leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 06.11.19 правительственный час Минэнерго Александр Новак –часть 1

Стенограмма пленарное заседание ГД 06.11.19 правительственный час Минэнерго Александр Новак – часть 1
Коллеги, переходим к работе в рамках утвержденного порядка работы. У нас сегодня с вами "правительственный час" - "Развитие электроэнергетики страны: основные достижения, проблемы и пути их решения".
Прежде чем министр выступит с докладом, давайте мы Александра Валентиновича Новака поблагодарим за то, что он делает для развития не только электроэнергетики, а в целом энергетики Российской Федерации. Впервые вот так вопрос звучит, потому что на самом деле, отдать ему должное, многое с его приходом изменилось к лучшему. С парламентом диалог идёт. (Аплодисменты.)
У нас много проблемных вопросов, которые можно было бы обсудить в рамках "правительственного часа", пригласив представителей других министерств, но опять-таки из-за его вот этой педантичности и ответственного отношения он сам инициировал рассмотрение вопроса. И, коллеги, надеюсь, что мы сегодня доклад не только заслушаем, но и обсудим содержательно.
Слово предоставляется Александру Валентиновичу Новаку.
Пожалуйста, Александр Валентинович.
С ним пришли его заместители, руководители подразделений. Видите, правительственная ложа переполнена.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Вы Чубайса можете долго вспоминать, но сейчас Новак все те ошибки, которые были допущены политическими фракциями, которые находились в этом зале в своё время, он исправляет и новые руководители энергетических сетей, которые также вспоминают добрым словом (в кавычках) тех, кто принимал решения. А сегодня вот "Российские электрические сети" возглавляет новый руководитель, пополняются, пополняются. Давайте поприветствуем, может быть, многие его первый раз видят. Здесь у нас руководитель "Российских электрических сетей" присутствует. (Аплодисменты.)
Так вот, коллеги, а "сети" пополняются ресурсами новыми, которые раньше были разобщены. Вот сейчас всё это объединяется в единую энергетическую компанию.
Слово предоставляется Александру Валентиновичу.
Пожалуйста, Александр Валентинович.
Нова к А.. В., Министр энергетики Российской Федерации. Добрый день!
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
В первую очередь я хотел бы поблагодарить вас за приглашение выступить в рамках "правительственного часа" в Федеральном Собрании, в Государственной Думе, доложить вам о таком важном вопросе для экономики нашей страны и для каждого человека, для каждого жителя нашей страны, как развитие энергетики.
В первую очередь, конечно, доложить о той работе, которая была сделана в последнее время и о тех проблемах, которые требуют решения и, в том числе нами с вами совместно, поскольку это требует корректировки и нормативно-правовой базы и корректировки законодательства Российской Федерации.
Я хотел бы сказать также несколько слов о том, что в прошлом году и в этом году, в течение этого года вами было принято ровно 20 федеральных законов, инициированных Министерством энергетики Российской Федерации, направленных на совершенствование законодательства в области электроэнергетики.
И хотел бы также сказать, что и сейчас находится в Государственной Думе пять проектов федеральных законов. Ну для нас, конечно, это очень важная работа - изменение законодательства и совершенствование его нормативной базы, поскольку это является важным условием динамичного развития отрасли энергетики и для решения в том числе тех задач, которые поставлены перед нами президентом страны и Председателем Правительства.
Хотел бы поблагодарить также за конструктивное взаимодействие профильный Комитет по энергетике, Павла Николаевича Завального, мы с ним в постоянном контакте находимся и вместе предлагаем решения тех или иных задач, вопросов, а также за тесное и плодотворное сотрудничество, конечно же, и все другие комитеты, с кем мы взаимодействуем, и депутатов Государственной Думы. В том числе хотел бы отметить комитет по Регламенту, комитет по экономике, по бюджету и налогам, и по международным делам и, конечно же, всех других.
Мы в прошлом году приняли участие более чем в ИХ) мероприятиях, проводимых на площадках Государственной Думы и уже более чем в 70 мероприятиях в этом году, в текущем.
Наше взаимодействие только расширяется. И я хотел бы отметить, что для нас, для нашей команды, Министерства энергетики, это является, конечно же, большой ценностью.
Со стороны Минэнерго мы отрабатываем каждое обращение комитетов и депутатов Государственной Думы и стремимся дать на них максимально развёрнутые, содержательные, без формализма, что называется, ответы.
На все направленные вами вопросы к этому "правительственному часу", их поступило более 80, мы также подготовили и направили вам ответы.
Также большое спасибо за возможность, которая была, встретиться с каждой фракцией, с представителями Государственной Думы предварительно перед "правительственным часом" для того, чтобы более детально ответить на ваши вопросы.
В своем докладе я остановлюсь на основных показателях развития электроэнергетического комплекса страны и на наиболее значимых направлениях нашей работы.
На сегодняшний день электроэнергетический комплекс России является одним из крупнейших в мире, включает в себя более тысячи электрических станций большой мощности, включает 1 1 атомных станций, 170 гидроэлектростанций, 935 тепловых электростанций и уже более 90 станций, работающих на возобновляемых источниках энергии.
Более 2,6 миллиона километров линий электропередач. В прошлом году потребление энергии в стране поступательно увеличивалось и я хотел бы отметить, что за последние 7 лет рост составил 6 процентов. По итогам этого года выработка составит примерно 1 триллион 102 миллиарда киловатт-часов, установленная мощность электрических станций по итогам года составит 254 гигаватта, прирост за последние 7 лет составляет 30 гигаватт мощности, в том числе, за счет той программы, которая была запущена несколько лет назад, так называемая программа договоров поставки мощности, по которой было построено 29 тысяч мегаватт мощностей. Ну, и конечно, хотел бы отметить, что из эксплуатации за этот период было выведено порядка 15 тысяч гигаватт... 15 тысяч мегаватт неэффективной генерации.
Сформированное на сегодняшний день современное законодательство в сфере электроэнергетики позволило реализовать масштабную программу привлечения инвестиций в генерацию, включая программу поддержки и развития возобновляемых источников энергии. В отрасль привлечено суммарно 6 триллионов рублей инвестиций.
С 2011 года введено 45 гигаватт новых мощностей. Хотел отметить, что мы вводим мощности по всем направлениям — это и 7 блоков атомных электростанций было введено и 3,3 гигаватт мощностей гидроэлектростанций, ну и, конечно, основная доля это теплоэлектростанции и новые возобновляемые источники энергии.
Введённые мощности в электроэнергетике позволили существенно обновить основные фонды более чем на 15 процентов, увеличить резервы мощности в единой энергосистеме. И несмотря на рост электропотребления отрасль стабильно обеспечивает потребности экономики и социальной сферы в электрической и тепловой энергии.
С точки зрения надёжности такой показатель, как количество регионов с высокими рисками и перерывов в энергоснабжении снизилось с 9 до 3, и мы планируем в ближайшее время выйти, вообще, на отсутствие такого показателя.
Для увеличения надёжности энергосистемы России в целом и отдельных её регионов к единой энергосистеме России были присоединены часть Восточной Сибири и Якутии, присоединена энергосистема Крыма, также обеспечена его энергонезависимость, в том числе за счёт строительства энергомоста и новых станций, кроме того, обеспеченная энергонезависимость нашего самого западного региона, Калининграда, также за счёт строительства новых станций и их топливообеспечения.
В эксплуатацию вводятся современные электрические станции, позволяющие снизить расходы на выработку электроэнергии за счёт использования инновационного технологичного оборудования.
В рамках импортозамещения в машиностроении увеличивается доля оборудования российского производства. Несмотря на рост установленной мощности, валовый расход топлива на тепловых электростанциях за 7 лет снизился на 2,8 миллиона тонн условного топлива, а выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снизились более чем на 15 процентов.
Такой показатель, как удельный расход условного топлива, показывающий эффективность нашей энергетики, снизился за 7 лет на 7,3 процента: с ЗЗО грамм условного топлива до ЗОб на выработку одного киловатт/часа.
Но мы ставим более амбициозные перед собой задачи. Как вы видите на слайде, мы должны выйти на показатель 255, это лучшие показатели мировые.
Особое внимание уделялось повышению надёжности и качества энергоснабжения. Потери в электрических сетях за 7 лет снижены на 8,7 процента до ожидаемых 10,4, целевое значение также амбициозное - 7,3 процента.
Важный показатель - это среднее время восстановления энергоснабжения бытовых потребителей вследствие возникновения технологических нарушений. Оно также сократилось почти на 45 процентов, и составляет сейчас 2 часа 25 минут.
Целевой уровень, который мы также себе обозначаем, составляет 30 минут. И это очень высокая планка, мы будем к ней стремиться.
Если говорить о таком показателе, как количество технологических нарушений в отрасли, то можно сказать, что оно тоже сократилось на 51 процент, в генерации на 55 процентов. Для повышения надёжности и развития отрасли теплоснабжения при вашей поддержке был принят федеральный закон, создающий стабильные, долгосрочные и прозрачные условия для привлечения инвестиций в отрасль. К настоящему времени уже четыре муниципальных образования перешли на новую модель рынка теплоснабжения. А 25 муниципальных образований прорабатывают этот вопрос. И мы ожидаем, что общий совокупный объём инвестиций составит в отрасли порядка 150 миллиардов рублей.
В области подключения потребителей к электрическим сетям также была большая работа проведена за последние несколько лет. В результате упрощения процедуры подключения Россия поднялась со 188 места на 7 место в рейтинге Всемирного банка Doing Business. И это лучший показатель среди всех показателей в рамках этого рейтинга. Мы набрали 97,5 из 100 возможных баллов. Количество процедур, необходимых для подключения к электросетям, сократилось с десяти до двух, а срок подключения с 285 дней до 41.
Для обновления основных фондов и увеличения эффективности работы генерирующего оборудования разработан и запущен новый механизм конкурсного отбора инвестиционных проектов тепловых электростанций на базе долгосрочного рынка мощности. Данная программа позволит модернизировать 41 гигаватт генерирующих мощностей тепловых электростанций в период до 2035 года. Мы ожидаем, что это позволит также обеспечить обновление основных фондов на 16 процентов и привлечь в отрасль порядка 2 триллионов рублей. И, естественно, сформировать спрос на продукцию отечественного машиностроения.
В нашей стране был создан механизм поддержки производства генерирующего оборудования на основе возобновляемых источников энергии, я об этом уже говорил. И эти показатели действительно работают. У нас объёмы производства соответствующего энергетического оборудования составляет уже 900 мегаватт в год с выходом в следующем году на 1400 мегаватт в год. Это даёт возможность обеспечить занятость не менее 12 тысяч человек. Достигнутые показатели позволяют российским компаниям не только осуществлять деятельность на внутреннем рынке, но и обеспечивать уже экспорт нашей продукции за рубеж.
Уважаемые коллеги, благодаря вашей поддержке, ранее был принят также большой пакет изменений в законодательство, направленный на повышение платежной дисциплины. В результате это позволило повысить собираемость платежей до уровня 99 процентов. Понимаем, что эта тема ещё остается актуальной, особенно в некоторых регионах Северокавказского федерального округа, и будем продолжать в этом направлении работать.
В целом, подводя итог тех основных итогов работы, которые я обозначил, я хотел бы отметить, что в России сформирована на сегодняшний день надежная электроэнергетическая система, позволяющая обеспечивать как энергоснабжение действующих, так и подключение новых потребителей. При этом система является одной из самых экологически чистых в мире. Доля выработки электроэнергии из экологически чистых и низкоуглеродных источников энергии составляет порядка 85 процентов. И этот показатель будет увеличиваться. К 2035 году мы придем к уровню 95 процентов.
Несколько слов о дальнейших приоритетах развития электроэнергетики. В первую очередь при выработке таких приоритетов мы ориентируемся на стратегические документы. Это на Доктрину энергетической безопасности, Стратегию пространственного развития, а также на указ президента № 204 от 7 мая 2018 года.
В числе основных стратегических задач развития я бы выделил несколько следующих. Это обеспечение потребности роста экономики страны и территориального развития, надежное и качественное обеспечение потребителей доступной электрической энергией, модернизация неэффективной энергетики, оптимизация ценовой и тарифной нагрузки на потребителей, в том числе за счет тех предложений, которые я позже озвучу. Повышение внутренней эффективности отрасли за счет снижения избытков резервной мощности. И внесение изменений в систему планирования электроэнергетики.
Ещё одно направление — это развитие конкуренции и рыночных отношений в отрасли, направленных на повышение инвестиционной активности.
И наконец, трансформация отрасли на базе новых перспективных технологий, включая современные цифровые технологии и технологии искусственного интеллекта.
Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики определена рациональная структура генерирующих мощностей до 2035 года, она в целом будет сохранена. Небольшие изменения произойдут с точки зрения уменьшения доли тепловой генерации, увеличения доли возобновляемых источников энергии примерно до 4 процентов, ну, и соответственно остальные показатели примерно сохранятся.
До 2035 года предусматривается ввод 82 гигаватт генерирующих мощностей, включающих в себя и атомные электростанции, и гидроэлектростанции, и тепловые, и возобновляемые источники энергии.
Необходимо, на мой взгляд, создавать в этих условиях конкурентные рыночные механизмы для привлечения инвестиций, исключать максимально нерыночные способы поддержания развития отдельных участников рынка.
Министерством подготовлен законопроект, который поддержан Правительством Российской Федерации и внесён в Государственную Думу. Принятие этого законопроекта позволит освободить электроэнергетику от лишней неиспользуемой генерации максимально безболезненным и эффективным способом, я имею в виду о выводе неэффективной генерации.
Указом Президента Российской Федерации предполагается развитие малой и распределённой генерации. Считаю, что в изолированных и труднодоступных территориях необходимо способствовать развитию распределённой генерации и снижению мазутозависимости, в том числе за счёт развития возобновляемых источников энергии на таких территориях, и также хотел бы отметить, что соответствующая "дорожная карта" Правительством Российской Федерации утверждена.
Интенсификация вводов генерирующих мощностей будет осуществляться за счёт новых технологий в производстве электрической энергии, увеличения доли атомных электростанций поколения "3 плюс", локализации производства газовых турбин большой мощности на территории России. В рамках внедрения высокотехнологичных решений в электроэнергетический комплекс министерство активно участвует в реализации комплексной программы, заявленной Президентом Российской Федерации в части национальной технологической инициативы, основная цель которой — развитие отечественных комплексных систем и сервисов интеллектуальной энергетики. Уже запущены пилотные проекты, которые замещают неэффективную генерацию ресурсами управления спросом, и как следствие, снижают на рынке цену на электроэнергию.
Отдельно остановлюсь на находящимся сейчас в Государственной Думе на рассмотрении законопроекте, направленном на развитие микрогенерации.
Принятие указанного законопроекта позволит потребителям электроэнергии, и прежде всего населению, осуществлять продажу излишних объемов электроэнергии, произведенную на базе установок малой мощности.
Не буду подробно останавливаться на этом вопросе, в первом чтении этот документ рассматривался, и министерством был представлен.
Поправки правительства к рассмотрению законопроекта во втором чтении уже внесены в Государственную Думу, в связи с чем рассчитываю на вашу поддержку в скорейшем принятии указанного законопроекта.
Что касается электросетевого комплекса, в настоящий момент приоритеты развития электросетевого комплекса определены в стратегии развития, утвержденной в 2013 году. На текущий момент большинство мероприятий стратегии исполнены, вместе с тем есть ряд нерешенных вопросов, которые требуют изменений в законодательство, и которые являются ключевыми для развития электросетевого комплекса.
В частности, мы видим, что на сегодняшний день созданы экономические стимулы для крупных потребителей инвестировать в собственные объекты генерации, наблюдаем тенденцию старения основных фондов, растущие объемы перекрестного субсидирования, снижение коэффициентов использования загрузки сетевой мощности.
И стоит отметить также, что сегодня происходит кардинальная трансформация всей электроэнергетической отрасли, включая электросетевой комплекс.
В число основных трендов, способствующих такой трансформации, можно отнести следующие: увеличение в балансе доли возобновляемых источников энергии; увеличение объемов спроса на электроэнергию; развитие систем хранения электроэнергии; развитие электротранспорта.
Стоит отметить концентрацию потребителей и центров нагрузки в городах. Это приводит к кардинальному изменению экономической географии регионов, с точки зрения потребления электроэнергии и размещения объектов электроэнергетики.
Появление и развитие цифровых платформ как ключевого инструмента цифровой трансформации становится конкурентным преимуществом не только для конкретных отраслей, но и для государства в целом.
В рамках указанных тенденций развития электроэнергетики я вижу следующую целевую модель .электросетевого комплекса.
Первое. Это создание единого консолидированного государственного электросетевого комплекса в Российской Федерации.
Второе. Продолжение государственного регулирования естественно-монопольного вида деятельности, обеспечивающего надежное и качественное энергоснабжение потребителей, в том числе через введение системы эталонов, на базе которой должны формироваться экономически обоснованные долгосрочные тарифы.
Третье. Электросетевой комплекс должен быть построен на современных инновационных технологиях, включающих в себя цифровые платформенные решения, обеспечивающих новые виды деятельности, возможности накопления электроэнергии, зарядной инфраструктуры для электротранспорта. Для достижения этих целей, на мой взгляд, необходимо существенно изменить действующую регуляторную базу.
Одной из важнейших задач является создание условий для справедливого распределения перекрёстного субсидирования. Мы об этом говорили во время встреч с фракциями подробно. И я хотел бы отметить, что для решения указанной проблемы Минэнерго предложено равномерное распределение перекрёстного субсидирования на все категории потребителей.
В этой части нами подготовлен и направлен в правительство соответствующий законопроект. Мы рассчитываем на поддержку указанных предложений с вашей стороны, уважаемые депутаты, при его рассмотрении.
Второе. Считаю крайне важным решить задачу по повышению эффективного использования резервов сетевой мощности. На сегодняшний день неиспользуемый резерв такой мощности составляет порядка 65 процентов от общего объёма, то есть почти 100 гигаватт мощностей. Фактически используемая мощность потребителями составляет 35 процентов.
Я приведу пример простой. За семь лет прирост мощности по заключенным договорам техприсоединения составил 122 гигаватт мощностей (то есть заявки и построенная инфраструктура), а прирост фактически потребляемой мощности за счёт техприсоединения составил всего 8 гигаватт, то есть 6,5 процента. То есть заявки были поданы, и построена инфраструктура, но потребителей оказалось всего только на 6,5 процента.
Безусловно, это очень негативно влияет в целом на электросетевой комплекс и создаёт ряд негативных проблем для сетевых организаций, но и в целом, конечно же, и для потребителей, потому что нагрузку по содержанию этой неиспользуемой мощности несут потребители. Поддержание резервов за счёт всех потребителей в составе общих затрат, включенных в тариф, в результате такой схемы одни потребители платят за содержание резервов других потребителей.
В качестве проекта решения указанной проблемы Минэнерго разработало проект постановления правительства, обеспечивающий стимулирование потребителя отказываться от неиспользуемой мощности, и плавный переход на новую систему тарифного регулирования услуг по передаче. Председательствующий. Добавьте время.
Новак А.В. Две минуты, если можно, Вячеслав Викторович, две-три минуты.
Третье направление важное - это для нормального функционирования электросетевого комплекса невозможно без понятных и долгосрочных правил.
В связи с чем считаю необходимым обеспечить долгосрочность и неизменность тарифных решений в электросетевом комплексе.
В настоящее время уже принят федеральный закон в этом году (в августе 2019 года) Государственной Думой и Советом Федерации, предусматривающий с 1 января 2023 года переход к установлению цен на услуги по передаче электроэнергии со сроком действия не менее 5 лет и возможностью заключения сетевыми организациями регул я торных отношений с субъектами Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти ведут разработку подзаконных актов, и мы очень ждем эти решения.
И, наконец, ещё один момент, касающийся электросетевого комплекса, — это оптимизация качества планирования реализации мероприятий, направленных на консолидацию сетей. В рамках введения критериев отнесения к территориальным сетевым организациям к настоящему моменту за последние годы нам удалось снизить количество территориальных сетевых организаций на 47 процентов. На слайде показано, цифры не буду называть. Тем не менее мы считаем, что нужно продолжать эту работу и выйти за счет... на новые показатели, снизить количество сетевых организаций до 800 за счет совершенствования критериев отнесения.
В части развития конкуренции на розничном рынке Минэнерго предлагает расширять механизмы, которыми могут воспользоваться потребители, играющие всё более значимую роль в энергосистеме: это заключение свободных договоров с производителями оптового рынка и обеспечение прямых поставок и прямых платежей, в том числе посредством смены энергосбытовой компании.
Для обеспечения системной надежности и снижения количества технологических нарушений Минэнерго ведет работу по актуализации нормативно-правовой базы. На сегодняшний день при вашей поддержке были внесены изменения в Федеральный закон "Об электроэнергетике", утверждены постановлением правительства Правила технологического функционирования электроэнергетических систем, и 29 принято нормативно-правовых актов. В начале следующего года мы планируем принять ещё 5 актов и завершить эту работу.
В заключение, уважаемые коллеги, я хотел бы буквально несколько слов сказать по вопросу кадрового обеспечения отрасли, которое занимает особое место в повестке министерства. Отраслевой рынок труда является самым ёмким в топливно-энергетическом комплексе, на его долю приходится 55 процентов от всех занятых в ТЭКе - 1,3 миллиона человек. Среди приоритетов министерства - это расширение социального партнерства. В электроэнергетике налажено эффективное взаимодействие между отраслевыми объединениями работодателей и профсоюзами. Отраслевые компании являются ответственными работодателями.
Результат: заключение очередного отраслевого тарифного соглашения в период до 2021 года, которое было подписано в министерстве в декабре прошлого года. В актуальной повестке это развитие отраслевой системы профессиональных квалификаций. Эффективно работает Совет по профессиональным квалификациям в электроэнергетике, усилиями которого сформирован и утверждён базовый пакет профессиональных стандартов, идёт отработка и тестирование процедур независимой оценки квалификации работников.
Ещё раз хотел бы в заключение, уважаемые коллеги, поблагодарить вас за конструктивное взаимодействие и совместную плодотворную работу, за те инициативы, которые мы получаем и от депутатов Государственной Думы, и от комитетов. Мы действительно достаточно активно работаем с нашими коллегами, с заинтересованными комитетами.
Учитывая те задачи, которые я обозначил, конечно же, перед нами стоит большая работа по изменению нормативно-правовой базы и принятию законодательства с тем, чтобы повысить и дальше эффективность работы электроэнергетического комплекса, направленная, в том числе, на снижение нагрузки для потребителя в первую очередь, на повышение надёжности и качества оказания услуг для наших потребителей и обеспечение надёжной инфраструктурой для удовлетворения потребностей нашей страны в росте экономики. Такая работа будет продолжена вместе с депутатским корпусом. И спасибо большое за внимание. Готов буду ответить на ваши вопросы. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Валентинович, может быть, вы представите руководителей компаний, которые здесь присутствуют? Я вот первый ряд увидел и, что называется, начал представлять. А вот смотрю, те, кто подальше находятся, можно их также представить. Люди скромные, но так как они занимают большие должности руководителей крупных компаний и корпораций в области энергетики, многие их, наверное, не знают, а было бы хорошо, чтобы, в том числе, вот знали в лицо, потому что и в регионах работают, приходится обращаться, тем более, много новых пришло на эти должности.
Пожалуйста.
Новак А. В. Спасибо большое.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! С большим удовольствием представлю членов нашей команды.
Здесь присутствуют четыре моих заместителя по разным направлениям. Во-первых, хотел бы тоже, есть ряд новых заместителей, которых хотел бы представить. Ну вот Юрий Владиславович Маневич — заместитель Министра энергетики по электроэнергетике, как раз курирующий эту отрасль.
Павел Юрьевич Сорокин — заместитель, курирующий нефтяную и газовую промышленность.
Евгений Петрович Грабчак буквально был назначен две недели назад. Так же, как вы знаете, он является победителем конкурса "Лидеры России". Давно работает в министерстве, уже шесть лет, директором департамента был, вот сейчас стал заместителем, курирует вопросы функционирования технологического и прохождения надёжных наших зимних периодов, то есть вопросы, касающиеся технологического функционирования электроэнергетики.
Анастасия Борисовна. Вы её прекрасно знаете, она у вас выступает, мой заместитель.
Из руководителей компаний здесь присутствует Борис Ильич Аюев, который является руководителем системного оператора. Вы знаете, системный оператор, который сегодня осуществляет управление, по сути дела, технологическое функционирование единой энергетической нашей инфраструктуры.
Павел Анатольевич Ливийский - руководитель компании "Россети". Как раз о чём и говорили, те вопросы, которые требуют сегодня решения.
Председательствующий. Александр Валентинович, вот здесь, если можно, поподробнее.
Учитывая, что "Россети" состоялись как объединение уже двух компаний и плюс вот то, что делает новый руководитель "Россетей", восстанавливая компанию в регионах, как единую энергетическую систему, учитывая, что просто в ряде регионов Российской Федерации региональные подразделения сегодня не имеют отношений к компании "Россети", а являются там частными или какие-то другие конструкции, всё это сказывается, в том числе и на тарифах.
Вот если будет такая возможность, чтобы несколько слов руководитель компании сказал, потому что это касается всех наших избирателей. И мы знаем, что во многих регионах удалось уже новому руководителю аккумулировать вот эти региональные подразделения, которые были просто посредниками между нашими гражданами, что несло увеличение стоимости по оплате электроэнергии, ну и в принципе разрушало целостность системы.
Новак А. В. Спасибо большое за такую возможность. Я думаю, Павел Анатольевич с удовольствием скажет несколько слов с учетом тех амбициозных задач, которые стоят перед электросетевым комплексом.
Сейчас или...
Председательствующий. Да, можно, как ответы будут на вопросы попозже, просто подготовиться, тем более есть возможность, да.
Новак А. В. В ложе также присутствует заместитель Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев, это тоже наши коллеги, с которыми плотно работаем с точки зрения реализации наших задач.
Руководитель компании "РусГидро" Шульгинов Николай Григорьевич, вы его тоже хорошо знаете.
Председательствующий. Николай Григорьевич очень скромный человек, поэтому о нем речь шла, когда говорили о том, что он там за спинами спрятался, уважаемый человек.
Новак А. В. "РусГидро" тоже может ответить на вопросы, если будут у депутатов.
И заместитель руководителя компании "Интер РАО" Александра Геннадьевна Панина, тоже наша крупнейшая компания "Интер РАО". (Аплодисменты.) Быстров Максим, это...
Председательствующий. Фракция ЛДПР, совершенно очевидно, фракция, которая опирается на энергетиков и вы видите по настроению Владимира Вольфовича он понимает, что такое энергетика.
Да, пожалуйста.
Новак А. В. И хотел представить Максима Геннадьевича Быстрова -руководитель Ассоциации "Совет рынка", это общественная организация, которая объединяет в себе, в том числе, и производителей, и потребителей, там есть представители и правительств, и Федерального Собрания, то есть это такой коллегиальный орган, в котором находится баланс интересов между разными участниками электроэнергетического рынка. Сложный такой механизм, мы видим, что он работает успешно уже на протяжении многих лет.
Председательствующий. Спасибо, Александр Валентинович.
Александр Валентинович, вот мы помним 90-е годы, во всяком случае, застали их, и здесь этот разговор не раз возникал, когда речь шла об энергетике, многие государственные компании были приватизированы, в итоге фактически у нас и в области нефтедобычи, добычи газа, электроэнергетики государство утратило контроль.
Вот сейчас как обстоят дела? Учитывая, что мы знаем многое сделано для того, чтобы вернуть этот контроль и сегодня Акционерное общество "Газпром" и другие акционерные общества с долей участия государства, правильно мы считаем, что имеют полный контроль со стороны государства через управление в акционерных обществах или вот в таких крупных компаниях.
Новак А. В. Спасибо большое.
Реформа электроэнергетики была направлена на создание конкурентных условий развития в генерации и на розничном рынке, и в то же время сохранение регулирования в сетевом комплексе, где нет на самом деле конкуренции, и фактически есть только государственное регулирование в Федеральной антимонопольной службе региональными энергетическими комиссиями с точки зрения эталонов, методик и тарифообразованием.
То есть в этой части у нас, ну, скажем так, конкуренции нет, может быть, только бенчмаркинг, то есть, сравнение затрат между разными собственниками, условно, электросстевой инфраструктуры.
Как я уже сказал в своём выступлении, в этой части, которая составляет примерно 45-50 процентов в доле стоимость электроэнергии, сейчас львиная доля составляет компании "Россети" со своими МРСК, на Дальнем Востоке компания "РусГидро" тоже государственная. Как известно, на Дальнем Востоке, и сети принадлежат в основном компании "РусГидро".
И как я уже отметил, в качестве целевой задачи мы ставим консолидацию электросетевого комплекса, ну в качестве целевой модели, на базе компании "Россети" с тем, чтобы была единая ответственная государственная компания, которая отвечает за надёжное функционирование и качественное обеспечение услуг для потребителей.
Что касается конкурентных сегментов электроэнергетического рынка, здесь, на наш взгляд, львиная доля, скажем так, задачи выполнена по созданию конкурентных условий, как на рынке генерации, так и на розничном рынке. Тем не менее мы считаем, что эту работу нужно продолжить, и продолжить работу, направленную на создание конкуренции, которая позволяет, в свою очередь, повышать эффективность, снижать издержки и привлекать инвестиции в отрасль.
Конечно, если говорить о структуре генерирующего комплекса здесь, да даже и сбытового комплекса розничного, львиная доля, больше половины, на сегодняшний день чуть больше половины, это собственниками являются наши государственные компании, если брать генерацию, например, как мы уже отметили, это "Интер РАО", это генерация в виде "Газпром энергохолдинг" (дочернее общество компании "Газпром"), это РусГидро, генерирующая компания, генерация полностью под Росатомом, а это почти 17-18 процентов нашего энергобаланса. Но тем не менее есть и инвесторы частные, и есть инвесторы иностранные, которые также создают условия для конкуренции на рынке. И я считаю, что это правильно, потому что мы должны развивать в этом сегменте конкуренцию, что позволяет на этой базе снижать стоимость электроэнергии, конкурируя за цену электроэнергии на рынке. В сбытовом комплексе такая же аналогичная ситуация, но мы будем продолжать эту работу, направленную на развитие конкуренции в этом направлении.
Председательствующий. Спасибо, Александр Валентинович.
Уважаемые коллеги, давайте заслушаем аудитора Счётной палаты Алексея Александровича Каульбарса. Подготовиться члену Комитета по контролю и Регламенту Александру Александровичу Авдееву. А затем выступление Павла Николаевича Завального.
Коллеги, просьба сконцентрироваться на проблемных вопросах с тем, чтобы мы могли дальше более полно построить обсуждение вопросов, чтобы был итоговый документ решения. Пожалуйста.
Каульбарс А. А., аудитор Счетной палаты Российской Федерации.
Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, Александр Валентинович, уважаемые депутаты!
Как отметил в своём выступлении Александр Валентинович, в последние годы в электроэнергетике в целом отмечается положительная динамика, что подтверждается основными показателями деятельности отрасли. Увеличивается выработка электроэнергии, растёт электропотребление, осуществляется ввод в действие генерирующих мощностей. В текущем году в рамках реализации мероприятий комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры произведён отбор проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с началом поставки мощности в период с 2022 по 2024 годы.
Вместе С тем в ходе проведённых контрольных экспертно-аналитических мероприятий Счётной палатой выявлен ряд недостатков, которые по нашему мнению могут оказывать негативное влияние, как на развитие отрасли, так и на достижение цели в области энергетики, поставленных 204-м указом президента. Так при проверке исполнения плана мероприятий "дорожной карты" по повышению доступности энергетической инфраструктуры выявлено, что со стороны ПАО "Россети" и его дочерних обществ технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям не всегда производилось в сроки, установленные правилами технологического присоединения, утверждёнными постановлением правительства 861.
Справедливости ради нужно сказать, что число таких договоров ежегодно уменьшается, но по-прежнему остается существенным. В 2016 году доля договоров, которые превышали сроки подключения, установленные 861 постановлением, составила более 60 процентов общего количества договоров. В 2017 году доля составила 53 процента. В 2018 году — 48,8 процента.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments