8. 802503-7 Госдума без обсуждения приняла законопроект второго чтения «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
Документ внесен правительством
Он принят в первом чтении 23.10.19.
Представил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Законопроектом предусматривается:
Доходы: в 2020 году – 20 379,4 млрд. руб. (18,1% ВВП), в 2021 году – 21 246,5 млрд. руб. (17,7% ВВП) и в 2022 году – 22 058,3 млрд. руб. (17,2% ВВП), в т.ч. прогнозируемый объем нефтегазовых доходов в 2020 году составит 7 472,2 млрд. руб. (6,6% ВВП), в 2021 году – 7 679,4 млрд. руб. (6,4% ВВП), в 2022 году – 7 730,6 млрд. руб. (6,0% ВВП).
Расходы: в 2020 году – 19 503,3 млрд. руб. (17,3% ВВП), в 2021 году – 20 634 млрд. руб. (17,1% ВВП), в 2022 году – 21 763,3 млрд. руб. (16,9% ВВП).
Профицит федерального бюджета: в 2020 году 876,05 млрд. руб. (0,8% ВВП); в 2021 году 612,5 млрд. руб. (0,5% ВВП); в 2022 году 295, 0 млрд. руб. (0,2% ВВП).
Объем ВВП: в 2020 году – 112 863 млрд. руб. (рост на 1,7%), в 2021 году – 120 364 млрд. руб. (рост на 3,1%); в 2022 году – 128 508 млрд. руб. (рост 3,2%).
Верхний предел государственного внутреннего долга: на 01.01.2021 г. – 12 981, 3 млрд. руб.; на 01.01.2022 г. – 14 643,7 млрд. руб.; на 01.01.2023 г. – 16 619,3 млрд. руб.
Верхний предел государственного внешнего долга: на 01.01.2021 г. – 64,4 млрд. дол. США (56,4 млрд. евро); на 01.01.2022 г. – 67,6 млрд. дол. США (57,8 млрд. евро); на 01.01.2023 г. – 68,9 млрд. дол. США (57,4 млрд. евро).
Уровень инфляции: в 2020 году – 3,0%; в 2021 году – 4,0 %; в 2022 году – 4,0%.
Предельный объем Фонда развития: на 2020 год – 585 млрд. руб., на 2021 год – 585 млрд. руб. и на 2022 год – 585 млрд. руб. (Фонд развития формируется, начиная с федерального бюджета на 2019 год; средства Фонда будут направляться на финансовое обеспечение мероприятий государственных программ РФ; норма действует до 31.12.2024 включительно).
Объем Фонда национального благосостояния (прогноз, на начало года): в 2020 году – 8 172,0 млрд. руб. (7,2% ВВП); в 2021 году – 11 059,5 млрд. руб. (9,2% ВВП); в 2021 году – 13 658,0 млрд. руб. (10,6% ВВП).
Функциональная структура расходов (млрд. руб.):
Наименование разделов 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
Всего, в том числе: 15 231,4 16 233,0 16 802,5 17 305,6
1. Общегосударственные вопросы 1 326,4 1 457,4 1 543,4 1 586,5
2. Национальная оборона 987,2 1 054,7 1 076,2 1 098,1
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 412,2 1 485,7 1 517,9 1 565,6
4. Национальная экономика 2 588 2 539,9 2 749,4 3 143,2
5. Жилищно-коммунальное хозяйство 268,1 257,6 305,1 400,0
6. Охрана окружающей среды 199,9 343,8 412,8 442,7
7. Образование 836,4 887,5 927,7 886,5
8. Культура, кинематография 127,6 144,2 133, 6 124,5
9. Здравоохранение 653,2 996,0 942,5 951,7
10. Социальная политика 4 892,9 4 990,4 5 024,6 4 809,2
11. Физическая культура и спорт 64,4 74,5 63,1 64,5
12. Средства массовой информации 79,1 94,3 73,5 73,2
13. Обслуживание государственного и муниципального долга 819,0 897,0 1 037,0 1 155,7
14. Межбюджетные трансферты 1 017,3 1 010,2 995,6 1 004,0
Основными приоритетами расходов федерального бюджета являются:
Выполнение социальных обязательств государства:
- ежегодная индексация с 1 февраля публичных нормативных обязательств и иных обязательств, подлежащих индексации, на уровень инфляции предшествующего года: в 2020 году – на 3,8%, в 2021 году – на 3,0% и в 2022 году – на 4%;
- ежегодная индексация с 1 октября размера оплаты труда и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на прогнозный уровень инфляции: в 2020 году – на 3,0%, в 2021 году – на 4,0% и в 2022 году – на 4,0%;
- ежегодная индексация с 1 сентября стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов на уровень инфляции: в 2020 году – на 3,0%, в 2021 году – на 4,0% и в 2022 году – на 4,0%;
Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств составит: на 2020 год – 819,9 млрд. руб., на 2021 год – 851,6 млрд. руб. и на 2022 год – 616,2 млрд. руб.
Финансовое обеспечение развития пенсионной системы составит: 3 107,6 млрд. руб. – в 2020 г., 3 079,5 млрд. руб. – в 2021 г., 2 800,4 млрд. руб. – в 2022 г. В целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2020 году составит 2 398,7 млрд. руб. (в 2021 г. – 2 339,1 млрд. руб., в 2022 г. – 2 308,4 млрд. руб.), из них: на пенсионное обеспечение – 2 398,7 млрд. руб. (в 2021 г. – 2 339,1 млрд. руб., в 2022 г. – 2 308,4 млрд. руб.); на социальное обеспечение населения – 517,2 млрд. руб. (в 2021 г. – 539,5 млрд. руб., в 2022 г. – 573,0 млрд. руб.);
на выплату материнского (семейного) капитала – 316,4 млрд. руб. (в 2021 г. – 329,2 млрд. руб., в 2022 г. – 299,6 млрд. руб.).
В 2019 г. размер материнского (семейного) капитала составит 466 617,0 руб. (+13 591,0 руб.), величина прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ – 9 311 руб. (+465 руб.), размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, – 288 410,0 руб. (+8 400,3 руб.).
Предусмотрен межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования РФ на социальное обеспечение населения в 2020 году 48,2 млрд. руб. (в 2021 г. – 48,9 млрд. руб., в 2022 г. 49,6 млрд. руб.).
Предусмотрен межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2020 году – 246,7 млрд. руб. (в 2021 году – 272,2 млрд. руб., в 2022 году – 273 млрд. руб.).
Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» предусмотрено утверждение и реализация 12 национальных проектов, включающих более 70 федеральных проектов.
На реализацию 20 федеральных целевых программ направляется в 2020 году – 372,3 млрд. руб., в 2021 году – 277,3 млрд. руб., в 2022 году – 278,2 млрд. руб.
В части государственных программ РФ (ГП) (всего 44 программы) предусмотрено выделение, в т.ч.: – по ГП «Развитие здравоохранения» – 847,5 млрд. руб. в 2020 г., 787,6 млрд. руб. в 2021 г., 788,1 млрд. руб. в 2022 г.; – по ГП «Развитие образования» – 214,1 млрд. руб. в 2020 г.,220,3 млрд. руб. в 2021 г., 172,8 млрд. руб. в 2022 г.; – по ГП «Социальная поддержка граждан» – 1 465,0 млрд. руб. в 2020 г.,1 510,8 млрд. руб. в 2021 г., 1 549,8 млрд. руб. в 2022 г.; – по ГП развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия – 283,6 млрд. руб. в 2020 г.,291,2 млрд. руб. в 2021 г., 327,3 млрд. руб. в 2022 г.; – по ГП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» – 102,7 млрд. руб. в 2020 г.,84,6 млрд. руб. в 2021 г., 91,4 млрд. руб. в 2022 г.;
Поддержка инновационного и инвестиционного развития:
На инновационное развитие и модернизацию экономики планируется выделить: в 2020 году – 3 585,1 млрд. руб., в 2021 году – 3 900,0 млрд. руб., в 2022 году – 4 366,7 млрд. руб. На реализацию подпрограммы «Инвестиционный климат» (ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика») в 2019-2021 годах – 5,1 млрд. руб. ежегодно. На реализацию ГП «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предусмотрено выделение: в 2020 году – 484,5 млрд. руб., в 2021 году – 540,4 млрд. руб., в 2022 году – 629,0 млрд. руб. На научные исследования и разработки гражданского назначения предусматривается: в 2020 г. – 505,6 млрд. руб., в 2021 г. – 518,9 млрд. руб., в 2022 г. – 540,6 млрд. руб.
Предусматривается выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ: в 2020 г. – 2 552,4 млрд. руб., в 2021 г. – 2 566,4 млрд. руб., в 2022 г. – 2 482,9 млрд. руб., в т.ч.:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: в 2020 году – 717,9 млрд. руб., в 2021 г. – 730,8 млрд. руб., в 2022 г. – 743,5 млрд. руб.;
-субсидии на реализацию программы «Земский доктор»: в 2020 г. – 6, 6 млрд. руб., в 2021 г. – 6,6 млрд. руб., в 2022 г. – 6,6 млрд. руб.
- субсидии на реализацию программы «Земский учитель»: в 2020 году – 1,7 млрд. руб., в 2021 г. – 1,2 млрд. руб., в 2022 г. – 1,2 млрд. руб.;
- субсидии на развитие паллиативной медицинской помощи: в 2020-2022 г. – 4,1 млрд. руб. ежегодно;
-субсидии на новое строительство или реконструкцию детских больниц (корпусов): в 2020 г. – 11,6 млрд. руб., в 2021 г. – 10,6 млрд. руб., в 2022 г. – 17,3 млрд. руб.
- субсидии на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам РФ высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования: в 2020-2022 г. – 6,2 млрд. руб. ежегодно;
- субсидии на выплату региональных социальных доплат к пенсии: в 2020 г. – 29,6 млрд. рублей, в 2021 году – 28,9 млрд. рублей, в 2022 году – 28,0 млрд. руб.;
- субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений: в 2020-2022 годах – 7,7 млрд. руб. ежегодно;
- субсидии на стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов РФ: в 2020 г. – 26,4 млрд. руб., в 2021 г. – 28,2 млрд. руб., в 2022 году – 31,7 млрд. руб.;
- субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения: в 2020 г. – 6,4 млрд. руб., в 2021 г. – 26,6 млрд. руб., в 2022 г. – 39,0 млрд. руб.;
- субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ: в 2020 г. – 18,7 млрд. руб., в 2021 г. – 9,7 млрд. руб., в 2022 г. – 26,0 млрд. руб.;
- субсидии на поддержку сельского хозяйства: в 2020 – 73,5 млрд. руб., в 2021 – 68,1 млрд. руб., в 2022 – 77,6 млрд. руб.
- субсидия НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» в 2020 г. – 160 995,4 тыс. руб.;
- субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям в 2020 г. – 1 434,7 млн. руб. (в т.ч.20,0 млн. руб. Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей РФ (Всероссийское театральное общество)», 14,0 млн. руб. Благотворительному фонду поддержки деятелей искусства «Артист»; 33,3 млн. руб. на НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»; 31,5 млн. рую. на Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений»), в 2021 г. – 1 221,2 млн. руб. в 2022 г. – 1 204,9 млн. руб.;
Предусматриваются также ассигнования:
- на создание и оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов в 2020 г. – 2,0 млрд. руб.;
- на совершенствование системы пунктов пропуска, создание благоприятных условий для перемещения через государственную границу грузов и пересечения ее физическими лицами в 2020 г. – 3,9 млрд. руб., в 2021 г. – 3,0 млрд. руб., в 2022 г. – 2,0 млрд. руб.;
- взнос в уставный капитал АО «ДОМ.РФ» в 2020 г. – 1,3 млрд. руб.
Предусматриваются бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) из федерального бюджета: в 2020 году – 0,97 млрд. руб. (14,7 млн. долл. США), в 2021 году – 2,1 млрд. руб. (31,7 млн. долл. США) (данные средства планируется направить на строительство и эксплуатацию части транспортного коридора, соединяющего автомобильные дороги федерального значения М–5 «Урал» и М–7 «Волга»). Предоставление бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов в 2022 году не планируется.
Плата за пользование бюджетными кредитами на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) в 2020 г. составит 0,1% годовых.
Правительство РФ вправе в 2020 году принять решение о приобретении дополнительных инвестиционных паев Российского Фонда Прямых Инвестиций в случае снижения объема денежных средств, составляющих чистые активы Фонда ниже 30 млрд. руб.
Предусматривается возможность в ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году из резервного фонда Правительства РФ предоставлять субсидии бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мероприятий программы содействия созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях и иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение реализации мероприятий по созданию в субъектах РФ дополнительных мест для детей в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования (в объемах не менее остатков не использованных в 2019 году указанных субсидий).
Правительство РФ в 2020 году вправе направить в уставный капитал ОАО «РЖД» до 20 млрд. руб. (при поступлении в федеральный бюджет в указанном объеме субсидии из бюджета г. Москвы в целях реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учетом организации диаметральных маршрутов).
Правительство РФ вправе при продлении в 2020 году периода погашения реструктурированных в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» обязательств (задолженности) субъектов РФ перед РФ по бюджетным кредитам, предоставленным для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов РФ, предусмотреть следующий порядок погашения задолженности по основному долгу и начисленным за фактический срок пользования бюджетным кредитом на дату реструктуризации задолженности процентам: в 2020 – 2024 годах – в размере 5% суммы задолженности ежегодно, в 2025 – 2029 годах – ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности, – с возможностью ее досрочного погашения. При этом средства бюджета субъекта РФ, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта РФ перед РФ по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом РФ бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством РФ. В случае невыполнения субъектом РФ этой обязанности задолженность субъекта РФ перед РФ по бюджетным кредитам подлежит досрочному возврату в федеральный бюджет в соответствии с графиками погашения задолженности, предусмотренными дополнительными соглашениями к соглашениям о предоставлении бюджету субъекта РФ из федерального бюджета бюджетных кредитов до дня вступления в силу настоящего ФЗ. Правительство РФ вправе списать задолженность субъекта РФ перед РФ по бюджетным кредитам в объеме фактического поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации указанных выше новых инвестиционных проектов.
В 2020 году публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» вправе использовать для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства – многоквартирных домов средства неиспользованных имущественных взносов РФ в указанную компанию, предоставленных в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на указанные цели.
Второе чтение 356 57 1 16:01
Стенограмма пленарное заседание ГД 19.11.19 бюджет-2020 во втором чтении:
- часть 1 https://leo-mosk.livejournal.com/7015649.html
- часть 2 https://leo-mosk.livejournal.com/7017420.html
- часть 3 https://leo-mosk.livejournal.com/7017479.html
- часть 4 https://leo-mosk.livejournal.com/7017830.html