leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Россия создает нечто вроде научных шарашек только свободных и на подножном корму

Россия создает нечто вроде научных шарашек только свободных и на подножном корму
Председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова провела во вторник 29 октября в к. 700 круглый стол «Актуальные вопросы создания научно-образовательных центров мирового уровня в субъектах РФ в рамках реализации национального проекта «Наука»
Конспект 12:59
Открытие заседания ГУМЕРОВА Лилия Салаватовна, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. За НОЦ отвечает Трубников. Дмитрий Юрьевич Василенко. Поприветствуем замечательного человека Николая Ивановича Рыжкова. Пять НОЦ уже созданы.было очень много желающих. Создание НОЦ одн а из наиболее востребованных и сложных задач. Через развитие региона обеспечить выход России на лидирующие позиции. Цель круглого стола понять что еще нам надо сделать для создания НОЦ. Многие высказывали идею о законодательном создания привлекательности преференций. Проект решения сформирован на 90% из предложений субъектов. Носят комплексный характер. По государственному, подошли. Мы были приятно удивлены. Во все регионы разослали руководства по НОЦ.
13:07
Основной доклад (регламент до 15 минут)
ТРУБНИКОВ Григорий Владимирович, первый заместитель Министра науки и высшего образования РФ. Большая конкуренция. В рамках постановления правительства форма НОЦ жестко не закреплена. Министр объедет все НОЦ. Поддержку правительства готов сконцентрировать на поддержку НОЦ. Готовятся представить на правительственный совет по отбору НОЦ. Активно вовлекаем МСХ Минпромторговли Минэк Минфин. Мы работаем в рамках Стратегии 7 приоритетов. Документ которым страна может гордиться. Президент фактически предлагает новый формат государства. Переворачивается пирамида финансирования. Сейчас до 35% внебюджетные источники, будет 10 на дин бюджетный рубль. Индустрия должна заказывать НОЦам. Должны быть немного направлений в которых НОЦ должен продемонстрировать мировой уровень. НОД должен сам отработать или экспертно отреагировать кого привлечь. Должно быть 15. 1,17% ВВП государство тратит на научные исследования и разработки. Бизнес 35%. В постановлении правительства сказано НОЦ без образования юридического лица. Есть наблюдательный совет образуется губернатором. И управляющий совет. Головные проектные офисы в виде АНО. НОЦы должны формировать комплексные программы. Управление коммерциализацией продуктов интеллектуальной деятельности. Помощь индустриальным партнерам. НОЦ как четырехцилиндровый двигатель. Семь вопросов требовал от каждой команды. Не просто продукты положить на полку а план внедрения. НОЦ должен показать вклад в региональный продукт и в масштабе страны. Третий продукт это кадры. Важно чтобы субъект кровью расписался показал свою заинтересованностью. Главы субъектов должно использовать все нацпроекты которые могут быть направлены на НОЦ. Международное сотрудничество крайне важно. Если создаем международного уровня должны с кем-то сверяться. Вопрос субъектам: зачем вам НОЦ? НОЦ должен стать магнитом для притока кадров из других регионов из других стран. До июня 2020 года должна быть отобрана следующая пятерка НОЦ. Первая пятерка отобрана 26 августа. НОЦы должны стать узелками инновационной паутины. Решать вопрос эффективного освоения нашей огромной территории. Международное сотрудничество. Все спрашивают Если вы практически не даете бюджетного финансирования, как привлекательность НОЦ?. ЛИЦы лидирующие инновационные центры. Все инструменты готовы интегрировать. Будем зашивать преимущества для НОЦ. Входит в топ-10 по публикациям или патентам, либо напрямую через экспорт.
13:34
Выступления (регламент до 5 минут)
Елена Пахомова, замгубернатора Кемеровской области. Заключили 84 соглашения со всеми регионами. Инициатива Зеленый Кузбасс. Главная цель региона рост ВРП. Все проекты требуют инвесторов. Твердые полезные ископаемые. Рельсы. Профзаболевания. Когда необходимо закупка у единственного поставщика.
Дмитрий Юрьевич Василенко. Сотрудничество 120 университетов.
Павел Илюшин, директор НОЦ Перми. Предусмотреть объединенную процедуру лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. Жилье для сотрудников. Контрольные цифры приема распределить по приоритетным направлениям.
Александр Абрамович Барях директор Пермского центра. НОЦы известны с 90-х прошлого века. Хотелось бы чтобы ускорился процесс возрождения научной аспирантуры, тормоз. Льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль. Соглашения по стратегическому партнерству позволят избежать тендерных процедур.
Трубников Идея хорошая чтобы 44-ФЗ не возникал. Это возможно через нашу нормативку. Закупки на НИОКР можно обсуждать с Минэком. Не НИОКР вряд ли возможно. Создание организацию грантовых программ где высок риск недостижения.
Алексей Райдер, директор департамента образования и науки Тюменской области. Мы все ориентированы на тот или иной набор вызовов. Компактность научно-образовательного пространства региона не позволяла. Мы лидируем в рейтингах. Исследования Арктики. Нефтедобывающие компании Газпромнефть Сибур. Надо более радикально браться за программу работы с кадрами НОЦ. Доступ к имущественному комплексу.
Андрей Турпалов директор НОЦ Нижегородской области. Горизонт планирования пять лет. Возможность преференций. Приоритет участников НОЦ в госзакупках. Ввести требования к участникам НОЦ формирование ТЗ.
Елена Владимировна Кудряшова, директор НОЦ Российская Арктика. Ряд предложений выявились в рамках годовой работы центра. Трудности взаимодействия с индустриальными партнерами. Внедрение новых технологий требует принципиально новых подходов. Процедуры требуют огромного времени и финансирования. Так по всей стране. Мы активно включились в процесс.
Гумерова. Давайте по аккредитации и лицензированию комплексно подойдем. Тонны бумаги говорит это об индикаторах. Теперь те кто на пути к счастью.
Руслан Радикович Кызыханов, Башкортостан. 10 компаний уже привлекли. Проанализировали структуру экспорта компаний. Хотелось бы синхронизировать. Увязка. Увеличить размер гранта на строительство кампуса. Сегодня ВЭБ.
Виктор Анатольевич Кокшаров, ректор уральского университета. Не завидую первым пяти. Планируем межрегиональный НОЦ Свердловская Челябинская Курганская области. Двигателестроение цифровые технологии. Не услышал какие региональные меры поддержки. Для Свердловской области мы понимаем двести млн дополнительно на научно-техническое развитие. Конечно нужны налоговые льготы. Все что есть в регионе надо собирать в НОЦ. НОЦ это прикладные исследования. Очень надеюсь будет проведен серьезный конкурс. Кроме пряника мер поддержки должен быть и кнут. Кто не справится должен выходить. Обеспечение жильем у нас на Урале отработано. Для научных работников есть для преподавателей вузов нет хотя науки там делается больше институтов Академии. Не бойтесь создавать собственные образовательные стандарты. Не снижать а повышать показатели ЕГЭ.
Михаил Исаевич Дасковский. Подготовка научных кадров. Научное сопровождение реализации КНТП.
Обсуждение, дискуссия (регламент до 3 минут)
Александр Борисович Фетисов. Подготовка кадров все звездочки бриллианты Москва и Петербург. Инструмент НОЦ позволит эту историю развернуть в региональные вузы.
Андрей Борисович Зюзин, гендиректор Эфко инновации Сколково. Вопрос связанный с инвестициями. Инвестиционный климат не так хорошо. Очень бы хотелось чтобы документы появились в постановлении. У нас пищевые технологии. Большая часть ученых США по редактированию генома работают в Аргентине. Большинство сайтов не на английском языке.
Николай Рыжков. Меня насторожило в выступлении замминистра большой разброс. И Сколково и открытые зоны они погибли все. НОЦ соединение науки и производства. В науке мы всегда были сильны. Разрыв с производством. Сколково нанотехнологии получили что-то? Ничего. Сделать НОЦ 30 а может 40. Наука и производство не могут жить друг без друга, но цели разные. Если не дадим преференции производству палкой их не заставишь. Чтобы купить какой-то станок сегодня два года надо ждать. Государство выделяет на НОЦы 8,3 млрд а с производства вы хотите получиться 134 млрд руб. Идет шестой технологический уклад. В бюджете очень большой профицит. Как я буду голосовать за бюджет? Не буду я за него голосовать. Надо прописать Академию наук. Не слышно даже неприлично. В то же время там есть ученые. Вопрос недоработан. Не угробить нам это дело. Кто сегодня помнит территории опережающего развития? Посмотрите что делает Китай. То что мы делаем это младенческий возраст.
Заключительное слово по итогам обсуждения
ТРУБНИКОВ Григорий Владимирович, первый заместитель Министра науки и высшего образования РФ. Конструктивное обсуждение. Я ожидал больше критики. Мне очень важно обратную связь получить. Предложения прозвучали очень разноплановые. Не решать все сразу, выделить приоритеты. В конце ноября у нас откроется информационный портал. Мы готовы ваши интересы отстаивать с корпорациями с другими ФОИВами. По поводу преференций есть понимание с министерством, так плотная команда. Многие барьеры существуют у нас в голове. Многих вещей уже не существует. Конечно НОЦы это чтобы наука и индустрия работали вместе. По третьему-четвертому разу заказывают то что Академия давно сделала. По поводу 8:134 и вашего голосования по бюджету. Цифра вырвана из контекста. Десятки млрд на обновление приборной базы. Приоретизация существует. РАН должна более активно участвовать.
Рыжков. Спасибо за разъяснения. Голикова: у нас в бюджете только 8,6 млрд остальные они должны привлечь
Закрытие заседания.
ГУМЕРОВА Лилия Салаватовна, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Предлагаю разместить на портале СФ рекомендации и презентацию. Две недели на доработку.
15:13
Отвечая на вопрос МП о развитии генетики и селекции, Григорий Трубников сказал, что есть Белгородский НОЦ который является фронтующим по этой повестке. Приоритеты избрали в самых современных агробиотехнологиях. Кроме того у нас создано три больших научных центра мирового уровня, которые Совет отобрал помимо НОЦ в области геномных исследований. Там консорциум из нескольких организаций в каждом случае. Один на базе Курчатовского института. Кстати, геномные исследования в первую очередь в области агробиотехнологий. Большой научный центр на базе Росздравнадзора. И третий на базе Минздрава геномные исследования в области наук о человеке. Та что поддержка генетики и селекции идет параллельно несколькими инструментами.

РЕШЕНИЕ по итогам «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы создания научно-образовательных центров мирового уровня в субъектах РФ в рамках реализации национального проекта «Наука»
Обсудив актуальные вопросы создания научно-образовательных центров мирового уровня в субъектах РФ в рамках реализации национального проекта «Наука», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» разработан национальный проект «Наука» (далее – НП «Наука»). В составе НП «Наука» входит федеральный проект «Развитие научной и научно-производственной кооперации», в рамках реализации которого запланировано создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня (далее – НОЦ) на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики (далее – участники НОЦ).
Создание сети НОЦ в первую очередь призвано обеспечить решение прорывных прикладных задач по приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 года № 642.
В рамках реализации НП «Наука» утверждено постановление Правительства РФ от 30 апреля 2019 года № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций щ и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» (далее – Постановление № 537).
24 июля 2019 года Министерством науки и высшего образования РФ утверждены и направлены в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ Методические рекомендации по формированию программ деятельности НОЦ, Для рассмотрения вопросов отбора и координации деятельности НОЦ в целях предоставления грантов постановлением Правительства РФ от 20 июля 2019 года № 945 образован Совет научно-образовательных центров мирового уровня – постоянно действующий межведомственный координационный орган, образованный из числа представителей федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, ведущих ученых, занимающих лидирующие позиции в определенной области наук. Распоряжением Правительства РФ от 14 августа 2019 года № 1800-р утвержден состав указанного совета.
В соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 20 февраля 2019 года и постановлением № 537 без конкурсного отбора в 2019 году созданы НОЦ в Пермском крае, Белгородской, Нижегородской, Кемеровской и Тюменской областях.
В первом квартале 2020 года Министерством науки и высшего образования РФ запланировано проведение совместно с Советом НОЦ конкурсного отбора, по итогам которого будут определены 5 субъектов РФ для создания НОЦ в целях последующего оказания им государственной поддержки.
Согласно показателям федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» национального проекта «Наука» на формирование не менее 15 центров в 2019-2024 годах предусмотрено 8,3 млрд. рублей бюджетных ассигновании, при этом размер привлечённых внебюджетных средств по результатам деятельности 15 центров в 2019-2024 годах должен составить 134,0 млрд. рублей. Основным источником финансирования НОЦ в соответствии с показателями НП «Наука» являются внебюджетные средства.
Отмечая важность и перспективность создания НОЦ в субъектах РФ для инновационного развития экономики регионов и прорывного развития страны в целом, с учетом актуальности обеспечения нормативно-правового регулирования создания и развития НОЦ, создаваемых в субъектах РФ в рамках реализации НП «Наука», и совершенствования мер их поддержки, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству РФ:
1) рассмотреть вопрос о законодательном закреплении понятия и статуса НОЦ, а также преференций участникам НОЦ;
2) подготовить предложения по предоставлению преференций для образовательных организаций высшего образования, научных организаций и организаций, действующих в реальном секторе экономики, являющихся участниками НОЦ, рассмотрев, в том числе, возможность:
- введения мер налогового стимулирования участников НОЦ, введения таможенных пошлин, позволяющих участникам НОЦ – производителям отечественной продукции конкурировать с зарубежными производителями, применения в отношении проектов НОЦ инструментов государственной поддержки в виде льготного инвестиционного и краткосрочного кредитования, а также в виде частичного возмещения прямых затрат на строительство объектов, субсидирования логистических затрат на поставку основного сырья и материалов при реализации проектов в целях создания
импортозамещающей продукции;
3) рассмотреть возможность получения участниками НОЦ преференций и финансовой поддержки для создания крупных объектов инфраструктуры, на базе которых возможно осуществить научно-технологический прорыв в горизонте планирования, выходящего за срок реализации НП «Наука».
2. Министерству науки и высшего образования РФ:
1) проработать вопрос о введении и нормативном закреплении статуса «Ассоциированный член НОЦ», позволяющего потенциальным партнерам, желающим стать участниками НОЦ, осуществлять совместную деятельность в рамках НОЦ, не дожидаясь изменений программы деятельности НОЦ;
2) разработать комплекс мер по стимулированию вовлечения представителей бизнеса и предпринимательских структур в проекты НОЦ;
3) проанализировать возможности межрегионального взаимодействия в процессе создания НОЦ и разработать рекомендации по его осуществлению;
4) создать при Минобрнауки России межведомственную рабочую группу по сопровождению деятельности по созданию и развитию НОЦ в рамках НП «Наука», включив в нее представителей созданных НОЦ, представителей заинтересованных федеральных и региональных органов власти, предложив указанной рабочей группе принять следующие меры по координации и повышению эффективности указанной деятельности:
- сформировать единую дорожную карту по развитию НОЦ, организовать взаимодействие по обмену опытом, информацией о перспективных научно-исследовательских разработках в рамках НОЦ;
- разработать систему учета целевых показателей НОЦ по привлеченным внебюджетным средствам;
- на постоянной основе формировать предложения по выработке механизмов преференций для участников НОЦ;
- разработать механизм увеличения концентрации прикладных исследований в созданных НОЦ по направлениям, соответствующим их специализации;
- построить механизм взаимодействия НОЦ с действующими институтами поддержки (упрощение процесса привлечения финансирования, предоставление приоритета для участников центра) и интеграции действующих мер поддержки в контур НОЦ;
- организовать системную работу по формированию и изменению программ деятельности НОЦ;
5) доработать Методические рекомендации по формированию программ деятельности НОЦ, утвержденные 24 июля 2019 года, закрепив, в том числе:
- рекомендуемые уровни финансирования НОЦ за счет внебюджетных источников, формы предоставления сведений по материально-технической и информационной базе, научной, производственной, технологической инфраструктуре участников НОЦ;
6) конкретизировать требования к расчетам целевых показателей и индикаторов, планируемых к достижению в рамках реализации программы деятельности НОЦ;
7) разработать методические рекомендации по представлению отчетных документов по программе деятельности НОЦ.
3. Министерству науки и высшего образования РФ совместно с Российской академией наук разработать механизм централизованного прогнозирования и планирования развития науки и отраслей экономики по направлениям деятельности НОЦ.
4. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, в которых созданы НОЦ представить в Минобрнауки России предложения по возможным механизмам привлечения необходимого объема внебюджетных средств, в том числе за счет создания в регионе максимально благоприятного инновационного и инвестиционного климата на основе синергии региональной специфики производства и конкурентных преимуществ территориальной науки и образования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по формированию программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня
СОДЕРЖАНИЕ:
I ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 2
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3
III. СТРУКТУРА И ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА 4
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ 9
I. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Используемые в настоящих методических рекомендациях понятия означают следующее:
«грант» – субсидия из федерального бюджета на оказание государственной поддержки научно-образовательного центра мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» национального проекта «Наука»;
«инициатор создания центра» – субъект РФ, разрабатывающий совместно с федеральной государственной образовательной организацией высшего образования и (или) научной организацией программу деятельности центра и представляющий ее на конкурс на получение гранта;
«Совет научно-образовательных центров мирового уровня» – постоянно действующий межведомственный координационный орган, образованный из числа представителей федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук», ведущих ученых, занимающих лидирующие позиции в определенной области наук, для рассмотрения вопросов отбора и координации деятельности центров в целях предоставления грантов. Состав Совета научно-образовательных центров мирового уровня утверждается Правительством РФ по представлению Министерства науки и высшего образования РФ;
«получатель гранта» – участник центра, определенный программой деятельности центра, претендующий на получение грана или в отношении которого принято решение о предоставлении гранта, являющийся некоммерческой организацией;
«программа деятельности центра» – документ, содержащий совокупность мероприятий, направленных на достижение целей по обеспечению исследований и разработок мирового уровня, получение новых конкурентоспособных технологий и продуктов и их коммерциализации, подготовку кадров для решения крупных научно-технологических задач в интересах развития отраслей науки и технологий по приоритетам научно-технологического развития РФ, включающих в том числе проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализацию образовательных программ высшего образования, дополнительных профессиональных программ, а также перечень целевых индикаторов, перечень организаций, участвующих в реализации программы деятельности центра, с указанием их функций, сроки реализации и сведения о финансовом обеспечении программы;
«участник центра» – юридическое лицо, участвующее в реализации программы деятельности центра;
«центр» – научно-образовательный центр мирового уровня, представляющий собой поддерживаемое субъектом РФ объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях реализации постановления Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» (далее – постановление Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 537).
Настоящие методические рекомендации содержат структуру программы деятельности центра и порядок ее формирования инициатором создания центра совместно с федеральной государственной образовательной организацией высшего образования и (или) научной организацией.
III. СТРУКТУРА И ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
Структура программы деятельности центра может состоять из следующих разделов.
Раздел I. Целевая модель центра.
Раздел II. Целевые индикаторы и показатели участников центра.
Раздел III. План мероприятий по реализации программы деятельности центра.
Раздел IV. Приложения.
Описание разделов структуры программы деятельности центра. Раздел I. Целевая модель центра
В разделе указывается общая информация о центре, целях и задачах создания центра; перечень направлений деятельности центра в соответствии с приоритетами научно-технологического развития РФ; модель достижения мирового уровня; перечень участников центра с указанием их функций, а также с указанием получателей гранта (заполняется по форме Приложения № ).
Также в разделе указывается информация о материальном обеспечении центра; описание научной, производственной, технологической и иной инфраструктуры центра (при планировании создания новых объектов инфраструктуры в целях деятельности центра – сведения о таких объектах);
сведения о финансовом обеспечении программы деятельности центра, включая размеры финансовых средств, предоставляемых на эти цели инициатором создания центра, другими субъектами РФ, на территории которых осуществляют деятельность участники центра, а также средства внебюджетных источников (заполняется по форме Приложения № ).
Кроме того, в разделе рекомендуется указывать информацию о планируемых социально-экономических эффектах и финансовых результатах от реализации программы деятельности центра.
Раздел П. Целевые индикаторы и показатели участников центра В разделе указываются показатели деятельности участников центра за 3 года, предшествующие подаче заявки на участие в конкурсном отборе центров для последующего предоставления государственной поддержки (заполняется по форме Приложения № ) и показатели, планируемые к достижению в рамках реализации программы деятельности центра (заполняется по форме Приложения № )
Также в разделе может быть указана информация о штатных сотрудниках участников центра, являющихся высшими должностными лицами, научными работниками (исследователями), работниками профессорско-преподавательского состава.
Раздел III. План мероприятий по реализации программы деятельности центра В разделе указывается информация о планируемых мероприятиях, направленных на реализацию программы деятельности центра, в том числе
маркетинговая стратегия центра (заполняется по форме Приложения № ).
Рекомендуется интегрировать планируемые мероприятия, направленные на реализацию программы деятельности центра, с иными программами и проектами, поддерживаемыми государством в реальном секторе экономики.
Раздел IV. Приложения
В разделе указывается краткая информация и реквизиты материалов и документов, прилагаемых к программе деятельности центра с целью обоснования и подтверждения сведений и данных, изложенных в программе деятельности центра.
При отсутствии приложений раздел не заполняется.
Общие рекомендации к оформлению программы деятельности центра:
а) объем программы деятельности центра не более 150 страниц;
б) 14-й шрифт Times New Roman, полуторный интервал;
в) образец титульного листа программы деятельности центра и сведения, отражаемые на его обратной стороне, представлены в Приложении № 1.
г) на втором листе программы деятельности центра указывается структура (содержание) программы деятельности центра с нумерацией страниц, а также
список исполнителей программы деятельности центра.
Программа деятельности центра подготавливается на русском языке на бумажном и электронном носителе, На электронном носителе программа деятельности центра предоставляется в формате pdf (полный документ), а также в формате Microsoft Word (.doc, .docx) (для текстовой части программы деятельности центра) и в формате Microsoft Excel (.xsl, .xslx) (для таблиц).

На фото Трубников Гумерова Василенко Презентации Трубникова
































Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments