leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Условия Протокола I Россия и так выполняет, но платить в мертвую организацию не хочет – ратификация

Условия Протокола I Россия и так выполняет, но платить в мертвую организацию не хочет – ратификация
2. 815671-7 Госдума без обсуждения приняла закон «Об отзыве заявления, сделанного при ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)»
Документ внес 17.10.19 президент.
Представил замминистра иностранных дел РФ Сергей Вершинин.
Зампред комитета по международным делам Светлана Журова.
Законопроектом предлагается отозвать заявление, которое было сделано СССР при ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), принятого в г. Женеве 8 июня 1977 года.
Протоколом I была учреждена международная комиссия по установлению фактов, в компетенцию которой входят расследование предполагаемых серьезных нарушений гуманитарного права в рамках вооруженного конфликта международного характера, содействие путем оказания добрых услуг восстановлению уважительного отношения к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года и Протоколу I.
Верховный Совет СССР 4 августа 1989 г. ратифицировал Протокол I с заявлением о том, что СССР в соответствии с пунктом 2 ст. 90 Протокола I признаёт ipso facto (т.е. в силу самого факта) и без специального соглашения в отношении любой другой Высокой Договаривающейся Стороны, принимающей на себя такое же обязательство, компетенцию комиссии.
Комиссия с 1991 года фактически не выполняет своих функций. Российского представителя в ее составе нет. При этом РФ уплачивает в бюджет комиссии ежегодный взнос. Кроме того, в нынешней международной обстановке риски злоупотребления полномочиями комиссии в политических целях со стороны недобросовестных государств существенно возрастают.
Ратификация 383 0 0 12:54

Стенограмма
Переходим к блоку «Ратификация международных договоров РФ».
Пункт 2-й. О проекте федерального закона «Об отзыве заявления, сделанного при ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)». Доклад официального представителя Президента РФ заместителя Министра иностранных дел РФ Сергея Васильевича Вершинина. Пожалуйста.
Вершинин С. В., официальный представитель Президента РФ заместитель Министра иностранных дел РФ.
Добрый день!
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты!
Представленный на ваше рассмотрение проект федерального закона предусматривает отзыв заявления Советского Союза к Дополнительному протоколу по Женевским конвенциям 1949 года, касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов.
Этим заявлением наша страна признавала компетенцию Международной комиссии по установлению фактов. Кроме того, проект содержит положение о признании недействующим на территории РФ соответствующего пункта Постановления Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 года «О ратификации I и II Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям».
Международная комиссия по установлению фактов была учреждена в соответствии со статьей 90 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, подписанного в 1977 году. Официально комиссия приступила к работе только в 1991 году после того, как её компетенцию признали 20 государств – участников этого протокола.
В мандат комиссии входит расследование предполагаемых серьезных нарушений гуманитарного права в рамках международного вооруженного конфликта, а также содействие путем оказания добрых услуг по установлению уважительного отношения к Женевским конвенциям. Вывод о нецелесообразности сохранения в Сирии заявления СССР был нами сделан на основе анализа опыта 30-летнего периода его действия. За время существования комиссии её эффективное функционирование, к сожалению, так и не началось. Она фактически не использовалась по прямому назначению. При этом Россия продолжает нести расходы по обеспечению деятельности этой структуры, уплачивая в её бюджет ежегодный обязательный взнос.
Кроме того, с 2017 года в составе комиссии отсутствует российский представитель. Большинство государств, в том числе и ведущие державы, компетенцию комиссии так и не признали. Вместе с тем в нынешней обстановке возрастают риски злоупотребления в политических целях со стороны недобросовестных участников международного общения полномочиями по задействованию комиссии, вытекающими из международного гуманитарного права.
Таким образом, отзыв заявления о признании компетенции комиссии будет способствовать оптимизации, в том числе финансовой, участия России в деятельности международных структур. Следует отметить, и это важно, что наши отношения к самому I протоколу не меняются. Вопрос о его денонсации не ставится, а Россия, как и ранее, продолжит добросовестно выполнять содержащиеся в нем обязательства. При этом у нашей страны сохранятся и возможности для взаимодействия в случае необходимости с комиссией, которое может осуществляться на основе согласия заинтересованных сторон.
С учетом изложенного прошу поддержать данный проект федерального закона. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо. Содоклад Светланы Сергеевны Журовой. Пожалуйста.
Журова С. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Официальный представитель президента достаточно предметно изложил аргументы, по которым мы отзываем заявление о признании компетенции Международной комиссии по установлению фактов.
Российская Федерация, как государство – продолжатель Советского Союза, является участницей основных международных договоров в области международного гуманитарного права, включая Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны: Конвенцию об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях, Конвенцию об улучшении участи раненных и больных лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море, Конвенцию об обращении с военнопленными, Конвенцию о защите гражданского населения во время войны и Дополнительные протоколы к ним 1977 года.
Комитет по международным делам разделяет озабоченность, которую озвучил Сергей Васильевич, о том, что в нынешней международной обстановке существенно возрастают риски злоупотребления полномочиями комиссии в политических целях со стороны недобросовестных государств. Тем более что всего лишь 77 государств из 174, участвующих в Протоколе I признали компетенции комиссии.
Стоит отметить, что заявление государства при выражении своего согласия на обязанность международного договора является его добровольным волеизъявлением как суверенного субъекта международного права и может быть отозвано в любое время. Вместе с тем отзыв такого ранее сделанного заявления никаким образом не влияет на участие государства в самом международном договоре.
Российская Федерация последовательно выступает за беспрекословное соблюдение норм международного гуманитарного права, стремясь выполнять принятые международные обязательства в полном объёме, поддерживая свою приверженность основополагающему принципу международного права, принципу добросовестного соблюдения международных обязательств.
Данный принцип служит критерием законности деятельности субъектов международного права в международных отношениях и выступает в качестве условия стабильности и эффективности международного правопорядка.
По представленному проекту федерального закона у Правового управления Государственной Думы замечаний не имеется.
В связи с изложенным. Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать, принять данный законопроект. Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Представитель президента? Правительства? Нет.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона «Об отзыве заявления, сделанного при ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)».
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 54 мин. 05 сек.)
Проголосовало за 383 чел 85,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 383 чел.
Не голосовало 67 чел 14,9 %
Результат: принято Принимается единогласно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments