leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 06.11.19 правительственный час Минэнерго Александр Новак –часть 4

Стенограмма пленарное заседание ГД 06.11.19 правительственный час Минэнерго Александр Новак – часть 4
Гартунг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Валентинович, отвечая на вопрос коллеги Арефьева, вы сказали, что недостоверные данные о том, что наша электроэнергия здесь, в России дороже, чем за рубежом. Но если посмотреть по номинальному курсу, может быть вы будете и правы, но если посмотреть по паритету покупательской способности, а особенно если сравнить с доходами, среднедушевыми доходами граждан в разных странах, то мы увидим, что доля расходов на энергоносители в России и для потребителей, физических лиц, и для бизнеса, она гораздо выше. И это странно вообще видеть, учитывая, что мы — великая энергетическая держава, как это заявлено.
Как вы считаете, что нужно сделать правительству, для того чтобы изменить этот тренд, и чтобы доля расходов ВВП на энергоносители в России была гораздо ниже, чем у основных торговых конкурентов России? Только это позволит нам увеличить темпы роста экономики выше среднемировых. Спасибо.
Новак А. В. Спасибо большое.
Ну, во-первых, я хочу сказать, что любой товар стоит столько, сколько он стоит. В стоимости товара сидят расходы, связанные с выплатой заработной платы для тех людей, которые работают в отрасли, с материально-техническим обеспечением работы инфраструктуры и комплекса. Поэтому когда мы говорим о выработке электроэнергии, и сколько она стоит, она стоит ровно столько, сколько является себестоимость. Вот рентабельность, которая есть в электроэнергетическом комплексе не заоблачная.
Я могу привести пример. Вот по некоторым данным рентабельность в генерирующем комплексе на сегодняшний день порядка 12 процентов. Это не какие-то заоблачные там, а это рентабельность, которая позволяет нам минимально обеспечивать доходность, для того чтобы в эту отрасль инвестировали, и она надежно функционировала.
Поэтому давайте ещё раз вспомним о том, что в этой отрасли работают миллион 300 человек, о чем я сегодня вам говорил, и которые получают заработную плату, в том числе. Эта заработная плата индексируется компаниями на уровне инфляции, обеспечивая социальную стабильность, обеспечивая, в том числе, доходы наших граждан, нашего населения.
Поэтому ещё раз повторяю, что электроэнергетическая отрасль — это не отдельно взятый какой-то комплекс, в котором никто не работает, и который только лишь зарабатывает, и где можно просто взять и в два раза снизить стоимость этого товара.
Поэтому наша задача с вами вместе создавать условия для повышения эффективности, для того чтобы снижать издержки в этом комплексе, минимизировать, я уже говорил о тех предложениях, которые сегодня прозвучали, давайте примем законодательство с тем, чтобы максимально использовать те резервы, которые есть, которые сегодня не используются в полном объёме. И я говорил о резервах, 65 процентов, это позволит нам сократить издержки, уменьшить расходы, и тем самым не дать возможность для того, чтобы увеличивать нагрузку на потребителя.
Информацию относительно стоимости электроэнергии по странам мы предоставим обязательно в Государственную Думу, потому что действительно важный вопрос, на него нужно открыто ответить с тем, чтобы эта информация была открытой. Поэтому единственный способ снижения стоимости электроэнергии — это повышение эффективности отрасли и снижение нагрузки, которая накладывается, перекладывается, в том числе за счёт бюджетных расходов, которые иногда не закладываются в бюджет, а перекладываются на потребителя. Давайте эти расходы тоже исключать и финансировать так, как это должно финансироваться из бюджета.
Председательствующий. Спасибо, Александр Валентинович, присаживайтесь.
Переходим к выступлениям представителей фракций. От фракции КПРФ выступает Афонин Юрий Вячеславович. Афонин Ю. В., фракция КПРФ.
Уважаемый Иван Иванович, Александр Валентинович, уважаемые коллеги!
Значение вопроса, который мы сегодня обсуждаем, действительно трудно переоценить. Электроэнергетика — это фундамент современной технической цивилизации и важнейшая часть системы жизнеобеспечения нашей самой большой и самой холодной в мире страны.
В следующем году мы отметим 100-летие с начала реализации ленинского плана ГОЭЛРО, согласно которому электроэнергетика становилась движущей силой всего развития нашего государства.
Советский, социалистический тип хозяйства открыл возможность для высочайшей централизации производства и распределения электрической энергии. Была создана самая большая в мире единая энергосистема, позволившая в беспрецедентных масштабах перерабатывать энергию в соответствии с пиковыми нагрузками и перебрасывать её в разные часовые пояса страны.
Это обеспечило значительно более высокий, чем в капиталистических странах коэффициент использования мощности. Широчайшее распространение в нашей стране получила прогрессивная технология совместной выработки тепла и электроэнергии — теплофикация.
В целом Советский Союз, безусловно, был мировым технологическим лидером в электроэнергетике.
К сожалению, три десятилетия российского капитализма фактически стали потерянным временем для этой важнейшей отрасли.
Сегодня от имени фракции, Александр Валентинович, хотелось бы отметить профессионализм доклада и работы Вашей команды, и было приятно слышать об определенных успехах, однако, если мы обратимся к цифрам, которые характеризуют состояние отрасли, то увидим, что эти успехи весьма локальны.
Лишь в 2018 году России удалось выйти на советский уровень производства электроэнергии. Показатель РСФСР 1990 года был, наконец, превышен. Но правда всего на 1 процент.
И пока Россия фактически топчется на месте, в социалистическом Китае с 1990 года производство электроэнергии выросло в 11,5 раза, при этом три четверти мощностей российских электростанций построены еще в советское время. Поэтому крайне остро стоит проблема износа сетевого хозяйства.
Доля распределительных электрических сетей и выработавших свой нормативный срок составляет около 40-50 процентов. В результате в некоторых отечественных сетевых компаниях потери в электросетях достигают 30-40 процентов.
Сегодня мы часто задаем вопрос - почему не растет экономика России? Одна из причин стагнации высокие энерготарифы.
По официальным данным с 1999-го по 2018 год цены в нашей стране выросли в 6 раз. Между тем за это же время цена, по которой покупают электроэнергию промышленные предприятия, выросла в среднем в 10 раз, а стоимость электроэнергии для населения - более чем в 15 раз.
Сегодня тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей, с учетом паритета покупательской способности, у нас уже вдвое выше, чем в Соединенных Штатах Америки, а нашему сельскому хозяйству электричество обходится в два с лишним раза дороже, чем даже промышленности. Это просто удавка для российских аграриев.
Давайте, наконец, честно признаем, что при таких энерготарифах никакой серьезный экономический рост, тем более в несырьевых отраслях, невозможен.
Кроме того, требуется обновление фондов в энергетике не только по экономическим соображениям, это вопрос жизни нашей страны.
Только за последние три с небольшим года в России произошёл целый ряд крупных энергоаварий: на Урале, Дальнем Востоке, в Татарстане, Санкт-Петербурге. Они носили каскадный характер с лавинообразным ростом отключений. Каждый раз последствия затрагивали множество регионов и миллионы энергопотребителей. А локальные аварии с обесточиванием и прекращением отопления в зимнее время отдельных населённых пунктов и не перечислишь.
Но что будет, когда все 20 миллионов киловатт энергомощностей, унаследованных от Советского Союза, постепенно будет выходить из строя? Да, практически всё сделанное в СССР имеет огромный запас прочности, но нам необходимости самим уже вкладывать серьёзные бюджетные средства в энергетику.
Теперь о наших главных предложениях по развитию электроэнергетики. Первое - это обновление генерирующих мощностей и сетевого хозяйства, оно должно быть резко ускоренно. Ввод мощностей, которое Минэнерго называет большим, на самом деле мал на фоне огромного долга по обновлению основных фондов отрасли.
Необходимы масштабные государственные инвестиции в электроэнергетику. Но как справедливо отметил лидер нашей фракции Геннадий Андреевич Зюганов при обсуждении бюджета, с таким бюджетом, который сейчас рассматривается в Государственной Думе, ни о каком развитии, в том числе данной отрасли, говорить не приходится.
Электроэнергетика должна развиваться более равномерно в территориальном плане. По нынешней географии ввода новых энергообъектов прекрасно можно увидеть приоритеты. Наращивается экспорт электроэнергии в Китай и Европу, обновляются энергообъекты вокруг мегаполисов и нефтегазовых регионов. Однако Россия почти... ничего остальная Россия не получает. Мы живём старыми, советскими энергомощностями и сетями, и надеемся, что они ещё долго протянут. Хак не годиться. Мы обязаны обеспечить абсолютную надежность энергоснабжения на всей территории нашей страны.
Нам необходимо восстановить национальный контроль над электроэнергетикой и добиваться реальной, а не декларативной деофшоризации.
Необходимо восстановить отраслевую науку. За последние десять лет ликвидированы многие важнейшие отраслевые научные центры, в частности, НИИ электроэнергетики.
И на самом деле мы считаем, что финансирование отраслевой науки должно составлять не менее 5 процентов от валового внутреннего продукта, создаваемого в электроэнергетике.
Ну и, конечно, ключевая задача профильного министерства совместно с ФАС — это снижение энерготарифов. Не контролируемый рост, а именно снижение. Чиновники министерств должны думать об этом каждый день, потому что сейчас эти тарифы просто душат развитие отечественной промышленности, сельского хозяйства, малого бизнеса.
Кроме того, назрела необходимость наведения порядка в работе электросетевых, электросбытовых компаний. Вы посмотрите, себестоимость производства электроэнергии...
Председательствующий. Минуту добавьте.
Афонин Ю. В. ...в разы ниже той цены, по которой она отпускается конечному потребителю. Сегодня электросетевая составляющая в структуре конечной цены на электроэнергию достигает 60 процентов, что в 3 раза больше, чем в 1990 году. Это нонсенс, давайте наводить порядок и снижать тарифы.
Уважаемые коллеги, электроэнергетика - это отрасль, от надежной работы которой зависит само существование современной цивилизации на территории нашей страны, сама жизнь 150 миллионов наших соотечественников. Это отрасль с очень длительным инвестиционным циклом, поэтому нынешние вложения в энергетику в значительной степени определят будущее наших детей и внуков. Мы очень надеемся, что сегодняшний серьезный разговор о её развитии будет иметь действительно важные последствия в изменении государственной политики в этой сфере. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Вячеславович.
От фракции ЛДПР выступает Селезнев Валерий Сергеевич.
Селезнев В. < '., фракция ЛДПР.
Добрый день, уважаемые коллеги!
С учетом краткости времени я буду тезисно.
Во-первых, я думаю, надо разобраться в причинно-следственных связях. Какой сегодня наибольший бич электроэнергетики? Это перекрестное субсидирование, здесь об этом говорилось неоднократно. Соответственно, надо
причины выявить. Перекрестное субсидирование образовывается из-за чего?
Из-за социально-политических аспектов.
Соответственно, есть два пути дальнейшего развития: либо перекрёстное субсидирование снижается, о чём мы говорим постоянно, и стремится к нулю, либо мы в стратегии прямо прописываем, что перекрёстное субсидирование в ближайшие, допустим, 10 лет это некая данность, мы это учитываем в стратегии и тогда совершенно другой путь развития.
К чему я это веду? Дело в том, что мы не можем разобраться никак в другой проблеме: мы развиваем конкуренцию или всё-таки монополизируем отрасль в целом и отдельные подотрасли. Если мы примем за данность, что нам до 2035, к примеру, года жить в условиях перекрёстного субсидирования, даже не наращивания этого перекрёстного субсидирования, хотя мы с вами прекрасно понимаем, что оно всё равно будет расти благодаря тем решениям, которые уже приняты по политическим и социальным соображениям, то значит, нам надо будет признаться, что развивать конкуренцию нецелесообразно, и вот это надо прописать. И тогда всё будет выстраиваться.
По сегментам. Генерация. Ну какая может быть конкуренция в генерации, если не будет плана размещения энергообъектов? Если будет план размещения объектов, то, соответственно, это уже не конкуренция, а это плановое строительство, ввод новых мощностей и вывод старых, что, собственно говоря, сейчас и происходит. Поэтому фракция выступает за то, чтобы генерация была сосредоточена в руках тех компаний, которые прямо или косвенно контролируются государством. Здесь вы перечисляли эти компании, не буду повторяться.
Что касается сбытое, тоже большой вопрос, потому что по сбытам мы имеем де-юре независимые сбыты и гарантирующие поставщики. Фракция выступает за то, чтобы был применён принцип: один регион — один гарантирующий поставщик. Потому что совершенно не понятно, какую функцию несут независимые сбыты, социальные они несут. Вся социальная функция по, в том числе, сбору платежей лежит на гарантирующих поставщиках, в случае если кто-то валится в регионе, то перехват идёт сетевой компанией.
Мы с вами помним, что два года тому назад, в конце 2017 года, в экстренном порядке пришлось принимать закон о лицензировании сбытое.
Вот у меня большая надежда на то, что с учётом того, что было межведомственное разногласие и разобщённость, мы не вышли в срок на лицензирование сбытое, было продление, Минэнерго ответственно взяло на себя задачу выработать лицензионные правила и контрольно-надзорную деятельность.
Я думаю, что к концу этого года будут выработаны все нормативно-правовые акты и с середины 2020 года мы получим наконец-таки лицензирование. Вот я лично в это верю, наблюдая ту динамику, с которой вы сейчас идёте. И необходимо проводить консолидацию сбытов.
Электросетевой комплекс. По электросетевому комплексу здесь много говорилось, мне лишь хочется сказать тёплые слова в адрес новой команды, которая пришла вместе с Павлом Анатольевичем Ливийским, потому что это действительно глубокие профессионалы, а из-за чего? Потому что шли с самого низа электроэнергетики, понимают на местах работу инженерных служб, работу диспетчерских служб, в результате мы видим, что то, что не двигалось в течение 10 лет, за последние год, полтора, два оно пришло уже к решениям, в том числе на законодательном уровне.
И те проблемы, о которых здесь Александр Валентинович говорил, поднимал и поднимали коллеги-депутаты, они тоже нашли уже своё отражение и, так или иначе, близки к разрешению.
Ну вот хотелось прокомментировать всё-таки выступление аудитора Счётной палаты, он говорил о том, что существуют просрочки по срокам техприсоединений к электрическим сетям. К нам тоже поступали эти запросы, мы приглашали электрические сети и разбирались в этой проблеме, было дано понятное, исчерпывающее объяснение, доказательное объяснение, что электросети на сегодняшний день обеспечивают практически день в день техприсоединение, там нулевая просрочка.
Дело в том, что сами потребители из-за того, что заявляют непомерную мощность при техприсоединений, они не способны выполнить условия со своей стороны для этого техприсоединения.
По ВИЭ. Я думаю, что всё-таки ВИЭ - это, прежде всего, не для потребителей, не для энергорынка, потому что генерация на ВИЭ она чрезвычайно дорогая и не может обеспечить качественного бесперебойного электроснабжения.
Поэтому, предлагаю вам, как министерству все-таки подумать и осуществить координацию с теми министерствами, которые действительно заинтересованы в развитии ВИЭ технологий, это, прежде всего. Министерство промышленности за которым, в том числе, и экспорт. Потому что, если ВИЭ будет иметь экспортный потенциал, и мы с ВИЭ сможем выходить на страны, где это действительно актуально — страны Латинской Америки, страны Южной Америки и Африки, то тогда это один результат, а, если это просто ради развития "зеленой" конкуренции, то, я думаю, что мы, прежде всего, должны думать о развитии чистых технологий на базе традиционных источников электроэнергии, то есть на базе нефти, газа и угля.
Что касается отдельно по углю, я бы хотел сказать. У меня большая просьба прекратить прения по поводу того, необходимо ли расширение Восточного полигона, потому что те, кто говорит, что прогнозы дают данные, что по углю потребность на Азиатско-Тихоокеанском регионе будет снижаться, это, наверное, враги нашего государства.
Мы с вами прекрасно понимаем, что рост... Можно минуту добавить?
Председательствующий. Минуту добавьте.
Селезнев В. С. Идет рост потребления и необходимо как можно быстрее скоординировать работу по развитию железнодорожной инфраструктуры в направлении Востока и соответственно работ, которые на ФСК.
Но я вчера с изумлением в разговоре с вами узнал, что полностью финансирование программы расширения с точки зрения энергоинфраструктуры происходит за счет внутренних сил корпорации "Россети". Ну необходимо обращаться, включать в комплексный план те мероприятия, которые должны быть заложены для пропускной способности и делать это за счет, в том числе, и бюджета.
По теплу. По "альткотельной" есть уже первые результаты, мы видим, что они положительные, поддерживаем законопроект, который в свое время вы внесли, и считаем, что его надо распространять в обязательном порядке.
В целом считаем работу министерства весьма удовлетворительной, и будем надеяться на дальнейшее сотрудничество.
Председательствующий. Спасибо.
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Ветлужских Андрей Леонидович.
Ветлужских А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, коллеги, Александр Валентинович!
Сегодня наличие электроэнергии, конечно, это базовая потребность, и даже короткое её отсутствие составляет дискомфорт для человека и невозможность функционирования любой системы.
Кроме того, сегодня было озвучено, что один миллион 300 человек работают в отрасли, и, конечно, деятельность отрасли, и от неё зависит благосостояние этих людей и их семей.
Оценивая состояние отрасли, сегодня можно твёрдо сказать, что в результате реформы появились сотни инвесторов, и тех, которые производят генерацию, производство электроэнергии. При этом сети, само управление, тарифы контролируются государством.
Кроме этого, имеется полуторный запас мощностей, и подключённая к соседним странам, что гарантирует защищённость России от тех или иных аварий.
Кроме этого, высокая платёжная дисциплина, 99 процентов сбор платежей — это достаточно высоко. Российское машиностроение производит большое количество оборудования, что позволяет в ближайшем будущем ставить вопрос о возможности 100 процентов локализации необходимого оборудования. Ну и после диверсии последней на Баксанской ГЭС в 2010 году радикально пересмотрена охрана, и сегодня 100-процентная надёжность от диверсий наших мощностей.
Это позволяет твёрдо сказать, что электросистема России надёжна, безопасна, и позволяет гарантировать поставку населению и экономике необходимой электроэнергии.
Однако есть узкие места, где мы можем продвинуться ещё дальше. Сегодня говорилось о перекрёстном субсидировании, и, конечно, сначала начинали с замораживания роста платежей выше инфляции для населения на промышленность, потом пошли регионы по регулированным договорам, потом пошло льготное подключение. Сегодня говорят о мусороперерабатывающих заводах. Плюс инвестиции по договорам ДТТМ. И сегодня эти гроздья висят на тарифе. Более того, эти гроздья подвешены неравномерно. И сегодня сельское хозяйство, малый бизнес больше платит, чем крупный бизнес.
Конечно, здесь важно поддержать усилия и министерства по тому, чтобы электроэнергия стоила одинаково и для сельского хозяйства, и для малого бизнеса, и для крупного бизнеса. Конечно, поддержать позицию министерства по сокращению перекрёстного субсидирования. При этом совершенно чётко надо сказать, что сегодня за счёт роста тарифов для населения выше инфляции сделать это практически невозможно при нынешнем уровне доходов и возвращаться к этому можно при упреждающем росте доходов населения значительно выше инфляции. И в этом надо понять, за счёт каких источников электроэнергетика внутренних источников поправится, и что можно вернуть на бюджет, потому что не совсем действительно логично, когда государство вводит льготное подключение к электросетям, при этом затраты на это льготное подключение и убытки несёт сама электроэнергетическая система.
Нужно поддержать сегодняшнюю позицию об увеличении доли распределённой генерации. Мы действительно котлами заполняем, заполнена вся страна, и мы везём топливо и греем воду, а в это время страна также покрыта электростанциями, где эта же горяча вода или сливается, или охлаждается.
И поэтому 1,5 процента сегодняшней местной энергетики надо поднимать больше, до 10, а может даже и до 15 процентов, как это во многих странах. Это позволяет экономить на потерях и позволяет привлекать частные инвестиции.
Конечно, важна цифровизация, и этот ресурс далеко не использован. Здорово, что создана ассоциация вместе с Росатомом, с Интер РАО, с другими коллегами цифровой энергетики, это важный ход. Но анализ документов показывает, что пока практического результата от цифровизации, плюс документов по цифровизации в отрасли особого эффекта пока ещё нет.
Конечно, нужен комплексный план по снижению уровня простаиваемости сетей. Здесь важно поддержать такие новации, предложения министерства, как оплата за потребление заявленного, заявляют одну мощность, тратят в пять раз меньше, при этом сети выстраиваются под заявленную мощность, а заявитель ничего не оплачивает, заставив сети держать и резервные мощи, и тратить на мощность сетей.
Конечно, необходимо создание современных технологических решений, таких, как накопители для электроэнергии, графлен для солнечных батарей и многие другие.
Здесь я хочу отметить хорошее взаимодействие Минэнерго и Росатома. По нашим данным оно идет очень эффективно. Мы первые в мире запустили плавучую электростанцию. Мы в тройке тех, кто близок к построению малогабаритной атомной наземной станции, мы, Росатом, уже год прорабатывает турбину с новым типом рабочего тела углекислым газом вместо пара, и это КПД значительно повышает, и ... габариты турбин. Здесь важна поддержка со стороны Минэнерго этих прорывных проектов, которые, конечно, важны также для снижения себестоимости.
Коротко хочу сказать про энергосбережение и энергоэффективные контракты. Да, сегодня это передано Минэкономики. И, может быть, нелогично ждать от энергетиков работ в том направлении, которое снижает потребление товара, которого не производят, но мы понимаем, это надо для страны. И без профессионального подключения энергетиков, без их участия мы не сможем вдохнуть второе дыхание и в энергосбережение, и в энергоэффективные контракты. А сегодня надо понимать, что оно ушло с первых полос.
Экспорт. 1 процент от произведенной энергии всего идет на экспорт. Конечно, планы гораздо более амбициозные у других отраслей. Я думаю, здесь также возможно.
Ну и в завершение не могу не сказать о социальном партнерстве. Трудовые коллективы - это важнейшая составляющая благосостояния, и резервы, если есть, для усиления социального партнёрства.
В завершение ещё раз хочу сказать, что электроэнергетика России надёжно обеспечивает потребности страны, безопасность, есть понятные планы. И пожелаем министерству и трудовым коллективам предприятий успехов в их выполнении.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Леонидович.
От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает Ананских Игорь Александрович.
Ананских И. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Добрый день, Иван Иванович! Добрый день, Александр Валентинович, уважаемые коллеги!
Хотел бы остановиться на некоторых направлениях деятельности Министерства энергетики. И начну с нашего национального достояния — газовой отрасли. В 2018 году увеличилась как добыча газа до 725 миллиардов кубометров, что на 5 процентов больше предыдущего периода, так и продажа голубого топлива за рубеж на 10 процентов. Учитывая, что в ближайшее время ожидается запуск наших трубопроводов "Турецкий поток", "Сила Сибири", "Северный поток-2", мы вправе рассчитывать, безусловно, конечно, и на дальнейшее увеличение экспорта нашего газа за рубеж.
И отдельно хочу с этой трибуны отметить большую, правильную и позитивную работу сотрудников и руководства Минэнерго, Газпрома и консорциума "Северный поток-2", которые при мощной и агрессивной кампании со стороны некоторых государств, активно мешающих налаживанию прямых поставок российского газа в Европу, буквально несколько дней назад получили из Дании последние из необходимых согласований для прокладки трубы для "Северного потока-2". И уже, конечно, никто не сомневается, что через несколько месяцев российский газ по этому уже новому трубопроводу дойдёт до европейских потребителей.
Будучи мировым лидером по запасам газа, Российская Федерация имеет, конечно, громадный, но не до конца реализованный потенциал на рынке СПГ. Безусловно, для потребления СПГ доля потребления СПГ будет менее активно развиваться. Если сейчас в мировой торговле это 35 процентов, то к 2035 году, по мнению экспертов, доля составит до 50 процентов. И Россия имеет все возможности, чтобы занять четверть этого огромного рынка.
Для этого у нас есть все предпосылки - это и обширная ресурсная база, уникальное географическое положение между двумя центрами потребления - Европой и Азией, потенциал развития необходимых компетенций и инфраструктуры.
И для развития этих проектов правительством, Минпромом и Минэнерго, разработана система, большая система мер помощи по развитию инфраструктуры, разработке отечественных технологий и оборудования, ведь СПГ-индустрия является также основным драйвером дальнейшего освоения гигантского углеводородного потенциала в российской арктической зоне, и развитие также Северного морского пути.
Безусловно, важнейшим решением в развитии нефтяной отрасли стало продолжение сотрудничества Российской Федерации со странами ОПЕК по стабилизации мирового нефтяного рынка. И здесь также огромная положительная роль Минэнерго как проводника интересов всех российских нефтяных компаний, и как следствие, средняя цена в 2018-2019 годах была почти на 30 процентов выше, чем в 2017 году, и что благоприятно влияет не только на нашу нефтяную отрасль, но и конечно же, на всю российскую экономику.
Капитальные вложения российских вертикально интегрированных нефтяных компаний в нефтяной добыче составили почти 1,5 триллиона рублей.
Продолжается программа модернизации российских НПЗ. И глубина переработки достигла уже 84 процентов, что тоже уникально для нашей страны.
Следующим важным направлением, о котором я хотел бы поговорить, это нефтегазохимия.
С учетом наших запасов углеводородов мы имеем здесь огромный потенциал создания дополнительной стоимости, ведь во времена СССР мы были одними из лидеров в мире по нефтегазохимии, но, к сожалению, потом в начале нулевых годов, в 90-х, нулевых, мы потеряли свои позиции, сейчас только во втором десятке.
Россия занимает всего около двух процентов мирового рынка нефтехимического, который ежегодно растет на 4-5 процентов, и благодаря этому Российская Федерация может ежегодно производить дополнительно почти 10 миллионов тонн нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью от 40 до 200 процентов.
В России недавно построены и продолжается строительство крупнейших нефтехимических комбинатов. И мы считаем, что только сейчас начала воссоздаваться эта отрасль у нас в стране.
И в ближайшие 5-6 лет, чтобы выйти на заданные объемы, необходимо инвестировать в нее 40-50 миллиардов долларов.
Для реализации таких целей как раз Министерство энергетики разработало, а правительство утвердило "дорожную карту" по развитию нефтегазохимического комплекса Российской Федерации на период до 2025 года.
И теперь про электроэнергетику.
Выработка электроэнергии в России в 2018 году увеличилась на 1,7 процента, а электропотребление на 1,6 процента. Рост темпов, безусловно, самый высший за последние годы, мы такого никогда не достигали больше процента. Безусловно, это следствие и роста экономики, и правильно принятых решений правительством, Минэнерго, и в том числе благодаря федеральным законам, принятым нами, депутатами Государственной Думы.
Но для дальнейшего роста российской экономики этого всего недостаточно. Более того, высокая стоимость киловатт часа сильно бьёт по предприятиям и является сдерживающим фактором их развития. И, к сожалению, цены на электричество для юрлиц растут гораздо выше инфляции.
Приведу только один пример.
В компании "Ленэнерго", обслуживающей Санкт-Петербург и Ленинградскую область, в апреле 2017 года стоимость 1 киловатта стоила 5 рублей 56 копеек с НДС, а через два года (в апреле 2019 года) она уже стоила 7 рублей 89 копеек, что составило 142 процента за два года. При таком росте на электричество, конечно, растёт себестоимость и невозможно говорить про высокие темпы экономики. Поэтому я бы просил всё-таки разобраться с позицией "Ленэнерго" по ценам в данных регионах.
Безусловно, перекрёстное финансирование, при котором сдерживаются цены на электричество для бытовых потребителей, то есть для наших граждан, это замечательно. И мы, партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", как социально ответственная партия, полностью поддерживаем это. Но и существенный рост экономики без снижения стоимости электричества для предприятий, а значит и уменьшение себестоимости продукции мы не увидим.
Поэтому считаем, что Правительству Российской Федерации, Минэнерго, Россетям и ряду других компаний необходимо срочно разработать комплекс мер, предложить его нам по снижению стоимости электричества для юридических лиц. Мы готовы создать совместную комиссию с Министерством энергии по обсуждению данного вопроса.
Партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", поддерживая все российские предприятия топливно-энергетического комплекса, выступает категорическим противником в вопросе введения в Российской Федерации углеродного налога, так называемой платы за выбросы.
По расчётам Института проблем естественных монополий введение такого налога приведёт к дополнительной нагрузке на российскую экономику в 42 миллиарда долларов, а также к существенному росту цен на электроэнергию в Российской Федерации.
Сергей Михайлович Миронов неоднократно и с этой трибуны, и на встречах с Президентом Владимиром Владимировичем Путиным... Председательствующий. Добавьте минуту.
Ананских И. А. ...поднимал этот вопрос, и мы рады, что Министерство энергетики и лично министр Новак Александр Валентинович солидарны с нами в этом вопросе.
Мы считаем, что для скорейшего развития российской экономики мы должны ориентироваться на использование наших природных запасов с максимальной переработкой для получения высокой добавленной стоимости, а также на наш ТЭК, который развивается с каждым годом все больше и больше, в том числе и благодаря позитивной работе Министерства энергетики. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Александрович.
Александр Валентинович, по итогам обсуждения вы можете выступить с заключительным словом, пожалуйста, до 5 минут.
Новак А. В. Спасибо, Иван Иванович.
Вы знаете, сегодня действительно я хочу поблагодарить всех депутатов за выступления, которые прозвучали, за ваши вопросы. Мне кажется, состоялся действительно такой открытый и откровенный разговор.
На самом деле отрасль электроэнергетики - это одна из наших отраслей, входящих в топливно-энергетический комплекс, за который отвечает Министерство энергетики, и, на мой взгляд, она одна из самых сложных с точки зрения регулирования, потому что это то направление, в котором большой пакет законов и нормативных актов, постановлений правительства, приказов Министерства энергетики — то, что регулирует эту отрасль.
И я хочу поблагодарить, что все депутаты активно сотрудничают с нами и с Министерством энергетики, и мы готовы к диалогу, мы открыты, мы услышали те вопросы, которые сегодня прозвучали в выступлениях. Безусловно, мы готовы их отработать вместе с коллегами, для того чтобы выработать наиболее эффективные решения для нашей отрасли, потому что она действительно не просто является скелетом, так сказать, инфраструктуры для развития экономики, но и она достаточно, как я уже говорил, носит такой социальный характер, потому что многие сегодня говорили о цене на электроэнергию, о стоимости, и мы это тоже прекрасно понимаем.
И наша работа в том числе заключается вместе с коллегами по правительству принимать решения, которые бы позволяли нам и развивать, с одной стороны, отрасль, с другой стороны, обеспечивать баланс интересов и не нагружать экономику, не нагружать потребителей, не нагружать жителей России дорогой электроэнергией, то есть она должна быть доступной, качественной и так далее. Мы это прекрасно понимаем.
Хочу ещё раз поблагодарить за ту совместную работу, которая была, за те решения, которые принимались Государственной Думой в течение нашей совместной работы. И хочу сказать, что у нас действительно предстоит большая работа на перспективу, у нас стоят большие задачи, амбициозные задачи по корректировке законодательства, нормативно-правовой базы.
Предложение прозвучало создать рабочую группу, у нас есть разные форматы взаимоотношений, мы готовы и в рамках рабочей группы работать, и в рамках комитетов, и в рамках совещаний, встреч и так далее. Поэтому спасибо большое за сегодняшний разговор и за те оценки, которые прозвучали по работе нашей команды, по работе в целом по отрасли. Понимаем, что многое предстоит сделать и что не всё так, как хотелось бы, и хорошо, хотя и многое сделано. Будем вместе с вами работать.
Спасибо большое за сегодняшнюю возможность выступить в рамках "правительственного часа".
Председательствующий. Спасибо большое, Александр Валентинович. (Аплодисменты.)
Коллеги, по итогам обсуждения мы поручаем профильному Комитету по энергетике подготовить проект поручения и вынести его на пленарное заседание Государственной Думы.
Александру Валентиновичу и его команде давайте ещё раз скажем спасибо и пожелаем дальнейших успехов в работе. (Аплодисменты.)
Спасибо.
По ведению Кулик Геннадий Васильевич, пожалуйста. Кулик Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
...чтобы вы определили срок, когда министерство подготовит предложения по реализации тех указаний, которые были сделаны президентом в адрес правительства, в адрес министерства в отношении того, чтобы от такого позора, когда сельхозники платят на 45-50 процентов тарифы выше, чем другие предприниматели, чтобы такая программа была министром, министерством, согласованная с правительством, представлена.
И второе. Просьба к министру. Скажите, пожалуйста, в дополнение к тому, что вы дадите справку о стоимости электроэнергии, назовите хотя бы десяток стран, развитых стран, где сельхозники, которые занимаются производством, переработкой и реализацией продовольствия... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо, Геннадий Васильевич. Вас профильный комитет услышал. Если что-то хотите добавить, вы скажите Павлу Николаевичу Завальному. Это не по ведению всё-таки ваше выступление,
Позже
Шерин А. Н. Я хотел бы под протокол зафиксировать. У меня не просто предложение, я законодательную инициативу внес в комитет, о чем мы говорили.
И вот, пользуясь случаем, Вячеслав Викторович, хотел бы вас поблагодарить за то, что вы подняли вопрос вот по энергетике и хотелось бы попросить, вот у нас есть на территории региона нефтезавод, я не могу никак через депутатский запрос добиться информации, сколько и куда налогов платят, мне отвечают, что это тайна.
Вот поэтому, если бы вы бы дали поручение, используя ваш авторитет, как Председателя парламента, запросить информацию не только по электростанциям, но и по нефтезаводам, куда же они, какие суммы платят, потому что эта информация в нашей стране для депутата Госдумы считается закрытой.
Спасибо. Извините за злоупотребление.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments