leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 05.11.19 заявления от фракций Дмитрий Морозов Валерий Гартунг

Стенограмма пленарное заседание ГД 05.11.19 заявления от фракций Дмитрий Морозов Валерий Гартунг
Председательствующий. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Дмитрий Анатольевич Морозов.
Морозов Д. А., председатель Комитета ГД по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Глубокоуважаемый Иван Иванович! Глубокоуважаемые коллеги! Исторический шанс на современную модель первичной медико-санитарной помощи. Именно так мне хотелось бы начать свое выступление и именно так его озаглавить.
Что это за помощь? Это почти всё от рождения и патронажа новорожденного, вакцинации и профилактических осмотров до работы тысяч поликлиник и больниц первого уровня. По сути, 80-85 процентов всего здравоохранения.
Последнее десятилетие ознаменовано серьезными успехами специализированной и высокотехнологичной помощи, развитием перинаталогии, онкологии, противостоянием ВИЧ и туберкулезу, оснащением ведущих национальных институтов и внедрением новейших, порой приоритетных технологий. Ну, к примеру, по числу трансплантаций сердца наши центры сегодня первые в мире. Растет средняя продолжительность жизни.
На фоне этого по странной логике сформировалась некая зона неуспеха -первичное звено здравоохранения. Опытные организаторы давно предостерегали о возможности некоего перекоса, в том числе в ходе пресловутой оптимизации.
Депутаты обращали на это внимание, простые люди, мягко говоря, удивлённые закрытием ФАП и небольших больниц. Регионы и центры кивали друг на друга. И по сути наши вынужденные экономические решения прошлого предопределили политические задачи настоящего.
Только за последние месяцы лично президентом было проведено несколько совещаний с правительством и экспертами, даны важнейшие конкретные поручения по развитию первичной медико-санитарной помощи.
Приведу слова Владимира Владимировича Путина на Госсовете по задам субъектов в сфере здравоохранения, который прошёл несколько дней назад: "Более 60 процентов граждан не высоко оценивают качество здравоохранения и в основном его первичного звена: низкая доступность ФАП, поликлиник, районных больниц, многие здания не ремонтировались долгие годы, скудная оснащённость диагностическим оборудованием и практически везде дефицит кадров".
Уважаемые коллеги, проблемы требуют безотлагательных государственных решений. Первичное звено - это фундамент, без которого здание здравоохранения неустойчиво.
Только по официальным данным первичная медико-санитарная помощь недоступна для 480 населённых пунктов. Во многих городах и сёлах оптимизация и изменение структуры медицинских организаций завершились их ликвидацией. Изношена материально-техническая база, не менее 11 процентов поликлиник нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте или новом строительстве. 40 процентов тяжёлого оборудования требует замены.
Дефицит врачей сегодня составляет 25 тысяч человек, из них 12 тысяч в участковой службе. В некоторых субъектах в связи с нехваткой участковых на одного терапевта приходится 7 тысяч 200 человек. Дефицит медсестёр и фельдшеров 130 тысяч человек. Под угрозой не только лечение, но и выполнение таких национальных задач, как диспансеризация и профилактические осмотры.
Медицинские работники не удовлетворены заработной платой. Несмотря на официальные доклады регионов о выполнении указов, медики сообщают об ухудшении своего материального положения и интенсификации труда.
Наши поездки по стране убеждают: врач может получать около 10 тысяч рублей, хирург высшей категории университетской клиники на полторы ставки с дежурствами - его зарплата составляет до 30 тысяч рублей. Такие же зарплаты у профессорско-преподавательского состава.
Менеджерское решение перевода санитарок в уборщицы с передачей функций на аутсорсинг привело к уменьшению их зарплаты, утрате льгот, пенсионного обеспечения и продолжительности отпуска. И на этот факт президент лично обратил внимание на Государственном совете.
С политической точки зрения рождается два риторических вопроса.
Сложный из них.
Ситуация, скажем, с зарплатами. До поручения президента она что, не была известна региональным министрам или замгубернаторам по социальной сфере, или профсоюзам?
Главные врачи, которые так формировали зарплату, они представляют государство или нет?
И вопрос попроще. Почему в некоторых субъектах Российской Федерации в точно такие же сложные времена ни один ФАП не был закрыт, а наоборот строили новые? Почему в некоторых субъектах проблем с зарплатой врачей нет вовсе? Получается, что конкретные ситуации следствие действий конкретных управленцев, а не всегда отражение системных сбоев.
Когда в августе, перечисляя первостепенные задачи, президент призвал посмотреть в целом на всю организацию работы в этой сфере, стало очевидно, что здравоохранение получает уникальный исторический шанс переформатироваться, предложить обществу современную новую кристаллическую решетку охраны здоровья, отвечающую вызовам времени сообразно задачам крупных городов и самых отдаленных поселков.
Убеждены, в выполнении поставленных задач ни в коем случае нельзя рефлексировать, действовать ситуативно. Надо максимально сконцентрироваться на системном планировании и таком же системном ответственном выполнении задания. Обобщает это 7 крупных стратегических направлений работы.
Во-первых, модернизация самого технологического процесса оказания первичной медико-санитарной помощи, изменение логистики. Здесь и поддержки федерального бюджета, и снижение налоговой нагрузки, внедрение бережливых технологий, геоинформационной системы в здравоохранении с повышением ответственности за нее.
Второе. Обновление медицинских зданий, типовые проекты переоснащения больниц.
Третье. Взаимодействие с частной медициной.
Четвертое. Совершенствование государственного лекарственного обеспечения пациентов высокого риска, особенно после ВМП.
Решение кадровой проблемы, подготовка и привлечение молодых специалистов, создание и ведение регистров обучающихся, внедрение наставничества.
Значительное повышение объема и качества подготовки фельдшеров и медицинских сестер, президент дал прямое поручение руководителям субъектов.
Ну и, наконец, повышение статуса врача в обществе: зарплаты, меры социальной поддержки, жилье, поддержка семей врачей.
Уважаемые коллеги, я бы хотел подчеркнуть, что в поручении президента красной линией выдержана логика последовательных действий от диагностики и аудита современной ситуации, по-медицински Status praesens, через разработку региональных программ до своевременного нормативно-правового и законодательного обеспечения. Крайне нужными представляются решения в части формирования вертикали управления здравоохранением, регистры специалистов и даже согласование региональных управленцев здравоохранения с Минздравом России.
Разумеется, принципиально важной является консолидация органов власти на всех уровнях. В ряду основополагающих поручений президента первое - это утверждение принципов модернизации первичного звена здравоохранения. Эти принципы в октябре утверждены постановлением правительства, их четыре.
Наряду с обеспечением доступности и качества первичной медицинской помощи, утверждены впервые: приоритет интересов пациентов, в том числе оплата государством дорогостоящих обследований в поликлиниках, мотивация медицинских работников для работы в новых условиях, приоритет профилактики, включая лекарственное сопровождение пациентов высокого риска, я об этом уже упоминал, ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц за обеспечение прав граждан.
Опираясь на эти серьёзные государственные решения, нам стоит переосмыслить всю философию первичного звена здравоохранения сегодняшнего дня и десятилетия, на перспективу. Почему? Мы немало делаем. Но граждане часто видят решения другими.
Будущее в глубоких соцопросах и интенсивной работе депутатов всех уровней. Стратегическое планирование невозможно без понимания современной психологии людей в открытом информационном мире, психологии молодых врачей второго десятилетия ХХТ века. Решения без точной социальной диагностики и экспертной оценки ситуации не дадут желаемых результатов.
Что нам кажется принципиально важным? Во-первых, это региональные программы модернизации, о которых я уже говорил, они должны быть готовы к июлю 2020 года.
Крайне важно, что межбюджетные трансферты из федерального бюджета предполагают бездефицитность территориальных программ государственного бесплатного оказания медицинской помощи. Это революционный шаг вперёд. Но президент обратил внимание правительства на возможные риски, перекосы, необходимость создания справедливых механизмов распределения ресурсов.
Второе, формирование субъектами оптимальных схем территориального планирования. Это самое главное, это огромный задел для партийной работы.
Выезды нашего комитета в регионы убедительно свидетельствуют о совершенно разных условиях для формирования программ модернизации, более того, целесообразности разных организационно-финансовых моделей здравоохранения.
Никогда ФАПы в отдалённых посёлках, в районах Крайнего Севера не будут экономически выгодны в Прокрустовом ложе ОМС. Но каждый человек должен получать всю необходимую помощь.
Вместе с комитетом по бюджету мы запланировали соответствующие парламентские слушания. Транспортная доступность медицинских организаций, оснащение автомобильным транспортом, проблема должна быть решена к 2024 году.
Реорганизация медицинских учреждений должна согласовываться с обществом. И мы с вами, коллеги, приняли соответствующие закон.
ФАПы, возобновлено их строительство. И сегодня в активе более 700 ФАПов. И в следующем году будет построено 1 200. Но оказалось, что их нужно в десятки раз больше. Почему? Потому что они формировались по заявкам регионов. Но если регион признаёт ФАП аварийным, он закрывается, и помощь прекращает оказываться. Нужно было вносить, соответственно, такие понятия как "ветхий" или "изношенный ФАП".
Роль муниципалитетов. Мы не раз обсуждали ситуацию, когда муниципалитеты ограничены в возможностях помогать своим учреждениям.
Нами сейчас разработан проект федерального закона на расширение и конкретизацию полномочий органов местного самоуправления. В ликвидации кадрового дефицита считаем основополагающим целевое обучение, подготовку среднего медперсонала, наставничества. Про заработную плату я уже говорил, самое главное — это справедливость оплаты труда.
Ну и, наконец, социальная поддержка медицинских работников. Она должна, на наш взгляд, выйти на совершенно новый уровень. В поручениях президента это и выделение служебного жилья, и возможность его приватизации через десять лет, и стимулирующие выплаты, особенно в отдаленных районах и районах Крайнего Севера, поддержка семей медицинских работников, их детей в школах и садиках.
Уважаемые коллеги, мы справедливо принимаем законы по отдыху, проезду к местам отдыха в отношении разных социальных групп и профессий, но применительно к медицинским работникам потенциал не исчерпан. Понятно, что всем мы не можем обеспечить полномасштабную поддержку, но в отношении, скажем, реаниматологов, врачей скорой помощи и тех, кто бьется за жизнь людей на отдалении сотен километров от городов, мы должны найти особые меры поддержки, подчеркнув уважение общества.
Подводя итог, серьезнейшие изменения в здравоохранении и во всем обществе требуют постоянной рекогносцировки, своевременной коррекции тактики на основе мнений граждан и экспертов, ну и, конечно, парламентского контроля. Как говорил великий хирург Владимир Оппель: "Нет операций сложных, есть операции плохо спланированные". Системную экспертную работу мы дополнили общественными обсуждениями первичной медико-санитарной помощи в федеральных округах в рамках партпроекта "Здоровое будущее": Северо-Запад, Якутия, недавно Приволжский федеральный округ в Казани. Беспрецедентное внимание и личное участие президента, высшего руководства страны дают всем нам исторический шанс на создание современной модели первичной медико-санитарной помощи, качественно нового шага вперед.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает всех объединить свои усилия.
Благодарю вас.
Председательствующий. Спасибо.
От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает Валерий Карлович Гартунг.
Гартунг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
После такого бодрого выступления коллеги от "ЕДИНОЙ РОССИИ", который рассказал... действительно блестящий доклад сделал, рассказал о ситуации в здравоохранении, и что нужно сделать, весь вопрос в том, кто мешает это делать? Вас большинство в Государственной Думе, лидер вашей партии — Председатель Правительства Российской Федерации, у правительства неизрасходованных на сегодняшний день профицит за последние два года более 5 триллионов рублей, только Кто мешает это сделать? Кто мешает вам проголосовать за инициативы, внесённые "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ", которые бы помогли реализовать то, о чём сказал ваш представитель сегодня с трибуны Думы? Нужно просто увеличить финансирование здравоохранения и всё, это малость, которой не хватает и которую вы можете реализовать. Собственно говоря, всё возможно, и действительно я согласен с тем, что у нас сегодня уникальная ситуация — в стране есть деньги, в стране есть понимание, что нужно делать в здравоохранении, но ничего не делается.
Теперь я перейду к теме моего выступления. Я 25 октября провёл личный приём на Моховой. Учитывая, что записавшихся было очень много, мне приём пришлось перенести с пленарного заседания, с четверга на пятницу, и вот что я увидел.
Коллеги, вчера мы отметили День народного единства, хороший праздник, хорошая цель. Но интересно, мы празднуем то, чего нет. Какое же может быть народное единство, когда у нас, с одной стороны олигархи пополняют список Forbes, мы лидеры по количеству миллиардеров, мало того, мы лидеры по налоговым льготам для них, при этом мы в этом зале отказываем многодетным семьям о самых малых налоговых льготах: на единственное транспортное средство, льготы на транспортный налог и по налогу на имущество - на единственное жильё для многодетных семей.
На последнем приёме ко мне пришло несколько десятков граждан, которые пришли в нашу приёмную, Приёмную Государственной Думы, как в последнюю инстанцию.
Коллеги, я думаю, что и к представителям других фракций они обращались - и к КПРФ, и к ЛДПР, и к "ЕДИНОЙ РОССИИ". Я говорю о гражданах, которые попали в трудную жизненную ситуацию в силу того, что в декабре 2014 года из-за непродуманной политики Центрального банка резко упал курс национальной валюты, и валютно-ипотечные заёмщики попали в жесточайший кризис, в тяжелейшую ситуацию. Я только несколько примеров.
Кстати, хочу сказать, что надо справедливости ради сказать, что благодаря позиции Государственной Думы и Правительства Российской Федерации для большинства валютных ипотечников эта проблема была решена, но не для всех.
что он, соглашаясь на них, через год, через два снова приходит с просьбой о реструктуризации этих обязательств. Почему сразу банку не пойти навстречу и не подписать соглашение при условии посильного платежа?
Вот целая папка, обратившихся по ВТБ. Я обращаюсь с этой трибуны к руководству ВТБ, я написал официальное обращение: прошу ещё раз меня принять, ну и рассмотреть, конечно, весь этот кейс, все ситуации граждан, которые не могут сегодня получить поддержку государства в силу позиции банка. Ну и даже если они её получают, они не могут... скажем так, условия, которые им предлагает банк, они непосильны.
Ещё один банк, о котором хотел сказать, я только о банках, которые массово нарушают, на мой взгляд, нарушают права граждан, это уже частный банк, это банк "ДельтаКредит". Сегодня он присоединился к Росбанку.
Ну наверное, банкиры вспоминают поговорку "Прибыль превыше всего", но забывают, наверное, вторую часть этой поговорки "Честь дороже прибыли". Вот здесь в погоне за прибылями банкиры просто людей вгоняют в кабалу в такую, что они просто, я не знаю даже, от отчаяния просто они уже не знают, они обратились везде, куда могли, обращаются в нашу Приёмную.
На самом деле я посмотрел вот этот кейс, 21 человек, здесь 21 семья. При доброй воле банка можно было эти проблемы решить, причём государство готово им помогать. Часто очень, когда гражданин получает... ему государство готово дать поддержку, банк на это не соглашается, и ничего здесь поделать не можем.
Я только приведу несколько примеров. Вот теперь я перейду к частным примерам, чтобы вы понимали, о каких ситуациях идёт речь. Вот "Москоммерцбанк" выселяет многодетную семью, у которой пятеро детей, выселяет из единственного жилья. Причём есть определение суда, где им разрешается до конца года проживание в этой квартире. Что делает банк? Он сдаёт в аренду группе молодых бородатых мужчин, которые вселяются в эту квартиру и говорят этой семье: а вот теперь мы будем вместе с вами жить в этой квартире. Понятно, да, какие условия создаются и это действие банков.
Или, например, "Райфайзенбанк". Заемщица Алекперова Лилия Вилькимовна стала инвалидом, защищая свои права, ну поскользнулась в банке, упала - перелом позвоночника, пожизненная инвалидность. Страховой случай. Страховая компания отказывается платить, суд первой инстанции признает страховым случаем. Что делает банк? Банк вместе со страховой компанией опротестовывает это судебное решение и пытаются уже женщину, ставшую инвалидом, лишить единственного жилья. Казалось бы, здесь и экономического интереса уже у банка нет, ну нет, банк, добивает заемщика, который, кстати, оплатил уже больше, чем брал, вернул банку денег больше, чем брал.
Причем в этих ситуациях... этих ситуаций очень много, когда люди приходят и говорят... Вы знаете, вот о валютных ипотечниках говорят, что они там жирные коты и так далее. Да, нет, просто валютные ипотечники это те, кому банк не давал в рублях, потому что люди по своим доходам не тянули на рублевую ипотеку, и они вынуждены брать, были брать валютную, но потом банк им в переходе в национальную валюту отказывал. Что в этой ситуации делать? В этой ситуации можно было помочь этим вкладчикам, извините, заемщикам, приняв инициативы "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", где, например, не обращало взыскание на жилье, заложенное в ипотеке, если там проживают дети, семья с детьми. Такая практика существует на Кипре, форсмажором признается это в Европейском союзе, когда кратное падение курса национальной валюты. Мы могли бы все это сделать, если бы была добрая воля в этом зале.
Коллеги, еще раз хочу вас призвать, что День народного... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. 30 секунд добавьте. Гартунг В. К. 30 секунд дайте, пожалуйста.
Коллеги, еще раз хочу вас призвать — День народного единства может быть не фикцией, как сейчас мы празднуем то, чего нет, а может действительно быть Днем народного единства, тем более что у нас все для этого есть.
У нас есть законодательные инициативы, разработанные ""СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ" и внесённые сюда. Да, у нас есть рабочая группа, которая проводит работу по выбору семей, которые могут претендовать на господдержку. И у нас есть деньги, для того чтобы это реализовать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments