leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

СФ принял закон о бюджете-2020 - окончание стенограммы

СФ принял закон о бюджете-2020
6. 802503-7 СФ в итоге обсуждения принял закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
7. Одновременно принято постановление «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания РФ по исполнению Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

окончание стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/7027285.html

Председательствующий. Антон Германович, спасибо.
Присаживайтесь, пожалуйста.
Мы послушаем Алексея Леонидовича Кудрина и затем перейдем к вопросам.
Алексей Леонидович, пожалуйста, Вам слово.
А.Л. Кудрин. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Мы рассматриваем закон о бюджете на три года.
Как я уже отмечал, здесь есть и положительные стороны. Конечно, тот факт, что ненефтегазовый дефицит у нас уже 6 и меньше процентов (и он сохраняется на протяжении трех лет) – это фундаментальный фактор повышения устойчивости всей финансовой системы страны, особенно если могут быть дополнительные внешние и внутренние вызовы. Для финансовой системы – это, конечно, фактор, который цементирует нашу финансовую систему и обеспечивает своевременное выполнение обязательств.
Также хочу сказать, что в целом расходы увеличились и в процентах к ВВП и на некоторые ключевые такие направление, как образование, здравоохранение, национальные проекты. Вместе с тем понятно, что в трехлетке на второй и третий годы у нас некоторые средства зарезервированы, в том числе условно распределенные расходы, и получается, что и общие расходы у нас снижаются впоследствии с 17,3 до 16,9 процента, так и на отдельные направления, пока мы видим, в трехлетке они несколько снижаются.
В целом за три года структура расходов не меняется, и расходы на образование, здравоохранение, инфраструктуру практически в процентах к ВВП не меняются.
Я неоднократно это говорил, потому что стимулировать экономический рост можно только увеличивая расходы прежде всего на человеческий капитал и инновационные направления, плюс еще на инфраструктуру, которая необходима и недофинансирована. И структурные изменения в бюджете должны способствовать накапливанию роста, что, на мой взгляд, не происходит.
Отмечу, что в бюджете, например, действие программы материнского капитала утверждено до 2021 года. После 2021 года пока она не существует, поэтому расходы не запланированы и требуется принятие решений по дальнейшим расходам.
По детскому пособию принято, на мой взгляд, положительное решение, увеличивающее пособия для детей, особенно бедных, адресно. Это очень хороший шаг.
На детей-сирот деньги почти не увеличиваются, поэтому проблема пока остается в таком подвешенном состоянии. Мы знаем, что она пока в целом ресурсами субъектов РФ, к сожалению, не решается. Но мы будем продолжать мониторить эту проблему.
Как я сказал, к прогнозу есть тоже вопросы. Темп экономического роста в 2020 году 1,7 процента планируется, что меньше, чем ранее когда-то планировалось, но уже в 2021 году – 3,1 процента. На мой взгляд, такой скачок будет трудно обеспечить, мы об этом не раз говорили. Например, такие расходы, как поступления от приватизации, запланированы на все три года в размере 18,5 млрд рублей. Такого я не помню – чтобы такие низкие расходы были. При том что правительство говорит: мы здесь будем и программу принимать, и увеличивать масштабы приватизации. Но я считаю, что тогда такой план должен был бы быть представлен вместе с проектом бюджета, поскольку здесь, безусловно, не только финансовый фактор составляющий, но это влияние на экономику, на ее структуру. Поэтому мы хотим внести соответствующее предложение, чтобы план по приватизации вносился вместе с бюджетом.
В принципе у нас нет принципиальных замечаний к прогнозу доходов, мы о них подробно в нашем заключении сказали.
Помните, год назад у нас был такой фонд – фонд развития? Он в Бюджетный кодекс даже был внесен. Но в течение почти двух лет никаких операций, ничего с этим фондом не происходило. Сейчас предлагаем исключить его из Бюджетного кодекса – инструмент не заработал.
Мы считаем, что надо помогать регионам более качественно планировать свои расходы на очередной год, так что приветствуем те поправки, которые определили срок распределения иных межбюджетных трансфертов, срок заключения соглашений с регионами не позднее 1 января, как сейчас сказал Антон Германович. Также мы на это неоднократно обращали внимание.
Как всегда, опять затрону ФАИП. В 2020 году на реализацию ФАИП предусмотрено 849 млрд рублей. В трехлетку включаются 382 объекта… прошу прощения, 382 объекта, не готовых к началу строительства. То есть предполагается, что в течение трех лет будут подготовлены соответствующие документы и материалы. На них планируется уже в следующем году 120 млрд рублей, поэтому они пока заблокированы. Из этих 382 объектов только 75 новых, 307 – это ранее включенные, которые перетекают из года в год, хотя, повторяю, они включаются без достаточных оснований, они становятся основанием блокирования денег, так зачастую эти деньги и остаются заблокированными, причем там и детские учреждения, и медицинские учреждения, и дороги – очень важные объекты.
Общая сумма трансфертов регионам в следующем году составит 2 564 миллиарда. Мы здесь подтверждаем те слова, которые были сказаны: очень много запланировано на национальные проекты, они – приоритет в федеральном бюджете, из них почти треть, то есть 754 миллиарда, – на нацпроекты, и это на 144 миллиарда больше, чем в этом году. Например, другая статья – дотации регионам на выравнивание – рост только на 43 миллиарда. Поэтому при общем увеличении трансферта у нас увеличиваются те деньги, которые связаны для субъектов РФ, что послужило мне основанием говорить все время, что такого рода увеличение помощи, которое связывает субъекты РФ (но на нацпроекты нужно изыскать еще свои собственные ресурсы – как правило, чуть ли не в таком же объеме), конечно, существенно искажает бюджеты и планирование. То есть мы хотели, чтобы нацпроекты были лучше обеспечены, и цели, которые по нацпроектам зафиксированы.
Последнее. У нас в следующем году Фонд национального благосостояния достигает 7 процентов ВВП. Он, может, и в этом году достигнет, но те, которые на счетах ЦБ, и не связаны… На это нужно обратить внимание. Спасибо.
Председательствующий. Благодарю Вас, Алексей Леонидович. Присаживайтесь.
Коллеги, через 12 минут у нас «правительственный час». Задаем вопросы коротко и коротко отвечаем.
Антон Германович, на трибуну, будьте добры.
Вячеслав Владимирович Наговицын, пожалуйста.
В.В. Наговицын, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия.
Уважаемый Антон Германович! Как известно, количество детей-сирот, у которых наступило право на получение жилья, неуклонно растет, и сегодня оно составило 269 тысяч человек. Но меры, принимаемые сегодня, показывают, что средств, к сожалению, не хватает и очередь ежегодно возрастает. На последнем Вашем выступлении в Совете Федерации Валентина Ивановна к Вам обратилась с просьбой при работе над проектом бюджета решить эту проблему в течение двух лет как ориентир.
Если можно, дайте информацию, пожалуйста, как правительство проработало этот вопрос, когда мы закроем эту очередь, уже накопившуюся, и когда войдем в режим текущего предоставления из специализированного фонда ребенку жилья, когда такое право у него наступает. Пожалуйста.
А.Г. Силуанов. Уважаемый Вячеслав Владимирович, уважаемые члены Совета Федерации! Действительно, вопрос сложный, он годами не решался. Деньги выделяются из федерального бюджета, хотя это субъектовое полномочие. Где-то 7,7 мы выделяем из федерального бюджета, около 30 в целом – с региональными ресурсами. А требуется, для того чтобы решить эту проблему, около 260 млрд рублей. Поэтому, мне кажется, нам нужно…
Да, мы посмотрели ситуацию по субъектам РФ, она такая – есть возможность у регионов (и нецелевые остатки есть, мы видим, как идет принятие бюджетов) направлять средства на решение этой задачи, но как будто она на втором плане и не в приоритете.
Поэтому мы вместе с субъектами РФ сейчас подготовили и готовим целую программу, начиная от механизмов предоставления помощи регионам, а регионы, соответственно, детям-сиротам. Потому что у нас сейчас есть только один такой механизм. Нет возможности, не знаю, давать ипотеку, нет возможности различные виды жилья предоставлять. Поэтому здесь вопросы прорабатываются в комплексе.
Сразу могу сказать, что учтено в бюджете. На 2021–2022 годы мы перераспределили средства, которые предусмотрены в федеральном бюджете, в размере 7,7 млрд рублей в первую очередь тем регионам, которые более в этом нуждаются. Забрали из регионов-доноров, отдали тем, кто больше нуждается. Это первое.
Второе. Мы договорились о том, что в ходе исполнения бюджета добавим ресурсов, чтобы цифра федеральной помощи была не менее 10 млрд рублей. Тоже направим эти деньги для нуждающихся субъектов РФ.
Ну и сделаем программу с регионами, с тем чтобы определить окончательно перечень мер по решению этой проблемы. Действительно, проблема старая, что называется, но очень социально важная, и мы понимаем необходимость ее решения. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Антон Германович.
Мы будем внимательно следить за этой ситуацией. Она волнует все субъекты. И, насколько я знаю, премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев дал задание до конца года выработать системные меры решения этой проблемы. Также Валерий Владимирович Рязанский и коллеги должны посмотреть, что нужно изменить в законодательстве. Надо найти решение, Антон Германович. Действительно, проблема обостряется. Во-первых, это сироты, мы за них несем ответственность. Во-вторых, они идут в суды, суды принимают решения. И уже дальше эту ситуацию в тупик загонять нельзя. Спасибо.
Андрей Николаевич Епишин, пожалуйста.
А.Н. Епишин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Тверской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Антон Германович! По проекту нового закона о защите и поощрении капиталовложений предполагается, что основные льготы будут предоставляться за счет региональных налогов – на имущество, на землю, а также части налога на прибыль. Мы опять планируем на федеральном уровне принимать нормы, которые влияют на бюджеты регионов, опять говорим регионам, как им жить. Да и НДФЛ, который планируется при реализации проектов получать региону, вырастет только через три – пять лет. А еще косвенно сейчас современное производство все-таки автоматизировано, даже роботизировано, а роботы, вы знаете, НДФЛ не платят.
Поэтому как мы планируем компенсировать региону данные выпадающие доходы? И, вообще, какова Ваша позиция по этому вопросу? Спасибо.
А.Г. Силуанов. Спасибо, Андрей Николаевич.
Уважаемые члены Совета Федерации! Это важнейший законопроект (его ждут наши предприниматели), потому что он гарантирует неизменность условий бизнеса, в том числе и налоговых, на длительный период, который позволяет реализовать этот проект и начать уже получать финансовый результат.
Что касается льгот, сразу скажу, что этот законопроект не предусматривает предоставления каких-либо льгот. Этот законопроект лишь говорит о чем? О том, что ставки, порядок уплаты налогов по земле, имуществу, прибыли, расчету возврата НДС не будут меняться.
То есть соглашение о защите и поощрении капиталовложений подписывается инвестором, субъектом и федеральным центром, и там говорится о том, что не будут меняться условия, никаких льгот не предусмотрено. Это важно для предпринимателей, с тем чтобы иметь возможность четко просчитать свой бизнес-план и не прогореть в случае, если вдруг завтра… Как многие предприниматели говорят: «Вы вносите изменения, которые существенно влияют на окупаемость проектов». Поэтому льгот нет, условия стабильные, потерь для субъектов этот законопроект не предусматривает. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Иван Николаевич Абрамов, и вопросы завершаем.
Пожалуйста, Вам слово.
И.Н. Абрамов, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Амурской области.
Уважаемый Антон Германович! У меня вопрос по поводу субсидированных авиабилетов с Дальнего Востока. Вы помните, в этом году мы два раза добавляли средства из резервного фонда – в апреле и сентябре (2,5 и 2,7 миллиарда), итого у нас получилось 8,1 млрд рублей.
На следующий год вы опять закладываете меньшую сумму – порядка 5 млрд рублей. В чем логика Минфина? Потом опять будем добавлять? Ведь наши граждане негативно оценивают такие мероприятия. В чем ваша логика? Либо вы думаете, что в следующем году меньше дальневосточников захотят воспользоваться этой льготой?
А.Г. Силуанов. Уважаемый Иван Николаевич, уважаемые члены Совета Федерации! Закономерный вопрос, но ответ простой: дальневосточники не должны и не будут чувствовать, какие изменения у нас вносятся, потому что для них есть возможность предоставления льготного проезда, льготных билетов, и они этим правом будут пользоваться.
Поэтому, действительно, мы все время находимся в диалоге с Минтрансом относительно того, какие маршруты субсидировать, кто должен субсидироваться: вахтовики должны субсидироваться или нет, или это только определенные категории?
Поэтому, да, действительно, мы в ходе исполнения бюджета добавляли в последние годы ассигнования на реализацию этой меры. В следующем году может быть такая же ситуация. Давайте посмотрим, проанализируем. Если действительно мы выйдем на какой-то уровень, на плато этого объема финансирования, будем предусматривать в последующие годы. Но думаю, что здесь, знаете, есть определенная раскатка новых маршрутов. И, если мы говорим о том, что эти маршруты уже начинают быть окупаемыми и не требуют таких издержек, потому что все больше и больше пассажиров по ним начинают летать, в принципе можно будет рассмотреть вопрос и размеров такого субсидирования.
Поэтому тема подвижная, но обязательства в полном объеме перед гражданами будут выполнены.
Председательствующий. Спасибо большое, Антон Германович. Присаживайтесь. Благодарю Вас за конкретные ответы.
Лилия Салаватовна Гумерова, пожалуйста.
Л.С. Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан.
Уважаемый Антон Германович! Пользуясь случаем, хотела бы поблагодарить Вас за поддержку предложения Республики Башкортостан (это предложение было поддержано Валентиной Ивановной Матвиенко) по бесперебойному обеспечению федеральных льготников, имеющих инвалидность, лекарственными средствами.
Тогда, Валентина Ивановна, в мае, на примере конкретного ребенка мы выявили комплексную проблему, все решения приняты. Если раньше субъекты получали деньги в январе, а лекарства наши граждане – в мае – июне, мы с Минфином и Минздравом отработали, деньги теперь на три года, и ситуация полностью будет под контролем. Спасибо большое.
Председательствующий. Очень чувствительная тема.
Л.С. Гумерова. Также хочу отметить, что с мертвой точки сдвинулось дело по созданию детской всероссийской здравницы в Евпатории.
Валентина Ивановна, после совещания в правительстве Вами был дан целый ряд поручений.
И я хотела бы поблагодарить Минфин и Минэкономразвития за то, что мы практически в последние дни отработали поправку. Сегодня Минздрав получил 87 миллионов на изыскательские работы и на технико-экономическое обоснование.
Отдельное спасибо за то, что увеличили финансирование по театрам. Надеемся на дальнейшую конструктивную работу. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Николай Андреевич Журавлёв, пожалуйста.
Н.А. Журавлёв, заместитель председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Костромской области.
Спасибо.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Я хотел бы также поблагодарить Министерство финансов, Антона Германовича, Татьяну Геннадьевну за очень эффективное и плодотворное взаимодействие с нашим комитетом и с Советом Федерации в работе по изменению проекта данного закона ко второму чтению.
Коллеги, я хотел бы также поблагодарить всех коллег, и заместителей председателя, и особенно Валентину Ивановну за поддержку тех инициатив Совета Федерации, комитета по бюджету, которые нашли отражение во втором чтении. Вы знаете, что мы очень активно работали между первым и вторым чтениями, две недели буквально каждый день заседала наша часть трехсторонней комиссии вместе с профильными комитетами, вместе с министерствами и ведомствами. И в итоге были одобрены многие поправки ко второму чтению, которые инициировал Совет Федерации.
Об основных моментах уже было сказано в выступлениях и Елены Алексеевны, и Антона Германовича. Хочу обратить внимание только на то, что впервые 94 процента всех субсидий распределено между первым и вторым чтениями, и регионы – получатели этих субсидий будут знать точно, какая сумма предполагается в тот или иной год.
Также большое достижение – это заключение соглашений до 1 января, тоже впервые. Теперь важно, чтобы все субъекты довели такое же распределение и заключили соответствующие соглашения со своими муниципалитетами.
И, безусловно, вопрос реструктуризации. Очень важно: впервые мы идем на такой положительный шаг в сторону регионов – фактически до 2029 года… Когда мы говорим об общих суммах реструктуризации до 2029 года, мы понимаем, что порядка 440 миллиардов останется в регионах. Это очень большие деньги, и это очень важно для регионов.
И, безусловно, точечные поправки, о которых мы уже тоже сегодня говорили, – это и увеличение средств на орфанные заболевания, увеличение на ФОКи и бассейны, дополнительная поддержка десяти субъектов с самыми низкими показателями социально-экономического развития, увеличение практически на 18 миллиардов средств на поддержку малого и среднего бизнеса и ряд других предложений.
Хочу, единственное, обратить внимание на то, что менее 10 млрд рублей предусмотрено на поддержку промышленности через субсидирование процентной ставки. Это существенно меньше, чем было в предыдущие годы. И, более того, субсидия объединена и не распределена по отраслям. Есть опасение, что это не будет сделано вовремя и реально производители не будут знать до последнего, какие средства им предусматриваются в качестве компенсации процентных ставок по кредитам и по лизингу. Поэтому просьба эту работу правительству в максимально короткие сроки завершить, чтобы производители в своих бизнес-планах учитывали те субсидии, которые государство направляет на их поддержку.
А так, еще раз всем большое спасибо за очень эффективное взаимодействие. Прошу поддержать решение комитета. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, кто не успел задать вопросы, выступить, просьба в письменном виде направить Антону Германовичу, мы попросим любезно его, чтобы он ответил лично каждому сенатору.
Также хочу, уважаемый Антон Германович, поблагодарить лично Вас как первого заместителя председателя правительства – министра финансов, всю команду министерства финансов за такую, знаете, очень спокойную, системную работу и подготовку такого качественного (я это говорю осознанно – качественного) федерального бюджета на трехлетку.
Коллеги, это очень сложно – найти баланс интересов, свести и сделать такой профессиональный и качественный документ. И, посмотрите, тональность обсуждения от года к году… Как мы раньше все были наэлектризованы, потому что и там плохо, и там плохо, и там плохо. Сейчас, поскольку мы начинаем с министерством финансов с весны, что называется, вместе работать над бюджетом, принимаем постановление, в котором мы определяем основные направления с точки зрения субъектов Федерации, и (комитет по бюджету хочу поблагодарить, других сенаторов) мы системно… Документ, который к нам пришел, мы знаем, он для нас знаком, и мы знаем, поскольку мы в постоянном режиме работали.
И хочу поблагодарить вас за такое конструктивное взаимодействие с палатой регионов.
Кроме того, я хочу сказать, что практически все предложения, которые были подготовлены Советом Федерации – опять-таки не на последней стадии, вдогонку, а в рабочем процессе, – все предложения практически (большинство из них – точно) учтены в проекте федерального бюджета на предстоящую трехлетку. За это тоже спасибо, за внимательное отношение к предложениям членов Совета Федерации и регионов.
Конечно, можно много говорить еще о проблемах, которые есть, они действительно имеют место быть и мы открыто о них говорим, но все-таки есть удовлетворение от того, что бюджет точно социальный, бюджет – точно ориентированный на повышение качества жизни людей, уровня благосостояния, на увеличение финансирования национальных проектов.
Коллеги, многое зависит и от субъектов Федерации. Мы представляем каждый свой регион. Давайте-ка мы повнимательнее посмотрим, как все то, что принимается на федеральном уровне, как это своевременно и качественно реализуется на уровне субъектов. Здесь тоже много вопросов, над которыми нам надо вместе работать.
Поэтому еще раз слова огромной благодарности.
И, коллеги, переходим к голосованию.
Прошу подготовиться к голосованию за одобрение Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Идет голосование.
Результаты голосования (11 час. 20 мин. 54 сек.)
За 161 чел. 94,7%
Против 1 чел. 0,6%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 162 чел.
Не голосовало 8 чел.
Решение: принято
И, конечно, вот сенатор от Марий Эл Мартынов Сергей Александрович…
Посмотрите, пожалуйста, Николай Андреевич и Антон Германович, чтобы не было напряжения в регионе. Вопросы зарплаты, если не хватает, еще что-то… Обратите, пожалуйста, на это внимание на заседании трехсторонней комиссии и потом мне доложите.
Коллеги, проект постановления, по которому докладывала Перминова Елена Алексеевна, у вас имеется.
Кто за то, чтобы принять проект постановления Совета Федерации «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания РФ по исполнению Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (документ № 585) за основу? Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (11 час. 21 мин. 31 сек.)
За 161 чел. 94,7%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 161 чел.
Не голосовало 9 чел.
Решение: принято
Прошу до 4 декабря направить дополнения, уточнения, замечания, для того чтобы мы могли принять его на следующем заседании в целом.
Принятие бюджета завершено. Поздравляем вас с успехом. Всего самого доброго!
Алексей Леонидович, я вижу, в Вашем лице палата регионов нашла союзника и единомышленника регионального, так скажем. Мы Вас включаем в свою региональную команду. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments