leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 23.10.19 законопроект о бюджете-2020 в первом чтении – часть 3

Стенограмма пленарное заседание ГД 23.10.19 законопроект о бюджете-2020 в первом чтении – часть 3
Председательствующий. Пожалуйста, фракция КПРФ, Арефьев Николай Васильевич.
Арефьев Н. В., фракция КПРФ.
Спасибо.
Вопрос Антону Германовичу. Вот я сейчас прослушал все доклады и удивился финансовому благополучию нашей страны. Правительство даже изобрело два насоса по откачиванию денег из бюджета - это бюджетные правила и профицит, которые к 2022 году должны откачать из бюджета 16 триллионов рублей, отправить в ЦБ, ну оттуда за границу, которая обложила нас санкциями.
Если в бюджете 16 триллионов лишних денег, тогда почему не хватает денег на нацпроекты и вы прибегаете к перераспределению, ведь некоторые отрасли будут деградировать. Не лучше ли бюджетные деньги вернуть на нацпроекты?
И когда, наконец, вы согласитесь принять закон о детях войны, на который потребуется меньше десятой части лишних денег. Спасибо.
Силуанов А. Г. Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые депутаты! Дети войны, вот я с последнего вопроса начну. Да, действительно фракция КПРФ поднимает эту тему, мы всё-таки определили тех участников войны, ввели как ветераны Отечественной войны, герои. У нас есть другие категории, которым мы помогаем.
Это новое предложение, ну как бы новая категория людей, которые в принципе уже и так попадают под те категории, которым мы оказываем поддержку, в первую очередь это ветераны войны, инвалиды войны, герои и так далее. Поэтому мы здесь не можем поддержать предложение о дополнительных предложениях по расширению категорийности получателей средств.
Что касается вопроса о Фонде национального благосостояния. Но мы же говорили, что мы сейчас уже создали необходимый объём "подушки безопасности", сверх которой деньги будут направляться на инвестирование в экономику.
Резерв создан, устойчивость бюджета обеспечена и теперь эти деньги, нефтегазовые доходы могут работать в экономике. Именно так мы проводили такую политику и сейчас, в следующем году уже сможем пожинать плоды этой политики, направляя средства на экономическое развитие. Поэтому тратить все деньги на нацпроекты большие риски — цена упадет, обязательства не выполнены. Мы это с вами проходили и такой подход не можем поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, фракция ЛДТТР, Строкова Елена Викторовна.
Строкова Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Антон Германович!
После того как был принят закон о самозанятых, наблюдается множество злоупотреблений со стороны предпринимателей, которые оформляют своих работников как самозанятых, экономя таким образом на отчислениях, в том числе, и в Пенсионный фонд. Снова начинают выплачивать деньги в конвертах и граждане в будущем могут претендовать только на социальную пенсию. Как планируется решать эту проблему?
И еще один вопрос. Просчитаны ли выпадающие доходы региональных и местных бюджетов с учетом того, что новый режим планируется распространить на все субъекты Российской Федерации уже с 1 января 2020 года?
Спасибо.
Силуаиов А. Г. Уважаемая Елена Викторовна! Уважаемые депутаты!
Самозанятые. Действительно, эксперимент показал следующее о том, что мы более, видим, что более 240 тысяч таких самозанятых зарегистрировали свой бизнес, раньше это были на 90 процентов, это были люди, которые работали "в серую", не платили никаких налогов и занимались зачастую незаконным бизнесом. Поэтому режим самозанятых дает возможность легализоваться, заплатить налоги и спать спокойно, что называется.
Теперь вопрос о пенсионных правах. Да, действительно, самозанятые не отчисляют, не предусмотрено законодательством отчисление в Пенсионный фонд и формирование своих прав, но такие права, такие возможности есть. И в соответствии с теми условиями работы самозанятых мы вместе с Налоговой службой предусмотрели дополнительные возможности одновременно с уплатой четырех или шестипроцентного налога, одновременно таким же простым способом формировать себе пенсионные права, отчисляя соответствующие суммы в пенсионный фонд. То есть это такая простая возможность доступная будет предоставлена, и это уже будет право самих граждан самозанятых.
Теперь вопрос о выпадающих доходах. Мы не считаем, что здесь есть выпадающие доходы. Федеральная налоговая служба видит все те предприятия, которые сегодня пытаются себе вместо штатных работников взять самозанятых. Поэтому мы договорились о том, что в течение года, то есть этого года мы не будем проводить специальные проверки таких предприятий и не будем выходить на проверки и соответственно вводить меры ответственности за таких, что называется штатных работников. А со следующего года уже это ограничение снимается, и со следующего года налоговая служба будет уже, значит, досчитывать в случае, если самозанятые по сути оказывают услуги только одному предприятию, досчитывать этому предприятию страховые взносы и соответственно подоходный налог.
Поэтому здесь вопрос в администрировании. И налоговая служба нам сказала, что такие возможности у неё в полном объёме будут в течение первого полугодия следующего года. Поэтому мы считаем, что здесь проблем для выпадающих доходов не будет, наоборот будут только плюсы для региональных бюджетов.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Бессараб Светлана Викторовна. Подготовиться Гартунгу.
Бессараб С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Антон Германович, объём межбюджетных трансфертов регионов в 2020 году уже достигнет 2,5 триллиона рублей. Между тем из выступления Макарова Андрея Михайловича мы услышали, что без учёта национальных проектов объём межбюджетных трансфертов фактически снижается. По 2019 году мы уже видим, что регионы стремятся приоритетно направить средства на реализацию национальных проектов, оставив социально значимые вопросы по остаточному принципу финансирования. Конечно, это недопустимо особенно в отношении зарплат работников бюджетной сферы. Нам необходимо достичь требуемых показателей и сохранить уже достигнутые.
Вместе с тем мы видим, что ни один регион не достиг установленного уровня заработной платы, по заработной плате работников именно дошкольного образования. Считаете ли вы выполнение социальных указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года приоритетом? Мы услышали о 100 миллиардах помощи регионам. Но достаточно ли их?
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, время.
Бессараб С. В. И чем ещё может помочь правительство в выполнении социально-значимых задач регионам? Спасибо.
Силуанов А. Г. Уважаемая Светлана Викторовна, уважаемые депутаты, действительно объем трансфертов растет примерно на 150 миллиардов рублей в следующем году и будет составлять 2,5 триллиона рублей.
Вопрос о заработной плате, соотношение приоритетов, выполнение обязательств по заработной плате бюджетникам и национальным проектам. Это, по сути дела, ключевые задачи. И те, и другие находятся в первом уровне приоритета. Поэтому у регионов растет доходная база, налоговые доходы, собственные налоговые доходы перерастают порядка семи-восьми процентов, поэтому за счет этого регионы и имеют возможность, за счет этого источника, собственного источника доходов, имеют возможность выполнять указ ещё предыдущий, когда поставлены задачи по достижению уровня заработных плат работников бюджетной сферы. Это первое соображение.
Второе. Конечно, все те деньги, которые идут в виде трансфертов регионам, и увеличение в первую очередь направляются на реализацию национальных проектов, поскольку и предыдущие, и субсидии, которые раньше предоставлялись, часть из них включается в национальные проекты. И поэтому уже являются как бы субсидиями национального проекта. И никакого снижения по объемам сбалансированности, ни снижения объема поощрения субъектов Российской Федерации не происходит. Наоборот, эти деньги также предусмотрены в трехлетке.
Поэтому утверждать о том, что, реализуя национальные проекты, сокращаются деньги по ранее предоставляемым позициям, это не так. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, фракция "СПРABEДЛИВАЯ РОССИЯ". Гартунг Валерий Карлович.
Подготовиться Коломейцеву.
Гартунг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Антон Германович!
Ну, мы не удовлетворены вашим ответом на предыдущий наш вопрос. Мы вам заранее передавали проект нашего альтернативного бюджета, и просили подготовить как бы свою позицию.
Что касается отмены возврата индекса экспортёров сырья или введения дифференцированного возврата. Ну, ответ, что мы не продадим ни одной тонны нефти, он, как бы, знаете, даже не серьёзно его обсуждать.
Второе. По плоской шкале страховых взносов. То, что вы не знаете, каким образом будут права пенсионные считаться, ну, тоже несерьёзно, потому что те 10 процентов, которые идут, они идут в солидарную часть, поэтому тоже это не ответ. Просим подготовиться, и уже мы обсудили бы эту тему.
Ну и вопрос следующий. Сейчас вкладчики снова стоят, осаждают Государственную Думу, вкладчики, потерявшие вклады в Сбербанке, вернее, извините, в банках. Когда мы получим позицию правительства? Полгода назад мы внесли проект закона, три месяца назад написали письмо председателю правительства.... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте время, пожалуйста, Гартунгу.
Гартунг В. К. Никакой реакции ни на обращение председателя фракции нашей, руководителя фракции, ни на наш проект закона.
Мы же просим создать рабочую группу, чтобы обсудить эти проблемы, чтобы не пикироваться в зале, а посидеть за столом переговоров и обсудить все проблемы, найти решения. Вы же, отвечая на этот вопрос, уже раньше сказали, что проблема есть, надо её решение искать. Давайте будем искать. Спасибо.
Силуанов А.. I . Уважаемый Валерий Карлович, спасибо ал. вопрос. Ну, ещё раз возвращаясь к бюджету альтернативному. Смотрите, 2,1 триллиона рублей вы предлагаете получить за счёт отмены НДС от экспортёров сырья. Мы изучили же ваши предложения.
Да, действительно, по ценам, по которым нефть будет продаваться на мировых рынках, это те же самые. Но наши просто экспортёры не получат этих денег. Зачем тогда нам? Будет меньше стимулов у экспортёров производить этот товар. Или страховые взносы. Ну, вот написано - снижение страховых взносов. Здесь не предусмотрено, до какого уровня произойдёт это снижение, но в случае, если это произойдёт, то пенсионные права будут уменьшаться. Поэтому вопрос следующий.
Что, значит, делать людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию, и по которым, значит, у которых остались деньги в банках, а банки обанкротились?
Сразу хочу сказать, что количество таких банков у нас сейчас сокращается. Центральный банк все-таки навел порядок в этом секторе, на этом рынке. Вот. Поэтому количество таких случаев становится меньше.
Но, действительно, есть граждане, которые попали в сложную жизненную ситуацию, и по ним, может быть, требуется отдельное, так сказать, рассмотрение.
Знаю, что есть такой законопроект, который предусматривает дополнительные меры поддержки этих граждан, давайте мы их будем рассматривать, я предлагаю в рабочем порядке рассмотреть эти соображения и предложения.
Спасибо.
Председательствующий. Фракция КПРФ. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ.
Уважаемый Антон Германович, вот я в продолжение вопроса Владимира Ивановича.
У нас энерговооруженность нашего села 1,48 лошадиной силы на гектар, это в 2,5 раза ниже, чем научно обоснованная норма.
70 процентов эксплуатируемой техники находится за сроками амортизации.
Однако вы сказали, что выполняете поручение президента и правительства, но 14.32 саботируется, я же вам доказывал, что рубль даете - рубль 89 назад.
Кстати, ваш МИФИ подтвердил по вашему поручению правильность наших расчетов.
Ну скажите, пожалуйста, кто является главным вредителем в стране по увеличению энерговооруженности села? 40 миллионов гектаров надо поднимать пашни, а у нас техники нет, понимаете? А вы хотите, чтобы мы опять закрыли все предприятия тракторные и сельхозмашиностроительные.
Спасибо.
Силуанов А. Г. Ну 14.32, известная тема. Есть, действительно, поручения все и председателя правительства и президента о том, чтобы предусмотреть необходимый объем в размере 8 миллиардов рублей.
У нас, значит, эти деньги предусмотрены, в том числе 7 миллиардов предусмотрены и 1 миллиард через лизинговые схемы. Через лизинговые схемы.
Мы вопрос этот с вами проговаривали, считаем, что в целом те обязательства, которые мы брали, мы выполняем.
Да, есть два механизма поддержки сельхозтоваропроизводителей — прямые субсидии сельхозтоваропроизводителям, что предусматривает вот это постановление 1432, и вариант через использование механизма лизинга.
Мы договорились о том, что должны посмотреть, какой механизм более эффективный. Поэтому часть средств, небольшой объём — 1 миллиард рублей, предусмотрели на лизинговую схему, а 7 миллиардов предусмотрели по старому варианту, по старому механизму.
Поэтому давайте следующий год посмотрим, как они будут между собой, что называется, конкурировать, эти механизмы, и примем потом уже правильное решение.
Председательствующий. Фракция ЛДПР — Диденко Алексей Николаевич.
Подготовиться Пахомову Сергею Александровичу.
Диденко А. Н., председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Спасибо.
Уважаемый Антон Германович, с учётом прогнозируемых дополнительных нефтегазовых доходов в текущем году в объёме примерно 3 триллионов рублей к завершению 2019 года общий объём накопленных средств Фонда национального благосостояния и полученных нефтегазовых доходов на счетах Центробанка (Банка России) составит примерно 9 процентов ВВП, что существенно превышает пороговое значение 7 процентов, и примерно будет равняться 10 триллионам рублей.
С учётом актуальности темы размещения средств Фонда национального благосостояния при достижении порогового значения 7 процентов возникает вопрос: где будут размещены эти средства и когда начнётся публичная дискуссия на этот счёт?
Спасибо.
Силуанов А. Г. Уважаемый Алексей Николаевич, уважаемые депутаты!
По нашим оценкам в следующем году свободные денежные средства Фонда национального благосостояния, не размещённые в активах, потому что сейчас часть денег ФНБ уже вложена в проекты, так вот свободная часть денег сверх 7 процентов составит 1,7 триллиона рублей. Куда вкладывать эти деньги?
Конечно, мы предлагаем часть этих денег вложить в инвестиции, в новые проекты, которые будут за собой генерить дополнительные частные инвестиции в российскую экономику.
Часть мы будем с вами обсуждать: в какие активы. Возможно, это бизнес-активы за рубежом, которые привлекут за собой также дополнительный спрос наших предпринимателей в те проекты, может быть, сборочные проекты за рубежом, которые будут создаваться. Или эти проекты могут дополнительно... по сути дела, это могут быть связанные такие, как бы а-ля связанные кредиты, которые предоставляет сегодня российское государство для строительства АЭС, для строительства каких-то инфраструктурных объектов за рубежом.
Поэтому в такие направления мы планируем инвестировать средства ФНБ сверх утверждённой нами величины минимального значения Фонда национального благосостояния. Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Пахомов Сергей Александрович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Тумусову Федоту Семёновичу. Пахомов С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович.
Антон Германович, прошлый год был худшим в частности реализации ФАИПов, исполнение составило чуть меньше 82 процентов. И общий объём незавершённого строительства где-то 2,5 триллиона рублей — это больше 12 тысяч объектов. Сейчас пока, кстати, динамика не лучше. На 1 сентября 2019 года исполнение, я имею в виду ввод объектов, необходимых к введению в этом году, по-моему, около 5 процентов. Даже в прошлом, в 2018 году на 1 сентября было больше, по-моему, 7 с копейками.
Вот поручения президента по повышению эффективности использования бюджетных средств в 2015 году были утверждены, там конкретно предусматривалось формирование мер по недопущению роста незавершённого строительства. Нельзя сказать, что за четыре года эта работа как-то существенно продвинулась, хотя в самих ФАИПах речь впрямую идёт об объектах национальных проектов, и это, в первую очередь, социальные объекты — это школы, это больницы. Да, здесь в основном речь идёт о социальной эффективности... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавить время? Добавьте, пожалуйста, Пахомову.
Пахомов С. А. Но объектов промышленности и инфраструктуры среди проблемных тоже хватает, а это уже прямая бюджетная эффективность колоссальных государственных капитальных вложений.
Вопрос: как же всё-таки обеспечить эффективное использование в рамках ФАИП средств? Кто несёт ответственность? Как и когда будут достроены всё-таки эти объекты? И какие подходы в целом вообще к решению этой проблемы? Спасибо.
Силуанов А. Г. Спасибо.
Уважаемый Сергей Александрович! Уважаемые депутаты! Вопрос справедливый. Кто несет ответственность? Конечно, заказчики несут ответственность соответствующих объектов.
Тем не менее что хочу сказать? В последнее время мы начали строить гораздо больше объектов: и нацпроекты здесь, и новые задачи, которые решаются через бюджет. Количество объектов, которые строятся из бюджета, больше. Тем не менее за прошедший год, вот по нашим данным, объем незавершенки снизился на Ю процентов. И, да, конечно, это не глобальное решение вот той проблемы, которая у нас есть, поэтому правительство ежеквартально заслушивает на заседании правительства ход реализации государственных программ, в том числе и, конечно, ход реализации Федеральной адресной инвестиционной программы.
Поэтому здесь нужно также подходить по проектному принципу. Проектные подходы, вот мы говорим, распространение на государственные программы с 2021 года, проектные подходы, которые мы используем по нацпроектам, а там все четко прописано: даты, сроки и контроли. И главное - ответственность, потому что я с вами согласен, что за выполнение, значит, решений по ФАИПу должны нести ответственность заказчики, федеральные ведомства точно так же, как и за, по сути дела, неэффективное использование бюджетных средств. Поэтому правительство этому вопросу уделяет внимание, будем сокращать незавершенку. Спасибо.
Председательствующий. Антон Германович, но вопрос правильно поднимается. Вот посмотрите, вы же не просто с этим согласны, а стали активным сторонником принятия решения о повышении эффективности бюджетных средств. У нас с вами по итогам девяти месяцев есть примеры, когда по ряду ведомств средства не израсходованы на 90 процентов в рамках нацпроектов, и есть примеры, когда они израсходованы максимально около 60 процентов.
Может быть, предусмотреть возможность? Мы вносим поправки в закон о бюджете по итогам полугодия и девяти месяцев. Там, где средства не расходуются, взять, оперативно их перебросить на другие статьи. У нас есть вопросы, которые мы можем решить без длительных сроков и торгов.
Большой некомплект скорых в регионах, скорые помощи выработали ресурс. Есть много регионов, где 60 процентов старой техники, вот, пожалуйста, давайте на это потратим. Автобусы школьные, давайте потратим на обновление парка школьных автобусов. Коммунальная техника, общественный транспорт.
А так у нас получается, да, бюджет огромен, он переходит из года в следующий год, а эффективность этого бюджета, эффективность рубля, то, о чём президент говорит. Мы вот сейчас не свою повестку продвигаем, мы считаем, нам правильно всем необходимо консолидировать усилия на реализации Послания президента, потому что там есть конкретное целеполагание: повышение качества жизни, продолжительности жизни, рост экономики. Давайте, но только подходить к этому по-другому необходимо. И здесь, кстати, ни претензия к Министерству финансов, здесь больше претензии к другим ведомствам, отраслевым министерствам. А у нас получается так: они завалили программу, эти денежки переходят на следующий год, сейчас вот деньги начинают расторговывать, а уже у нас с вами зима и потом либо тюрьма, либо всё это смоет весенняя вода. Вот о чём речь идёт.
Поэтому, может быть, нам действительно здесь взять и рассмотреть все эти вопросы в рамках, в том числе, возможностей Государственной Думы.
Потому что если раньше мы контролировали, в том числе, ход исполнения программ и всех этих ФАИПов, мы их утверждали здесь, обсуждали, в регионах такая же была история, а сейчас в ходе оптимизации, в том числе, рассмотрения всех этих вопросов мы ушли от этих подходов или, как сказать, отодвинуты или сами себя отодвинули. Давайте вместе здесь, потому что депутаты — вам помощники, Антон Германович. Потому что иначе вот такой безответственный подход ряда ведомств, он просто приведёт к тому, что мы с вами не решим задачи, которые стоят перед страной и президент нам поставил эти задачи, чтобы мы решали их.
Коллеги, как вы считаете? Потому что мы же с вами вот текущее исполнение, мы его не контролируем, а это, собственно, наша неотъемлемая часть работы, потому что это реализация бюджета.
Да, это будет тяжело вот, ну не вам тяжело, а, скорее всего, заместителям, вот Татьяне Геннадьевне тяжело будет, наверное, потому что нужно будет диалог вести. А больше, наверное, тяжелее будет профильным министерствам. Ну тогда у нас хотя бы ресурс будет расходоваться, мы будем выходить на целеполагания. А сейчас денег много, а эффективность недостаточна.
Пожалуйста.
Силуанов А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, действительно абсолютно правильная постановка, мы регулярно отчитываемся, правительство регулярно отчитывается перед Государственной Думой о ходе выполнения, об исполнении бюджета, в том числе и об исполнении ФАИПа.
Если депутаты Государственной Думы подключатся вместе с нашими федеральными ведомствами по более жёсткому контролю, мне кажется, было бы здорово. И действительно, мы должны, вот сейчас вот как приняли решение по доведению ресурсов до регионов, точно так же нужно уже, наверное, ужесточать подход по исполнению тех назначений, бюджетных назначений, которые принимаются в законе о бюджете. Это абсолютно справедливая постановка вопроса.
Председательствующий. Коллеги, давайте поаплодируем.
(Аплодисменты.) Первый министр, который говорит: контролируйте, жёстче контролируйте. И самое главное, мы готовы здесь в этом плане работать. Первый заместитель Председателя Правительства. Вот об этом речь идёт.
Ну это и другая ответственность с нашей стороны должна быть. Вот посмотрите: в зале Николай Михайлович Харитонов 27 лет, ещё в Верховном Совете, но его вот такое отношение к работе люди видят и он планирует ещё 27 представлять интересы.
Посмотрите: Тамара Васильевна Плетнева. А вот посмотрите: Ресин, Чилингаров. А Терешкова Валентина Владимировна, вообще не было дня, чтобы она отсутствовала по какой-то причине. А посмотрите здесь, наш коллега Грешневиков 25 лет и почему, вот смотрите бюджет, он здесь, он обсуждает. А Хованская улыбается, она может себе позволить пропустить, потому что у нее постоянный контакт с избирателями, ее любят и она популярна.
И поэтому, когда мы говорим, что где-то, кто-то не дорабатывает, мы сами не дорабатываем. Вот первый заместитель Председателя Правительства говорит: жестче контролируйте. Давайте вести диалог. Вот уже то решение, которое само по себе дорогого стоит.
А Кулик Геннадий Васильевич, он всегда готов выступить и сегодня тоже. Геннадий Васильевич, вас нет среди записавшихся.
Слово предоставляется от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Тумусову Федоту Семеновичу.
Тумусов Ф. С, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Уважаемый Антон Германович!
Вы прекрасно знаете, что партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" последовательно выступает за увеличение финансирования по направлению образования и здравоохранения, мы выступаем за то, чтобы этими направлениями занимались под 7 процентов доли общего бюджета. Но в представленном законопроекте, значит, в бюджете эти цифры пока составляют только 4,6 процента по образованию и 5,2 процента по здравоохранению. Но мы выступаем и за изменение системы финансирования по этим направлениям.
Во-первых, мы выступаем за исключение из системы здравоохранения так называемых медицинских страховых компаний.
Во-вторых, для малонаселенных и отдаленных населенных пунктов исключить нормативно-душевой принцип финансирования и перевести их на сметное финансирование, это просто необходимо.
И как вы считаете, Антон Германович, когда правительство будет готово такие решения принимать? Спасибо.
Силуанов А. Г. Уважаемые депутаты!
Я несколько цифр тоже приведу по доле расходов на здравоохранение и образование, все-таки они растут, они растут, и каждый год мы увеличиваем их долю в процентном отношении к ВВП, что очень важно.
Если в 2018 году расходы на здравоохранение составляли 3,2 процента ВВП, в 2019-м - 3,4, в 2020-м - 3,6. То же самое и по образованию: 3,5 - 2018 год, 3,7 -2019-й, 3,8 - 2020 год. То есть здесь у нас предусматривается увеличение.
Что касается вашего второго предложения, то мы, к сожалению, не сможем его поддержать, а министерство профильное рассматривало эту инициативу, и пока мы не нашли понимания, значит, как осуществлять контроль за оказанием услуг. Мы боимся, что просто услуги в области здравоохранения, качество их может быть снижено.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, вопросы прозвучали. И ещё хочется о чём сказать, коллеги, а вы в курсе, что все госпрограммы мы согласовываем? Вы в курсе? Вы знаете, что все госпрограммы правительство присылает на согласование в профильные комитеты? Поэтому все возможности есть для того, чтобы у нас с вами они реализовывались более эффективно. Вот с Александром Дмитриевичем договорились. Надеюсь, Иван Иванович поддержит. Необходимо провести совещание с руководителями комитетов вместе с представителями правительства, чтобы проанализировав госпрограммы, мы не только понимали ситуацию на сегодняшний день, но и со своей стороны исполняли те обязанности, которые на нас возложили граждане, контроль за их реализацией.
Поэтому, коллеги, просто для сведения. У нас есть все возможности работать более эффективно.
Переходим к выступлениям.
Слово предоставляется руководителю фракции КПРФ Зюганову Геннадию Андреевичу. Подготовиться Владимиру Вольфовичу.
Зюганов Г. А., руководитель фракции КПРФ.
Уважаемые коллеги, в апреле месяце, когда отчитывался Председатель правительства, и присутствовали все министры, в том числе и силовики, выступая, я обратил ваше внимание, что правительство проваливает установки президента и никак не может выйти на те темпы развития, которые гарантируют стране вхождение в пятерку самых развитых стран. Более того, добавил, что есть пять угроз. И если мы их не преодолеем, то ситуация выйдет из-под контроля.
Нам раньше заявляли, что нет денег, не достает опыта. У нас сегодня море денег, есть опытные люди, но те предложения, которые мы вам сформулировали, так и остались не рассмотрены.
Я полностью поддерживаю Председателя Думы о том, что надо ужесточить контроль и ответственность за исполнение. Кстати, те же самые национальные проекты на 1 октября профинансированы менее 50 процентов.
Там нечего пока проверять.
Наши предложения были предельно конкретны. Создать бюджет развития, в данном случае 30, уже 32 триллиона. Для этого есть предложения целого ряда фракций, включая Жириновского, Миронова, о том, каким образом можно это сделать. Мы внесли под это 12 законов и надеялись, что после обсуждения, речь идет не только о Силуанове, а каждое министерство и ведомство, которым мы предлагали, встретятся, обсудят и примут соответствующее решение.
Кстати, нулевое чтение прошло только с участием партии власти. Все остальные игнорировали. На мой взгляд, это абсолютно неправильная практика. Более того, мы предложили реализовать программу планирования. Ведь закон о стратегическом планировании принят, мы доказали в Иркутске, что если им пользоваться разумно, мы увеличили там бюджет за четыре года с 97 миллиардов рублей до 212 миллиардов. Единственная область, которая удвоила за четыре года. В ответ получили зубовный скрежет на государственном телевидении.
Мы предложили уникальный университет в систему научно-образовательной подготовки кадров. Этот документ готовили и Мельников, и Кашин, и Смолин, и Плетнева, блестящий и уникальный опыт Алферова.
Вместо этого еле-еле отбили это уникальное учебное заведение от очередных рейдеров.
Мы настаиваем на необходимости обобщения опыта народных предприятий. Не получив за сказанное ни копейки, они платят исправно налоги. Вот сидит Казанков, его отец — руководитель лучшего хозяйства, которое стало победителем на соревновании в Европе. 25 золотых медалей, 18 миллиардов в этом году произведёт, больше чем легендарный кировский завод, миллиард 800 миллионов налогов заплатит.
Вот сейчас президента убедили, проведём специально учебные занятия в трёх народных предприятиях: совхоз имени Ленина, имеющий лучшую социальную сферу, Казанков, предприятие Усолье-Сибирское, где средняя зарплата 108 тысяч и полный социальный пакет.
Суть бюджета, который предлагает снова правительство, он не меняет тот курс и политику. Эта политика ущербна, она неизбежно привела к кризису, и будет этот кризис углубляться.
В нём пять серьёзных изъянов, хочу, чтобы вы выслушали внимательно. Максимальное сокращение социальных расходов. Эти мелкие приварки и припарки ничего не меняют. 3,4-3,5 - на медицину и образование надо минимум по 7 процентов расходной части. Науку надо утраивать, учетверять для того, чтобы выйти вперёд.
Китайцы в свою науку вкладывают в ближайшее время 24 триллиона, переводя на наши деньги, больше, чем бюджет. Мы были первой научной страной мира, давали каждое третье изобретение в мире. Сегодня полтора миллиона наших лучших специалистов во всех лабораториях мира работают. Мы вам предложили - давайте примем программу и вернём, они 8 из 10 завтра приедут. Мёртвая тишина, никаких нормальных решений. Загоняют дальше в качестве сырьевого придатка.
Второе - искусственное ограничение инвестиций. Как можно развиваться и жить в стране, в которой на 50 процентов изношены основные фонды, даже в нефтегазовой промышленности. Каждую неделю аварии, каждую неделю пожары. Ведь они прежде всего из-за того, что не обновляем основные фонды. 16 триллионов загоняют в этот Фонд благосостояния, 3 триллиона вообще не расписаны в этом бюджете 2019.
Целый бюджет по сути дела выбрасывают и говорят - всё идет, прекрасная маркиза.
Никуда не идет. Так не может развиваться.
Третье. Увеличение налога на трудящихся. Обобрали до нитки. Ввели кадастр - на 20 процентов цены выросли. Повысили НДС - на 10 процентов выросли. Подняли цену на бензин, солярку - на 9 выросли.
Посмотрите последний опрос, половина страны может себе позволить не лучшего качества пищу и одежду. Это в богатейшей стране мира. Так что ж мы людей-то, это самое, загоняем в тупик?
Посмотрите, какое доверие к власти. В том числе и падает доверие к гаранту Конституции. А на этой гарантии висит вся стабильность в стране.
Четвертое. Передача под контроль иностранцу практически всех базовых отраслей.
Транспортное машиностроение и энергомашиностроение в стране, где две трети находится на вечной мерзлоте, контролируют иностранцы в полном объеме.
Я посмотрел, ни одного рудника, 10 тысяч рудников было, не принадлежит гражданам страны. Что же засунули всё в карман? И так далее. И торговлю подобрали под себя.
Так чем мы руководим? Какая может быть стабильность? Они нам организуют в любое время любую диверсию.
И последнее. Гляньте статью... Долги. Всех в долговую кабалу загнали.
Самая большая статья роста.
2022 год - 21,2 триллиона долгов. Регионы почти под три, видимо, вкатятся. И граждан загнали в долги, даже чтобы детей в школы собрать, приходится собственно залазить в долги - 16 триллионов.
Что же за страна, которая в долговую яму засунута?
А денег-то до черта. 120 триллионов замороженных ресурсов.
Дайте нам возможность, мы решим эту проблему за полгода. И решим абсолютно спокойно, в интересах всех, и вы все проголосуете.
Главная тема - сбережения народа. Все мы живем в державе. Единственная страна, которая вымирает. ИРУ проводит свою комиссию, и доказывают о том, доказывают, что самой большой опасностью является вымирание русского народа.
С 1990 года потеряли 20 миллионов человек. 20 миллионов человек.
Собор собрался, обсудили, все согласны, прекрасно выступал и Неверов, и все остальные, все согласны, Слуцкий великолепно выступал. Но давайте что-то делать для того, чтобы не вымирать. Посмотрите, какими темпами вымирают классические русские земли. Ко всем националам обращаюсь, тогда некому держать страну в единстве.
Советская власть. Был единородный хозяйственный комплекс, единая партия, единая идеология, единая психология. А сейчас, кто будет держать? Иностранный капитал? Не будет. Приватизирует моментально. Кто будет держать? Русская культура, язык. Поэтому, когда говорят о сбережении народа — это, прежде всего, сбережение истории, культуры, традиций. С этого начинается. А у нас посмотрите на учебники, ЕГЭ и всё остальное.
Я считаю, что мы тут просто обязаны принимать экстренные меры. Территория смыслов. Хороша территория, но смыслы рождаются на поле Куликовом, на Бородинском, на Прохоровском. Смыслы рождаются, когда ты смотришь лучшие фильмы, когда ты понимаешь, что такое судьба детей войны.
А сейчас приходят и говорят: детей войны. Детей войны было, когда мы вносили, 14 миллионов, сейчас осталось 11, тогда надо было 140 миллиардов, сейчас меньше 100. Каждый год по полтора миллиона убывают. Что мы ждём?
Как мы будем готовиться к 75-й годовщине, и смотреть в глаза детям войны? В деревне 7-9 тысяч пенсия и в городе 12-14.
Давайте примем решение, и это решение носит не экономический, а сугубо нравственный характер.
Что касается технологической угрозы — это просто беда. Технологическая угроза - на 90 процентов мы обеспечены чужими комплектующими. Недавно встречался с оборонщиками и авиаторами, криком орут.
Обращаюсь к министру. Если вы не поможете, то, о чём сейчас говорил Кашин, Харитонов и Коломейцев, что будет. Я хочу, чтобы вы услышали.
Мы еле-еле сохранили Кировский завод. Я ездил туда отбивать, директора убили, мы уцелели. Этот завод сейчас выпускает...
Председательствующий. Добавьте время.
Зюганов Г. А. Добавьте немножко, я закончу сейчас.
Выпускает этот завод сейчас продукцию мирового качества в два раза дешевле, стал завоёвывать мировые рынки.
600 предприятий по кооперации, сейчас снова его пытаются обанкротить.
Ростсельмаш великолепную стал выпускать технику, по кооперации 1000 предприятий. Когда Кашин, Харитонов и Коломейцев собирали, было 16 живых предприятий, сейчас их три сотни почти. Зачем же вы их рушите только потому, что вы не можете найти 20 миллиардов для того, чтобы стабилизировать ситуацию? Я не понимаю, вы тогда сами поджигаете страну. В Питере революция началась с Кировского завода.
Что касается наукоёмких территорий. Авиация — выделено на два Airbus, посмотрите бюджет, электроника — вообще гроши. Вчера Медведев говорит: мы будем внедрять роботов. Хоть бы добавил, что у нас на 10 тысяч работающих два робота, у китайцев уже — 40, а я уж не говорю о немцах, южнокорейцах и всех остальных.
Ну и медицина. На медицину сейчас тратят в полтора раза меньше, чем на чиновников, её финансирование надо утраивать. Л первичное звено - это местные бюджеты, а местные бюджеты тоже все на дотации и все не в состоянии развиваться.
Ну и военная составляющая. Шойгу надо поблагодарить всем, он за семь лет армию восстановил. Все оборонные предприятия сейчас пищат, почему только поставили на производство, только набрали кадры, только доработали новые технологии, только президент пообещал всё обеспечивать, и всё начинает урезаться. Завтра будут вынуждены свёртывать производства и выгонять лучших специалистов. Присмотритесь и прислушайтесь.
Я не знаю, что должно в стране произойти, чтобы вы приняли абсолютно очевидные решения — распределить минимум еще восемь триллионов для решения этой проблемы. Оставьте восемь, которые будут с нового года в кубышку, а остальные пустите в производства и на поддержку людей. Ситуация на глазах выровняется. (Аплодисменты.) Председательствующий. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments