leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 23.10.19 законопроект о бюджете-2020 в первом чтении – часть 4

Стенограмма пленарное заседание ГД 23.10.19 законопроект о бюджете-2020 в первом чтении – часть 4
Слово предоставляется руководителю фракции ЛДТТР Жириновскому Владимиру Вольфовичу.
Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание, выступает руководитель фракции. Просьба всё-таки, чтобы мы слушали эти выступления.
Мы можем не соглашаться, но для того чтобы спорить, необходимо в любом случае это делать содержательно, а для этого, услышав выступления, вы можете свои аргументы привести, и в этом, собственно, смысл в том числе нашей совместной работы здесь.
Пожалуйста, Владимир Вольфович.
Жириновский В. Л., руководитель фракции ЛДПР.
Вот, Вячеслав Викторович, вы уже несколько замечаний сделали правильных, а решение только одно может быть: ротация депутатов. И она действовать не будет. Под угрозой, что тебя через год уберут, придет другой, все будут сидеть в зале, все будут слушать внимательно, все будут заниматься. А уговоры, это никогда не поможет, потому что люди избраны, ну и пять лет практически свободные. Потому только это, это нужно сделать, во многих парламентах мира это было сделано.
Похвалили передачу - Макаров "Право на справедливость", а идет ночью. Если хорошая передача, хороший ведущий, а для кого вы показываете? Сами для себя? Мы смотрим, потому что ведущий Макаров, потому что министр там, а на кого рассчитана она? Что, граждане спать должны с 11 вечера до 7 утра, полная тишина в стране вообще, ничего не должно работать, никакого шума, никаких этих машин, байкеры-майкеры, петарды, это всё шумит, горит, рестораны вес работают, ночные там какие-то заведения. То есть отдыхать надо и спать, так сказать.
Вот чего нет главного у нас вот по бюджету? Говорят, там, фракция, пусть не обижаются на меня, они, говорят, представили свой альтернативный бюджет. А они читали статью 114 Конституции? Только правительство разрабатывает и представляет, больше никто. Если вы представляете, это захват государственной власти. Это не ваш вопрос, вы не имеете права, это не ваши полномочия. Вот они представляют. Вам дали право обсуждать.
Поэтому здесь тоже это непонятно, как это, кто-то решил вдруг представить. Завтра вы представите состав правительства? Тогда перейдите к парламентской республике и представляйте ваши предложения. Пока президентская, не надо хитрить, что вы за президента, но против правительства. Это одна команда, президент утверждает всех министров, всех до одного, это его люди.
Поэтому здесь не надо на дурачка работать: мы против министров некоторых, против губернаторов некоторых. Но это всё одна команда, как и партия большинства, поэтому здесь надо понимать, на ком лежит ответственность.
И вот здесь самое главное, действительно мы много раз обсуждаем, приняли тысячи законов, но дела не всегда идут хорошо. Я избегаю слова "катастрофа", "завтра будет совсем плохо", "кто-то там вымрет", никто не вымрет, никто нас не захватит, но проблемы есть, но главную-то не называют. Я здесь каждый раз выступаю, хотя бы раз в год и говорю уже 25-й раз: пока не будет противостояния политических сил, успеха и хорошего движения вперёд не будет. Ну, вы можете понять, что почему рухнул царь? Монополия, монархия — всё. Советский Союз? Потому что однопартийный режим — всё. Сегодня опять вертикаль есть, а горизонтали нет. Поэтому пока мы не можем друг другу противостоять...
Посмотрите британский парламент: ничего не может премьер-министр делать, вот писк демократии. Ты премьер-министр - ты ничего не сделаешь, пока мы, депутаты, сидим и мы недовольны твоей линией, твоей политикой. Американский парламент - ничего ты, Трамп, не сделаешь, ты тысячу раз миллиардер, а мы, Конгресс, не будем голосовать, мы ещё тебя вообще отправим в отставку. Это вот противовесы, противостояние, и энтузиазм работать, понимаете.
У нас же тихо, сидят, так сказать, все везде депутаты, по всей стране, чиновники, все чего-то боятся. Уже Сталина нет, там и Ельцина нет, а какой-то страх. Денег не могут расходовать, деньги лежат, триллионы лежат замороженные, ещё что-то сделано.
Нет главного направления. Антон Германович и Алексей Леонидович, вы, два хороших министра финансов. Вот опять кадровая политика. Как Кудрин будет критиковать Силуанова, если они с одного ведомства? Корпоративная солидарность. Он всё сказал: да хорошо, хорошо, но есть отдельные недостатки ... разные. Все контрольные органы должны быть в руках оппозиции: прокурор, Счётная палата, все, кто занимаются надзором, контролем, а вот тогда будет контроль. А так — это одна команда опять, они пересаживаются из кресла в кресло. И чиновники наши боятся критиковать, боятся выступать, громко говорить боятся даже. Посмотрите, кто громко говорит в этом зале? Только ЛДПР. Даже вы боитесь все.
Коммунисты всё ещё на Карла Маркса оглядываются, вы на Кремль оглядываетесь, а там, вообще, куда они смотрят — непонятно. Лебедь, рак и щука у вас: те спрятались под воду, так сказать, коммунисты в облаках витают. Обновлённый социализм. Какой обновлённый?
И здесь как бы пятитесь назад, рак. А мы стоим в стороне и наблюдаем, когда эта повозка сдвинется с места? Не сдвинется с места.
Главное направление в экономике: 100 лет не хотим принять этот тезис — транспортная экономика. Если были бы уже построены все дороги шоссейные, железные, авиасообщения, люди бы перемещались быстрее. Мы — сидячая страна, мы сидим: при Сталине в ГУЛАГе, а сейчас без ГУЛАГа всё равно все сидят на одном месте.
В соседнем городе работа, он не может доехать туда. То есть должно быть движение, понимаете? Движения нет, плохие дороги, по некоторым дорогам на тракторе нужно ехать, а не на автомобиле.
Поэтому сперва дороги. Ведь все сделали: Германия, турки, эти китайцы, американцы. Уже Шёлковый путь хотят средневековый восстановить - это наша дорога. Какой там Китай, причём здесь Китай? То есть вот это вот проблема.
Тогда сельское хозяйство будет развито, если мы приедем на село, люди будут развиваться, они успеют продукты довезти до города и родственники к ним приедут.
Если больницы рядом нет, так рядом за 15 минут вы проедете эти 40 километров. Дорог нет и человек умирает в селе, туда фельдшер не добирается.
То же самое — образование, то же самое — движение, потому что обязательно сперва дороги, дороги идут, способствуют развитию экономики. Всё стоит, потому что дорог нет, нет смысла развивать бизнес, вы не вывезите продукцию, не доставите.
Поэтому транспорт на первом месте, не хотим. Даём деньги и всё по чуть-чуть строим. Дублёр Кутузовского не могут достроить, сами для себя не хотят достроить, он упёрся в эту, в кольцевую дорогу и всё, и стоят. Ну вы сами себе же, вы же сами ездите. И я перестал ездить по ней, раз нет дублёра, я сижу, так сказать, в другом месте.
То есть это главное должно быть, тогда будет движение вперёд. И главное, доходы какие? Какой Шёлковый путь, когда он идёт через страны, где террор? Он никогда не заработает на полную мощность.
А вот наша дорога без террора: от Владивостока до Минска и до Гамбурга. Немцы предлагали вам: широкую колею делаем до Бреста. Всё, не хотим. Немцы хотят помочь, а мы не хотим. Вот покупать "Сапсаны" их - это мы хотим или другую технику. Поэтому здесь же надо как-то поставить этот вопрос более кардинально — вот в 20 лет новый режим, за 10 лет построить дороги и жилье же будет решено, даже и дома в лежку деревянные, но без дороги никто не пойдет.
Вот сейчас опять проектируют по 100-этажные дома в Москве, несколько проектов. Там жить нельзя на сотом этаже и вообще поднимать людей от земли, ну пусть там живут сумасшедшие, но дайте простому народу за миллион этот деревянный дом на 10 лет в рассрочку, он рассчитается за 10 лет по 10 тысяч в месяц. Всё. Не хотим — дерево есть, но строить из дерева не хотим. Медведев, когда был президентом, обещал. Ну и что программа? Кто-то дал команду и этой программы нет. Поэтому, если дороги, то жилье решим, решим сельское хозяйство, хорошее продовольствие, здоровое.
Что мы деньги даем в здравоохранение, даем правильно, но мы лечим уже заболевшего человека, вылечить нельзя его, ни одна хроническая болезнь не вылечивается, бесполезно всё. В Америке даже, как ее хвалят всё, Америка там миллиарды выплачивают компенсаций за то, что травят население, травят население лекарствами, которые совершенно не годятся. Поэтому это тоже проблема.
А, если будет хорошее продовольствие, а оно может быть хорошее, столько пашней, мы этого не делаем, мы заполнили все полки магазинов отравой и все чиновники молчат. Молчит Немерюк, ответственный за продовольствие в Москве, молчит, наглый чиновник которого надо выгнать и посадить в тюрьму. Сколько москвичей уже умерли и еще умрут от того, что вес магазины заполнены, все продукты с нитратами, все отравленное продовольствие. 50 тысяч в год от алкоголя умирает, что это за страна? Разве нельзя их спасти, хотя бы половину, может быть еще больше. Дайте нормальную водку, которую царь давал и советская власть, здоровая, дешевая, если он не может, дайте ему, если ему не стыдно, пусть идет с бутылкой, все будут на него пальцем показывать. Но вы его травите всякой гадостью.
Поэтому здесь, конечно, нужны вот такие меры, чтобы как-то подумать. Министр транспорта - никто его не знает даже, он должен быть главный министр, но знают министра МВД, потому что никуда не доехать — тупик и министра здравоохранения, который уже лечит. И в этом смысле, конечно вот, проблема.
Прекрасный завод электродов в Челябинске - закрыли.
Почему? В Австрии получил высокую награду, самую первую. Китайцы стали поставлять на 30 процентов дешевле. Ну, так нельзя. Ещё минуточку мне. Председательствующий. Добавьте минуту.
Жириновский В. В. На 30 процентов дешевле. Тогда китайцы всю экономику уничтожат. У них всё будет дешевле, потому что у них там рабы 800 миллионов, которые работали за чашку риса, сейчас они уже не хотят. Там тоже хорошо получают. Уже они поняли, что нужно хорошо жить. Но также нельзя. У нас Европа, более высокие технологии, закроет все наши заводы. Китай дешёвыми товарами. С двух сторон два этих пресса и сомнут нас, не сразу. Так давайте... Они же хитрят, китайцы. Сперва дешевые электроды, сейчас повышают цены, а завод закрыт, 400 человек на улице. И так по всему.
Фарфоровый завод, там же на Урале, тоже китайцы нагнали дешёвый фарфор, завод рухнул, теперь они подняли цены на фарфор. Мы чего это не видим? Что мы дети, что ли? Восстановите монополию внешней торговли, перекройте всё. Таможня может давать 60 процентов бюджета. Дайте монополию на те товары, которые мы сказали. Ну, вот пока это...
Налоги. Ну, сколько можно НДС повышать? Ну, постепенно, я согласен. Ну, введите налог с продаж. Это всем понятно. Я произвёл, я отвёз, я продал, теперь я плачу налоги. И эта вот самозанятость. А чего ждали 50 лет с самозанятостью? Сколько людей уходили в тень, их ловили, вот там ещё нелегальный бизнес. Давно нужно было всё это легализовать, и будут платить люди, и довольные будут.
То есть кризиса не будет, если мы всем дадим жильё, продовольствие, это любое занятие, любое дело, но начинать нужно с дорог скоростных и с дешёвого автомобиля. 50 тысяч автомобиль должен стоить. Индусы могут выпускать, не имея... Из нашей стали, из нашей пластмассы делают самые в мире... А мы не можем, что ли? Могут наши инженеры.
(Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, но необходимо признать, мы в этом году с вами решение приняли о снижении налогов, и такого достаточно тяжёлого налога, хорошо администрированного НДС, введя льготу для производителей плодов ягод и винограда. Да, мы повысили налог на ввоз пальмового масла. И было бы правильно повысить ещё, чтобы меньше народ травили.
Поэтому этот вопрос давайте возьмем на контроль и поручим Андрею Михайловичу Макарову как председателю Комитета по бюджету и налогам. Вместе с этим необходимо признать, что снижение налогов происходит, особенно в той части, где нам необходимо решить вопросы импортозамещения.
А сейчас слово предоставляется Андрею Константиновичу Исаеву, первому заместителю руководителя фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста, Андрей Константинович. У вас есть ещё минута дополнительного времени, учитывая, что все ваши предшественники запрашивали это время. Пожалуйста.
Исаев А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, сегодня мы рассматриваем бюджет, в котором доходная часть составляет 20 триллионов 379 миллиардов рублей. Меньше 20 лет назад мы рассматривали бюджет, где доход был 1 триллион рублей. Даже несмотря на изменения масштаба цен, мы не можем не признать, что это означает, что возможности государства, наши возможности решать проблемы людей выросли в несколько раз. И тем не менее даже если бюджет будет составлять 120 триллионов рублей, мы все равно не сможем решить все вопросы, которые ставятся в этом зале. И поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всегда, подходя к бюджету, ставит перед собой концептуальные задачи, что можно решить, что необходимо улучшить в нашем бюджетном планировании.
Давайте посмотрим на предложенный нам документ. Он свидетельствует о том, что это в целом правильный подход. Бюджет спланирован так, что мы уверены в макроэкономической стабильности нашей страны. Он профицитен, есть необходимый запас денег, продолжается снижение нефтегазовых доходов, их доли в формировании бюджета, запланирована низкая инфляция (3 процента). Что это означает? Это означает, что вес социальные обязательства государства будут выполнены в полном объеме. Это означает, что не будут повторены ошибки 2016 года, когда мы с вами начинали нашу деятельность с того, что должны были вносить изменения, резать по живому, уже по тем расходам, которые были запланированы и на которые люди рассчитывали.
Мы видим, что в бюджете заложены средства на реализацию национальных проектов. Это означает, что это бюджет развития, потому что будет развиваться как социальная, так и экономическая инфраструктура, будут строиться объекты, дороги, которых ждут люди.
Для фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всегда приоритетом было выполнение поручений президента в Послании президента, в его других публичных выступлениях. Вот мы специально, по нашей просьбе комитет подготовил таблицу — все поручения, которые дал президент в Послании, в бюджете отражены, в том числе увеличение категории молодых семей, получающих пособие на ребёнка в возрасте до полутора лет, в два раза практически; целый ряд мер, направленных на поддержку решения этими семьями жилищного вопроса; расширение программы "Земский доктор", включение в неё в том числе фельдшеров и лиц до 50 лет; появление новой программы "Земский учитель". Конкретно те вопросы, например, которые обсуждались в ходе прямой линии - предоставление пособия по уходу на ребёнка в возрасте не до полутора лет, а до трёх лет, очень важный социальный вопрос, который постоянно ставился. Новая категория ветеранов - участники дагестанского ополчения. Здесь мы с вами принимали этот закон.
Средства заложены, мы это видим. И мы должны признать, что это следствие системного подхода, который в последние годы проявляет Государственная Дума.
И мы видим, что в этой ситуации мы должны сделать уже следующий шаг, и кроме решения конкретных вопросов поставить новые вопросы и новые задачи перед бюджетной системой в целом. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в сентябре собралась и определила эти четыре приоритетных вопроса, которые мы должны сегодня решить.
Первое — эффективное расходование бюджетных средств в первую очередь путём их своевременного доведения до регионов.
Вторая задача - снижение бюджетного разрыва между регионами, который сегодня составляет 7 раз.
Третья задача - создание условий для того, чтобы средства, инвестиционные проекты пошли в регионы.
И четвертая задача - запуск программы комплексного развития села.
Дважды мы встречались с Антоном Германовичем Силуановым всем составом фракции. У нас была создана рабочая группа. Велись переговоры, в которых участвовали и председатель правительства, и Государственная Дума, и нам удалось достичь решения этих вопросов, что сегодня мы с вами зафиксируем в постановлении по принятию бюджета в первом чтении.
Наибольший прогресс, я считаю, что это реальный прорыв осуществлен в вопросах доведения средств до регионов.
Вы знаете, как обстоит дело сейчас, когда к августу месяцу на дорожное строительство поступило только 40 процентов средств, когда, говорил об этом сегодня Вячеслав Викторович, по некоторым национальным проектам средства доведены менее чем на 10 процентов.
Так вот, договоренность, которая зафиксирована и которую нам предстоит зафиксировать в законе, будет заключаться в том, что уже до 1 января следующего года все ведомства должны будут выпустить соответствующие нормативные акты и заключить соглашения с регионами, что уже с января регионы смогут реально работать по реализации национальных проектов и государственных программ.
Вторая тема. Бюджетный разрыв между регионам.
Семь раз - бюджетный разрыв означает, что уровень жизни в регионах отличается в три раза. Это граждане одной страны, которые имеют один и тот же объем социальных прав. Поэтому сокращение этого бюджетного разрыва является важнейшей задачей.
Сегодня уже сказали о наших договоренностях: о том, что 10 регионов, находящиеся по бюджетной обеспеченности на последнем месте, получат дополнительные субсидии; о том, что софинансирование по национальным проектам для нуждающихся регионов составит до 99 процентов, то есть почти полностью объем берет на себя федеральный центр; о том, что под этим прицелом, под этой призмой мы будем смотреть распределение всех федеральных денег, в том числе на скорую помощь (обновление парка), на обновление парка пассажирского транспорта, коммунальной техники, закупку школьных автобусов, чтобы не возникала ситуация, когда регион-донор, он сам всё это может купить, а он стоит в программе на получение тех автобусов, которые никогда не сможет себе позволить купить другой регион, регион, который в этом реально нуждается.
Инвестиции в регионах, крайне важная вещь, через частно-государственное партнёрство.
Председатель Государственной Думы не случайно ставит этот вопрос. Мы можем, что называется, продолжать накачивать регионы деньгами, они будут вынуждены тратить их на социальные расходы, и ситуация не будет меняться. Но если в регионах откроются новые производства, будут созданы рабочие места, изменится его налоговая база, сократится необходимость датирования этого региона, вырастут его собственные экономические возможности.
Поэтому фракция ещё раз обращается к вам, Антон Германович, с предложением, давайте рассмотрим возможность частичного списания бюджетных кредитов под то, что эти средства будут вложены через частно-государственное партнёрство в конкретные инфраструктурные проекты. Это приведёт к тому, что нам можно будет в дальнейшем сэкономить, меньше денег этим регионам давать, больше они себя будут сами поддерживать.
Четвёртый вопрос. Село.
Прямо здесь, в этом зале, коллеги, вы помните, мы приняли решение вместе с председателем правительства о том, что должна быть такая программа. Конечно, мы были огорчены, когда получили первые цифры в бюджете. В результате переговоров программа увеличена до 36 миллиардов. Мало это? Мало. Все об этом говорят. Нужно минимум 60.
Но мы договорились с Антоном Германовичем, во-первых, мы сделаем аналитический бюджет, то есть проанализируем те поступления, которые идут на село по другим программам, примерная оценка прозвучала - 65 миллиардов. А, кроме этого, мы обязательно вернёмся к этому вопросу для наполнения деньгами программы устойчивого развития села по итогам исполнения бюджета в 2020 году. Это остаётся нашим приоритетным вопросом.
Я хочу сказать, что мы убедились, что Министерство финансов, правительство открыты к диалогу, они идут на этот разговор, и мы находим конкретные решения. Например, решение по обеспечению регионов финансированием до 1 января — это прорывное, революционное решение.
Значит ли это, что мы при этом всем в бюджете довольны? Конечно же, нет. Не случайно от моих коллег прозвучали здесь вопросы по ФАРШ и по государственным программам.
Коллеги, ну месяц назад мы с вами обсуждали исполнение бюджета 2018 года и говорили об этом. То же самое, те же самые государственные программы без показателей эффективности. Это что, значит, мы опять будем собираться и обсуждать те же результаты? Необходимо это решать.
Мы еще раз говорим, что под особым контролем у фракции был и останется вопрос выполнения, постоянного выполнения майских указов 2012 года по заработной плате работников бюджетной сферы. Это нельзя делать, что называется, от выборов к выборам, это должна быть постоянная и неуклонная работа.
Мы будем еще работать над вторым чтением этого бюджета, но я согласен с Андреем Михайловичем Макаровым, который сказал, что даже когда бюджет будет принят в окончательной редакции, это не знает, что всё, мы разошлись, дело завершено, и пусть оно само идёт. Мы убедились в том, что с бюджетом надо работать постоянно и каждый день, внося необходимые изменения, учитывая, готовя те фундаментальные изменения, которые мы проводим и которые меняют бюджетную политику в целом в нашей стране в положительную сторону, в интересах наших избирателей.
И поэтому хочу в заключение сказать, я, кажется, успеваю уложиться. Наша фракция поддерживает мнение председателя о том, что плохо, когда депутаты пропускают такого рода пленарные заседания. Не знаю как насчёт сложения мандата, а опубликовать список тех, кому безразличны бюджетные вопросы, может быть, и имело бы смысл.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосует за этот бюджет, она проголосует за стабильность, за решение социальных проблем наших людей и будет плотно работать с правительством ко второму чтению. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Андрей Константинович.
Вот, Владимир Вольфович, программное выступление, программное, впервые он выступает, для чистоты отношений.
И вот сейчас изучили вопрос, Силуанов — член партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Кудрин - нет, Кудрин - нет. Да, у него другие взгляды, он представитель либерального крыла.
Поэтому нельзя под одну гребенку. Что? Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Николай Васильевич, вам в ВЧК работать, вы всё знаете.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Ремезков Александр Александрович.
Ремезков А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович и уважаемые коллеги!
Также поддерживаю выступления предыдущих коллег о том, что это важное мероприятие, и, конечно, ответственность каждый должен за это нести, и на таких заседаниях необходимо быть.
Что касается этого документа, хотел бы сказать следующее. Правительство последние десять лет продолжает формировать бюджет, используя модель экономической стабилизации, скользящие трехлетки, бюджетные правила и программный формат расходов. Надо признать, что используемая правительством модель экономической стабилизации обеспечила макроэкономическую устойчивость, однако экономика России так и не вышла на траекторию стабильного роста и развития.
Обратной стороной достижений стало снижение драйверов экономического роста - прежде всего потребительского спроса, низкое качество планирования, неэффективное использование бюджетных средств, низкий за последние 15 лет уровень исполнения расходов, значительный рост остатков, переходящих на следующий год, и формирование огромных объемов зарезервированных средств на стадии принятия бюджета.
Правительственный прогноз развития России на ближайшие три года не содержит прорыва. Он фактически воспроизводит инерционный тренд развития экономики, который не позволяет существенно повысить качество жизни россиян и обеспечить рост их благосостояния. Принятый правительством консервативный сценарий развития подвергается серьезной критике со стороны нашей фракции, со стороны Счётной палаты и Центрального банка и независимых экспертов.
Председательствующий. Коллеги, просьба внимание.
И ещё раз подчеркиваю, для того чтобы оппонировать, надо знать, кому и о чем. Поэтому это же важно, это сейчас позиция озвучивается политической фракции, которая завтра будет конкурировать на выборах. Послушайте даже исходя из прагматизма.
Ремезков А. А. Спасибо.
Так критически низким выглядит темп роста ВВП в 2020 году в размере 1,7, и в 2021-м, 2022-м - 3,1 и 3,2 процента. Прогнозируемые темпы роста экономики не позволят увеличить ВВП на душу населения к 2024 году в полтора раза, а ведь такую цель ставит президент в Послании Федеральному Собранию в марте 2018 года. Убедительного обоснования таких темпов роста в представленных документах нет. Также нет чёткого объяснения темпов роста инвестиций на 2020 год в размере 5 процентов и в 2021-м — на 6,5. Сегодня у правительства нет внятного сигнала для бизнеса для роста инвестиций.
Не радует низкий уровень инфляции на 2020 год — 3 процента, который существенно ниже таргета и действующего прогноза Центрального банка в 4 процента. Это ключевой показатель для расходов бюджета, его техническое занижение автоматически приведёт к экономии бюджетных расходов, за которые, как показывает опыт прошлых лет, придётся расплачиваться из своего кошелька наиболее незащищённым слоям населения: пенсионерам, многодетным семьям, инвалидам.
Мы считаем, что, используя бюджетные правила правительство необоснованно закладывает на трёхлетку постепенно повышающийся курс доллара по отношению к рублю, слабый рубль позволяет прогнозировать более высокие доходы федерального бюджета от экспорта нефти и газа, искусственно увеличивает доходы и занижает дефицит. Однако при более высоких ценах на нефть согласно консенсус-прогнозу курс рубля, наоборот, будет укрепляться, что может привести к снижению платежей от экспорта нефти и газа и разбалансировать основные параметры бюджета уже в 2020 году.
Не сулит сладкой жизни населению прогноз роста реальных располагаемых доходов населения, на 2020 год он прогнозируется в 1,5 процента. При этом в 2019-м, его уровень понижен с 1 до 0,1 процента. Уровень бедности в России вырастет до 11,7 процента по сравнению с 11,1, прогнозируемых ранее.
Правительство предлагает часть средств ФНБ - 15-20 процентов инвестировать по принципу 1 рубль на несколько рублей частных инвестиций в отрасли, направления которых ведут за собой кумулятивный эффект для всей экономики.
Но с учётом накопленных огромных резервов правительство не будет торопиться выбирать конкретные проекты, решения по ним, очевидно, будут приниматься за пределами рассмотрения проекта бюджета.
В проекте бюджета принципиальных изменений в структуру бюджета не происходит, остались нерешёнными многочисленные бюджетные проблемы, которые приобрели хронический характер, кочующие из одного бюджетного цикла в другой.
О доходах. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что причиной роста ненефтяных доходов стал не рост экономики, а высокий уровень администрирования, увеличение налоговой нагрузки, рост НДС, акцизов на спирт, ГСМ, изменения по отдельным госпошлинам, что вряд ли всё это можно назвать стимулирующим.
Счётная палата отмечает возможные недополучения за трёхлетку дивидендов от государственных компаний и корпораций в сумме до 300 миллиардов рублей. О сохранении роли государства в экономике можно судить по прогнозу объёмов поступлений от приватизации: на 2020 год запланировано 11,3 миллиарда рублей, а 2021-2022 - по 3,6. Это значительно ниже показателей за последние 10 лет.
О расходах. Несмотря на огромный размер ФМБ, рост доходов, профицит, доля расходов ВВП за три года снижается с 17,3 процента до 16,9. По нашей оценке, такую динамику формирует бюджетное правило.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что бюджетное правило искусственно ограничивает социальные и производительные расходы и оставляет реальный сектор экономики без средств.
Даже небольшое смягчение бюджетного правила при цене отсечения в 45 долларов за баррель в 2020 году, позволило бы безболезненно увеличить расходы на социальные нужды до 10 триллионов рублей и направить их на здравоохранение и образование до уровня не менее 7 процентов, на культуру — не менее 3 процентов от общего объёма расходов, а также предусмотреть расходы на все социальные выплаты, согласно реальной инфляции и на все социальные потребности граждан.
Используя ежегодно принцип формирования расходов от достигнутого, правительство каждый раз нам говорит: денег нет, бюджет сбалансирован, параметры утверждены, они для других целей.
При этом в очередной раз на трёхлетку, на стимулирование госслужащих предусматривается полтриллиона рублей, на поддержку госкорпораций и компаний - 756 миллиардов рублей, продолжается финансирование неэффективных проектов ФАИП без необходимой документации, растет объем незавершенного строительства и сохраняются льготы для нефтяных экспортеров в объеме 1,6 триллиона рублей.
О госпрограммах. Очередной раз обсуждение госпрограмм - на заседаниях комитета Госдумы по бюджету выявился целый ряд системных проблем, которые так и остались нерешенными за последние 7 лет. Это низкий уровень их исполнения — за 8 месяцев 2019 года лишь 20 из 49 программ были исполнены более чем на 50 процентов. Использование огромного количества необоснованных значений индикаторов, не имеющих прямого отношения к достижению поставленных целей, невозможность определения результативности и эффективности использования бюджетных средств, отсутствие ответственности за их реализацию. А включение в госпрограммы 1505 индикаторов и текущих расходов не позволяет оценить достижение поставленных целей и задач, рассматривать их в качестве инструмента повышения эффективности бюджетных расходов.
Очевидно, что и этот инструмент бюджетной политики, используемый правительством, себя не оправдал и требует новых инструментов бюджетного проектирования.
Одновременно результатом управления госрасходами с использованием бюджетного правила стало рекордное накопление суммарных остатков федерального бюджета на счетах федерального казначейства, в 2018 году это 10,2 триллиона рублей, рост объемов резервируемых, нераспределенных расходов - в целом за 3 года это 1,5 триллиона рублей, рост остатков неиспользованных средств на конец года, которые затем переходят на следующий год, в 2018 году напомню, таких остатков было 800 миллиардов рублей.
Счётная палата считает, что значительная часть этих средств зарезервированных в ходе исполнения бюджета так и не перераспределяется и сводит их, по существу, к тем же остаткам.
Все сказанное подтверждает вывод о том, что сформировавшийся за последние годы целый комплекс хронических бюджетных болезней лечить никто не собирается, это говорит о низком качестве управления, отсутствии жесткого контроля и главное персональной ответственности за такое положение дел конкретных лиц.
А наши терпеливые граждане продолжают ждать и выживать в условиях повышенного пенсионного возраста, увеличения всякого рода платежей, скоростного роста кадастровой оценки имущества, недоиндексация пенсий, социальных пособий, материнского капитала в соответствии с фактической инфляцией. И их вряд ли смогут в очередной раз убедить десятки тысяч страниц проекта бюджета, доводы, выступления представителей правительства, что деньги есть, но пока не для них. При этом с каждым годом всё больше граждан России переступает черту бедности, теперь только по официальным данным в России живёт почти 21 миллион нищих, а к бедным можно причислить 14,3 процента населения. Я прошу, добавьте мне, пожалуйста.
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, минуту.
Ремезков А. А. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" представила альтернативный бюджет, который мы направили в правительство. Мы уверены, что доходную часть бюджета можно увеличить за счёт введения прогрессивной шкалы НДФЛ, расширения применения налога на роскошь, возврат к ставке НДС 18 процентов, полной отмены возвещения НДС для экспортёров сырья, введения государственной монополии на производстве и оборота этилового спирта, снижения расходов на материальное стимулирование ... и так далее. Реализация этих мер позволит безболезненно получить дополнительно 5,5 триллиона рублей доходов, которые также можно было бы направить и на финансирование социальных нерешённых задач образования, здравоохранения, программу демографическую, обеспеча социальную поддержку детей войны, ну, а также погасить, наконец, долги по вкладчикам Сбербанка. Всего этого в этом бюджете нет.
Поэтому "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, выступления от политических фракций состоялись. Антон Германович, один вопрос мы упустили. Хотя этот вопрос, думаю, что нас объединит, потому что инициировали её рассмотрение все политические фракции. Речь идёт о рассмотрении завтра законопроекта в первом чтении. Но так как законопроекта пока ещё нет, и он не принят, не отражён и в бюджете в расходных полномочиях. Речь идёт о принятии законопроекта об обязательном горячем детском питании в младших классах.
20 миллиардов рублей - расходы на реализацию этого закона. Вот мы с вами ко второму чтению... Подождите, там не только стакан молока. Там сбалансированное, полноценное, горячее питание. Если вы хотите нас вернуть к стакану молока... Это было, знаете когда? С 17-го по понятно какой год. Сейчас уже другое время. Полноценное питание. Сбалансированное.
Антон Германович, вот этот вопрос, учитывая, что его обсуждали, Председатель правительства поддержал, насколько я знаю, вы в курсе принятия этого законопроекта, у нас он инициирован всеми фракциями, и мы вели длительный диалог с правительством по этому вопросу, можно попросить вас прокомментировать, потому что сегодня не прозвучало это в выступлениях, а мы завтра можем столкнуться с тем, что на реализацию средств не предусмотрено.
Силуанов А. Г. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович! Знаю, что такой законопроект есть. Мне хотелось бы может быть, взять сейчас паузу для консультации со своими коллегами по этому законопроекту, поскольку здесь полномочия, конечно, чисто региональные. Надо помогать субъектам Российской Федерации. Поэтому если вы разрешите, мне нужно взять тайм-аут для консультации.
Председательствующий. Хорошо. Но мы тогда исходим из того, что давайте проработаем этот вопрос. Потому что когда мы обсуждали у Председателя правительства его, была договоренность, что регионы, которые обеспечат горячее питание школьников начальных классов в обязательном порядке, будут получать со стороны Федерации средства, и это будет, в том числе, компенсировать их расходы. Вот именно в части младших классов.
(Аплодисменты.)
Об этом мы говорили.
Завтра мы будем рассматривать закон, так как правительство его поддержало, и собственно, у нас есть поддержка со стороны ГПУ, но сегодня как-то все взяли и эту тему упустили, Андрей Константинович, и Владимир Вольфович, и Геннадий Андреевич, все авторы, и Сергей Михайлович. Что? Правильно.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Нет, молоко предлагает Николай Михайлович Харитонов. Но это из его детства, и то, что он хотел бы получать. Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Так об этом как раз и речь идёт. И один из авторов закона Геннадий Андреевич Зюганов. И в законе речь идёт о сбалансированном горячем питании. И Кашин автор.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Вся Дума подписалась. Вас только не было. Но сегодня у нас этот вопрос не отражён в расходных полномочиях, об этом речь. А законы, не обеспеченные финансово, мы договорились не принимать, потому что это возврат к 90-м, которые вы критикуете.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Правильно. Нет. С собой боролись, а не с Кудриным.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments