leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Вводится новый институт квалифицированных бюро кредитных историй расчет долговой нагрузки заемщика

Вводится новый институт квалифицированных бюро кредитных историй расчет долговой нагрузки заемщиков для ограничения кредитов – первое чтение – Наталья Боева Данные могут быть источником захвата предприятия
13. 724741-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и главу 1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» (в части модернизации системы формирования кредитных историй)
Документ внесли 05.06.19 Депутаты ГД А.Г.Аксаков, О.А.Николаев (СР), И.Б.Дивинский, Д.С.Скриванов, А.Н.Изотов, Е.Б.Шулепов, С.В.Чижов, И.М.Гусева, А.А.Гетта, Г.А.Карлов (ЕР).
Представил зампред комитета по финансовому рынку Игорь Дивинский.
Законопроект подготовлен в целях реализации пункта поручения Президента РФ от 28.12.2016 № Пр-2563 «об установлении обязанности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций проводить проверку наличия у гражданина неисполненных обязательств по договорам кредита (займа) при выдаче потребительского кредита (займа)».
Предусматривается, в частности:
- уточнение ряда действующих понятий и введение ряда новых, в т.ч. введение нового института квалифицированных бюро кредитных историй – бюро кредитных историй (БКИ), оказывающее дополнительные услуги по предоставлению сведения о долговой (платежной) нагрузке субъектов кредитных историй пользователям кредитной истории и соответствующее критериям, установленным ФЗ «О кредитных историях»;
- уточнение перечня сведений, содержащихся в основной и в дополнительной (закрытой) части кредитной истории физ. лица, а также титульной, основной, дополнительной и информационной части кредитной истории юр. лица;
- установление механизма расчета совокупной долговой (платежной) нагрузки субъектов кредитных историй пользователями кредитных историй в порядке, установленном Банком России, на основе сведений, полученных от квалифицированных БКИ;
- создание государственного реестра БКИ – информационный ресурс, содержащий сведения о бюро кредитных историй, квалифицированных бюро кредитных историй, внесенных в указанный реестр Банком России, размещенный на официальном сайте Банка России в сети «Интернет»;
- установление механизма информационного обмена данными, необходимыми для расчета совокупной долговой нагрузки субъектов кредитных историй между БКИ и квалифицированными БКИ, БКИ и пользователями кредитных историй;
- установление предельного значения стоимости услуги квалифицированного БКИ по предоставлению сведений о долговой (платежной) нагрузке субъекта кредитной истории – не более 1/3 среднерыночного значения стоимости кредитного отчета в соответствующем году;
- дополнение состава источников формирования кредитных историй сельскохозяйственными кооперативами и лизинговыми компаниями;
- уточнение перечня сделок, информация по которым должна направляться в БКИ.
ФЗ вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования.
Первое чтение 320 0 1 15:22

Стенограмма обсуждения
Пункт 13 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и главу 1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации".
Доклад первого заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Игоря Борисовича Дивинского.
Пожалуйста, Игорь Борисович.
Дивинский И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги!
Предлагаемый вашему вниманию законопроект разработан в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации об установлении обязанности проверки у гражданина суммарного объёма обязательств по кредитным договорам при выдаче потребительского кредита и введения Банком России порядка расчёта показателя совокупной долговой нагрузки гражданина (сокращённо ПДН), который представляет собой соотношение совокупных платежей по всем уже полученным гражданином кредитам и займам к его доходам.
Законопроектом предусматривается комплексная модернизация действующей системы формирования кредитных историй с учётом уровня развития современного кредитования рынка и финансовых технологий, и положений, направленных на реализацию требований о расчёте ПДН.
Во-первых, законопроектом предлагается создать на основе крупнейших БКИ квалифицированные бюро кредитных историй (КБКИ), в отношении которых будут установлены повышенные требования к инфраструктуре, позволяющие обеспечить получение данных для расчёта ПДН в режиме реального времени. Сейчас на рынке работают 3-4 крупные БКИ и порядка 10 региональных. Институт квалифицированных БКИ вводится с целью сокращения количества точек аккумуляции сведений для расчёта ПДН с 12-ти до трёх-четырёх, которые будут соответствовать повышенным требованиям и востребованному и возросшему ресурсному объёму.
Введение института КБКИ позволит минимизировать затраты на создание дополнительной инфраструктуры, а также позволит снизить риски монополизации рынка кредитных историй, сократить сроки и повысить бесперебойность получения сведений, необходимых для расчёта долговой платежной нагрузки.
Поскольку для расчёта ПДН при каждом обращении гражданина в финансовую организацию за кредитом или займом такой организации потребуется получить в КБКИ сведения о совокупных платежах гражданина по уже полученным им кредитам и займам, предлагается ограничить стоимость услуги КБКИ по предоставлению сведений о ПДН долговой нагрузки субъекта кредитной истории величиной, которая не должна превышать более чем на одну треть среднерыночного значения стоимости кредитного отчёта, ежегодно определяемого и публикуемого Банком России.
Во-вторых, Банк России предлагается наделить полномочием устанавливать порядок расчёта совокупной долговой нагрузки пользователей кредитных историй, предполагающих реализацию механизма расчёта по принципу одного окна.
Это позволит минимизировать количество действий пользователей кредитных историй и избежать отправки запроса во все БКИ. А также Банк России должен вести государственный реестр Бюро кредитных историй КБКИ, содержащий сведения о них, на официальном сайте в доступной сети Интернет.
В-третьих, предлагается предоставить БКИ право участия в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях обмена информацией с федеральными органами исполнительной власти и предоставления кредитных отчетов субъектам кредитных историй с использованием единого портала Государственных услуг. Для этого клиенты БКИ проходят процедуру удаленной идентификации в ЕСИА.
В-четвертых, облегчить доступ пользователей и субъектов кредитных историй в получении информации из БКИ, включая предоставление права поднадзорным Банку России организациям выполнять операции по прямой передаче заявлений в БКИ, позволяющие субъектам кредитной истории, проживающим или временно находящимся в отдаленных регионах Российской Федерации, не имеющим доступа к Интернету и электронным каналам связи, реализовать право на получение кредитного отчета или оспаривание кредитной истории, если это необходимо.
В-пятых, повысить точность идентификации субъектов кредитной истории, по которым передается информация. Для этого предлагается наделить Банк России полномочием по обмену информацией с федеральными органами исполнительной власти. Пенсионным фондом, Министерством внутренних дел и другими в целях выверки титульных частей кредитных историй. Банком России будет разработан порядок устранения несоответствий в случае направления БКИ в Банк России информации о несуществующих или неверно идентифицированных физическими лицами.
В-шестых, предоставить Банку России право исключить БКИ из государственного реестра без выявления неоднократных или существенных нарушений законодательства.
Комитет по финансовому рынку отмечает, что в ходе работы над законопроектом в рамках подготовки к первому чтению выявилась необходимость его доработки некоторым направлением. А именно законодательно урегулировать порядок расчета ПДН. В настоящее время система оценки долговой нагрузки закреплена исключительно в подзаконном нормативном акте, указание Банка России 4892 от 31 августа ещё прошлого года, вышедшего в свет в реализации поручения президента и обсуждаемого законопроекта. В то же время юридическое назначение ПДН чрезвычайно велико, поскольку оно является экономическим инструментом для определения разумного баланса, интересов сторон, кредитных правоотношений.
В этой связи о целях эффективного регулирования порядка расчета ПДН, на наш взгляд, требуется законодательное закрепление базовых элементов системы оценки долговой нагрузки по аналогии с регулированием порядка расчета полной стоимости кредита, уже предусмотренного федеральным законом 353. При этом на законодательном уровне представляется целесообразным аналогично институту полной стоимости кредита закрепление, как общих положений и формулы расчета ПДН, так и её исключительных параметров.
Согласно законопроекту ПДН будет рассчитываться пользователем кредитных историй на основе сведений, полученных ото всех квалифицированных БКИ с последующей дедубликацией сведений самим банком, что в свою очередь приведет к значительным организационным и техническим расходам.
В этой связи целесообразно предусмотреть механизм, при котором пользователю кредитной истории достаточно будет осуществить запрос сведений о совокупной долговой нагрузке только в одном квалифицированном БКИ. И сокращение с пяти до трех дней срока обмены информации между кредиторами и бюро кредитных историй.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Спасибо, Игорь Борисович.
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Есть вопросы? Прошу прощения. Включите режим записи на вопросы. Извините. Очень правильно делаете, что подаете голос.
Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.
Боева Н. Д. Спасибо, Иван Иванович. Игорь Борисович, я приношу извинение, что задаю этот вопрос, но меня очень волнует. Я понимаю так, что кредитные истории доступны теперь становятся для всех, так? Только для кредитных организаций?
Председательствующий. Центральную трибуну включите, пожалуйста.
Дивинский И. Б. В законопроекте установлен перечень, кому это доступно, это не всем. Но если вы являетесь участником кредитной истории, конечно, вам будет доступна ваша часть.
Председательствующий. Теперь Наталье Дмитриевне включите микрофон.
Боева Н. Д. Тогда скажите, пожалуйста, как будут храниться эти данные? И кто будет отвечать за утечку этих данных? Потому что эти данные могут быть принципом захвата предприятия.
Спасибо.
Дивипский И. Б. Спасибо, Наталья Дмитриевна, за вопрос.
На самом деле бюро кредитных историй существует уже 12 лет. И это, наверное, единственное место, откуда ещё не утекало никакой информации. Порядок уже определён. Руководство и бюро кредитных историй, которое занимается хранением данных, создали определённую систему, которая не позволяет передать эти данные. Это первое.
И второе. Если честно, Наталья Дмитриевна, я думаю, что даже в нашем зале не многие, кто поймут отчёт кредитной истории, он специфический очень.
Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин
Председательствующий. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих.
Заключительное слово, Игорь Борисович? Полномочный представитель правительства? Нет. Поддерживаете? Понятно. Есть? Нет, да?
Уважаемые коллеги, ставится на голосование 13-й вопрос нашей повестки — о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и главу 1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (в части модернизации системы формирования кредитных историй).
Пожалуйста, включите режим голосования. Коллеги, пожалуйста, покажите результаты голосования. Результаты голосования (15 час. 22 мин. 33 сек.)
Проголосовало за 320 чел 71,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 321 чел.
Не голосовало 129 чел 28,7 %
Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments