leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Минстрой в лице Костаревой настаивает не на расселении, а компенсации ниже рынка - окончание

Минстрой в лице Костаревой настаивает не на расселении, а компенсации ниже рынка. Галина Хованская предлагает забрать у Почты России функции заказчика ГИС ЖКХ – деньги потратили сделали безобразно
Заседание Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ провела во вторник в зале 839.А председатель Комитета Галина Хованская.

окончание материалов, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/6981848.html
ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект федерального закона № 809009-7 «О внесении изменении в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда»
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона № 809009-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного ЖИЛИЩНОГО фонда», внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации (подпункт «в» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 23 октября 2018 года № Пр-1927) в целях создания новых механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Законопроект носит комплексный характер и предполагает внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21 июля 200/ года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Законопроектом предлагается дополнить установленные Жилищным кодексом Российской Федерации полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
При этом признание многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предлагается отнести к полномочиям соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт «б» пункта 1 и пункт 2 статьи 1 законопроекта).
Признание многоквартирных домов, в которых все жилые помещения находятся в собственности муниципального образования, в частной собственности или в смешанной собственности, аварийными И подлежащими сносу или реконструкции, предлагается осуществлять органом местного самоуправления (пункт 3 законопроекта).
Следует отметить, что предложенные к установлению в Жилищном кодексе Российской Федерации полномочия не являются новыми. Гак, в соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 во исполнение части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). Решение о признании многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении соответствующего имущества.
Поэтому представляется, что реализация указанных положений законопроекта не приведет к дополнительным расходам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Вместе с тем указанные положения законопроекта в совокупности с проектируемым предложением в часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому признание многоквартирного дома аварийным влечет за собой признание всех жилых помещений в нем непригодными для проживания, позволит исключить избыточные административные процедуры и, как следствие, сократить расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления на признание каждого жилого помещения в многоквартирном доме, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, непригодным для проживания.
Законопроектом предусматривается изъятие для собственников и нанимателей жилых помещений по договору социального найма по наступлению правовых последствий в случае проведения ими несогласованной перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 5 статьи 1 законопроекта). В частности, указанных собственников и нанимателей не будут понуждать приводить соответствующее жилое помещение в прежнее состояние или оформлять произведенные перепланировку и (или) переустройство путем получения решения суда.
Однако Комитет обращает внимание на то, что для указанных собственников и нанимателей сохраняется действие части 2 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за проведение несогласованной перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В настоящее время в статье 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями, которое может выражаться, в частности, в самовольных переустройстве и (или) перепланировке жилых домов и (или) жилых помещений (часть 1 статьи 7.21) либо в самовольной перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах (часть 2 статьи 7.21).
По мнению Комитета, невозможность приведения перепланированного и (или) переустроенного жилого помещения в прежнее состояние или его сохранения по решению суда в данном виде не может приводить к возникновению для соответствующих собственников и нанимателей административной ответственности. Поэтому представляется необходимым исключить применение административной ответственности к собственникам и нанимателям за проведенные самовольные перепланировку и (или) переустройство жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Следующая группа изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусмотренных в законопроекте, связана с обеспечением жилищных прав собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 6 статьи 1 законопроекта). В целом данные изменения сохраняют подход, основанный на выплате собственнику денежного возмещения либо по соглашению между органом местного самоуправления и собственником предоставлении другого жилого помещения в собственность. Из новаций можно выделить следующие:
1. Законопроектом предусматривается введение рамочного положения об установлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями при переселении собственников помещений из аварийного многоквартирного дома при условии, что такие жилые помещения являются у них единственными. Это означает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наряду с установленными общими гарантиями обеспечения жилищных прав собственников помещений в многоквартирных домах, являющихся аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, могут за счет бюджетных средств предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам дополнительные гарантии. С учетом корреспондирующих изменений п Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» такими гарантиями являются, предоставление собственникам изымаемых жилых помещений, расположенных в аварийном многоквартирном доме, субсидированной льготной ипотеки, дополнительные выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений.
2. Законопроектом устанавливается особый порядок определения размера возмещения собственнику за изымаемое жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Этот порядок будет определяться Правительством Российской Федерации.
При этом размер возмещения за изымаемое жилое помещение (независимо от того, является пи многоквартирный дом аварийным или нет)
должен включать в себя рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
3. Законопроектом предусматривается, что в случае приобретения гражданином права собственности на жилое помещение после признания многоквартирного дома аварийным, в том числе путем его наследования, он имеет право на выплату возмещения, размер которого не может превышать стоимости приобретения указанного жилого помещения.
По указанной группе положений законопроекта Комитет отмечает следующее.
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается порядок действий собственников помещений в многоквартирном доме и органов местного самоуправления при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В частности, если собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не осуществлены действия, связанные со сносом или реконструкцией указанного многоквартирного дома, орган местного самоуправления изымает земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и жилые помещения в нем в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, включая порядок определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение. При лом законопроектом не предусматривается внесение каких-либо изменений в данной части. С учетом устанавливаемого в законопроекте особого порядка определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение в аварийном многоквартирном доме и действующего (не отменяемого и неизменяемого) порядка определения указанного размера возмещения не ясным остается вопрос о полномочиях Правительства Российской Федерации по изменению самих правил определения размера возмещения, установленных в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, не представляется возможным оценить сам подход к устанавливаемому новому особому порядку определения размера возмещения, поскольку его установление отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем установление особого порядка расчета размера возмещения за изымаемое жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным, является важным шагом на пути к установлению особого правового регулирования отношений, связанных с обеспечением жилищных прав собственников указанных жилых помещений.
При этом, по мнению Комитета, сам подход к обеспечению жилищных прав собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, нуждается в пересмотре, поскольку изъятие земельного участка, на котором расположен такой многоквартирный дом, отличается по своей цели от классической процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В частности, целью изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является обеспечение безопасности граждан, проживающих в таком доме. Стоимость жилых помещений в указанных многоквартирных домах является низкой и не позволяет гражданам самостоятельно обеспечить свои жилищные права. Поэтому именно граждане-собственники должны принимать решение о получении возмещения за изымаемое жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, в денежной или натуральной форме.
В этой связи в законопроекте необходимо предусмотреть право выбора собственником помещения в многоквартирном доме на предоставление возмещения за изымаемое жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или другого жилого помещения.
Кроме того, несмотря на то, что законопроектом уточняется вопрос включения в размер возмещения за изымаемое жилое помещение стоимости земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, остается неурегулированным вопрос об образовании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, включая их размер.
Обязанность по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, лежит на органах местного самоуправления, которые не выполнили сс до признании многоквартирного дома аварийным.
Финансовые затраты на выплату возмещения собственникам изымаемых жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, не могут служить основанием для уменьшения границ земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом и которым собственники на протяжении многих лег фактически владели.
В данном случае образование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений.
Комитет обращает внимание на то, что в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 831790-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и статью 566 Земельного кодекса Российской Федерации», направленный на решение обозначенной проблемы. Как представляется, его принятие является следующим шагом на пути к установлению справедливого размера возмещения за изымаемое жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Законопроект (пункты 8 и 9 статьи 1) устанавливает возможность предоставления жилых помещений маневренного жилищного фонда, предназначенных для временного проживания граждан до окончания расчетов на срок не более двух лет. При этом такие жилые помещения планируется предоставлять не только гражданам, переселяемым и.ч аварийных многоквартирных домов, но и гражданам, переселяемым из многоквартирных домов, снос или реконструкция которых планируется на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительными органами местного самоуправления.
Комитет отмечает, что создавая маневренный жилищный фонд при поддержке Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, назначение которого основано на временном предоставлении жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного многоквартирного дома или многоквартирного дома, снос или реконструкция которых планируется на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительными органами местного самоуправления, законопроект не решает важные для таких граждан вопросы.
Во-первых, отсутствуют критерии предоставления указанных жилых помещений. Из законопроекта не ясно, предоставляются ли данные жилые помещения в связи с yi розой для жизни и здоровья граждан в случае их дальнейшего проживания в аварийном многоквартирном доме или доме, Подлежащем сносу или реконструкции НО отдельным муниципальным программам, или такое предоставление обусловлено иными причинами (например, судебным разбирательством). Если указанное предоставление обусловлено необходимостью обеспечения безопасности граждан, то каковы действия органов местного самоуправления в случае их отказа от переселения в жилое помещение маневренного жилищного фонда.
Во-вторых, двухгодичный срок предоставления указанных жилых помещений представляется необоснованным. Это связано с тем, что в законопроекте не ясно, определяется ли момент окончания их проживания в указанном жилом помещении «до осуществления расчетов». Однако в случае предоставления жилого помещения нанимателям по договорам социального найма, как таковой, расчет не происходит, поскольку их отношения с органами местного самоуправления не носят компенсационный характер. Кроме того, не ясно, чем обусловлен двухгодичный срок проживания граждан в жилых помещениях маневренного жилищного фонда.
В-третьих, учитывая, что указанные жилые помещения предоставляются помимо граждан, переселяемых из аварийных многоквартирных домов, гражданам, переселяемым из многоквартирных домов в связи со сносом или реконструкцией па основании муниципальных адресных программ, может произойти ущемление прав последних в связи с отсутствием характеристики многоквартирного дома, из которого их переселяют.
В связи с этим представляется необходимым уточнить указанные вопросы во избежание неправильного применения проектируемых норм, которые, безусловно, способствуют решению вопроса обеспечения безопасности граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными, посредством их временного переселения в специализированный жилищный фонд.
Законопроектом (пункт 10 статьи 1) предусматривается возможность выделения в подпрограмму региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Подпрограмма принимается но решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации сроком на три года с ежегодной актуализацией и содержит особенности проведения капитального ремонта в указанных домах.
Финансирование проведения работ по капитальному ремонту в таких домах планируется осуществлять в общем порядке: за счет средств фондов капитального ремонта, формируемых собственниками помещений в таких многоквартирных домах.
Состав работ по домам, включенным в подпрограмму, будет определяться в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Комитет считает, что в случае принятия в субъекте Российской Федерации такого решения, потребуется пересмотр как региональной программы капитального ремонта в целом, так и предельных сроков проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, вынесенных в подпрограмму. Однако законопроект не предусматривает таких механизмов, а действующими нормами жилищного законодательства установлен исчерпывающий перечень оснований для переноса сроков проведения капитального ремонта на более поздний период.
Согласно законопроекту указанная подпрограмма формируется сроком на три года и подлежит ежегодной актуализации.
Однако из редакции законопроекта не понятен механизм действия подпрограммы, а именно должны ли быть в указанный трёхлетний период включены и отремонтированы все многоквартирные дома, находящиеся В подпрограмме либо в подпрограмму включаются только те многоквартирные дома, в которых планируется провести капитальный ремонт в трехлетний период.
Комитет считает целесообразным установить в законопроекте общие ДЛЯ всех субъектов Российской Федерации принципы формирования перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в подпрограмму, исходя из необходимости обеспечения безопасной эксплуатации многоквартирных домов и поддержания работоспособности основных конструктивных элементов.
Законопроектом также предлагаются следующие изменения в Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Законопроектом устанавливается новое условие предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленное на целевое использование земельных участков, на которых расположены расселяемые аварийные многоквартирные дома. В частности, на таких земельных участках допускается размещение объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управления, обустройства мест для занятий спортом, физической культурой, пешими прогулками, парков, садов и скверов, жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или при реализации договора о развитии застроенной территории (подпункт «б» пункта 1 статьи 2 законопроекта). При нарушении данного условия предоставленная финансовая поддержка Фонда подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение условия их дальнейшего использования (подпункты «а» и «б» пункта 6 статьи 2 законопроекта). Как представляется, целевое использование земельных участков должно осуществляться в соответствии с нормами градостроительного законодательства.
2. Законопроектом (подпункт «г» пункта 4 статьи 2) предлагается установить право субъектов Российской Федерации использовать средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на следующие цели:
1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено) и строительство такил домов для целей последующего предоставления жилых помещений гражданам в связи с переселением из аварийного жилищного фонда;
2) выплата гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения. Если у этих граждан нет другого пригодного для проживания жилого помещения, то средства Фонда могут также расходоваться на предоставление им субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений;
3) предоставление субсидий лицам, заключившим с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, на возмещение понесенных расходов по выполнению обязательств.
Комитет поддерживает изменения в Федеральный закон от 21 июня 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и считает, что это расширит возможности субъектов Российской Федерации рационально использовать средства Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона № 809009-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии устранения ко второму чтению указанных в настоящем заключении замечаний.

Вопросы Руководителю Федеральной антимонопольной службы И.Ю.Артемьеву
Вопрос 1.
Просим Вас пояснить, когда планируется внесение в Государственную Думу подготовленного ФАС России проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» и законопроекта -спутника «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»?
Какие основные разногласия с министерствами и отраслевым сообществом по указанным законопроектам? Когда планируется вступление в силу новой системы с учетом подзаконных актов, требующих отдельного принятия Правительством РФ? Какие результаты ожидаются ФАС России от принятия указанной новой реформы?
Вопрос 2.
В настоящее время регионы не могут привести нормативы потребления коммунальных услуг в соответствие с Правилами их утверждения в виду того, что в отдельных случаях возможен рост платы граждан за коммунальные услуги сверх установленного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Не считаете ли Вы необходимым введение понятного, обязательного, прозрачного и независимого механизма определения нормативов потребления коммунальных услуг?
Вопрос 3.
Концессионное законодательство в коммунальном секторе исходит из того, что необходимая валовая выручка считается за весь период концессии, т.е. срок концессии является периодом установления тарифов. При этом постановления правительства о тарифном регулировании в секторе теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по-прежнему рассматривают в качестве долгосрочных периодов тарифного регулирования период от 3 до 5 лет. В итоге инвесторы не могут прогнозировать будущие доходы.
Каким Вы видите решение этого вопроса?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments