leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 20.11.19 Набиуллина представила Госдуме ДКП на 2020 год – часть 2

Стенограмма пленарное заседание ГД 20.11.19 Набиуллина представила Госдуме ДКП на 2020 год – часть 2
С другой стороны, хотел бы, заканчивая своё выступление, обратить внимание на одно очень важное обстоятельство, коллеги. То, что мы говорили с вами уже несколько лет тому назад, сегодня говорят все экономисты мира: грядёт тяжелейший мировой экономический кризис. Причём его отличие от предыдущих кризисов будет состоять в том, что если раньше действовали механизмы, такие как ВТО, действовало международное право, сегодня все эти механизмы деформированы, а международное право просто сведено на нет. И поэтому каждая страна будет выживать... Можно мне тоже попросить минуту?
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, время.
Но, уважаемые коллеги, обратите внимание, как наши представители в руководстве Центрального банка стали активно работать: и коллега Аксаков, и коллега Макаров, и коллега Жигарев. Нам необходимо сформировать резерв по каждому представителю. Спасибо, Андрей Михайлович.
Минуту, не возражаете? Нет, не возражают. Добавить минуту.
Макаров А. М. Так вот, коллеги, когда деформированы эти механизмы, каждая страна будет выживать в одиночку.
И в этой ситуации вывод, который я хотел бы сделать из того огромного документа, он требует часового обсуждения, состоит в том, что меры денежно-кредитной, на самом деле и бюджетной политики для обеспечения экономического роста исчерпаны. Меры денежно-кредитной политики не в состоянии обеспечить экономический рост.
Они в состоянии лишь предотвратить экономическую катастрофу вот в тех самых условиях экономического кризиса, который ждет весь мир.
И благодаря сегодняшней денежно-кредитной политике наша страна в этом мире пока чувствует себя достаточно устойчиво.
Давайте не будем этим рисковать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Михайлович.
Пожалуйста, коллега Жигарев. Вы тоже у нас входите в состав? Как теперь называется Национальный банковский совет? Так и называется? А то Вы, и Андрей Михайлович, и Анатолий Геннадьевич входите в состав Национального банковского совета России... А? Финансового. Национального финансового совета.
Уважаемые коллеги, что?
Коллега Кашин, Вы всё про деньги, а мы должны говорить об ответственности наших коллег. Вот вы на Набиуллину, а у нас вот, наши коллеги, руководители. А... Вот так вот.
Пожалуйста, коллега Жигарев. Пожалуйста.
Жигарев С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, комитет, рассмотрев представленный документ, отмечает в целом качество подготовки этого документа, заслуживает высокой оценки, по сравнению с версиями прошлых лет.
Основные направления стали еще более структурированными и содержательными, в том числе благодаря усилению научной составляющей, которая учитывает результаты экономических исследований в области оценки вклада денежно-кредитной политики в развитие национальной экономики.
Вместе с тем у комитета есть ряд замечаний к представленному документу.
Так из года в год Банк России декларирует в своих документах проведение умеренно жесткой денежно-кредитной политики, однако, критерии классификации такой политики по-прежнему остаются нераскрытыми.
По мнению комитета, отнесение реализуемой денежно-кредитной политики к умеренно жесткой выглядит достаточно спорным, поскольку объем операций Банка России по регулированию профицита ликвидности в 2018-2019
годах превышает объем операций по рефинансированию кредитных организаций, которые сокращаются.
Как и в прошлом году, в Основных направлениях не представлен анализ действующей системы инструментов предоставления ликвидности банковскому сектору, которые между тем могут стать хорошими стимулами для инновационной
экономической активности.
В документе нет упоминания о специнструментах рефинансирования Банка России, используемых в период 2014-2019 годов, что может означать завершение регулятором их применения.
В своих предыдущих заключениях на основные направления комитет поддержал использование регулятором этих инструментов, отмечал их точечное позитивное воздействие на те сектора экономики, в которых они применялись. А учитывая, что финансовые санкции в отношении России продолжают действовать на всём прогнозном горизонте, считаю, что можно было бы на ближайшие два-три года сохранить специнструменты рефинансирования в качестве одного из внутренних источников развития приоритетных отраслей экономики и поддержки импортозамещения.
Помимо этого комитет отмечает, что в условиях ощутимого замедления темпов роста мировой экономики на фоне усиления торговых противоречий российская экономика с выраженными структурными дисбалансами, высокой степенью открытости, зависимостью экономической динамики и финансовой устойчивости от экспорта энергоносителей может столкнуться с рисками чрезмерного сжатия инфляциями и одновременно с высокой волатильностыо курса рубля одновременно.
В таком нестабильном глобальном контексте вполне логичным выглядел бы переход к режиму мягко регулируемого валютного курса в диапазоне, который определяется фундаментальными факторами состояния российской экономики.
В свою очередь более равномерное распределение ответственности за поддержание макроэкономической устойчивости между валютной и денежно-кредитной политикой может способствовать смягчению ориентира в таргетировании инфляции и установлению диапазона роста потребительских цен в оптимальных пределах с последующим переходом к более гибкой процентной политике.
По мнению комитета, подобный манёвр стратегии Банка России мог бы оживить инвестиционный и потребительский спрос и в то же время обеспечить необходимую поддержку финансово-экономической стабильности в стране.
Актуальность такого манёвра с точки зрения оценки влияния монетарной политики ЦБ на реальный сектор экономики подтверждается логической взаимосвязью основных направлений с указом президента за номером 204. Оба документа нацелены на повышение уровня и качества жизни российских граждан и содействие экономическому росту за счёт реализации предусмотренных указом приоритетных нацпроектов.
В этой связи комитет полагает, что для решения первоочередных задач по повышению темпов и качества экономического роста помимо проведения структурных реформ потребуется и оптимизация стратегии денежно-кредитной политики.
Это имеет важное значение для выполнения задачи по обеспечению роста производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики не ниже 5 процентов в год и достижения к 2024 году объема экспорта несырьевых товаров в размере 250 миллиардов долларов в год.
В области монетарной политики решению этих двух важнейших стратегических задач могло бы способствовать определение и поддержание оптимального диапазона валютного курса рубля. Обоснованный фундаментальными фактами, гибкорегулируемый и прогнозируемый на перспективу диапазон валютного курса не приводил бы к удорожанию дорогостоящего импортного оборудования, необходимого для переоснащения производственной базы и выпуска конкурентоспособной несырьевой российской продукции и при этом мог бы обеспечить достаточную рентабельность и рост доходов от несырьевого экспорта.
В заключение, считаю, необходимо отметить, что в настоящее время само состояние российской экономики, к сожалению, является лишь побочным фактором при принятии Банком России решений о проводимой денежно-кредитной политике. К примеру, стимулирующая денежно-кредитная политика применяется при устойчивом отклонении инфляции вниз от цели и наличии рисков устойчивого отклонения без принятия мер денежно-кредитной политики, а сдерживающая денежно-кредитная политика, напротив, реализуется при устойчивом отклонении инфляции вверх от цели или формировании рисков такого отклонения без принятия мер денежно-кредитной политики. Иными словами, стимулирование или сдерживание экономического роста пока что является для регулятора лишь следствием наблюдаемого или прогнозируемого уровня инфляции.
Эльвира Сахипзадовна, хотел бы добавить, что, конечно, пять лет вы руководите уже ЦБ, и уже действительно это не тот Центральный банк, который был пять лет назад, количество банков сократилось, их качество повысилось, и, безусловно, с вашим приходом, и на это не надо нести ответственность, повышается роль Центрального банка в общем экономическом процессе и движении РФ.
Вячеслав Викторович, доклад закончил. Хотел бы обратить внимание, что на 1,5 минуты раньше.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Александрович. Краткость – сестра таланта, как вы знаете.
А что касается пяти лет, это, для нашей страны особенно, очень маленький, короткий промежуток времени. И если вы посмотрите на демократии, особенно демократии таких стран, как Соединённые Штаты Америки, Великобритания, Германия, хотя форма устройства Китая другая, вы, наверное, согласитесь, что стабильность – основа развития. И когда Эльвира Сахипзадовна только начинает работу, мы можем говорить об ожиданиях следующего пятилетнего цикла, потому что она сможет многое сделать. И ваши слова должны вселить уверенность в Председателя Центрального банка, тем более вы знаете. Председатель Центрального банка назначается по представлению президента Государственной Думой.
Поэтому мы с вами, кроме того, что должны спрашивать, вместе с этим должны и поддерживать, уважаемые коллеги. А как? Вот вы сами задумайтесь, Председатель Центрального банка может уверенно строить свою работу без поддержки парламента, который её же на эту должность назначил? Об этом речь идёт. Поэтому у нас должна быть и здоровая где-то критика, и предложения конструктивные, но вместе с этим поддержка. Если бы до Эльвиры Сахипзадовны столько, сколько она сделала, предшественники сделали, у нас многие проблемы были бы решены, у нас не было бы коллапса и кризиса в сфере банковской, система была бы более устойчивой. Вот об этом речь идёт.
Поэтому мы с вами так и разговор должны строить: что необходимо Центральному банку для того, чтобы дальше более эффективно приводить в жизнь денежно-кредитную политику.
Коллеги, переходим к обсуждению. Фракция КПРФ, Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Панкину Борису Романовичу. Куринный А. В., фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, многие экономисты, в том числе и известные, говорят о том, что неправильные действия Центробанка и правительства приводят к искусственному торможению экономики РФ. В частности за последние пять лет они в виде нереализованных возможностей говорят о потере 25-30 триллионов ВВП в результате этих действий. Какие это действия? Это высокая ключевая ставка, это вывод денег из экономики ФНБ, это тепличные условия для спекулянтов в виде высоких процентов по государственным ценным бумагам, это постепенное ослабление рубля, ну и самое главное – отсутствие ответственности за экономический рост в стране. Как вы можете прокомментировать подобного рода утверждения?
Набиуллина Э. С Спасибо большое за вопрос.
Денежно-кредитная политика наша направлена на то, чтобы создавать условия для экономического роста, в том числе через и прежде всего через обеспечение ценовой стабильности.
Я понимаю, когда говорят, что вот высокие процентные ставки сдерживают экономический рост, но эти высокие процентные ставки, наша ключевая ставка, направлена на то, чтобы снизить инфляцию. Если не снижать инфляцию, то мы могли бы иметь и высокую инфляцию, и низкий экономический рост. Наш анализ показывает, что экономический рост сдерживается не столько ставками, а другими причинами структурного характера. И потенциальные темпы роста надо повышать, надо заниматься ростом производительности труда, поддержкой реального сектора экономики.
Со своей стороны, кроме денежно-кредитной политики, мы настраиваем финансовое регулирование, банковское регулирование с тем, чтобы банки в большей степени были заинтересованы именно в кредитовании реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса.
Что касается курса. Вы знаете, в экономике разные предприятия, одни говорят, что курс слишком сильный, другие говорят слишком слабый, те, кто хотят купить оборудование за рубежом, говорят, что он слишком слабый. У нас рыночный курс, он позволяет как раз балансировать интересы разных участников экономической жизни, плюс к этому бюджетное правило, которое сглаживает колебание реального курса экономики. Поэтому, на наш взгляд, вот эти вопросы финансовой, ценовой стабильности, они, безусловно, необходимы для экономического роста. Недостаточны, я с вами согласна, но необходимы. Без стабильности не будет никакого роста, это просто базовые условия для экономического роста, и наша деятельность направлена именно на это. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Пайкин Борис Романович. Фракция ЛДПР. Подготовиться Шулепову Евгению Борисовичу. Пайкин Б. Р., фракция ЛДПР.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, действительно нельзя сейчас не отметить положительные эффекты от реализации Банком России денежно-кредитной политики. Однако, к сожалению, проблемных вопросов остаётся ещё очень много.
Одной из самых чувствительных проблем для населения была и остаётся реальная доступность ипотечных кредитов. Сегодня уже работает поддержка молодым семьям, семьям, у которых родился второй ребёнок, разрабатываются механизмы снижения ставки по ипотеке до 2-3 процентов для жителей Дальнего Востока и сельских территорий.
Но мы должны решать ещё более амбициозные задачи – добиваться минимальной ставки по ипотеке для всех жителей и на всей территории нашей страны.
Президентом уже было дано поручение правительству совместно с Банком России принять дополнительные меры, направленные на снижение процентной ставки по ипотечным кредитам до уровня 8 процентов годовых и менее.
Какие меры, в том числе совместно и с правительством принимаются Банком России в этом направлении и... (Микрофон отключён.)
Набиуллина Э. С. Спасибо большое. Вопрос понятен.
Борис Романович, это действительно очень важное направление -развитие ипотеки и честно скажу: нас радуют темпы роста ипотеки, они высокие – под 20 процентов. И даже в этом году, несмотря на то, что мы повышали ставку, темпы чуть-чуть снизились, но остаются высокими, что очень важно, чтобы качество ипотеки было высоким, чтобы это тоже не приводило к чрезмерной загруженности людей, которые не в состоянии обслуживать ипотеку, мы за этим внимательно следим.
После того, как ставки чуть-чуть выросли, сейчас ставки опять идут вниз, средняя ставка – 9,68 по ипотеке, на наш взгляд, она и дальше может снижаться эта ставка, по мере того, как снижается и инфляция, и наша ключевая ставка. Ориентир, который поставлен президентом – 7-8 процентов, на наш взгляд, реалистичный, на это направлена наша денежно-кредитная политика, чтобы держать инфляцию под контролем – это базовое условие.
Я напомню, кстати, вот когда ключевая ставка была 5,5 процента, кажется, ниже нынешней, ипотека была менее доступной, ставки по ипотеке были гораздо выше. Именно то, что мы, нам удалось снизить инфляцию, позволяет делать ипотеку более доступной.
И, безусловно, мы работаем вместе с правительством для того, чтобы банки активно участвовали в программах специальных, которые направлены на поддержку малых семей. Там иногда возникают сложности, и депутаты нам тоже о них говорят, мы доводим соответствующую информацию и рекомендации для банков для того, чтобы эти программы эффективно реализовывались, которые направлены на определённые категории наших граждан.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Шулепов Евгений Борисович. Подготовиться Николаеву Олегу Алексеевичу. Шулепов Е. Б., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, лично меня восхищает ваше мужество, с которым вы отстаиваете политику по поддержанию финансовой устойчивости в стране.
Огромное вам спасибо. Но также радует, что Центральный банк все больше внимания уделяет и перспективам экономического роста.
18 ноября Государственная Дума вместе с правительством и бизнес-сообществом провели парламентские слушания «Повышение инвестиционной активности в стране». Понятно, что банковская система играет огромную роль, если не определяющую в инвестиционной политике.
Хотелось бы услышать ваше мнение о возможности применения стимулирующей денежно-кредитной политики в сегодняшних условиях, когда инфляция меньше 4 процентов, но ВВП, темпы роста ВВП, точнее меньше потенциального. Ну и какие инструменты могут быть задействованы Центральным банком?
Спасибо огромное.
Набиуллина Э. С. Спасибо.
Действительно, денежно-кредитная политика, я еще раз повторю, создает условия для экономического роста и дает необходимую предсказуемость, чтобы был именно инвестиционный характер роста, что нужно для нашей экономики.
Сейчас наша денежно-кредитная политика, вот мы долго проводили умеренно жесткую и были вопросы, как мы ее определяем, это та политика, по сути, которая направлена на снижение инфляции.
Сейчас нашу политику мы характеризуем как нейтральную, она направлена, если сказать условно, на поддержание инфляции около 4 процентов, потому что мы уже добились близко этой цели. Но, мы видим, что потенциал некоторый для смягчения есть, ставки будут продолжать снижаться и главное не только снижение ставок, главное, что у нас происходит удлинение кредитов, а то это нужно для инвестиций, хотя источник кредитный это не единственный источник для инвестиций, но тем не менее удлинение кредитов, когда и банки, и инвесторы уверены, что инфляция долго будет на контролируемом низком уровне, кредиты удлиняются. Это происходит во всех странах, это происходит постепенно у нас.
Мы поэтому считаем необходимым вести нейтральную пока денежно-кредитную политику, но мы ведем политику стимулирующего регулирования для банков, настраиваем так регулирование для того, чтобы банкам было интереснее финансировать проектное финансирование, то есть новые инвестиционные проекты, интересно было и финансировать развитие, расширение производства, а не просто слияние и поглощение компаний.
Поэтому в совокупности наша политика как раз направлена на то, чтобы поддержать условия для экономического роста. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Николаев Олег Алексеевич, фракция «СПРАВЕДЛИВА ЯРОССИЯ». Подготовиться Кравцу Александру Алексеевичу.
Николаев О. А., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». Спасибо.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна! Вот предприниматель очень часто обращается по поводу того, что кредитные договора банки требуют к возврату из-за того, что происходит переоценка заложенного имущества, хотя при этом предприниматели добросовестно обслуживают кредиты, то есть, оплачивают все предусмотренные по кредитному договору платежи.
Ранее вы говорили о том, что Банк России будет предпринимать меры по изменению подходов к кредитованию, вы и сейчас об этом, кстати, вот только что, отвечая, говорили. И в связи с этим у меня, может быть, вопрос будет, как бы в продолжение.
Вот какие меры уже Центральным банком, реализованные вот в направлении того, чтобы банки всё-таки ориентировались при кредитовании, прежде всего, на бизнес-модели и предпринимателей, и будущие финансовые потоки, а что для этого сделано в регуляторике? И что, вообще, предполагается, может быть, под действующим специнструментом, или будут запускаться новые специнструменты... (Микрофон отключён.)
Набиуллина Э. С. Спасибо.
Действительно очень правильный вопрос. Это то структурное изменение, которое нам нужно в банковском кредитовании.
Наша политика направлена на то, чтобы было меньше, как мы его называем, ломбардное кредитование, когда банк просто взял залог, и его не интересует, что происходит с предприятием, как оно развивается, какие денежные потоки. И когда залог меняется в цене, безусловно, мы и заинтересованы в том, чтобы залога было достаточно, так как залог, это нужно для защиты прав кредиторов и вкладчиков банка.
На наш взгляд, действительно больше модель банковского кредитования должна строиться на анализе бизнес-модели финансовых потоков. Мы для этого приняли первое решение, о котором я уже сказала, что мы будем существенно расширять регулирование по проектному финансированию. Раньше оно было только для ВЭБа и для жилищного строительства, которое переходит на счета эскроу, мы теперь предлагаем для всех инвестиционных проектов.
И плюс к этому с 1 января у нас меняются подходы к оценке риска, и выделяется класс заёмщиков, условно, инвестиционный класс, по которому будут существенно снижены требования, достаточно существенно снижены требования к банкам, для того чтобы банки как раз больше кредитовали реальный сектор экономики. Эти изменения вступают с 1 января.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Кравец Александр Алексеевич, фракция КПРФ. Подготовиться Диденко. Кравец А. А., фракция КПРФ.
Спасибо. Кляча рыночной экономики России не может вытащить страну из трясины социально-экономических проблем уже практически 30 лет. По данным, вот свежие данные, по данным того же агентства финансовой информации 70 процентов соотечественников не имеют сбережений, зато закредитованность составляет 16 триллионов. Фактически львиная доля этих средств – это деньги, которые не доплачены пенсионерам, это недоплаченные пособия, зарплаты. И уровень жизни снижается шесть лет в стране.
Вопрос. Ваша так называемая умеренно жесткая политика ведет к замедлению экономического роста и снижению уровня жизни населения страны. Если считать, что уровень инфляции снижен, то возникает вопрос: когда, вообще, власти и банк собираются отдавать денежные средства народу, изъятые в период осуществления... (Микрофон отключен.)
Набиуллина Э. С. Действительно, проблема неравенства доходов – это одна из ключевых проблем. Если говорить о связи уровня доходов и инфляции, то снижение инфляции при прочих равных способствует повышению реальных доходов. Это общеизвестно, что высокая инфляция – это налог на бедных. И когда высокая инфляция, больше всего страдают бедные. Поэтому вопросы бедности, вопросы неравенства распределения доходов методами денежно-кредитной политики не решить, только методами, это совокупная экономическая политика. Ещё раз, снижение инфляции способствует росту реальных доходов населения.
Председательствующий. Пожалуйста, фракция ЛДПР. Диденко Алексей Николаевич.
Подготовиться Алексею Николаевичу Изотову.
Диденко А. Н., председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в перечне поручений по реализации Послания президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года правительству и Центральному банку было дано поручение разработать и утвердить план действий по ускорению темпов инвестиций в основной капитал, доведя их долю до 25 процентов, долю в ВВП.
Какие Центральным банком планируется принимать меры с тем, чтобы достичь той цели и решить задачу, которая была поставлена Президентом России? Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо.
На решение задачи по росту инвестиций, конечно, Центральный банк влияет, и влияет разными направлениями своей деятельности: и денежно-кредитной политикой, снижая ставки и удлиняя кредиты. Низкая инфляция, ещё раз, позволяет удлинять кредиты. Но мы при этом прекрасно понимаем, что доля кредитов и кредитного развития инвестиций, она ограничена, она не может быть бесконечной. Точно так же может приводить к закредитованности компаний.
Поэтому нужно развитие как во многих странах, которые переживают рост инвестиций, развитие так называемых институциональных инвесторов.
Кто такие институциональные инвесторы? Это те, кто имеет «длинные» деньги, это страховые компании, это пенсионные фонды. Мы уже здесь говорили о страховых компаниях. Важно, чтобы они вкладывали свои страховые резервы именно в инвестиционные компании. Это привлечение акционеров и капитала. И для этого нами предпринимаются меры для развития рынка облигаций. Кстати, рынок облигаций у нас активно растёт, и многие корпорации уже не только берут деньги в банке для развития собственного бизнеса, для развития инвестпроектов, а выходят на рынок, в том числе через программы облигаций для того, чтобы привлекать заёмные средства.
Развитие пенсионных накоплений, здесь будут дискуссии, и мы знаем, что и в рамках работы в парламенте по развитию накопительного элемента, это необходимый элемент для развития «длинных» денег в стране.
И действительно, здесь по всем направлениям мы работаем. Поверьте, это в фокусе нашего внимания, тема для того, чтобы у нас появились именно «длинные» деньги для инвестиций. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Изотов Алексей Николаевич, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Подготовиться Ионину Дмитрию Александровичу. Изотов А. Н., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, у меня тоже вопрос по инфляции. Цель – 4 процента, но этом в целом по стране, а у меня вопрос касается по субъектам РФ, потому что достаточно сильно отличаются между собой. Например, в сентябре на Алтае инфляция составила 1,7 процента, а в Республике Бурятии – 5,6 процента. И главные проводники ключевой ставки, как индикаторы инфляции, являются банки через свою систему кредитования.
Вот с учетом того, что за последние годы у нас количество банков в значительной степени сократилось, и в первую очередь за счет региональных банков, есть у нас уже многие субъекты, где региональные банки отсутствуют.
Вопрос у меня такой. Может ли сегодня трансмиссионный механизм Центрального банка действительно эффективно работать в субъектах? Видите ли Вы здесь какие-то риски? И как планирует сглаживать колебания инфляции Центральный банк в тех субъектах, где они значительно превышают норматив?
Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо большое.
Действительно, очень важный вопрос, что происходит в регионах, потому что когда мы говорим 4 процентах, это среднее по стране, и ситуация различается в регионах.
Мы с некоторых пор очень внимательно проводим региональный экономический анализ. Перед каждым Советом директоров у нас приезжают представители регионов, и мы внимательно изучаем ситуацию в регионах с экономикой, с безработицей, с инфляцией, для того чтобы учесть, какая разнообразная ситуация в нашей стране.
Первый вывод, который мы делаем – чем меньше инфляция, тем меньше разброс. Когда у нас инфляция была выше, разброс был еще больше.
Второе. На дифференциацию региональной инфляции сильно влияют местные локальные факторы. И у нас в каждом регионе создаются рабочие группы, где участвуют и бизнес, и местные органы власти, для того чтобы оценить влияние вот этих немонетарных факторов, локальных факторов, они очень разные по разным регионам, воздействовать именно на них, для того чтобы инфляция приближалась к уровню среднему по стране.
Тем не менее трансмиссионный механизм, на наш взгляд, с особенностями, но эффективно работает по всей стране, но мы будем это отслеживать очень внимательно, вопрос очень правильный про региональную разбивку.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Ионин Дмитрий Александрович – фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Подготовиться Корниенко – фракция КПРФ.
Ионин Д. А., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Спасибо.
Вопрос к вам, как к организации, регулирующей деятельность коллекторов и надзирающих по сути за ними.
Вот профсоюз коллекторов, такой существует, оказывается, у него сокращённое название НАПКА, предлагает ввести наказание должников за введение в заблуждение коллекторов, использовать указанный изначально адрес электронной почти и наказывать, если они это не делают, и получить доступ к базе телефонов из единой системы идентификации и аутентификации. В общем, обижают их кредиторы, оказывается. Но при этом институт коллекторства в России себя дискредитируют своими методами работы, и, в принципе, у нас есть судебные приставы, у нас есть суды, есть цивилизованная система взыскания долгов.
В этой связи простой вопрос к вам, как к регулятору, вот от обывателей буквально вопрос.
А зачем нам нужна вообще система коллекторов в стране, если по идее есть и иные механизмы взыскания задолженности цивилизованные, а не вот эти структуры, которые, ещё раз скажу, дискредитировали себя своими методами?
Набиуллина Э. С. Первое. Хотела бы уточнить, что мы не надзираем за коллекторами. У нас служба судебных приставов по законодательству надзирает за коллекторами. Но, безусловно, коллекторы взаимодействуют с банками, и нам не безразлично, как это происходит.
Мы, кстати, поддерживаем введение уголовной ответственности за незаконную коллекторскую деятельность, её надо вводить, потому что часто незаконные коллекторы действуют на этом рынке, и повышение их ответственности, безусловно, поддерживаем. Нужно ещё раз предметно обсудить.
Но тем не менее во многих странах и у нас коллекторская деятельность осуществляется не только тем, кто выдал кредит (да?), она как таковая должна быть, нужно обеспечить возврат кредита, потому что банки привлекают ещё раз вклады, и если не будет системы работы с заёмщиками, которые не возвращают кредиты, конечно, это нарушает рыночную дисциплину.
На мой взгляд, здесь нужно не запрещать, а действительно более жёстко регулировать, устанавливать жёсткие формы контроля и ответственности за коллекторской деятельностью.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, думаю, вы поддержите предложение Эльвиры Сахипзадовны, и мы с вами давайте поручим Комитету по безопасности и противодействию коррупции этот вопрос взять на контроль.
Эльвира Сахипзадовна, вы правы, что за незаконную коллекторскую деятельность необходимо привлекать к уголовной ответственности. Коллеги, вы согласитесь?
Василий Иванович, соответственно, только что вот мы, обсуждая этот вопрос, услышали предложение Председателя Центрального банка о необходимости за незаконную коллекторскую деятельность привлекать к уголовной ответственности. Давайте изучим этот предмет и, не откладывая, вынесем на обсуждение, потому что здесь вот наши коллеги подняли эту тему правильно, у нас граждане подвергаются просто террору со стороны незаконных коллекторов, и было бы правильно, чтобы мы дали этому оценку, в том числе и через законодательное регулирование.
Коллеги, обращаю внимание, мы обсуждаем очень важную тему – Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Нахождение в зале коллег Грешневикова, Харитонова вас должно сориентировать. 27 лет они в парламенте, знают, как работал Верховный Совет, они в зале присутствуют. А вы посмотрите, вот молодые, новые депутаты, которые только пришли, где? Вы уже немолодой. Поэтому где? Понимаем, о чем речь идет? А потом скажете – Председатель Центрального банка.
Мы отвечаем, мы назначали. У нас в Национальном финансовом совете три наших председателя комитета. Где наши коллеги сегодня? Почему отсутствуют? Разные вопросы бывают, а это тот вопрос, на котором присутствие Харитонова и Грешневикова показательным является. Те, кто участвует в рассмотрении таких вопросов, имеют горизонт планирования 27 лет, 27.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. 9? 29 у Грешневикова. Николай Михайлович, мы думали, что вы у нас политический долгожитель, а, оказывается, вы будете помоложе, чем Грешневиков, да?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. И он 29? Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Да, необходимо какие-то решения принять.
Коллеги, пожалуйста, фракция КПРФ, Корниенко Алексей Викторович. Подготовиться фракции ЛДПР, Пиляеву Ивану Сергеевичу. Корниенко А. В., фракция КПРФ.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, нужно признать, наверное, что инвестиционная активность РФ достаточно слабая. Структурный профицит ликвидности в текущем году по прогнозу будет 3,6 и 3,9 триллиона рублей, в 2020-м – на 14 и 18 процентов увеличится. Рост лишних денег в банках говорит об их невостребованности и дороговизне, это сохраняется уже несколько лет. В структуре по источникам финансирования характерен рост вложений на собственные средства, тогда как доля вложений на привлечённые сократилась. Банковская система не выполняет свою основную функцию – кредитование.
Вот в связи с этим вопрос. Как вы намерены решить вопрос активизации инвестиционной деятельности и доступности кредитования в российской экономике? Благодарю.
Набиуллина Э. С. Спасибо.
Действительно, вопрос о стимулировании инвестиций, он ключевой, звучит во многих вопросах, и мы с этим согласны. У нас действительно инвестиционная активность достаточно слабая, мы её анализировали, и основная причина – это замедление государственных инвестиций. Но мы рассчитываем на то, что с разворачиванием нацпроектов госинвестиции также будут расти, это поддержит инвестиционную деятельность, необходимые инвестиции в инфраструктуру и так далее. Но тем не менее эти госинвестиции недостаточны для поддержания инвестиционной активности, нужно, чтобы были частные инвестиции, предприятия, которые вкладывают деньги.
Но во всём мире и у нас всё равно основным источником будут собственные средства. И Андрей Михайлович правильно говорил, что собственные средства часто используются не для инвестиций, многие предприятия не инвестируют, держат деньги на депозитах. Мы банки ориентируем, которые являются посредниками, перераспределителями этих средств, для того, чтобы они больше поддерживали кредитование реального сектора экономики через наше регулирование, удлиняя кредиты. Но тем не менее это задача комплексная для всех направлений экономической политики: и для денежно-кредитной, и для вопросов регулирования.
Председательствующий. Фракция ЛДПР, Пиляев Иван Сергеевич.
Подготовиться Сазонову Дмитрию Валерьевичу.
Пиляев И. С, фракция ЛДПР. Спасибо.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, Банк России в соответствии с бюджетным правилом покупает валюту в целях зачисления денежных средств в Фонд национального благосостояния (ФНБ). При этом в августе 2018 года ЦБ принял решение отказаться от операций по покупке валюты до конца 2018 года. Чем было обусловлено данное решение? Действия Центрального Банка в части покупки валюты приводили к росту цен на нефтепродукты на внутреннем рынке? Какое влияние оказывает применение инструментов денежно-кредитной политики на рост цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке? Не считаете ли вы необходимой корректировку бюджетного правила?
Набиуллина Э. С. Мы действительно приостанавливали покупки валюты на открытом рынке в рамках бюджетного правила. Мы от них не отказались, приостановили на время для того, чтобы пройти период повышенной, сильно повышенной финансовой нестабильности на мировых рынках и у нас. Мы этот период прошли и возобновили эти покупки, в том числе, компенсировали те отложенные покупки, но растянули это во времени для того, чтобы ситуация была достаточно стабильной.
При этом по влиянию нашей денежно-кредитной политики на цены определённых видов товаров, безусловно, мы влияем на общий индекс цен методами денежно-кредитной политики. Мы видим, как иены на отдельные товары, что называется, очень волатильны: то они сильно падают, то сильно растут. И нам нужно вместе с правительством, с местными органами власти именно стабилизировать некоторые компоненты инфляции, связанные, прежде всего, с немонетарными факторами, поэтому мы эту работу развернули, организовали. В ближайшее время выйдет наш второй уже доклад по немонетарным факторам инфляции и что нужно сделать для того, чтобы цены были более стабильными на ряд компонентов, особенно чувствительных для населения, таких как продовольственные товары.
Бюджетное правило – мы не считаем нужным отказываться ни в коем случае. Бюджетное правило действительно сыграло и играет стабилизирующую роль, это ключевой элемент макроэкономической стабильности, на который мы ориентируемся.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Пожалуйста, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Сазонов Дмитрий Валерьевич. Подготовиться Гартунгу Валерию Карловичу. Сазонов Д. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, звучат предложения снизить кредитование населения, которое в последние годы росло двухзначными темпами, в пользу кредитования компаний, для выполнения целей ускорения экономического роста.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments