leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Возрождение отечественного семеноводства и селекции торпедирует Минэк, поддерживая импортный фальшак

Возрождение отечественного семеноводства и селекции торпедирует Минэк, поддерживая импортный фальшак – совещание Сергея Лисовского
Первый заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский провел в к.802бел. совещание на тему «О совершенствовании законодательного обеспечения селекции и семеноводства в РФ»
Роман Некрасов, директор департамента семеноводства, механизации, химизации, и защиты растений Минсельхоза. Создание ГИС Семеноводство сквозной контроль партий семян сохранность и доставка семян. Для нас важно чтобы закон получился рабочим документом для защиты прав и законных интересов сельхозтоваропроизводителей. Надо честно понимать, кто семена произвел и ввез. Точечные изменения в 149-ФЗ оценка семян и посевного материала на наличие в них ГМО. У нас есть поручение внести изменения в часть 4 Гражданского кодекса защита прав владельцев патентов на новые сорта. Все эти законы будут работать если будет обеспечено информационное сопровождение, под все делается цифровая подложка. Если говорить об отечественной селекции мы отстаем от ведущих компаний они предлагают сорт или гибрид и к нему всю сопровождающую линейку технологий. Проблема воровство продуктов селекционеров. Дефицит кадров. Возраст сотрудников 50+ люди уходят и с ними уходит школа. Устаревшая материально-техническая база. Соревноваться с иностранными концернами не могут. Нужна материально-техническая база сортоиспытаний.
Сергей Лисовский. Вы корректно обошли Минэк. Не дает внести закон. Предлагает исключить контроль семян. Сельхозпроизводителям предлагают идти в суд суды и так завалены, для садоводов закон о защите прав потребителей.

ПРОТОКОЛ совещания «О совершенствовании законодательного обеспечения селекции и семеноводства в Российской Федерации»
г. Москва, Комитет Совета Федерации 12 ноября 2019 года, по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
комн. 802 белый
Председательствовал:
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию ЛИСОВСКИЙ С.Ф.
Рассмотрев вопрос о совершенствовании законодательного обеспечения селекции и семеноводства в Российской Федерации, участники совещания решили:
1. Принять к сведению информацию директора Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Некрасова Р.В., о совершенствовании законодательного обеспечения селекции и семеноводства в Российской Федерации.
2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие проекта федерального закона № 719463-7 «О внесении изменения в статью 1422 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (об уточнении терминологии).
2. Предложить Правительству Российской Федерации: при подготовке изменений в Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», предусмотреть включение в указанную Доктрину, в том числе показателей, устанавливающих пороговые значения самообеспеченности семенами отдельно но каждому виду сельскохозяйственных культур, импортозависимым в части семян;
рассмотреть возможность внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения в сфере производства и оборота семян, в том числе связанных с нарушением правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений, использованием семян трансгенных генетически модифицированных растений, а также за нарушение интеллектуальных прав в сфере селекции и семеноводства;
рассмотреть возможность внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части определения критериев исчисления размера роялти, установив минимальное значение его ставки, по аналогии с тем, как это предусмотрено в пункте 5 статьи 1430 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении авторов служебного селекционного достижения;
рассмотреть возможность внесения изменений в статью 9.2. Федерального закона «О некоммерческих организациях», в целях установления для бюджетных учреждений, являющихся производителями сельскохозяйственной продукции, возможности получения кредита (лизинга), открытия депозитов в кредитных организациях и получения субсидий по аналогии с сельскохозяйственными производителями других форм собственности;
рассмотреть возможность внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части:
снижения до 10% ставки налога на добавленную стоимость на продукцию семеноводства;
предоставления права перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога научным организациям, доля дохода которых от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%;
включения в принятые и разрабатываемые в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017—2025 годы подпрограммы в сфере селекции, семеноводства и питомниководства сельскохозяйственных культур индикаторов, определяющих долю семян и посадочного материала российской селекции в высеве и посадках по годам реализации указанной программы;
ускорить разработку новых подпрограмм в сфере селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы;
рассмотреть возможность внесения изменения в приложения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части обеспечения возможности научным учреждениям создавать селекционно-питомниководческие центры, используя права по отношению к закрепленному за ними имуществу (оперативное управление и постоянное (бессрочное) пользование) для производства оздоровленного посадочного материала категорий «Оригинальный» и «Элитный» и обеспечения маточными растениями базовых питомников;
рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации, позволяющих государственным научным учреждениям иметь доступ к мерам государственной поддержки развития материально-технической базы, закладки многолетних насаждений, включая коллекции генетических ресурсов и селекционные насаждения;
провести анализ нормативно-правовой базы селекции и семеноводства Российской Федерации в целях подготовки предложений и плана по ее совершенствованию;
проработать вопрос гармонизации с международным правом нормативного регулирования сбора, ведения, использования и обмена генетическим материалом коллекций культурных растений.
3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
ускорить внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «О семеноводстве» предусмотрев в нем следующие положения:
- по осуществлению контроля (надзора) в области семеноводства, в том числе в отношении лиц, осуществляющих производство семян для собственных нужд, по ведению Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию;
- по регулированию оборота семян, включая обязательные требования к удостоверению происхождения и сортовой принадлежности семян, участвующих в обороте;
- по обязательной сертификации семян;
- по ограничению возможности использования сельскохозяйственными организациями несертифицированных семян;
- по развитию саморегулирования отрасли;
по созданию специальных зон для производства семян сельскохозяйственных растений с учетом установления полномочий субъектов Российской Федерации в данной сфере;
- по использованию генетических паспортов для плодовых и ягодных культур в целях защиты интеллектуальных прав селекционеров;
ускорить внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»;
проработать вопрос введения административной ответственности за внесение в ФГИС "Семеноводство" недостоверных данных.
4. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
принять меры по нормативному регулированию порядка передачи Федеральным исследовательским центром "Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова" образцов генетического
Материала растений ПО заявкам организаций различных форм собственности, а также по определению правового статуса коллекции указанного центра.
5. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
провести анализ нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в сфере селекции и семеноводства в целях подготовки предложений по ее совершенствованию.
Председатель совещания, Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию С.Ф. Лисовский

Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации
О совершенствовании законодательного обеспечения селекции и семеноводства в Российской Федерации
Информационно-аналитический материал
Законодательство Российской Федерации, регулирующее селекцию и семеноводство, представляет собой обширный перечень нормативных актов. Правовое регулирование селекционной деятельности является комплексным и регулируется как общеправовыми актами - Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), так и отраслевым законодательством: федеральными законами «О семенойплптве»1 (далее - Закон о семеноводстве), «О племенном животноводстве»1, «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»2, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, актами Мипсельхоэа России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование селекционной деятельности
Селекция представляет собой творческую деятельноспь по выведению новых сортов растений и пород животных. Новые сорта и породы, как результаты указанной деятельности, являются селекционными достижениями. До 2006 г. отношения по поводу селекционных достижений регулировались специальным законодательством - Законом Российской Федерации «О селекционных достижениях». Однако с принятием части IV ГК РФ, регулирующей вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, указанный закон был отменен. В настоящее время права на селекционные достижения определяются в соответствии с гражданским законодательством.
Часть IV ГК РФ содержит главу 73, которая называется «Право на селекционное достижение». Положения указанной главы регулируют правоотношения, связанные с результатами селекционной деятельности. Особое значение имеет закрепленный ГК РФ порядок использования селекционных достижений. Исключительное право использования селекционного достижения принадлежит патентообладателю. Патентообладатель может по договору передать в полном объеме другой стороне (приобретателю патента) принадлежащее ему исключительное право на соответствующее селекционное достижение. Правила государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение и перехода такого права без договора утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 3844. Срок действия исключительного права на селекционное достижение и удостоверяющего это право патента оставляет 30 лет (на сорта винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород, в том числе их подвоев - 35 лет). По истечении этого срока селекционное достижение переходит в общественное достояние.
Правовое регулирование семеноводства
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим сферу семеноводства, является Закон о семеноводстве, который устанавливает правовую основу деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля. Также правовое регулирование данной отрасли осуществляется постановлениями Правительства Российской Федерации, актами Минсельхоза России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, дополняющими и развивающими указанный федеральный закон.
В целях развития семеноводства осуществляются мероприятия, предусмотренные Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Однако основным программным документом, непосредственно призванным решить задачу импортозамещения в агропромышленном комплексе, в том числе в сфере селекции и семеноводства, является Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы3, в рамках которой в 2018 г. разработаны и утверждены 2 подпрограммы - по селекции и семеноводству картофеля и сахарной свеклы; к разработке запланировано еще несколько подпрограмм.
Вместе с тем, анализ показателей этих подпрограмм не дает точного ответа на вопрос, в какие сроки и на сколько процентов снизится зависимость от импортных семян в ходе реализации программы и по ее завершению. Необходимо предусмотреть меры, обеспечивающие экономическую привлекательность деятельности в сфере отечественной
селекции и семеноводства на основе частно-государственного партнерства, разработать механизмы защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в российскую селекцию и семеноводство. Это должно найти отражение в разрабатываемом Минсельхозом России проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», который направлен на создание условий для развития эффективного рынка семян в Российской Федерации; информирования отечественных производителей и потребителей семян;
повышение качества семян, производимых в Российской Федерации;
совершенствование нормативной правовой базы семеноводства;
устранение избыточных административных барьеров в сфере семеноводства.
Проблемы законодательного регулирования селекции и семеноводства
С 1991 г. в отрасли растениеводства произошли глубокие структурные изменения, которые определили, в том числе, нынешнее состояние селекции и семеноводства важнейших сельскохозяйственных культур. Среди них следует выделить следующие факторы:
из сельскохозяйственного оборота были выведены значительные площади посевов сельскохозяйственных культур;
изменилась структура посевных площадей, в результате чего возросла доля культур с высоким рыночным и экспортным потенциалом (пшеницы и масличных культур);
производство зерна стало более экстенсивным (количество вносимых минеральных удобрений обеспечивает возмещение не более 30% выноса питательных веществ с урожаем);
материально-техническая и технологическая база селекции и семеноводства физически изношена и морально устарела (последний раз она комплексно обновлялась в 70-80-е гг. прошлого столетия), что не позволяет эффективно вести селекционный процесс и обеспечивать производство высококачественных сортовых семян и т.д.
В результате негативного влияния этих факторов на рынке семян и посадочного материала наблюдаются кризисные явления, в том числе:
обусловленные неразвитостью (часто отсутствием) адекватной конкурентной рыночной инфраструктуры высокие транзакционные издержки, которые заметно снижают конкурентоспособность отечественных семян даже на внутреннем рынке;
низкая товарность семеноводства зерновых и зернобобовых культур и широкое распространение внутрихозяйственного производства семян массовых репродукций; из общего количества проверенных и высеваемых в настоящее время семян основных зерновых культур до 40% относятся к массовым репродукциям;
остаточный принцип финансирования товаропроизводителями приобретения высококачественных семян для сортообновления и сортосмены;
относительно низкий конкурентный потенциал вновь регистрируемых сортов, прежде всего, по показателям их устойчивости к абиотическим и биотическим стрессам, а также невысокие технологические характеристики качества.
Острой проблемой семеноводства являются также медленное внедрение в производство новых сортов (вследствие практически полного отсутствия стимулирования сортообновления) и использование на посев семян неизвестного происхождения и низких репродукций (ниже 4-ой) с пониженными посевными качествами. Проблемой является также низкое качество семян зерновых, овощных, технических и других культур, их высокая засоренность. При таких условиях сорт реализует свою потенциальную урожайность только на 15-30% .
В результате неразвитости и относительно низкой конкурентоспособности отечественного семеноводства и отсутствия соответствующей рыночной инфраструктуры возрастает зависимость сельскохозяйственных товаропроизводителей от импорта семян и посадочного материала. Причем, как правило, из-за рубежа поставляются не подлежащие воспроизводству семена гибридов F1. В результате российские аграрии вынуждены ежегодно приобретать новые партии семян и комплекты необходимых для их использования средств
механизации и химизации.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-иНЖенерной деятельности» был введен запрет на ввоз генетически-модифицированных семян растений на территорию Российской Федерации за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ. Такой подход в области генной инженерии негативно отражается на применении цисгенных4 линий растений, которые зачастую попадают под действие данного запрета. Хотя применение цисгенных растений теоретически не запрещено, законодательно данное понятие не определено. В целом, понятийный аппарат в сфере селекции и семеноводства требует доработок.
Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ5 была отменена обязательная сертификация семян сельскохозяйственных рас1ений и установление принципа добровольности их сертификации. Таким образом, требования ст. 30 Федерального закона «О семеноводстве», именуемой «Оборотоспособность партий семян», оказались сведены только к реализации семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. При этом в указанной статье сохранено требование о наличии на реализуемые семена лесных растений документов, удостоверяющих их посевные качества.
Введение принципа добровольности сертификации способствовало ухудшению качества продаваемых семян и посадочного материала. По данным Россельхознадзора6, прямой материальный ущерб организаций и государства от использования некачественных, фальсифицированных, не адаптированных к конкретным почвенно-климатическим условиям различных регионов семян сельскохозяйственных растений (в том числе недополученный урожай) в 2016 г. составил свыше 80,8 млрд рублей8.
Следует обратить внимание на зарубежный опыт. Так, в Канаде «Закон о семенах» позволяет государственным инспекторам самостоятельно осуществлять отбор проб семян, проводить соответствующие исследования, а также требовать предоставления необходимой документации. В случае выявления нарушений в части соблюдения условий сертификации семян, а также предоставления ложной информации потребителям, ответственность на лиц, допустивших подобные нарушения, может доходить вплоть до уголовной в виде штрафа в размере 250 тыс. канадских долларов или лишения свободы на срок до 2 лет.
В связи с этим стоит также указать, что по оценкам экспертов прибыль от оборота зачастую некачественных семян составляет около 2 млрд рублей. Однако государству необходимо усилить контроль в данной сфере не столько с целью обеспечения наполняемости бюджета, сколько для повышения конкурентоспособности отечественного посевного материала на зарубежных рынках сбыта.
Предложения и перспективы развития законодательства В целях развития отечественной системы селекции и семеноводства, повышения их конкурентоспособности и эффективности представляется целесообразным:
совершенствование нормативной правовой базы селекции и семеноводства, в том числе в части повышения уровня защиты интеллектуальной собственности на селекционные достижения и обеспечения прозрачности во взаимоотношениях селекционеров, семеноводов и производителей товарной продукции;
внесение изменений в Закон о семеноводстве, направленных на повышение эффективности развития семеноводства в России и регулирования отношений участников семенного рынка; основными целями должно стать повышение качества реализуемых семян, обеспечение их конкурентоспособности на мировом рынке, создание нормативно-правовой базы для защиты прав потребителей, производителей, продавцов и покупателей семян, оптимизация функций органов государственной власти, а также снижение административных барьеров, мешающих развитию предпринимательства о сфере семеноводства;
стимулирование разработки перспективных технологий в области селекции и семеноводства, обеспечивающих качество получаемого материала и высокий коэффициент размножения;
создание условий дли эффективного функционирования системы сортоиспытания;
повышение эффективности функционирования ФГБУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений»;
разработка дополнительных мер, направленных на сохранение и использование российских генетических ресурсов в растениеводстве и животноводстве и на снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импорта семенного, посадочного материалов, в том числе создание федерального фонда элитного семенного материала; развитие сети селекционных питомниководческих центров на базе научных учреждений, расположенных в основных зонах сельскохозяйственного производства;
совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки кадров по специальности селекция и семеноводство; повышение качества образования в аграрных вузах;
разработка и внедрение системы оценки безопасности пищевой продукции, произведенной с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов растительного (второго и третьего поколений), животного и микробиологического происхождения;
модернизация системы контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции и совершенствование экспертизы генетического материала;
поддержка и стимулирование биотехнологических исследований, в том числе направленных на создание новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов сельскохозяйственного назначения.
Ущерб был подсчитан специалистами ФГБУ «ВГИИИКР»
2 Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве».
2 Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве».
Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности».
"Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 996.
Цисгенный - организм, в геном которого были введены гены организмов одного с ними вида или ВИДОВ, с которыми они скрещиваются в естественных условиях. Технически, цисгенные растения не подпадают под запреты, установленные законодательством, так как такие изменения могли быть получены растением в ходе естественной гибридизации.
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании».
Приказ Россельхознадзора от 13 июля 2010 г. №729 «Об утверждении ведомственных программ комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям».

окончание материалов см. https://leo-mosk.livejournal.com/6983392.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments