leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Госдума не хотела расширять эксперимент по самозанятым, но пришлось принять в первом чтении

Госдума не хотела расширять эксперимент по самозанятым, но пришлось принять в первом чтении
32. 837124-7 Госдума 21.11.19 приняла в спорах законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (о расширении территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»)
Документ внесли 15.11.19 Член СФ Н.А.Журавлев; Депутат ГД А.М.Макаров (ЕР).
Представил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Законопроектом предлагается:
- включить с 1 января 2020 года в перечень регионов – участников эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» г. Санкт-Петербург, Воронежскую, Волгоградскую, Ленинградскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Омскую Ростовскую, Самарскую, Сахалинскую, Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югру, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республику Башкортостан (с 1 января 2019 г. в эксперименте участвуют г. Москва, Московская и Калужская области, а также Республика Татарстан);
– признать утратившим силу положение о том, что не признаются объектом обложения налога на профессиональный доход доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных гражданами, состоящими на учете в налоговом органе в качестве «самозанятых лиц», от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд: по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации; по репетиторству; по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства (поскольку ранее предусматривалось освобождение указанных доходов от НДФЛ на срок до 1 января 2020 г. для «самозанятых граждан», вставших на учет в налоговом органе; предлагаемое позволит таким гражданам с 1 января 2020 года применять по указанным доходам налоговый режим «Налог на профессиональный доход»).
ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.
Первое чтение 298 1 3 15:53

Стенограмма обсуждения
Коллеги, прежде чем перейти к рассмотрению законопроекта в первом чтении, хочу вас проинформировать. Вчера мы на Совете Государственной Думы обсуждали процедуру рассмотрения, принято решение сегодня ограничиться по одному выступлению от фракций – до трёх минут.
И программа-минимум у нас сегодня. Нет, не все, но, как минимум, до 35-го включительно – первое чтение.
Потом у нас в 15.45 (фиксированное время) пять проектов постановления, ну и штук десять по 118-й, так что, коллеги, надо поработать.
32-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан». Андрей Михайлович Макаров.
Макаров А. М. Спасибо.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Прошёл год, как в этом зале кипели страсти по поводу того эксперимента, который предлагалось ввести по так называемому налогу на профессиональный доход или самозанятые. Мы говорили о том, что этот закон направлен на то, чтобы дать ЛЮДЯМ выйти из тени тем, кто работает сегодня и получает доходы, возможность легализоваться.
И сегодня можно подвести... Да, сразу хочу сказать, что мониторинг исполнения этого закона идёт в ежедневном режиме, скажем... Поэтому почему можно подвести какие-то итоги? Скажем, если мы возьмём данные более-менее официальные на 31 октября, количество на 31 октября, то есть это вот три недели тому назад, зарегистрировалось в качестве плательщиков НПД 260 тысяч человек, а вот сегодня их число превышает 280 тысяч человек.
Каждый день в этот режим входят люди. Почему это стало возможным? В первую очередь, потому что гарантии, предоставленные этим законом, были в законе предусмотрены, что эти условия, вот эти вот ставки налогов не будут меняться в течение десяти лет. То есть то, что является главным для людей, -это предсказуемость, десять лет – условия устанавливаются неизменно.
А второе – это то, что когда ФНС России реально разработала технологию, без которой этот закон не смог бы работать, пожалуй, впервые мы проходили тестирование этой технологии на таком количестве людей. Вот эта фокус-группа, таких не бывает, была более 10 тысяч человек. Причём исходили, устанавливая технологические процессы и прописывая нормы закона, из того, что беспокоит людей. Вот люди говорили: нас беспокоит это, и это убиралось и в технологии, и в законе. Скажем, больше всего беспокоила необходимость общения с налоговыми органами. Программа предусматривает, что путем нажатия нескольких кнопок в течение двух минут, можно зарегистрироваться.
Программа людей беспокоила, что придется вести какую-то отчетность. Никакой отчетности нет, регистрация любой сделки, получает налоговая в автоматическом режиме, через месяц ты получаешь вот эти вот 4 или 6 процентов, в зависимости от кого, какие услуги ты оказываешь. И вот так проходили каждый шаг по каждой проблеме, которая беспокоила налогоплательщиков.
Я говорю сейчас об этом только потому, что сегодня мы видим, что люди в этот режим поверили.
Понятно, что для того, чтобы подвести итоги эксперимента, необходимо время. Почему я об этом говорю? Скажем, у нас с вами из этих 4 процентов идет 1,5 процента в ФОМС. Почему это важно? Это важно ведь не только, что люди платят за свое здравоохранение и начинают к здравоохранению предъявлять уже совершенно другие требования – я заплатил, значит, я могу требовать. Но это важно еще и для регионов, которые в данном случае перестают платить в Фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население.
И в этой связи мы должны посмотреть по итогам года, как вот этот механизм сработает. Есть, сразу скажу, и вопросы, здесь же в зале в этом звучали вопросы: а не будет ли перетока? Мы видим естественно и более того, если будут вопросы, я могу рассказать, что, где, как, могу рассказать о том, какие предприятия злоупотребляют, ну не буду называть предприятия, но я могу вам сказать, на сегодняшний 13 предприятий в стране злоупотребили этим режимом и перевели своих сотрудников на режим для самозанятых. Вот 13 предприятий, налоговая знает их поименно.
Понимаете, в чем все дело. Я просто еще, вот в данном случае сейчас идет дальнейшая доработка этого закона. Какая доработка закона? Мы не предлагаем ничего менять сейчас, мы говорим о том, что тем, кто хочет злоупотреблять правом, предприятия, мы должны иметь инструмент воздействия на тех людей, кто за счет своих работников хочет не платить деньги в Пенсионный фонд. Вот это надо дорабатывать. Надо посмотреть вот все эти механизмы.
Или скажем, регионы, где нет Интернета, устойчивого Интернета, как это будет работать? Вот это то, что нам еще предстоит сделать.
Поэтому сегодня в проекте закона предлагается с учетом того, что очевидно эксперимент показал свою состоятельность, что он показал, действительно люди поверили в него, мы предлагаем расширить этот эксперимент, чтобы уже в течение следующего полугода примерно посмотреть, как это будет работать не только на тех четырех регионах, которые в нем были, но и на регионах-донорах и на регионах, где есть города-миллионники. Сразу объясню почему, потому что на самом деле разная позиция. Кто-то из регионов говорит: а мы не хотим пока внедрять, мы хотим посмотреть, как это будет. А кто-то говорит: нет, дайте нам, нам нужны дополнительные доходы.
Так вот почему регионы-доноры, потому что в данном случае для нас этот закон – это механизм выведения людей из тени налогоплательщиков. И вот как показал эксперимент, у нас сегодня 60 процентов почти тех, кто зарегистрировался в этом режиме, никогда никаких налогов не платили. Это и есть главный результат эксперимента. И очень опасно, если этот режим начнут использовать регионы, которые совершенно объективно, у которых не хватает средств, для того чтобы загонять людей в этот режим.
Поэтому в данном случае мы предлагаем осторожно – регионы-доноры, кто не будут рассматривать в качестве источников дополнительного дохода. И второе – это регионы с городами-миллионниками. Почему, потому что это основной на самом деле массив для тех, кто хотел бы им воспользоваться.
Потому что в конечном итоге этот режим дается не регионам, не государству, он дается людям, чтобы они выходили из тени.
Поэтому в данном случае предлагается именно такой режим. Поправки вносятся, соответственно, в Налоговый кодекс, это совместное ведение, они являются сопутствующими к этому закону и будут рассматриваться в общем порядке. Месячная рассылка, спокойно будем рассматривать уже в конце декабря в первом чтении, в январе во втором, надеюсь, в третьем, потому что они носят более технический характер. Сейчас же предложение на этом этапе принять решение о расширении эксперимента. Те результаты, которые мы получили сегодня, дают основание нам говорить о возможности это сделать.
Просьба... Комитет просит поддержать данный законопроект.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы? Подождите, Андрей Михайлович. Включите запись.
Покажите список.
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
Гартунг В. К. Уважаемый Андрей Михайлович, у меня к вам вопрос. Вы сказали, что есть данные по проведению эксперимента, что есть компании, которые злоупотребили, но в материалах не приложено, можно как-то увидеть анализ, кто проводил оценку, какие результаты? Потому что вы правильно говорите, что надо оценить все плюсы и минусы и уже потом принимать решение о расширении эксперимента. А доводы, которые вы сказали, они убедительные, но хотелось бы увидеть подтверждающие материалы. Спасибо.
Макаров А. М. Спасибо, уважаемый Валерий Карлович.
Я надеюсь, никто не собирается просить у меня предъявить те компании, о которых я сказал. Это а) налоговая тайна, во-вторых, сам факт правонарушения не может быть установлен ни Государственной Думой, никем, для этого существует соответствующий порядок. Сказал я об этом исключительно потому, чтобы те, кто сегодня это делают, сегодня это делают, знали ... я назвал даже количество компаний, что такое, как, откуда мы это видим.
Мы же видим все платежи, то есть отслеживаются они в электронном режиме, то есть вот просто мы видим все платежи, и мы видим, что человек, который работал на предприятии, работал на предприятии, вдруг оказывается самозанятым. На самом деле законом запрещено в течение двух лет тому, кто работал на этом предприятии, чтобы переводили в режим самозанятых, это вообще запрещено законом.
Но есть ведь и другой вариант. Мы прекрасно понимаем, что разница, между прочим, между тем, как платить 13 процентов подоходный и 30 процентов страховые – это 43 процента, а здесь 6 процентов, 6 процентов. Разница огромная, ради этого можно пойти на что угодно. Еще раз хотел бы обратить внимание, налоговая не пойдёт к самозанятому, в данном случае это не его вина. Здесь речь идёт совершенно о другом, это речь идёт о злоупотреблении правом.
Но я хочу напомнить, что здесь, когда год тому назад кипели страсти, мы в закон включили требование: налоговая в течение года не осуществляет налоговых проверок. То, что я говорю сейчас, мы видим из результатов постоянного мониторинга. Поэтому мы знаем конкретные фирмы, еще раз говорю, мы знаем конкретные фамилии, никаких вопросов здесь нет.
Злоупотребление правом можно рассматривать налоговое в общем порядке. Но я думаю, что на самом деле вы же понимаете, что налоговая тайна на экран не выводится.
Председательствующий. Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В. Да, спасибо. Если это налоговая тайна, то как она стала вам известна?
Вы говорили о том, что людей беспокоит, и что вы реагируете на это. А вот мне интересно, а людей не беспокоит, какая пенсия у них будет, если они воспользуются вот этим вот предложением? Потому что человек, который и так не платил налоги, и имел право рассчитывать по нашему законодательству на эту минимальную социальную пенсию, то с какой радости ему идти, выходить из тени, платить налоги и получать ту же самую социальную минимальную пенсию?
Макаров А. М. Спасибо огромное.
Хотел бы обратить внимание на одно обстоятельство. На самом деле в вопросе как бы дан и ответ, но надеюсь, что это не претензия к председателю комитета по бюджету и, кстати, автору всё-таки самой идеи данного налога. Вторая часть авторства – это, сразу хочу сказать, гениальная технология, предложенная Федеральной налоговой службой, что мы осуществляем постоянный мониторинг этого закона.
Ну и именно потому, что всё-таки все, наверное, точно знают, что сегодня не будут выведены имена компаний, наверное, поэтому я могу в этом мониторинге участвовать. Кстати, для сведения, я еще и член коллегии Федеральной налоговой службы. Это просто для сведения. По должности исключительно.
Ну а вот теперь по поводу пенсии. Коллеги, человек не платил никаких налогов и имел право на социальную пенсию. Он вступает в режим для самозанятых, и он получает ту же самую социальную пенсию. Следовательно, в этом плане для него ничего не меняется, его положение не ухудшается и не улучшается.
А дальше возникает вопрос. Этот режим что, для того, чтобы повысить людям пенсию или для того, чтобы люди могли выйти из тени? И тот, кто сегодня, скажем, в своем гараже наладил ремонт машин, и человек, к которому сегодня приходят то ли бандиты, то ли, простите, ребята, которые хуже бандитов, приходят и говорят, мы знаем, что ты этим занимаешься, а ну-ка давай отстегивай, а он не может даже к государству обратиться за защитой. Легализация нужна человеку для того, чтобы государство могло его защитить и от тех бандитов, и от других бандитов.
А теперь по поводу пенсии, вот это очень важный момент. Не случайно в законе прописана норма, что, если человек вступает в этот режим, он сам может определить, хочет ли он получить какие-то дополнительные вопросы, связанные с пенсией. И он сам определяет, надо ли ему отчислять или не надо.
И вот сейчас, кстати, почему мы предлагаем ещё вот сейчас продлить, естественно, вот этот вот режим и так далее, потому что сейчас, сейчас, может быть, забегаю немножко вперёд, я надеюсь, на самом деле развитие технологий, оно не стоит на месте. И налоговая, наша налоговая, которая действительно сегодня является образцом для всего мира, она предложила дополнить ту технологию, которая есть ещё одним механизмом.
Сегодня человек точно также в телефоне своём, решая эти вопросы, может получить информацию: какую он хочет, хотел бы получать пенсию и так далее, и сколько для этого, вот для таких вещей надо заплатить. То есть он будет получать информацию, как связано, вот если он хочет участвовать в накоплении пенсионном, какую сумму он хочет заплатить.
Это плюс для человека или минус?
Я думаю, что это произойдёт, вот эта технология, сейчас она уже готова и тестируется, произойдёт в течение двух – максимум трёх месяцев.
Но я повторяю, мы дали право человеку. И в любом случае этот закон не о пенсионных накоплениях, это закон, как защитить людей и позволить им с минимальными потерями выйти из тени. Те люди, которые вышли, наверное, уже ответили па этот вопрос.
Председательствующий. Ионин Дмитрий Александрович.
Ионин Д. А., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Андрей Михайлович, вопрос простой.
Вы сами говорите, что идёт доработка закона, прямо вот в настоящее время идёт доработка. Вы сами признаёте те минусы, которые при этом законе... при реализации закона с которыми сталкиваемся, это перевод работающих граждан в категорию самозанятых, чтобы работодатель мог сэкономить.
В связи с этим вопрос простой. В чём необходимость именно сейчас, именно на сегодняшний день расширять ещё на 19 регионов сферу деятельности данной системы?
Вот у меня вопрос, как представителя Свердловской области, потому что, когда я приезжаю, мне избиратели задают вопрос: мы слышали, что у нас в Свердловской области собираются самозанятых, мы опасаемся, что и у нас начнут такие перегибы, как вы сказали, с 13 предприятиями.
Может быть, есть смысл не расширять, раз эксперимент идёт, и идёт доработка закона?
Макаров А. М. Господи, я не помню, по-моему, это Екклесиаст сказал: «Имеющий уши, да не услышит».
Уважаемые коллеги, я не сказал и не говорю о том, что когда мы говорим слово «доработка закона», простите, мы сказали, что мы не будем менять условия в течение десяти лет, если говорить о какой-то доработке, то давайте вот поговорим об этом через десять лет.
Сейчас речь идет о другом. У нас с вами был закон о том, что могут участвовать четыре региона. У нас почти все регионы страны заявляют о желании участвовать в нем. Мы очень аккуратно, очень аккуратно говорим: давайте посмотрим, как это будет. И когда я говорю о том, что у нас кто-то злоупотребил...
Кстати, посмотрите просто соотношение: 280 тысяч, которые зарегистрировались и 13 предприятий, которые мы видим, которые этим злоупотребили. Просто вот давайте о соотношении поговорим и не будем пугать людей, как мы это обычно делаем.
Так вот речь идет о том, что механизмы для того, чтобы выявить вот этих нарушителей среди предприятий и так далее, они все в Налоговом кодексе есть. Но я еще раз акцентирую внимание, это нарушение недобросовестных работодателей, которые хотят решать свои проблемы за счет своих работников и к самозанятым никакого отношения не имеет. Мы занимаемся этим и это вопрос на самом деле не закона, а это вопрос технологий, технологий, и в данном случае эти технологии разрабатываются, и будут продолжать разрабатывать и вот тот пример, который я только что приводил по пенсиям дать дополнительную информацию, это тоже вопрос технологий, это идет в постоянном режиме.
А вот есть вопросы по законодательству, которые надо решать, и их надо обязательно решать, это вопрос связи этого закона с другими отраслевыми законами. Вот Дмитрий Анатольевич Медведев не просто так предложил гильотину, гильотину, которая уберет законы, которые действуют, хотя они даром никому не нужны.
А вот давайте я вам приведу пример. У нас с вами больше всех в этот закон зарегистрировалось, на первом месте такси, второе – это те, кто сдают имущество, то есть те, кто квартиры сдают в аренду, они защитили себя этим законом, они на втором месте. Но у нас с вами в отраслевом законе таксистом может быть только тот, кто зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, не самозанятый, там этого нет, так что, любой гаишник может остановить таксиста и сказать: да, мне плевать, что ты самозанятый, у тебя лицензии не должно быть в таком случае.
Мы говорим, когда о доработке законодательства, мы говорим, что должны быть на законодательном уровне устранены все препятствия для участия людей в этом режиме.
Вот, о чем идет режим, я ещё раз говорю, а о том, что там не надо пугать, вы скажите об этом 280 тысячам человек, которые поверили государству и уже сюда в этот закон пришли.
Председательствующий. Диденко Алексей Николаевич.
Диденко А. Н., председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.
Да, спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемый Андрей Михайлович, вопрос такой. Сразу оговорку сделаю, что в прессе прочитал утверждение о том, что лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, достигшие пенсионного возраста, получают статус работающего пенсионера. Разница между работающими и неработающими с точки зрения наших людей ощутимая: работающие пенсионеры не получают полноценную индексацию своих пенсий, а неработающие пенсионеры получают ежегодно полноценную индексацию.
В этой связи вопрос, вот развеять эти сомнения и всё-таки раз и навсегда ответить людям. В случае если граждане, которые сохранили силы, и после выхода на заслуженную пенсию они ещё оказывают какие-то услуги и фактически являются самозанятыми, если они поверили, как вы говорите, государству и вступают в этот режим, приобретают ли они статус работающих пенсионеров и одновременно, кроме того, что они ещё 4 процента с этих услуг или 6 с юридических лиц оплачивают, и ещё и теряют право на полноценную индексацию?
Макаров А. М. Уважаемые коллеги, я ещё раз хотел бы сказать, что этот закон к пенсиям и к пенсионным правам вообще никакого отношения не имеет. Но поскольку я прекрасно понимаю, что далеко не все глубоко изучали и хорошо знают Булгакова, но зато все знают Владимира Владимировича Бортко, я хотел бы повторить фразу, которая стала бессмертной не потому, что её когда-то написал Булгаков, а потому что её показал Бортко: «Никогда не читайте перед обедом советских газет. Но ведь других-то нет. Вот никаких и не читайте».
Председательствующий. Тумусов Федот Семёнович. Тумусов Ф. С, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». Спасибо.
Уважаемый Андрей Михайлович, вот когда мы принимали этот основной, базовый закон, в который вот мы сейчас будем вносить изменения, здесь, в этом зале звучали слова о том, что вот, проводим эксперимент на 10 лет, и в течение 10 лет все незыблемо, все, ничего не меняется. Я не помню, это вы говорили или другой, но мы уже... не прошло, можно сказать, и года, мы уже вносим, значит, изменения: первое – по составу, второе – по правилам игры.
Вы уже несколько раз сказали, что будем менять там и так далее и отслеживаем и прочие дела. Нет ли тут обмана государства, вот людей мы завлечём, а потом будем все правила менять? Спасибо.
Макаров А. М. Уважаемые коллеги, мне кажется... Ну, давайте я ещё раз просто повторю. В принципе, конечно, можно даже не слушать мои слова, можно просто прочитать текст закона. Ни одной буквы, ни одного правила не предлагается менять. Мы дали гарантии, эти гарантии на 10 лет. Если взять стенограмму моего выступления с этой трибуны, когда этот закон принимался, я сказал, что по итогам мониторинга, который мы будем осуществлять практически в ежедневном режиме, до конца года мы примем потому что очень многие регионы обращались уже тогда, они просили, чтобы дали не на четыре региона, а на многие другие. И здесь, в этом зале, звучал вопрос: почему этот эксперимент не разрешают проводить нам? И мы договорились, что до конца года мы решим вопрос о возможности расширения этого эксперимента. Если взять просто стенограмму моего выступления, можно увидеть, что было сказано именно это, теми же словами.
Коллеги, мне кажется, то, что сейчас мы рассматриваем это выполнение тех обещаний, которые давал парламент, и ничего больше. И ещё раз хотел бы сказать, мы не меняем правила. Но те, кто... Есть такое в законе понятие «злоупотребление правом». Мы дали право, но это людям мы дали право зарегистрироваться, а вот кто-то из работодателей решил правом данным людям злоупотребить. Ведь текст известен какой, что, слушай, что у тебя там будет, там, с пенсией, что будет неизвестно, давай я тебе вот там немножко доплачу и переведу в самозанятые, и у хебя будет зарплата побольше и мне не надо платить. Вот это будет пресекаться. Но я повторяю, это не имеет отношения к этому закону, это не имеет отношения к самозанятым, это нормы, которые есть в Налоговом кодексе, и мы никому не позволим злоупотреблять правом, чтобы нарушать права людей, кто вошёл в этот режим. Вот смысл этого закона.
Поэтому в данном случае, я ещё раз говорю, коллеги, вот нам поверили сегодня, вы знаете, как вот говорил Карл Маркс: «Критерием истинности знаний является практика». Потом Владимир Ильич тоже повторял эту фразу. Вот практика сегодня говорит о том, что 280 тысяч человек с лишним на сегодняшний день нам поверили, а всё остальное... Председательствующий. Спасибо.
По ведению Хохлов Алексей Алексеевич. Ошибочно? Ефимов В. Б., фракция 'ЕДИНАЯ РОССИЯ». Нет. Это Ефимов Виталий Борисович. Председательствующий. Ефимов, пожалуйста.
Ефимов В. Б. Я очень, коллеги, извиняюсь, я никогда не выступаю, когда не затрагивают профессиональные вопросы (я не записывался), ну вот мы говорим о такси, что они, говорили, самозанятые.
В Конституции, статьёй 55 мы должны отвечать за защиту пассажиров, водитель должен быть профессиональный, машина исправная и чтобы он был не бандит. Кто у самозанятых будет это контролировать? Он встал после третьей смены и пошёл, пару часов, значит, вот поработать.
Вы спросите тогда по практике нас, профессионалов, что делать? Вот у нас снижение в этом году на 2,3 процента происшествий, а на такси – на 20 процентов идёт рост. Поэтому, уважаемые коллеги, давайте мы посмотрим, можно ли допускать к особо опасным профессиям самозанятых? С нами, профессионалами, как-то немного тоже контактируйте.
Председательствующий. Центральная трибуна.
Макаров А. М. Уважаемые коллеги, именно об этом я и попытался сказать, что действие данного закона сопрягается с огромным количеством отраслевых законов и перед тем, как... потому что от нас же просили, чтобы мы расширили его на всю страну, мы и сказали, что надо посмотреть все отраслевые законы на предмет пересечения.
А вот дальше я говорю только об одном, можно говорить о любом количестве, но по этому закону таксисты уже зарегистрированы. И давайте посмотрим тогда конкретно, тогда давайте посмотрим, вот какая база, кто, где самозанятые таксисты нарушали или не самозанятые нарушали? А то ведь знаете, как: мы говорим о том, что таксисты нарушают, мы говорим, вообще, мы, вообще, обычно всех как бы объединяем, когда нам это выгодно, когда невыгодно, мы их разъединяем.
Так вот, коллеги, ровно это и предлагается, мы предлагаем расширить массив для того эксперимента, который показал, что он успешен, рассмотреть и после этого и делать выводы, -вот это ровно то, что предлагается в законе.
Ну и сразу хотел бы сказать, что, поверьте, все эти вопросы прорабатывались в течение всего этого года со всеми отраслевыми ведомствами, в том числе, и с Минтрансом. И в данном случае, поверьте, когда мы решали вопросы по тому, правда, мы это год тому назад уже решали, по тому, кто может участвовать, мнение профессионалов по этому поводу было услышано. Если мы хотим просто добавить список профессионалов, который должен быть обязательно услышан, тоже не против, но это не имеет отношения к этому закону. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите запись. Покажите результаты записи.
Нилов Ярослав Евгеньевич. Коллеги, до трёх минут.
Нилов Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты!
Сразу могу согласиться с Андреем Михайловичем, что в государстве, а государство – это система общества, если человек получает доход, то очевидно с этого дохода взимается налог. Это закон жизни и закон существования государства.
Но на фоне пенсионной прошедшей реформы абсолютно не вовремя, на наш взгляд, появилось предложение о таком льготном налоговом режиме. И мы помним, какая была реакция наших граждан, когда предложили этот эксперимент в четырёх регионах. Кричали, что попытаются забрать последнее, мы не от хорошей жизни зарабатываем, зачем вы лезете к нам в карман, и так далее. Поэтому надо учитывать морально-эмоциональное и то время, когда это было предложено, состояние граждан.
Дальше. Здесь задавали вопрос относительно формирования пенсионных прав. Абсолютно правильно ставится вопрос. Часть налога перечисляется в Фонд медицинского страхования. Самозанятый гражданин демотивирован. За него, как за безработного, платит регион и так, и так, ему без разницы. Но если бы эта часть уходила хотя бы в Пенсионный фонд, то тогда бы хоть какой-то мотив был, и какое-нибудь объяснение с точки зрения побуждения гражданина зарегистрироваться присутствовало.
Да, у нас и сегодня есть право добровольно направлять взносы в Пенсионный фонд для формирования будущей пенсии, но делают это очень небольшое количество людей. Очевидно, на рынке труда происходит деградация.
Правильно абсолютно поставил вопрос депутат Ефимов, к нам приходили из профсоюза таксистов, они считают, что агрегаторы их работодатели, хотя, вообще режим самозанятых не для таксистов был предназначен изначально, нельзя, чтобы таксисты были самозанятыми, но мы видим рекламу одной из компаний, которая является агрегатором, предлагается зарегистрироваться в качестве самозанятых и получать заказы такси. Это нарушение труда, отдыха, потом мы видим всплеск аварий.
И еще они говорят о том, что неправильно работает налоговый этот режим, учитывая то, что взимается налог с оборота, а не с прибыли. Они тратят на бензин, на расходные материалы и отдают часть агрегатору. Ну это не для такси было сделано.
Мы считаем, что данный вопрос необходимо исключительно решать только добровольно и используя патентную систему. Вот приобрел человек патент, там стоит он 5 тысяч условно рублей в год, и спокойно занимается своей деятельностью, надо было делать все постепенно, аккуратно, медленно разъясняя, не пугая и говоря о том, что это все добровольно и показывая конкретные плюсы для конкретного гражданина, в том числе, с учетом последующей возможности получения пенсий. У нас это получилось не вовремя, получилось так, что привело к деградации рынка труда и теперь регионы якобы хотят получать доходы, но при этом расходы у федерального бюджета и всей бюджетной системы тоже есть, когда работодатель не направляет взносы и подоходный налог. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Нилов Олег Анатольевич.
Нилов О. А., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» не будет поддерживать развитие этого эксперимента на население половины страны, потому что посчитайте, какое количество населения затрагивается экспериментом.
Ну для того, чтобы продолжать любой эксперимент, нужно подвести итоги того эксперимента, который был начат. Сегодня мы этих итогов не увидели, не услышали, кроме одной цифры, что 280 тысяч вышли из тени, и им стало хорошо. Вот слова, слова, слова, никаких доказательств этого «хорошо» мы не получаем, уважаемые коллеги.
Конечно, мы не за то, чтобы миллионы граждан не платили налогов, это, конечно, несправедливо, и в большинстве стран нормальных это преступление, и это правильно. Но в большинстве стран, уважаемые коллеги, есть необлагаемые доходы налогом, да? До 30-50 тысяч рублей сегодня не облагаются доходы во многих странах, например, даже в Китае, нулевая ставка налога на эти доходы. Почему этот вопрос мы много раз предлагали рассмотреть, определить эту планку необлагаемого дохода, вы уходите в сторону. В большинстве стран, абсолютном большинстве стран прогрессивный налог действует, когда сверхбогатые люди платят сверхналоги. Вы тоже не хотите эту несправедливость хотя бы в экспериментальном порядке как-то отрегулировать? Давайте Москву и Петербург в экспериментальном порядке вот в этот эксперимент окунем и посмотрим, может быть, тогда не надо будет этих пенсионеров, предпенсионеров, вот о ком мы беспокоимся, подводить под уплату каких-то пусть и небольших налогов.
Ну, и, конечно, регрессивная налоговая система по уплате в Пенсионный фонд. Это почему мы не замечаем? И вот здесь почему мы не получаем доходы? Простите, пожалуйста, да.
Поэтому очень сложно разобраться в этих предлагаемых экспериментах, но, как правило, эти эксперименты идут в одну сторону – в сторону кармана абсолютного большинства простых граждан, тем более даже бедных и иногда и нищих. И туда всё равно мы экспериментально хотим залезть и копеечки там какие-то потрясти. В другую сторону почему эта рука не распространяется, и в карманы богатых и сверхбогатых ни разу ни одной попытки не было здесь вами поддержано? Спасибо. Не будем голосовать.
Председательствующий. Спасибо.
Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста.
Фаррахов А. 3. Спасибо.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», безусловно, поддерживает принятие данного проекта федерального закона в первом чтении. Оценивая результаты эксперимента, работая в субъекте, который активно принимал участие и продолжает принимать участие в этом эксперименте, хочу сказать следующее.
Что мы обещали нашим избирателям, когда мы начинали этот эксперимент? Нулевая бюрократия, максимальная цифровизация всех процессов, максимально удалённое общение с государством, контроль, надзор и государственная поддержка. Что мы сегодня имеем?
Нулевая бюрократия, её просто нет и там нет места для бюрократии.
Цифровизация всех процессов. Посмотрите в Арр Store и Google Play, приложение «Мой налог» имеет пять звёзд.
Максимально удалённое общение с государством. Это общение между федеральной налоговой инспекцией и конкретно самозанятым гражданином.
Государственная поддержка. Правительство внесло в Государственную Думу проект федерального закона, он уже одобрен профильным комитетом, о приравнивании самозанятых к малому и среднему предпринимательству при процедуре закупок.
Так о чём этот закон? Этот закон о праве, о возможностях и доверии. Право – это возможность ликвидировать неопределённость для тех граждан, которые сегодня её имеют. Возможность – это возможность для субъекта улучшить деловую среду, возможность для субъекта увеличить конкурентность, возможность для государства, для федеральных органов власти решить ситуацию, которая вот в том числе и сегодня обсуждалась.
Что такое возможность для самозанятых? Это, безусловно, возможность выйти из тени. Что это даёт для потребителей, для нас с вами? Получить качественную конкурентную услугу и налоговый вычет за эту услугу. Что даёт этот закон для бизнеса?
Получить конкурентного стабильного прозрачного партнера.
Предлагаемый эксперимент получит окончательную оценку в 2028 году, и оценивать его результаты будет Государственная Дума девятого созыва. Но уже сегодня абсолютно ясно, что этот закон отвечает на главный вопрос. Для чего нужны законы? Для того чтобы каждый член общества знал, как ему поступить в той или иной ситуации. И, отвергая право сегодня, уважаемый Олег Анатольевич, мы отвергаем возможность выбора для наших граждан. Поэтому фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддерживает принятие сегодняшнего закона и рекомендует всем проголосовать за принятие этого закона.
Председательствующий. Ганзя Вера Анатольевна.
Ганзя В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, да, безусловно, регионы заинтересованы в том, чтобы этот налоговый режим был введен. А чего им не быть заинтересованными? Они, во-первых, платили сами за тех людей, которые не работали и обращались в поликлиники, это первое.
Второе, часть этих денег поступать будет в бюджет региона. Естественно, конечно, они будут заинтересованы в том, чтобы этот налоговый режим был введен, а вот людей-то мы спросили, мы же их не спросили, давайте в регионах людей спросим, а они то сами заинтересованы в этом, чтобы платить? Я сомневаюсь, что они будут заинтересованы.
Теперь что касается условий. Мои дорогие коллеги, я вот в Комитете по бюджету и налогам работаю. Нет такой недели, чтобы не проходило изменений в Налоговый кодекс. Нет, наверное, такой недели. Что мы видим в данной ситуации? Что гарантии даны на 10 лет, кто эти гарантии будет выполнять, скажите? Правительство? Так они уже сколько раз гарантии давали и постоянно их нарушают.
Мы всегда говорим, и на комитете звучало такое не очень традиционное слово – «переобуваемся» на ходу, с налогами. Так оно и есть. Не получится ли так, что встанут они на учет эти бедолаги, они, конечно, из тени выйдут и впоследствии по полной программе будут платить все налоги. Вот для этого, скорее всего, вот это вот вводится.
Теперь, что касается налога, например, единый налог на вменённый доход.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7050252.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments