leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Режиссер Игорь Копылов и продюсер Инесса Юрченко представили свое видение Ржевской мясорубки

Ржев
Особист в Овсянниково
Живым мясом протолкнулись
Режиссер Игорь Копылов и продюсер Инесса Юрченко представили свое видение Ржевской мясорубки. Получилось страшно и необычно. Их фильм «Ржев» не похож ни на одну из военных драм последнего времени – «Т-34», «Непобедимый», «Коридор бессмертия, «28 панфиловцев», «Сталинград», «Август восьмого».
Пресс-показ фильма «Ржев» и затем творческая встреча с создателями картины состоялись в Большом зале МИА «Россия сегодня» в пятницу.
Фильм создан по мотивам повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью». Ни одной женской роли с отношениями и любовями. Никаких красивых трюков. Задачи простые и невыполнимые: отбиться от особиста, что-нибудь сожрать, немного поспать и вообще выжить.
Ключевым элементом экранного повествования становится ночь признаний, когда в преддверии неотвратимой гибели люди принимаются говорить о себе правду. Героем признаний становится Костик Карцев из Марьиной рощи.
Экранное произведение представляется отдельный интерес по составляющим. Уровень технологий российского кино растет на глазах и фильм «Ржев» яркий тому пример.
Единственное возможное замечание с моей стороны может быть связано с кастингом актеров. Я на войне не был, родился сразу после нее, и все же таких упитанных не помню, как некоторые персонажи в кадре. Народ был в массе буквально кожа да кости. Рядовые граждане, конечно.
Из пояснений режиссера Копылова выявилось, как необычно и для чего строился кастинг. Фактически создатели фильма применили новый формат экранного творчества с перенесением методов викиномики из on-line в off-line. Получился народный фильм, материал для которого поставляли сами актеры. Каждый провел исследования семейных воспоминаний и внес свою долю в конечный продукт.
Главный момент, который сразу привлекает внимание, отражает механизм принятия решений. Налицо конфликт общего и частного. Это война, где частное – гибель двух третей роты. Солдат на передовой видит превосходящие силы врага, но не высшие цели над своей жизнью.
Третий момент состоит в самоотверженной работе оператора. Именно оператор диктатор съемочной площадки, а вовсе не режиссер. В данном конкретном случае оператор Евгений Кордунский снимал взрывы широкоугольником, то есть впритык зоне поражения.
Креативные операторские изыски позволили создать эффект присутствия, превышающие по уровню воздействия современные технологии виртуальной реальности, которые только можно было увидеть и опробовать здесь же, в МИА «Россия сегодня». Экранное повествование строится предельно натуралистически с изображением возможных человеческих реакций на неизбежные фронтовые выплески жестокости. Перекосов не видно, обычная война.
Нет никакого упоения властной жестокостью, непременного для англосаксонской кинематографии с ее либеральным отражением в России.
Для имитации последствий боя в окопы каждый день привозили с мясокомбината ведро крови. Но без фанатизма.
Четвертый момент исторический. Ржевская мясорубка отвлекла противника и в конечном счете обеспечила перевес в кровопролитной Сталинградской битве. Произошел перелом.
Пятый момент новоисторический. С помощью нескольких инсертированных фраз создатели фильма выстроили нерадостные параллели с текущей современностью. «В конце концов, мы научим их убивать друг друга», – говорит немецкий офицер с экрана. Но ведь на юго-востоке Украины именно это и происходит, русские воюют русскими, о чем рассказал несостоявшийся президент Новороссии Олег Царев. Что там происходит, адекватно воспроизводит на экране основанный на реальных событиях фильм «Донбасс. Окраина».
Вопросы с экрана находят живой отклик с мертвым ответом: Когда советская власть народу верила? Никогда. Почему враг относится к нам лучше государства?
К настоящему времени ответы найдены. Краткий состоит в сочетании двух фраз. Уже понятно, что Россия – империя навыворот, о чем сказал академик Александр Чубарьян, а за ним социолог Лев Гудков. Потерявшая авторитет советская власть за четверть несоветских лет так и не научилась объяснять народу смысл происходящего.
Попытка в фильме представлена в виде доверительного разговора ротного Пригожина (Сергей Жарков), за которым народ – остатки роты, и помкомбата Ларионова (Андрей Коровниченко), преследующего какие-то общие цели. Эти цели вынуждают жертвовать людьми и заставлять их «искупить кровью» собственный успех в деревне Овсянникова, которую «дуриком взяли», «живым мясом протолкнулись».
Шестой момент морально-идеологический и на нем мне придется остановиться подробнее. Своеобразный подарок от прессы явно был запланирован и немало разозлил продюсера картины Инессу Юрченко. Еще никто фильм не смотрел, по трейлеру пишут о штампах. Неужели у нас журналисты стали настолько стандартными?
Неодобрение некоторых журналистов в зале начиная с политического обозревателя Александра Гришина из КП (что характерно, до конца он не дотерпел) вызвала фигура особиста, младшего лейтенанта Рыкова (Григорий Некрасов).
Офицера особого отдела прислали, а еды нет. Сутки не ели.
Дался им этот особист. Я совершенно невоенный человек, так совпало. Завлаб и замдекана Биофака командовал заградительным отрядом в 19 лет и как-то выпив, расхвастался передо мной, как угрожал седому полковнику расстрелом. Потом этот человек много лет был председателем Центральной приемной комиссии естественных факультетов МГУ. Рассказывал мне, кого берут и кого не берут в вуз. Так что не надо мне рассказывать за советскую власть про штампы. Он рассказывал о своей мотивации изнутри.
Особист в фильме показан не столько достоверно, сколько нежно: сирота, за закон ратует. Арестованный им «Папаша» (Александр Аравушкин) его даже опекает. Совсем не так, как у Кондратьева и никаких штампов.
Седьмой момент в том, что современная индустрия кино представляет собой конвейер, поднимающий многоролевую игру на уровень высоких технологий.
Творческая среда высоко агрессивна и без упорядочивания занимается самоедством. В коллективе без авторитарного боссинга, как например на «Эхе Москвы», развивается моббинг и буллинг. Именно так у нас на Биофаке и было, потому что бывшему командиру заградительного отряда было в общем наплевать на результат.
Кроме внутреннего боссинга, частного проявления диктатуры с террором, есть внешний вариант, эффективный для науки под контролем НКВД, – шарашки.
Многоролевая игра киноиндустрии и телевидения с жестким разделением ролей конвейерного производства является высшей технологической формой аддитивности талантов. Она дополняет мультипликативность съемочной площадки народного кино Игоря Копылова. И служит примером антипода толпы, которая в системном выражении сильно глупее среднего уровня составляющих ее людей.
России остро не хватает в науке и промышленности того, что удалось выстроить в киноиндустрии полного цикла.
Само по себе высокое качество не обеспечивает успех ни на рынке, ни в эволюции на арене дикой природы. Для успеха необходимо то, что у людей называется интегрированным маркетингом коммуникаций, включающим рекламу и PR, в современном мире все больше и GR.
Раскруткой фильма «Ржев» занимается телеканал «Россия». Фильм уже куплен в тринадцать стран и в том числе США, Англия, Франция, Германия, Польша. Собираются делать дубляж.
Интересное кино получилось. Два часа я в натуре прожил на экране с жутким напряжением при полном погружении в военную реальность. Потом еще час рассказов авторского коллектива формата интервью на раскрытия личности под выплески национального мазохизма из СМИ.
Не удивлюсь, если на Западе фильм Копылова «Ржев» будет иметь успех больше проката в России.
Тут есть еще один восьмой момент, если я еще не сбился со счету. Будь что-то подобное достижимо в США, уже бы накрутили ворох новых мемов, обязательных для тех же СМИ, в обозначении разных режиссерских и продюсерских находок, с целью закрепления интеллектуальных прав в общественном сознании.
Россия щедрая душа, здесь об авторских правах оригинаторов находок не думают и потом неприятно удивляются шустрости правообладателей.
Судя по фильму «Ржев», у России другая задача – выжить. Авторские параллели с современностью не оставляют надежд для последнего желания персонажа фильма «Холодное лето 53-го». Ну и пресса такая, что вражеские листовки рассыпать по окопам нет нужды. Сейчас другие песни и другие войны. Пока мы проигрываем в борьбе с собой.
В конце файла на сайте – текст повести Кондратьева «Искупить кровью» для сравнения.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments