leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Законопроект первого чтения о проверке контрактов с единственным поставщиком

Законопроект первого чтения о проверке контрактов с единственным поставщиком
16. 809044-7 Госдума в итоге без обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся»
Документ внесен правительством 09.10.19.
Представил замминистра финансов Алексей Лавров.
Член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Андрей Ветлужских.
Законопроектом предусматривается заключение заказчиком контракта по результатам признания несостоявшимися конкурса, аукциона или запроса предложений в связи с наличием только одной поданной и соответствующей установленным заказчиком требований заявки либо в связи с признанием только одной заявки соответствующей таким требованиям, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством РФ, исключительно по согласованию с контрольным органом в сфере закупок.
Правительством РФ будут устанавливаться правила согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусматривающие в том числе порядок направления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), требования к его содержанию и форме, а также порядок рассмотрения контрольным органом в сфере закупок такого обращения, основания для принятия решения о согласовании либо об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.
Кроме того, предусматривается исключение из сферы действия базового ФЗ заключения соглашений об установлении сервитутов (поскольку порядок заключения таких соглашений регулируется земельным законодательством и не может в полной мере соответствовать требованиям базового ФЗ, в т.ч. в части планирования, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка исполнения контракта). Также предусмотрены изменения, направленные на обеспечение возможности заключения договора аренды с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в отношении такого объекта недвижимости, как земельный участок.
Предусматривается расширение способов закрепления нежилых помещений в части передачи их заказчику на праве хозяйственного ведения с целью применения положений базового ФЗ, предусматривающих возможность заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества, одного или нескольких нежилых помещений (данное изменение обусловлено распространением положений базового ФЗ на унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Первое чтение 390 0 0 15:14

Стенограмма обсуждения
16-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся". Алексей Михайлович Лавров докладывает, пожалуйста.
Лавров А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! На этот раз мы говорим уже о 44-м федеральном законе, то есть о закупках для государственных и муниципальных нужд. И в его правоприменении есть одна проблема, которую мы с самых разных сторон будем пытаться решить - это большое количество аукционов и других процедур, признанных несостоявшимися из-за того, что в итоге остался один участник. В этом случае можно заключать контракт, но по статистике у нас получается высокая доля закупок у единственного поставщика, это, во-первых. Но сама статистика – это ничего, но нет конкуренции, нет снижения цен и вообще это негативная характеристика всего процесса закупок.
Мы предлагали уже и отдельные меры специальные по повышению конкуренции, в частности переход на согласие с документацией по строительным работам, что уже существенно повлияло на повышение конкурентного рынка.
Но вот еще одна дополнительная мера, которая длительное время прорабатывалась, и мы предлагаем следующий подход. Если процедура признана вот таким, остался один в итоге участник, эту закупку должен проверить контрольный орган — ФАС или контрольные органы субъектов и муниципалитетов. На предмет чего? Всё ли там правильно в документации, нет ли там каких-то особых условий, которые препятствуют конкуренции, правильно ли обоснована цена, правильно организован весь процесс. И вот проведя такую внеплановую проверку, мы получаем гарантию, что на эту конкретную закупку просто не пришли по тем или иным причинам поставщики, но не из-за того, что закупка была организована неправильно.
Конечно, первоначально мы предлагаем при этом, чтобы проверки такие, чтобы не было особого замедления в процедурах, касались пока только относительно значительных по объёму закупок, такой потолок установит правительство. Но по мере того, как эта практика будет нарабатываться, мы будем уже корректировать масштаб охвата этих процедур такими проверками.
Мы исходим из того, что и предполагаем, что это существенно повлияет на более обоснованную подготовку таких процедур и будет способствовать сокращению несостоявшихся процедур.
Ну и плюс еще три технических изменения, которые связаны с тем, что на самом деле сократить сферу, исключить из сферы 44-го получение сервитутов, то есть в особое пользование земельных участков. Это всё урегулировано Земельным кодексом, здесь вообще никаких не надо проводить конкурентных процедур.
Договор аренды заключается с единственным поставщиком не только на аренду зданий, но и земельных участков, потому что это вот был просто пробел законодательства.
И позволит заключать контракты с единственным поставщиком на поставку коммунальных услуг, как это есть и сейчас, но не только если имущество находится у вас в оперативном управлении или в собственности, но и также в хозяйственном ведении. Это также недавно возникшая такая правовая неопределенность, которая препятствует унитарным предприятиям заключать контракты с единственным поставщиком, когда такой другой возможности просто нет, потому что данное помещение подключено к определенным сетям.
Законопроект хоть и локальный, точечный, но решает ряд назревших и технических проблем, и самое главное, решает... одна из возможных мер по решению системной проблемы - низкий уровень конкуренции при проведении закупок.
Просим поддержать законопроект.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Михайлович, присаживайтесь.
С содокладом выступает Андрей Леонидович Ветлужских от Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
Ветлужских А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Комитет рассмотрел данный законопроект в первом чтении и предлагает принять его в первом чтении.
Основное, что поддерживает комитет, это то, что если закупка не состоялась из-за того, что там один остался участник аукциона или конкурса, то устанавливается сумма, устанавливается правительством сумма, ниже которой если контракт, то не надо согласования с ФАС, не надо согласования больше ни с какой инстанцией. Если покупатель и заказчик согласны, то контракт, то покупка, данная закупка производится.
В то же время если сумма контракта выше той суммы, которую установило правительство, то здесь, наоборот, усиливается контроль. Во-первых, обязательная проверка.
Во-вторых, правительство утверждает правила согласования, процедуру согласования ФАСом данной сделки, данной закупки, вплоть до того, что может установить там и максимальную цену закупки, при которой ФАС в принципе может согласовывать или не согласовывать.
И вводится также дополнительный механизм, что ФАС может, с одной стороны, согласовать, с другой стороны, не согласовать и, с третьей появляется, что может дать замечания, при устранении которых данная сделка, данная закупка с одним участником конкурса производится.
Комитет считает, что данный законопроект позволяет, во-первых, перераспределить внимание контрольных органов ФАС с мелких закупок на крупные закупки, и это важно и хорошо, с другой стороны, снижает административные барьеры для закупок на малые суммы и ускоряет их и, с другой стороны, позволяет пристальное внимание настроить, оказать контрольным органам на крупные закупки.
Комитет поддерживает принятие в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Леонидович.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Тетерин Иван Михайлович.
Тетерин И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Алексей Михайлович, в каком состоянии проработка вопроса по части той, что мы уже десятки изменений, дополнений принимаем выхода нового законопроекта по этой тематике? Спасибо.
Лавров А. М. Уважаемый Иван Михайлович, уважаемые депутаты!
Первый комплексный законопроект был принят весной этого года - 71-й федеральный закон, который расшил самые актуальные, самые такие значимые узкие места. И по практике его правоприменения с 1 июля мы уже чувствуем сугубо положительное его влияние как и в отношении сокращения сроков закупок практически в два раза, если так, в целом говорить, так и по возможности внесения изменений в контракты, упрощению всех процедур.
В настоящее время по принятым весной же решениям и поручением, Министерство финансов вместе с ФАС и Федеральным казначейством завершает подготовку второго комплексного законопроекта, который, мы рассчитываем, что в ближайшие дни, до конца года будет внесён в правительство и затем в Государственную Думу.
Он носит значительно более сложный характер, поскольку требует не точечных поправок, а глобального такого пересмотра всех процедур, с точки зрения их упрощения и повышения прозрачности. Ну в весеннюю сессию, очень рассчитываем, что он будет принят и, по сути, мы будем иметь новое правовое регулирование закупок по 44-му федеральному закону.
Председательствующий. Спасибо.
Ганзя Вера Анатольевна.
Ганзя В. А., фракция КПРФ.
Вопрос к Алексею Михайловичу. Алексей Михайлович, вот цена снижена уже была в первом случае, когда проводится этот аукцион, то есть конкурсные мероприятия и вот теперь, если не состоялось это мероприятие, то, получается, если будет ниже цена, то без всякого согласования можно будет проводить эту закупку.
Но ведь и без того была цена снижена и если опять снижается и как вообще это будет отражаться на качестве товаров и услуг для заказчика?
Лавров А. М. Уважаемая Вера Анатольевна, уважаемые депутаты! Если оказался к закупке допущен один участник или пришёл один, он ничего снижать и не будет, поэтому закупка состоится по максимальной объявленной цене. Такие ситуации имеют место.
И вопрос состоит в следующем: а вообще правильно ли была назначена цена или правильно был описан объект закупки? Если всё правильно, то ФАС даст согласие на заключение этого контракта, если выявлены нарушения, он может вплоть до отмены этой закупки. Это, на наш взгляд, один из механизмов, который будет как раз препятствовать тому, что в ходе аукционов цена вообще не снизилась.
Что касается второй стороны вопроса, а не скажется ли на качестве, когда участники борются за снижение цены, ну для этого есть целый ряд механизмов, как-то и одностороннее расторжение контрактов, обеспечение, которое каждый поставщик вносит и теряет в случае этого расторжения контракта.
Доступ, предквалификация очень важный инструмент, который мы уже сейчас внедрили в строительстве и будем и дальше развивать в виде универсальной предквалификации, то есть, вообще, к процедурам допускается только тот, кто имеет уже опыт работы по государственным и муниципальным контрактам, и это будет обеспечиваться иными инструментами, но не этим конкретным инструментом.
Председательствующий. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. Выборный А. Б. Уважаемый Алексей Михайлович!
Наделяя, таким образом, правительство полномочиями по установлению правил согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком, скажите, пожалуйста, какие предположительно требования будут положены в основу порядка направления обращения на этот счет его форме, содержанию, а главным образом к порядку рассмотрения такого обращения и основанием для согласования либо отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.
Спасибо.
Лавров А. М. Уважаемый Анатолий Борисович! Уважаемые депутаты!
Мы исходим из того, что все-таки это будет такая дополнительная функция ФАС и она должна будет реализовываться в пределах его действующей численности и поэтому первой и самой главной задачей, которую нам предстоит решить, это определение размера контрактов, которые будут подлежать такой обязательной проверке автоматически, вне зависимости от того обращается кто-нибудь или не обращается.
Здесь у нас есть, мы проведем с ФАС расчеты и представим определенные предложения, но сейчас у нас размер, так скажем, крупных значимых контрактов он достаточно широк. В одних случаях у нас может считаться крупными контракты свыше 100 миллионов рублей, в других свыше 2 миллиардов рублей, ну где-то вот в этой вилке, очевидно, мы должны будем найти тот порог, который позволит ФАС эффективно в автоматическом режиме проводить проверки таких закупок.
Что касается критериев согласия или несогласия, то они все, в принципе, уже сейчас урегулированы действующими законодательствами и регламентом ФАС. ФАС не может произвольно подтверждать или не подтверждать нарушение, там действуют определенные критерии правомерности описания закупок, соблюдения всех процедур, это здесь общий будет применяться порядок проверки и поэтому каких-то дополнительных проблем мы не видим. Председательствующий. Спасибо. Гусева Ирина Михайловна.
Гусева И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Иван Иванович.
Алексей Михайлович, у меня к вам.
Первое. Я думаю, выражу общее мнение, что, вообще-то, уже давным-давно на площадке Государственной Думы надо рассмотреть реализацию уже тех законных актов, которые существуют, потому что жалоб очень много, действительно страдает качество. И сколько бы мы не меняли правила игры, по-прежнему количество и качество берут верх.
А вот новелла этого законопроекта мне непонятна. Скажите, всё-таки в срок рассмотрения обращения согласований и контрольный орган в сфере закупок будет проводить внеплановую проверку. То есть, это параллельно идущие процессы или конкурс прошёл, остановили, если с одним идёт проверка, и только потом заключается соглашение-договор, как? Потому что здесь новелла - параллельно идущие дороги. Ну с точки зрения русского языка предложение так написано.
Лавров А. М. Как только процедура завершена, так ФАС должен в течение очень ограниченного количества времени проверить и дать своё согласие либо на заключение, либо на повторное проведение и либо устранение выявленных нарушений. И при этом мы исходим из того, что это должна быть действительно недлинная проверка, чтобы не тормозить процесс закупок. Но если есть там, в законопроекте, такие неопределённости, что, когда начинает, когда заканчивается, мы ко второму чтению ещё этот вопрос дополнительно проработаем, и дополнительно представим вам свои предложения.
Но что касается "цена качества", то мы, безусловно, готовы обсудить все и конкретные случаи, и в общем случаи, есть рабочая группа, возглавляемая Александром Дмитриевичем Жуковым, которая регулярно рассматривает все предложения по улучшению действующего регулирования. У нас есть возможность действительно проведения не только аукционов, но и конкурсов. Мы двигаемся сейчас очень существенно, потому, чтобы и даже к аукционам не допускать тех, кто не может гарантировать качество, то есть, не имеет подтверждённого опыта успешной реализации государственных и муниципальных контрактов.
Ну а каждый конкретный случай поставки некачественной продукции или невыполнения принятых обязательств, безусловно, должен быть предметом специального изучения и вплоть до включения в реестр недобросовестных поставщиков. И я должен обратить внимание, что па самом деле это такие случаи у нас имеют место, и поставщик несёт серьезную, в том числе и не только административную, но и финансовую ответственность.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить действительно.
Ставлю законопроект на голосование.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 14 мин. 44 сек.)
Проголосовало за 390 чел 86,7 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 390 чел.
Не голосовало 60 чел 13,3 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments