leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Об админисках по отмене решения избиркома о результатах выборов в результате действий избиркомов

Об административных исках по отмене решения избиркома о результатах выборов в результате действий (бездействия) избиркома – первое чтение – Сергей Иванов Мы же не можем через три месяца отменить выборы на основании не участвовал какой-то кандидат – Вячеслав Володин Голосовать только за себя Особенно рискует тот кто голосует за руководителя фракции ему может не понравиться
7. 710584-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статьи 239 и 240 Кодекса административного судопроизводства РФ и статью 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (об уточнении порядка обращения с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ)
Документ внесен правительством 16.05.19.
Представил статс-секретарь – замминистра юстиции Вадим Федоров.
Член комитета по государственному строительству и законодательству Зариф Байгускаров.
Законопроект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 15.11.2018 г. № 42-П, которым часть 15 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства РФ была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она не позволяет избирательному объединению, выдвинувшему кандидата или список кандидатов на выборные должности, обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов в случае, когда это избирательное объединение и (или) выдвинутые им в качестве кандидатов граждане были лишены возможности представить в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата или списка кандидатов, вследствие воспрепятствования со стороны должностного лица избирательной комиссии, уголовное преследование в отношении которого по данному факту прекращено по нереабилитирующему основанию.
Законопроектом предусматривается, что с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов могут обратиться избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, список кандидатов на выборные должности, которые не были зарегистрированы в результате действий (бездействия) должностных лиц избирательной комиссии, препятствовавших выдвижению или регистрации кандидата, списка кандидатов, установленных вступившим в законную силу судебным актом о признании таких действий (бездействия) незаконными, или кандидат, который не был зарегистрирован в результате таких действий (бездействия). Указанное административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3-х месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.
Также предусматривается сокращенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц избирательной комиссии, препятствовавших выдвижению или регистрации кандидата, списка кандидатов – в течение 10 дней со дня совершения обжалуемых действий (бездействия).
Первое чтение 360 0 0 15:28

Стенограмма обсуждения
Переходим, коллеги, к рассмотрению вопроса под номером 7.
О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 239 и 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статью 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" (об уточнении порядка обращения с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации). Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря — заместителя Министра юстиции Российской Федерации Вадима Витальевича Фёдорова. Пожалуйста, Вадим Витальевич.
Федоров В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра юстиции Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!
Правительством Российской Федерации во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2018 года подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 239 и 240 КАС и статью 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 15 статьи 239 КАС не соответствующей Конституции Российской Федерации, её статьям 32, 46 и 52 в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она не позволяет избирательному объединению, выдвинувшему кандидату или список кандидатов на выборные должности, обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов в случае, когда это избирательное объединение или выдвинутые им в качестве кандидатов граждане были лишены возможности представить в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата или списка кандидатов, вследствие воспрепятствования со стороны должностных лиц избирательной комиссии, уголовное преследование в отношении которого по данному факту прекращено по не реабилитирующему основанию.
Федеральному законодателю поручено внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из постановления.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель, преследуя интересы обеспечения баланса прав и свобод избирательных объединений, выдвинутых ими кандидатов, стабильности результатов электорального волеизъявления и основанных на нём институтов народного представительства, безусловно, мог бы оговорить, что избирательное объединение вправе обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене результатов выборов при условии, что оно своевременно предприняло усилия по оспариванию их действия - бездействия, препятствовавших выдвижению и регистрации кандидатов, списка кандидатов в специальном порядке, аналогично установленным частью 10 статьи 239 и частью 4 статьи 240 КАС.
В связи с этим законопроектом предложено дополнить статью 239 КАС частью 15 прим., устанавливающей возможность избирательного объединения, выдвинувшего кандидата или список кандидатов на выборные должности, а также кандидатов, которые не были зарегистрированы в результате незаконных действий (бездействий) избирательной комиссии или её должностных лиц, обратиться с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов.
Предлагается определить, что для выше перечисленных субъектов правоотношений срок подачи административного искового заявления от отмене решений избирательной комиссии результатов выборов, три месяца со дня вступления судебного акта в законную силу, дополнив статью 240 КАС часть 3 прим. Учитывая, что необходимым условием обращения в суд является установление незаконности действия (бездействия), препятствующих выдвижению или регистрации кандидата, списка кандидатов, законопроект предлагается предусмотреть сокращённый десятидневный срок для обжалования указанных действий (бездействий) избирательной комиссии или её должностных лиц, изложив часть 4 статьи 240 КАС в новой редакции.
Корреспондирующие изменения вносятся в пункт 2 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Прошу поддержать законопроект. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Вадим Витальевич.
Содоклад Зарифа Закировича Байгускарова. Пожалуйста, Зариф Закирович.
Байгускаров 3. 3., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Суть законопроекта заключается в том, что на сегодняшний день если, например, кандидат, либо избирательное объединение не смогли сдать документы в участковую избирательную комиссию в связи с тем, что были незаконные действия со стороны должностных лиц, например, у них просто не приняли, либо по какому-то надуманному основанию, то они не имели права обжаловать итоги выборов, то есть этим нарушались их права, то законопроектом предлагается, что если такие случаи имеют место быть, они будут иметь право обращаться в суд и получать судебное решение. А когда оно вступает в силу, в течение трёх месяцев они имеют право, будут иметь право обжаловать сами итоги выборов и признавать их незаконными. То есть это даст возможность защищать полно свои права.
Также принято поддерживать данный законопроект.
Но в то же время есть у нас свои предложения, замечания. Надо будет внести изменения в закон "Об избирательных правах граждан" в части того, что учитывая, что данным законопроектом предусматривается три месяца со дня вступления в законную силу судебных решений права на обжалование итогов голосования, то и в этом законе тоже прописать, что такое будет исключение для таких случаев. То есть не общее правило будет, а исключение по этому законопроекту.
Комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Пожалуйста, вопросы, коллеги. Есть.
Включите запись. Покажите, пожалуйста, список. Выборный Анатолий Борисович. Подготовиться Иванову.
Выборный А.Б. Благодарю. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Вадим Витальевич, очевидно, что в случае принятия данного проекта федерального закона мы откроем новую страницу в истории избирательного законодательства. В этой связи уточните, а вправе ли будет в такой ситуации не только сам кандидат, чьи права нарушены, но и органы прокуратуры выступить в его защиту и оспорить результаты выборов в судебном порядке? Заранее благодарю.
Федоров В. В. Спасибо большое за вопрос. В соответствии с процессуальными кодексами, если я не ошибаюсь, у прокуратуры есть такое право, но в рамках надзора.
Председательствующий. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В., фракция ЛДПР.
Спасибо большое. Вадим Витальевич, ну, поскольку это правительство вносило законопроект, я хочу вас спросить о следующем. Я не очень понимаю, чего мы этим добьемся, кроме как, дав право избирательным объединениям заявить о том, что несправедливо было нарушено их право на выставление кандидата. Ведь статья 77 закона "Об основных гарантиях", там четко перечислены все основания, по которым могут быть выборы признаны несостоявшимися. И основная тема - это невозможность выявления действительной воли избирателей. Вот здесь же этого абсолютно нет. Мы же не можем отменить выборы через три месяца на том основании, что не участвовал какой-то кандидат, даже если он незаконно был, так скажем, не допущен к выборам, потому что избиратели голосовали и выбирали из тех кандидатов, которые были зарегистрированы.
Федоров В. В. Спасибо большое за вопрос. Мы как раз, когда готовились, рассмотрели статистику за 2018-2019 годы. Ну, во-первых, хотелось бы ещё обратить внимание, что указанный законопроект разработан правительством во исполнение решения Конституционного Суда Российской Федерации, что является обязательным элементом.
И помимо этого что явилось основанием для указанного решения? Это отказ в регистрации кандидата или отказ в регистрации списка кандидатов. Вот статистика за 2018-2019 годы показывает, что об оспаривании решений избирательной комиссии по выборам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, выборного должностного лица местного самоуправления, об отказе в регистрации кандидата было рассмотрено с вынесением решения 40 обращений, удовлетворено 4, 10 процентов. Соответственно, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов кыборов в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации было рассмотрено с вынесением решения ПО обращений, удовлетворено 23 решения, 20 процентов.
Данным законопроектом мы надеемся, что добьёмся, что количество вынесенных решений по сути и обращений будет возвращено, и все лица, которые считают, что их права были нарушены действием либо бездействием избирательной комиссии, членов избирательной комиссии смогут обратиться в суд, и в случае наличия указанного нарушения у них появляется право обжаловать результаты выборов, ну как я сказал, в упрощенном порядке, в сокращенный срок, то есть не будет решение подвешено на неопределенный период. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть. Включите запись. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович.
Подготовиться Белых Ирине Викторовне, Иванову Сергею Владимировичу.
Гартунг В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, ну мы безусловно поддерживаем этот законопроект, проголосуем за, только единственный вопрос остается, на который не был дан ответ, это вопрос коллеги Иванова - что изменится. Ведь действительно, перечень оснований, по которым выборы признаются недействительными, он перечислен, да, он закрытый перечень, поэтому, наверное, ко второму чтению нужно подумать, и чтобы действительно решение Конституционного Суда было в полной мере учтено с изменениями, внесенными нами.
Потому что в данной ситуации получается, мы право такое даем, но оснований для отмены результатов выборов это как бы не добавляет.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Белых Ирина Викторовна.
Белых И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, если немного об истории, то в Кодекс административного судопроизводства мы с вами давно не вносили изменения, это было последний раз в 2018 году, когда говорилось о полномочиях и деятельности избирательных комиссий, а вот Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - это периодически рассматриваемый закон, который каждые четыре года претерпевает изменения.
Хорошо это или плохо? Это констатация факта. Это правильно. Это говорит о том, что гражданское общество развивается. Это говорит о том, что существуют возможности, для того чтобы высказать свою точку зрения, для того чтобы решить значимые, общественно значимые проблемы.
И сегодня законопроект это подтверждает.
Исполняем ли мы в полной мере постановление Конституционного Суда?
Во-первых, да, потому что состоялась сегодня эта дискуссия.
Итак, законопроект предоставляет возможность обратиться в суд с заявлением об отмене результатов выборов тем кандидатам, избирательным объединениям, которые не смогли представить в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидатов по причине воспрепятствования должного лица. В настоящее время мы с вами можем говорить только о тех кандидатах и о тех, кто участвовал в выборах, когда они зарегистрировали своё участие.
Это первое.
Конечно, для тех избирательных объединений, кандидаты которых не были зарегистрированы в качестве таковых по причине воспрепятствия, возможность обращения в суд за защитой избирательных прав законодательством сегодня не предусмотрена.
Конституционный Суд высказал своё мнение. Поэтому законопроект предусматривает в основном две новеллы.
Первое - расширяет круг субъектов, которые имеют право подавать, оспаривать результаты выборов.
И второе - устанавливает такое основное для подачи жалобы на решение избирательной комиссии, как действие должностного лица избирательной комиссии, которое препятствовал этой подаче.
Итак, всё-таки мы предлагаем рассматривать данный законопроект не просто как восполнение пробела, но как дополнительное обеспечение граждан, кандидатов и политических партий надлежащими средствами судебной защиты избирательных прав. Мало это или много - покажет опять-таки правоприменительная практика.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект и ко второму чтению работать вместе с правительством.
Председательствующий. Спасибо, Ирина Викторовна.
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В. Добрый день, уважаемые коллеги!
С 1994 года я принимаю участие в выборах. И на моей памяти не было ни одного случая, когда я, будучи кандидатом, приходил в избирательную комиссию и гонялся за секретарём или председателем комиссии и говорил: "Прими документы", а он: "Нет, нет, не приму", и убегал всячески от меня, не было таких случаев, уважаемые коллеги, вот не было, и всё.
Были случаи, когда кандидат... например, известны такие случаи, когда кандидат какие-то документы не подавал. Огромное количество случаев, как вот, допустим, с нашим коллегой Шериным было и огромным количеством людей, которые сдавали подписи, когда говорят, извините, это несмотря на то, что человек говорит, я подписывал, говорят, нет, это не твоя подпись. Вот таких случаев вагон и маленькая тележка, извините за непарламентское выражение.
Поэтому данный законопроект из серии "что-что, а право-то вы имеете", но на этом можете успокоиться, ни о какой демократии, ни о какой защите прав здесь речи вообще не идет, поскольку я уже говорил, коллега Гартунг тоже акцентировал на этом внимание, 77-я статья не дает суду право на этом основании отменить итоги выборов. И как бы мне ни хотелось, как бы я ни считал, допустим, что нечестно, что кого-то не зарегистрировали, потому что сотрудник избирательной комиссии отказывался всяко-разно принимать у них документы, но тем не менее из тех кандидатов, которые были участниками выборов, избиратели выбор сделали. И на этом основании, что у кого-то, кто-то мог быть теоретически зарегистрирован, но ему в этом плане отказали, вы извините, отменять выборы я считаю не совсем правильным.
Поэтому давайте подумаем, может быть, ко второму чтению мы добавим туда, хотя это уже, не знаю, будет ли это соответствовать концепции закона. Концепция закона как раз именно просто чтобы исполнить решение Конституционного Суда. Причем заметьте, уважаемые коллеги. Конституционный Суд, он только указывает по обращению, что вот тут в этом плане норма нарушена. Зная даже, что другие нормы нарушены, он не приступает к рассмотрению на соответствие Конституции, потому что такого обращения не было.
Так что этот законопроект, ещё раз говорю, ни к чему хорошему для нас это не приведет. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Владимирович.
Полномочный представитель президента? Гарри Владимирович? Нет у вас мнения. Правительства? Нет. Заключительное слово докладчику? Пожалуйста, Вадим Витальевич Федоров В. В. Спасибо большое за высказанные вот предложения, замечания, уважаемые депутаты.
Но как вот уже было сказано, Конституционный Суд четко указал правительству, соответственно, был подготовлен законопроект именно в разрезе, чтобы расширить права граждан в случае, если выявлены нарушения должностных лиц избирательной комиссии, на возможность обращаться в суд, причём в упрощённом порядке как обращаться в суд, так и рассматривать.
Вопрос, о чём уважаемые депутаты говорили, последующей отмены результатов выбора либо не отмены результатов, это всецело в компетенции суда, когда будут взвешены все за и против, уже суд может принять то либо иное решение.
Спасибо большое.
Председательствующий. Пожалуйста, Зариф Закирович. Включите Байгускарову микрофон.
Байгускаров 3. 3. Уважаемые коллеги, здесь был вопрос, имеет ли право включаться прокурор. Прокурор до этого не имел права включаться, потому что это не было предусмотрено законом. Если мы этот закон примем, тогда и прокуратура может подключиться и защищать интересы лиц, которые были нарушены.
И то, что говорит Сергей Владимирович, что нет такого, не бывает, чтобы не принимали заявление и всегда регистрируют. Конечно, такие случаи есть, и даже если там они 10-20 штук, то есть нарушения прав не должно быть. Поэтому просьба поддержать законопроект.
Спасибо.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, ставится на голосование 7-й вопрос нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 239 и 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статью 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Первое чтение.
Включите, пожалуйста, режим голосования.
Обращаю внимание, уважаемые коллеги, на необходимость голосования только за себя в соответствии с нашим Регламентом. Особенно рискуют те, кто голосует за руководителя фракции, ему может это не понравиться. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 28 мин. 15 сек.)
Проголосовало за 360 чел 80,0 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 360 чел.
Не голосовало 90 чел 20,0 %
Результат: принято Решение принимается. Законопроект в первом чтении принят.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments