leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Сергей Калашников: Что такое вода я говорить не буду – причину водной катастрофы не нашли

Сергей Калашников: Что такое вода я говорить не буду – причину водной катастрофы на круглом столе в СФ не нашли
27 ноября зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников провел круглый стол «Водохозяйственная деятельность и восстановление водных объектов малых рек: экономический аспект»
К обсуждению заявлены основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов, в частности природных ресурсов малых рек, эффективности правовых, экономических и административных методов управления водопользованием.
Сергей Калашников: «События минувшего лета, когда резко упал уровень всех водоемов Центральной России, в том числе Волги, показали, что мы испытываем серьезные трудности на крупных водных объектах и водохранилищах. Причина в том, что многочисленные мелкие водные объекты – те же ручьи, родники – сильно запущены: они либо заросли травой, кустарником, либо уже ушли под землю. То есть малые водоемы исчезают, а это значит, что большие водоемы лишаются естественной подпитки.
Не стоит также забывать, что проблема малых водоемов – это еще и проблема для людей, живущих рядом с ними, поскольку вода является важнейшим экологическим фактором для существования человека.
На круглом столе мы попытаемся ответить на вопрос, каким образом убрать пробелы в законодательстве, чтобы заботу о малых водных объектах делегировать в том числе людям, которые живут вблизи них. Запрос же в обществе на это очень высок. Но поскольку вода – государственный ресурс, то для облагораживания речки, прудика необходимо получать специальные разрешения, что крайне тяжело».
Конспект 15:00
Сергей Калашников. Что такое вода я говорить не буду. Речь идет о малых водных объектах. Освоены всего на 5% при колоссальном рекреационном ресурсе. Два вопроса. Каким образом все выпущенные постановления увязаны между собой и как они использованы? Не способствует решению проблемы. Корень организационного зла когда чтобы почистить родник надо обращаться к федеральному ведомству. Ряд вопросов затрудняют использование водных ресурсов. я же не говорю об использовании самой воды. Вопрос реабилитации водных объектов. Почистить русло у субъектов нет ни денег ни полномочий. Подъем и утилизация затонувших объектов. Необходимо обновить гигиенические и рыбохозяйственные нормативы. Ну и наконец проблема собственности водных объектов. Если хозяина нет или хозяин абстрактный сидит в Москве использовать объект сложно. Из всех факторов экологической жизни вода близка человеку если нет лисьего хвоста. Воздух и есть воздух. Если пруд в деревне зарастает, родник был и нет это на глазах всех. У нас очень много докладчиков. Больше полутора часов физиологически бесполезно. Здесь будут выступать представители ведомств будут рассказывать как они хорошо работают. Мы в это верим.
НИКАНОРОВ Вадим Анатольевич, заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов. В России 2,7 млн рек длиной 12,4 млн км и общим стоком 4324 кубокилометров. 99,9% рек менее ста км. В бассейнах малых рек проживает 45% населения. 24 кубокилометра воды изымается, 33 сбрасывается в реки. Дамбы и плотины 60-х годов. Не имеют пропусков паводковых расходов. Стоки от животноводческих комплексов. Для малых рек зарегулированность стоков способствует их деградации. Недемонтированные опоры старых мостов запруды мешают пропуску паводка. 567 тыс км длина охраняемой береговой линии 10% длины малых рек. Необходимо продолжить организацию постов Росгидромета на малых реках.
Калашников. Никаноров представляет основной орган который отвечает. От Косолапова мы бы хотели услышать как указ по экологии будет доходить до каждого муниципалитета.
14. КОСОЛАПОВ Алексей Евгеньевич, директор ФГБУ «Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр». Сама схема предполагала прграммно-целевой подход. Выполняется больше 1200 мероприятий по малым рекам. Маловато для страны. Раньше существовали программы восстановления малых рек.
СОКОЛОВ Василий Игоревич, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству. Для рыболовства реки ключевые. Рыба без воды не живет. Сокращаются деньги, количество мониторинговых постов сокращается в десятки раз произошла катастрофа на Волге. Ключевые народные объекты вобла лещ. Оказывается воды нету и все пропало. Второй момент рыбохозяйственная зона, этим механизмом не пользуемся. Лесные нерестоохранные полосы будут вырублены потому что режимы с них сняты. Отдельная проблемы с нацпроектом и ФЦП они не совсем бьются.
Калашников. Москва первая приняла программу охраны.
ЛЫЖНИКОВ Олег Геннадьевич, начальник управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. В первую очередь программа была нацелена на то чтобы не допускать сбросов. Приняты новые стандарты по чистоте улиц и дворов что тоже способствовало.
Калашников. Достоинство этой программы была комплексность экологии водозабора.
АНТОХИНА Варвара Анатольевна, министр природных ресурсов и экологии Калужской области. Согласно методике выделяется субвенция. 4-5 млн. Органы МСУ наделен полномочиями по организации мест массового отдыха населения. Мы готовы из областного субъекта выделять деньги, говорят нецелевое использование.
ШИНГАРКИН Максим Андреевич, руководитель Общественного экологического движения «Зеленая Москва». Самолеты обрабатывают на основе антиобледенительной жидкости на основе этиленгликоля. Ядовитое вещество. До объединения Крыма в России применялся пропиленгликоль, после 14 года компания США стала применять ядовитый этиленгликоль. Домодедово размещает нулевые сбросы. Московская область судится с нулевыми сбросами. Такая же ситуация по любому крупному аэропорту страны. Вторая ситуация река Урал впадает в Каспийское море. Новотроицкий завод не отчислял за вред окружающей среде начислили 5,5 млрд. Министр Донской незаконно снизил.
Калашников. Взыскать можно, но нечего. Мы занимаемся прежде всего не правозащитной экологической деятельностью. Наша задача восстановление.
БАРИНОВ Александр Николаевич, руководитель Верхне-Волжского бассейнового водного управления. Включает девять рек и четыре водохранилища. Назрела необходимость провести инвентаризацию малых рек по степени антропогенной нагрузки. Водозабор двадцать сброс 102 фактически переливаем из больших рек в малые. Практически все области свои объекты выполнили.
Калашников. Спасибо мы знаем вы замечательно все делаете.
Баринов. Две минут ролик ООО Пионер.
Калашников. Ну вы хозяин имеете все полномочия. У вас нет проблем собственность региональная муниципальная. Достали сапропель мусор куда на общефедеральную свалку?
Баринов. Должно быть предусмотрено в проекте.
Если выявляются складируются на полигонах.
Калашников. Я просил вас быть ближе к жизни.
Шингаркин. Где у нас полигоны класса опасности? Нет даже для промышленности.
Баринов. Большинство 4-5.
Калашников. Достали песчано-гравийную смесь, использовать можете только на аукцион.
ЖУРАВЛЕВ Сергей Александрович, исполняющий обязанности директора ФГБУ «Государственный гидрологический институт». Гидрологическая сеть сократилась в полтора раза прежде всего на малых реках. Многие собственники ГТС не передают информацию Росгидромету. Малые водные объекты не содержатся в Государственном водном реестре. Сталкиваемся с экспоненциальным ростом судебных процессов, является ли объект водным. Не учитывается антропогенный баланс на стоках. Водный режим малых рек более изменчив чем средних и больших. Для очень многих объектов правовой статус не определен. Объект непонятно чем является ручьем солончаком.
Калашников. Кто должен разрабатывать методику оценки статуса водного объекта? Кто должен работать юрист или гидролог.
Журавлев. Совместно. Суд.
Демидов Михаил Александрович, общественная организация Росгидросфера. Создана чтобы устранить разобщенность. Проведение общественной экологической экспертизы. Постановление ждо сих пор не выполнено.
Академик Данилов-Данильян. Мост через Лену космодром Восточный простые проблемы. Сложные проблемы решить без изменений общественного мнения нельзя. Экологическое состояние малых рек определяется диффузным загрязнением с сельхозпредприятий полей дорог. Большие предприятия сбрасывают в крупные реки. Река Урал четыре тыс км сто постов только два занимаются качеством. Надо в законодательство ввести понятие водоохранные леса. Инвентаризация малых рек нужна не под силу Росгидромету. Благодаря проекту оздоровления Волги появилось понятие диффузное загрязнение. Решается только научная часть. Прошу вставить в рекомендации продолжение научных работ.
Сенатор от Ямала. Прорвало дамбу пруд уходит и муниципалитет остается без зоны отдыха. Дамба оказалась в другом муниципалитете. Нецелевое использование пара статей УК. Комфортная городская среда там много малых водных объектов. Что с ними делать?
Не должно быть новых объектов без балансодержателя. Тратить деньги на чужой объект неинтересно.
У нас три ведомства занимаются малыми реками Росреестр Росгидромет Реестр водных объектов. Нужна программа по малым рекам отдельно.
Калашников. Любые работы нужно согласовывать с Минприроды. Часть передать на субфедеральный уровень?
? КАЦ Евгений Семенович, директор Департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Министерства сельского хозяйства РФ. Отвечаю любые вопросы. Изымаемый грунт если там таблица Менделеева только на полигон. Если нет берегоукрепление. На степных реках удобрения вези на поля.
СТРАХОВ Михаил Александрович, начальник отдела водных ресурсов Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга. Внести уголовную ответственность за уничтожение водного объекта. Хотелось бы чтобы было закреплено на уровне федерального закона возможность использование средств субъекта. Изменить в проекте Чистая вода возможность использования на очистные сооружения.
Виктор Иванович. Фондов нет 19 лет.
Нужны деньги.
Калашников. Вера в бога закрывает любой объект. Как и дайте деньги. У нас не последние слушания. Все-таки проблема в плане водообеспечения все больше и больше. Нынешнее лето и в плане наводнения и засухи. Если нужны деньги в решении проблемы не продвинемся. Много денег выделяем на здравоохранения и ситуация все хуже и хуже. Все-таки нужно больше полномочий муниципалитетам. Сверху всегда проблем меньше чем снизу, вы знаете. Если нет денег у государства привлечь бизнес. Рекреационные зоны. Нет перечня и денег на него нет. Но инвентаризацию проводить надо. Привлекать общественные движения. В Брянской области чистят лес. Люди хотят входить в чистый лес. Большое спасибо и у меня к вас просьба. Откликаться на нашу просьбу высказать мнение. Вы специалисты.
16:41
Л.М. Куда вода девалась в Центральной России можно сказать? В колодцах воды нет.
Калашников. Можно. Водостоки забиты, вода уходит в землю. В земле очень много воды.

РЕКОМЕНДАЦИИ
«круглого стола» на тему «Водохозяйственная деятельность и восстановление водных объектов малых рек: экономический аспект»
27 ноября 2019 года Москва, Б. Дмитровка, д. 26
Комитет Совета Федерации по экономической политике с участием членов Совета Федерации, представителей Государственной Думы РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и общественных организаций, провел «круглый стол» на тему «Водохозяйственная деятельность и восстановление водных объектов малых рек: экономический аспект».
Заслушав и обсудив доклады и выступления о состоянии и использовании водных ресурсов РФ, а также поступившие в ходе обсуждения предложения и замечания участники «круглого стола» отмечают следующее.
Оценка состояния водных ресурсов и их использования приобретает в последнее время все более острый социально-экономический характер, что обусловлено усилением значения антропогенных факторов и всё более заметными изменениями глобального и регионального климата, влияющих на формирование речного стока.
Вода – один из главных компонентов природной среды, основы охраны которой приведены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Непосредственно основные принципы и правила охраны вод отражены в водном законодательстве РФ.
В соответствии с законодательством РФ на всех водопользователей возлагается обязанность сокращать объемы изъятия и потерн воды, не допускать засорения, истощения и загрязнения водных объектов. Запрещён сброс сточных вод в водные объекты, если последние отнесены к особо охраняемым объектам, содержат природные лечебные ресурсы, находятся в местах массового отдыха населения или курортных зонах, а также в местах нереста и зимовки ценных видов рыб.
Водные ресурсы являются одним из основополагающих и динамичных элементов национального богатства России. Сформировавшийся на их основе водохозяйственный комплекс, во многом определяет социально-экономическую устойчивость, масштабы и направления развития страны. Водохозяйственная и экологическая безопасность – важнейшая составляющая национальной безопасности государства. В ближайшей и отдаленной перспективе ее сохранение будет зависеть от бесперебойности водоснабжения отраслей экономики, состояния водных ресурсов. Еще в большей степени указанная безопасность будет определяться уровнем водообеспечения населения и социальной сферы качественной питьевой водой, надежностью прогнозирования чрезвычайных водохозяйственных ситуаций, их своевременным предотвращением и/или минимизацией наносимого ущерба, эффективностью финансового, материального и кадрового обеспечения водохозяйственной и водоохранной деятельности.
Государственная политика управления в области использования и охраны водных ресурсов осуществляется путем принятия и использования федеральных законов РФ, указов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Меры по охране водных объектов предусмотрены положениями природоохранного и санитарного законодательства, которые призваны упреждать, пресекать и устранять последствия вредного антропогенного воздействия на водный фонд.
Водная стратегия РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 года № 1235-р (далее – Стратегия) закрепила базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов и направлена на эффективное использование транспортного, гидроэнергетического, промышленного и коммунально-бытового потенциала водных ресурсов. Стратегия предусматривает, в частности, принятие и реализацию управленческих решений по сохранению йодных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 322 утверждена государственная программа РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (далее – Программа), целями которой являются, в том числе, развитие водохозяйственного комплекса РФ, обеспечивающего устойчивое водопользование и охрану водных объектов. Объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета составляет 672271436,1 тыс. рублей. Программа реализуется до 31 декабря 2024 года.
В рамках Программы реализуются подпрограмма 2 «Использование водных ресурсов», а также федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012 – 2020 годах» (срок реализации 2012 – 2020 годы).
Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012 – 2020 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2012 года № 350 (далее -Программа), направлена на решение задач по ликвидации локальных дефицитов водных ресурсов в вододефицитных регионах РФ; повышение рациональности использования водных ресурсов; сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты; восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов.
Необходимый объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию основных мероприятий d области водных ресурсов до 2020 гпдя составляет 117 052,1 млн. рублей.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», с 2019 года экологическая реабилитация водных объектов пп линии Федерального агентства водных ресурсов и частично Федерального агентства по рыболовству осуществляется вне рамок Программы, а в федеральных проектах «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов», входящих в состав национального проекта «Экология», нацеленного на достижение целей по экологическому оздоровлению водных объектов, экологической реабилитации водных объектов и сохранения уникальных водных объектов.
Следует отметить, что, практика применения нормативно-правовых актов в сфере водных отношений показывает необходимость их постоянного совершенствования.
Законодательством РФ созданы условия для развития перевозок по внутренним водным путям, в том числе на боковых и малых реках, что способствует усилению связанности территорий. Кодексом внутреннего водного транспорта РФ предусмотрена возможность создания внутренних водных путей регионального значения и финансирования их содержания за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ, также субъектам РФ предоставлено право за счет средств бюджетов субъектов РФ участвовать в софинансировании расходных обязательств РФ в части содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях федерального значения, расположенных в границах субъекта РФ, путем предоставления субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов РФ.
Участники «круглого стола» отмечают, что в настоящее время большой проблемой для регионов является подъем и утилизация затонувших судов. Из-за отсутствия мероприятий по расчистке донных отложений и утилизации корпусов бесхозных судов, в акваториях речных портов, в период низких уровней воды из-за активного выноса донных отложений с акваторий речных портов и ржавчины с полузатопленных судов, засоряются и забиваются водозаборы в населённых пунктах. В следствии чего населению подается вода, несоответствующая санитарным ГОСТам.
Другая не менее важная проблема – это охрана бассейнов рек, в том числе малых рек, от диффузных загрязнений в городах и других населенных пунктах РФ, которые обусловлены талыми, ливневыми, дренажными водами с селитебных территорий, сельскохозяйственных угодий.
Основным фактором, оказывающим негативное влияние на развитие водохозяйственного комплекса, является отсутствие системного подхода к модернизации и восстановлению данной отрасли, подкрепленного финансированием.
Комплекс мероприятий по удалению загрязнений, содержащихся в хозяйственных и промышленных сточных водах недостаточно эффективен. Ключевой проблемой очистки сточных вод является – отсутствие строительства новых сооружений, ухудшение санитарно-технического состояния существующих канализационно-очистных сооружений вследствие неприятия мер по реконструкции и модернизации, отсутствие интенсификации очистки сточных вод. Экологическая опасность, которую несет слив неочищенных сточных вод, ежегодно увеличивается пропорционально росту населения и строительства систем водоснабжения.
Пути решения указанных проблем заключаются в осуществлении комплекса водохозяйственных мероприятий, связанных с использованием и охраной водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, охрану водных объектов, предупреждение негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
Такой подход позволит объединить в единую систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта, выраженного в гарантированном обеспечении организации охраны природных комплексов и объектов, сокращении уровня экологического воздействия на водные объекты, сбалансированном развитии территорий и отраслей экономики субъектов РФ.
Учитывая большую значимость водохозяйственной деятельности и отсутствие системного подхода к модернизации и восстановлению данной отрасли, в целях решения вопросов обеспечения благоприятных условий жизни населения и предупреждения негативного воздействия от водохозяйственной деятельности, участники «круглого стола» рекомендуют:
Правительству РФ:
- рассмотреть возможность выделения субсидий из федерального бюджета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и модернизацию очистных сооружений сточных вод от объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- рассмотреть возможность включения в национальный проект «Экология» по мероприятию «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волга» водных Объектов, которые относятся к бассейну р. Волга и являются её притоками первого и второго (третьего) порядка, в целях предотвращения их загрязнения от организованных и диффузных стоков;
- пересмотреть методику расчёта объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ для осуществления переданных отдельных полномочий В области ВОДНЫХ отношений, утверждённую постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 №636, с учётом увеличении объема таких субвенций;
- предусмотреть в федеральном проекте «Чистая вода» мероприятия по строительству и/или модернизации коммунальных очистных сооружений, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
Государственной Думе Федерального Собрания РФ ускорить принятие проекта Федерального закона № 532414-7 «О внесении изменений в Водный кодекс РФ» (в целях повышения эффективности предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении внутренних морских вод).
Министерству природных ресурсов и экологии РФ:
- разработать план мероприятий направленных на решение проблем заиления степных рек, в составе федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов», реализуемого в рамках Государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 322;
- принять решение по финансированию мероприятий по подъему затонувших бесхозяйных судив и оснащённости водных судов станциями очистки сточных и нефтесодержащих вод;
- принять решение по финансированию мероприятий по консервации объектов накопленного вреда от прошлой хозяйственной деятельности;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в ст. 49 главы VIII Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, в части закрепления обязанностей по подъему затонувшего (бесхозяйного) имущества на специализированные подразделения с определением статьи финансирования данных видов работ;
- рассмотреть вопрос о внесении изменения в статью 26 Водного кодекса РФ о возможности расходования средств бюджетов субъектов РФ, в случае недостаточности средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений;
- разработать и внести изменения в Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (Приказом Минприроды России от 13.04.2009 года № 87) в части расчета размера вреда, причиненного водным объектам вследствие попадания в них загрязненных сточных вод с производственных территорий.
Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разработать рекомендации по допустимой реорганизации гидрографической сети (водосборов) при существенном изменении условий формирования гидрологического режима на застраиваемых территориях.
Генеральной прокуратуре РФ рассмотреть возможность закрепления реализации принципа приоритета охраны водных объектов перед их использованием, в том числе:
- законодательно предусмотреть ответственность за уничтожение водного объема (его части), в том числе уголовную;
- усилить контроль за соблюдением требований водного законодательства РФ при формировании и выделении земельных участков, в целях недопущения случаев незаконного предоставления в частную собственность водотоков и/или их отдельных частей, а также исключения нарушений режимов использования водоохранных и прибрежных зон, береговых полос водных объектов общего пользования.
Субъектам РФ во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти:
- разработать и реализовать комплекс организационных и правовых мер, направленных на сокращение загрязнения водных объектов;
- обеспечить мероприятий по уборке водных акваторий от наплавного мусора;
- принять меры по надлежащему содержанию ливневых сетей;
– провести инвентаризацию искусственных сооружений в руслах водостоков с определением собственника;
снизить биогенную нагрузку на водные объекты от сельскохозяйственных производств, включая урегулирование вопроса, направленного на исключение необоснованного внесения органических удобрений (навоз, помет).
Комитету Совета Федерации по экономической политик-е осуществлять
мониторинг государственной системы управления в области использования и охраны водных объектов и ресурсов РФ.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments