leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 06.11.19 правительственный час Минэнерго Александр Новак –часть 2

Стенограмма пленарное заседание ГД 06.11.19 правительственный час Минэнерго Александр Новак – часть 2
Кроме того, в рамках "дорожной карты" не завершены мероприятия по обеспечению высокой загрузки вновь вводимых мощностей. В частности, не сформирован механизм экономического стимулирования потребителя электрической энергии и электросетевых организаций к перераспределению оптимизации загрузки свободных мощностей.
Одним из прямых следствий этого является необходимость строительства и содержания дополнительной инфраструктуры. Действующие принципы в формировании платы за технологическое присоединение предусматривает включение в тариф на оплату услуг по передаче электроэнергии выпадающих доходов по отдельных категориям заявителей. Это приводит к скрытому виду перекрестного субсидирования между видами деятельности. Только в ПАО "Россети" с 2016-го по 2018 годы затраты на исполнение договоров технологического присоединения, по которым возникали выпадающие доходы, составили 64,7 миллиарда рублей. Из них в тарифе на передачу электроэнергии было компенсировано только 41,2 миллиарда.
Надеемся, что принятие закона, о котором говорил Александр Валентинович, ускорит решение данной проблемы. Отдельные мероприятия "дорожной карты" по повышению уровня автоматизации процесса, связанные с оказанием услуг по технологическому присоединению, реализованы только частично. В частности, не создан единый для всех сетевых компаний открытый Интернет-ресурс, где должна размещаться информация по вопросам технологического присоединения. По поручению Минэнерго такой портал создан и функционируют ПАО "Россети". Как было отмечено Счётной палатой, по итогам проверки необходимо на базе этого портала активизировать работу по созданию единого открытого Интернет-ресурса для всех сетевых компаний.
Проверка исполнения показателей государственной программы "Развитие энергетики" за 2018 год показала, что при положительной в целом динамике по вводу мощностей возобновляемых источников энергии отмечается невыполнение целевых показателей. Так в госпрограмме на 2018 год плановое значение показателя по вводу мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых энергии, было установлено на уровне 670 мегаватт. Фактически было введено 370 или 55,2 процента от плана.
Это превысило показатели 2017 года, когда было 25,4 процента, но явно недостаточно.
На наш взгляд, вопрос требует более глубокого анализа со стороны Министерства энергетики, в том числе в части оценки достаточности мер поддержки и строительства таких объектов генерации. При наличии потребности в развитии электросетевой инфраструктуры в отдельных регионах не обеспечена реализация мероприятий, определённых в программных документов.
В частности, в рамках госпрограммы "Развитие энергетики" не начато строительство воздушной линии Певек — Бибилино. На строительство первой очереди из федерального бюджета предусмотрено выделение 13 миллиардов рублей, в том числе в текущем году 7 миллиардов. По заявленной цене строительства на торги не вышел никто. Как результат - сроки окончания строительства объекта с 2020 года переносятся на 2022.
В рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя" до 2022 года на сегодняшний день не обеспечено начало реализации иных мероприятий, в рамках которых планируется строительство распределительных сетей. Это связано с длительными сроками подготовки министерством пообъекгного распределения, а также его согласования с Минэкономразвития. Детализация была утверждена приказом Министерства энергетики только в октябре текущего года. Всего в 2019-2021 годах планируется построить 11 объектов стоимостью более 8 миллиардов рублей. Необходимо ускорить начало этой работы.
В целом следует отметить недостаточно высокое качество реализации отдельных инвестиционных проектов, реализуемых с использованием бюджетных средств. Так, до настоящего времени не завершено строительство Сахалинской ГРЭС-2, скорректированный плановый срок ввода объекта превышен более чем на десять месяцев. Срок ввода ТЭЦ в городе Советская Гавань переносится с 2019 года на 2020. В ходе строительства этих объектов установлен ряд нерешённых вопросов, которые требуют урегулирования, в частности, при отборе инвестиционных проектов по строительству объектов с комбинированной выработкой энергии не в полной мере учитываются возможности оптимального использования их установленной тепловой мощности. Так, по второй очереди Благовещенской ТЭЦ из введённой в 2016 году в эксплуатацию мощностью 188 гигакалорий в час, в настоящее время загружено около 50 гигакалорий в час. Тепловая мощность первой очереди Якутской ГРЭС-2, введённой в эксплуатацию в 2017 году, в пиковый период используется на уровне 21 процента.
На наш взгляд, причинами такой ситуации является, с одной стороны, то, что при принятии решений по реализации инвестиционных проектов с комбинированной выработкой энергии не на должном уровне проводился анализ возможностей регионов по использованию введённой мощности, в том числе не в полной мере учитывалась необходимость развития в регионах соответствующей инженерной инфраструктуры.
С другой стороны необходимо констатировать, что между федеральными и региональными органами исполнительной власти зачастую отсутствует должная координация в части мероприятий по строительству или реконструкции объектов региональной и муниципальной инфраструктуры.
Как показывает опыт, это необходимо для осуществления приемки тепловой мощности от построенных объектов.
Следует отмстить, что министерством энергетики организована работа по реализации мероприятий комплексного плана реконструкции и расширения магистральной инфраструктуры.
В рамках исполнения мероприятий плана проведен отбор 45 проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с началом поставки мощности в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года с суммарной мощностью 10393 мегаватт и объемом капитальных вложений 125,5 миллиарда рублей.
Реализован ряд мероприятий по строительству объектов инфраструктуры.
Вместе с тем в ходе мониторинга хода реализации плана Счётная палата обратила внимание на ряд моментов, которые, по нашему мнению, являются существенными.
Так в комплексном плане формально не определены цели, на достижение которых направлены мероприятия федерального проекта гарантированного обеспечения транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата.
В 2019 году в паспорт федерального проекта "Гарантированное обеспечение доступной электроэнергии" внесены изменения наименований и сроков реализации мероприятий по строительству и реконструкции 25 из 40 объектов электроэнергетики, предусмотренных комплексным планом первоначально.
По итогам 2018 года не обеспечено выполнение такого показателя комплексного плана как снижение избытка установленной мощности электростанций ЕЭС России, включая нормативный резерв.
Отклонение объясняется низким ростом максимально потребляемой нагрузки в связи с более мягкими погодными условиями.
Наличие этих недостатков уже на начальной стадии реализации плана, по нашему мнению, позволяет говорить о не вполне достаточном качестве его проработки, что в целом может оказать влияние на эффективность принимаемых мер по достижению целей 204-го указа президента.
В связи с этим, по нашему мнению, Минэнерго необходимо обратить внимание на вышеназванные проблемы.
Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Александрович. Спасибо. Присаживайтесь.
Пожалуйста, Александр Александрович Авдеев, Комитет по контролю и Регламенту.
Подготовиться Завальному.
Авдеев А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Александр Валентинович, уважаемые коллеги!
Два года назад по результатам "правительственного часа" с министром энергетики было принято соответствующее постановление Государственной Думы, Комитетом по контролю и Регламенту проведен анализ, представленный министерством энергетики информации, и в целом мы подтверждаем выполнение положений указанного постановления и отмечаем системный подход министерства в решении проблем, стоящих перед энергетическим комплексом страны, а также оцениваем как эффективную работу Министерства энергетики по управлению в отрасли и конструктивное взаимодействие с Государственной Думой.
К положительным итогам можно отнести рост выработки и потребления электроэнергии в 2018 году на полтора процента, снижение аварий в сетях на 5 процентов, генерации более чем на 10 процентов, степень эффективности реализации исполнения государственной программы составляет около 95 процентов.
Александр Валентинович об этом тоже уже упомянул.
В результате реализации мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", повышения доступности энергетической инфраструктуры, утверждённой распоряжением правительства ещё в 2012 году, по показателю подключения к системе энергоснабжения, Россия в рейтинге Всемирного банка заняла седьмое место. И диаграмма действительно показывает, что это лучший показатель в комплексе других индикаторов, оказывающих влияние на ведение бизнеса в стране, среди тех, за которые отвечают другие министерства и ведомства.
Растёт объём генерации в альтернативной энергетике. Солнечные и ветровые электростанции дали прирост более 40 процентов.
Однако есть ряд моментов, которые нужно отметить как недостижение контрольных показателей, как проблемные точки, которые мы хотели бы отразить в своём сообщении.
В 2018 году из 68 целевых показателей государственной программы не достигнуты плановые показатели значений по 17-ти, то есть примерно 25 процентов или каждый четвёртый. К примеру.
Уровень энергоёмкости в российской экономике практически не меняется и остаётся на высоком по сравнению с другими странами значении, что тормозит значительно рост ВВП.
Отложен ввод генерирующих мощностей на территории Дальневосточного федерального округа, причём эти объекты утверждены ещё указом президента в 2012 году, Счётная палата на это указала.
Доля сетевого тарифа в цене электроэнергии по-прежнему очень высока. За рубежом она составляет 10-15 процентов, а в России этот показатель на самом дешёвом, в высоком напряжение начинается с 20 процентов и достигает 55 процентов в цене в стоимости на высоком напряжении. Только при подключении к магистральным сетям ФСК сетевая составляющая приближается к мировым аналогам, составляя около 15 процентов в конечной цене электроэнергии. И пока предпосылок для изменения в этой ситуации нет, хотя министерство такие планы озвучивает.
И Алексей Александрович, и Александр Валентинович очень подробно остановились на теме, но мы считаем важным тоже её озвучить — это ситуация в альтернативной энергетике. Несмотря на рост объемов генерации возобновляемых источников энергетики, доля в общем энергобалансе не превышает 0,1 процента, и прирост 40—50 процентов — не что иное, как эффект низкой базы, в то время как за последние десять лет мировые мощности возобновляемых источников увеличились в 4 раза.
В соответствии с основными направлениями государственной политики до 2024 года потребление альтернативной энергетики должно составить около 5 процентов от общего объема, то есть достижение намеченных объемов уже... для достижения объемов в уже указанный период необходимо обеспечить ввод генерирующих объектов суммарной установленной мощностью до 25 гигаватт, чего мы пока не наблюдаем.
Министерство в большей степени опирается на традиционную генерацию, но прямые и косвенные эффекты от внедрения технологий использования возобновляемых источников энергии очень важны для экономики страны и её конкурентоспособности. Это и развитие в стране передовых технологий мирового уровня, и развитие конкуренции в сфере энергоснабжения, и развитие малой распределенной энергетики, это и частные инвестиции. Особенно это важно при дефиците генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов страны на фоне общего профицита мощностей, и регуляторика в этой сфере находится полностью в руках у Минэнерго.
Также, несмотря на достигнутый позитивный результат, надо признать, что совершенствование процедур технологического присоединения главным образом направлено на небольшую категорию заявителей с мощностью до 150 киловатт, а это менее 1 процента от общего числа заключенных договоров, то есть пока быстрое присоединение доступно не всем и не везде, а также может быть связано с текущей конъюнктурой в российской экономике, то есть низким уровнем деловой активности и, к сожалению, невысоким уровнем инвестиций.
По вопросу снижения тарифа для сельхозпроизводителей комитетом проведена серия межведомственных совещаний по данному вопросу, и мы отмечаем открытость и конструктивность министерства при выработке предложений, однако мы не можем констатировать, что вопрос решен. Нами подготовлен и подписан, направлен в адрес Минэнерго и Минсельхоза протокол, где предложены пути решения с указанием сроков, получены соответствующие ответы и предложения. С учетом важности вопроса, по которому есть соответствующее поручение президента, комитет считает необходимым включить данный пункт в постановление по итогам сегодняшнего "правительственного часа" и найти устраивающее всех решение.
На завершающем слайде отражены ряд вопросов и предложений, затронутых при сегодняшнем обсуждении. Комитет по контролю и Регламенту предлагает включить их в итоговое постановление по результатам сегодняшнего "правительственного часа". Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, председатель Комитета по энергетике Павел Николаевич Завальный.
Павел Николаевич, учитывая, что там, где хорошо, все знают и, более того, отметили в самом начале, проблемы, пожалуйста. Пожалуйста, шесть минут. Шесть минут поставьте, пожалуйста.
Завальный П. П., председатель Комитета ГД по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, прежде всего, конечно, хочу поблагодарить Александра Валентиновича и его команду за системную работу по устойчивому развитию ТЭК, в том числе в части электроэнергетики. В то же время на самом деле хочу сказать больше о проблемах и путях их преодоления.
О главном. Сегодня электроёмкость российского ВВП составляет более 4 процентов и демонстрирует тенденцию к росту. По оценкам специалистов, в 2021 году на... окончания проектов ДПМ она может достичь показателя 4,6 процента. Для сравнения: в США и Канаде электроёмкость ВВП не превышает 2,5 процента, в Европе — 3,5. Наш целевой показатель, учитывая структуру экономики, не более 4 процентов. Связано это, прежде всего, с ростом объёма перекрёстного субсидирования, которое по информации Минэка составляет уже 415 миллиардов, в том числе в электросетевом комплексе — 220 миллиардов, при целевом показателе в начале реформы - не более 50 миллиардов рублей. Это привело к тому, что на протяжении всех последних лет после начала реформы рост тарифа устойчиво шёл выше инфляции, особенно коснулось ... потребителей на низком и среднем напряжении. В итоге — все недовольны тарифами.
Конкуренция на оптовом рынке, формирование которой считается одним из наиболее заметных основ реформы электроэнергетики, ограничится при помощи разного рода искусственных механизмов, такие как межрегиональная перекрёстка, развитие ВИЭ, мусоросжигающие заводы, и сегодня составляет менее 50 процентов. За это время рост тарифов на оптовом рынке возрос более чем в два раза.
Конкуренция на розничном рынке электроэнергии фактически отсутствует, коллеги. Работа сетевого комплекса далека от эффективности, и можно сказать, что реформа, которая была начата, приостановлена и заморожена.
И я должен сказать, что Чубайс в этом не виноват, и надо, наоборот, сказать Анатолию Борисовичу Чубайсу спасибо за начало этой реформы, и те достижения, которыми сегодня может гордиться электроэнергетика - это итоги этой реформы. А виноваты в этом мы, потому что мы запускаем такую перекрёстку и такую неэффективную работу.
Я должен сказать, что без продолжения реформ и без создания истинного рыночного механизма и подлинной конкуренции в отрасли невозможно обеспечить и требования качества, и адекватную стоимость электроэнергии для роста российской экономики.
Уважаемые коллеги, мы должны перестать перенагружать электроэнергетику несвойственными ей функциями. Перекрёстное субсидирование, одни за счёт других, будь то регионы, отрасли промышленности, категории потребителей приводят в итоге к неэффективности всей модели. Сегодня это уже сдерживает рост ВВП — 0,8 процента в год, в 2021 году — 4,6 процента, 10 процентов стоимости электроэнергии перекрёстка — это 1 процент ВВП. Цена вопроса — 10 процентов стоимости электроэнергии, 1 процент - рост ВВП.
Необходимо решать вопросы субсидирования за счёт соответствующих бюджетов и, в том числе развитие отдельных регионов, для этого есть специальные инструменты бюджетного планирования, финансирования и так далее.
При этом наш комитет исходит оттого, что проблемы перекрёстного субсидирования нужно решать в увязке с повышением эффективности электроэнергетики в целом, в том числе за счёт повышения эффективности и увязанных с ним тарифных решений не только за счёт тарифов, а повышать эффективность и мешать перекрёстку.
В части тарифов главным является ... для населения и промышленности, тем более что доля бытового потребления растёт, за 25 лет она увеличилась с 12 процентов до 18 суммарного потребления в стране. Наиболее рациональным подходом был бы рост цен для населения последней инфляции - плюс, а для промышленности инфляция минус или не выше инфляции, с использованием инструментов значительно малообеспеченных категорий населения.
Сегодня такие инструменты работают. Вот буквально вчера получил письмо: Нижегородская область — 6 миллиардов перекрёстки за счёт введения этих инструментов, на 2 миллиарда снизили перекрёстку. Крым этим пользуется и очень эффективно.
Также можно новый инструмент ввести в зависимости от дохода семьи, льгота, как это делает Америка в Калифорнии. При этом необходимо существенное повышение эффективности работы сетевого комплекса за счёт консолидации активов, снижения различных льгот по техприсоединению с повышением ответственности потребителей за заявленные объёмы присоединяемой мощности.
Также требуется справедливое распределение перекрёстки по всем уровням напряжения и потребителей в части этих ФСК и снижение дифференциации между ними.
Коллеги, сегодня у нас высокое напряжение ФСК, стоимость электроэнергии киловатт-часа 2-2,5 рубля, а на низком напряжении - 7-8, до 9 рублей киловатт-час один и тот же киловатт-час. Это несправедливо, нечестно и, конечно, надо этим заниматься.
Необходимо решать вопрос бесхозных сетей. И, конечно, большой потенциал повышения эффективности сетевого комплекса кроется в цифровизации и в введении систем интеллектуального учёта. Законодательно мы всё сделали, ... тариф регуляторных соглашений и это приведёт к снижению затрат по владению сетью, затрат 25-30 процентов, большой потенциал эффективности.
К сожалению, что касается развития конкуренции, к сожалению, государственное участие регулируемой электроэнергетики из года в год увеличивается и это противоречит принятой ранее рыночной конкурентной модели развития российской экономики и электроэнергетики как её части. Подлинно что можно только такую конфигурацию розничного рынка, когда в каждом регионе он будет выступать в качестве торговой площадки для всех производителей энергоресурсов, включая оптовый рынок, а также все виды распределенной генерации и ВИЭ с реальным правом потребителей выбирать для себя варианты энергообеспечения.
Необходимо принципиально менять модель функционирования на рынке ТЭЦ, дать им возможность реализации в части электроэнергии на розничном рынке на этих региональных площадках, только тогда возникнет сбыт и предложения и механизмы нормальной конкуренции между производителями энергии, в том числе, между централизованной и децентрализованной энергетикой, ... направленной ... развития этих секторов.
Также необходимо развитие конкретных отношений в сбыте электроэнергии, с современными тенденциями, соответствие по реализации этого рынка, включая расширение состава участников, снижение зонального монопольного положения гарантирующих поставщиков, в том числе создание конкуренции между ними, конкуренция потребителей, в целом договорные условия по ценам и качеству обслуживания, и возможность быстрой смены энергосбытовой компании.
Отдельно остановлюсь на проблемах, связанных с модернизацией тепловой генерации. Итоги первых отборов ... по генерации подтверждает целесообразность кому условия сдерживания тарифов и перегруженности электроэнергии и перекрестка всех видов.
Но механизм нуждается в дальнейшей настройке, иначе работает принцип отбора ... дешевизны, а вовсе не эффективности, побеждает не модернизация, а по сути, капитальный ремонт. Нужно промоделировать, какими должны быть условия следующих отборов для снижения целей программы повышения ... модернизации. Эффективность генерации, технологии и снижение выбросов, в том числе, с учетом целей Парижского соглашения.
Коллеги... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, минуту. Завальный П. Н. И, конечно, надо в этом году принять ... статей до 2035 года, в которой бы четко было целеполагание, как развивать дальше энергетику.
Я хочу поблагодарить еще раз за работу Александра Валентиновича и команду, мы очень тесно работаем и все проблемы, которые обозначены, они все понятны, разделяемы и мы будем над этим вместе работать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Павел Николаевич. Уважаемые коллеги! Переходим к обсуждению доклада Министра энергетики. Учитывая, что вы видите, присутствует много руководителей компаний, в общем-то, если вопросы будут к ним, думаю, что будет правильно, если приглашенные руководители ведущих предприятий в области энергетики ответили на эти вопросы.
Фракция КПРФ, пожалуйста, Арефьев Николай Васильевич.
Арефьев Н. В., фракция КПРФ.
Спасибо, Вячеслав Викторович.
Вопрос к Александру Валентиновичу.
В период приватизации РАО ЕЭС руководство этой организации вот в этом зале убеждало и депутатов, и граждан России, что неизбежным следствием приватизации станет снижение тарифов на электроэнергию. Вместо этого мы видим неуклонный и непрерывный рост тарифов.
Сегодня стоимость киловатта в Москве почти 6 рублей, в агропромышленном комплексе 8 рублей, в то же время, в Китай мы продаём электроэнергию по 1,5 рубля за киловатт. Вы скажите, что продаёте электроэнергию по мировым ценам. Но тогда почему в России электроэнергия в 5-6 раз выше, чем во всём мире?
И почему вы душите страну, особенно агропромышленный комплекс, высокими тарифами?
И не считаете ли вы нужным принять решение всё-таки о восстановлении единой энергетической системы, у которой таких дисбалансов не было никогда? Спасибо.
Новак А. В. Спасибо. Спасибо большое за вопрос. Действительно он такой, скажем так, непростой.
Во-первых, мы бы хотели разделить там, как я говорил в своём выступлении, вопрос, касающийся определения цены на электроэнергию, зависит от нескольких составляющих. У нас есть генерация, работающая на оптовом рынке, где есть конкурентные условия, и там система формирования тарифа, то есть, стоимость доли в электроэнергии складывается из двух составляющих: это оплата за мощность, которая включает в себя, в том числе и дополнительную надбавку, дополнительную нагрузку, которую несёт генерирующий комплекс по реализации отдельных социальных задач и проектов. Как вы знаете, в том числе, сюда включаются и расходы, связанные со строительством и энергообеспечением, о котором я говорил, Крыма, Калининграда, выравнивание тарифов Дальневосточного федерального округа, развитие новых и возобновляемых источников энергии, это вот формирует цены на электроэнергию внутри. Второе, для генерирующего комплекса.
Что касается сетевого комплекса. Это регулируемый сектор, и здесь рост стоимости оплаты услуг зависит от принимаемых решений, во-первых, в прогнозе социально-экономического развития на уровень: инфляция — минус в последние годы, последние несколько лет такая задача стоит, индексировать тарифы и на уровень не выше, чем уровень инфляции.
И в рамках долгосрочного регулирования, о котором я говорил сегодня, мы также считаем, что в будущем необходимо индексировать в долгосрочном плане на уровень "инфляция минус". Ну, мы предлагаем инфляция минус 0,1 процент. Это в свою очередь даёт нам гарантированное обеспечение неувеличения там тарифов примерно в доле 50 процентов стоимости электроэнергии выше инфляции.
Ну, и третья составляющая это сбытовая надбавка, которая также регулируется фактически на сегодняшний день региональными энергетическими комиссиями в соответствии с методикой, утверждённой Федеральной антимонопольной службой и в соответствии с теми эталонами, которые были приняты.
Ну, я хотел бы, уважаемые коллеги, сказать, что, во-первых, если говорить о тарифах, их нужно разделить: тарифы для населения и тарифы для прочих потребителей. Тарифы для населения тоже регулируются и регулируются на уровень примерно инфляции. Инфляция плюс 1 процент для того, чтобы не допустить резкого роста перекрёстного субсидирования.
Тарифы, которые для прочих потребителей, они делятся между уровнями напряжения и определяются в первую очередь регионами и субъектами Российской Федерации. И этот объём валовой выручки, который сегодня индексируется, он распределяется между высоким напряжением в среднем и низким напряжением, исходя из целеполагания на уровне субъектов Российской Федерации, кого поддерживать, какие предприятия, на кого перекладывать в общем-то ту перекрёстку, которая есть.
Я абсолютно согласен, что, наверное, в последние годы у нас действительно есть перекос в плане...
Председательствующий. Добавьте время.
Новак А. В. Очень важный вопрос, извините, пожалуйста. Я хотел бы, ну, так достаточно подробно на него ответить. Действительно в последние годы мы видим, что дифференциация между высоким напряжением и низким напряжением, она увеличилась. Это вызывает действительно вопросы, и мы это обсуждали и во фракциях, и со стороны потребителя, особенно те, которые подключены на низком напряжении.
Первопричиной этого, я ещё раз хотел бы повторить, является та перекрёстка, которая ложится в первую очередь на потребителей низкого и среднего напряжения. Потребители, которые находятся на сетях ФСК, на сетях высокого напряжения, имеют меньшую нагрузку. А те, кто подключен, крупные потребители, на сетях ФСК, они вообще не платят перекрёстку.
Поэтому мы и вышли со стороны Министерства энергетики с инициативой с тем, чтобы равномерно распределить нагрузку, связанную с внесением перекрёстного субсидирования между всеми потребителями. И тогда у нас вот эта дифференциация, она уменьшится. Поэтому такая нормативка будет подготовлена в ближайшее время.
Правительство нас поддержало, Дмитрий Николаевич Козак поддержал, Председатель правительства проводил совещание, тоже поддержал. Сейчас отшлифовываются отдельные моменты в рамках подготовки нормативной базы и закона по согласованию между федеральными органами исполнительной власти. Этот момент существенно позволит нам эту дифференциацию выровнять между уровнями напряжения и не позволит, скажем так, создавать условия, для того чтобы на низком напряжении, на среднем напряжении, о чем вы говорите, опять более высокими темпами росли тарифы, чем для высокого напряжения. Поэтому здесь просим вас поддержать.
Ну и, наконец, последнее. Я не согласен с тем, что конечные цены на электроэнергию выше, чем в других странах. Это просто не соответствует действительности. Мы можем соответствующую статистику привести и показать по всем странам. Наша электроэнергия сегодня дешевле, она легко продается на мировых рынках, и продается только лишь потому, что она дешевле и конкурентоспособна на сегодняшний день. Ее с удовольствием покупает Литва, Финляндия, европейские страны. Ну, по Китаю особый договор, там до 2036 года. И я его не стал бы сравнивать с точки зрения конкурентоспособности. А там, где мы в рынке участвуем, а не по прямому договору, мы абсолютно конкурентоспособны. Наши цены гораздо дешевле, чем в других странах.
Председательствующий. Александр Валентинович, просьба большая. Нам направьте информацию по ценообразованию в других странах и сравнительный анализ с нашей страной обязательно, потому что зачастую вот эти разговоры, они не просто вводят в заблуждение наших граждан, но и являются основой дальше уже размышлений, которые базируются на недостоверной информации. Поэтому если действительно то, о чем вы говорите, а мы вам верим, соответствует истине, что наша электроэнергия дешевле, чем в других странах, нам эту информацию предоставьте, пожалуйста. И вот, говоря об этом, ещё в дополнение вопрос. Учитывая, что здесь присутствуют руководители крупных компаний, та же компания Русгидро, у нас как происходит налогообложение крупных компаний?
Вот гидростанции, если они находятся в регионах, правильно понимаю, что уплачивают налоги по месту нахождения головной компании, куда они входят как подразделения? Или полностью налогообложение находится на территории, где размещена ГЭС или атомная станция? Вот регионы от этого выигрывают или это всё уходит в Москву, в другие территории, где, в общем-то, регистрируется компания? Это важный вопрос, коллеги? Важный вопрос, да.
Вот вижу, моя коллега Гусева Ирина Михайловна, поддерживает вопрос, потому что гидроэлектростанции находятся в Волгограде, в городе Волжский. Пожалуйста.
Новак А. В. Можно ответить, да?
Председательствующий. Да, пожалуйста.
Новак А. В. Спасибо большое. Что касается распределения и уплаты налогов, здесь всё зависит от того налога, который является либо местным налогом, либо региональным, либо федеральным.
Что касается местных налогов, это земельные платежи, налог на имущество - уплачивается в местные бюджеты, в консолидированные либо, ну, там уже субъект Российской Федерации принимает решение, как распределить между уровнями бюджетной системы внутри субъекта.
То же самое касается подоходного налога, то есть люди, которые там работают, подоходный налог платится на месте в бюджеты.
По налогу на прибыль ситуация, насколько я помню, наверное, лучше Минфин ответит на этот вопрос, тем не менее, если головная организация консолидирует налог на прибыль даже в одном месте, допустим, в каком-то, она обязана распределять этот налог на прибыль пропорционально стоимости имущества, находящегося в субъектах Российской Федерации, то есть она обязана всё равно делить между субъектами эту прибыль и зачислять в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Ну, я готов уточнить, какая ситуация на сегодняшний день в этом плане, но раньше так было, по крайней мере.
Председательствующий. Александр Валентинович, исходя из вашего ответа, думаю, что все уже поняли, что основные налоги уплачиваются по месту нахождения головной компании. Коллеги, налог на прибыль где уплачивается? Вот, правильно вы показали.
Не могут наши патриархи электроэнергетики лукавить представителям народа, правильно показали, вот так, да. А что доходит уже оттуда? То, что вернут.
Речь о чем идет? Вот посмотрите, у нас с вами регионы-доноры - ХМАО, ЯНАО, Тюменская область. Они почему регионы-доноры? Нефть, газ. Ну и соответственно, отчисления идут этим регионам.
А у нас есть регионы, которые производят самую дешевую электроэнергию, которую, кстати, они используют, эти регионы, а что получает Волгоградская область, производя самую дешевую электроэнергию на Волжской ГЭС? Что получает Саратовская область, производя самую дешевую электроэнергию на Балаковской ГЭС и самой крупной атомной стации Европы - Балаковской атомной станции? Понимаете, о чем речь идет?
Нет, коллеги, когда мы говорим о росте экономики, и в том числе выравнивании бюджетов в регионах между самыми богатыми и самыми малообеспеченными, это тоже один из критериев.
А у нас получается, я вот посмотрел, Волгоград в каком-то анализе социологи признали как депрессивный регион, поэтому, конечно, вот давайте эту возможность и изучим.
Или там соседний регион, там гидростанция, атомная станция, тоже эту возможность изучим. Таким образом, чтобы это были в том числе драйверы роста не только экономики, но и бюджетной сферы.
А у нас неравенство какое? Там где скважины нефтяные, они регионам плюс дают. А там, где гидроэнергетика, атомная энергетика, они какой плюс дают? Вот регионам. Регионам.
Понятно, что это вопрос возможно не вам, а Минфину, правильно вы сказали здесь, но сама по себе тема-то, она есть.
Потому что мы с вами помним налогообложение прежних лет, там даже были специальные фонды развития этих регионов.
А мы сейчас всё аккумулировали, отдали.
Ну а регионы мы будем вокруг развивать? Ведь там столько вопросов возникает по природопользованию, экологии реки Волги, допустим, берега же размываются, каждый год по метру слева и справа уходит берег, а его надо защищать. Мы говорим: за счёт бюджета. Понятно. Но вот этот вопрос тоже.
Так как вы действительно тот человек, который умеет слышать, ведёт диалог, может быть, эту тему нам отдельно обсудить с участием территорий, где отрасль представлена, причём её основа, за счёт чего как раз у нас с вами и дешёвая электроэнергия.
Коллеги, а как? За счёт каких других драйверов-то, кроме как таких компаний?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Руководитель "РусГидро", да, он хочет сказать, что нужно передать что-нибудь ещё на местный бюджет или на региональный из активов, которые являются затратными.
Пожалуйста, Николай Григорьевич.
Шульгинов Н. Г., Генеральный директор ПАО "РусГидро". Спасибо, Вячеслав Викторович.
Александр Валентинович сказал абсолютно верно, как устроена бюджетная система. Нужно понимать только (он в самом начале сказал), что огромные налоги платятся за имущество. Это очень большие налоги. Поэтому регионы, даже названные вами - Волгоградская область или Хакасия, получают миллиарды от налога на имущество. Кроме того, это рабочие места, это строительство социальных объектов, это местные налоги, это благотворительная помощь.
Председательствующий. А налог на прибыль?
Шульгинов Н. Г. Налог на прибыль, он частично всё равно возвращается. Мы же не говорим, что все налоги должны быть здесь. Частично он возвращается из федерального бюджета.
Председательствующий. Нет. Подождите. Вы правильно говорите, что он уходит в федеральный бюджет. Но налог на прибыль, он у нас с вами и остаётся в регионе, а вот в каком регионе он остаётся? Вот "РусГидро" имеет отношение к какой группе компаний, к консолидированной группе налогоплательщиков?
Шульгинов Н. Г. Да.
Председательствующий. Да. А тогда вы, исходя из той возможности, которая у вас есть, можете взять и налог на прибыль, который, допустим, в Волгоградской области заработали, перераспределить в пользу вашего подразделения. Вот видите, честный человек не может лукавить: сразу заулыбался. Правильно. Вы можете перераспределить в ту вашу дочку, которая работает с минусом, и закрыть ей минус.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Ну как? Это консолидированная группа налогоплательщиков, до 50 процентов вот со следующего года можно перераспределять.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Понятно, что в соответствии с законом, а наша-то задача с вами, обсуждая вопросы, не только говорить о технологиях процесса производства электроэнергии, но в том числе попытаться разобраться, почему, допустим, регионы, где у нас такие есть крупнейшие производители электроэнергии, при этом налоги не получают, а налог уходит и перераспределяется в другую территорию. Нам-то это тоже важно, потому что мы сейчас находимся в стадии рассмотрения бюджета, готовимся ко второму чтению его рассмотрения. Вот об этом речь идет.
Из зала. (Не слышно.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments