leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 06.11.19 правительственный час Минэнерго Александр Новак –часть 3

Стенограмма пленарное заседание ГД 06.11.19 правительственный час Минэнерго Александр Новак – часть 3
Председательствующий. Микрофон у вас должен быть включен. Почему микрофон у министра отключили? Включите микрофон. Вот, правильно.
Новак А. В. Вячеслав Викторович, если позволите, мы сегодня дадим справку в Государственную Думу о том, куда зачисляется полностью налог на прибыль и как он распределяется между субъектами Российской Федерации, по какой методике и пропорционально чему.
Из зала. (Не слышно.)
Новак А. В. Себестоимость — это уже... Прибыль формируется — выручка минус себестоимость, то есть это прибыль.
Председательствующий. Но себестоимость самая низкая при производстве электроэнергии в "РусГидро".
Новак А. В. Налог на прибыль уплачивается в соответствии с законодательством по месту имущества пропорционально стоимости имущества. Если в Красноярском крае гидроэлектростанция большая и стоимость имущества большая, а в Волгоградской поменьше области, соответственно, в этой пропорции и распределяется налог на прибыль, консолидированный между субъектами Российской Федерации.
Мы вам дадим справку, здесь это полностью всё равно соответствует законодательству. Я думаю, что здесь никакой дискриминации нет, потому что методика такова, что она распределяет по всем субъектам. Он не может оставить там, где он зарегистрирован, весь налог на прибыль.
Там остаётся, поскольку он зарегистрирован в Красноярске, насколько я помню, остаётся только за Красноярскую ГЭС и, наверное, в Хакасии остаётся за Саяно-Шушенскую ГЭС налог на прибыль, потому что она, по-моему, имущество в Хакасии, Саяно-Шушенская, пополам. Дадим справку. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Спасибо, Николай Григорьевич.
Пожалуйста, Диденко Алексей Николаевич, фракция ЛДПР. Подготовиться Есякову.
Диденко А. Н., председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемый Александр Валентинович, депутатами фракции ЛДПР отмечается, что в большинстве регионов наблюдается высокий износ не только генерирующих мощностей, но и распределительных электрических сетей. В этой связи происходит потеря электроэнергии, частые аварии, отключения и ремонты. Отсюда вопрос. Какие дополнительные меры предполагается предпринять Министерству энергетики с тем, чтобы было обеспечено бесперебойное, устойчивое электроснабжение всех потребителей? Спасибо.
Новак А. В. Спасибо большое.
Что касается износа и повышения надёжности, для нас это... Что касается повышения надёжности, это одна из основных функций Министерства энергетики, как я уже представлял, мой зам занимается этими вопросами. У нас, как я сказал, сделано, утверждено 29 уже нормативно-правовых актов, направленных на улучшение требований к технологическому функционированию электроэнергетической отрасли, то есть теперь компании самостоятельно не имеют возможности самим выбирать, какое оборудование соответствующее или не соответствующее требованиям безопасности они покупают, поэтому здесь мы существенно улучшили ситуацию. И сами цифры говорят за себя, что у нас аварийность в целом снизилась на 27 процентов, время технологических нарушений для восстановления в два раза практически сократилось, и мы здесь ставим амбициозные цели перед собой.
У нас разработана риск-ориентированная модель формирования инвестиционных программ. Если раньше не было методики формирования инвестпрограмм субъектов электроэнергетики, сегодня утверждена методика на уровне Правительства Российской Федерации, на уровне Министерства энергетики. И при формировании инвестиционных программ наших субъектов электроэнергетики в первую очередь включаются объекты с низким показателем индекса технического состояния, так называемый введён термин "индекс технического состояния". Это означает, что самые изношенные объекты включаются в первую очередь в инвестпрограмму для модернизации, для замены и для того, чтобы уменьшить риски технологических нарушений.
У нас работает штаб федеральный, мы вместе с субъектами Российской Федерации отрабатываем по каждому объекту, где мы видим риски и утверждаем план мероприятий по доведению этого объекта до нормального уровня и технологического состояния.
Поэтому ключевая задача, безусловно, и в рамках прохождения осенне-зимнего периода, в рамках вообще функционирования электроэнергетического комплекса в целом. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" энергетикам слово, Есякову Сергею Яковлевичу.
Есяков С. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Валентинович, за последние семь лет значительно, более чем в 17 раз возросла на оптовом рынке стоимость нерыночных доплат в цене оплаты за мощности, что явилось одним из самых существенных факторов роста цен на электроэнергию для конечных потребителей и для населения.
Вот хотелось бы уточнить вашу позицию по этому вопросу, по всем этим нерыночным доплатам, ваше понимание оптимальности размера этих доплат и, в конечном случае, всё-таки ваше понимание, как это может сказаться в дальнейшем на росте цен на электроэнергию для всех групп потребителей? Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста.
Новак А. В. Спасибо большое.
Сергей Яковлевич, абсолютно важная тема, я об этом говорил в своём докладе. На сегодняшний день, к сожалению, при формировании и ценообразовании у нас дополнительная нагрузка ложится на генерирующие компании и на формирование цен вот в этой части нашей платы за мощности, дополнительная нагрузка за отдельные решения, которые приняты в том числе и за которые платят потребители в цене на электроэнергию.
Вы сказали об этом правильный термин "нерыночные надбавки". Мы считаем, что нам нужно отказаться от такой практики нерыночных надбавок. И Министерство энергетики не поддерживает предложение по нерыночным надбавкам.
Соответствующее наше предложение было озвучено на Комиссии при президенте по развитию топливно-энергетического комплекса, которая прошла в 2018 году в городе Кемерово, в августе месяце и по решению, по поручению президента, есть такое поручение, подготовить предложения по исключению в будущем вот формирования таких нерыночных надбавок.
На сегодняшний день в цене электроэнергии, могу сказать, около 14 процентов составляет доля вот этих нерыночных надбавок, тех, которые были приняты.
Поэтому, конечно, мы понимаем, что на сегодняшний день по ранее принятым решениям уже трудно что-либо изменить, придется эти все нерыночные инструменты до конца довести, до момента того, как они закончат свое действие. При этом, не принимая решение по новым инструментам, тем самым мы снизим нагрузку, в том числе, и на конечного потребителя вот в той доле, которая сегодня оплачивается за нерыночные надбавки. Спасибо.
Председательствующий. А что вы вкладываете в смысл нерыночные надбавки, в том числе, и перекрестное субсидирование или..? Новак А. В. Нет, нет, Вячеслав Викторович.
Председательствующий. Тогда, если можно поподробнее, потому что у коллег тогда будет четкое понимание, о чем речь идет. Во-вторых, безусловно, вопрос возникает: почему год назад президент дал поручение, а до сегодняшнего дня оно не исполнено, это проблема в нас или проблема в тех ведомствах, где эти поручения не исполняются? Потому что совершенно очевидно, если на 14 процентов произойдет снижение тарифа, это будет большое подспорье.
Новак А. В. Вячеслав Викторович, поручение исполняется президента, потому что оно звучит как недопущение введения новых надбавок, а не исключение старых, то есть старые сейчас невозможно изменить, потому что...
Председательствующий. Они же не рыночные.
Новак А. В. Не рыночные в плане того, что они оплачиваются как дополнительная надбавка в цене на мощность для генерирующих компаний, которые выставляют это потом в свою оптовую цену.
Собственно, о чем идет речь, я их перечислю эти нерыночные надбавки.
Это те решения, которые потребовали нахождение источника финансирования, в том числе, для строительства генерирующих объектов в Крыму, для строительства генерирующих объектов в Калининграде, это выравнивание тарифов, которые по Дальневосточному федеральному округу приняты, это надбавки, связанные с оплатой более высокого тарифа возобновляемых источников энергии для поддержки мотивации строительства зональных источников энергии.
Мы, что предлагаем, вот, что, кстати, допустим, возобновляем источник энергии.
Мы должны постепенно уходить с этой нерыночности, и, понижая стоимость капексов при строительстве возобновляемых источников энергии, постепенно они должны прийти к цене оптового рынка и стать рыночными. И мы планируем, что такая ситуация должна к 2035 году примерно исключить такие нерыночные надбавки.
Второе. По недопущению новых надбавок. Вот сейчас там есть инициативы по поводу строительства заводов твёрдых бытовых отходов, и предлагается выработку электроэнергии со стороны генерации при сжигании мусора, поскольку она дорогая, а она гораздо выше, чем оптовая цена сегодня на рынке, частично субсидировать, в том числе путём добавления нерыночных надбавок, на всех потребителей размазать. Мы, как Министерство энергетики, считаем, что это, наверное, нецелесообразно перекладывать нагрузку на потребителей, гораздо правильнее искать другие источники финансирования и покрытие соответствующей разницы. Это и повышение эффективности снижения, вообще, стоимости строительства, может быть, бюджетные источники финансирования. Потому что мы, по сути дела, нерыночными надбавками фактически замещаем необходимость бюджетного финансирования при отсутствии источника, перекладываем на потребителя, искажаем ценовые сигналы и тем самым нагрузку увеличиваем на потребителя, что, в свою очередь, не даёт потребителю развивать свою экономику и давать там дополнительные налоги в бюджет и так далее. Такой закольцованный круг, его нужно постепенно-постепенно приводить к тому, чтобы такого не было, и ликвидировать вот эту нерыночность.
Председательствующий. Спасибо за ваш полный ответ. Думаю, что всем стало понятно, о чём речь идёт.
Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Тумусов Федот Семёнович. Подготовиться Щапову.
Тумусов Ф. С, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Уважаемый Александр Валентинович!
Ровно 3 года назад Государственная Дума приняла специальный закон о выравнивании тарифов для Дальневосточного федерального округа. Но, к сожалению, 1 января истекает срок действия этого закона, и именно поэтому я год назад внёс закон о продлении действия данного законопроекта ещё на 10 лет.
Однако Минэнерго разработало другой законопроект. Если он будет принят, есть такие опасения, что вырастут, механизм будет для бюджетников и для малого и среднего бизнеса отменён, тогда тарифы до 70 рублей за один киловатт/час вырастут, и соответственно тарифы, цены на услуги и товары тоже до 70 процентов могут вырасти.
И вопрос такой. Неужели наше родное Правительство Российской Федерации пойдёт на такой шаг, на удорожание жизни на Дальнем Востоке, по сути разрушение всей экономики Дальнего Востока? При этом ещё увеличиваются бюджетные расходы более, чем на 2 миллиарда рублей, только в Республике Саха (Якутия).
Новак А. В. ...Федот Семёнович. На самом деле этот, он в общем связан с предыдущим вопросом напрямую, потому что я уже говорил, что то решение, которое было принято, оно увеличило нагрузку по сути дела перекрёстное субсидирование между регионами на первую и вторую ценовую зону потребителей. То есть снизив в одном месте мы повысили в другом месте. Соответственно мы в настоящее, у нас есть поручение продлить действительно до 2028 года на 10 лет выравнивание тарифов в Дальневосточном федеральном округе, при этом определив конкретно категорию тех потребителей, которые нуждаются, и для которых именно это требуется, целенаправленное соответственно субсидирование должно быть. На сегодняшний день нагрузка, которая между... на потребителей первой ценовой зоны дополнительно за 2018 год только, я не беру 2019-й, составила 35 миллиардов, а за три года 91 миллиард рублей. Это оплатили потребители первой и второй ценовой зоны за Дальний Восток.
Соответственно мы проанализировали и посмотрели, а кто является выгодоприобретателем. Увидели там достаточно интересную картину, которая выражается в том, что примерно, 65 процентов выгодоприобретатель - это крупные компании, которые в принципе не нуждались вот в такой, скажем так, льготе. И в принципе они находятся по всей стране. Это и нефтегазовые наши компании, и золотодобывающие компании.
Поэтому наше предложение, которое сейчас подготовлено, и мы подготовили проект закона о продлении до 2028 года, внесли его в правительство. В этом законе, в проекте закона предусматриваются полномочия Правительства Российской Федерации по определению категорий потребителей, по которым будет происходить выравнивание в течение следующих десяти лет. Мы исходим из того, что их нужно оптимизировать. И действительно обеспечить выравнивание только для тех категорий потребителей, которые будут создавать именно условия для расширения своей экономики и привлечения инвестиций на Дальнем Востоке, и создание рабочих мест, это потребители, территории опережающего развития, это потребители, малый и средний бизнес, который также нуждается в этом. И конкретное решение по данному вопросу будет после принятия закона на уровне постановления правительства, где будут определены категории потребителей.
С одной стороны, да, действительно мы продлеваем на 10 лет.
С другой стороны, мы сейчас выходим с предложением по оптимизации этой цифры, снижению нагрузки и снижению перекрестки, и оптимизации количества потребителей и категорий потребителей.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция КПРФ. Щапов Михаил Викторович. Подготовиться Пиляеву.
Щапов М. В., фракция КПРФ.
Спасибо. Уважаемый Александр Валентинович, в этом году зампредом правительства утвержден план мероприятий по модернизации неэффективной дизельной генерации в изолированных и труднодоступных территориях, в том числе и с использованием возобновляемых источников энергии. Проблема крайне актуальна. Так, например, на территории Иркутской области почти 70 населенных пунктов обеспечиваются дорогостоящим дизельным топливом, что обходится бюджету региона в 500 миллионов рублей ежегодно. В Иркутской области есть опыт установки за свой счет двух солнечных электростанций.
Однако собственных средств для полного перехода на возобновляемые источники энергии у регионов нет.
С другой стороны, сейчас реализуется так называемая программа договоров предоставления мощности возобновляемых источников энергии. Начинается подготовительный отбор на следующий период по таким источникам.
Не рассматривает ли Минэнерго России возможность поддержки регионов для участия в указанной программе, либо вернуться к опыту по предоставлению субсидий регионам по программе энергосбережения? Спасибо.
Новак А. В. Спасибо большое. Я бы начал с того, что вот та проблема, которую вы обозначили, по ней принято решение и поручение президента. И утвержденная постановлением правительства комплексная программа модернизации инфраструктуры, в том числе, развитие распределенной генерации, и замены в изолированных территориях дорогой генерации, мазутной либо дизельной, либо угольной, с привлечением гибридной генерации, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии. Такой комплексный план утвержден, и утверждена в Правительстве Российской Федерации "дорожная карта".
Сейчас регионы уже активно занимаются этим вопросом, в том числе мы на уровне изменений нормативно-правовой базы внесли изменения в постановление правительства, и принято решение о том, чтобы иметь возможность на уровне субъектов Российской Федерации заключать долгосрочные пятилетние договора, сохраняя при этом экономию от топлива для инвестора с тем, чтобы эти проекты были окупаемые, с требованием в течение пяти лет на один процент ежегодно снижать расходы условного топлива для выработки электроэнергии, то есть и повышая эффективность, и сохраняя инвестиционную составляющую.
Создав такие мотивационные условия, мы, по сути дела, дали возможность регионам самостоятельно принимать решения по привлечению таких инвесторов в замену дорогой генерации на гибридную генерацию с использованием солнца, ветра. И такая практика есть уже в Иркутской области, в Республике Саха (Якутия), на Дальнем Востоке большая уже работа идёт в этом направлении. Компания Русгидро занимается непосредственно.
Я хотел бы отметить, что у нас в целом, если говорить о масштабе проблемы, примерно 1 процент выработки электроэнергии в стране производится в изолированных и труднодоступных, удалённых территориях, это 1 процент. И вот мы с этим, скажем так, процентом выработки целенаправленно работаем, выполняя в том числе указ президента номер 204, и проводя работу вместе с регионами точечным фактически образом по каждому, скажем так, случаю в отдельности.
Будем продолжать работу. Мы считаем, что это должно действительно привести к тому, чтобы значительно снизить стоимость электроэнергии, и расходы в первую очередь субъектов Российской Федерации на датирование этой стоимости электроэнергии из своих бюджетов.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Спасибо. Пиляев Иван Сергеевич, фракция ЛДПР.
Пиляев И. С, фракция ЛДПР.
Уважаемый Александр Валентинович! В качестве одной из целей подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики до 2024 года" предусмотрена масштабная модернизация электроэнергетики и перевод её на новый технологический уровень. Вопрос: каковы источники инвестиций для этой масштабной модернизации? И каким образом будет осуществляться импортозамещение в производстве оборудования для гидростанций, тепловых и атомных электростанций? Спасибо.
Новак А. В. Спасибо большое.
В своем докладе я частично коснулся этой темы. Для того чтобы нам обеспечить надежное функционирование нашего электроэнергетического комплекса, мы должны постоянно создавать инструменты, для того чтобы происходила модернизация, замена основных фондов, реновация и так далее.
И что касается вот генерирующего комплекса, это тепловые электростанции, атомные электростанции, гидроэлектростанции, здесь есть два механизма - это рыночная цена, которая сегодня также является частично источником модернизации, и так называемые договора предоставления мощности, договора поставки мощности, которые обеспечивают источники финансирования, то есть по сути дела создают механизм возврата инвестиций для инвестора.
Мы вышли с такой инициативой два года назад, и я здесь в Государственной Думе вам докладывал о нашей инициативе, за это время уже было принято законодательство, спасибо вам большое за поддержку, а также постановление правительства, и уже проведены первые отборы.
Речь идет о том, что на 10 лет будет проведена модернизация 41 тысячи мегаватт мощностей теплоэлектростанций, уже на 15 тысяч мегаватт произведены конкурсы с поставками в период с 2022 года по 2025 год, которые показали существенное снижение затрат, опексов, капексов и в целом нагрузки на потребителя.
Президентом поставлена задача, проводя модернизацию мы должны уложиться не выше темпов роста, стоимость электроэнергии не выше уровня инфляции. Мы за этим строго следим, и у нас впереди еще будет несколько отборов, которые позволят нам в период до 2035 года привлечь в отрасль инвестиции в размере примерно 1 триллион 860 миллиардов рублей. Это что касается теплоэлектростанций.
Такая же программа у нас действует сегодня по, не такая, но похожая программа, по атомным электростанциям, и по возобновляемым источникам энергии, то есть вот все эти направления, они обеспечивают возможности для модернизации и для обновления основных фондов.
Я уже говорил о том, что первая программа ДПМ позволила нам на 15 процентов обновить фонды, вторая программа ДПМ, штрих так называемый, еще на 15 процентов.
Но это, как сказать, основные инструменты, хотя есть для этого и другие, безусловно, инструменты более рыночные, которые мы видим, у нас много вводится генерации, в том числе и модернизация происходит, и за счёт в целом наших рыночных инструментов, в целом за счёт рынка. Но это про генерацию.
Что касается сетевого комплекса, здесь в тарифе утверждаются инвестиционные программы, согласовываются с субъектом Российской Федерации, разрабатываются схемы и программы развития на период семь лет, и все решения принимаются нашими компаниями совместно с субъектами Российской Федерации и утверждаются Министерством энергетики.
Председательствующий. Спасибо.
Пятикоп Александр Иванович — фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пятикоп А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Валентинович, скажите, пожалуйста, с учётом особого геополитического положения Калининградского региона какие меры принимает Министерство энергетики по решению вопроса энергетической безопасности, включая развитие альтернативных источников энергии? И сюда же. К какому году, по вашим расчётам, регион можно считать в состоянии энергетической безопасности?
Спасибо большое.
Новак А. В. Сразу на последний вопрос отвечу.
Регион Калининград уже с этого года обеспечен полностью и обладает самодостаточной энергобезопасностью, готов работать даже в изолированной системе, в изолированном режиме. В этом году были проведены соответствующие учения, испытания комплексные. В течение трёх дней Калининград работал в изолированном режиме, и система показала свою надёжность.
Это стало возможным благодаря той масштабной программе, которая была реализована в течение последних нескольких лет по поручению Президента Российской Федерации. Эта программа включала в себя строительство четырёх электростанций, три из них были введены уже в эксплуатацию, три газовые электростанции общей мощностью более 700 мегаватт. Угольная электростанция будет введена в эксплуатацию в следующем году, это последняя электростанция в рамках этой масштабной программы.
И хотел бы особо отметить, что в рамках энергообеспечения и энергобезопасности Калининградского района мы предусмотрели, и была реализована программа по строительству ... терминала, для того чтобы обеспечить независимые поставки газа в Калининград, если такие риски будут, если газ по трубе не сможет быть поставлен. Таким образом, с помощью регазификационного терминала может быть поставлен сжиженный природный газ, а также расширены, и продолжается ещё расширение подземных газовых хранилищ в Калининградской области.
Вся эта программа на сегодняшний день реализована, и вот мы ожидаем строительство до конца... в конце, в следующем году ввода в эксплуатацию угольной электростанции в Калининграде, тем самым диверсифицировав не только источники в качестве газа, но и возможности поставки угля в Калининград как источник выработки электроэнергии. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Николаев Олег Алексеевич, фракция "СГТРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Николаев О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Да, спасибо.
Уважаемый Александр Валентинович, вот в вопросе обеспечения топливной безопасности страны очень важно наличие отечественного производства ключевых компонентов и ингредиентов. К таковым, по мнению экспертов, относятся катализаторы крекинга и гидроочистки. Производство названных катализаторов отечественными производителями было утрачено в 90-е годы под ценовым давлением зарубежных производителей.
Если в части производства катализаторов крекинга на настоящий момент доля отечественных производителей медленно растет, хотя имеет место недобросовестная конкуренция на рынке со стороны зарубежных коллег, то в части катализаторов гидроочистки, которая очень важна, кстати, для получения топлива класса Евро-5, имеет место быть максимальное доминирование зарубежных производителей.
Вот что планируется министерством вот в части обеспечения топливной безопасности с точки зрения поддержки отечественных производителей? К примеру, видится целесообразным повышение ввозных пошлин на данные виды компонентов, которые, по мнению экспертов, уже на сегодняшний день в принципе могут быть полностью импортозамещены отечественными производителями.
Новак А. В. Спасибо большое.
Что касается импортозамещения катализаторов, такая масштабная работа была начата в 2014 году, в 2015 году утвержден план мероприятий по реализации импортозамещения в этой области, это касается и импортозамещения катализаторов в нефтепереработке, а также в нефтегазохимии.
И действительно мы видим уже хорошие результаты в этой части, особенно что касается каталитического крекинга. Зависимость от импорта таких катализаторов снизилась с 65 процентов до 34 процентов, и в ближайшие несколько лет мы должны будем выйти на 100-процентное обеспечение российскими катализаторами.
Что касается катализаторов для гидроочистки, действительно, вы правы, здесь ситуация несколько хуже, но тем не менее работа в этом направлении ведётся и большая работа ведётся. Наша компания "Газпромнефть" занимается этим вопросом на "Омском нефтеперерабатывающем заводе", ведутся соответствующие разработки и испытания, и к 2021 году, по тем данным, которые у нас есть, со стороны компании "Газпромнефть", уже будет обеспечено производство, полное производство катализаторов для гидроочистки, которое позволит на 100 процентов заместить иностранные катализаторы и даже, более того, обеспечить поставки на экспорт соответствующей продукции. Поэтому эта работа действительно ведётся, и спасибо, что вы на это обращаете внимание. Мы также внимательно следим, и у нас создана специальная рабочая группа в этом направлении, мы отвечаем за этот вопрос, со стороны Министерства энергетики, и ведём работу в соответствии с планами. К 2021 году эта проблема будет закрыта.
Председательствующий. Спасибо.
Поздняков Владимир Георгиевич, фракция КПРФ.
Поздняков В. Г., фракция КПРФ. Спасибо. Спасибо, Иван Иванович.
Вопрос у меня такой. По высказыванию известного энергетика Анатолия Чубайса сегодня необходимо поэтапно выводить из эксплуатации тепловые электростанции, исчерпавшие моторесурс энергетического оборудования. Так может наступить период, когда все тепловые электростанции необходимо будет останавливать одновременно, что повлечёт за собой энергетический кризис, так как тепловые электростанции производят больше половины электроэнергии.
Вопрос. Каким образом происходит восстановление энергетических мощностей на тепловых электростанциях? И возможен ли в принципе энергетический кризис в связи с несвоевременным капитальным ремонтом энергетического оборудования? Спасибо.
Новак А. В. Я надеюсь, что, в том числе, благодаря нашей совместной работе с вами и нашей работе совместно с нашими компаниями, той работе, о которой я говорил, подготовке к зиме, работе в рамках штабов с компаниями и с нашими руководителями штабов субъектов Российской Федерации мы не допустим такого энергетического кризиса, про который вы в своём вопросе задали и, в том числе в рамках развития наших тепловых электростанций.
Я уже говорил о том, что в энергобалансе нашем, в период до 2035 года доля выработки электроэнергии тепловыми электростанциями останется примерно на том же уровне — 65 процентов от общего баланса выработки электроэнергии — это почти две трети. И это означает, что мы не собираемся закрывать или ликвидировать, наша задача состоит в том, чтобы выводить неэффективную генерацию, дорогую, освобождать потребителя от платежей за дорогую генерацию, создать для этого экономические стимулы.
Сами мы не имеем возможности выводить, потому что, как вы понимаете, это решение принимают непосредственно собственники имущества, но для этого создаются условия по замещению, по строительству новой генерации, по модернизации, о чём я отвечал на предыдущий вопрос.
И мы, безусловно, видим, что тепловая генерация, особенно в условиях наших климатических в Российской Федерации, будет играть свою огромную роль и в дальнейшем, и в ближайшей долгосрочной перспективе, особенно эта роль важна для комбинированной выработки электроэнергии вместе с выработкой тепла.
Мы также нацелены на то, чтобы стимулировать именно такую выработку, которая могла бы в том числе и снижать издержки, повышать эффективность электростанций и КПД, и снижать нагрузку на потребителя.
Поэтому мы этой работой так целенаправленно занимаемся и не видим вот такого, скажем так, негативного прогноза, а, наоборот, делаем для того, чтобы повышать эффективность и модернизировать эту отрасль и, соответственно, чтобы туда приходили инвестиции.
Председательствующий. Спасибо.
Торощин Игорь Андреевич, фракция ЛДПР.
Горощин И. А., фракция ЛДПР.
Спасибо.
Уважаемый Александр Валентинович, в марте текущего года Правительство Российской Федерации приняло обновлённую Государственную программу по развитию энергетики до 2024 года, до этого реализовывалась программа, утверждённая в 2014 году.
Вопрос. Какие отклонения фактических показателей, предусмотренных в программе, утверждённой ещё в 2014 году, были зафиксированы в период с 2014-го по 2019 годы? И насколько выросла эффективность производства электроэнергии за этот период времени? Спасибо.
Новак А. В. Спасибо большое, Игорь Андреевич.
В программе очень много показателей, на самом деле, которые характеризуют эффективность работы электроэнергетического комплекса и не только электроэнергетического, но и нефтяного, газового, других наших направлений, угольной отрасли.
Если говорить про электроэнергетику, то один из основных показателей в государственной программе - это снижение расходов условного топлива на выработку киловатт-часа. И в этой связи, я уже говорил, и в презентации мы достигли неплохих показателей, показателей по снижению УРУТов, так сказать, на выработку киловатт-часа, с 2011 года мы с 330 грамм снизились до 306, по-моему, 306 и ставим перед собой большие задачи по дальнейшему снижению.
Да, наверное, может быть, темпы могли бы быть и выше, но для этого мы максимально создаем условия для привлечения инвестиций, для модернизации, мы не хотели бы повышать нагрузку на потребителя, для более высоких темпов необходимы инвестиции, необходимы еще дополнительные средства, что, в свою очередь, создает нагрузку для потребителя. Поэтому, мы исходим из того, что должен быть баланс и в этой части повышение эффективности идет в соответствии с теми планами, которые заложены в государственной программе и в нашей программе.
Она закончила свое действие в 2018 году, сейчас у нас госпрограмма откорректирована на перспективу на период до 2023 года и там стоят вот уже новые цифры, ниже 300 грамм условного топлива, то есть та эффективность, которую мы планируем достичь. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Зубарев Виктор Владиславович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Зубарев В. В., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ". Уважаемый Александр Валентинович!
Многие страны вот сейчас объявляют о закрытии или существенном сокращении угольной генерации в ближайшие годы. Наша отрасль угольная набирала обороты и показывала значительные темпы роста особенно в экспортной составляющей, но в сентябре, как вы знаете, 2019 года сейчас Правительством России ратифицировано Парижское соглашение по климату. Как отразится на развитии отрасли принятие Правительством России положений Парижского соглашения по климату, вводящее серьезные ограничения на использование угольной генерации? Каким образом решение отразится на развитии и отрасли угольной?
Но ещё хотелось бы сказать не только отрасли, сибирские регионы в основном пользуются угольной генерацией для тепла, для производства электроэнергии, это все 10 субъектов в основном живут на угольной генерации и угольной генерации, которая производит тепло. Как быть в этом случае, если будут снижены темпы? Или что думает министерство, чтобы темпы развития угольной промышленности не снизились?
Новак А. В. Виктор Владиславович, вы абсолютно правы, что для нас угольная генерация в целом является тоже таким одним из основных источников и энергоснабжения, и теплоснабжения, особенно, что касается Сибирского федерального округа и Дальневосточного федерального округа.
Я могу отметить, что в Сибирском федеральном округе примерно 50 процентов выработки электроэнергии от общей установленной мощности, 50 процентов составляет угольная генерация, 50 процентов, а в Дальневосточном федеральном округе почти 42 процента. Естественно, эта угольная генерация будет являться ещё долгое время, а может быть, и всегда, одним из основных источников энергоснабжения этих регионов.
Если говорить в целом про баланс в России, про выработку электроэнергии, то из общего количества вырабатываемой электроэнергии на угольную генерацию в целом по стране приходится 14 процентов на сегодняшний день.
Мы в рамках энергостратегии, в рамках развития электроэнергетического комплекса, на период до 2035 года мы видим, что в общем энергобалансе доля угольной генерации будет сохраняться на уровне 13,5-14 процентов. То есть, фактически никаких изменений, несмотря на то, что установленная мощность будет расти в целом, продолжать, доля угольной генерации будет сохранять свой процент, свою долю в общей выработке электроэнергии. И это правильно, потому что, как угольная генерация зачастую на сегодняшний день является самой дешевой, зачастую угольная генерация является замыкающей, то есть, обеспечивает пиковые нагрузки в пиковые часы, легко очень даёт мощности, и для надёжности энергосистемы она является одной из ведущих, поэтому мы будем сохранять.
И что касается парижского соглашения. Там нигде не записано о том, что угольная генерация должна быть исключена. Это решения, которые принимают отдельные страны самостоятельно по своим отдельным направлениям. Мы в рамках ратификации парижского соглашения, безусловно, нацелены на то, чтобы исполнять те целевые показатели, которые заложены, а я напомню, это показатели, предусматривающие к 2030 году уровень выброса С02 в атмосферу на уровне 70 процентов, 70 — 75 процентов от уровня 1990 года. На сегодняшний день реализуется большой комплекс мероприятий, который позволяет нам выполнять эти показатели, в том числе и те же программы ДГТМ-штрих по модернизации, утилизация попутного нефтяного газа, строительство возобновляемых источников энергии, программа энергосбережения и многое, многое, многое.
Поэтому мы не видим проблем в том, чтобы...
Председательствующий. Добавьте время.
Новак А. В. Не видим проблем в том, чтобы исполнять эти целевые показатели, которые Россия на себя взяла. И ещё раз хочу подчеркнуть. Исполнение парижского соглашения не должно негативным образом сказываться на нашей экономике и на конкурентоспособности нашей экономики, а она у нас в данном случае конкурентоспособна, и в целевых показателях, которые стоят перед нами, мы готовы их достигать. И действительно это задача важная. И недавно было совещание в Правительстве Российской Федерации по этой теме, приняты решения определённые, в том числе и консолидировать все мероприятия в этой области в виде единого массива данных для того, чтобы целенаправленно, скажем так, обеспечить мониторинг и реализацию в рамках соглашения, в рамках наших целевых показателей.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments