leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Алексей Волин сообщает, врезка на ОТР заработала - законопроект первого чтения о порядке оповещения

Алексей Волин сообщает, врезка на ОТР заработала - законопроект первого чтения о порядке оповещения населения
6. 728305-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в части уточнения порядка оповещения и экстренного информирования населения)
Документ внесен правительством 11.06.19.
Представил замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин.
Зампред комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.
Законопроектом предлагается:
- уточнить, что предусмотренная в настоящее время обязанность операторов связи обеспечивать в случае возникновения или угрозы возникновении чрезвычайных ситуаций передачу пользователям услугами связи либо передачу в теле- или радиоэфир сигналов оповещения или экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите – возникает при обращении к операторам связи ФОИВов, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления (в зависимости от территории, на которой операторы связи оказывают услуги связи);
- наделить Правительство РФ полномочием по определению порядка взаимодействия указанных выше органов власти с операторами связи и редакциями СМИ в целях передачи (публикации) сигналов оповещения или экстренной информации.
Первое чтение 404 0 0 13:55

Стенограмма обсуждения
6-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Константинович Волин. Пожалуйста.
Волин А. К., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Добрый день, уважаемые депутаты!
Законопроект направлен на эффективную организацию системы оповещения населения о возможных техногенных и других катастрофах.
Для статистики нужно сказать, что ежегодно на территории Российской Федерации происходит от 250 до 300 разного рода катастроф и стихийных бедствий. При этом десять из них носят федеральный или региональный характер, а подавляющее большинство, то есть все остальные, это муниципальный или межмуниципальный характер.
В этой связи необходимо разработать, и она разработана, такую систему оповещения населения, которая позволяла бы в зависимости от характера катастрофы задействовать те или иные средства массовой информации. Понятное дело, что об угрозе катастрофы или технологических бедствий федерального характера необходимо задействовать федеральные средства массовой информации, регионального — региональные, муниципального и межмуниципального, соответственно, муниципальные средства массовой информации.
Законодательная база для этого имеется. В 2017 году был принят закон о системе оповещения, но там есть один существенный пробел. Дело в том, что правительство должно само разработать регламент взаимодействия руководителей региональных и муниципальных органов власти по их оповещению населения.
притом, что формально у правительства таких полномочий нет, правительство не может давать указания ни региональным, ни муниципальным органам власти.
В этой связи предлагаемый вами законопроект, он и предусматривает наделение правительство полномочиями о разработке подобного рода регламентов.
Сразу же хочу сказать, что на период, предшествующий принятию этому закону, у нас система не бездействует. У нас есть временный регламент, который мы вместе с МЧС уже несколько лет как разработали, он используется на всех и операторах связи, и телевизионных каналах, и Интернет-ресурсах, и кабельном телевидении, который позволяет своевременно информировать население об угрозе техногенных или природных катастроф. Просим поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Константинович. Присаживайтесь.
С содокладом выступает Сергей Михайлович Боярский.
Боярский С. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги. Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи внимательно рассмотрел правительственный законопроект. Мы в целом его поддерживаем. Действительно настало время убрать вот эту правовую неопределенность. Главный вопрос, который сейчас стоит, на основании обращения каких именно органов государственной власти те или иные средства массовой информации должны реагировать и оповещать население на разном уровне об угрозе тех неприятных событий, о которых Алексей Константинович подробно рассказал.
Надо сказать и отметить, что, естественно, все это при обращении делается на безвозмездной основе. И комитет предлагает поддержать предлагаемые изменения в первом чтении, за исключением некоторых лингвостилистических и юридико-технических моментов, которые мы, я уверен, ко второму чтению доработаем. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Михайлович.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Милонов Виталий Валентинович.
Милонов В. В., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Добрый день. Есть такой вопрос. Действительно мы видим, что оповещение идет и через srns-сообщения, и через средства массовой информации.
Но рассматриваете ли вы возможность использования мессенджеров и социальных сетей для оповещения о чрезвычайных ситуациях? Ведь многие люди пользуются исключительно этими средствами коммуникации, и вы могли бы спасти жизни, но, естественно, я говорю про официальные, разрешённые мессенджеры, а не какие-то там запрещённые, которые мы не читаем, а нормальные наши отечественные. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Алексей Константинович.
Волин А. К. Виталий Валентинович, я сразу же хочу сказать, что, если человек использует мессенджер, то он уже является абонентом одной или из сетей мобильной связи, или оператора Wi-Fi, а это, соответственно, кабельный оператор.
И при помощи этих операторов мы до любого пользователя мессенджеров всё равно эту информацию доводим, кстати, вне зависимости оттого, является этот человек пользователем разрешённого или не разрешённого мессенджера.
Нам важны жизнь и здоровье всех граждан Российской Федерации вне зависимости оттого, чем они пользуются.
Председательствующий. Спасибо.
Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Алексей Константинович, мы все помним, что прежде система строилась просто: проводное радио, репродуктор в каждом доме и на сельской улице. Доставка информации была практически всеобщей.
Сейчас всё больше сведений о том, что информация не доходит. И последний пример — это катастрофа в Красноярском крае, где погибли зол ото д об ытчи ки.
Скажите, пожалуйста, как предполагается построить систему оповещения, чтобы она была такой же всеобщей, какой была в прошлом? Спасибо.
Волин А. К. В этом отношении как раз задействование операторов мобильной связи является абсолютно универсальным средством, потому что у нас количество абонентов мобильной связи превышает количество жителей Российской Федерации.
Более того, я могу сказать, что ежемесячно 200 миллионов емс-сообщений, связанных с предупреждениями, кстати, многие из нас тоже получают о неблагоприятных погодных условиях, об угрозе сильного ветра, ураганов, штормов, наводнений и так далее абоненты получают. Поэтому эта система отработана. Но вы совершенно правы, что есть необходимость на уровне местных органов власти отрабатывать и систему голосового оповещения при помощи громкоговорителей. У МЧС, кстати, есть на эту тему и у местных властей разного рода наработки технологий, в том числе с использованием передвижных машин, которые выезжают и с репродукторами сообщают жителям о предстоящей угрозе. Но, к сожалению, не всегда заранее... тот пример, который вы привели в отношении дамбы, заранее же не было известно, что эта дамба обрушится, и что она построена с нарушениями.
Председательствующий. Спасибо.
Тумусов Федот Семёнович.
Тумусов Ф. С. Спасибо.
Уважаемый Алексей Константинович, безусловно, очень важный законопроект об информировании населения о грозящей опасности, но в некоторых субъектах, вы знаете, есть несколько государственных языков, и важно на этих языках информировать население. И исходя из того ответа, который я получил на свой депутатский запрос о цифровизации региональных телерадиокомпаний, благодаря вашей жесткой позиции они оказались вне цифровизации, то есть они не вошли в мультиплекс, и вообще не предполагалось к моменту получения ответа какой-то цифровизации региональных телерадиокомпаний.
Может быть, Алексей Константинович, за последнее время что-то изменилось, потому что было поручение Президента Владимира Владимировича Путина о том, чтобы этот вопрос отработать правительству? И есть ли какая-то другая информация о цифровизации региональных телерадиокомпаний? Спасибо.
Волин А. К. Уважаемый Федот Семёнович, я счастлив доложить депутатам Государственной Думы, что с сегодняшнего дня в двух субъектах Российской Федерации начались трансляции региональных телевизионных каналов в рамках врезки на общественном российском телевидении. Сегодня эти врезки начались на территории Калининградской области и Омской области, до конца месяца во всех субъектах Российской Федерации, где были проведены конкурсы на 21-ю кнопку, эти врезки будут в ежедневном режиме работать.
Что касается языков трансляции, то, извините, слово "караул" что по-русски, что по-якутски звучит примерно одинаково. Председательствующий. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. Альшевских А. Г. Спасибо.
Алексей Константинович, вот у нас МЧС отправляет эсэмэс-оповещения о погоде. На территории тех или иных субъектов, в частности, я говорю о Свердловской области, предположим, клиенты одного оператора эсэмэски получают, клиенты другого оператора не получают. С принятием данного закона, насколько я понимаю, эта проблема будет решена. Наконец-то чуть ли не 100 процентов, насколько я понимаю, будут получать эти уведомления, эсэмэски и так далее.
Но у меня вопрос ещё какого характера. Есть ли у нас ответственность либо будет предусмотрена ответственность, если, предположим, эти SMS-оповещения придут не вовремя либо вообще не придут, будут ли нести ответственность должностные лица, компании те, которые должны отвечать за эти вещи?
Волин А- К. Андрей Геннадьевич, я хотел бы сразу же внести здесь очень важное уточнение. Большинство тех SMS, что мы сегодня получаем, они всё-таки являются не предупреждением о стихийном бедствии, а информированием о возможном стихийном бедствии. Тот процесс и те регламенты, которые предусматривает данный законопроект, который мы сегодня рассматриваем, они как раз должны определить критический момент, когда местные органы власти и на каком уровне этот местный орган власти должен принять решение о необходимости прервать трансляцию телевизионного вещания и сообщить жителям местного или района, или региона, или страны о том, что их жизни и здоровью угрожает реальная и вполне осязаемая опасность. Поэтому про SMS в данном случае, о которых говорили вы, в данном законопроекте речь не идёт, но о задержке и несвоевременном информировании, конечно же, все вопросы с операторами всегда разбираются, это является нарушением лицензии, и за нарушение лицензионных требований у нас предусмотрена ответственность.
Председательствующий. Спасибо.
Ионин Дмитрий Александрович.
Ионин Д. А. Уважаемый Алексей Константинович, коллега Милонов опередил мой вопрос, я тоже хотел спросить про мессенджеры, поэтому вопрос я снимаю.
Просто хотел поблагодарить вас за разъяснения, которые от вашего имени были полторы недели назад, касаясь Telegram, что вы сказали, что Telegram не запрещён к использованию, его можно использовать. И депутаты теперь имеют возможность дальше вести свои Telegram-каналы со спокойной душой. Поэтому просто спасибо. Вопрос снимаю.
Председательствующий. Спасибо.
Яровая Ирина Анатольевна.
Яровая И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Вопрос следующего характера. Скажите, пожалуйста, тот уровень стоимости оплаты затрат, который связан с уведомлением, который решается на подзаконном уровне, он существует объективно или нет? Какие-то средства получают компании связи за эту услугу населению? Если не получают, то тогда в связи с этим вопрос. У нас по другому законопроекту, где речь шла тоже об оповещении граждан, было замечание, связанное с тем, что это потребует затрат. Если уже сегодня существуют объективно установившиеся связи по этому поводу, почему тогда они не могут быть форматированы несколько иначе?
Волин А. К. Если говорить про то оповещение, которое действует сегодня, то никаких компенсаций затрат не предусмотрено — это лицензионные требования.
Если говорить про то, во что обходятся операторам мобильной связи в целом по стране подобного рода оповещения, то на круг за год — это примерно 2 миллиарда рублей, но они лежат, соответственно, внутри бизнес-модели.
Если говорить про прерывание телевизионного вещания и про информирование у кабельных операторов и у операторов Wi-Fi, то тоже здесь никаких затрат не предусмотрено и это опять-таки происходит в рамках их текущей деятельности.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Константинович.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Иванов Сергей Владимирович. С места включите микрофон. Иванов С. В., фракция ЛДПР. Да, большое спасибо.
Уважаемые коллеги, уважаемый Алексей Константинович! Я просто хотел акцентировать внимание на следующее.
Вот несколько лет назад в Ростове произошла трагедия, после которой, в результате сильного ливня девочка погибла и вот после этого МЧС по всем номерам в Ростовской области каждый раз рассылает эсэмэски о том, что ветер усиливается или ещё что-то. Привело это, к сожалению, к одному эффекту: люди перестали доверять таким сообщениям.
Поэтому то, что вот сейчас предлагается в законопроекте - это, конечно, неплохо, но хотелось бы обратить ваше внимание на то, чтобы эти сообщения были более-менее достоверны. Ну а "караул", действительно по-японски и по-русски звучит одинаково, я проверил. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Алексей Константинович, заключительное слово есть необходимость? Нет, да? Сергей Михайлович? Тоже нет.
Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 55 мин. 48 сек.)
Проголосовало за 404 чел 89,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 404 чел.
Не голосовало 46 чел 10,2 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments