leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 20.11.19 Набиуллина представила Госдуме ДКП на 2020 год – часть 3

Стенограмма пленарное заседание ГД 20.11.19 Набиуллина представила Госдуме ДКП на 2020 год – часть 3
Считает ли Банк России возможным ускорение кредитования бизнеса либо мерами денежно-кредитной политики, ну или за счёт, скажем так, зажимания кредитования домашних хозяйств? Спасибо.
Набиуллина Э. С. Ну мы уже принимаем меры для того, чтобы снизить чрезмерную закредитованность населения. Мы начали, кстати, их принимать ещё с середины прошлого года и поэтому происходит плавное замедление темпов роста кредитования населения.
Рост задолженности населения произошёл не только и не столько из-за того, что вырос долг, который взяло население, но из-за того, что за определённый период не росли доходы.
На наш взгляд, это ошибочно считать, что если мы закрутим гайки по потребительскому кредитованию, автоматически вырастет кредитование предприятий, этого не происходило и не происходит сейчас. Кредитование предприятий сдерживается другими факторами, а не тем, что банки излишне кредитуют потребителей, у них есть и капитал, и ликвидность. И наше регулирование ещё раз направлено на то, чтобы они больше кредитовали.
Потребительское кредитование мы охлаждаем по другим причинам для того, чтобы не допустить в будущем финансовых пузырей и для того, чтобы у нас не появился массово класс людей с низкими доходами, которые влезли в долги и не в состоянии их обслуживать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна.
Уважаемые коллеги, обращаю внимание, что в зал подтягиваются самые молодые депутаты, вот Власов Василий Максимович пришёл в зал. Да, да, там вот Владимир Вольфович вам доверил, чтобы вы были всегда здесь, на этом ряду, где он обычно открывает заседание, а вы ушли из зала.
Вот обратите внимание, вот посмотрите: Онищенко Геннадий I ригорьевич, вот посмотрите, он мог бы не ходить, он всё знает, и избиратели его любят, и опять изберут, а он здесь. А Пивненко, по залу барражирует тоже здесь, понимаете. Чилингаров посмотрите, Артур Николаевич.
А вот вам молодежь, где молодежь? Единственная страна, где такие молодые депутаты. Где увидите таких депутатов молодых? В Америке? Там младше 70 лет нет никого в парламенте. (Аплодисменты.)
Видите, аплодисменты. Почему? Задумайтесь.
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В., фракция ЛДПР.
Спасибо.
Вячеслав Викторович, может быть, поручить профильному комитету, чтобы разработали законопроект о поднятии среднего возраста депутата до 70.
Председательствующий. Сергей Владимирович, если ходить не будут, то этим все закончится, понимаете. Вы представьте себе, двадцать с небольшим и зарплата федерального министра, и в зал не ходят. Вот Чилингаров может не ходить, дважды Герой Советского Союза и РФ и всю жизнь, лучшие свои годы провел среди льдин и пингвинов. (Аплодисменты.) А, Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина космонавт, могла бы вообще не ходить сюда. (Аплодисменты.)
Понимаем, о чем речь идет. У нас сегодня Председатель Центрального банка России, можно задать любой вопрос, самый демократичный Председатель Центрального банка за всю историю Центрального банка. Вдумайтесь, никогда не ходил Председатель Центрального банка в парламент и у нас молодые депутаты, которые волею случая, судьбы и политических решений повсеместно отсутствуют.
Вот обратите внимание, Балыхин Григорий Артемович, день рождения вчера был. Мы не поздравили. Он и вчера был здесь, и сегодня в зале. (Аплодисменты.)
А он как раз вот подходит вместе с Куликом под стандарты лучших демократий. Вот, о чём надо думать! Вот вам и эффективное развитие. В зал потянулись. Видите?
Коллеги, дальше не будем продолжать, но Иванов предложение внёс. А, как вы знаете, Иванов – фамилия особая. Правильно было бы, подумать Комитету по контролю и Регламенту над предложением Сергея Владимировича. Посоветуемся с избирателями, и посмотрите, избиратели, что скажут? Избиратели скажут, что опыт на плечах. Мудрость – это качество в политике. Поэтому, товарищ Власов, в зал надо приходить за час раньше, и уходить на час позже. Только тогда вы можете быть, как символ молодых, которые хотят прийти и хотят работать. А сейчас мы, что? И будьте поближе к
Харитонову. Вот говорит ваш один из руководителей фракций, когда нет рядом
Владимира Вольфовича. |
Коллеги, переходим к вопросу Гартунга Валерия Карловича. Но он у нас собирается ещё и выступать. Поэтому, Валерий Карлович.
Гартунг В. К., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Спасибо.
Учитывая, что я буду выступать, я озвучу свою позицию.
А вот я хочу задать вопрос граждан, один из вопросов, которые мне задают на личном приёме. Косачева Елена Александровна, заемщик банка «Дельта Кредит», валютно-ипотечный заёмщик.
В сентябре 2008 года взяла кредит по курсу доллара 25.07, взяла 3 миллиона 953 тысячи. Выплатила 7 миллионов 300 тысяч. Осталась должна 6 миллионов 150 тысяч. То есть, как вы понимаете, уже на четвёртый круг пойдёт сумма. Стоимость квартиры всего 5 миллионов. Если вы думаете, что это какой-то нувориш, то речь идёт о 53-метровой квартире в Подольске.
И она спрашивает – как быть? Банк ни на какие уступки не идёт навстречу. Она не может оплачивать. Платёж вырос в 2 с лишним раза.
Она уже выплатила больше, чем стоит квартира. (Микрофон отключен.)
Набиуллина Э. С. Вопрос, если можно. Не услышала вопрос.
Председательствующий. Это прелюдия, Эльвира Сахипзадовна.
Набиуллина Э. С. Хорошо. Про валютные кредиты. Вы знаете, что мы с вами, Валерий Карлович, активно работаем. Есть межведомственная комиссия. И работаем с банками. С одной стороны, для того чтобы банки реструктурировали эти кредиты, с другой стороны, правительство выделило средства для того, чтобы решить проблему валютных ипотечников, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Критерии обсуждались вместе с депутатами в Думе, здесь, на площадке Думы. Средства, которые были первоначально выделены, закончились. Правительство выделило недавно дополнительные средства, 250 миллионов рублей, и заседания комиссии проходят, рассматривается механизм, он создан для того чтобы решать эти проблемы, и я думаю, что в рамках комиссии нужно рассмотреть это письмо.
Председательствующий. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна.
По ведению Лысаков Вячеслав Иванович.
Лысаков В. И., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Вячеслав Викторович, спасибо. Для информации. В порядке поддержки Эльвиры Сахипзадовны, о чем вы говорили. Вами дано поручение, и палата это поддержала, подготовить проект постановления по ОСАГО. Я надеюсь на помощь Ирины Анатольевны, которая блестяще провела предыдущую аналогичную работу по дольщикам.
И вот, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, маленький факт, который меняет всю картину, если не мира, то ОСАГО. Я про свое, про водительское, потому что касается 50 миллионов человек, как минимум.
Вот вам доложили, что жалоб стало меньше в ЦБ. Отсюда проистекает ваш вывод, что надо идти дальше по дороге реформ. Вопрос: по какой дороге? Каких реформ? На самом деле, вы удивитесь, но жалоб стало значительно больше. Только они идут теперь не к вам, в Центральный банк, а финансовому уполномоченному в рамках досудебного решения вопроса. И там пришло за два месяца, нам подтвердили это недавно, буквально на днях... (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Вячеслав Иванович, мне делают замечание. Это не по ведению. У вас даже не вопрос, а целое выступление.
Обращаю внимание фракции, необходимо учитывать запросы депутатов на выступление, если такие есть.
Эльвира Сахипзадовна, если можно, всё-таки на посыл в своём заключительном, может быть, слове вы ответите, чтобы нам быть верными Регламенту и организации работы, которые мы для себя определили.
Коллеги, вопросы прозвучали от фракций. У нас с вами выступления по Регламенту, который нами же и определён.
Фракция КПРФ. Ганзя Вера Анатольевна.
Подготовиться Катасонову Сергею Михайловичу.
Фракция КПРФ. Ганзя Вера Анатольевна.
Ганзя В. А., фракция КПРФ.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, уважаемые коллеги!
Мы безусловно признаём заслуги Центробанка в формировании и создании устойчивости финансовой системы нашей. Это безусловно серьёзная заслуга. Мы признаём заслуги Центробанка в том, что созданы отечественные платёжные инструменты, этого тоже нельзя отрицать. Ну, то есть в данном случае мы деятельность Центробанка поддерживаем.
Но есть те моменты, с которыми сегодня наша фракция не согласна. И эти моменты я озвучу, и пусть они будут считаться в качестве предложений. Жёсткая монетарная концепция денежно-кредитной политики, по сути, это ведь попытка контролировать цены при помощи контролирования предложения денег в экономике, что, собственно, и делается. Вот Конституция РФ говорит о том, что основной функцией Центробанка является защита и обеспечение устойчивости рубля. А закон о Центробанке, там пять пунктов, в этом законе, там на первом месте стоит эта же задача, потом развитие финансового рынка, стабильность его, развитие банковской системы и так далее, то есть вот они. По таргетированию инфляции как отдельному пункту ни закон о Центробанке, ни Конституция ничего не говорят. Это первое. И второе. Конечная цель – это развитие экономики.
Вот об этом тоже нет ни в законе, ни в Конституции. Вот особенно хотелось бы отметить закон.
Поэтому я считаю, точнее наша фракция считает, что слишком много зависит от Центробанка для экономики нашей страны, а, следовательно, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, думаю, что вам, Центробанку нужно разделить ответственность за конечные результаты развития экономики в нашей стране.
Сейчас мы посмотрим цель, главную цель – таргетирование инфляции. Это сегодня главная цель Центробанка.
Вот этот подход к такой денежной политике порождается высокой ключевой ставкой. Сейчас они снижена до 6,5 процента, но она тем не менее очень высока, эта ставка.
И вот, знаете, многие страны ведь, собственно, сейчас вот эту задачу (таргетирование инфляции) ставят во главу угла своей кредитно-денежной политики. Многие ставят.
Но давайте посмотрим по другим странам.
Вот Банк Англии – от 0,5 до 0,75, в недавнее время была 0,5 ключевая ставка. Канада – 1,75. Европа, давайте посмотрим, Швеция – минус 0,25, Швейцария – минус 0,75.
Вот не любим мы как-то Китайскую Народную Республику в пример ставить, но тем не менее Китай – 4,2 процента ключевая ставка на 20.1 1-ое число.
Председательствующий. Вера Анатольевна, обращаю Ваше внимание, по поводу оценки и нелюбви к Китайской Народной Республике, откуда Вы такое взяли? Для нас это более чем стратегический партнер. Мы подчеркиваем неизменность дружбе и выстраиванию самых близких стратегических отношений. Это позиция парламента.
Если фракция КПРФ занимает другую точку зрения, тогда говорите от фракции.
Ганзя В. А. Я абсолютно согласна с Вашими словами, но я считаю, что сегодня Китай должен служить для нас примером, в том числе и по ключевой ставке. Именно это я имела в виду.
Ключевая ставка – это тот ориентир, который российские коммерческие банки используют для определения процентных ставок по своим кредитам. В среднем это получается удвоение процентных ставок. Для физических лиц -15 процентов, для юридических лиц – 9 процентов. А это, собственно, очень негативно для российских отраслей промышленности.
Давайте теперь посмотрим средний показатель рентабельности продаж по всем отраслям российской экономики. В 2018 году он составил 8,1. Показатель рентабельности активов 6,4 процента.
Есть отрасли, которые сегодня имеют более высокую рентабельность, но это сырьевые отрасли. А что же у нас получается с такими отраслями, которые призваны сегодня вот сделать тот технологический прорыв в нашей стране (это оборудование и машиностроение)? Вот там как раз падение идёт, и рывок мы этот никак не обеспечим. Для предприятий машиностроения нынешние дорогие кредиты становятся самой настоящей удавкой, в том числе и для сельскохозяйственного машиностроения.
Поэтому вот эту вот ситуацию, естественно, нужно пересмотреть. И наша фракция сегодня говорит о том, что денежно-кредитная политика должна стать более мягкой.
Теперь давайте посмотрим по монетизации российской экономики.
Я тоже могу в сравнении дать цифры. США – 90 процентов. Великобритания, Канада – 140 процентов. Китай – около 200 процентов. Япония – 250. А мы сидим в аутсайдерах с нашими 40 процентами.
Я считаю, что то бюджетное правило, о котором сегодня шла речь, и те средства, которые просто-напросто загнаны в резервы, и не используются, не вкладываются в отечественную экономику, являются препятствием для развития нашей экономики и для монетизации нашей экономики.
Поэтому вот это я могу сказать, что это наше второе предложение – обратить внимание именно на эту позицию.
Следующий момент, который я хотела отметить, это поддержание валютного курса рубля.
У нас рубль плавающий. И сегодня как бы мы ни говорили, что наша экономика не зависит от цены на нефть, она зависит более чем. Поэтому сегодня плавающий рубль – это как раз делает импортные товары всё более дорогими, а, несмотря на то, что мы постоянно говорим об импортозамещении, значительная часть потребительских товаров и услуг всё-таки импортное происхождение имеет. Это тот фактор, который подпитывает инфляцию.
И российскую экономику, конечно, может обескровить банковская система, выведение денег за рубеж. Вот здесь нужно ставить жёсткие барьеры.
И в завершение могу сказать, что долговая нагрузка наших граждан, о которой уже сегодня говорили, – это тот мыльный пузырь, который может вскорости лопнуть, и не зря об этом говорит Минэкономразвития, и мы говорим. Поэтому сегодня нужно менять денежно-кредитную политику, её нужно смягчать и... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо, Вера Анатольевна.
Но вот ваше предложение следовать пути одновременно Великобритании и Китая всё-таки в следующий раз лучше обоснуйте поподробнее. Это, насколько я понимаю, два совершенно противоположных курса.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Ну вот видите, о чем речь. А сейчас, представьте себе, на этот вопрос надо ответить Председателю Центрального
банка. А какой путь тогда у нас?
Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. Подготовиться Гетте Антону Александровичу. Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Мы в последнее время часто слышим Центральный банк в зале нашего пленарного заседания. Это на самом деле очень приятно, и, наверное, сегодняшнее обсуждение, оно такое, за последние годы наиболее позитивное, на мой взгляд, как мне показалось из сегодняшнего обсуждения. Я думаю, одна из причин – это настрой нашего Председателя Вячеслава Викторовича, который как бы такой нам дал посыл о том, что мы тоже отвечаем в определенной мере за те действия, те позиции, те направления, которые Центральный банк осуществляет.
И второй момент. Я хочу отметить, впервые за многие годы те предложения, которые фракция ЛДПР направляет всегда от себя для подготовки проекта постановления, они сегодня вошли в итоговый документ, с комитетом мы... Я думаю, что здесь заслуга и нашего председателя Анатолия Геннадьевича, и я думаю, и Центрального банка, потому что документ, конечно, готовился.
Многое сегодня в нашей стране зависит от позиции Центрального банка, от политики, денежно-кредитной политики. Мы абсолютно с этим согласны. И сегодня даже, когда Эльвира Сахипзадовна выступала, она многие вопросы только тезисно озвучила: эскроу-счета одним словом, ОСАГО практически.
Настолько большой объём полномочий сегодня у Центрального банка, что, с одной стороны, это и хорошо, когда это всё концентрируется в одних руках, но всё-таки, на наш взгляд, основным является денежно-кредитная политика, которая вносит существенный вклад не только в развитие экономики, а в нашу с вами жизнь, в уровень жизни наших граждан.
И как бы мы ни хотели и ни декларировали, что Центральный банк не может являться драйвером российской экономики, а он может только влиять на экономические механизмы, мы считаем всё-таки может и должен являться, и мы, наша фракция, не раз выходила с предложением изменить закон о Центральном банке. Мы всё хотели более жёстко привязать: и правительство, и Центральный банк, чтобы вы работали, скажем так, на конечный результат.
А сегодня мы тоже видим, правительство, Минфин даёт свои одни оценки, Минэк свои оценки по макроэкономике, Центральный банк свои. Как было бы здорово, если бы вы предлагали наборы инструментов: Центральный банк экономический набор, Минфин, и мы бы здесь спорили: вот этот набор приведёт к росту реальных доходов в пять, в 10 процентов наших граждан, рост экономики будет такой-то. Вот сделаем, введём такую ключевую ставку, введём такие-то параметры, рост ВВП 3,5, 5 процентов, вот это я понимаю спор между Минфином и Центральным банком. И я думаю, что Государственная Дума – это та площадка, которая может как раз разделить этот спор и предложить те или иные инструменты.
Много в законе о Центральном банке написано, но четыре основных параметра, о которых мы как бы судим и на своей спине это ощущаем. Что у нас это? Валютный курс, это ключевая ставка, это инфляция, о которой говорите, и монетизация – вот это главное, наверное, нужно сегодня переговорить.
Про инфляцию. Вот мы неоднократно говорили, что низкая инфляция – это хорошо. Мы абсолютно, и фракция ЛДПР понимает, ниже инфляция, как бы более предсказуемая цена на продукты питания для наших граждан и так далее.
Но если мы выйдем с вами сегодня к нашим гражданам и спросим, скажите, что вас больше привлекает: инфляция в три процента и рост реальных доходов, допустим, ну пусть даже не реальных, и рост доходов в 10 процентов или, скажем так, инфляция будет 6 процентов, а рост доходов будет 20 процентов. И я вас уверяю, что население прореагирует абсолютно точно. Им нужно, что они могут на свою зарплату купить реально. Насколько вырастет цена на продукты, это вторично. Сегодня мы, к сожалению, видим ситуацию достаточно обратную. Почему? Потому что реальные доходы граждан не растут, поэтому здесь такая наша позиция.
Ключевая ставка. Ну, здесь я считаю, что за последний год, конечно, такой существенный прорыв произошёл, то, о чём мы постоянно говорили, о том, что надо снижать ключевую ставку. К этой теме Центральный банк несколько раз обращался. Но мне кажется, нужно смелее двигаться в этом направлении.
Если мы с вами посмотрим соотношение между инфляцией и ключевой ставкой в России, это 1,75, практически в два раза превышение. Если мы посмотрим Китай, о котором сегодня, – это 1,4, Америка – 1,3, Индия – 1,5, то есть у нас вот этот запас прочности, он намного выше.
У вас же есть, Эльвира Сахипзадовна, инструмент, ну, сделаем мы шаг, никто же не говорит, что это движение с одним ключом. Если что-то произойдёт, ну, мы можем всегда отыграть, что... Вот вы уже наше население, ну, не только вы, тут другие выступающие, у нас с 2009 года мы всё кричим: скоро будет кризис. У нас население, посмотрите соцопросы, оно уже запугано, оно реально запугано, и мы им говорим: товарищи, что-то произойдёт страшное. Лучше ужасный конец, чем вот этот ужас без конца. Давайте смелее будем делать. Если произойдёт, не дай бог, ужас, вот такой урожай, ну, вернёмся, повысим на 25 процентных пунктов назад. Но не нужно вот этого выжидать и двигаться нужно дальше.
То, что касается курса рубля. Ну, понятно, что он плавающий, но мы-то с вами понимаем, что он плавающий в определённой степени. Как только Центробанк останавливает закупку или наоборот, он адекватно реагирует. Поэтому здесь нужно быть честным: либо тогда вводить коридор, как в Китае, либо тогда его совсем отпустить. А то у нас получается двойное регулирование: цены на нефть растут, курс рубля не двигается. И у нас вообще получается не совсем понятная система, в результате 300 миллиардов из бюджета нефтяникам отдай, потому что зарубежная альтернатива цены на нефть, она растёт, а мы здесь компенсируем, поэтому если плавающий, значит, плавающий до конца. А лучше признать честно: мы в состоянии им управлять и коридор будет такой.
Ну и монетизация. Мы говорили о том, что 10 процентов, которые вы заложили на ближайшие три года – это недостаточно. При таком уровне застой экономический обоснован, а если с учётом инфляции – это, вообще, 5 процентов монетизации. Даже речь не в объёме, а в приросте, пусть это будет 40 процентов, но нужно прирастать монетизацией, минимум, 20 процентов в год.
Все эти вопросы мы предложили комитету, обсудили. Нам очень приятно, что впервые все эти вопросы, фракции ЛДПР, попали в заключительный документ. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Михайлович.
Пожалуйста, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Гетта Антон Александрович. Подготовиться Гартунгу.
Гетта А. А., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Вячеслав Викторович, Эльвира Сахипзадовна, уважаемые коллеги! Во фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» тоже внимательно рассмотрели представленные основные направления деятельности правительства в рамках реализации денежно-кредитной политики и мы хотим отметить несколько моментов.
Говорили сегодня коллеги о том, что это даст в целом для финансового рынка, но я бы хотел сакцентировать внимание на том, что даёт грамотная денежно-кредитная политика людям.
Уровень инфляции 4 процента в 2019 году позволил Банку России снизить ключевую ставку на 1,25 процента до уровня 6,5 и это дало снижение ставок по кредитным договорам населения, в том числе по ипотеке. Тем, кто ранее уже взял кредиты или заключил договора ипотечного кредитования – это позволяет рефинансировать ставку, сделать её ниже, соответственно, растёт уровень реальных доходов граждан, а, соответственно, и благосостояние людей.
Для бизнеса это тоже даёт возможность привлечения кредитных ресурсов по более привлекательным ставкам. Что касается рынка государственных и корпоративных займов, также точно идёт снижение расходов обслуживания такого рода займов, в том числе привлечённых ранее.
Всё это указывает на то, что необходимо продолжить смягчение денежно-кредитной политики, конечно же, при условии сохранения инфляции на уровне 4 процентов, а также снижение инфляционных ожиданий граждан и юридических лиц.
Безусловно, мы понимаем, что экономическая ситуация в мире носит турбулентный характер: отрицательные процентные ставки в Европе и в Японии, высокий уровень закредитованности в развитых странах, даже беспорядки в Южной Америке, все это оказывает негативное влияние на мировую экономику. И в нашей российской экономике, конечно же, мы должны сделать все, чтобы не было на финансовом рынке образования пузырей в сфере кредитования. Соответственно мы ожидаем от Банка России и в дальнейшем оперативного реагирования на изменение ситуации с учетом имеющихся рисков в экономике и внешних факторов и переходом от умеренно жесткой к нейтральной денежной политике. Это будет способствовать ускорению здорового экономического роста, достижению показателя по снижению ставки по ипотеке, о которой сегодня уже говорилось, до уровня по поручению президента с 7-8 процентов и повышения качества жизни граждан.
В то же время необходимо отметить, что сохраняется неравномерное исполнение бюджета, мы об этом также точно много говорим в стенах Государственной Думы и то поручение, которое дано Председателем Думы Вячеславом Викторовичем Володиным, и уже мы слышали вчера Антона Германовича Силуанова, оно отрабатывается в правительстве, чтобы деньги доходили до регионов не позже января месяца, начала года и тогда это тоже повлечет, так скажем, на снижение тех же факторов немонетарных на уровень и инфляции, и кредитно-денежной политики в целом.
Мы поддерживаем усилия Банка России, направленные на дедолларизацию экономики и снижение роли доллара США в международных расчетах при кредитовании. Это также точно снизит риски, связанные с санкциями.
Касательно текста самого документа, представленного и на рассмотрение рабочей группы, о которой говорил Анатолий Геннадьевич, рассмотрения трех комитетов, необходимо отметить его существенное улучшение, в частности, более детальную проработку, информативность, добавленные пояснения, примеры, а также разъяснены основные термины применяемые.
Свое отражение нашли принципы и алгоритмы реагирования Банка России на возможное отклонение инфляции от целевого ориентира, тоже говорил и Андрей Михайлович Макаров о том, что главной целью есть таргетирование инфляции и, если это не происходит, то нужны альтернативные сценарии и в тексте документа это содержится, эти варианты.
Сохраняется акцент на необходимость координации действия Банка России с федеральными и региональными органами исполнительной власти для целей ограничения причин немонетарной инфляции, это и тарифы, и искусственные местечковые монополизмы, и логистика, и другие.
Мы в свою очередь продолжим борьбу с искусственным монополизмом и картелями при реализации, в том числе, национальных проектов. В целом представленные Банком России Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020, 2021 и 2002 года заслуживают положительной оценки, и фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет голосовать за принятие данного постановления. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Антон Александрович.
По ведению Ющенко Александр Андреевич. Александру Андреевичу всегда исполнилось 50 лет, он сегодня в зале. (Аплодисменты.) Из зала. Наверное, случайно. Прошу прощения. Председательствующий. А вы случайно? Из зала. Да, да, случайно! Председательствующий. Думали...
Пожалуйста, Сергей Владимирович, что? Нарушили Регламент, Сергей Владимирович? С днём рождения вас. Все поздравляют.
Вот видите, юбилей, а в Думе, на работе, понимаете. Молодёжь вот сейчас подтянулась. Да, а все обратили внимание, что коллега Дегтярёв пришёл в зал.
Иванов замечание сделает. А где вы были, это никого не интересует, потому что парламент – куда вас избрали, а где вы были – не избирали. Вот не надо ссылаться на президента, потому что как раз эти ссылки, они не добавляют. Вот вы должны были здесь быть, и это было бы лучшей поддержкой президента, потому что каждый на своём месте, если будет исполнять свои обязанности, другого не надо. А так как отсутствуем, ну это президента смотрели. Молодцы, хорошо. А этим мы добавили или убавили? А вам надо было слушать Эльвиру Сахипзадовну.
Коллеги, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», Гартунг Валерий Карлович.
А вот Жуков Александр Дмитриевич как раз на форуме, где выступает президент. А вы оказались и не там, и не здесь. Поэтому вот... Где Лебедев? Он к вам уже выдвинулся, для того чтобы понять, где вы были.
Пожалуйста, Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, сегодня все вас хвалят, я тоже похвалю, очень хороший документ вы представили в Государственную Думу, очень правильные шаги вы делаете по снижению ключевой ставки. Но на этом остановимся. А теперь посмотрим на последствия кредитно-денежной политики, которую осуществляет Центральный банк, ну и мы с вами, депутаты Государственной Думы, но ещё и Правительство РФ.
Целью деятельности органов государственной власти, которые я только что перечислил, является что? Рост благосостояния граждан, рост качества жизни граждан, а, соответственно, и рост экономики, потому что без роста экономики роста благосостояния граждан добиться невозможно. Наблюдаем мы рост экономики и рост благосостояния граждан? Не наблюдаем. Значит, что-то делаем не так.
Теперь я... Вот я показал документ, который мы сегодня обсуждаем, очень хороший документ, такая благостная картина. Все отлично, замечательно. Все прописано. Действительно, замечаний нет. Но вот у меня письма, обращения от избирателей, от граждан, которые приходят ко мне на личный прием.
Эльвира Сахипзадовна, я вам зачитал одну историю, да, это одна из историй заемщиков банка DeltaCredit, которую я вам передал в Центральный банк, где они просят: помогите, пожалуйста, договориться с банком выйти на посильный платеж. Эта гражданка, она не подходит под критерии помощи государства, да она и не просит, она просит просто справедливости. Я вам уже перечислил. Она выплатила в два конца за квартиру, и ещё должна больше, чем стоит квартира. И она говорит: я не могу уже! Дайте возможность какую-то, ну, в конце концов. Но нельзя же... Последнее вор не берет, есть такая поговорка. Но для банкиров эта поговорка ничего не значит. Они могут и последнее взять, и даже больше забрать. Но так нельзя, Эльвира Сахипзадовна, остановите их. Это первое. Это просьба к вам личная, помогите, пожалуйста.
Дальше. Это не только... Ладно, это банк, частный банк.
Вот у нас ещё 29 историй. ВТБ, государственный банк, который не пошёл по примеру Сбербанка, и урегулировал все проблемы ипотечных заёмщиков. Подчёркиваю, это не жирные коты, как думают, что вот, они валютные ипотечники. Квартира 53 метра, понимаете? И не в центре Москвы. То есть у человека последнее забирают, они уже не могут, у неё мать больная на руках пожилая. Ну сколько можно? Просьба – помогите. Вот ещё вам 29 историй.
Дальше, банк «Югра». Пожалуйста. Не только этот банк, более трехсот банков сейчас в процедуре банкротства находятся, люди атакуют наши приёмные Государственной Думы, они просят: помогите. Законопроекты, которые могли бы решить проблему этих граждан, нами разработаны. 3 апреля этого года наша фракция внесла два законопроекта, в июле ещё один законопроект был подготовлен. Пожалуйста, давайте их рассмотрим, давайте к этому вернёмся.
Это не только к вам вопрос, это и к Правительству РФ. К сожалению, конечно, правильно было бы при обсуждении этого вопроса, чтобы здесь правительство присутствовало, Силуанов должен был быть здесь. Потому что задавать вопросы Набиуллиной по экономическому росту при том, что правительство всё делает для того, чтобы не было экономического роста, она не сделает этого. Это же мы понимаем. И к вам не в этом претензия.
Но вопрос в том, что вы можете сделать в рамках своих полномочий? Вот два вам обращения подготовил, пожалуйста.
Дальше. Я вам ещё одну ситуацию опишу. Как действуют банки по отношению к своим заёмщикам? Дилерская сеть «Джемир», 1200 сотрудников была. Это дилерская сеть «Дженерал моторе», который ушёл с российского рынка. Это многие дилеры попали в труднейшую ситуацию, начали перекредитовываться в банках.
Значит, у них такая история. Крупные банки их перестали кредитовать, они обратились в банк «Ураллига», взяли кредит. Но у них тоже, у банка «Ураллига» возникла ситуация трудная, попросили вернуть кредит. Они собрали со всех счетов со всех банков деньги, вернули деньги в «Ураллигу», погасили кредит. Банк «Ураллига» обанкротился. Пришла администрация АСВ, не признала этот платёж. Все деньги, которые перевела эта компания на счета в «Ураллигу», перешли в третью очередь, а с них взыскивают долги по кредиту. Так как они не могут рассчитаться, взыскания на залоги.
Залоги, естественно, кто сейчас, Дженерал Моторс ушел, залоги обесценились, что дальше? Подача на банкротство, сеть из 1200 сотрудников обанкротилась, всё, ее больше нет.
Залоги по всей стране, несколько дилерских центров продали по цене от 10 до 20 процентов от рыночной стоимости. Это просто грабеж самый натуральный. Знаете, как это называется? Это мародерство называется. Вот как относятся заемщики к банкам.
И вот здесь вот мне пишут люди – мы теперь будем за 100 километров, за версту обходить банки. И здесь тоже люди говорят.
Мало того, владельцы этой компании, которые их просто бессовестно лишили всего, их еще к субсидиарной ответственности привлеки, обанкротили, всё отняли, мало того, они вообще теперь ничем не могут заниматься, ни менеджеры, ни владельцы.
Вот вам история. Вот вам и инвестиционный климат.
Мы вот тут рассуждаем, кто будет поднимать экономику? Вот они говорят – вот такую историю вот расскажите. Предприниматели, кто ее послушал, пойдет что-то дальше вкладывать? Да никогда в жизни не пойдет, потому что он всё, что заработал за многие годы, эта сеть работала 30 лет. Всё. Лишились всего. Ничего нет, понимаете? И никакой перспективы.
Вот вам последствия, реальные последствия кредитно-денежной политики.
Дальше. Ну я перехожу к тому, а что же нужно делать на самом деле, да? Потому что времени мало осталось.
Ну я уже сказал, надо поднимать размер страхового возмещения по вкладам, да? Законопроекты, я о них только что сказал, они предложены.
Дальше. Конечно же, нужно наводить порядок в процедуре банкротства.
Ну что это такое? Это же, посмотрите, у нас полковник Черкалин, да, сколько там изъяли? Чем он занимался? Надзором за банковской деятельностью? Как раз за деятельностью АСВ.
Я вам сейчас привожу примеры, когда по 10-15 процентов от реальной стоимости продаются залоги. Это же по всей стране так, это не один случай я вам привел. Это же вообще беспредел полный! А потом вкладчикам рассказывают – владельцы банков убежали, утащили все деньги.
Подождите, эти... Мы же все прекрасно знаем, когда оценивается залог, он дисконтируется в два раза. Как так получается, что денег на возврат кредита, когда залог в два раза дороже, чем стоимость кредита, не хватает, остается процентов 10-15? Посмотрите, какой процент возврата. 7, 10, 15 процентов.
Где остальные деньги? Вопрос хороший. Пожалуйста, ответьте на него.
Дальше. Конечно же, нужно ограничить размеры комиссии за перечисления юрлиц физлицам. Доходит до 4 процентов.
Смотрите... (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, время. Гартунг В. К. 30 секунд.
Купили у физического лица подержанный автомобиль, заплатили ему деньги. Он имеет право вернуть автомобиль. Но уже комиссию никто не вернёт. То есть тот, кто покупал, он... банк своё забрал, и уже никогда не вернёт эти деньги. Понимаете? Это что такое? Это дань, оброк, которым обложили всю страну.
Вы сейчас говорите: кредиты стали дешевле. Да они не стали дешевле, депозиты стали, процент по депозитам ниже, точно. Банки, потому что... рынок монополизирован. То, что было пять лет назад, и то, что сейчас – это два разных рынка, потому что сегодня банки доминируют, госбанки на рынке, и они всё, что хотят, то и делают.
Вы говорите: проценты по ипотеке по действующим кредитам будут снижаться, потому что учётная ставка, вот только что коллега из «ЕДИНОЙ РОССИИ» сказал. Ничего подобного. Депозиты падают. Кредиты не снижаются. Банки не пересматривают. Они не идут на это.
К чему это приводит? Растёт маржа банков. Полтора триллиона рублей уже заработали. Вся экономика в кризисе. Доходы граждан падают. Это что, правильная кредитно-денежная политика? Вы знаете, если она правильная, голосуйте за неё, а мы голосуем против.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович. Уважаемые коллеги, мы завершили выступления.
Эльвира Сахипзадовна, у вас есть возможность ответить на вопросы, которые прозвучали в ходе выступлений. Пожалуйста.
Набиуллина Э. С. Спасибо большое ещё раз всем депутатам за действительно очень предметное, заинтересованное обсуждение всех вопросов, не только денежно-кредитной политики, но по сути дела разных направлений деятельности Центрального банка.
Я по ряду вопросов попробую пройтись, то, что не успеем, мы пришлём письменно.
Председательствующий. Пожалуйста, пожалуйста.
Набиуллина Э. С. Первое. По страховому бизнесу.
Спасибо большое за предложение действительно объединить усилия, мы очень поддерживаем, для того чтобы защитить права и застрахованных лиц, и чтобы у нас страховой бизнес становился всё более прозрачным и более эффективным.
Но хотела бы заметить, что мы, когда стали мегарегулятором, мы стали проводить ту же политику по оздоровлению страхового сектора. И у нас страховых компаний на рынке, когда мы начинали, была 421 страховая компания, сейчас их 185. На рынке страхования ответственности застройщиков было 79, сейчас 11.
Слабые, недобросовестные компании выведены с рынка. К ним повышаются требования, усиливается надзор, и мы эту работу будем проводить, как и вы сказали, чтобы на рынке остались добросовестные компании.
И действительно мы считаем очень эффективным инструментом сейчас созданную рабочую группу, которая позволит в том числе выработать изменения по законодательству и, если можно так сказать, где-то подтянуть страховое законодательство к банковскому. У нас в банковском больше накоплено и опыта, и возможностей воздействовать, а по страховому, наверное, здесь есть ещё, над чем поработать.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments