leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

обжалование не остановит исполнение предписания антимонопольного органа органу власти

В случае обжалования исполнение предписания антимонопольного органа органу власти не приостанавливается – принят законопроект первого чтения о – Алексей Веллер ФАС внимательнее следить за своими региональными отделениями – Николай Арефьев ФАС внесла ликвидацию ГУП и МУП с предписанием органам власти сегодня лишаете права на судебную защиту
16. 778269-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 52 Федерального закона «О защите конкуренции» (в части исполнения предписаний антимонопольного органа, выданных органам государственной власти (органам местного самоуправления)
Документ внесен правительством 17.08.19.
Представил замруководителя ФАС Сергей Пузыревский.
Член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Алексей Веллер.
Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).
Первое чтение 350 2 0 15:47

Стенограмма обсуждения
Пункт 16. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции".
Доклад официального представителя Правительства заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергея Анатольевича Пузыревского. Пожалуйста.
Пузыревский С. А. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты!
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции" также разработан Правительством Российской Федерации во исполнение национального плана развития конкуренции и основной задачей имеет как раз сокращение антимонопольных правонарушений, но уже со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Национальным планом развития конкуренции правительству поручено принять меры по исключению возможностей приостановления действия решений и предписания антимонопольных органов в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления за исключением тех случаев, когда такие приостановления вводятся судебным актом.
Так, законопроект предусматривает исключение из общего правила о приостановлении действия и предписания при их судебном обжаловании. В случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа в производство Арбитражного Суда, исполнение предписания, которое выдано органу власти или органу местного самоуправления не приостанавливается и подлежит исполнению. При этом орган власти или, значит, орган местного самоуправления может перед судом ходатайствовать о приостановлении исполнения предписания.
Хочу сказать, что этот законопроект разрабатывается, в том числе, в связи с ключевым показателем национального плана развития конкуренции, где президент поручил к 2020 году в 2 раза сократить количество антимонопольных нарушений со стороны органов власти и органов местного самоуправления.
Хочу сказать, что наша статистика свидетельствует, что из всех антимонопольных правонарушений почти половина этих нарушений совершается действиями органов власти и органами местного самоуправления. В 2017 году таких нарушений в общем количестве было почти 45 процентов, значит, в 2018 году количество таких правонарушений было порядка 48 процентов, и это говорит о том, что здесь, в данном случае, ситуация достаточно тревожная.
Статистика также антимонопольных органов свидетельствует, что большинство предписаний антимонопольных органов, выдаваемых органом власти, органом местного самоуправления в дальнейшем подтверждаются судами.
Вот 2018 год, выдано 568 предписаний в отношении органов власти, органов местного самоуправления. Меньше половины обжаловано в суде, 212 предписаний обжаловано в суде, и только 4 предписания признаны недействительными. То есть, 568 предписаний выдано, 4 — признаны недействительными.
Но проходит год, пока предписание начнёт исполняться, и на рынке уже нет и того предпринимателя, и ситуация совершенно уже невосстановимая. То есть, если там было антимонопольное правонарушение, обратно вернуть уже практически невозможно.
Законопроект не противоречит положениям договора о Евразийском экономическом союзе. Принятие законопроекта не повлечёт изменения в финансовых обязательствах государства, не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт бюджета, и принятие законопроекта обеспечит повышение эффективности механизмов пресечения антимонопольных нарушений со стороны органов власти. Прошу, уважаемые депутаты, поддержать принятие этого законопроекта. Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Алексея Борисовича Веллера, пожалуйста.
Веллер А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции". Отмечает следующее.
Статья 52 закона "О защите конкуренции" регламентирует порядок обжалования решения и предписания антимонопольного органа, в частности, частью 2 установлено, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству Арбитражного Суда, исполнение предписания приостанавливается до дня вступления в силу решения суда.
Законопроектом предлагается сделать исключение, как сказал докладчик, из общего порядка, при котором исполнение предписания не будет приостанавливаться, если оно выдано органу государственной власти или органу местного самоуправления в случае, если иное не предусмотрено судебным актом.
По мнению разработчиков законопроекта, изложенному в пояснительной записке, необходимость внесения законодательной инициативы вызвана высокой долей антиконкурентных нарушений именно со стороны органов власти, как только что, опять же, сказал Сергей Анатольевич, почти половина общего количества антимонопольных дел и предупреждений.
Ори этом приостановление предписания на этапе обжалования создает предпосылки к невозможности оперативного устранения выявленных нарушений. В рамках предварительного обсуждения законопроекта высказывалось мнение, которое я, кстати, лично тоже разделяю, что принятие такой нормы ставит органы власти в неравное положение с иными участниками конкурентного рынка.
При обращении в суд, правда, любая сторона вправе заявить ходатайство о применении меры обеспечения, в том числе, в виде приостановления действия обжалованного акта. При этом исполнение обжалованных предписаний может привести к нарушению прав третьих лиц в рамках судебного разбирательства.
Однако представленные в пояснительной записке данные свидетельствуют о том, что менее трети выданных предписаний в отношении органов госвласти оспариваются в суде, а действительно статистика показывает, что признаются судом недействительными лишь в единичных случаях. При этом с точки зрения возможного вреда общественным отношениям в случае затягивания исполнения предписания и органами госвласти или органами местного самоуправления, в силу своего публично-правового статуса предлагаемое законопроектом ограничение представляется в полной мере оправданным.
Как уже было сказано, данная мера входит в состав мероприятий национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного указом президента.
С учетом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции".
Но ещё" бы хотелось сказать буквально два слова. При обсуждении предыдущего вопроса звучало мнение коллег о том, что в одном из регионов Федеральная антимонопольная служба действует, как правило, в пользу органов власти, органов местного самоуправления, ущемляя, по мнению коллеги, малых предпринимателей, бизнес.
Я шесть лет работал руководителем органа местного самоуправления в другом регионе, и, по моему мнению, в этом регионе Федеральная антимонопольная служба значительно больше внимания уделяет как раз органам государственной власти и органам местного самоуправления, в основном, вынося предписания в отношении них.
Поэтому, наверное, практика у Федеральной антимонопольной службы в разных регионах разная. И вот к мнению, которое звучало сегодня здесь, я бы просил, наверное, и предложил бы Федеральной антимонопольной службе, ну, все-таки повнимательней смотреть за своими региональными подразделениями, уж больно там по-разному трактуются многие вопросы.
А, как я уже сказал от имени комитета, комитет предлагает принять данный законопроект в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, есть ли вопросы?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И. Благодарю.
Сергей Анатольевич, вновь к вам вопрос. Те изменения, которые предлагается внести в закон, однозначно поставят органы госвласти и органы местного самоуправления в неравное положение, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
А всегда ли правомерны предписания антимонопольных органов? Не получим ли мы здесь, наряду с пользой, еще и вред?
Спасибо.
Пузыревский С. А. Уважаемый Николай Иванович, спасибо большое за ваш вопрос.
Опасения действительно нужно внимательно оценить. Хочу сказать, что я давал статистику по 2018 году. 568 предписаний в отношении органов власти органам местного самоуправления выдано, 212 оспорено в суде, четыре — отменено, из 568 четыре.
Какие последствия? Вот неравное положение с хозяйствующими субъектами, да, хозяйствующие субъекты самые опасные монополисты, у них больше всего рыночной власти, они могут влиять на цену товара, навязывать невыгодные условия и так далее.
Но, когда речь идет об органах государственной власти, они наделены еще и государственной властью в этом отношении, да, политической властью, которая может закрывать товарные рынки, убирать с товарных рынков определенных хозяйствующих субъектов и вернуть уже невозможно.
У нас есть случаи, когда при неправильном распределении субсидий для сельскохозяйственных предприятий, половина предприятий остается без этих субсидий. Мы можем год судиться, но через год уже это никому не нужно будет.
И поэтому последствия для товарных рынков очень серьезные.
Я уверен, что принятие этого законопроекта, оно не блокирует возможность приостановки предписания судом, то есть можно в суд ходатайствовать.
Но тем не менее заставляет исполнять предписание более быстро и более строго. И в этом отношении для сохранения конкуренции это будет благо. Председательствующий. Нилов Ярослав Евгеньевич.
Нилов Я. Е., председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.
Уважаемый Сергей Анатольевич, продолжая тему, о чём говорил содокладчик от комитета, защищая конкуренцию, скажите, пожалуйста, после того, как те нормы, которые вы предлагаете, вступят в силу, такая ситуация, которая творится на улицах городов в отдельно взятых регионах, когда вводятся зоны платных парковок, но для отдельных коммерческих структур эта зона платной парковки является почему-то бесплатной, вот эту ситуацию можно будет поправить?
Это будет являться нарушением антимонопольного законодательства или и сегодня это является нарушением антимонопольного законодательства, когда отдельным коммерческим структурам предоставляют такое преимущественное право - бесплатно пользоваться парковкой? При этом с автомобилистов взимают приличную плату как с частных лиц, так и с юридических лиц. Что касается государственных структур, то у нас отдельно в законе прописаны те государственные структуры, кто имеет право на бесплатную парковку. Спасибо.
Пузыревский С. А. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, хочу сказать, что у нас в антимонопольном законодательстве есть ряд требований, которые предъявляются к органам власти и органам местного самоуправления. Среди таких требований, в общем-то, есть требование запрета создания дискриминационных условий. То, о чём вы говорите, содержит такие признаки. И нужно разобраться в том смысле, кто принимал такое решение, посмотреть действительно на наличие разного подхода и отреагировать, если есть признаки нарушения антимонопольных мер.
Но принятие закона в этом случае не позволит отсрочить исполнение такого решения.
Председательствующий. Арефьев Николай Васильевич.
Арефьев Н. В. Спасибо.
Сергей Анатольевич, вам вопрос. Вот недавно ваше агентство внесло в Государственную Думу закон о ликвидации государственных и муниципальных предприятий, причём по предписанию ФАС органы власти должны их немедленно преобразовать либо ликвидировать. Но, правда, тогда оставалась ещё судебная защита оспаривания этого вопроса.
Сегодня вы органы власти лишаете этой судебной защиты, и ваше предписание вступает в силу непосредственно в день вручения.
Таким образом, вы ставите под угрозу ликвидацию всех унитарных государственных и муниципальных предприятий. Чем они вам навредили? И не станет ли это инструментом ну угрозы для развития муниципальных и государственных предприятий, которые необходимы для социальных нужд?
Пузыревский С. А. Уважаемый Николай Васильевич, спасибо большое за Ваш вопрос.
Хочу сказать, что мы провели большую дискуссию по поводу запрета создания унитарных предприятий, подчеркну, на конкурентных рынках, и сохранения унитарных предприятий в сферах естественных монополий, в районах Крайнего Севера, в труднодоступных территориях и так далее.
Сейчас законопроект этот готовится ко второму чтению, дискуссии продолжаются, в процессе этих дискуссий будет ряд поправок, и соответственно, полного запрета унитарных предприятий не произойдет.
Что касается вопроса о том, как будет реализовываться законопроект о приостановлении, неприостановлении вернее предписаний, в том числе для темы, которая связана с унитарными предприятиями, я хочу сказать, что там прописана определенная последовательность.
Сначала выдается предупреждение органу власти, устанавливается срок на проведение процедур. Этот срок может составлять до одного года примерно, да?
Затем, если это не исполнено предупреждение, возбуждается антимонопольное дело. Антимонопольное дело, по результатам которого может быть выдано предписание.
Вот это предписание по смыслу, если законопроект будет поддержан, оно подлежит исполнению в установленный срок. Срок должен быть разумный. Опять-таки, за один день преобразовать унитарное предприятие невозможно, поэтому в зависимости оттого, какой это рынок, шесть месяцев - год, да? И если предписание не исполнено, в этом отношении его можно сразу же обжаловать, да, значит, или обжаловать в течение трех месяцев с момента принятия.
В этом случае у органа власти не теряется право судебной защиты. Он идет в суд, он не согласен с этим, и если он ходатайствует перед судом о приостановлении, суд такое решение может принять. И эта норма также есть в законопроекте.
Поэтому говорить о том, что орган власти лишается судебной защиты, неправильно. Право судебной защиты, безусловно, сохранено. И возможность приостановления, но в судебном порядке, тоже остается.
Но если суд не удовлетворил, значит нужно предписание будет исполнить.
Председательствующий. Центральную трибуну включите. Веллер А. Б. Я бы хотел добавить тоже пару слов.
Как я уже сказал в ходе доклада, я тоже в определенной степени считаю, что, конечно, органам госвласти, органам местного самоуправления создают дополнительные проблемы, но что меня примиряет с текстом законопроекта, вот хочу повториться, то, что, заявляя исковые требования в суд, любая сторона может потребовать обеспечительных мер. И если вопрос, я надеюсь, будет неоднозначный и трактовать его суд будет неоднозначно в пользу Федеральной антимонопольный службы, то судебная власть будет на всякий случай такие иски удовлетворять, обеспечительную меру накладывать и, собственно говоря, у органов государственной и муниципальной власти будет оставаться право защитить свои права в суде.
Вот это хотелось бы добавить.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Докладчик? Содокладчик? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции" (пункт 16).
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 47 мин. 27 сек.)
Проголосовало за 350 чел 77,8 %
Проголосовало против 2 чел 0,4 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 352 чел.
Не голосовало 98 чел 21,8 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 13:07: Ольга Любимова обиделась на Владимира Бекетова за упрек в поддержке Минкультом антироссийских фильмо https://t.co/jTnIVMNihq…

  • Мои твиты

    Пн, 14:16: ОНФ предлагает сделать техосмотр добровольным и добавить к тарифным факторам ОСАГО https://t.co/OeGGnsbymA Пн, 14:34: Сергей…

  • Мои твиты

    Вс, 17:15: Андрей Исаев: Избиратели ждут, что депутаты зафиксируют обязательства, взятые перед выборами https://t.co/OKzdR9rqhL Пн,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments