leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

ЕСПЧ заставил принимать закон о компенсации за надлежащие условия под стражей

ЕСПЧ заставил принимать закон о компенсации за надлежащие условия под стражей, можно подать в суд в России – принята пара законопроектов первого чтения
18. 711788-7 Госдума приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях»
Документ внесло правительство 17.05.19.
Представил Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека – замминистра юстиции Михаил Гальперин.
Член комитета по государственному строительству и законодательству Николай Брыкин.
Законопроектом предусматривается право подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, а также осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительном учреждении, на получение компенсации в денежной форме за счет казны РФ за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.
В целях реализации этого права указанные лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением. Компенсация присуждается с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В Кодекс административного судопроизводства РФ предлагается внести изменения и дополнения, предусматривающие особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении указанной компенсации.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г., но не ранее 30 дней после дня его официального опубликования.
Предусматривается, что решение суда об удовлетворении административного искового заявления в части присуждения компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении исполняется в 90-дневный срок со дня его поступления на исполнение в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.
В течение 180 дней со дня вступления в силу ФЗ лица, подавшие в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела, могут обратиться в суд в порядке, установленном законодательством РФ, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Первое чтение 385 0 1 15:58

19. 711844-7 Госдума без обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 333.19 Налогового кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях»
Документ внесло правительство 17.05.19.
Представил Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека – замминистра юстиции Михаил Гальперин.
Зампред комитета по бюджету и налогам Глеб Хор.
Законопроектом предлагается установить с 1 января 2020 года размер государственной пошлины, взимаемой при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, – 300 руб.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Счетная палата РФ сообщает об отсутствии замечаний и предложений.
Первое чтение 379 0 1 15:59

Стенограмма обсуждения двух законопроектов
Коллеги, 18-й и 19-й вопросы мы обсуждаем с одним докладом и двумя содокладами.
18-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях".
И 19-й вопрос. Проект федерального закона о внесении изменения в статью 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием вышеназванного федерального закона.
Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместитель Министра юстиции Михаил Львович Гальперин. Пожалуйста, Михаил Львович.
Гальперин М. Л., официальный представитель Президента Российской Федерации Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместитель Министра юстиции Российской Федерации.
Спасибо большое.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Один основной законопроект и законопроект-спутник направлены на защиту прав российских граждан, которым не обеспечены надлежащие условия содержания в соответствующих местах ограничения свободы.
На необходимость подготовки такого законопроекта уже неоднократно указывал и Европейский Суд по правам человека. Такие механизмы существуют в очень многих странах Совета Европы: и в Италии, и в Польше, в Турции, и у нас есть позитивный опыт.
И напомню, что в 2010 году Государственной Думой был принят как раз федеральный закон, предусматривающий присуждение на национальном уровне компенсаций за нарушение разумных сроков судопроизводства. И этот закон перевёл на национальный уровень, в наши суды сотни и сотни исков российских граждан, которые ранее шли в Европейский Суд по правам человека. Аналогично предлагается сделать и в этот раз.
Сейчас Европейский Суд по правам человека присуждает в среднем порядка 6-8 тысяч евро за счёт федерального бюджета каждому заявителю, вместе с тем по практике Совета Европы при переводе этого механизма на национальный уровень соответствующие выплаты допустимы в пределах 35 процентов данной суммы.
Вводится единый порядок рассмотрения таких дел, когда в одном процессе же и признаётся незаконным бездействие администраций учреждения и в этом же процессе можно получить соответствующую компенсацию, что полностью обеспечивает права тех лиц, которые за такой защитой обращаются. Соответственно, законопроект позволит создать эффективное национальное правовое средство правовой защиты, с одной стороны, сократить бюджетные расходы, но с другой стороны, создать действительно эффективный, быстрый механизм защиты прав наших собственных граждан без необходимости их обращения в Страсбургский суд.
Второй законопроект, соответственно, вводит размер государственной пошлины в размере 300 рублей для обращения с таким заявлением в суд. Спасибо большое за внимание. Просим поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Львович. Присаживайтесь.
С содокладом по первому законопроекту выступает член Комитета по государственному строительству и законодательству Николай Гаврилович Брыкин.
Бpыкип Н. Г., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Михаил Львович достаточно профессионально всё изложил, поскольку он работает и в качестве Уполномоченного Российской Федерации в Суде Европейском по правам человека.
Комитет в свою очередь отмечает, что необходимо внесение в российское законодательство механизма судебного... правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением ненадлежащих условий содержания под стражей в исправучреждениях, поскольку в нашем законодательстве такой механизм, как установил Европейский Суд, отсутствует.
Значит, данным законопроектом наделяются лица, которые находятся под стражей в исправительных учреждениях, правом обратиться в суд с административным заявлением Российской Федерации, и на основании судебного решения получить компенсацию за счёт средств федерального, соответствующего образом, бюджета.
Та процедура, которая предлагается в данном законопроекте, аналогичная той, которая установлена для рассмотрения дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Принятие данного проекта федерального закона позволит, как считает комитет, создать эффективные средства судебной защиты на национальном уровне, что в первую очередь обеспечит право граждан на доступность к правосудию, а также сократит расходы федерального бюджета, связанные с выплатой компенсации по постановлению Европейского Суда по правам человека.
V Комитета по государственному строительству и законодательству есть некоторые замечания по отдельным положениям законопроекта, но они не носят концептуального характера и, я думаю, что они будут учтены ко второму чтению.
Комитет поддерживает и просит принять данный проект федерального закона в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Николай Гаврилович. Присаживайтесь.
С содокладом по второму законопроект выступит заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Леонид Яковлевич Симановский.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. У меня так написано. Виноват. Повысили временно.
Симановский Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Суть законопроекта очень проста: устанавливается государственная пошлина в размере 300 рублей за подачу административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей или в исправительном учреждении.
Комитет по бюджету и налогам рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Леонид Яковлевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Шперов Павел Валентинович.
Шперов П. В. Спасибо.
Уважаемый Михаил Львович, как обеспечить справедливое и полное рассмотрение дел по компенсации за нарушение условий содержания под стражей с учётом того, что в тексте законопроекта не определено бремя доказывания и те способы и средства доказывания, которые способствовали бы подозреваемому, обвиняемому осуществление прав на их защиту. Это никак не прописано. Спасибо.
Гальперин М. Л. Спасибо большое за вопрос.
Поскольку это новые нормы будут находиться в главе, в Кодексе административного судопроизводства, который касается разбирательства между гражданином и соответствующим органом публичной власти, там будет общее бремя доказывания, то есть это орган власти должен будет доказывать в соответствии с общим положением Инкассо о законности и соответствии соответствующих требований к установленным нормам. То есть в этом смысле бремя доказывания будет лежать на органе власти, а не на гражданине.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.
Можно перейти к голосованию.
Коллеги, ставлю на голосование 18-й (базовый) законопроект. Включите режим голосования. 18-й пункт порядка работы. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 58 мин. 58 сек.)
Проголосовало за 385 чел 85,6 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 386 чел.
Не голосовало 64 чел 14,2 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Ставится на голосование 19-й пункт порядка работы. О внесении изменения в статью 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 59 мин. 28 сек.)
Проголосовало за
379 чел.
84,2 %
Проголосовало против
0 чел.
0,0%
Воздержалось
1 чел.
0,2%
Голосовало
380 чел.
Не голосовало
70 чел.
15,6 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Коллеги, ещё раз напоминаю. У нас сейчас 20-й вопрос мы рассмотрим и потом перейдём к законопроектам по сокращённой процедуре и два проекта поручения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments