leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Административная ответственность работодателя по сведениям о трудовой деятельности – первое чтение

Административная ответственность работодателя по сведениям о трудовой деятельности – первое чтение – Ионин Ликвидированные предприятия не предоставлен сведения
14. 748758-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений»
Документ внесен правительством 08.07.19.
Представил замминистра труда и социальной защиты Всеволод Вуколов.
Член комитета по государственному строительству и законодательству Олег Быкова.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за неоднократное (т.е. два и более раза в течение года) нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности в информационную систему органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, либо неоднократное представление неполных и (или) недостоверных сведений – в виде предупреждения для должностных лиц.
Рассмотрение указанных дел и составление протоколов об административных правонарушениях будет осуществлять Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.
Первое чтение 332 1 2 14:37

Стенограмма обсуждения
14-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений".
Докладывает официальный представитель правительства заместитель Министра труда и социальной защиты Всеволод Львович Вуколов. Пожалуйста.
Вуколов В. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Спасибо.
Добрый день, Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хотел коротко доложить, что проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности работника либо предоставление данных сведений в неполном или искажённом виде".
Разработан в целях реализации проекта федерального закона "Об электронной трудовой книжке" и будет способствовать повышению ответственности работодателя при неправильном заполнении или нарушении трудовых прав граждан.
В связи с этим законопроект в целях защиты прав работников и обеспечения своевременного и полного отражения в информационной системе ПФР сведений о трудовой деятельности дополняет ряд статей новыми частями, согласно которым за нарушение работодателем сроков представления сведений в информационную систему, должностные лица работодателя будут привлекаться к административному наказанию.
Надо отметить, что согласно этим изменениям, рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях по новому проекту закона уполномочена Федеральная служба по труду и занятости и её должностные лица.
Закон согласован, просьба поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Всеволод Львович. Присаживайтесь.
С содокладом выступает Олег Петрович Быков от Комитета по государственному строительству и законодательству.
Быков О. П. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и установить административную ответственность работодателя за неоднократное нарушение сроков представления или неоднократное представление неполных и недостоверных сведений о трудовой деятельности работника, дополнив Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новой частью 1.1 статьи 5.27, предусмотрев при этом наказание для должностного лица в виде предупреждения.
Хочу обратить внимание, что рассматриваемый законопроект внесён в составе пакета вместе с другими законопроектами, в частности, законопроектами, которые вносят соответствующие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, а также в Федеральный закон "Об индивидуальном персонифицированном учёте в системе обязательного пенсионного страхования".
Уважаемые коллеги, я не буду останавливаться на концептуальных положениях законопроекта, которые озвучил официальный представитель правительства, свидетельствующих об актуальности и значимости данного проекта федерального закона. Я бы хотел от Комитета по государственному строительству и законодательству обозначить ряд замечаний, на которые хотелось бы обратить внимание в целях необходимости проработки и устранения их ко второму чтению.
Ну, в частности, при дальнейшей работе над законопроектом необходимо уточнить следующие положения. Специальный административный состав установить в статье 15.33.2, а не в статье 5.27, как предлагается проектом федерального закона.
Необходимо определить штрафные санкции за соответствующие правонарушения с учётом того, что вводимый состав является специальным по отношению к общему административному составу, который определен в части 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ за невыполнение требований по предоставлению любых сведений, подлежащих направлению в Пенсионный фонд для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Речь идет о том, что в статье действующей 15.33.2 КоАП РФ уже имеется административная ответственность за те правонарушения, которые были обозначены за не предоставление любых сведений, которые должны быть представлены в соответствующие органы, в частности. Пенсионный фонд Российской Федерации и ответственность предусмотрена в виде наложения штрафа в размере от 300 до 500 рублей.
Авторами проектируемых норм законопроекта предлагается внести административную ответственность за неоднократное непредоставление либо предоставление не в полном объеме тех сведений, в частности сведений о трудовой деятельности, которые должны быть предоставлены в соответствующий уполномоченный орган. И предусматривается ответственность за такое неоднократное непредоставление или нарушение в виде предупреждения, поэтому здесь требуется дополнительно обсудить данную норму.
Далее. Предлагается исключить положения, содержащие термин "неоднократное". Хочу обратить внимание, что термин "неоднократное" в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях он не раскрывается, а также во избежание правовой неопределенности представляется целесообразным исключить из текста законопроекта положения с соответствующими формулировками.
Требуется также согласовать положения представленного проекта с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" с учетом предлагаемых изменений в части лиц, которые обязаны предоставлять указанные сведения, и подлежат привлечению в данной связи к ответственности за неисполнение данной обязанности.
Также требуется скорректировать вопрос по сроку вступления в силу федерального закона, с учетом того, что форма предоставления сведений о трудовой деятельности в информационной системе в настоящее время не утверждена.
Вместе с тем, хочу обратить внимание, как я уже сказал, данный проект федерального закона вносится в пакете и в законопроекте "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" обозначается, что в целях реализации норм Трудового кодекса Российской Федерации работодатели в течение 2020 года должны провести ряд мероприятий, в числе которых обеспечение технической готовности к предоставлению сведений о трудовой деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" для хранения информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации.
С учетом изложенного, а также тех замечаний, которые мной были предоставлены, хочу от Комитета по государственному строительству и законодательству высказать позицию поддержки законопроекта и рекомендации Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Петрович.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Ионин Дмитрий Александрович.
Ионии Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Да, спасибо. Актуальнейший вопрос, обращений и жалоб действительно на это много, в том числе у нас - в Центры защиты прав граждан "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Хотелось бы два нюанса уточнить.
Первый. Как технически? То есть данные передаются в Пенсионный фонд. Пенсионный фонд выявляет, как информация попадает в Государственную инспекцию труда потом, каким образом, то есть чтобы инспекция труда могла привлекать?
И второй. Что мы делаем с точки зрения привлечения к административной ответственности предприятий, которые ликвидированы, но уже после их ликвидации были выявлены факты непредставления или неполного представления? То есть тут кто будет наказан по этой статье Кодекса об административных правонарушениях?
Вуколов В. Л. Хотел бы отметить по первому вопросу, что мы не меняли саму структуру и сам ход, например, обращения гражданина с жалобой по тому или иному вопросу. То есть у нас сегодня в законе есть основание, которое как бы сегодня имеет возможность гражданин обратиться с жалобой в трудовую инспекцию, соответственно, трудовой инспектор выходит на проверку, определяет то или иное правонарушение и, соответственно, составляет протокол, выносит предупреждение, штраф в зависимости от той ситуации, которая есть.
Поэтому здесь мы процедуру нарушения вот этих прав не меняли. Это первая позиция.
Речь идёт только о том в законопроекте, о том, что в связи с принятием закона об электронной трудовой книжке, будет часть сведений, как вы знаете, о трудовой деятельности гражданина будет заноситься в эту базу. Соответственно трудовой инспектор получает право накладывать соответствующие штрафные санкции, и соответственно на это направлен этот закон. Здесь я хотел поддержать коллег из комитета и поблагодарить их за вот эти вот комментарии, о которых коллеги говорили, и я думаю, что в ходе совместной работы мы их уточним.
С точки зрения, так сказать, второго вопроса, то здесь ситуация совершенно другая. То есть работодатели, они извещают базу, если они добросовестные работодатели, то, как вы знаете, по технологии закона по передаче данных, то есть в законе об электронной трудовой книжке механизм следующий. Работодатель, принимая гражданина на работу, он передаёт сведения в базу Пенсионного фонда, и она там, так сказать, остаётся автоматически, и человек имеет возможность там ежеминутно, если у него есть личный кабинет, знакомиться с теми сведениями, которые передаёт за него работодатель.
Здесь вот эта конструкция, она немножко к данному закону не имеет отношения, потому что этот закон просто вводит ответственность, в связи с тем, что необходимо подключить Федеральную службу по труду и занятости. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.
Шеин О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
У меня вопрос. Распространяется ли данный закон, с точки зрения его идеологии, на случаи, когда люди фактически работают, но при этом с ними не заключены трудовые договоры, и соответственно про них никакой информации не предоставляется в Пенсионный фонд и другие социальные фонды.
И второй вопрос, вытекающий из первого. Не находите ли вы, что предупреждение, предостережение — это недостаточная мера, если мы говорим о столь серьёзных вещах?
Вуколов В. Л. Этот закон направлен только на нарушение, так скажем, на вопрос нарушения подачи сведений в базу Пенсионного фонда. Вот к этой части, о которой вы сейчас говорили, данный закон отношения не имеет.
Что касается предупреждения, то здесь конструкция такая, что если инспектор находит нарушения в подаче сведений, то, соответственно, он выносит предупреждение, если это носит технический характер.
Что касается того, что если как бы работодатель не исправляет, не выполняет предписание, то здесь, естественно, речь идет уже об ответственности не в виде предупреждения, а в виде штрафа. И вот как раз то, о чем говорят коллеги, здесь мы этот вопрос уточним, потому что сейчас как бы в законопроекте определено, что штраф налагается за неисполнение предписания.
Председательствующий. Спасибо.
Торощин Игорь Андреевич. Пожалуйста.
Торощин И. А., фракция ЛДПР. Спасибо.
Вопрос к Всеволоду Львовичу. Скажите, пожалуйста, действительно законопроект очень необходим нашим гражданам и действительно является социальным. И вот в продолжение вопросов своих коллег. Не услышал ответа на вопрос.
Вот гражданин работал, работал на предприятии, и его работодатель предоставил недостоверные сведения в период работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Ну и по факту работник узнает это, спустя лишь несколько лет, когда уже приходит возраст досрочно выйти на пенсию. Но в итоге в ПФР, в Пенсионном фонде России выясняется, что данная организация ликвидирована или ссылаются на какие-то другие сведения о льготном стаже.
Таких случаев очень много по стране. В том числе и в Свердловской области, когда мы обращаемся в трудовые инспекции и в прокуратуру, но результата нет никакого. И граждане вынуждены дальше работать, а у них уже есть льготный... (Микрофон отключен.)
Вуколов В. Л. Я готов прокомментировать.
Всё-таки это снова относится не к этому закону, а, так сказать, к закону об электронной трудовой книжке. Здесь вопрос очень простой. Те граждане, которые написали заявление и решили разрешить работодателю передавать сведения в электронном виде, соответственно, у них в базе Пенсионного фонда открывается личный кабинет.
В личном кабинете в режиме онлайн можно смотреть, то есть не через несколько лет, а можно там сегодня - завтра в режиме онлайн смотреть, какие данные передаёт за него работодатель. Соответственно, если работодатель за него не передал данные, то работник обращается в трудовую инспекцию и, соответственно, при этом работает механизм, который сегодня определён Трудовым кодексом.
Данный закон говорит только об уточнении ответственности именно за нарушение именно при подаче самой информации.
Если гражданин, продолжая свою мысль, решил не пользоваться электронной трудовой книжкой, то за него подаются те сведения, которые подаются сейчас, а за него продолжают вести трудовую книжку в бумажном виде. Таким образом, у него есть подтверждение в виде трудовой книжки в бумажном виде.
Поэтому вот этот алгоритм, он предусмотрен предыдущим законом, а этот закон распространяется только на норму усилия ответственности именно за нарушение подачи сведений, когда сведения поданы, но в них есть нарушения или неточности, или какие-то, так скажем, ещё огрехи.
Вот именно на это направлен этот закон. Он достаточно короткий.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич.
Шеремет М. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Уважаемый Всеволод Львович, скажите, пожалуйста, почему установлен срок — более раза в течение года, потому как объективно было бы более раза в квартал, так как сведения о трудовой деятельности предоставляются раз в месяц, если мне не изменяет память? Не считаете ли вы, что в случае предоставления неполных и недостоверных сведений о трудовой деятельности необходимо более оперативно реагировать?
Прокомментируйте, пожалуйста.
Вуколов В. Л. Что касается реакции контрольно-надзорных органов, вы знаете, мы сейчас все работаем ещё и над соответствующим гильотинированием. И в рамках этого пока сохраняется алгоритм, при котором гражданин подаёт соответствующее обращение, то есть у нас в Трудовом кодексе есть, и в соответствующих законах есть основания, по которым Федеральная служба по труду и занятости выходит на проверку. Это либо плановая проверка, либо информация в СМИ, либо информация гражданина.
Поэтому я еще раз говорю, что те сведения, которые сегодня, они выявляются путем плановой проверки, либо путем обращения гражданина, этот порядок сегодня не менялся, потому что, поскольку это не предмет этого короткого законопроекта. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть, да? Шеин Олег Васильевич. Еще есть, коллеги? Нет.
Пожалуйста, Олег Васильевич, выступайте.
Шеин О. В. Мне кажется, что дискуссия, она была правильная, но я хочу вернуться обратно к теме, связанной с неофициальной занятостью и хотел попросить бы коллегу из правительства чуть отвлечься в этом контексте от, да, да, да, поиска информации.
Вот смотрите, получается так, если информацию неверно дали, ну, ошиблись, расчетчик ошибся, то мы штрафуем, а если человек по факту работает и за него никакие взносы не выплачиваются и работодатель, в принципе, вводит в заблуждение всех и Пенсионный фонд, и Фонд социального страхования, и местный бюджет по НДФЛ, и конкурсную комиссию, если он заявился на конкурс по поставкам каких-то товаров, услуг и обманул и конкурсную комиссию, и конкурентов, которые были более честны и показывали официальную занятость со всеми взносами, то мы говорим, а этот закон, он не про это написан. Мне кажется, сама такая идеологическая посылка, она является неверной.
Второе. Конструкция по преодолению неофициальной занятости, она лежит, в принципе, наверное, в основе всей национальной дискуссии. Вот то, что мы наблюдаем сейчас по системе здравоохранения это как раз прямой продукт отсутствия денег в фондах ОМС и как следствие переработки и врачей и сложности в закупках лекарственных препаратов, и необходимого оборудования в больницах, и невозможность для бюджета полностью компенсировать это за счет, собственно, бюджетных доходов.
Поэтому мы, естественно, законопроект данный поддержим, но я бы хотел, чтобы, может быть, и сейчас, вот коллега из правительства отреагировал, о чем я говорю, и чтобы мы услышали, насколько правительство содержательно готово не только придираться к ошибке в 100 рублей в рамках начисления в Пенсионный фонд, где бухгалтерия какой-то компании совершила учетную ошибку и инспектор их поправляет, а в рамках более содержательных вещей, когда соответствующая фирма в принципе не дает информацию по реально занятым людям, и, конечно, это должно быть наказуемо не с точки зрения предупреждения, а с точки зрения реальных штрафов и других совершенно реальных действий. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Байгускаров Зариф Закирович, пожалуйста.
Байгускаров 3. 3. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Фракция "ЕДИНА Я РОССИЯ" поддерживает законопроект, поскольку он направлен для того, чтобы навести порядок в этой области. Из-за того, что работодатели не предоставляют информацию в Пенсионный фонд, страдают простые работники, потому что зачастую не перечисляются средства, и человек, выходя на пенсию, не получает положенную ему пенсию. Конечно, они обвиняют в этом государство, а на самом деле здесь виноваты зачастую сами работодатели.
Поэтому законопроект необходим. В то же время есть замечания, о них сегодня комитет говорил, но самое основное в том, что законопроектом предусматривается за неоднократное нарушение наказание в виде предупреждения, а в то же время за однократное нарушение штраф для должностных лиц от 300 до 500 рублей. Конечно, такого не бывает, должно быть наказание более адекватное совершенному деянию. Фракция просит поддержать законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Всеволод Львович, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста.
Вуколов В. Л. Спасибо большое.
Мы, безусловно, учтем все эти замечания. Мы благодарны коллегам, потому что действительно вот все три законопроекта, они направлены в том числе и на вопросы теневой занятости, и мы очень надеемся, что они вот будут следующей ступенью в решении этого вопроса. Большое спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Олег Петрович, есть необходимость выступать? Нет.
Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 37 мин. 45 сек.)
Проголосовало за 332 чел 73,8 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 335 чел.
Не голосовало 115 чел 25,6 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении законопроект.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments