leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Госдума предлагает оцифровать лес – создать единую информационную систему для интеграции всех данных

Госдума предлагает оцифровать лес – создать единую информационную систему для интеграции всех данных о лесах - ИСДМ-Рослесхоз, ЛесЕГАИС, ГЛР, Геоинформационный портал «Леса России».
Председатель Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев провел в Малом зале Госдумы парламентские слушания «Спасение лесного фонда: природный, техногенный, человеческий фактор»
Сенатор Дмитрий Шатохин о проникновении человека в лес. Избушки амбары, что делать с решения судов по ликвидации?
Николай Николаев. Охотничья инфраструктура десятками лет и вот сейчас почему-то возник вопрос могут ли там находиться.
5 ноября 2019 г. Государственная Дума, Малый зал
РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний на тему: «Спасение лесного фонда: природный, техногенный, человеческий факторы»
Проведя с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, коммерческих и некоммерческих организаций, научного сообщества обсуждение приоритетных направлений совершенствования лесного законодательства Российской Федерации в целях создания единой информационной системы о лесе и цифровизации всей системы управления лесами, решения проблем кадрового обеспечения лесной отрасли, предотвращения и борьбы с лесными пожарами, выработки мер по устранению накопленного ущерба лесам, создания дополнительных условий для устойчивого развития экотуризма участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Дискуссия в регионах показала, что для эффективного управления лесной отраслью, которое включает в себя комплексное отраслевое планирование задач на основе детальной информации о лесах, контроль их исполнения и оценку эффективности проведенных мероприятий, необходимо создание единой системы получения, обработки, хранения и использования информации о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках, об их использовании, охране, защите и воспроизводстве. Достижение этих целей невозможно без внедрения единой автоматизированной информационной системы лесного хозяйства, отвечающей самым современным технологическим требованиям, объединяющей многочисленную, разновременную, в том числе, пространственную, информацию на основе единых отраслевых постоянно актуализируемых справочников и достоверных данных о лесах. Данная система должна быть полностью автоматизирована, привязана к картографической основе, позволять собирать и анализировать указанную информацию в онлайн режиме и выдавать сводную информацию в удобном для пользователя виде, для принятия правильных управленческих решений и использования в общественном контроле.
В настоящий момент самыми крупными системами, обрабатывающими информацию о лесах, являются: Информационная система дистанционного мониторинга Рослесхоза (ИСДМ-Рослесхоз), ЛесЕГАИС - система учёта древесины и сделок с ней, Государственный лесной реестр (ГЛР) и Геоинформационный портал «Леса России».
В силу сложившихся подходов к созданию действующих информационных систем по отдельным направлениям лесного хозяйства отрасль несёт дополнительные издержки на разработку информационных систем при отсутствии гарантий достижения поставленных целей.
Используемые подходы зачастую не совместимы, и не позволяют построить единое информационное пространство. Такая информация малопригодна для целей общественного контроля состояния лесной отрасли. И в таких условиях практически невозможно обеспечить информационную безопасность сведений о лесах. Речь идет не только о защите информации ограниченного доступа, персональных данных или коммерческой тайне лесопользователей. В первую очередь, не удастся обеспечить контроль достоверности и актуальности информации о лесах, содержащейся в разрозненных государственных информационных системах.
Федеральный картографический сервис позволит: получать, обрабатывать, хранить, использовать информацию о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о производстве продукции из древесины, об обороте древесины, платежах за использование лесов, административных правонарушениях. Федеральный ресурс обеспечит централизованное ведение отраслевых справочников и их актуализацию, включая пространственные данные. Система обеспечит сведениями о лесах, лесопользователях, экспорте продукции заинтересованные государственные органы и граждан.
Анализ актуальной информации о состоянии российского лесного хозяйства показывает необходимость создания дополнительных механизмов подтверждения законности происхождения древесины, условий для стимулирования рационального и неистощительного лесопользования, роста лесного сектора экономики и экономической безопасности лесной промышленности, в том числе стимулирование создания добровольной независимой отечественной системы сертификации продукции лесного комплекса и признания ее на международном уровне.
Цель сертификации - поддержка экологически ответственного, социально ориентированного и экономически обоснованного управления лесами на основе общепризнанных и заслуживающих доверия стандартов управления лесами. Сегодня продукция российских лесопромышленных предприятий сертифицируется двумя международными системами: PEFC и FSC. Лесной сертификацией охвачено более 20% всех лесных территорий, которые отданы в аренду.
Такие сертификаты являются единственным «пропуском» на международный рынок продукции лесопераработки. В последнее время наличие или возможный отзыв международных сертификатов стали серьезным фактором давления на российскую лесоперерабатывающую промышленность. Если у ключевых компаний лесоперерабатывающей отрасли по каким-либо причинам отзовут сертификаты, то доходность этой отрасли в части экспорта будет подорвана. При этом международные экологические организации свои требования формулируют в одностороннем порядке и не идут на конструктивный диалог с российскими участниками лесопромышленного комплекса в согласовании требований.
Основные проблемные требования международных систем сертификации - вывести из хозяйственного оборота часть арендованного леса, попадающего на так называемые малонарушенные лесные территории (МЛТ). Особенность таких лесов в том, что в них ранее не велись промышленные рубки, отсутствуют дороги, линейные объекты и прочие признаки человеческой деятельности.
Сегодня в Российской Федерации применяется достаточное количество законодательных запретов и ограничений, которые имеют экологическую направленность и обеспечивают сохранение лесов. Например, площадь защитных лесов РФ составляет 283 млн га, то есть четверть всего лесного покрова России. Во всем мире защитные леса в среднем составляют до 10%. Площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) только федерального значения, в основном покрытых лесами, составляет 27 млн га. В стратегии развития ООПТ предполагается создание еще 24 ООПТ и увеличение общей площади на 5 млн га. При имеющихся системных ограничениях дополнительные требования от международных систем сертификации являются избыточными.
Необходимо отмстить, что полное неучастие и отсутствие ухода за лесами приводит к различным неблагоприятным последствиям - в лесах накапливается спелая перестойная древесина, повышается пожарная опасность этих территорий, в этих лесах возникают очаги заражения вредителями и вспышки болезней.
Реализация требований по выводу из хозяйственного оборота МЛТ может привести к тому, что из оборота выведут до 50, а иногда и до 80% тех Документ должен содержать защищенную электронную информацию о партии древесины с указанием координат места ее заготовки, отгрузки. Данный механизм обеспечит возможность подробно отслеживать передвижение продукции лесного комплекса.
В качестве технологического решения возможно использование RFID-меток. Данная технология разработана, протестирована и может успешно применяться.
Далее, необходимо отметить, что по итогам 2018 г. на землях лесного фонда зафиксировано 16,1 тыс. фактов незаконных рубок (подпадающих под административную и уголовную ответственность) объемом 1,1 млн куб. м, что составляет 0,5% от общего объема заготовки древесины (238 млн куб. м).
При этом почти 61% общего объема незаконных рубок в стране по итогам 2018 г. приходится на Сибирский федеральный округ (651,4 тыс. куб. м), в том числе 53% на Иркутскую область (570 тыс. куб. м).
Внедрение экологически ответственного подхода к организации бизнеса не может быть достигнуто только созданием и распространением отечественной системы сертификации, оно невозможно без соответствующей подготовки сотрудников лесной промышленности. В настоящее время в нашей стране недостаточно учебных заведений, которые имеют соответствующие программы подготовки кадров. Для работников предприятий лесной отрасли отсутствуют квалификационные требования, учитывающие особенности современного подхода к рациональному природопользованию и достижению целей устойчивого развития.
Площадь рубок при создании объектов инфраструктуры (строительство линейных газо- и нефтепроводов, линий электропередач, разработка месторождений) ежегодно составляет порядка 145 тыс. га. Но по факту сейчас нет ответственного лица, обеспечивающего сохранность этой древесины после рубок. Лесопользователь не несёт никакой ответственности, Российская Федерация фактически также не несёт никакой ответственности, поскольку приёмку этого леса не осуществляет. Древесина продается по месту нахождения соответствующей древесины. И в случае, если эта древесина не реализована, происходит захламление леса и все вытекающие из этого негативные последствия. По различным оценкам, реализуется не более 30-50% такой древесины.
Рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, в 2018 году проводились на площади 536,5 тыс. га.
В 2018 году объем торгов на бирже составил 1,388 млн м3 и 1,38 млрд рублей, основной объем древесины на торги предоставили государственные учреждения.
На примере реализации хлыста у пня в 2018 году в регионах РФ можно продемонстрировать следующие показатели возрастания цены по отношению к торгам вне биржи: Удмуртская Республика - на 192% (почти в 3 раза), Новгородская область - на 471% (почти в 6 раз), Иркутская область при объеме торгов 585 тыс. м — на 19%.
Реализация древесины, заготовленной госучреждениями, через биржу обеспечит прозрачность формирования и справедливую цену, снизит проявления коррупции и злоупотреблений.
Существующая ситуация с кадровым потенциалом в лесном хозяйстве характеризуется как крайне негативная. Из-за низких зарплат, недостаточного финансирования лесного хозяйства, оттока кадров лесное хозяйство в полной мере не справляется с задачами охраны, защиты и воспроизводства лесов, а наша страна ежегодно теряет значительные объемы лесных ресурсов из-за несвоевременно обнаруженных лесных пожаров и не пресеченных незаконных рубок.
Отсутствуют необходимые условия для выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов. У работников лесопожарных формирований нет права на досрочный выход на пенсию как у сотрудников противопожарной службы МЧС России, выполняющих аналогичные работы (50 лет).
Старение кадров организаций лесного хозяйства также является весьма острой проблемой. Необходимы программы поддержки молодых работников и квалифицированных специалистов лесного хозяйства на федеральном и региональном уровнях.
Приказом Минприроды России от 8 октября 2015 года № 426 в Правила тушения лесных пожаров были внесены изменения, предусматривающие выделение так называемых "зон контроля лесных пожаров" - территорий, на которых допускается отказ от тушения пожаров по решению комиссий по ЧС и ПБ субъектов РФ "при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен". При этом законодательно не были установлены критерии и правила выделения "зон контроля" и критерии и правила принятия решений о прекращении или приостановке тушения.
В результате к "зонам контроля" была отнесена примерно половина земель лесного фонда России (по данным Авиалесоохраны, за 2016 год из 1144,8 млн. га охраняемой площади лесов 561,2 млн. га, или 49%, были отнесены к зонам контроля). В состав "зон контроля" входят, в частности, леса, непосредственно примыкающие к многочисленным населенным' пунктам, к объектам инфраструктуры (дорогам) федерального и регионального значения, а также эксплуатационные леса, в том числе предоставленные в пользование для заготовки древесины. Нередки ситуации когда отказ от тушения лесных пожаров в "зонах контроля" приводит к развитию чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами, или вносит значительный вклад в развитие этих ЧС. Пожары, первоначально возникшие в "зонах контроля", в результате не тушения на ранних стадиях развития, разрастаются до площадей, на которых их становится невозможно потушить до сильных дождей или снега, и создают или непосредственную угрозу населенным пунктам, или приводят к опасному для здоровья и жизни людей задымлению.
Постановление Правительства № 838 (Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений) - определяет размер субвенций как произведение площади эксплуатационных и защитных лесов субъекта РФ на расходы определенного вида на 1 гектар. В документе определяется также комплексный поправочный коэффициент по субъекту, применяемый к расходам на осуществление мер пожарной безопасности.
Все элементы алгоритма расчета объема субвенций, за исключением лесных планов регионов, определяются федеральными нормативными актами. Но и лесной план региона может быть утвержден главой региона только после устранения замечаний в случае отрицательного заключения Рослесхоза и после получения положительного заключения.
Замечания к лесному плану, которые формируются в Рослесхозе направлены, в том числе, на приведение объемов работ, а соответственно и объемов финансирования, в соответствие с имеющимися ограничениями по суммарному объему трансфертов на федеральном уровне. При этом реальные потребности регионов в финансировании определенных видов расходов не всегда учитываются.
Таким образом, имеющаяся процедура формирования лесного плана не направлена на достижение управленческих целей, определенных политикой государства по эффективному использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.
Роль субъекта РФ в формировании объема субвенций из федерального бюджета для осуществления полученных федеральных полномочий сводится к формальной технической процедуре заполнения форм.
Это приводит к недофинансированию переданных полномочий и, соответственно, к их некачественной реализации.
Таким образом, механизм расчета субвенций характеризуется как непрозрачный. Отсутствие ясности и низкая степень участия регионов влечет недовольство ряда субъектов РФ, которые не считают указанный расчет справедливым и правильным. Существующий механизм не позволяет обеспечить должную эффективность использования средств федерального бюджета.
Сегодня наблюдается повышенный интерес к экологическому туризму со стороны населения и бизнеса, в связи с этим назрела необходимость адаптировать к ООПТ механизмы, которые хорошо себя зарекомендовали и в других отраслях: в дорожном строительстве, в жилищно-коммунальном комплексе.
В настоящее время, несмотря на активное обсуждение создания предпосылок для устойчивого развития, гармоничных взаимоотношений человека с окружающей природной средой, практически отсутствуют механизмы государственно-частного партнерства в этой сфере. На базе концепции устойчивого развития требуются новые методы работы по вовлечению ресурсов ООПТ в экономический оборот на основе их неистощительного рационального использования.
Необходимо законодательно создать, с одной стороны, условия для того, чтобы бизнес был заинтересован в партнерстве в форме ГЧП или концессии, был уверен в сохранности своих инвестиций. С другой стороны, избежать уклона в сторону коммерциализации в ущерб экологической и рекреационной деятельности. Необходимо создать прозрачную систему критериев отбора ответственных компаний для участия в подобного рода соглашениях.
Необходимо дополнить нормативно-правовую базу новыми стандартами и унифицированными подходами к создаваемым объектам ГЧП и, в частности, к инфраструктуре в ООПТ.
В первую очередь, необходимо ориентироваться на применение механизмов участия бизнеса в обустройстве национальных парков. Они по своему предназначению являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Отсутствие развитой сети лесных дорог негативно сказывается на развитии экономического потенциала всей лесной отрасли. Посредством механизма ГЧП решение этой задачи может взять на себя арендатор лесного участка, что позволит в больших объемах осуществлять строительство лесных дорог, повысить доступность лесных ресурсов и эффективность охраны лесов от пожаров.
Разработку механизма реализации государственно-частного партнерства целесообразно осуществлять для всего комплекса работ по проектированию, строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры лесного хозяйства.
Поэтому необходимо включить объекты инфраструктуры лесного хозяйства и лесопереработки в перечень объектов соглашения государственно-частного партнерства.
При этом само решение о целесообразности заключения соглашения о государственно-частном партнерстве необходимо принимать на этапе разработки проекта освоения лесов и утверждения перечня объектов лесной инфраструктуры на предполагаемом к передаче в пользование конкретном лесном участке.
Участники парламентских слушаний отметили необходимость повышения эффективности использования лесов, а также их сохранения и рекомендуют следующее:
I. Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:
1. Внести в законодательство изменения в части:
- создания единой информационной системы для интеграции всех данных о лесах на федеральном и региональном уровнях в целях комплексного отраслевого планирования развития на основе актуальной информации о лесах и использования в общественном контроле;
- совершенствования норм по проведению лесоустройства, включая наделение соответствующими полномочиями федерального органа исполнительной власти, а также ограничения использования материалов лесоустройства с большим сроком давности;
- создания дополнительных механизмов подтверждения законности происхождения древесины, условий для стимулирования рационального и неистощительного лесопользования, роста лесного сектора экономики и экономической безопасности лесной промышленности, в том числе стимулирования создания добровольной независимой отечественной системы сертификации продукции лесного комплекса и признания ее на международном уровне;
- внедрения системы государственного контроля за транспортировкой древесины, в том числе электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины, содержащего указание на место происхождения древесины и соответствующие материалы лесоустройства, сведения о котором вносятся в систему «ЛесЕГАИС»;
- введения единого порядка регистрации и организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины, а также действенного контроля за соблюдение законодательства этими пунктами, установить требования к учету древесины в местах складирования;
- обеспечения реализации древесины, заготовленной государственными учреждениями, только на биржевых торгах;
- стимулирования переработки древесных отходов на региональном и муниципальном уровнях, введение контроля за утилизацией порубочных остатков;
- формирования программы лесовосстановления на лесных площадях, пострадавших от незаконных рубок и пожаров;
- установления квалификационных требований к работникам отрасли, в том числе к лесопатологам, установления мер ответственности за нарушение правил проведения соответствующих работ;
- повышения престижности профессий в сфере лесного хозяйства, в том числе введения дополнительных гарантий социальной защиты, а также безопасности при исполнении служебных обязанностей работниками и специалистами лесного хозяйства, создания условий для возрождения «династий» лесных инспекторов;
- совершенствования норм регулирования мониторинга пожарной опасности, предупреждения и тушения лесных пожаров, порядка межведомственного взаимодействия, распределения полномочий и ответственности при принятии решений по ликвидации лесных пожаров или прекращении их тушения, порядка установления зон контроля лесных пожаров, оценки прогнозируемых затрат на тушение лесного пожара и прогнозируемого вреда, оценки фактически нанесенного ущерба;
- закрепления права на досрочную пенсию работникам лесопожарных формирований.
II. Правительству Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
1. Обеспечить прозрачность и обоснованность алгоритмов формирования объемов работ, используемых в Методике распределения субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений между субъектами Российской Федерации, на основе показателей утвержденных лесных планов субъектов Российской Федерации.
2. Обеспечить достаточное финансирование из федерального бюджета органов управления лесами субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций лесного хозяйства для эффективного выполнения переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
3. Разработать и реализовать эффективные программы поддержки молодых работников и специалистов лесного хозяйства.
4. Установить критерии и правила выделения зон контроля лесных пожаров, допускающие их выделение только в удаленных и труднодоступных резервных лесах и полосе притундровых лесов, с обязательным исключением лесных участков, предоставленных в пользование, десятикилометровых зон вокруг поселений, и лесов, примыкающих к дорогам федерального и регионального значения;
5. Установить, что решения о выделении зон контроля лесных пожаров должны иметь форму нормативных правовых актов, и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном для нормативных правовых актов субъектов РФ.
III. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации
6. Принять меры по доведению средней заработной платы работников лесного хозяйства до уровня не ниже средней заработной платы по субъекту РФ.
7. Установить размеры минимальных окладов и минимальных ставок заработной платы работников лесного хозяйства не ниже МРОТ.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments