leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Принят законопроект второго чтения об адвокатской деятельности – Крашенинников Закон тяжелый

Принят законопроект второго чтения об адвокатской деятельности – Крашенинников Закон тяжелый Идет реформа судопроизводства Гонорар успеха все равно выдается Нет надлежащего реестра адвокатов
7. 469485-7 Госдума в итоге обсуждения поправки приняла законопроект второго чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (в части уточнения порядка изменения членства в региональной адвокатской палате, организации и деятельности адвокатского бюро и иных положений Федерального закона)
Документ внесли Члены СФ А.А.Клишас, Л.Н.Бокова; Депутаты ГД А.Б.Выборный, Д.Ф.Вяткин, Н.В.Панков, А.А.Носов, Д.В.Юрков, А.А.Гетта, В.П.Водолацкий, М.Т.Гаджиев, М.В.Романов, К.Г.Слыщенко, И.М.Гусева, П.И.Пимашков, Г.И.Данчикова, М.П.Беспалова (ЕР)
Он принят в первом чтении 10.01.19.
Представил председатель комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
Законопроектом предлагается:
- предусмотреть, что тестирование в рамках квалификационного экзамена на получение статуса адвоката проводится с использованием единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов тестирования. Требования к этой системе устанавливаются советом Федеральной палаты адвокатов (положение вступает в силу с 1 марта 2022 г.);
- расширить перечень оснований приостановления статуса адвоката за счет такого основания, как подача адвокатом заявления о приостановлении статуса по личным обстоятельствам в совет адвокатской палаты субъекта РФ. Статус адвоката, приостановленный по данному основанию, возобновляется по решению совета адвокатской палаты субъекта РФ на основании личного заявления адвоката не ранее чем через 1 год и не позднее чем через 10 лет после принятия решения о приостановлении статуса адвоката;
- предусмотреть, что на адвоката, статус которого приостановлен, распространяется действие кодекса профессиональной этики адвоката;
- предусмотреть, что не вправе быть представителем в суде (за исключением случаев участия в процессе в качестве законного представителя) лицо, статус адвоката которого прекращен по следующим основаниям: вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления; неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем; нарушение адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката; незаконное использование и (или) разглашение информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематическое несоблюдение установленных законодательством РФ требований к адвокатскому запросу (положение вступает в силу с 1 марта 2021 г.);
- предусмотреть возможность обжалования решения совета адвокатской палаты субъекта РФ о прекращении статуса адвоката не только в суд, но и в Федеральную палату адвокатов;
- уменьшить с 5-ти до 3-х лет стаж адвокатской деятельности, который необходим адвокату для учреждения им адвокатского кабинета либо для того, чтобы стать учредителем коллегии адвокатов;
- исключить учредительный договор из числа документов, на основании которых действует коллегия адвокатов (таким документом будет являться только устав коллегии) и предусмотреть, что учредительный договор определяет только порядок совместной деятельности адвокатов по учреждению коллегии и условия передачи ими коллегии своего имущества;
- предусмотреть, что уставом адвокатского бюро может быть предусмотрено образование постоянно действующего коллегиального органа бюро, контролирующего деятельность исполнительных органов бюро и выполняющего иные функции, возложенные на него уставом;
- расширить перечень условий, подлежащих закреплению в партнерском договоре при учреждении адвокатами адвокатского бюро, а также установить, что партнерский договор заключается адвокатами не после учреждения бюро, а до его учреждения;
- расширить перечень оснований прекращения партнерского договора;
- предоставить возможность включения (в соответствии с правилами, установленными советом Федеральной палаты адвокатов) в соглашение об оказании юридической помощи условия о том, что размер выплаты доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи, за исключением юридической помощи по уголовному делу и по делу об административном правонарушении;
- обязать адвокатские палаты субъектов РФ и Федеральную палату адвокатов вести сайты в сети «Интернет» и размещать на них следующую информацию: о годовой финансовой отчетности палаты; о решениях, принятых советом палаты; о сделках палаты, в совершении которых имеется заинтересованность членов совета палаты;
- установить запрет на одновременное занятие одним и тем же лицом должностей члена совета адвокатской палаты субъекта РФ и член квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ;
- предусмотреть исключение из правила о том, что одно и то же лицо не может занимать должность президента адвокатской палаты субъекта РФ или президента Федеральной палаты адвокатов более двух сроков подряд, – такое лицо вновь может занять указанную должность, но только путем избрания, соответственно, на собрании (конференции) адвокатов либо на Всероссийском съезде адвокатов (по общему правилу президента палаты избирает из своего состава совет соответствующей палаты);
- увеличить с 30-ти до 33-х человек максимальное количество членов Совета Федеральной палаты адвокатов;
- установить, что утверждаемый Советом Федеральной палаты адвокатов порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, должен обеспечивать доступ адвокатов к участию в оказании такой помощи независимо от избранной ими формы адвокатского образования и принадлежности к конкретному адвокатскому образованию и предусматривать использование автоматизированной информационной системы, исключающей влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами (положение вступает в силу с 1 марта 2021 г.);
- включить в перечень полномочий Федеральной палаты адвокатов разработку и утверждение стандартов адвокатской профессии, утверждение порядка работы помощника адвоката и порядка прохождения стажировки.
ФЗ вступает в силу с 1 марта 2020 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Второе чтение 357 19 0 12:49

Стенограмма обсуждения
Теперь, пожалуйста, Павел Владимирович, по 7-му пункту. Крашенинников П. В. Да, спасибо.
Мы рассматриваем 7-й вопрос - это второе чтение проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре..." Он был внесён больше года назад, в мае 2018 года, соответственно, мы принимали его в январе 2019 года в первом чтении.
Законопроект вызвал серьёзную дискуссию, особенно потому, что сейчас происходит реформирование судоустройства и судопроизводства и, конечно, совещаний и различных конференций по этому поводу проводилось большое количество, в том числе мы здесь парламентские слушания.
Я хотел бы обратить внимание на некоторые принципиальные изменения, которые проект претерпел ко второму чтению. Ну вы помните, мы тогда, когда рассматривали в первом чтении, говорили о невозможности установления "крепостного права" адвокатов, которые проработали менее пяти лет с тем, чтобы они не могли работать вне своего субъекта, где они таковыми стали.
Дальше у нас большая история, большая дискуссия была по поводу "гонорара успеха". И мы как раз долго говорили и наш комитет говорил о том, что "гонорар успеха" - это, в принципе, правильная вещь, постольку-поскольку очень часто этот гонорар всё равно выдаётся, но выдаётся он серыми схемами, мимо бюджета конкретной адвокатской палаты и, соответственно, бюджета Российской Федерации. И поэтому мы всё-таки договорились о том, что "гонорар успеха" будет. Он сейчас легализован в проекте закона. Есть оговорка, что такой "гонорар успеха" не может быть по уголовным делам и по делам по административным правонарушениям, постольку-поскольку здесь всё-таки немножко другая история.
Дальше здесь ко второму чтению предлагается электронная система сдачи экзаменов. Здесь как раз вот когда предлагалось это "крепостное право", говорилось о том, что разные возможности назначатся адвокатам в разных субъектах Федерации.
Вот сейчас правительство предложило, в частности, Министерству юстиции вот эту электронную систему сдачи экзаменов и как раз вот эта прозрачность обеспечит, всё-таки минимизирует злоупотребления, минимизирует коррупцию.
Также предлагается по лишению статуса адвоката норма, которая, сразу обращаю внимание, постольку-поскольку вопросов достаточно много, она будет вводиться в действие чуть позже, чем сам закон. Ну и также очень важно, что у нас здесь существует дисциплинарный надзор внутри корпорации адвокатской и разделение должностей у тех лиц, которые в этой адвокатской... адвокатском самоуправлении, чтобы они не занимали одни и те же должности, сейчас, к сожалению, это все-таки существует.
Еще раз хочу подчеркнуть, что законопроект ко второму чтению тщательно проработан. Вашему вниманию предлагается 79 поправок. В первой таблице — 26 соответственно поправок и во второй, которая к отклонению — 53
поправки.
Прошу рассмотреть таблицу.
Председательствующий. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок номер 1? Есть.
Включите запись. Покажите список.
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
Гартунг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Прошу вынести на отдельное голосование поправку номер 10. Спасибо.
Председательствующий. 10.
Коллеги, ставится на голосование таблица поправок номер 1, за исключением поправки номер 10. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 42 мин. 32 сек.)
Проголосовало за
347 чел.
77,1 %
Проголосовало против
0 чел.
0,0 %
Воздержалось
0 чел.
0,0 %
Голосовало
347 чел.
Не голосовало
103 чел.
22,9 %
Результат: принято Принимается.
Пожалуйста, по 10-й поправке включите микрофон депутату Гартунгу. Гартунг В. К. Спасибо.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги! Минуточку внимания.
10-я поправка, почему я попросил ее вынести из таблицы принятых, потому что она фактически нарушает несколько статей Конституции.
Дело в том, что в этой поправке идет речь о том, что, если адвокат лишен своего статуса, то дальше ему запрещено быть представителем в судах за плату, то есть, фактически это запрет на профессию. Причем любой гражданин по Конституции, статья номер 34 имеет право на свободное использование своих возможностей.
Мало того, в статье 56 написано, что не подлежат ограничению права граждан, перечисленные в статьях Конституции, в том числе, статья 34, часть первая, то есть как минимум две статьи Конституции нарушаются. Статья 37 нарушается, где право на свободу выбора профессии и распоряжения своими способностями.
То есть фактически любой гражданин имеет право быть представителем в суде, но если он до этого был адвокатом и лишён был этого статуса, то он лишается этого права, конституционного, подчёркиваю. Такое право, ограничение такого права может быть, если есть вступившее в законную силу судебное решение, где чётко написано, как самостоятельная норма наказания, где прописан запрет на профессию. Здесь же предлагается без судебного решения.
Дело в том, что здесь, конечно, перечислен список причин, по которым... оснований, по которым может быть лишён адвокатского статуса, и в том числе судебное решение. Да, ну, наверное, судебное решение можно было бы оставить в этой части, если в нём прямо прописан запрет. Во всех остальных случаях, например, неисполнение там адвокатских обязанностей, нарушение адвокатской этики либо там какие-то другие нарушения, по которым нет судебных решений, лишать человека конституционного права нельзя, будь он адвокатом, кем угодно. Поэтому, коллеги, эту поправку принимать ни в коем случае нельзя. Спасибо.
Председательствующий. Центральная трибуна, пожалуйста.
Крашенинников П. В. Спасибо большое.
Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые коллеги! Я хочу сказать, что у нас также в Конституции указано на то, что граждане имеют право на квалифицированную юридическую помощь. Это первое.
Второе. С 1 октября текущего года у нас прямо говорится о том, что, начиная с субъектового уровня, могут представлять интересы в суде только лица с высшим юридическим образованием. К сожалению, мы знаем огромное количество случаев, когда граждан представляют не специалисты, и это приводит к тому, что, ну, в общем-то, примерно так же, как в медицине, неквалифицированный человек оказывает медицинскую помощь. Поэтому это первое.
Второе. Конечно же, конечно же, если адвокат был лишён статуса адвоката, не по всем причинам, потому что бывают случаи, когда человек просто сам уходит, а именно в силу, условно говоря, каких-то таких порочащих его данных, поэтому как раз вот вы правильно, Валерий Карлович, назвали, здесь только четыре причины, по которым ну в том числе и совершение преступления, нарушение этики, неисполнение надлежащим образом своих обязанностей, и он уволен за это. Подчеркиваю, что если он оттуда ушел по каким-либо основаниям, существуют целые процедуры, и в том числе обжалование этих процедур. И, конечно же, это всё даёт основания говорить о том, что вот в таких случаях этот человек не может с точки зрения представления чьих-то интересов этим заниматься.
При этом если он, допустим, представляет своих детей в качестве законного представителя и так далее или себя, конечно, он может в суде выступать, это совершенно очевидно.
Но здесь есть ещё одна проблема. Проблема заключается в том, что у нас на сегодняшний день надлежащего приличного реестра даже самих адвокатов нет, и уж тем более тех лиц, которые лишены этого статуса.
Поэтому мы предлагаем всё-таки эту норму не сразу вводить в действие. А сам закон вступает в силу с 1 марта 2020 года, мы предлагаем так. А эту норму специально, чтобы ее доработать с точки зрения внутри адвокатских документов, доработать с тем чтобы этот реестр был доступен в первую очередь, конечно же, в суде. И, конечно, мы эту норму предлагаем на год отсрочить. И предлагаем вступление ее в силу в 1 марта 2021 года.
С учетом вот этих всех обстоятельств я полагаю, что данную поправку надо поддержать.
Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин
Председательствующий. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка номер 10 из таблицы номер 1, рекомендуемых к принятию.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 48 мин. 12 сек.)
Проголосовало за 351 чел 78,0%
Проголосовало против 17 чел 3,8 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 368 чел.
Не голосовало 82 чел 18,2 %
Результат: принято
Принимается поправка номер 10.
Коллеги, по таблице поправок номер 2 есть вопросы? 53 поправки. Нет. Ставится на голосование таблица поправок номер 2, предложенная профильным комитетом к отклонению.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 48 мин. 49 сек.)
Проголосовало за 316 чел 70,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 316 чел.
Не голосовало 134 чел 29,8 %
Результат: принято Принимается таблица поправок номер 2.
Уважаемые коллеги, ставится на голосование седьмой вопрос нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Пожалуйста, включите режим голосования. Второе чтение.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (12 час. 49 мин. 27 сек.)
Проголосовало за 357 чел 79,3 %
Проголосовало против 19 чел 4,2 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 376 чел.
Не голосовало 74 чел 16,4 %
Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Коллеги, мы рассмотрели блок законопроектов второго чтения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments