leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Минстрой хочет расселять аварийку в маневренный фонд, а от собственников отделываться компенсацией

Минстрой хочет расселять аварийку в маневренный фонд, а от собственников отделываться компенсацией – правительственный законопроект в первом чтении – Татьяна Костарева Безусловно правительство печется о расселении аварийного жилья Порядок признания домов аварийными урегулирован Должны реагировать органы прокуратуры – Олег Шеин Вы фактически выселяете людей в никуда Выкупная цена ничтожна Два года маневренный фонд лишается права на суд Не перегибы на местах а целенаправленная политика Минстроя – Дмитрий Ионин Реально аварийных домов в стране кратно больше – Николай Арефьев Выкупная стоимость аварийного жилья стоимость гнилых дров – Алексей Куринный Заключение специализированной организации стоит 50-60 тыс собственники не могут муниципалитеты не хотят – Александр Шерин Признавать аварийным не за счет граждан – Хованская Нарушение Конституции О предварительности Маневренный фонд шесть метров на человека Решение КС Стоимость участка компенсация за непроизведенный капремонт входит в выкупную цену Кадастровый учет по периметру минимизация – Наталья Костенко Государственные субсидии покрыть разрыв Границы под аварийными домами не предусмотрены Что будет с людьми по истечении двух лет в манёвренном фонде? Переселение из аварийных домов в блокированную застройку Инструкцией Минстроя такие дома исключил
12. 809009-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда»
Документ внесен правительством 09.10.19.
Представила статс-секретарь – замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Татьяна Костарева.
Зампред комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев.
Законопроектом предусматривается:
- дополнение полномочий органов государственной власти РФ в области жилищных отношений полномочием по определению оснований, порядка и критериев признания многоквартирного дома аварийным, отнесения многоквартирного дома к многоквартирным домам, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70%;
- установление Правительством РФ порядка расчета размера возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное в признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирном доме. Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, также будут иметь право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения такого жилого помещения;
- право органов государственной власти субъекта РФ устанавливать собственникам жилых помещений иные (дополнительные) меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при переселении из аварийного жилья при условии, что жилое помещение в аварийном многоквартирном доме у таких граждан единственное. При этом указанные меры поддержки не будут применяться к гражданам, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- случаи и сроки предоставления маневренного фонда гражданам, выселяемым из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также из многоквартирных домов, снос или реконструкция которых планируется на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительными органами местного самоуправления;
- возможность создания в составе региональной программы капитального ремонта отдельной подпрограммы для многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70%, и (или) многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта РФ. Подпрограмма принимается сроком на 3 года с ежегодной актуализацией, и содержит особенности проведения капитального ремонта в указанных домах. Финансирование проведения работ но капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в подпрограмму, будет осуществляться за счет установленных Жилищным кодексом РФ источников: взносов собственников жилых помещений в таких домах и иных средств, образующих фонд капитального ремонта;
- установление Правительством РФ порядка определения состава работ по домам, включенным в указанною подпрограмму;
- установление в качестве условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда обязательства субъекта РФ не предоставлять земельный участок, освободившийся после сноса расположенного на нем многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, для использования в целях, отличных от целей размещения объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управления, обустройства мест для занятия спортом, физической культурой, пеших прогулок, парков, садов и скверов, размещения жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ или при реализации договора о развитии застроенной территории (т.е. обязательства субъекта РФ не предоставлять не для целевого использования земельные участки под расселенными аварийными домами);
- расширение направлений расходования финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в т.ч. на предоставление собственникам жилья субсидированной льготной ипотеки, создание специализированного (маневренного) жилого фонда, осуществление дополнительных социальных выплат на цели обеспечения жильем собственников жилых помещений, расположенных в подлежащих расселению аварийных домах, предоставление субсидий застройщикам при реализации механизма по развитию застроенных территорий;
- установление Правительством РФ порядка определения размера этапа программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первое чтение 355 0 2 14:36

Стенограмма обсуждения
Пункт 12. Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда".
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря — заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Татьяна Юрьевна Костарева.
Пожалуйста.
Костарева Т. Ю. Уважаемые депутаты!
Законопроект, представляемый вашему вниманию, подготовлен правительством на основании поручения Президента Российской Федерации.
Прежде всего, хотела бы обратить внимание на следующее.
Данный законопроект сохраняет абсолютно все гарантии для переселяемых из аварийного жилья собственников и нанимателей, которые предусмотрены действующим федеральным законодательством.
Изменения, которые предложены в данном законопроекте, заключаются в следующем.
Во-первых, именно в Жилищном кодексе фиксируется компетенция органов власти различных уровней публичной власти в вопросах признания многоквартирных домов аварийными.
Во-вторых, предлагается в состав выкупаемого у собственников имущества учитывать и земельный участок. Сейчас чётко эта позиция в 32-й статье Жилищного кодекса не обозначена.
При этом к компетенции Правительства Российской Федерации предлагается отнести определение порядка выкупной цены именно для аварийного жилищного фонда, поскольку действующий порядок регулирует выкупную цену в пригодных для использования помещениях, а у аварийных есть очевидная специфика.
В-третьих, регионам предоставляется право предоставлять собственникам жилья дополнительные гарантии в форме субсидий. При этом есть, конечно, определённые условия — субсидия предоставляется на одно жилое помещение, если их несколько в аварийном доме, ну а возмещение, конечно же, всегда.
В-четвёртых, тот земельный участок, который освобождается после сноса аварийного дома за счёт средств федерального бюджета, предлагается использовать строго в тех целях, которые определены законом.
Что это за цели?
Это размещение общественных пространств, строительство социальных объектов, строительство жилья за счёт бюджетных средств.
Представляется, что это предложение направлено на исключение мотивации признавать неаварийный дом аварийным в целях освобождения привлекательного земельного участка.
В-пятых, для создания мотивационных механизмов привлечения к проблеме расселения аварийных домов внебюджетных средств предлагается предоставлять инвесторам, которые реализуют проекты развития застроенных территорий, как известно, такие институты у нас есть в градостроительном законодательстве, субсидии для того, чтобы они могли с помощью этой субсидии расселить аварийный многоквартирный дом.
Уважаемые депутаты, данный законопроект прошел уже достаточно широкое публичное обсуждение, в том числе и на прошедших парламентских слушаниях. Замечания к нему имеются и будут рассмотрены в процедуре второго чтения.
Просьба поддержать.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Спасибо, Татьяна Юрьевна, присаживайтесь.
С содокладом выступает Павел Рюрикович Качкаев, заместитель председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
Качкаев П. Р. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Данный законопроект был подготовлен правительством, причем это не первый вариант законопроекта, и мы этот законопроект рассматривали на заседаниях выездного комитета, который был недавно в Ярославле, несколько дней назад провели парламентские слушания.
Достоинством данного законопроекта, чтобы не повторять то, что сказала Татьяна Юрьевна, несомненно, является то, что та система достаточно эффективная и работоспособная, которая существует на протяжении более чем десяти лет и которая регулируется 185-м федеральным законом по расселению аварийного жилья, и вот за десять лет уже в стране расселен целый город-миллионник и порядка, более 16,5 миллиона квадратных метров аварийного жилья, она сохраняется. То есть наниматель получает гарантированно нормальное жилье по... не менее квадратных метров, которые у него были, равнозначное и по количеству комнат, и по площади, а собственник получает выкупную цену и, как уже Татьяна Юрьевна сказала, применительно с земельным участком.
Далее. Вот положительно можно отметить то, что подготовленный...
Вернее, в законопроекте установлены следующие новеллы. Установлены Правительством Российской Федерации критерии в признании многоквартирных домов аварийными, это статья 12 Жилищного кодекса. Также Правительством Российской Федерации должна быть установлена методика расчета выкупной цены, это то, что сегодня у нас нет. У нас некоторые регионы ставят выкупную цену для собственников гораздо в несколько раз ниже, чем фактически стоимость квадратного метра в данном регионе. Также установлено целевое назначение, но это то, что Татьяна Юрьевна сказала, земельного участка и целевые субсидии.
Однако вот те обсуждения, которые прошли у нас на разных площадках с участием комитета и депутатов государственного собрания, имеется ряд замечаний, которые необходимо утвердить, необходимо устранить ко второму чтению.
Ну, первое. Это изъятие помещений для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 35, может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно проектируемого пункта 3, штрих 1 части 2 106 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, допускается переселение, временное переселение в маневренный фонд до завершения расчетов, но не более чем на два года, что вызывает двусмысленной трактовки данного пункта и ставит под сомнение соответствие Конституции Российской Федерации.
Комитет предлагает, что необходимо привести данную позицию в соответствие с пунктом 6 статьи 32 Жилищного кодекса, которая сегодня действует. А уточнение по количеству, по срокам расселения нужно переносить в нормативно-правовой акт. Также поправкой 185 в федеральный закон исключается возможность выбора собственника жилого помещения, которая сегодня прописана в части 8 статьи 32. То есть собственнику по соглашению сторон можно было получать жилые помещения по равнозначному или равноценному обмену с зачетом выкупной цены в стоимость получаемого жилого помещения.
Третье. В законопроект, там вносится изменения в статью 108, 168-ю, прошу прощения, Жилищного кодекса Российской Федерации, по созданию отдельной подпрограммы по капитальному ремонту тех домов, в которых износ основных конструктивных элементов, которых более 70 процентов.
Этот пункт также требует уточнения. И комитет предлагает сделать общий для всех субъектов принцип формирования вот этих вот подпрограмм с тем, чтобы не нарушались основные программы регионального капитального ремонта.
Также необходимо нам понимать, что за методика будет установлена по расчёту стоимости выкупной и по формированию земельного участка? А так в целом комитет поддерживает законопроект в первом чтении, также поддерживает большинство субъектов Российской Федерации. И предлагается принять законопроект в первом чтении и принять постановление, которое комитет подготовил по итогам парламентских слушаний.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Павел Рюрикович. Вопросы есть.
Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Черкасов Кирилл Игоревич. Черкасов К. И., фракция ЛДПР.
Спасибо, Иван Иванович.
Вопрос к докладчику. Татьяна Юрьевна, подскажите, пожалуйста, а вы когда начнёте контролировать регионы вот в этом вопросе в целом? Потому что, когда мы приезжаем на территорию, приходим к жителям по их просьбе, то в эти дома невозможно зайти, люди в признанном аварийном жилье живут более 10-15 лет.
И когда мы разговаривали с муниципалитетами или с министром, вот, например, в Кировской области Минстрой возглавляет господин Бондарчук, они завалили и 2017-й, и 2018 год и сейчас 2019-й заваливают.
То есть дома до сих пор не сдаются, подрядчиков найти не могут, а заказчик вообще не управляет ситуацией. И денег, к сожалению, выделяется не так много даже для того, чтобы навести хотя бы какой-то порядок или люди понимали какую-то перспективу, когда они смогут решить свои проблемы?
То есть закон хороший, но когда вы наведёте порядок и начнёте контролировать регионы и выполнение тех обязательств, которые сегодня финансирует фактически федеральный бюджет?
Костарева Т. Ю. Спасибо за вопрос, Кирилл Игоревич.
Отвечаю. Значит, в части контроля, вы знаете, контроль есть, у нас для этого с вами создан Фонд содействия развитию жилищного строительства, отдельный специальный федеральный закон, который регулирует его деятельность и данные реализации программ за прошлые годы, когда мы с вами более 99 процентов планов уже выполнили, они говорят о том, что системный контроль присутствует. Да, возможно, в некоторых регионах есть какие-то отклонения, давайте вместе с этими регионами, что называется, разбираться вручную.
Что касается перспектив расселения. Очень хороший вопрос.
Мы с вами в этом году, в том году приняли национальный проект, согласно которому есть четкое понимание, какой аварийный фонд на какую дату признанный и когда, будет расселен. Каждый год для реализации национального проекта установлены количественные показатели для каждого региона по расселению аварийного жилищного фонда и мы эти показатели будем контролировать и естественно выполнять.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Плетнева Тамара Васильевна.
Плетнева Т. В. Уважаемая Татьяна Юрьевна!
Уже мой вопрос частично озвучил депутат Черкасов, мне бы хотелось только продолжить.
Мало того, что вы говорите в некоторых регионах, да, это везде не выполняется до конца это решение о выселении из аварийного жилья. Но, чтобы получить вот эту вот бумажку, что это жилье аварийное, это еще сложнее. Будут на всякие ухищрения идти, что это еще терпимо, что это, вообще, надо отремонтировать, и ремонтировать не ремонтируют, и аварийным не считают.
Вот скажите, есть ли вы, вообще, какие-то наказания той комиссии или кто за это должен отвечать, вообще? Ко мне на прием ну постоянно приходят с этим люди.
Костарева Т. Ю. Конечно, порядок признания многоквартирных домов аварийными отрегулирован, постановление правительства номер 47 от 201 1 года этот порядок содержит. Все мы с вами знаем, что формируются в каждом органе власти комиссии, которые уполномочены рассматривать соответствующие документы и принимать решение о признании того или иного дома многоквартирным. Если этого не происходит и есть понимание, что здесь какая-то такая необъективная ситуация, то, конечно, реагировать на эту ситуацию должны, прежде всего, органы прокуратуры, как органы, осуществляющие надзор за исполнением по всей стране федерального законодательства. Давайте, будем смотреть конкретные случаи. Спасибо.
Председательствующий. Центральную трибуну включите, пожалуйста.
Качкаев П. Р. Можно очень коротко.
Коллеги, вот те вопросы, которые сейчас были заданы, здесь речь же не идёт о невыполнении. На сегодня у нас последняя программа, которая действовала с 2008 по 2014 год, она выполнена на 99,9 процента, не расселено всего порядка 60 тысяч квадратных метров жилья. Речь о том, что наши регионы не признают жильё аварийными. Поэтому сегодня, Тамара Васильевна, поэтому сегодня в законопроекте чётко прописано, что Правительство Российской Федерации установит критерии признания домов аварийными, это раз.
Второе. Вот та подпрограмма, про которую я сказал, и которая, пока ещё мы сути не видим, что будет в неё внесено, но она должна работать на восстановление тех домов, которые находятся между аварийными и требующими капитального ремонта, с тем, чтобы они не переходили в аварийные, а доводить конструктивные элементы до нормативного состояния, вот о чём идёт речь.
Председательствующий. Спасибо.
Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Иван Иванович.
Татьяна Юрьевна, в сельской местности переселять некуда. Денег нет на строительство новых жилых домов. Многие получили бы деньги и сами могли бы построить, но сумма ничтожно мала.
Скажите, пожалуйста, не рассматривается ли правительством проводить существенную оценку на том регионе, в котором находится это жильё, и выделять достойную сумму, чтобы люди могли купить или построить себе жильё? Спасибо.
Костарева Т. Ю. Спасибо за вопрос.
Как раз законопроект, который вы сегодня обсуждаете, и направлен на, в том числе, решение тех проблем, которые обозначаете вы.
Ещё раз отмечу, что в национальном проекте предусмотрена сумма софинансирования из федерального бюджета на переселение многоквартирных аварийных домов. И замечу, что, в отличие от ранее действовавших программ, предполагающих почти равными долями софинансирование решения этой проблемы из федерального и регионального бюджетов, в национальном проекте основная нагрузка перенесена на федеральный бюджет.
Председательствующий. Спасибо.
Андрейченко Андрей Валерьевич.
Андрейченко А. В. Спасибо.
Татьяна Юрьевна, у меня вопрос тоже к вам, ну и практически в продолжение ранее задаваемых вопросов.
Вы сказали, одним из ваших тезисов было, что будет субсидирование застройщиков, которые будут помогать государству реализовывать столь важную задачу. Хотелось бы уточнить, из каких бюджетов это будет субсидироваться? То есть не перекладываем ли мы, к сожалению, в очередной раз федеральным законом это на местные бюджеты? Ну и, вообще, какие институты будут в этом участвовать? И как это будет осуществляться? Потому что сейчас у застройщиков на местах, как раз там, где много аварийного жилья, проблем на самом деле очень много. Потому что эскроу счета, банки кредиты не дают. И часто застройщиков либо нет, либо они сейчас на местах в маленьких городах находятся. Проблемы состояния. А городов таких много. Вот у меня в Приморье есть город Партизанск. Раньше уголь добывали, ну, думаю, тут коллеги много таких городов тоже назовут, сейчас, соответственно, уголь не добывают, город находится в плачевном состоянии. Ряд домов просто под землю уходит, потому что шахты, понятно, были в свое время затоплены.
То есть там очень много, например. А застройщиков там практически нет. Спасибо.
Костарева Т. Ю. Вопрос, что касается источника финансирования. Это те средства, которые предусмотрены в национальном проекте, и оператором по которым будет являться Фонд развития жилищного строительства. Это не перенос данной помощи на уровень региональных или местных бюджетов.
Что касается процедуры. Хотела бы сразу обратить внимание, что речь идет только о тех застройщиках, которые реализуют предусмотренный Градостроительным кодексом институт развития застроенных территорий. Статья 46.1 Градостроительного кодекса.
Этот институт предусматривает по взаимной договоренности с органами местного самоуправления определение площадок, на которых находятся аварийные многоквартирные дома, с обязательством органа местного самоуправления предоставить земельный участок такому инвестору бесплатно, и обязательствами инвестора расселить те многоквартирные аварийные дома, которые будут находиться на этом земельном участке.
Если инвестор, застройщик, участвует в этом механизме, он может претендовать на небольшое софинансирование со стороны государства расселения аварийных многоквартирных домов.
Председательствующий. Спасибо.
Ламейкин Дмитрий Викторович.
Ламейкин Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Иван Иванович! Уважаемая Татьяна Юрьевна, Павел Рюрикович в своем выступлении абсолютно обосновано поднял вопрос соответствия ряда положений законопроекта статье 35 Конституции Российской Федерации.
И в этой связи у меня тоже возникает вопрос. Правильно ли я понимаю, что законопроектом предполагается, что в случае, если у собственника, чье жилое помещение подлежит сносу, имеется в собственности еще жилое помещение, то он лишится права на обеспечение его жильем?
Костарева Т. Ю. Спасибо за вопрос.
Отвечаю. У нас с вами в жилищном законодательстве в качестве базовой гарантии собственникам предусмотрено возмещение за изымаемое жилое помещение, конечно, если такой собственник не имеет другого пригодного (подчеркну) пригодного для проживания жилого помещения, государство будет помогать ему решать его жилищную проблему.
Если у такого собственника есть другое жилье, то, на наш взгляд, данному собственнику необходимо только предоставить возмещение за изымаемое у него жилое помещение.
Председательствующий. Центральную трибуну включите.
Качкаев П. Р. Я чуть-чуть поясню, что комитет имел r виду по 35 статье Конституции.
Ну, первое, сегодня в данном законопроекте почему-то исчезла форма, если по соглашению сторон собственник отказывается от возмещения, а хочет приобрести жилье, то вот сумма возмещения как бы засчитывается покупка этого жилья. То есть мы это восстанавливаем.
И второе. Сегодня в Жилищном кодексе есть статья 32 пункт 6, по-моему, где четко сказано, что равноценное предварительное возмещение, это в соответствии с Конституцией, а проецируемой статьей, по-моему, 106-й или 95-й устанавливается срок там на временное проживание два года.
Вот мы считаем, что два года это как бы... не более чем два года в статье 106. Вот "не более чем два года" нужно убирать и приводить в соответствие с существующей нормой пункта 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая полностью соответствует 35 статье Конституции.
Председательствующий. Спасибо.
Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Частично комитет ответил на мой вопрос, но тем не менее, а есть ли у нас Маневренный фонд, могли бы вы ответить, сколько, в каких объемах в 82 субъектах?
И вторая часть вопроса. Вот вы там предполагаете исключать из уже утверждённых программ капитального строительства жильё, износ которого за 70 процентов и создавать новые подпрограммы. Не считаете ли вы, что вы таким решением в законе можете парализовать вообще программу выполнения капитального ремонта? Спасибо.
Костарева Т. Ю. Николай Васильевич, спасибо за вопрос.
Можно, я ещё предварительно прокомментирую то, что сказал Павел Рюрикович буквально в двух словах?
Уважаемые депутаты, уважаемый Павел Рюрикович! Естественно, в нашем государстве всегда действует принцип предварительного и равноценного возмещения за изымаемое помещение или любой объект собственности. Эти позиции незыблемы, и никоим образом законопроект не корректирует эти нормы положения. Если в каких-то статьях есть непонимание, как чётко это всё прописано, мы, конечно, всё это ко второму чтению поправим. Но базовый принцип, уверяю вас, правительство всегда сохранит. И вы другого просто не допустите варианта.
Что касается вопроса второго в части Маневренного фонда. Да, Маневренный фонд есть не везде, но он имеет место быть, поскольку он очень необходим для решения тех проблем, которые возникают в муниципалитетах: погорельцы, ещё какая-то ситуация. Его объём - это другой вопрос, это финансовые возможности региона, финансовые возможности муниципалитета.
Но тем не менее для жизни, для практической жизни такой, конечно, Маневренный фонд необходим.
Что касается программ капитального ремонта. Уважаемые депутаты, обращаю ваше внимание, что мы абсолютно не предлагаем в обязательном и императивном порядке корректировать программы капитального ремонта. Мы говорим о возможности, которая будет у региона, и регион сможет ею воспользоваться как дополнительной опцией, выделяя такие дома в отдельную подпрограмму капитального ремонта.
И практика реализации этих программ, и наверняка вы это тоже знаете, в ряде регионов уже подтверждает наличие таких региональных подпрограмм, то есть практика уже выявляет необходимость их формирования. Давайте дадим такую дополнительную возможность нашим регионам. Спасибо.
Председательствующий. Центральную трибуну, пожалуйста.
Качкаев П. Р. Николай Васильевич, буквально два слова по Маневренному фон ду. Мы в проекте постановления прописываем отдельным пунктом о том, что Маневренный фонд может использоваться только... Должен использоваться только для тех жилых помещений, которые грозят обрушением и прямую угрозу жизни граждан, то есть не для всех. Это первое.
Второе. Что касается вот подпрограмм по капитальному ремонту, также прописываем, вернее ставим вопрос, там сказано "иных", за счет фондов капитального ремонта и иных источников финансирования.
Источники финансирования должны быть прописаны более четко, потому что сегодня мы все понимаем, что ... в минимальную стоимость капитального ремонта мы не вложимся, те, которые установлены субъектами Российской Федерации.
Председательствующий. Спасибо.
Шеин Олег Васильевич.
Шеин О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Два вопроса, Татьяна Юрьевна.
Первый. Касательно расширения действующей программы и исходя из того, что Генеральная прокуратура выявляет массовые факты уклонения местных органов власти от признания жилья аварийным. В частности, вы знаете, в Астраханской области в заявке к вам было указано 40 тысяч квадратов, первая же проверка показала, что реально речь идет про 90 тысяч квадратных метров аварийной площади.
И второй вопрос, кроме расширения программы, по всей стране есть обращения людей, довольно массовые, о том, что при реализации вашей программы сноса аварийного фонда вы людей фактически выселяете в никуда, под открытое небо, поскольку размер выкупной цены не является достаточным.
Пример Зеленодольска. 11 тысяч рублей за квадрат при рыночной цене в 40 тысяч.
У меня в Астрахани была на приеме женщина, 88 лет, неделю назад, выкупная цена 15 тысяч рублей за квадратный метр при рыночной стоимости 45. Она в какие суды пойдет?
Почему вы как ведомство выступаете против права людей на выбор между выкупной ценой и получением иного жилья эквивалентной площади?
Спасибо.
Костарева Т. Ю. Да, спасибо за вопрос.
В части вопроса о том, что объем аварийного жилфонда, фактический, да, превышает тот, который мы видим по документам.
Вы знаете, вот на сегодняшний день ведь национальный проект и рассчитан на то, чтобы такой аварийный фонд расселять, потому что нежелание органов власти признавать дом аварийным, не исключаю, что обусловлено отсутствием у них финансирования на такое расселение. И наша с вами задача в рамках национального проекта и того законопроекта, который вы рассматриваете сегодня, как раз таки и создать необходимую финансовую основу для принятия таких решений.
Я уже обращала ваше внимание, и считаю это очень важным, что в национальном проекте основная нагрузка на расселение аварийного жилищного фонда перенесена на федеральный бюджет, понимая, что региональные и местные бюджеты - не всегда им эта задача посильна.
Что касается стоимости, по которой осуществляются расчёты с теми собственниками, которые переселяются из аварийного жилья.
В вашем примере 11 тысяч, эта практика региона, она не подтверждается той расчётной стоимостью квадратного метра, который фигурирует в расчётах, повторюсь, между федеральным и региональным бюджетами. В этих расчётах присутствует стоимость квадратного метра, которая утверждается Минстроем. И на сегодняшний день, анализируя практику регионов и обращений регионов, мы работаем с ними, в том числе, и по пересмотру этой методики.
Что касается того: выступаем мы против или не против права на выбор между возмещением и между жилым помещением, я бы хотела обратить внимание, как я уже говорила в своём выступлении, что базовые условия Жилищного кодекса, которые фигурируют сейчас, а именно возмещение, а в случае соглашения с органами местного самоуправления это жилое помещение, оно остаётся и никоим образом законопроектом не корректируется. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В., фракция КПРФ.
Татьяна Юрьевна, возвращаясь к вопросу непризнания реально являющихся аварийными домов.
В соответствии с 47-м постановлением действующим там необходимо заключение специализированной организации, весьма дорогостоящее, которое должны оплатить собственники. Чаще всего именно это является препятствием для признания дома аварийным и, соответственно, для сглаживания картины.
Что изменится с принятием этого законопроекта, потому что порядок изменяется?
И второй вопрос. Подпрограмма вот эта вот, скажем так, по сильно изношенным домам, она как будет вязаться с основной программой, их будут в первую очередь выносить для ремонта, каким образом будут финансировать?
Потому что существующая практика сегодня выглядит так, я имею в виду в моей родной Ульяновской области. Дом. Подошла его очередь. Рассчитали, там стоимость ремонта, например, 10 миллионов, а за 30 лет по минимальному взносу они собирают 5, они эту сумму разбрасывают на 30 лет дополнительно, увеличивают взнос на капитальный ремонт и жители самых маленьких, самых бедных домов платят за капитальный ремонт не пять шестьдесят, как для всех домов в Ульяновской области, а 30 рублей за квадратный метр, 40 рублей за квадратный метр. И эта практика, к сожалению, вашими жилищными инспекторами признана правомерной.
Костарева Т. Ю. Алексей Владимирович, в части первого вопроса.
Да, действительно, такой документ предусматривается постановлением 47, но ведь это база для того, чтобы принимать решение о том, является дом аварийным или нет. Какова его стоимость, ну давайте смотреть, но без этого документа мы с вами вряд ли примем профессиональное, разумное и соответствующее законодательству решение.
Что мы предлагаем на сегодняшний день? При сохранении базовых установок 47-го постановления правительством рассматривается вопрос об уточнении критериев признания аварийных домов... прошу прощения, многоквартирных домов аварийными. Цель этих поправок - очень четко разграничить все случаи и фактическое состояние дома, которое дает не право, а которое обязывает органы власти принять решение о его аварийности. Это в части изменений, проектируемых в 47-е постановление, если вами будет рассмотрен и поддержан данный законопроект.
В части программ капитального ремонта мы предлагаем такие дома, которые имеют износ более 70 процентов, дать возможность регионам структурировать, выделять в отдельную подпрограмму, источником финансирования будет являться тот же самый источник - это средства, аккумулируемые на капитальный ремонт. В чем логика такого выделения? Она в том, что у регионов будет право отремонтировать тот конструктивный элемент данного дома, а мы прописываем в законопроекте, о каких конструктивных элементах идет речь (фундамент, крыша), который более всего на данный момент нуждается в капитальном ремонте именно этого дома.
Из зала. (Не слышно.)
Костарева Т. Ю. Нет, практика повышения взноса, я уже комментировала на предыдущем заседании пленарном о том, что никоим образом законопроект не касается и не создает никаких предпосылок для увеличения взносов на капитальный ремонт. Это не соответствует действительности. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. Алимова О. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к Татьяне Юрьевне.
Вот смотрите, законопроектом предлагается переход к новому, особому порядку определения размера возмещения за изымаемое имущество, который будет определяться Правительством Российской Федерации. Довольно много законов, которые должны потом были подкрепиться постановлением правительства. Они либо с опозданием, либо вообще забываются.
Значит, есть ли уже этот, что за порядок, разработан ли, и находится ли он уже... или в стадии разработки? Если этого пока нет, то, мне кажется, для того чтобы было справедливо, всё-таки порядок возмещения за изымаемое имущество надо определять непосредственно законом.
И судя по ответам, которые вот сейчас уже прозвучали, получается, что действительно мы признаем, регион региону рознь. У одних нет маневренного фонда, у других нет возможности финансировать по той цене, реальной для приобретения жилья, кто-то не хочет признавать аварийным и так далее.
Не получится ли так, что мы законом право-то даем, только как его реализовать? И у каждого гражданина Российской Федерации, право у всех есть, а реализовать его могут только в двух, трех регионах.
Костарева Т. Ю. Ольга Николаевна, спасибо за вопрос.
Что касается подзаконного акта, есть в хорошей степени готовности, в высокой. Я обещаю, что мы вам внесем его на рассмотрение для того, чтобы у вас не было никаких вопросов, и вы представляли целостное правовое регулирование данных правоотношений. Мы, конечно, вам его представим.
Что касается второго вопроса, абсолютно вы правы. Любому праву, которое есть у человека, должна корреспондировать обязанность органа власти это право обеспечить. И я еще раз обращусь к тому же своему постулату, к тому же своему выводу о том, что сегодня в национальном проекте мы как раз и предусматриваем основную финансовую нагрузку на федеральный бюджет для того, чтобы реализовать эти программы с финансированием, которое будет отдано регионам и муниципалитетам. У нас процент софинансирования по многим регионам 99 к одному.
Председательствующий. Спасибо.

продолжение стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7007295.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments