leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Константин Бахарев призвал поддержать законопроект первого чтения «О виноградарстве и виноделии в РФ

Константин Бахарев призвал поддержать законопроект первого чтения «О виноградарстве и виноделии в РФ»
В попытках дать отрасли виноградарства и виноделия базовый закон, которого она не имела более ста лет (с 1914 года), его авторы (а это коллеги, представляющие ведущие винодельческие регионы нашей страны) прошли большой путь.
Была подготовлена не одна редакция законопроекта, включая ту, которую Государственная Дума отклонила в октябре в третьем чтении.
С 2016 года на федеральных и региональных площадках регулярно шли обсуждения того, каким должен быть закон, с представителями профессионального сообщества виноградарей и виноделов, науки, общественности. В частности, совсем недавно, 26 октября, мы обсуждали этот вопрос на всероссийском форуме виноградарей и виноделов в Ялте.
Весь этот период дискуссии по ключевым положениям законопроекта и механизму его реализации велись также с представителями федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию государственной политики в данной сфере.
На эту работу ушло три года, но результат того стоил, если считать результатом представленный сегодня вашему вниманию доработанный вариант проекта федерального закона.
После состоявшегося обсуждения не вижу смысла повторять уже сказанное, но, аргументируя позицию нашей фракции, хочу сделать акцент на ключевых новеллах документа, которые отличают его от предыдущих редакций и формируют его концепцию.
Эта концепция направлена на решение двух приоритетных задач: обеспечить устойчивое развитие российского виноградарства и виноделия, а также защитить право потребителей на безопасность отечественной винодельческой продукции.
Ведь о чём чаще всего просят виноградари и виноделы: чтобы российское вино было действительно российским, а содержимое бутылки соответствовало тому, что указано на этикетке. В этом же заинтересованы и российские потребители – они хотят быть уверенными в том, что, покупая крымское вино или вино Кубани, на самом деле получали напиток, изготовленный из местного винограда, а не из виноматериала, завезённого с другого конца света, как это зачастую сегодня происходит.
Именно для этого мы предлагаем впервые ввести в законодательство термин «вино России» и зафиксировать в его определении, что таковым может считаться только вино, полностью (на 100 процентов) произведённое из винограда, выращенного в Российской Федерации.
О чём ещё нас просят виноградари и виноделы? Чтобы государственная поддержка оказывалась не предпринимателям, которые завозят в Россию импортные виноматериалы (у них и без того, как правило, всё хорошо с экономикой), а производителям, которые вкладывают деньги в лозу, выращивают виноград и делают из него российское вино, как в прошлом
и позапрошлом веках это делали Лев Голицын и его последователи.
И мы впервые фиксируем в законе, что государственная и муниципальная поддержка осуществляется только в отношении тех субъектов виноградарства и виноделия, которые производят свою продукцию из винограда, выращенного на территории нашей страны.
Российские виноградари и виноделы просят нас расширить виды государственной поддержки, и законом это предусмотрено.
В нём впервые появляются такие меры как применение особых налоговых режимов, предоставление льгот по уплате земельного налога для виноградников, бюджетные субсидии виноградарям и виноделам на возмещение затрат по уплате процентов по банковским кредитам, а также проведение закупочных и товарных интервенций на рынке продукции виноградарства и виноделия.
Это помимо безвозмездных безвозвратных субсидий из бюджета, которые, напомню, мы с вами в сентябре прописали в Бюджетном кодексе как отдельный целевой вид государственной поддержки виноградарям и виноделам. Кстати, перечень направлений, по которым осуществляется субсидирование, в законопроекте расширен: помимо высадки винограда и раскорчёвки непродуктивных виноградников, теперь государство будет компенсировать субъектам виноградарства и виноделия расходы на организацию виноградных питомников, приобретение посадочного материала, обновление основных средств, развитие производства, научно-исследовательскую деятельность.
Названные мною меры поддержки должны стать эффективным инструментом достижения заявленных в тексте законопроекта целей государственной политики в отрасли: повышение качества продукции российского виноградарства и виноделия, рост количества субъектов виноградарства и виноделия в нашей стране, увеличение площадей виноградных насаждений и так далее.
Для защиты прав потребителей на безопасность отечественной винодельческой продукции принципиально важным является наличие
в тексте закона определений контрафактной, недоброкачественной и фальсифицированной винодельческой продукции.
С контрафактом и фальсификатом всё более-менее ясно: это, когда на этикетке в качестве производителя указана, к примеру, «Массандра», а в действительности розлив осуществляется в какой-нибудь подпольной винодельне за тысячу километров от Крымского полуострова. Это поле деятельности для правоохранительных органов.
Что касается недоброкачественной винодельческой продукции, то таковой предлагается считать продукцию, изготовленную с нарушением технологических правил производства, которые также описаны в тексте законопроекта. К перечню запрещённых технологических приёмов производства вина отнесены, в частности, добавление воды и сахара, ароматизация, корректировка цвета.
Такая продукция не может называться вином, она должна маркироваться как виноградосодержащий напиток, чтобы не вводить в заблуждение потребителей. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня в торговых сетях такие напитки мирно соседствуют на полках с вином, а покупатель далеко не всегда способен отличить одно от другого.
Поэтому в законе мы предлагаем установить жёсткие требования к этикетке, а кроме того – продавать виноградосодержащие напитки отдельно от вина, указывая при этом в местах продаж, что данная продукция не является вином.
И наоборот, для привлечения внимания покупателей продажу российских вин предлагается сопровождать надписью «ВИНО РОССИИ».
Говоря о направлениях дальнейшей работы над документом в рамках его подготовки ко второму чтению, соглашусь с коллегами, которые считают, что главным из них является обеспечение поддержки малым и средним формам хозяйствования – то, что во всём мире принято называть «гаражным виноделием», хотя мне больше нравится определение «фермерское виноделие».
Сегодня, по оценкам Всероссийского союза виноградарей и виноделов, доля малых и средних форм хозяйствования составляет менее 5% отрасли. На начало этого года РАР выдал лишь 19 фермерских лицензий.
Для сравнения: в Австрии более десяти тысяч фермерских лицензий в отрасли виноградарства и виноделия, доля этого сегмента составляет 60%, а доля местного вина на внутреннем рынке – более 85%.
Это напрямую связанные вещи: фермеры, как правило, работают на местном винограде, они не завозят импортные виноматериалы, как многие крупные производители, которые испытывают нехватку в отечественном сырье. Поэтому их поддержка со стороны государства приведет не только к росту объемов производства в отрасли, но и к увеличению доли российского вина на внутреннем рынке.
Неслучайно в апреле этого года после посещения Крыма Президент дал поручение Правительству Российской Федерации (цитирую): «принять меры, направленные на обеспечение системной поддержки отечественных виноградарских хозяйств и производителей винодельческой продукции, произведенной из винограда, выращенного на территории Российской Федерации (в том числе в Республике Крым и г. Севастополе),
в первую очередь относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства».
Выполняя поручение Президента, мы вместе с коллегами из Правительства подготовили соответствующие изменения в 171-й федеральный закон
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которые Государственная Дума приняла во втором чтении в июле этого года.
В числе мер поддержки «фермерского» виноделия, предусмотренных этим документом, предложен новый упрощенный порядок лицензирования производства винодельческой продукции для крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, в том числе:
- закрытый список оснований для отказа в выдачи лицензии (это важно, поскольку большое число нормативно-правовых актов и внутренних инструкций привели к тому, что небольшие винодельни, у которых свои виноградники, годами бьются за получение лицензий, а если и получают, то, по их словам, зачастую это зависит от благосклонности и адекватности проверяющего);
- закрытый список объектов лицензионного контроля;
- получение федеральных специальных марок в упрощенном порядке;
- возможность использования производственного оборудования, принадлежащего на праве пользования, а не в собственности (важно для виноградарских хозяйств, не имеющих виноделен);
- возможность получения лицензии, предусматривающей право реализации продукции в розницу в местах её производства без необходимости получения отдельной розничной лицензии (это существенно сокращает затраты, имеет большое значение для развития винного туризма и полностью соответствует зарубежной практике);
- увеличение срока действия лицензии с 5 до 15 лет;
- увеличение лимита производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями винодельческой продукции с 5 тысяч до 15 тысяч декалитров в год;
- снятие запрета на производство крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями вин категории с защищённым географическим указанием и с защищённым наименованием места происхождения;
- снятие запрета на получении субъектами малого и среднего предпринимательства, которые производят винодельческую продукцию из российского винограда, финансовой поддержки, предусмотренной 209-м Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Сегодня мы вернули проект с изменениями в 171-й федеральный закон к процедуре второго чтения. Теперь необходимо синхронизировать дальнейшую работу по его доработке с подготовкой ко второму чтению законопроекта «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», чтобы оба закона после принятия стали эффективным инструментом развития отрасли, всех её сегментов – как крупных производителей, так и мелких.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments