leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Наталья Костенко: Нужно более тщательно проработать вопрос переселения граждан из аварийного фонда

Наталья Костенко: Нужно более тщательно проработать вопрос переселения граждан из аварийного жилищного фонда
В частности, необходимо обеспечить предварительное и равноценное возмещение жилья, гарантировать возможность приобретения жилья в рамках программы переселения, а также ограничить или вовсе запретить случаи переселения граждан в маневренный фонд, отметила парламентарий.
Нужно более тщательно проработать вопрос переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В частности, необходимо обеспечить предварительное и равноценное возмещение жилья, гарантировать возможность приобретения жилья в рамках программы переселения, а также ограничить или вовсе запретить случаи переселения граждан в маневренный фонд. Об этом заявила в четверг, 7 ноября, заместитель Председателя комитета ГД по контролю и Регламенту, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Наталья Костенко, выступая на парламентских слушаниях на тему «Новые механизмы переселения граждан из аварийного жилищного фонда».
Парламентарий отметила, что фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в целом поддерживает инициативу Правительства РФ в части расширения механизмов расселения граждан из аварийного жилья, но в представленном законопроекте есть ряд проблем, которые могут свести намерения Правительства на «нет». В частности, по мнению депутата, многие важные положения закона относятся к подзаконным актам Правительства, в связи с чем, нет полного понимания, как заработает программа на новом этапе. Также ряд положений закона вызывают серьезные опасения у экспертов в части соответствия их Конституции РФ, заявила Костенко.
«Статья 19 Конституции РФ гарантирует гражданину равенство прав и свобод вне зависимости от его имущественного положения. Тем не менее, в законе владельцы одной и двух квартир в аварийном фонде, а также владельцы жилья, которые получили его в результате наследования или, например, в результате дарения, будут иметь разные гражданские права. Также статья 35 Конституции разрешает изъятие имущества только по суду и только при гарантии предварительного, полного и равноценного возмещения, - напомнила Костенко. - Что касается закона, то никаких гарантий о предварительном возмещении в нем не содержится. Говорить о
равноценности возмещения мы тоже не можем, потому что это как раз относится на подзаконный акт, которого мы не видели и не знаем, увидим ли мы в процессе принятия законопроекта».
Костенко добавила, что размера возмещения стоимости за жилье в аварийном доме будет недостаточно для того, чтобы человек смог себе купить равноценное жилье. «Именно поэтому в законе предусматривается возможность предоставления субсидии, которая покроет как раз разрыв между суммой возмещения и рыночной стоимостью нового жилья человека, - отметила она. - Если человек захочет увеличить или купить жилье большей площадью, то он сможет получить субсидию в виде компенсации процентов по ипотеке».
При этом остается открытым вопрос, что будет с гражданами, которые не найдут на рынке жилья равноценного той площади, которую они имеют на сегодняшний момент и у которых нет необходимого дохода, чтобы взять ипотеку, сказала Костенко.
«Это все усугубляется тем, что нормативная стоимость квадратного метра, которую устанавливает Минстрой при расселении «аварийки» сегодня чрезвычайно низкая, - заявила парламентарий. - Я могу сказать на примере Краснодарского края, что там установлена норма 47 тысяч рублей за квадратный метр, притом что, например, стоимость квадратного метра в Сочи - 105 тысяч рублей, а в рядовом муниципальном образовании, например, Славянский район Краснодарского края - 49 тысяч рублей, то есть даже в небольших муниципалитетах это не отвечает рыночной стоимости».
По мнению Костенко, еще одним нарушением конституционных прав граждан является норма законопроекта о возможности расселения граждан из аварийных домов в маневренный фонд.
«Во-первых, хочется сказать, что такого фонда фактически нет в регионах. Во-вторых, в составе такого фонда жилые помещения предоставляются исходя из нормы – 6 кв.м. на человека, то есть в рамках программы по улучшению жилищных условий граждан мы априори ухудшаем условия жизни граждан. И в-третьих, совершенно неоправданно расселять людей в маневренный фонд на два года, тем более, что мы не понимаем, где они окажутся по истечении этого срока, с какими возмещениями и что они с этими возмещениями потом сделают», - сказала она.
Как отметила Костенко, отложенную проблему также создает оставленная в законопроекте возможность расселения жильцов аварийных домов в дома блокированной застройки.
«Согласно инструкции Минстроя такие дома не включаются сейчас в программу расселения. Это значит, что через некоторое время граждане, которые жили в аварийных домах, снова окажутся там же», - сказала парламентарий.
По словам депутата, мониторинг, который провел комитет ГД по контролю и Регламенту в части блокированной застройки показал, что проблема стоит остро в 58 регионах РФ.
«Например, в Хабаровском крае на дома блокированной застройки приходится почти 2 млн кв.м. Да, на сегодняшний момент еще не все такое жилье является аварийным, но с запуском программы расселения, из которой исключены дома блокированной застройки, регионы, которые нам написали, признались, что они перестают мониторить состояние этого жилищного фонда, потому что им не нужно больше вносить его в лист ЖКХ. Это означает, что мы не будем иметь представление, сколько людей у нас живет в таком фонде и оказывается в ситуации опасной для жизни», - подчеркнула Костенко.
Она напомнила, что возникновение самого большого количества блокированной застройки приходится на периоды интенсивного развития России: освоение Сибири и Дальнего Востока, строительство Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Также рост такого типа застройки пришелся на период эвакуации населения в годы Великой Отечественной войны, создания ГУЛАГа.
«Это конкретные доказательства того, что блокированная застройка - это не индивидуальные жилые дома, как нам сейчас это представляет Минстрой. Это бараки, которые строились для решения государственных задач, и их расселение также является государственной обязанностью», - считает парламентарий.
«Нам говорят, что часть этого жилого фонда может быть расселена по трем программам, которые действуют сейчас - это «сейсмика», «БАМ» и освоение Сибири и Дальнего Востока. Однако все молчат о том, что расселяются по этой программе только нежилые помещения, а у нас большая часть блокированной застройки на сегодняшний момент - это жилые помещения, и переводились они в этот статус
людьми с большим трудом, через суды, в том числе, чтобы попасть в программу расселения аварийного жилья», - добавила Костенко.
По мнению депутата, данный законопроект в перспективе требует серьезной доработки. «В первую очередь, это касается закрепления в нем конституционных гарантий в части предварительного и равноценного возмещения жилья. Нужно более тщательно проработать вопрос в части гарантирования гражданам возможности приобретения в рамках программы именно жилья. Также нужно ограничить или вообще запретить случаи переселения граждан в маневренный фонд. Я предлагаю выйти на первое чтение законопроекта с постановлением, где обозначить, что мы не можем окончательно принять этот законопроект, не понимая, что будет в подзаконных актах», - резюмировала Костенко.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments