есть вместе с маткапиталом это почти миллион рублей. Почти миллион рублей можно направить на приобретение жилья. И все эти решения обеспечены полностью финансовыми ресурсами в проекте бюджета.
Образование. Образование в следующем году увеличивается по сравнению с текущим годом примерно на 50 миллиардов рублей. Что это такое? Это, конечно, новые школы, это проблема ликвидации третьих смен и соблюдение СанПиНов в школьных учреждениях. Это подключение школ к Интернету. Это благоустройство зданий, в которых учатся наши дети.
Нельзя не остановиться и на вопросе социального развития села. Эта тема поднималась в ходе обсуждения на комитетах Государственной Думы. Да, действительно на следующий год у нас предусмотрено увеличение расходов в два раза на социальное развитие села - 36 миллиардов рублей. Но помимо этою в государственных программах предусмотрено ещё 65 миллиардов рублей на те же самые направления, которые будут реализовываться на селе. Это и строительство школ, это и первичка, это и дороги. Мы договорились определить, что называется сделать такой бюджет, который направляется на поддержку селян. И эти цифры там будут фигурировать. Наша задача скоординировать эти ресурсы. Скоординировать с тем, чтобы они шли на решение этой задачи.
По стимулированию экономики, как бюджет предусматривает стимулирование роста экономики. Сразу хочу сказать, что мы помимо бюджетных денег, а здесь предусмотрена реализация целого ряда национальных проектов, будь то инфраструктура цифра, производительность труда, малый и средний бизнес. Все эти проекты, национальные проекты нашли своё финансовое обеспечение в трёхлетнем бюджете.
Помимо этого Правительство Российской Федерации внесёт в ближайшее время законопроект, который направлен на защиту и поощрение капиталовложения. Его ждут предприниматели. Он позволяет обеспечить стабильные условия для инвесторов, которые будут создавать новые рабочие места и вкладывать деньги в экономику.
Межбюджетные отношения. Большой вопрос. Тоже долго обсуждали. Несколько вопросов, которые учтены, и которые мы договорились учесть ко второму чтению.
Первое. Это повышение эффективности использования бюджетных средств, которые выделяются субъектам Российской Федерации. Вы знаете, что распределение ресурсов зачастую происходит уже в очередном финансовом периоде, на котором принимаем бюджет. По рядам трансфертов, так называемые иные трансферты, этот процесс может затягиваться на полгода. Поэтому в соответствии с решениями, которые были приняты в Государственной Думе, правительство дало поручения министерствам и ведомствам подготовить все порядки до 1 декабря, и заключить соглашения с субъектами Российской Федерации о предоставлении всех трансфертов, будь то субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты до начала финансового года.
Мы в соответствии с рекомендациями и поручениями, которые дал Вячеслав Викторович, подготовим соответствующие законодательные акты с тем, чтобы со следующего года этот порядок был закреплен законодательно, и мы обеспечивали его соблюдение.
2-й вопрос. Это подтягивание, выравнивание тех регионов, которые нуждаются в государственной помощи. Большая дифференциация в экономических возможностях субъектов Российской Федерации. Большая страна. Разница после выравнивания в три раза по бюджетной обеспеченности.
Что делается? Мы подготовили, и правительство в ближайшее время примет программы по 10 субъектам Российской Федерации, которые имеют наименьшие уровни инвестиционной активности, наименьшие уровни реальных доходов населения в субъекте Российской Федерации. Им надо помогать. Предусматривается принятие таких программ по поддержке субъектов Российской Федерации. Это позволит подтянуть те регионы, которые сегодня не имеют таких возможностей. На это тоже мы договорились выделить ресурсы.
в первую очередь сконцентрировав их в тех трансфертах, которые сегодня есть, приоритет определив для этих субъектов Российской Федерации, и дополнительно посмотрев те возможности, которые у нас сложатся в текущем году. И эти ресурсы перейдут на следующий финансовый год.
Следующая тема по регионам — это стимулирование регионов на разворачивание своей деятельности по развитию экономики. Потому что, действительно, создание климата, инвестиционного климата осуществляется на территории субъектов Российской Федерации, и от того, есть ли там возможности финансовые, создать необходимую инфраструктуру, построить дорогу, если есть возможности, дать преференции инвесторам. Это наши задачи, и мы здесь должны помогать.
За счёт чего мы будем это делать? В первую очередь за счёт того, что мы говорим об облегчении долговой нагрузки субъектов Российской Федерации за счёт возврата бюджетных кредитов и использования тех высвобождающихся средств, которые регионы должны будут в следующем году и в последующие годы возвращать в федеральный бюджет, используя направление этих средств на цели развития. Такую задачу мы предлагаем отработать, решить ко второму чтению бюджета здесь, в Государственной Думе.
Второе предложение. Второе предложение - расширить возможности субъектов Российской Федерации по заимствованиям. Сегодня регионы связаны соглашениями с Министерством финансов, сегодня мы действительно проводили в последние годы, и сегодня проводим очень жёсткую политику по снижению долговой нагрузки. И она дала свои цели. Объём долга снизился, и в номинальном выражении он сегодня ниже 2 триллионов рублей, и в реальном выражении, в удельном выражении к собственным доходам. Если несколько лет назад долги субъектов к доходам составляли 36 процентов, то сегодня этот показатель около 25 процентов. То есть мы снизили долги в удельном весе к возможностям их бюджетов, так и в номинальном выражении.
Поэтому сейчас мы видим, что целый ряд субъектов Российской Федерации имеет возможность без того, чтобы нарушить долговую устойчивость, занять дополнительные ресурсы на рынке и направить их на развитие экономики в инфраструктуру.
Такие предложения мы также отработаем и доложим, значит, в ходе рассмотрения бюджета в Государственной Думе во втором чтении.
Конечно, и средства Фонда национального благосостояния, мы об этом тоже говорили, в следующем году мы имеем возможность уже инвестировать эти средства в проекты.
Готовы рассматривать предложения от субъектов Российской Федерации, с тем чтобы эти ресурсы шли и на региональные проекты, которые дадут результат по увеличению экономического потенциала субъектов Российской Федерации.
Что касается трансфертов, что касается трансфертов, то мы здесь предусмотрели дополнительные деньги на стимулирование, как и договаривались, 50 миллиардов рублей для стимулирования субъектов, которые выполняют ключевые показатели национальных целей развития. Для субъектов Российской Федерации они определены, их 15 показателей.
Для лучших регионов, которые показали здесь результат, предусмотрены дополнительные средства по стимулированию таких регионов.
Конечно, предусмотрены деньги и по заработной плате.
Никто не снимал задачу обеспечения уровня заработных плат работников бюджетной сферы в зависимости от складывающейся средней заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации. И ряду субъектов приходится помогать.
И дополнительные средства мы предусмотрели на предстоящую трехлетку - 100 миллиардов рублей.
Уважаемые депутаты, в заключение хотел бы сказать, что финансовый план, финансовый документ, который мы сегодня рассматриваем, это, еще раз повторюсь, это инструмент достижения тех национальных целей, которые поставлены Президентом Российской Федерации.
Необходимые меры обеспечены финансовыми ресурсами, бюджет устойчив.
Мы просим поддержать бюджетную политику, поддержать основные параметры бюджета, который мы сегодня рассматриваем в первом чтении.
Готовы на совместную работу по отработке вопросов, которые мы с вами обсудим ко второму чтению проекта бюджета.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Антон Германович. Уважаемые коллеги, давайте поблагодарим Антона Германовича за выступление и за ту работу, которая проделана. (Аплодисменты.)
На самом деле вот этот диалог, он, как мы с вами видели вчера из передачи Андрея Михайловича Макарова, продолжался за полночь. Мы начали утром общаться и разговаривать, а под утро сегодняшнего дня Андрей Михайлович уже в другом качестве, в новом амплуа ведущего передачи на Первом канале, первое что сделал, пригласил на передачу Первого заместителя Председателя Правительства Министра финансов. И это, коллеги, правильно, потому что закон о бюджете — это главный финансовый закон страны, нам важно, чтобы все знали, какие вопросы принимаются, рассматриваются. И хорошо то, что министр настолько открыт для этого, потому что один из таких ключевых, в том числе, показателей диалога и желания его вести. А сейчас мы этот диалог продолжим.
Пожалуйста, Алексей Леонидович Кудрин - Председатель Счётной палаты Российской Федерации.
У нас Счётная палата проанализировала и сейчас озвучит своё мнение по проекту закона о бюджете. Тем более для Алексея Леонидовича это всё очень хорошо знакомо как с одной стороны, так и с другой.
Пожалуйста, Алексей Леонидович.
Кудрин А. Л., Председатель Счетной палаты Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Антон Германович, уважаемые депутаты, коллеги!
Я тоже приветствую ту открытость, которая началась в результате диалога Первого заместителя Председателя Правительства Министра финансов на Первом канале. Эту открытость мы тоже приветствуем. И Счётная палата будет проводить принцип открытости в работе правительства, и также и анализировать, и проводить соответствующий аудит.
В соответствии с законом я хотел бы представить заключение Счётной палаты на проект федерального закона о бюджете. И в нашем заключении, которое у всех на руках, которое есть в электронном виде с подробным анализом всех разделов бюджета, это тоже наш вклад в повышение открытости работы по государственным финансам.
Хочу отметить положительные стороны представленного бюджета, о которых уже сказал Антон Германович.
У нас положительное влияние окажет снижение ненефтегазового дефицита, то есть до 6 процентов ВВП, то есть снижение зависимости от нефти бюджета. И, таким образом, я тоже хочу подчеркнуть, что устойчивость бюджетной системы значительно возросла, и это позволяет уверенно говорить о выполнении всех взятых на себя обязательств. Помним времена, когда это было не так.
Но и хочу отметить, что и сейчас отдельные обязательства государства еще не в полной мере исполняются, поэтому в таком случае нужно избегать или приводить в соответствие наши обязательства с доходами. Пока у нас некоторые расходы превышают. Я хочу напомнить и детей-сирот, и других, кому не полностью выплачиваются те обязательства, которые государство на себя взяло.
Рост расходов также планируется в 2020 году, это первый год трёхлетки, они вырастут на 1,1 процентного пункта ВВП. Это больше чем на один триллион рублей мы увеличим расходы в следующем году. При этом также увеличиваются расходы на образование, здравоохранение, национальные проекты. Это всё положительные стороны нашего бюджета.
Вместе с тем принципиальное изменение структуры бюджета в отношении ВВП как по образованию, здравоохранению, так и по инвестициям, не происходит. В трёхлетнем горизонте сначала немного поднимаются эти расходы, ну и общие расходы федерального бюджета вырастут до 17,3 процента ВВП, но потом возвращаются в третьем году трёхлетки до 16,9 процента ВВП. Казалось, мы говорим о десятых, но каждая десятая процента ВВП - это 100 миллиардов рублей, поэтому это существенный ресурс.
Например, в следующем году планируется довести расходы федерального бюджета на здравоохранение до 0,9 процента ВВП, а в 2018 году это было всего 0,5 процента. Вроде как рост.
Ну и расходы, соответственно, всей бюджетной системы на здравоохранение вырастают - с 2,6 процента ВВП в прошлом году до 3 процентов в 2020-м. Но уже в 2021-2022 годах мы видим снова некоторое снижение этих расходов в структуре федерального бюджета. Таким образом, получается, за трёхлетку структура принципиально не меняется, после некоторого прироста затем снижение.
Напомню, что в Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года президент отметил, что в 2019-2024 годах на развитие системы здравоохранения из всех источников потребуется ежегодно направлять в среднем более 4 процентов ВВП, но стремиться нужно, безусловно, к 5 процентам. Напоминаю об этой фразе президента. Здесь говорится о всех источниках, но давайте посчитаем тогда, тратим ли мы столько и достаточно ли это. Я думаю, к этому расчету и обращению президента нужно вернуться.
Схожая ситуация с образованием: тоже сначала некоторый рост, потом возвращение к предыдущим позициям.
Ну, вот напомню, что, помните, у нас была концепция долгосрочного развития, мы ещё называли "план Путина", принятая в 2008 году? Там, кстати, было заложено, что... бюджетный маневр, где рост расходов бюджетной системы на здравоохранение и образование в каждой из них до 5 процентов ВВП. Вообще-то, это такое решение когда-то принималось как решение и правительства, и "ЕДИНОЙ РОССИИ", я помню, но мы пока находимся на уровне меньшем, чем было даже 11 лет назад. Поэтому не все обещания, получается, исполняются.
Надеюсь, что и условия распространения... что условно распределенные расходы, которые закладываются в трехлетке, на второй год это больше 500 миллиардов рублей, на третий это 1 триллион 88 миллиардов, в ходе дальнейшего планирования бюджета и планирования на следующие годы распределятся именно на эти приоритетные направления.
Отмечу два значимых вопроса социальной политики. Это новая инициатива по детским пособиям, я приветствовал эту меру, которая должна снизить бедность в семьях, и действие программы материнского капитала пока утверждено до 2021 года, а на 2022 год действие материнского капитала не заложено в проекте трехлетки, и правительство должно по этому вопросу будет определиться, тем самым определить в будущем и расходы 2022 года.
Больше, конечно, вопросов к прогнозу, который сегодня представлен, прежде всего, и к темпам экономического роста. Хочу напомнить, что год назад прогноз на рост на 2020 год мы прогнозировали 2,1. Сейчас прогноз скорректирован в сторону уменьшения до 1,7, а прогноз на 2021 год сохранился без изменений - 3,1. То есть мы видим, что будет произведен скачок почти в 2 раза темпов роста.
Но, конечно, в реальной практике это очень трудно сделать. Мы считаем, что такой рост вряд ли случится и, больше того, в прогнозе, допустим, который даёт Центральный банк, тоже прогноз 2021 года не больше 2,5 процента. Мы считаем, что это вот сомнительный момент в прогнозе. Конечно, он влияет на параметры, и в следующем году, когда мы вернёмся к планированию, нам нужно существенно будет, тщательнее спрогнозировать рост на 2021 год.
Конечно, за счёт чего появляется экономический рост? Это, прежде всего, за счёт роста инвестиций. Напомню, что по прогнозу Минэка прирост инвестиций должен ускориться с 2 процентов в этом, 2019 году, до 5 процентов в 2020 году. Год назад Министерство экономического развития планировало, что в 2020 году ещё больше будет темп роста — 7,6, то есть уже опять идёт снижение прогноза. Но напомню, что за первое полугодие этого года он был 0,6. Поэтому когда у нас нет инвестиционной подпитки существенно, то рост, конечно, и не появится и через полгода, и через год.
Уже в этом году планируемый рост, как я сказал, в 2 процента, по прогнозу, он не обеспечивается. Например, есть такие индикаторы, как рост... виды деятельности, выпускающие продукцию инвестиционного характера, они даже сейчас, темпы роста, замедляются. Так, допустим, инвестиционный импорт, который тоже показывает, насколько наш бизнес планирует следующие годы свою активность, составит в этом году только 0,2. А несырьевой экспорт за отчётный период этого года даже сократился, хотя у нас есть соответствующий национальный проект по его наращиванию. Поэтому меры, которые предлагает правительство, правительство всё-таки проводит определённую работу по улучшению инвестиционного климата, но они пока недостаточны для вот изменения ситуации в инвестиционном климате и существенного наращивания инвестиций, которые создают базис для роста и через год, и через два.
Но тем не менее я хочу сказать, что в целом мы согласны с параметрами прогноза, прежде всего, на 2020 год, в то время как на 2021-й, 2022-й надо будет проводить уточнение при планировании через год.
В этом году, по нашей оценке, рост составит 1 процент ВВП, хотя, как вы знаете, в официальном прогнозе — 1,3 процента.
И пока вот есть такой индекс PMI, индекс менеджеров по закупкам, формируемый по опросам, он впервые за почти девять лет, за десять лет даже сократился ниже 50 процентов, то есть ожидание пока сложное.
Один из параметров, который мы обычно рассматриваем в ходе принятия бюджета — это доходы от приватизации, они рекордно низкие в прогнозе стоят — 11 миллиардов на все три года, там на последние годы 3,6 миллиарда в год.
На прошлой неделе Антон Германович вернулся к вопросу о более амбициозном плане приватизации. Мы приветствуем это заявление, но, вообще-то, это следовало обсуждать до бюджета, я думаю, что должны эти доходы войти в параметры бюджета.
Хочу отметить, что некоторые законы, принятые в сентябре этого года, пока не отражены в бюджете, например, закон о переносе 50 процентов убытков на будущий год - это может изменить в 2022 году налоговую базу и мы обращаем на это внимание.
В целом, что наши оценки по некоторым параметрам доходов в сторону увеличения или в сторону уменьшения позволяют говорить, что прогноз доходов в целом сбалансирован и мы не видим больших рисков по ним.
Тем не менее, есть, допустим, всегда проблема прогноза доходов по дивидендам: в прошлом году на этот год были заявлены 588 миллиардов, но в 1-й же поправке весной они были снижены до 443 миллиардов. Мы опять обращаем на риски завышенных доходов по дивидендам, снова стоит 543 миллиарда. Мы приветствуем, чтобы правительство добилось выполнения этих показателей.
Год назад планировался один из таких ведущих инструментов - фонд развития, он в Бюджетный кодекс даже был заведён, сейчас о нём в подготовке этого проекта трёхлетки вообще не идёт речи, то есть он растворился где-то. Я предлагаю тогда и привести законодательство в соответствие, если мы этим инструментом не пользуемся.
Напомню, что на нацпроекты направлено почти 2 триллиона рублей, что на 204 миллиарда рублей больше, чем в текущем году. Надо следить за реализацией этих планов по расходам.
На 17 октября оперативные данные — в этом году использовано только 59 пока процентов, заложенных ресурсов на нацпроекты.
Хочу обратить внимание на ряд постоянных проблем, связанных со сложностью бюджетного процесса. Пока мы обсуждаем бюджет, регионы, например, не могут планировать свои бюджеты на следующий год. Очевидно, вот я поддерживаю меры, чтобы все, которые в проект нашего постановления здесь включаются, мы обсуждали это на комитете о том, чтобы все решения по субъектам Российской Федерации принимались до 31 декабря, а не до 15 февраля, как это раньше следовалось, я имею в виду все, в том числе, соглашения и все решения по субсидиям.
И, конечно, это относится прямо к совершенствованию государственного управления и управления государственными финансами, о котором нам еще предстоит более подробно, вероятно, говорить в течение года, чтобы более качественно подойти к планированию будущего года.
Мы видим ряд правильных инициатив по улучшению всей системы управления финансами, которые в течение года поступают, но нужно, безусловно, системно смотреть на этот вопрос.
Коллеги, хотел бы обратить внимание на то, что выполнение показателя указа 204 по темпам роста невозможно без поддержки субъектов Российской Федерации, общая сумма трансферта в следующем году составит 2 триллиона 552 миллиарда рублей или на 33 миллиарда больше, чем по последней бюджетной росписи и из них почти треть на нацпроект, это 748 миллиардов получат субъекты. По нацпроектам это на 136 миллиардов больше, чем в текущем году, при этом дотации регионов на выравнивание растут только на 42 миллиарда и составят 718 миллиардов, а все дотации в целом снижаются на 28 миллиардов. Даже, если мы говорим, что все дотации на выравнивание не падают и не растут, а примерно остаются на предыдущем уровне, а растут субсидии на нацпроекты, то, конечно, это увеличивает те трансферты, которые все-таки уже заранее связаны, а маневр для субъектов в работе, в том числе, и наращивание своих усилий, своего софинансирования на нацпроекты пока невысок. Пока получается, что наши трансферты субъектам, как я уже сказал, становятся всё более связанными.
Как всегда обращаю внимание на бюджет федеральный ФАИП.
Каждый год он бьёт рекорды по неисполнению. В 2018 году исполнение было самым низким за 15 лет. В 2020 году на реализацию ФОИП предусмотрено 849 миллиардов рублей, в том числе в трёхлетку включается 382 объекта, не готовых к началу строительства из-за неготовности проектной документации. На них планируется 120 миллиардов рублей уже в 2020 году. Они изначально будут снова заблокированы. В этом году, напомню, при исполнении бюджета 2019 года на 1 октября по-прежнему остаются заблокированы 50 миллиардов рублей. Когда мы заранее закладываем такие вещи, как правило, и до конца года эта статья становится неисполнимая в полной мере. То есть за три квартала так и недоподготовлены объекты, которые вносятся с ожиданием, что они вот-вот будут готовы, и будет начато финансирование. Думаю, что с планированием ФОИП нам снова нужно наводить порядок.
Завершая хочу сказать, что в следующем году мы достигнем 7 процентов ВВП средств, размещённых ФНБ на средствах Центрального банка. И здесь уже было сказано Антоном Германовичем, что давайте, мы посмотрим, на какие региональные проекты направить, на софинансирование каких региональных проектов. Но, коллеги, я напомню, что в ФНБ должны размещаться надёжные, ликвидные инструменты. Поэтому нам нужно разобраться сначала в политике и в механизмах этого. Поэтому мы в своём заключении об этом тоже написали.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Леонидович. Уважаемые коллеги, у нас у всех будет возможность при обсуждении законопроекта задавать вопросы, как министру финансов, так и председателю Счётной палаты.
А сейчас слово председателю Комитета по бюджету и налогам Андрею Михайловичу Макарову. Подготовиться Сергею Александровичу Жигареву.
Макаров А. М., председатель Комитета ГД по бюджету и налогам, фракг{ия "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, все 25 комитетов, которые дали заключение по данному бюджету, рекомендуют его принять в первом чтении. На сегодняшний день поступило 25 заключений на бюджет от регионов страны, они тоже поддерживают его принятие. Все экспертные институты, а это ведущие все научные силы страны, бизнес-сообщества, представившие свои замечания, предложения также поддержали принятие бюджета в первом чтении.
И очень важно, здесь уже прозвучало, мне позволяет об этом не говорить, о том, что вот те приоритеты, которые были сформулированы Председателем Государственной Думы и были поддержаны всеми фракциями в ходе подготовки к рассмотрению бюджета, все они нашли свое отражение вот в той работе, которая была проведена до сегодняшнего дня заседания. И вот результатом ее стали уже те поручения, которые даны Председателем правительства, и решение очень важных вопросов по эффективности расходования бюджетных средств, разговор о котором был начат Думой в весеннюю сессию в начале года, когда мы увидели, что средства не работают на страну, а лежат на счетах.
Хотел бы сразу отметить, что в бюджете, и это мы особенно тщательно проверяли, нашли полное отражение все поручения из Послания президента Федеральному Собранию, нам с вами, и поручения президента, данные им по итогам "прямой линии", то есть разговоров с людьми о проблемах людей. Вот все эти поручения в бюджете нашли свое финансовое отражение, финансовое обеспечение.
Может быть, именно поэтому нет необходимости сегодня говорить, обосновывать дополнительно, почему комитет по бюджету тоже поддерживает это предложение принять бюджет в первом чтении, и очень многие вопросы, которые нам предстоит ещё сделать, отражены как в проекте постановления Государственной Думы, часть этой работы предстоит делать ко второму чтению, часть в ходе исполнения бюджета, но всё это отражено.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments