leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

СФ принял закон по обязательной маркировке людей-иноагентов

СФ принял закон по обязательной маркировке людей-иноагентов – Клишас Базовый закон действует два года Много спекуляций За два года всего 10 организаций иноагентов – Людмила Нарусова Если человек перепечатывает из вражеских источников и не получает вознаграждения Если человек хочет предупредить об угрозе как радиационное заражение ему надо бежать регистрироваться в Минюст? – Клишас Мне кажется вы не понимаете смысл закона
32. 345523-7 СФ в итоге обсуждения принял закон «О внесении изменений в Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части уточнения порядка распространения информации)
Председатель комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас
155 1 0

Из стенограммы 469-го пленарного заседания СФ 25.11.19
Тридцать второй вопрос – о Федеральном законе «О внесении изменений в Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Андрей Александрович Клишас, пожалуйста.
А.А. Клишас. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются поправки – Федеральный закон «О внесении изменений в Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Я почему повторяю специально название? Потому что обращаю внимание, что все те нормы, о которых мы сейчас будем говорить, распространяются именно на данную сферу правоотношений, то есть в первую очередь ограничены предметом регулирования данного закона.
Проект закона был внесен членами Совета Федерации, в частности, Людмилой Николаевной Боковой, Борисом Александровичем Невзоровым, мной и группой депутатов Государственной Думы.
Вы можете обратить внимание на то, что проект закона достаточно долго пролежал в Государственной Думе. Это связано, в общем-то, с тем, что базовый закон по иностранным агентам мы с вами приняли в 2017 году, по-моему, 25 ноября. Прошло ровно два года с момента, как работает этот закон.
Данные положения, которые предлагаются вашему вниманию, предусматривают возможность признания физического лица СМИ-иноагентом в случае, если оно распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные и иные материалы, а также получает финансирование из иностранных источников. СМИ-иноагентом могут быть признаны российское юридическое лицо, учрежденное СМИ-иноагентом, а также лица-посредники, распространяющие названные материалы, если такие материалы созданы СМИ-иноагентом.
Согласно предлагаемым изменениям распространение на территории России предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов СМИ-иноагента должно осуществляться учрежденным им российским юридическим лицом. Я специально обращаю на это внимание, потому что ряд комментариев говорил о том, что законодатель не имеет права обязать создать юридическое лицо. Это совершенно не так. Во многих сферах регулирования есть именно обязанность создания юридического лица для ведения определенных видов деятельности, например банковской деятельности – не только юридическое лицо нужно создать, но и специальную лицензию получить. Это вопрос публичного права, а не вопрос гражданского права.
Такая информация подлежит обязательной маркировке. Здесь полная аналогия с тем законом по иностранным агентам, который уже действует. И данная норма сформулирована, как я сказал, по аналогии и с действующими требованиями по маркировке информации, которая распространяется НКО – иностранными агентами.
Закон предусматривает возможность ограничения доступа к информационному ресурсу СМИ-иноагента или информационному ресурсу российского юридического лица, учрежденного таким иностранным СМИ, в случае нарушения установленного порядка деятельности.
Решения о признании СМИ-иноагентом будут иметь исключительный характер. Специальная процедура описана. Требуется совместное решение Министерства юстиции и Министерства иностранных дел. Опять же есть достаточно много спекуляций на эту тему. Я скажу, что данное решение может быть обжаловано в соответствии с правилами, предусмотренными Кодексом административного судопроизводства. И никаких специальных каждый раз оговорок в законе о том, что это может быть обжаловано, не требуется. Обжалование идет в общем порядке.
Поэтому, уважаемые коллеги, я вас прошу этот закон поддержать.
Ну и так для сведения. У нас были такие сообщения, что сейчас у нас физических лиц – иностранных агентов появятся буквально тысячи или более того. Я вам хочу сказать, что за два года действия закона в реестре Министерства юстиции всего 10 организаций – иностранных агентов зафиксировано на сегодняшний день. Всего 10.
Уважаемые коллеги, прошу поддержать.
Председательствующий. Благодарю Вас, Андрей Александрович.
Есть вопрос. Людмила Борисовна Нарусова, пожалуйста.
Л.Б. Нарусова. Я не буду задавать все вопросы, потому что частично мы обсуждали вчера это на заседании комитета. Сегодня, готовясь к заседанию, я еще раз все внимательно прочитала, вопросов возникло еще больше, но задам только несколько.
Андрей Александрович! В законе написано, что, если человек распространил из вражеских средств массовой информации информацию и получил за это денежное вознаграждение, он иностранным агентом должен быть. А если не получил?
А.А. Клишас. Если он не получает, значит, нет.
Л.Б. Нарусова. То не получает.
Но, понимаете, ведь бывают ситуации, когда… Достоинство любой информации – это быстрота, информативность и достоверность.
По-моему, единственный критерий, по которому может оцениваться сообщение средств массовой информации, – это достоверность (об этом мы вчера говорили), то есть источник достоверный или недостоверный. И любой, кто распространяет, должен… (микрофон отключен) …убедиться в достоверности.
Валентина Ивановна, еще минуту.
Председательствующий. Включите микрофон.
Завершайте, Людмила Борисовна, пожалуйста.
Л.Б. Нарусова. Ответственность за недостоверное распространение у нас уже предусмотрена другими законодательными актами. А вот если оперативная информация… Допустим, из того же вражеского источника (потому что отечественные умалчивают) есть сообщение о радиоактивной опасности – скажем, как это недавно было по Северодвинску. И человек это перепечатывает, желая предупредить, обеспечить безопасность людей, чтобы были приняты необходимые меры. Он что, для этого должен сначала бежать в Минюст, регистрироваться как иностранный агент (а по закону этот срок – месяц)? Потом эта информация уже не будет иметь никакого смысла. Почему нельзя оговорить о достоверности информации?
Председательствующий. Пожалуйста, Андрей Александрович.
Л.Б. Нарусова. Такое впечатление, что мы хотим скорее запугать штрафами иностранных агентов, и более ничего.
Кроме того… (Микрофон отключен.)
Валентина Ивановна, извините, но не могу не сказать, это уже выступление…
Председательствующий. Людмила Борисовна, Вы уже два регламента перебрали.
Л.Б. Нарусова. (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон.
Пожалуйста, завершайте.
Л.Б. Нарусова. (Микрофон отключен.) …мы с вами должны быть на ее страже.
Статья 29 (часть 4): каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом, кроме государственной тайны.
Председательствующий. Пожалуйста, Андрей Александрович, отвечайте.
А.А. Клишас. Наконец-то.
Уважаемая Людмила Борисовна! Мне кажется, Вы не понимаете смысла указанного закона. Давайте я Вам опишу, как это работает.
Каждый в соответствии с Конституцией РФ имеет право свободно искать, распространять информацию. Этот закон никак его в этом не ограничивает. Он может ее публиковать, репостить либо создавать самостоятельно. При этом если будет установлено, что он делает это в интересах иностранного лица и получает финансирование, Министерство юстиции внесет его в определенный перечень физических лиц – иностранных агентов. Это никак ему опять же не мешает искать и распространять информацию.
Далее у него возникнет обязанность, для того чтобы распространять эту информацию в последующем, создать соответствующее юридическое лицо и маркировать эту информацию – любую, которую он найдет, так, как это укажет Министерство юстиции. Где здесь ограничения конституционных прав?
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, еще вопросы? Нет вопросов.
Присаживайтесь.
Желающих выступить нет.
Прошу подготовиться к голосованию за одобрение Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Прошу, коллеги, голосовать.
Результаты голосования (14 час. 37 мин. 57 сек.)
За 155 чел. 91,2%
Против 1 чел. 0,6%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 156 чел.
Не голосовало 14 чел.
Решение: принято
Кстати, не объявила, что с нами был Вадим Алексеевич Субботин, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Вадим Алексеевич, легко отделались. Я Вас не объявила, а Вам могли тоже вопросы задавать. Спасибо за участие.
А.А. Клишас. Валентина Ивановна, конечно, мониторинг, мы поддерживаем…
Председательствующий. И второе, Андрей Александрович сказал, – дать протокольное поручение комитету осуществлять мониторинг реализации этого закона и в случае каких-то нарушений либо избыточной практики применения реагировать, если нужно, внести дополнения и уточнения.
Коллеги, нет возражений против такого дополнения? Нет. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments