leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Законопроект первого чтения об обеспечении потребителям использования российских программ

Законопроект первого чтения об обеспечении потребителям использования предварительно установленных российских программ
7. 757423-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» (об обеспечении потребителям возможности использования предварительно установленных российских программ для электронных вычислительных машин при продаже отдельных видов технически сложных товаров)
Документ внесли 18.07.19 Депутаты ГД С.А.Жигарев (ЛДПР), В.В.Гутенев, С.В.Чиндяскин, А.В.Канаев (ЕР), О.А.Николаев (СР), А.А.Ющенко (КПРФ).
Представил депутат Олег Николаев.
Член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Алексей Канаев.
Законопроектом предлагается определить, что при продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ потребителю обеспечивается возможность использования предварительно установленных российских программ для ЭВМ. Перечень отдельных видов технически сложных товаров, порядок составления и ведения перечня российских программ для ЭВМ, которые должны быть предварительно установлены, а также порядок их предварительной установки определяются Правительством РФ.
ФЗ вступает в силу с 1 июля 2020 года.
Первое чтение 363 1 0 14:10

Стенограмма обсуждения
7-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Докладывает Олег Алексеевич Николаев.
Николаев О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Мы знаем, что у нас активно идёт работа по развитию цифровой экономики, идёт достаточно большая работа по доведению, скажем так, широкополосного, быстродействующего Интернета во все населённые пункты. Ну и в связи с этим, конечно же, развиваются и современные цифровые сервисы, современные цифровые инструменты, ну и сама техника развивается. У нас, если раньше телевизоры были просто черно-белые, потом цветные, то сейчас они уже имеют в потенциале, в своих возможностях достаточно много функций. Речь идёт, прежде всего, о смарт-телевизорах, ну и других электронных устройствах, которые на сегодняшний день позволяют пользоваться ими по различному назначению, прежде всего, получать услуги или использовать их за счёт цифровых различных сервисов и получать, и удовлетворять различные наши современные потребности в ежедневной жизнедеятельности. В связи с этим вносится законопроект, которым предлагается решить такой вопрос, как то, чтобы наряду с иностранными программными приложениями, предоставленных на вот такого рода технически сложных электронных технических средствах, это, прежде всего, гаджеты, смарт-телевизоры и иные электронные устройства, появились и наши отечественные, предварительно установленные программные приложения, ну допустим, вот такое приложение, как "Госуслуги".
Мы все с вами знаем, что на сегодняшний день пользователи этим сервисом исчисляются, примерно, около 90 миллионов человек, и очевидно не все люди, особенно, когда речь идет о сложных технических устройствах, скажем так, владеют алгоритмом установки этого программного приложения, хотя для молодых людей это очень простое мероприятие.
И вот для того, чтобы человек, покупая сложное техническое средство, не тратил время и тем более не искал различную информацию, как это сделать, предлагается, чтобы наряду с иными иностранными приложениями, которые устанавливает сам производитель такой техники, на экране появилась, скажем так, иконка того или иного предустановленного программного приложения. Что позволит, прежде всего, нам информировать граждан, пользователей сложных электронных устройств о тех сервисах, которые имеются в наличии для их потребления, то есть для пользования, ну и, конечно же, выровняют условия, скажем так, отечественных и зарубежных разработчиков различных сервисов и услуг, прежде всего, в цифровом формате с точки зрения их доступности для потребителей, то есть, потребитель будет, прежде всего, информирован. А как дальше использовать это приложение, это уже его право, он может его просто удалить, может его активировать и соответствующим образом пользоваться, либо просто оставить на экране и через некоторое время, когда у него появится потребность, уже использовать его по прямому назначению.
Вот суть законопроекта такова, предлагаем его поддержать в первом чтении. Есть отдельные замечания по нему и у комитета ответственного, и у комитета-соисполнителя, но все они устранимы во втором чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Алексеевич. С содокладом выступает Алексей Валерианович Канаев. Канаев А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Докладчик подробно рассказал о сути законопроекта, повторяться не буду. Скажу лишь, что Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает принятие законопроекта в первом чтении ровно потому, что, во-первых, законопроект направлен на защиту прав потребителя, наличие в стартовом пакете так называемом, привычного приложения, это удобно.
Во-вторых, законопроект будет способствовать развитию деятельности наших российских IT-компаний, которые производят данные информационные продукты, и поставит их в равную конкурентную среду с иностранными крупными корпорациями, прежде всего, в области наиболее востребованных приложений.
По мнению отраслевых специалистов, каких-либо затрат и сложностей реализация инициативы не вызовет, так как установка приложений может осуществляться как на стадии производства оборудования, так и непосредственно при продаже, что, кстати, крупные вендеры в настоящее время уже делают, например, известная компания Huawei.
Учитывая, что законопроект направлен на защиту потребителей, на развитие конкуренции, комитет поддерживает принятие в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Валерианович.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н. Уважаемый Олег Алексеевич! Ваш содокладчик сказал, что нам нужно обеспечить равные условия для отечественных производителей программного обеспечения. Мы, конечно, целиком за, но скажите, пожалуйста, а что сейчас, в том числе на уровне законодательства, мешает продвижению нашего программного обеспечения, хотя мы знаем, что российские программисты без всякого квасного патриотизма одни из лучших в мире. Спасибо.
Председательствующий. Депутату Николаеву включите микрофон.
Николаев О. А. Да, Олег Николаевич, вы совершенно правы, наши разработчики, конечно же, одни из лучших, и вот как раз ровно поэтому они и разрабатывают замечательные программы и приложения — современные, удобные для, скажем, для пользователей, прежде всего, для наших пользователей. Но, к сожалению, достаточно большое количество производимой электронной техники, оно зарубежного производства, и на сегодняшний день вот такой прямой нормы о том, что вот чтобы были предустановленные программные приложения в этих средствах, такого нет. Поэтому предлагается такую норму принять.
Я в докладе как раз забыл уточнить очень важный момент, то, что такое право предлагается передать правительству, то есть определить перечень технических средств, на которых должны будут устанавливаться предварительно такие программные приложения, первое.
Второе, и порядок их установки тоже предлагается передать правительству. Это очевидно, потому что цифровая индустрия очень бурно и активно развивается. И, очевидно, сервисы будут появляться тоже, скажем так, с достаточно постоянной периодичностью. И реакция на них тоже должна быть оперативной.
Председательствующий. Спасибо.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В., фракция КПРФ.
Спасибо.
У меня тоже к Олегу Алексеевичу в продолжение вопроса.
Олег Алексеевич, ну если у нас такие замечательные программные продукты, то пусть конкурируют. Зачем нам сейчас предустанавливать это автоматически на чужую технику, да ещё и отдавать право на это правительству, где кто-то будет там как-то в каких-то кабинетах определять? То есть какие-то отдельные виды технических товаров сложных.
Второе - доступное ли качественное это отечественное программное обеспечение как таковое? Как быть с этим? Как быть с конкуренцией как таковой? Вот я прихожу в магазин, беру технику. Если там будет пакет отечественный, и мне будет предложен и соответствующих конкурентов, я выбираю. Это нормальное явление. А если мне заранее туда уже наустановят по решению правительства, наверное, будет немножечко неправильно. Тем более что та формулировка, которая есть, она сейчас и Windows позволяет поменять на некий отечественный аналог, который по решению правительства или по мнению правительства, будет более качественным или надежным.
Председательствующий. Депутату Николаеву включите микрофон.
Николаев О. А. Как раз закон направлен на то, чтобы обеспечить конкуренцию. Потому что на сегодняшний день, когда мы покупаем вот эти сложные электронные устройства, там уже предустановлены отдельные приложения. И, как правило, это зарубежных... наших производителей. Сервисов, даже не производителей, а сервисов. И очевидно, что человек, увидев их, то есть он даже если сам не ориентируется в рынке, может предположить, что аналогов отечественного производства и нет.
А если мы с вами вместе с теми приложениями, которые сейчас устанавливаются, предложим пользователям и отечественные, то уже у него появляется право выбора. То есть у него появляется конкуренция желаний, вернее, конкуренция предложений. А желание он свое реализует на базе того, которое ему будет удобнее. Может, он с кем-то посоветуется - с детьми, с внуками. Потому что дальше приложение, как я уже сказал, оно автоматически не работает. Дальше с ним надо произвести отдельные итерации - то есть его активировать, вбить данные. И тогда оно заработает.
Здесь мы этим законом устраняем лишь звено установки самого программного обеспечения на то или иное устройство.
Председательствующий. Спасибо.
Торощин Игорь Андреевич.
Торощин И. А. Спасибо.
У меня в продолжение всех вопросов.
Олег Алексеевич, вот уточняющий вопрос.
Не возникнет ли случаев, когда на товаре уже установлено зарубежное программное обеспечение аналогичное нашему отечественному, при этом не будет возможности для их совмещения программ?
Спасибо.
Николаев О. А. Я, конечно, не сильный специалист в ГТ-индустрии, но насколько мне известно, таких конфликтов не возникает. То есть все вот эти приложения, о которых сейчас речь идёт, они, как правило, адаптированы ко всем базовым программным продуктам и могут одновременно функционировать аналоги сервисов как отечественного, так и зарубежного производителя или разработчика. Ну и, соответственно, уже выбор за пользователем, через который он будет реализовывать свои потребности.
Председательствующий. Спасибо.
Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г. Спасибо.
Олег Алексеевич, вы в пояснительной записке утверждаете о злоупотреблении со стороны крупных иностранных компаний, но однако не раскрываете и не говорите, что за злоупотребления. На мой взгляд, это немножко некорректно. Или можно от вас услышать хотя бы несколько примеров, в чём эти злоупотребления. Это первое.
И второе. Мы законопроектом даём компаниям нашим правовой механизм продвижения своих программ и сервисов для российских пользователей. А можете ли вы назвать количество таких российских компаний, которые работают в данном направлении, и назвать хотя бы самые ключевые? Пусть это не будет рекламой.
Николаев О. А. В данном случае вот я уже назвал в своём докладе, это, прежде всего, госуслуги. И я бы сегодня, обсуждая этот законопроект, оперировал бы именно теми цифровыми сервисами и инструментами, над которыми работает государство и предлагает для использования широчайшего круга пользователей, прежде всего, населения, конечно же, нашей страны или тех людей, которые находятся на территории страны, и им удобно через эти сервисы реализовать те или иные, скажем, потребности: оплатить какие-то услуги, заказать эти услуги или там приобрести, то есть вот... вернее, оплатить пошлины какие-то государственные.
Ну а корпоративных, то есть о корпоративных здесь, конечно же, речь не идет, потому что мы с вами знаем, что на сегодняшний день работа идет над многими другими информационными сервисами, которые облегчат в последующем жизнь населения для того, чтобы реализовать свои вот такие повседневные нужды.
А, да, о злоупотреблениях. У меня таких вот явных вот на сегодняшний день примеров нет.
Я единственное могу сказать, вот такого рода, скажем, злоупотреблений со стороны крупных производителей, а, может быть, даже крупных ритейлеров, можно сказать, становится все меньше и меньше. Потому что здесь с одной стороны, конечно же, идет на пользу и вот такая позиция государственных органов, ну и, в том числе продвижение вот такого рода законопроектов, которые направлены на то, чтобы выровнять позиции разработчиков вот различных программных приложений для цифровых сервисов, как для иностранных, так и отечественных.
Председательствующий. Спасибо.
Будут ли желающие выступить, коллеги? Не вижу. Нет.
Ставлю законопроект на голосование.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 09 мин. 46 сек.)
Проголосовало за
363 чел.
80,7 %
Проголосовало против
1 чел.
0,2 %
Воздержалось
0 чел.
0,0 %
Голосовало
364 чел.
Не голосовало
86 чел.
19,1 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments